Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста, как один из факторов профессиональной пригодности
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 26.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Нервно-психическая устойчивость личности юриста как один из факторов профессиональной пригодности 5
1.1 Психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста 5
1.2 Профессионально значимые качества личности юриста 10
Глава 2. Профессионально-психологические особенности личности следователя 21
Заключение 25
Список литературы 27
После всестороннего изучения опыта профессионально-психологического отбора, накопленного в некоторых государственно-правовых ведомствах, близких по характеру работы своих сотрудников к профессиональной деятельности прокурорских работников, а также на основе специально проведенного исследования была скомплектована батарея тестов, в которую в качестве основных вошли следующие психодиагностические методики: шкала прогрессивных матриц Дж. Равена, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО), стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) — адаптированный; в качестве дополнительных: цветовой тест М. Люшера, опросник «Уровень субъективного контроля» А.М Эткина, опросник УСК, тест «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса. В ходе проведенного исследования психологические критерии профессиональной пригодности, выявленные с помощью отобранных тестов, сопоставлялись с объективными критериями оценки прокурорских работников. Материалы личных дел, а также факт назначения на руководящую должность в группе прокурорских работников из резерва для выдвижения, позволили разделить всех обследованных на четыре группы профессиональной пригодности: - высокий уровень профессиональной эффективности, полное служебное соответствие, высоковероятный прогноз профессиональной успешности;- средний уровень профессиональной пригодности (в основном, соответствует требованиям прокурорско-следственной специальности);- кандидат частично соответствует требованиям прокурорско- следственной специальности (может быть принят на работу при большом числе вакантных мест);- низкий уровень профессиональной эффективности, несоответствие кандидата служебному назначению, прогноз его профессиональной неуспешности. Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена)предназначена для исследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить, находить существенные связи между предметами и явлениями, для определения уровня умственной работоспособности, умение концентрировать внимание, сообразительности в целом, т.е. качеств, необходимых в деятельности юриста, а более прокурорско- следственных работников. Низкие результаты по методике позволяют выявить лиц со сниженными интеллектуальными, познавательными способностями, с недостаточно развитым аналитическим складом мышления, неспособных концентрировать внимание.Глава 2.Профессионально-психологические особенности личности следователяЦель следственной деятельности — правовая охрана основных социальных ценностей общества, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных суду. Профессионально-психологические особенности личности следователя обусловлены социально-политическими, нравственными и психологическими особенностями следственной деятельности. Деятельность следователя характеризуется:- процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя;- познавательно-поисковой направленностью;- оперативностью (практические результаты одного действия предопределяют выбор другого действия;- направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц;- наличием властных полномочий, широкой социальной коммуникативностью, повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения.Наличие властных полномочий является одним из самых существенных психологических факторов межличностного взаимодействия следователя с другими участниками уголовного процесса. Эти полномочия могут создать иллюзию обвинительной направленности деятельности следователя, а в некоторых случаях вызвать соответствующую профессиональную деформацию. Между тем, функция следователя — не обвинение, и не защита, а поиск истины в процессе расследования посредством полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела. Повышенная психическая напряженность следователя, необходимость постоянной оперативной реактивности, предъявляют особые требования к нейрофизиологической организации психики следователя. К важным нервно-психическим качествам профессии следователя можно отнести:- сенситивность — повышенную нервно-психическую чувствительность к внешним воздействиям;- оптимальное соотношение реактивности (импульсивности) и активности, импульсивность — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам;- эмоциональную устойчивость;- пластичность нервных процессов; пониженный уровень тревожности (тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях;- резистентность — сопротивляемость внешним и внутренним условиям, препятствующим осуществлению начатой деятельности; толерантность — устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.Для деятельности следователя существенны также общие особенности организации его сознания, такие, как объем, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, уравновешенность аналитической и синтетической сторон восприятия мышления, высокий энергетический уровень активности.Среди характерологических качеств следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества. Практическое мышление следователя подвержено постоянному испытанию практикой. Этим обусловлены повышенная ответственность и напряженность, присущие работе следователя. Особенностью практического мышления следователя являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особое и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить к действию. Весьма существенно оптимальное соотношение ума и воли следователя — познавательных и энергетических способностей. Действенная направленность — одно из отличительных качеств следователя. Познавательно-поисковые, эвристические качества следователя — это его базовые качества. Они должны сочетаться в рядом других профессионально-характерологических качеств. Процессуальная независимость следователя требует от него высокой инициативности, организованности и социальной ответственности. Чтобы справиться с нервно-психической перегрузкой, он должен обладать эмоционально-волевой выносливостью, выдержкой, хладнокровием, упорством, неиссякаемой верой в успех своего дела. Кроме того, физическая выносливость, развитые адаптационные возможности, необходимые для работы в сложных, нередко «полевых» условиях, для проведения неотложных следственных действий в любой обстановке. Эти качества формируются в процессе следственной деятельности. С другой стороны, длительная профессиональная деятельность следователя при недостаточной самокритичности может привести к профессионально обусловленной деформации. В силу того, что следователь обладает определенными полномочиями, у него могут закрепиться такие негативные личностные качества, как высокомерие, чванливость, грубость, душевная черствость. Постоянным подчинением деятельности процессуальной регламентации нередко обусловлены ригидность (негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, не неизменяемость ранее занятой позиции. Различаются когнитивная ригидность — трудность перестройки восприятия и представления в измененных условиях. Аффективная ригидность — косность эмоциональных откликов), негибкость, приверженность к шаблонным решениям, формализм, частым соприкосновением с асоциальными проявлениями — устойчивая подозрительность, предвзятость, обвинительный уклон, часто возникающая, в связи с дефицитом времени, торопливость, поверхностность, правовой нигилизм, проявляющийся в пренебрежительном отношении отдельными процессуальными требованиями, в нарушении прав подследственных лиц, чувством корпоративности.ЗаключениеКоренные изменения общественно-экономических отношений в стране, формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности государственно-правовых структур, правоохранительных органов, в повышении качества прокурорского надзора, судебного рассмотрения дел выдвинули на одно из приоритетных мест задачу научной разработки и практической реализации кадровой политики в системе правоохранительных органов, юридических служб, в том числе их кадрового обеспечения.Для успешного решения этой задачи, прежде всего, необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное, научно обоснованное описание, т.е., по существу, создать ее профессиограмму. Необходимо определить требования, которые предъявляет эта деятельность к психике, личности юриста, к его психофизиологическим качествам, которые должны составить содержание психограммы личности юриста с определением четких критериев его профессиональной пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, в различных государственно-правовых и других структурах.Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации человеческого фактора.В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности.Список литературыГоловин М.В. Некоторые психологические особенности личности современного следователя. – М.: 2021, с. 89-92;Дымов Г. А./ Психологические методы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними // Российский следователь. - 2010 - № 5;Жалинский А. Е. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. – М.: БЕК, 2018;Зотов А.Д., Краснов И.А. Профессиональная деформация следователя: новые формы в современной России // Юридическая наука. 2021. № 1. С. 86–89;"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.;Кроз М.В., Ратинов Н.А. Избранные труды Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М.:, 2016. – 212 с.;Павлов Р.Ю. Проблемы формирования криминалистического мышления следователя // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 1 (42). С. 68–73. https://doi.org/10.37523/SUI.2021.42.1.010;Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2008. 349 c.;Романчук М.В. Методы формирования профессионально важных качеств сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 2. С. 31–35.;Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: , 1961, с. 9—20.
2.Дымов Г. А./ Психологические методы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними // Российский следователь. - 2010 - № 5;
3.Жалинский А. Е. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. – М.: БЕК, 2018;
4.Зотов А.Д., Краснов И.А. Профессиональная деформация следователя: новые формы в современной России // Юридическая наука. 2021. № 1. С. 86–89;
5."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.;
6.Кроз М.В., Ратинов Н.А. Избранные труды Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М.:, 2016. – 212 с.;
7.Павлов Р.Ю. Проблемы формирования криминалистического мышления следователя // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 1 (42). С. 68–73. https://doi.org/10.37523/SUI.2021.42.1.010;
8.Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2008. 349 c.;
9.Романчук М.В. Методы формирования профессионально важных качеств сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 2. С. 31–35.;
10.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: , 1961, с. 9—20.