ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 30.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие психологической адаптации в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности психологической адаптации первоклассников к обучению в школе 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 20
2.1 Этапы, методы, методики исследования 20
2.2 Характеристика выборки, анализ результатов исследования 25
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по адаптации первоклассников к обучению в школе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования 42
Результаты на третьей неделе обучения: у 45% (9 младших школьников) положительное отношение к школе, у 50% (10 младших школьников) – нейтральное отношение к школе, у 5% (1 младший школьник) – негативное отношение к школе.Как видно из полученных данных, процесс обучения способствовал улучшению эмоционального отношения детей к школе, что свидетельствует о благоприятном течении адаптационного процесса.Результаты исследования по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) представлены на рисунке 3.Рис. 3.Результаты исследования отношения к школе первоклассников по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)На высоком уровне тревожность проявляется у 55% (11 детей). При рассматривании картинок эти дети выбирали преимущественно героев с грустным выражением лица, объясняли ситуации как негативные для ребенка.На среднем уровне тревожность проявляется у 35% (7 детей). Обучающиеся выбирали преимущественно героев с веселым изображением лица, но при этом в отдельных ситуациях отмечали негативные характеристики изображенного события.На низком уровне тревожность проявляется у 10% (2 детей). Дети выбирали только веселые лица, рассказывали о том, что на ситуациях отражены положительные события, которые вызывают радостные эмоции.На третьей неделе обучения получены следующие показатели тревожности: высокий уровень – 25% (5 детей), средний уровень – 45% (9 детей), низкий уровень – 30% (6 детей).Как видно из полученных данных, процесс обучения способствовал снижению тревожности младших школьников, что свидетельствует о благоприятном течении адаптационного процесса.С целью выявления статистических различий между показателями адаптации младших школьников на первой и третьей неделе обучения была проведена обработка результатов исследования с использованием Т-критерия Вилкоксона.Результаты по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).H0: уровень тревожности не изменился в период адаптации.H1: уровень тревожности снизился в период адаптации.Тэмп = 36 (сумма рангов нетипичных сдвигов)Tкр=43 (p≤0.01) Tкр=60 (p≤0.05) Представим полученные данные на оси значимости (рисунок 4).Рис.4. Ось значимостиПо результатам произведенного расчета Т-критерия Вилкоксона по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) мы видим, что полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Следовательно, принимается гипотеза Н1: уровень тревожности снизился в период адаптации.Таким образом, расчет Т-критерия Вилкоксона в исследуемой выборке позволяет утверждать, что у детей снизился уровень тревожности, что свидетельствует о благополучном течении процесса адаптации к условиям образовательной среды школы.2.3Психолого-педагогические рекомендациидля педагогов и родителей по адаптации первоклассников к обучению в школеК задачам адаптации детей к обучению в школе можно отнести стимулирование познавательной активности и интереса, формирование положительного отношения к школе, создание условий для снижения уровня эмоциональной тревожности.Рекомендации по адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения для учителя:Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни. Попадая в новый коллектив, ребенок не всегда может быстро приспособиться к новым условиям обучения и воспитания, к коллективу сверстников и педагогу. Для учащихся должны быть созданы условия психологического комфорта. К ним относятся:знакомство с детьми и создание благоприятного психологического климата в коллективе, позитивного эмоционального фона, при котором ребенок будет чувствовать себя комфортно;способствовать формированию межличностных отношений между детьми в новом коллективе – проведение игр на знакомство, организация подвижных игр на переменах; процесс обучения должен вызывать у ребенка чувство радости и открытия нового знания, для этого необходимо стимулировать и поощрять детей даже в незначительных успехах;должны быть соблюдены требования к организации образовательного процесса в адаптационный период – продолжительность урока в 35 минут, безотметочное обучение, использование физминуток на уроках, зрительной гимнастики, не более трех уроков в день;учитывать в процессе обучения психологические особенностей детей – непроизвольность психических процессов (внимания, памяти), наглядно-образное мышление, что требует использования большого количества наглядности, занимательного материала, практической работе детей на уроке;в процессе общения придерживаться демократического стиля общения с детьми, избегать авторитарного стиля, стараться находить контакт с каждым ребенком, при этом сочетать это с разумной требовательностью, так как дети учатся жить по новому режиму и другим требованиям, отличных от требований в детском саду;с первых уроков не следует забывать о воспитательной работе с детьми: можно проводить различные совместные игры, которые сплачивают детей и способствуют формированию коллектива; также полезны в данном случае групповые и парные формы работы на уроке;необходимо включать в содержание урока различные игры, так как первоклассники – это вчерашние старшие дошкольники, у которых игра была ведущим видом деятельности.Важным условием успешной адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения является взаимодействие учителя с педагогом-психологом школы. Их взаимодействие может быть организовано по следующим направлениям:ознакомление учителем с результатами психолого-педагогической диагностики уровня психологической готовности детей к обучению в школе;ознакомление учителем с результатами психолого-педагогической диагностики, которую проводит педагог-психолог в начале учебного года. Эти данные учитель должен учитывать в работе с детьми, проводить индивидуальную работу с конкретными учащимися;посещение занятий, проводимых педагогом-психологом по адаптации младших школьников. Это позволит учителю познакомиться с методами и приемами работы с детьми, которые можно использовать на уроках и переменах;консультирование у педагога-психолога по проблеме адаптации младших школьников, по изучению психологических особенностей детей данного возраста, о способах снятия психологического утомления на уроках, повышения концентрации и устойчивости внимания, формирования произвольности памяти, восприятия, развития логического мышления, речи.В адаптационный период важно наладить общение с родителями первоклассников. В первую это касается младших школьников, у которых наблюдаются трудности в адаптации. Необходимо организовать взаимодействие в форме консультаций, индивидуальных бесед, которые можно проводить, например, после родительского собрания, в форме памяток, рекомендаций. Это позволит родителям вовремя обратить внимание на имеющиеся трудности в адаптации младших школьников, предотвратить дальнейшее усугубление ситуации. Немаловажным аспектом является информирование родителей о формировании привычки детей к новому режиму дня, так как от него во многом зависит физическая и умственная работоспособность ученика. Рекомендации по адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения для родителей:Обязательно беседовать с ребенком о его впечатлениях, которые он получил на уроках в школе, интересоваться его успехами.Поощрять детей знакомиться с одноклассниками, заводить друзей, участвовать в совместных делах.Выработать четкий режим дня и создать условия для его соблюдения ребенком.Консультироваться с учителем и педагогом-психологом по поводу учебных достижений, психологического состояния на уроках, трудностях в общении.Четко выполнять все рекомендации, которые дают учитель и педагог-психолог.Организовать дома рабочее место школьника, обеспечить отдельный стол (по возможности), создать библиотеку познавательной литературы, совместно читать с ребенком художественные произведения на школьные темы, например, «Денискины рассказы» В. Драгунского и другие, в которых с юмором и позитивом рассказывается о жизни ребенка в школе.Рассказать ребенку о собственном опыте обучения в школе, отметить положительные моменты, формировать мотивационную готовность к дальнейшему обучению.Если у ребенка наблюдаются трудности в адаптации, необходимо совместно с учителем и педагогом-психологом выявить их причины и создать условия для их преодоления. Важной проблемой современных родителей является чрезмерная увлеченность дополнительным образованием детей, поэтому они стараются записать их в различные кружки и занятия. В силу этого дети часто бывают перегруженными. Необходимо в процесс адаптации снизить нагрузку вне школы и создать условия для активного отдыха детей – организовать прогулки в парке, например.В период адаптации желательно оградить детей от раздражающих и отвлекающих факторов. К ним можно, например, отнести просмотр телепередач, мультфильмов, которые превышены по времени. Также не следует поощрять чрезмерное увлечение детей современными техническими средствами, такими как компьютер, планшет, смартфон, игровые приставки. Все это при отсутствии контроля ведет к формированию компьютерной зависимости, которая влечет за собой проблемы в психическом развитии ребенка, в развитии тревожности, агрессивности и других негативных проявлений в поведении. Данные факторы не будут способность не только успешной адаптации детей, но и в целом психическому развитию ребенка. Таким образом, данные рекомендации, по нашему мнению, позволят учителю и родителям грамотно организовать процесс вхождения ребенка в новый для него коллектив, освоить новый вид деятельности – учение, адаптироваться к новым условиям.Выводы по главе 2Исследование проводилось в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. Были использованы такие теоретические методы, как анализ псих синтез, эмпирические методы, такие как опрос, констатирующий эксперимент, тестирование. Для анализа экспериментальных данных использовались методы статистической обработки (критерий Вилкоксона).В результате проведенного исследования выявлено, что в период адаптации у детей улучшаются показатели познавательной активности, отношения к школе, уровня тревожности. Расчет Т-критерия Вилкоксона в исследуемой выборке позволяет утверждать, что у детей снизился уровень тревожности, что свидетельствует о благополучном течении процесса адаптации к условиям образовательной среды школы.По итогам исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации по адаптации первоклассников к условиям образовательной среды школы для педагогов и родителей. К задачам адаптации детей к обучению в школе отнесены стимулирование познавательной активности и интереса, формирование положительного отношения к школе, создание условий для снижения уровня эмоциональной тревожности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящем исследовании изучалась проблема адаптации первоклассников к условиям образовательной среды школы.В ходе анализа научной литературы выявлено, что адаптация – это процесс удовлетворения потребностей личности в результате её активного приобщения к требованиям среды. Адаптация ребенка к школе – это процесс приспособления к условиям обучения в образовательной организации. Психологическая адаптация первоклассников к школе оценивается по таким параметрам, как познавательный интерес в процессе обучения, положительное отношение к школе, низкий уровень тревожности.Исследование проводилось в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. Были использованы такие теоретические методы, как анализ псих синтез, эмпирические методы, такие как опрос, констатирующий эксперимент, тестирование. Для анализа экспериментальных данных использовались методы статистической обработки (критерий Вилкоксона).В результате проведенного исследования выявлено, что в период адаптации у детей улучшаются показатели познавательной активности, отношения к школе, уровня тревожности. Расчет Т-критерия Вилкоксона в исследуемой выборке позволяет утверждать, что у детей снизился уровень тревожности, что свидетельствует о благополучном течении процесса адаптации к условиям образовательной среды школы.По итогам исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей. К задачам адаптации детей к обучению в школе отнесены стимулирование познавательной активности и интереса, формирование положительного отношения к школе, создание условий для снижения уровня эмоциональной тревожности.Таким образом, цель исследования достигнута, его задачи решены, гипотеза исследования доказана.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБезруких, М. Почему учиться трудно? / М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круглов. – М.: Семья и школа, 2017. – 310 с. Беребин, М.А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики / М.А. Беребин // Тематический сборник научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. – 155 с. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова. – М.: Академия, 1998. – 205 с.Валиулина, И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе / И.Ф. Валиулина // Молодой ученый. – 2017. – № 5. – С. 474-477.Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей / Л.С. Выготский. – М.: Ленинград, 1935 – 78 с.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2010. – 184 с. Заика, Д.А. Адаптация первоклассников к школе / Д.А. Заика // Молодой ученый. – 2014. – № 12. – С. 333-335. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2015. – 211 с.Лисина, Е.М. Сущность понятий «школьной адаптации» и «школьной дезадаптации» [Электронный ресурс] / Е.М. Лисина // Электронный журнал Экстернат. РФ. – 01. 02. 2012. – Режим доступа: http://ext.spb.ru (дата обращения 20.03.2023).Лукьянова, М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя / М.И. Лукьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 187 с. Люленкова, О.Ю. Факторы адаптации детей к школе / О.Ю. Люленкова // Современная психология: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 84-87. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия». 2013. – 253 с. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. Т. 3. Педагогические системы специального образования: учеб. пособие / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева. – М.: Академия, 2018. – 400 с. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие / В.Р. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 480 с. Организация адаптации ребенка в детском саду / Р.М. Лукьянова, Т.Н. Дашевская, О.А. Кононова // Актуальные задачи педагогики. – Краснодар: Новация 2020. – С. 17-19. Психология социальной работы: учебник для вузов / под ред. М. Гулиной. – СПб.: Питер, 2017. – 384 с.Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.Ткачева, М.С. Возрастная психология: конспект лекций / М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2003. – 189 с.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений/ К.Д. Ушинский. – М.: Академия педагогический наук, 1991. – 653 с. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 1997. – 576 с.Фукин, А.И. Определение готовности ребенка к школе / А.И. Фукин, Т.Б. Курбатская. – М., 2016. – 120 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Методики диагностикиМетодика исследования познавательного интереса «Дерево желаний» (В.С. Юркевич)Проективная методика исследования эмоционального отношения к школе «Рисунок школы» (А.И. Баркан)Методика исследования эмоциональной тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)Стимульный материал к методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) – для девочекСтимульный материал к методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) – для мальчиковПРИЛОЖЕНИЕ 2Результаты исследованияРезультаты исследования по методике «Дерево желаний» (В.С. Юркевич)Список обучающихсяПервая неделяТретья неделябаллыуровеньбаллыуровень19высокий10высокий24средний5средний35средний10высокий410высокий10высокий51низкий1низкий64средний4средний710высокий10высокий81низкий4средний93средний5средний105средний4средний117средний10высокий121низкий6средний131низкий8средний145средний10высокий151низкий1низкий162низкий1низкий174средний3средний186средний10высокий192низкий5средний202низкий5среднийРезультаты исследования по методике «Рисунок школы» (А.И. Баркан)Список обучающихсяПервая неделяТретья неделябаллыуровеньбаллыуровень16высокий5высокий24средний3средний33средний3средний46высокий6высокий51низкий0низкий66высокий6высокий76высокий6высокий84средний4средний93средний3средний106высокий6высокий116высокий5высокий123средний5высокий133средний5высокий144средний3средний151низкий4средний162средний5высокий174средний4средний184средний4средний191низкий4средний201низкий4среднийРезультаты исследования по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)Список обучающихсяПервая неделяТретья неделябаллыуровеньбаллыуровень157высокий50высокий250высокий50высокий321средний21средний429средний29средний564высокий50высокий67низкий7низкий750высокий29средний836средний29средний929средний21средний1057высокий29средний1129средний29средний1264высокий64высокий1314низкий7низкий1421средний21средний1564высокий21средний1650высокий50высокий1764высокий7низкий1821средний7низкий1950высокий7низкий2050высокий7низкийРезультаты расчета Т-критерия Вилкоксона по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)1 неделя адаптации3 неделя адаптацииРазностьАбсолютное значение разностиРанг5750-77105050004.52121004.52929004.56450-141413.577004.55029-2121153629-77102921-88125729-2828162929004.56464004.5147-77102121004.56421-4343185050004.5647-575720217-141413.5507-434318507-434318Сумма рангов210Сумма рангов нетипичных сдвигов36
1. Безруких, М. Почему учиться трудно? / М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круглов. – М.: Семья и школа, 2017. – 310 с.
2. Беребин, М.А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики / М.А. Беребин // Тематический сборник научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. – 155 с.
3. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова. – М.: Академия, 1998. – 205 с.
4. Валиулина, И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе / И.Ф. Валиулина // Молодой ученый. – 2017. – № 5. – С. 474-477.
5. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей / Л.С. Выготский. – М.: Ленинград, 1935 – 78 с.
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2010. – 184 с.
7. Заика, Д.А. Адаптация первоклассников к школе / Д.А. Заика // Молодой ученый. – 2014. – № 12. – С. 333-335.
8. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2015. – 211 с.
9. Лисина, Е.М. Сущность понятий «школьной адаптации» и «школьной дезадаптации» [Электронный ресурс] / Е.М. Лисина // Электронный журнал Экстернат. РФ. – 01. 02. 2012. – Режим доступа: http://ext.spb.ru (дата обращения 20.03.2023).
10. Лукьянова, М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя / М.И. Лукьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 187 с.
11. Люленкова, О.Ю. Факторы адаптации детей к школе / О.Ю. Люленкова // Современная психология: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 84-87.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия». 2013. – 253 с.
13. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. Т. 3. Педагогические системы специального образования: учеб. пособие / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева. – М.: Академия, 2018. – 400 с.
14. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие / В.Р. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.
15. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 480 с.
16. Организация адаптации ребенка в детском саду / Р.М. Лукьянова, Т.Н. Дашевская, О.А. Кононова // Актуальные задачи педагогики. – Краснодар: Новация 2020. – С. 17-19.
17. Психология социальной работы: учебник для вузов / под ред. М. Гулиной. – СПб.: Питер, 2017. – 384 с.
18. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.
19. Ткачева, М.С. Возрастная психология: конспект лекций / М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2003. – 189 с.
20. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М.: Академия педагогический наук, 1991. – 653 с.
21. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 1997. – 576 с.
22. Фукин, А.И. Определение готовности ребенка к школе / А.И. Фукин, Т.Б. Курбатская. – М., 2016. – 120 с.