Латинская Америка как глобальный регион и её экономическое взаимодействие с РФ
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 34 + 34 источника
- Добавлена 28.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Потенциал Латинской Америки как глобального региона 5
1.1. Экономическая характеристика региона 5
1.2. Вклад отдельных стран Латинской Америки в мировую экономику 20
2. Взаимодействие Латинской Америки и РФ 34
2.1. История экономических взаимоотношений 34
2.2. Современный этап экономических взаимоотношений России и стран Латинской Америки 43
2.3. Перспективы развития экономического сотрудничества России и стран Латинской Америки 45
3. Страны Латинской Америки и РФ в рамках международных объединений 48
3.1. Участие России и стран Латинской Америки в БРИКС 48
3.2. Участие России и стран Латинской Америки в ШОС 64
Заключение 66
Список использованных источников 67
Соединенные Штаты являются крупнейшим членом МВФ с правом решающего голоса с долей в 17 процентов. МВФ дал правительству США срок до конца 2014 года для принятия законодательства, одобряющего реформы, но на сегодняшний день этого сделано не было. Конгресс США, в котором доминируют республиканцы, приостановил любое одобрение, хотя президент и демократы выступают за реформы. Противники реформы МВФ скептически относятся к поддержке странами с формирующейся рыночной экономикой существующих норм и ценностей преобладающих международных финансовых институтов. Кроме того, противники реформ обеспокоены тем, что страны с формирующейся рыночной экономикой могут выбрать финансовые и торговые стратегии, которые в меньшей степени соответствуют стратегиям Соединенных Штатов.В официальных сообщениях для прессы с 6-го ежегодного саммита БРИКС, состоявшегося в 2014 году, пояснялось, что лидеры стран БРИКС “подтвердили свое разочарование и серьезную озабоченность по поводу невыполнения реформ МВФ 2010 года и их влияния на легитимность и доверие к фондам… Они также подчеркнули необходимость продолжения процессов реформирования МВФ” (БРИКС, 2014). Всемирный банк: С момента своего основания в 1944 году основным направлением деятельности Всемирного банка было восстановление пострадавших от войны европейских и других стран. Однако, согласно Всемирному банку (2015a), хотя реконструкция остается важной частью его работы, в сегодняшнем Всемирном банке “сокращение бедности посредством инклюзивной и устойчивой глобализации является всеобъемлющей целью...”Всемирный банк превратился из единственного учреждения, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), в тесно связанную группу (Группа Всемирного банка) из пяти институтов развития. Ссылка на “Всемирный банк” обычно включает в себя два основных механизма кредитования развития - МБРР и Международную ассоциацию развития (МАР), и эта ссылка будет сохранена в настоящем документе. В широком смысле МБРР предоставляет займы правительствам стран со средним уровнем дохода и некоторым кредитоспособным странам с низким уровнем дохода, в то время как МАР предоставляет беспроцентные кредиты и гранты правительствам беднейших стран мира. Некоторые критики Всемирного банка утверждают, что учреждение игнорирует экологические и социальные последствия проектов, которые оно поддерживает. Другие критики утверждают, что кредитование Всемирного банка приводит к возникновению высокой и бессрочной задолженности развивающихся стран, в результате чего на долговые обязательства тратится больше средств, чем на основные социальные услуги. (Институт Левина, Государственный университет Нью-Йорка, 2015) В центре внимания Всемирного банка находится развитие инфраструктуры. Хотя некоторые проекты ГВБ имеют некоторые инфраструктурные компоненты, а в нескольких странах есть дорожные и водные проекты, общественная инфраструктура (дороги, мосты и т.д.), по-видимому, в настоящее время не является объектом кредитования Всемирного банка. Однако Всемирный банк признает, что в развивающихся странах в целом существует серьезный разрыв в инфраструктуре, и оценивает разрыв в инфраструктуре в странах с низким и средним уровнем дохода в целом в 1 трлн долларов США. Всемирный банк приходит к выводу, что доступ к базовым инфраструктурным услугам в этих странах остается проблемой (Всемирный банк, 2015b). Отношения Всемирного банка и МВФ со странами Латинской Америки и Карибского бассейна имеют давние и устойчивые отношения со Всемирным банком. Многие из этих стран начинали получать помощь МАР и в некотором смысле “перешли” к другим формам помощи от Всемирного банка. Эта “градация” означает, что страны подвергаются большему количеству форм кредитования, не связанных с льготами. За пятилетний период с января 2010 года по конец 2014 года Всемирный банк профинансировал или обязался выделить финансирование в общей сложности 362 проектам в Латинской Америке и Карибском бассейне. К концу 2014 года 250 из этих проектов оставались активными, в то время как 112 были закрыты. За последние 5 лет Всемирный банк выделил на проекты LAC более 38 миллиардов долларов США, и финансирование было направлено ряду стран и секторов в Латинской Америке и Карибском бассейне (Всемирный банк, 2015c). Заметными исключениями из финансирования проектов Всемирного банка в этот период являются Венесуэла, а также Куба, которая вышла из своего членства в 1960 году. Отмечается, что поддержка Банка в регионе была направлена на “создание возможностей для всех посредством проектов государственного и частного секторов, которые расширяют государственные услуги, повышают региональную производительность, конкурентоспособность и интеграцию, создают качественные рабочие места и оказывают помощь наиболее нуждающимся”. ГВБ упомянула заслуживающие внимания проекты в области образования, изменения климата и здравоохранения (Всемирный банк, 2015c). Многие страны ЛКА не обращались за финансовой поддержкой МВФ и не получали ее более десяти лет. Некоторые страны региона, включая Аргентину, Боливию, Бразилию, Чили, Колумбию, Коста-Рику, Эквадор, Гватемалу, Гондурас, Мексику, Панаму, Барбадос, Перу и Уругвай, не получали выплат от МВФ более 10 лет. Такие страны, как Бразилия и Аргентина, столкнулись с публичной борьбой с МВФ и с 2006 года “освободились” от диктата МВФ и зависимости от него, предварительно оплатив свои кредиты в этом учреждении. Согласно данным, предоставленным Всемирным банком (2015d), страны БРИКС составляют приблизительно 42% населения земного шара и на их долю приходится примерно 22% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) в текущих долларах США и более 30% валового национального дохода (ВНД) на основе паритета покупательной способности (ППС) в 2014 году. Важной особенностью блока БРИКС является то, что в его состав входят в основном крупные страны с формирующимся рынком, некоторые из которых демонстрируют лидирующие темпы роста в своих соответствующих регионах и во всем мире. Китай является самой густонаселенной страной в мире и второй по величине мировой экономикой с объемом производства в 10,36 трлн долларов США и экономическим ростом на 7,4% в 2014 году.Индия - вторая по численности населения страна, занимающая 9-е место по объему мирового ВВП, и ее экономика выросла на 7,4% в 2014 году. Россия занимает 10-е место по величине экономики в мире. Бразилия - крупнейшая экономика Латинской Америки, самая густонаселенная страна региона ЛКА и 7-я по величине экономика в мире. Бразилия также входит в число крупнейших мировых производителей продуктов питания. Южная Африка относится к странам с уровнем дохода выше среднего; это вторая по величине экономика в Африке; в 2014 году она занимала 33-е место в мире по размеру ВВП (Всемирный банк, 2015d). Остальные четыре экономики БРИКС занимают от 2-го до 10-го места по размеру ВВП. Общий объем товарооборота между странами БРИКС в 2013 году составил 6,14 трлн долларов, или почти 17 процентов от общемирового объема. (Новости RT, 15 июля 2014 г.). Павги (2012) отметил, что двадцать лет назад страны БРИКС были чистыми получателями помощи, изо всех сил пытаясь скорректировать неудачную экономическую политику и справиться с глубокими социальными кризисами, но сегодня они наращивают глобальные силы и проявили заинтересованность в том, чтобы внести свой вклад в глобальный разговор о передовой практике в области развития. Рассматривая БРИКС как оппортунистическое партнерство, Климан (2013) выразил скептицизм по поводу согласованности и жизнеспособности блока БРИКС, рассматривая его членов как геополитически и идеологически несопоставимых, если не соперников. Гвоздев (2012) утверждал, что “что объединяет их, так это то, что все пятеро разделяют в целом общий взгляд на международную систему - важность многополярности и государственного суверенитета, - что придало группе некоторую степень сплоченности”. Ключевым вопросом, по которому страны БРИКС обычно сходятся во мнении, является необходимость продвижения вперед в реформировании МФО и валютных правил, чтобы передать большее влияние глобальному югу в МВФ и ослабить позиции доллара как резервной валюты за счет усиления роли специальных прав заимствования МВФ. Банк БРИКС На своем 6-м саммите, состоявшемся в Бразилии 14-16 июля 2014 года, страны БРИКС создали то, что в народе известно как Банк БРИКС (пара из двух институтов) со штаб-квартирой в Шанхае, Китай. Официальными названиями этой пары являются Новый банк развития (NDB) и Соглашение об условных резервах (CRA).Банк БРИКС был создан из-за озабоченности тем, что архитектура и структура управления существующих МФО должны быть реструктурированы и отражать изменения в мировой экономике, повышая голос и представительство стран с формирующейся экономикой и развивающихся стран. Хотя по итогам саммита были приняты другие компоненты и соглашения, например Соглашение о сотрудничестве в области инноваций и Меморандум о взаимопонимании (MOU) по сотрудничеству между агентствами по страхованию экспортных кредитов стран БРИКС, в настоящем документе рассматриваются только следующие два компонента: 1. Новый банк развития (НБР) финансируется за счет общего объема ресурсов в размере 50 миллиардов долларов. Ожидается, что каждая из пяти стран внесет по 10 миллиардов долларов на создание многостороннего финансового учреждения, в некотором роде, по образцу Всемирного банка. 2. Соглашение об условных резервах (CRA), представляющее собой фонд в размере 100 миллиардов долларов, предназначенный для оказания краткосрочной поддержки ликвидностью членам группы аналогично деятельности МВФ. Соглашение о Новом Банке развития объясняет его цель следующим образом: “Банк будет мобилизовывать ресурсы для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в БРИКС и других странах с формирующейся экономикой и развивающихся странах, дополняя существующие усилия многосторонних и региональных финансовых институтов по глобальному росту и развитию”. (БРИКС, 2014) Это намерение расширить возможности страны с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны, уделяющие особое внимание своей инфраструктуре и устойчивому развитию, резко контрастируют с текущими целями Всемирного банка. Механизм условного резервирования: Механизм условных резервов является эквивалентом МВФ в странах БРИКС.Соглашение учреждает самоуправляемый условный резервный фонд для предотвращения краткосрочных проблем с платежным балансом, обеспечения взаимной поддержки и дальнейшего укрепления финансовой стабильности среди стран-участниц БРИКС. CRA рассматривается странами БРИКС как укрепление глобальной системы финансовой безопасности и дополнение существующих международных валютно-финансовых механизмов (БРИКС, 2014). Хотя в настоящее время участие в CRA ограничено членами БРИКС, Совет управляющих CRA уполномочен одобрять вступление новых стран.По-видимому, нет никаких положений о заимствованиях странами, не участвующими в CRA. МВФ/Всемирный банк располагает капиталом для антикризисного управления в размере 800 миллиардов долларов, и около 200 стран-членов имеют доступ к этим ресурсам. В настоящее время CRA БРИКС объединяет пять стран-участниц на сумму 100 миллиардов долларов. Макдауэлл пришел к выводу, что CRA предоставляет каждой из стран БРИКС больше прав заимствования, чем их квота в МВФ. Макдауэлл далее утверждает, что Банк БРИКС будет поддерживать, а не оспаривать статус-кво глобальной финансовой системы. Для того, чтобы оценить влияние Банка БРИКС на Латиноамериканский регион, необходимо также получить представление о двусторонних отношениях между странами БРИКС и регионом. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна имеют давние торговые и инвестиционные отношения и договоренности со многими странами БРИКС. Учитывая понимание текущих экономических отношений между БРИКС и регионом ЛКА, каковы последствия создания Банка БРИКС для региона? Несмотря на то, что банк БРИКС создан недавно, интерес к его деятельности и роли в международном финансовом ландшафте растет. Это преподносится как вызов операциям Всемирного банка и МВФ. Но возникающий институт также можно рассматривать как дополнение к работе более старых МФО. Его взаимосвязь с другими странами с формирующимся рынком и развивающимися странами (EMEDC), включая страны ЛКА, и последствия для них еще предстоит полностью раскрыть. Недавние отношения со странами БРИКС и Меморандумы о взаимопонимании в отношении их новых финансовых институтов дают некоторое представление о последствиях для Латинской Америки и Карибского бассейна. Компонент CRA и ЛКА: Компонент CRA соглашения БРИКС в настоящее время не предназначен для вовлечения стран, не входящих в группу БРИКС. Единственной страной ЛКА, на которую деятельность CRA может оказать непосредственное влияние, является Бразилия. Для Бразилии CRA представляет собой систему социальной защиты, которая может помочь справиться с краткосрочными трудностями с платежным балансом. Бразилия, однако, должна быть готова оказать помощь другим странам-членам, если они будут нуждаться в финансовой поддержке. Новый банк развития (НБР) и ЛКА: Из-за своего акцента на развитие инфраструктуры НБР БРИКС, по-видимому, с большей вероятностью из двух компонентов привлечет внимание стран Латинской Америки и Карибского бассейна и окажет на них влияние. Озабоченность США своей внутренней политикой и их основное внимание войнам и террористическим угрозам привели к отсутствию внимания к проблемам развития стран с формирующейся экономикой и развивающихся стран, таких как Латинская Америка и Карибский бассейн. Такое пренебрежение со стороны США проблемами развития стран ЛКА обеспечило легитимность и возможность странам БРИКС и их Новому банку развития играть большую роль в регионе. Страны ЛКА находятся в хорошем положении как регион для заключения сделок с НБР БРИКС. Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕ ЛКА), созданное в 2011 году, объединяет 33 независимых государства с населением 600 миллионов человек и может обеспечить единый форум для взаимодействия с Банком БРИКС. Членство Бразилии как в СЕ ЛКА, так и в БРИКС может способствовать достижению этой цели.Махапатра сообщил, что должностным лицам СЕ ЛКА было поручено продвигать интересы своих стран-участниц в отношениях с другими странами, включая БРИКС. Были проведены переговоры с Индией, Россией и Китаем. Региональные лидеры совершали поездки в эти страны БРИК в поисках помощи и торговли, в то время как лидеры стран БРИК отвечали взаимностью визитами и проводили переговоры со странами СЕ ЛКА. Между странами БРИКС, особенно Китаем и Индией, и странами ЛКА, установились дружеские и непринужденные отношения. Махапатра заявил: “Взаимодействие БРИКС с СЕ ЛКА является не только фактором продвижения многосторонности и укрепления многополярной структуры мира, но и дает экономические преимущества обеим группировкам. В то время как страны - члены БРИКС быстро наращивают экономику, располагая огромными финансовыми ресурсами, страны СЕ ЛКА также демонстрируют рост, несмотря на замедление мировой экономики. ... Огромное население СЕ ЛКА делает регион обширным рынком для инвестиций, а также для импорта из стран БРИКС”. (Махапатра, 2014) Махапатра рассматривал банк БРИКС как эффективный инструмент и пришел к выводу, что отношения между БРИКС как коллективом и регионом ЛКА могут привести к появлению общих стратегий изучения ресурсов региона для получения взаимной выгоды. В то время как НБР БРИКС в первую очередь заботится о своих нынешних пяти членах, дверь была оставлена открытой для возможного оказания помощи другим экономикам, и ЛКА, похоже, очень готов к получению финансирования. Однако НБР является в первую очередь финансовым учреждением и, скорее всего, будет действовать осмотрительно, эффективно и результативно, направленным на достижение результатов, соответствующих целям БРИКС и предназначению Банка. Кредиты будут предоставляться на обоснованные проекты правительствам стран, которые с наибольшей вероятностью смогут их погасить. Основной целью НБР является поддержка инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся странах. Латинская Америка испытывает огромные неудовлетворенные потребности в области инфраструктуры и, вероятно, получит поддержку в этой области. На 6-м саммите БРИКС в Бразилии было много свидетельств этого намерения. Вскоре после их встречи, на которой был создан НБР в июле 2014 года, лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки провели переговоры за закрытыми дверями в Бразилиа с коллегами из Аргентины, Чили, Колумбии, Эквадора, Венесуэлы и других латиноамериканских стран (Thomet, 2014). Thomet сообщил, что президент Бразилии ДилмаРуссефф намекнула на возможность предоставления помощи погрязшей в долгах Аргентине, которая рискует объявить дефолт по долгам в размере 1,3 миллиарда долларов после проигранной в Верховном суде США тяжбы с хедж-фондами. Томет процитировал слова главы кабинета министров Аргентины Хорхе Капитанича: “Нам нужны банки развития, которые выступают в качестве инструментов финансирования инфраструктурных работ и повышения конкурентоспособности, в отличие от банков развития с вымогательскими инструментами развитых стран”. Однако страны Латинской Америки и Карибского бассейна могут напрямую конкурировать с африканскими, азиатскими и другими развивающимися странами за финансирование из НБР. Однако помогает то, что в 2014 году азиатские страны учредили Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), половина финансовой поддержки которого поступает из Китая. Затем есть инвестиционный фонд Шелкового пути стоимостью 40 миллиардов долларов, призванный “устранить узкие места в области связи в Азии”, и частный морской банк Шелкового пути стоимостью 810 миллионов долларов США (5 миллиардов юаней), от которого выиграют азиатские страны (Penna, 2014).Все эти инвестиционные фонды имеют значительную финансовую поддержку со стороны Китая. Тот факт, что в Азии появились эти недавние инициативы по финансированию, может уменьшить зависимость от Нового Банка развития и открыть возможности для стран ЛКА и Африки. В пользу ЛКА говорит тот факт, что в регионе уже есть сильные банки развития и другие институциональные механизмы, которые могут поддерживать и помогать направлять финансирование из НБР. Многие из этих учреждений преследуют цели, аналогичные целям НБР. Кроме того, некоторые страны БРИКС уже имеют финансовые интересы в некоторых банках развития региона. Таким образом, странам БРИКС через их НБР может быть удобно совместно финансировать проекты с региональными и многосторонними институтами развития, такими как Банк развития CAF, Межамериканский банк развития (IDB) и Карибский банк развития (CDB). Преимущество совместного финансирования с авторитетными учреждениями, преследующими схожие цели, заключается в том, что NBD может использовать человеческий и другой капитал этих более авторитетных учреждений и их знания о регионе. Примечательно, что Китай является одним из членов CDB, не являющихся заемщиками. Китай предоставляет через CDB льготные кредиты на инфраструктуру и другие инициативы в области развития в Карибском бассейне. Страны БРИКС, в частности Китай и Индия, настойчиво ухаживают и развивают страстную любовную связь со странами ЛКА. Привлеченные богатыми природными ресурсами региона, его преимущественно мирными и демократическими странами, его стремлением к прямым иностранным инвестициям и помощи в целях развития, азиатские страны БРИКС придерживаются агрессивного режима импорта/экспорта, расширяя свои инвестиции в сырье и инфраструктуру и неуклонно ослабляя доминирующее влияние Соединенных Штатов на мировой рынок. регион. Привлекательностьрегионачастичноотмечена в отчете ПРООН за 2015 год.“Латинская Америка и Карибский бассейн - регион со средним уровнем дохода, и большинство из его 42 стран и территорий относятся к этой категории. В пределах этого неоднородного региона находятся страны, которые варьируются от единственной страны Западного полушария с низким уровнем дохода, Гаити, до некоторых растущих мировых держав: Чили и Мексика входят в ОЭСР, организацию развитых наций; Аргентина, Бразилия и Мексика являются членами G20, а Бразилия является седьмой по величине экономикой в мире”(ПРООН, 2015). Принимая во внимание, что США и если страны ЕС привязывали помощь странам ЛКА к таким условиям, как демократия, права человека, охрана окружающей среды и политика свободного рынка, то страны БРИКС были менее озабочены этим как предварительными условиями для экономических отношений и оказания помощи. Таким образом, Куба имеет право на участие в БРИКС. Кроме того, такие страны, как Аргентина, Венесуэла и Эквадор, признанные МВФ/Всемирным банком некредитоспособными, а также западные страны были специально выбраны Китаем для получения кредитов и инвестиционных программ. Помимо двусторонних соглашений, Новый банк развития, вероятно, дополнит, если не последует примеру стран БРИКС в их двусторонних отношениях с ЛКА. Результатом участия стран БРИКС и их НБР является значительное расширение спектра внимания и возможностей в области развития для региона ЛКА. Есть некоторые признаки возобновления интереса и инвестиций со стороны Соединенных Штатов в развитие возобновляемых источников энергии в регионе ЛКА (World Politics Review, 27 июля 2015 г.). Соединенные Штаты будут вынуждены конкурировать с БРИКС в плане проявления интереса к развитию, иначе они рискуют подорвать свое значительное влияние среди стран региона. Экономики стран ЛКА выиграют от повышенного внимания, которое им уделяется как со стороны стран БРИКС, так и со стороны Соединенных Штатов. На инициативу администрации США по восстановлению дипломатических отношений и прекращению торгового эмбарго с Кубой, несомненно, повлияли сильные пассаты, дующие со стороны стран БРИКС, которые со временем подорвут эффективность 50-летнего эмбарго. Роль БРИКС в регионе не только экономическая. Это также социально-политическое явление. Страны БРИКС объединяются в региональные политические альянсы и создают их. Кроме того, Китай продвигает свои институты Конфуция в странах ЛКА, и китайская иммиграция растет в таких странах, как Аргентина. Благодаря своей политической и экономической политике Соединенные Штаты в течение последних нескольких десятилетий способствовали созданию относительно стабильной демократической среды среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна, расположенных на их заднем дворе. Тем не менее, регион остается бедным: по оценкам, каждый пятый латиноамериканец живет в хронической бедности. Незаконный оборот наркотиков - это коварная угроза, которую можно уменьшить по мере осуществления политики, направленной на сокращение бедности и неравенства. ПРООН в 2010 году заявила, что Латинская Америка и Карибский бассейн являются самым неравноправным регионом в мире. Десять из 15 стран с самым высоким уровнем неравенства находятся в регионе. Кроме того, это неравенство является высоким, устойчивым и самовоспроизводящимся в районах с низкой социальной мобильностью; и оно представляет собой препятствие для прогресса в развитии человеческого потенциала. Однако в отчете отмечается, что как бедность, так и неравенство в регионе сокращаются благодаря экономическому росту и улучшению воздействия социальных расходов в результате реализации конкретных программ. Кроме того, было установлено, что, несмотря на прогресс, достигнутый за последнее десятилетие, около 216 миллионов латиноамериканцев, или 38 процентов от общей численности населения, по-прежнему уязвимы и рискуют снова скатиться в нищету. В докладе говорится: “За последнее десятилетие Латинская Америка и Карибский бассейн пережили период самого высокого экономического роста с 1960-х годов. Этот экономический бум, наряду с созданием рабочих мест и некоторыми из самых инновационных социальных стратегий в мире, позволил более чем 90 миллионам человек стать формирующимся средним классом. Сегодня 34,3% населения относится к среднему классу (с доходами от 10 до 50 долларов в день), а 25,3% все еще находятся за умеренной чертой бедности, составляющей 4 доллара по ППС в день, согласно самым последним данным, опубликованным Социально-экономической базой данных по Латинской Америке. и Карибский СЕД ЛКА”. Обеспокоенность ЛКА вызывает то, что Китай проявил интерес к добыче сырья в регионе и экспорту в него промышленных товаров. Это привело к восприятию того, что Китай поддерживает отношения Запада с центром и периферией, что способствовало зависимому слаборазвитию региона. Хотя в этом аргументе, несомненно, есть свои плюсы, акцент БРИКС и его НБР на развитии инфраструктуры может способствовать установлению взаимовыгодных отношений, которые могут способствовать реальному развитию в регионе. Это, конечно, будет зависеть от честности правительств стран ЛКА и пока недоказанной способности некоторых из их лидеров противостоять коррупционным сделкам, которые принесли бы в жертву будущее их стран. Страны ЛКА уже начали сокращать присутствие МВФ и Всемирного банка в регионе. Это сокращение представляет собой серьезный сдвиг в направлениях экономической политики региона ЛКА. Чем меньше эти страны полагаются на эти традиционные МФО, тем большую роль БРИКС и их НБР могут взять на себя в регионе.3.2. Участие России и стран Латинской Америки в ШОСО перспективности развития экономического сотрудничества в рамках ШОС и стран Латинской Америки – участниц БРИКС можно судить по целому ряду факторов. Остановимся на них подробнее.Фактор экономического роста. Основные страны, формирующие ШОС и БРИКС (Китай, Индия, Россия, Бразилия,ЮАР), входят в число крупнейших растущих экономик мира. В начале XXI в. ВВП стран ШОС и БРИКС рос быстрее, чем у любого из государств ЕС и НАФТА.В результате к настоящему времени доля ШОС и стран Латинской Америки в структуре мирового ВВП (по паритету покупательной способности) достигла45%. В этот же период их вклад в мировой экспорт составил 40%, в мировой импорт - 38%. Причем в экспорте промышленной продукции на развивающиеся экономики приходилось уже 70% (для сравнения: в 1960 г. - 12%). В мировом притоке прямых иностранных инвестиций их доля в 2010 г. достигла 45% (в 2007 г. -26.8%), в мировом оттоке - 21% (2009 г.) [18].Значительно повысилась привлекательность стран Латинской Америки для крупных иностранных инвесторов, вследствие чего их доля в структуре внешних активов транснациональных компаний к 2010 г. увеличилась до 9%, тогда как в 1995 г. она составляла лишь 1.1% [21]. Страны ЛКА легче перенесли кризис, чем развитые: к примеру, среди восточноазиатских стран тяжелее всех кризис перенесла Япония [10, с. 43].Быстрый экономический рост во многом обусловлен тем, что страны БРИКС, в первую очередь Бразилия, значительную часть валового внутреннего дохода направляли на накопление и развитие. Его формирование связано с постепенным ослаблением процессов глобализации и углублением регионализации ("глокализации") мировой экономики с образованием нескольких крупных региональных экономических интеграционных объединений [11].Фактор взаимовыгодного сотрудничества в различных отраслях экономики. Одним из основных форматов взаимодействия в рамках ШОС и стран ЛКА стали контакты на уровне руководителей отраслевых министерств и ведомств, в частности министерств сельского хозяйства. Принята 6-летняя программа сотрудничества в аграрной сфере, включающая три ключевых направления: разработку новых технологий с учетом изменения климата, улучшение позиций членов объединения на мировом рынке, содействие притоку инвестиций [12].Сотрудничество стран ШОС и стран Латинской Америки определяется их общей заинтересованностью в переходе к инновационному типу развития экономики [13]. Кроме того, в числе приоритетных сфер сотрудничества можно назвать также авиастроение, совместное использование космической техники, энергообеспечение и энергосбережение, совершенствование транспортной инфраструктуры, решение экологических проблем, а также подготовку профессиональных кадров и проведение совместных научных исследований [25].Фактор перспективности инвестиционного сотрудничества. Возможности углубления инвестиционного сотрудничества странЛКА связывают с соглашениями, подписанными на последнем саммите БРИКС. Новым этапом или, как говорят эксперты, "ренессансом российско-латиноамериканских отношений" могут стать многосторонние мегапроекты в различных областях.ЗаключениеВ настоящее время в экономике стран Латинской Америке имеется ряд проблем. Темпы роста ВВП Латинской Америки ниже, чем в среднем в мире, а Международный валютный фонд и Всемирный банк постоянно снижают свои ожидания в отношении экономического роста в Латинской Америке. Из-за недостаточного экономического роста макроэкономическая стабильность стран Латинской Америки подвергается испытанию. В Латинской Америке обесценивание валюты является обычным явлением, и в результате дефицит бюджета увеличился. Большое значение в решении проблем экономического характера с участием стран латинской Америки имеет их международное экономическое сотрудничество.Российское экономическое сотрудничество со странами Латинской Америки прошло длительную историю. Оно началось ещё в XVII веке. После возвращения Крыма в Россию в 2014 году США начали вводить санкции против России, а российская экономика пришла в упадок. Из-за венесуэльской нефтяной проблемы Соединенные Штаты ввели новый раунд санкций против России. Чтобы смягчить неблагоприятную ситуацию для России, России необходимо увеличить число дружественных стран, чтобы обеспечить взаимную поддержку на международном уровне, и все более предметным становится внимание к латиноамериканскому направлению.В рамках данного исследования определены три возможных перспективных сценария развития экономического взаимодействия России со странами латинской Америки: позитивный, стагнационный и негативный.Список использованных источниковНормативно-правовые актыРезолюция 68-й сессии, принятые без передачи в Главные комитеты. – URL: http://www.un.org/ru/ga/68/docs/68res_nocte.shtml (дата обращения: 11.06.2023)Совместное заявление Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о стратегическом внешнеполитическом диалоге. 21 июня 2017 года. – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5212 (дата обращения: 01.05.2023).ЛитератураАлексеева Т.А., Гореславский С.С. Военно-техническое сотрудничество России со странами Латинской Америки. Потенциал развития и факторы риска // Латинская Америка. – 2020. – № 9. – С. 24–46Евсеенко А.С. Расширение присутствия КНР и РФ в Латинской Америке как вызов американским интересам // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2022. – Т. 27. – № 2. – С. 163–177.Кузнецов А. Разворот на Юг: партнеры и форматы // Эксперт. – 2022. – № 22. – С. 50–54Латинская Америка на мировом рынке продовольствия / отв. ред. П.П. Яковлев. – Москва : ИЛА РАН, 2015. –С. 48–75.Маркушин В. Прорыв в Латинскую Америку // Красная звезда. – 24.11.2004.Новицкий Е.Р. Россия и Бразилия: военно-политические связи на фоне стратегического партнерства // Латинская Америка. – 2020. – № 9. – С. 47–62; Хейфец Л.С., Розенталь Д.М. Кредиты на доверии: размышления о венесуэльской политике Москвы // Вестник СПбГУ, Серия 6. – 2015. – Вып. 3. – С. 147–158;Перспективы устойчивого развития. Апелляция к общемировым и латиноамериканским реалиям / под общ. ред. В.М. Давыдова. – Москва : Весь Мир, 2022.Пятаков А.Н. Военно-технические связи СССР и Латинской Америки как феномен актуального прошлого // Латинская Америка. – 2022. – № 7. – С. 35–53.Розенталь Д.М. Венесуэльский узел в латиноамериканской политике Москвы // Латинская Америка. – 2018. – № 10. – C. 49–60.Россия и Латинская Америка: взаимодействие в условиях меняющегося миропорядка : коллективная монография / под ред. А.В. Кузнецова, П.П. Яковлева. – Москва : ИНИОН РАН, 2022. – 133 с.Чувычкина И.А. Структура и динамика российского экспорта на рынки Латинской Америки // Актуальные проблемы Европы. – 2022. – № 3. – С. 285.Щетинин А.В. Латинская Америка – неизменно важное направление внешней политики России // Латинская Америка. – 2019. – № 7. – С. 42Яковлев П.П. Аргентина и Бразилия: от военных ядерных программ к национальной атомной энергетике // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2017. – T. 10. – № 4. – С. 121Яковлева Н.М. Латинская Америка: президентская власть и оппозиция в XXI в. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. – Том 11. – № 3. – С. 166–184Яковлев П.П. Геополитический разворот стран Латинской Америки // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – № 7. – С. 55Яковлев П.П. Глобальный Юг: концептуальные подходы и социально-экономические процессы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 6–27.Яковлев П.П. Россия и Латинская Америка в новой геополитической реальности // Латинская Америка. – 2014. – № 10. – С. 4–17.Яковлев П.П. Россия – Латинская Америка: стратегия прорыва на рынки несырьевой продукции // Латинская Америка. – 2017. – № 12. – С. 15–28.Яковлев П.П. Взаимодействие России с латиноамериканскими странами в условиях геополитического перелома // Актуальные проблемы Европы. – 2022. – № 3 (115). – С. 227–253.Milosevich-Juaristi M. Rusiaen América Latina: repercusiones para España // Real Instituto Elcano. Documento de Trabajo 02/2019. – Madrid, Marzo 2019.Roy D. China’s Growing Influence in Latin America // Council on Foreign Relations. – 12.04.2022.Salcedo C.R. China’s Influence in LatAm Is Fueled by Billions of USD in Investments // Bloomberg. – 29.09.2021.Интернет-источникиВВП России по годам: 1991–2021. – URL: http://global-finances.ru/vvprossii-po-godam/ (дата обращения: 21.06.2023).Карпович О., Троянский М. Многополярность формируется в реальном мире. – URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2379 (дата обращения: 27.05.2023).Прямые инвестиции из Российской Федерации за рубеж: исходящие остатки по инструментам и странам-партнерам (по принципу направленности) // Банк России. – 2022. – URL: http://cbr.ru/vfs/statistics/credit_ statistics/direct_investment/16-dir_inv.xlsx (дата обращения: 04.05.2023)Таможенная статистика внешней торговли РФ. – URL: http://stat.customs.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2023).Яковлев П.П. От БРИК к БРИКС: тенденции двусторонних отношений. – URL: https:// www.perspektivy.info/oykumena/amerika/ot_brik_k_ briks_tendencii_dvustoronnih_otnoshenij_2011-11-21.htm (дата обращения: 11.06.2023).About The China Global South Project. – URL: https:// chinaglobalsouth.com/about-cap/ (датаобращения: 21.06.2023).Ballestrin L. The Global South as a Political Project. – URL: https://www.eir.info/2020/07/03/the-global-south-as-a-political-project/ (датаобращения: 01.06.2023).Bloomberg Commodity Index (BCOM). October 2015. – URL: http://www.bloomberg.com/ (датаобращения: 01.06.2023).CEPAL. ComisiónEconómica para América Latina y el Caribe. 5, 20 de octubre de 2015. – URL: http://www.cepal.org/es/print/34391 (датаобращения: 01.04.2023).Ecuador comienza a sentirel golpe econόmico de la Guerra enUcrania. – 2.03.2022. – URL: https://www.primicias.ec/noticias/economia/ecuadorguerra-ucrania-rusia-comercio-combustibles/ (датаобращения: 11.05.2023).
Нормативно-правовые акты
1.Резолюция 68-й сессии, принятые без передачи в Главные комитеты. – URL: http://www.un.org/ru/ga/68/docs/68res_nocte.shtml (дата обращения: 11.06.2023)
2.Совместное заявление Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о стратегическом внешнеполитическом диалоге. 21 июня 2017 года. – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5212 (дата обращения: 01.05.2023).
Литература
3.Алексеева Т.А., Гореславский С.С. Военно-техническое сотрудничество России со странами Латинской Америки. Потенциал развития и факторы риска // Латинская Америка. – 2020. – № 9. – С. 24–46
4.Евсеенко А.С. Расширение присутствия КНР и РФ в Латинской Америке как вызов американским интересам // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2022. – Т. 27. – № 2. – С. 163–177.
5.Кузнецов А. Разворот на Юг: партнеры и форматы // Эксперт. – 2022. – № 22. – С. 50–54
6.Латинская Америка на мировом рынке продовольствия / отв. ред. П.П. Яковлев. – Москва : ИЛА РАН, 2015. –С. 48–75.
7.Маркушин В. Прорыв в Латинскую Америку // Красная звезда. – 24.11.2004.
8.Новицкий Е.Р. Россия и Бразилия: военно-политические связи на фоне стратегического партнерства // Латинская Америка. – 2020. – № 9. – С. 47–62; Хейфец Л.С., Розенталь Д.М. Кредиты на доверии: размышления о венесуэльской политике Москвы // Вестник СПбГУ, Серия 6. – 2015. – Вып. 3. – С. 147–158;
9.Перспективы устойчивого развития. Апелляция к общемировым и латиноамериканским реалиям / под общ. ред. В.М. Давыдова. – Москва : Весь Мир, 2022.
10.Пятаков А.Н. Военно-технические связи СССР и Латинской Америки как феномен актуального прошлого // Латинская Америка. – 2022. – № 7. – С. 35–53.
11.Розенталь Д.М. Венесуэльский узел в латиноамериканской политике Москвы // Латинская Америка. – 2018. – № 10. – C. 49–60.
12.Россия и Латинская Америка: взаимодействие в условиях меняющегося миропорядка : коллективная монография / под ред. А.В. Кузнецова, П.П. Яковлева. – Москва : ИНИОН РАН, 2022. – 133 с.
13.Чувычкина И.А. Структура и динамика российского экспорта на рынки Латинской Америки // Актуальные проблемы Европы. – 2022. – № 3. – С. 285.
14.Щетинин А.В. Латинская Америка – неизменно важное направление внешней политики России // Латинская Америка. – 2019. – № 7. – С. 42
15.Яковлев П.П. Аргентина и Бразилия: от военных ядерных программ к национальной атомной энергетике // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2017. – T. 10. – № 4. – С. 121
16.Яковлева Н.М. Латинская Америка: президентская власть и оппозиция в XXI в. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. – Том 11. – № 3. – С. 166–184
17.Яковлев П.П. Геополитический разворот стран Латинской Америки // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – № 7. – С. 55
18.Яковлев П.П. Глобальный Юг: концептуальные подходы и социально-экономические процессы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 6–27.
19.Яковлев П.П. Россия и Латинская Америка в новой геополитической реальности // Латинская Америка. – 2014. – № 10. – С. 4–17.
20.Яковлев П.П. Россия – Латинская Америка: стратегия прорыва на рынки несырьевой продукции // Латинская Америка. – 2017. – № 12. – С. 15–28.
21.Яковлев П.П. Взаимодействие России с латиноамериканскими странами в условиях геополитического перелома // Актуальные проблемы Европы. – 2022. – № 3 (115). – С. 227–253.
22.Milosevich-Juaristi M. Rusia en América Latina: repercusiones para España // Real Instituto Elcano. Documento de Trabajo 02/2019. – Madrid, Marzo 2019.
23.Roy D. China’s Growing Influence in Latin America // Council on Foreign Relations. – 12.04.2022.
24.Salcedo C.R. China’s Influence in LatAm Is Fueled by Billions of USD in Investments // Bloomberg. – 29.09.2021.
Интернет-источники
25.ВВП России по годам: 1991–2021. – URL: http://global-finances.ru/vvprossii-po-godam/ (дата обращения: 21.06.2023).
26.Карпович О., Троянский М. Многополярность формируется в реальном мире. – URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2379 (дата обращения: 27.05.2023).
27.Прямые инвестиции из Российской Федерации за рубеж: исходящие остатки по инструментам и странам-партнерам (по принципу направленности) // Банк России. – 2022. – URL: http://cbr.ru/vfs/statistics/credit_ statistics/direct_investment/16-dir_inv.xlsx (дата обращения: 04.05.2023)
28.Таможенная статистика внешней торговли РФ. – URL: http://stat.customs.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2023).
29.Яковлев П.П. От БРИК к БРИКС: тенденции двусторонних отношений. – URL: https:// www.perspektivy.info/oykumena/amerika/ot_brik_k_ briks_tendencii_dvustoronnih_otnoshenij_2011-11-21.htm (дата обращения: 11.06.2023).
30.About The China Global South Project. – URL: https:// chinaglobalsouth.com/about-cap/ (дата обращения: 21.06.2023).
31.Ballestrin L. The Global South as a Political Project. – URL: https://www.eir.info/2020/07/03/the-global-south-as-a-political-project/ (дата обращения: 01.06.2023).
32.Bloomberg Commodity Index (BCOM). October 2015. – URL: http://www.bloomberg.com/ (дата обращения: 01.06.2023).
33.CEPAL. Comisión Económica para América Latina y el Caribe. 5, 20 de octubre de 2015. – URL: http://www.cepal.org/es/print/34391 (дата обращения: 01.04.2023).
34.Ecuador comienza a sentir el golpe econόmico de la Guerra en Ucrania. – 2.03.2022. – URL: https://www.primicias.ec/noticias/economia/ecuadorguerra-ucrania-rusia-comercio-combustibles/ (дата обращения: 11.05.2023).