тема: «Орфоэпические нормы современного русского языка»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 33 33 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 30.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава I. Основные этапы истории развития орфоэпической системы русского языка 5
1.1 Основные периоды развития орфоэпической системы русского языка 5
1.2 Характеристика отдельных этапов развития русской орфоэпической нормы 7
Глава II. История формирования орфоэпических норм русского языка 9
2.1 Основные этапы развития русских орфоэпических норм 9
2.2 Основные реформы правописания и орфоэпии 11
Глава III. Современные орфоэпические нормы русского языка 13
3.1 Нормативные аспекты русской орфоэпии 13
3.2 Анализ нормативных документов, регулирующих правила орфоэпии в России 17
Глава IV. Орфоэпические ошибки и нарушения орфоэпических норм 19
4.1 Типичные орфоэпические ошибки и нарушения 19
4.2 Анализ причин возникновения орфоэпических вариаций, нарушений и ошибок 22
Глава V. Средства и методы обучения орфоэпии русского языка 25
5.1 Существующие методики обучения произношению и орфоэпии 25
5.2 Рассмотрение эффективности существующих методов и средств обучения орфоэпии 27
Заключение 30
Литература 32
Фрагмент для ознакомления

Речь парламентская, речь, звучащая с экранов телевизоров, по радио, становится активным стимулом для подражания. Она у всех на слуху и невольно оказывает воздействие на речевую практику населения. То, что средства массовой информации в настоящее время, в отличие от прошлых лет, настроены на живое, непринужденное общение, а также значительное расширение круга лиц, допущенных к эфиру, серьезно размывает как акцентные, так и прочие орфоэпические нормы русского языка [Валгина, 2001]. Вкусовые установки, недостаточное владение нормами языка породили массу ошибочных ударений, постоянно умножающихся.
Следует отметить и то, что социальный престиж литературной языковой нормы в последнее время значительно снизился, пользоваться «чистым» вариантом русского литературного языка и нормативным русским произношением стало «немодно». Наоборот, в художественном и особенно в публицистическом стилевом регистрах русского языка в последние десятилетия (в особенности, после перестройки и распада СССР) стало преобладать влияние внелитературных языковых форм. В частности, эти стили на современном этапе их развития характеризуются широким использованием и включением внутрь стилистической нормы элементов различных социолектов, сленгов, жаргонов, арго и т.п.
Однако дело не только в небрежности и недостаточной грамотности. Сложившаяся общественная обстановка в «перестроечное» для страны время значительно повысила «нормальные» темпы языковой динамики. [Валгина, 2001] В частности, активизировалось закономерное противоречие между узусом и возможностями языка [Валгина, 2001]. Причем узус стал часто утрачивать свою силу и ослаблять границы своего действия. Речь профессиональная, деловая, разговорная все более усиливает влияние на речь публичную, официальную. Исходя из этого, процессы, подготовленные самой системой языка, ускоряются, и происходит изменение нормы, которая до того не допускала никаких изменений.
Как пишет Н.С. Валгина [Валгина, 2001], причины акцентных изменений в основном внутрисистемные. Это взаимодействие законов аналогии и традиции, при котором исполнение одного закона исключает проявление другого, и наоборот, а также проявление закона антиномий, в частности, антиномии узуса и возможностей языка.
ГЛАВА V. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОЭПИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

5.1 Существующие методики обучения произношению и орфоэпии
Орфоэпия является одной из важнейших составляющих знания русского языка. Она связана с произношением звуков и слов и направлена на правильное их произношение. Особенно это важно для носителей иностранного языка, которые изучают русский язык. В настоящее время существует множество средств и методов обучения орфоэпии русского языка, которые помогают достичь желаемых результатов.
Средства обучения орфоэпии. Одними из наиболее эффективных средств обучения орфоэпии являются учебники, справочники, грамматические и орфографические словари. Они содержат в себе правила, примеры и упражнения, которые помогают правильно выговаривать слова. Разнообразные учебники и самоучители предназначены для различных возрастных категорий, от начального до продвинутого уровня, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для каждого уровня знаний.
Однако наиболее эффективным средством обучения орфоэпии является практика. Практика правильного произношения слов и звуков, тренировка голосовых органов и устранение ошибок повышают качество произношения и устраняют недостатки. Для этого используются различные упражнения говорения, занятия фонетической гимнастикой и индивидуальный подход к каждому студенту.
Методы обучения орфоэпии: одним из самых эффективных методов обучения орфоэпии является метод повторения. Он заключается в том, что произношение каждого слова проходит многократно, с последующим контролем правильности произношения. Этот метод используется при работе с начинающими изучающими русский язык.
Еще один метод обучения орфоэпии – метод целостного восприятия слов. Он заключается в том, что слова воспринимаются и произносятся не как отдельные звуки, а как единое целое, что более соответствует естественному процессу речи. Данный метод используется при работе со студентами более высокого уровня.
Также часто применяется метод прослушивания и анализа носителей языка. Этот метод позволяет услышать правильное звучание слов и научиться повторять за ними.
Существует множество средств и методов обучения орфоэпии русского языка, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Но более эффективными они становятся при использовании нескольких методов вместе. Кроме того, для того чтобы достичь желаемого результата, необходимо применять индивидуальный подход к каждому студенту и учитывать его уровень знаний и потребности.
Одним из распространенных методов обучения правильному произношению слов является метод активного повторения. Он заключается в том, что ученики должны многократно повторять за учителем или записью правильное произношение слов. Этот метод наиболее действенен для детей, так как они лучше запоминают информацию путем повторения.
Еще одним из методов является метод комментирования. Он заключается в том, что учитель комментирует произношение слов, указывая на особенности произношения тех или иных звуков. Также учитель может использовать визуальные средства обучения, такие как картинки и таблицы, чтобы проиллюстрировать различия в произношении звуков.
Помимо методов обучения, существуют различные средства обучения орфоэпии. Одним из наиболее популярных средств являются аудио и видео материалы. В этих материалах можно найти учебные программы, уроки и даже песни и стихи с правильным произношением слов. Также распространенным средством обучения являются учебники и учебные пособия по орфоэпии, которые содержат правила произношения и упражнения для закрепления материала.
Несмотря на то, что существует множество методик и средств обучения орфоэпии, важно помнить, что для правильного произношения слов необходимо не только знания и умения, но и практика и навык. Поэтому необходимо постоянно тренировать свою речь, обращать внимание на правильное произношение слов и, при необходимости, обращаться за помощью к опытным специалистам.
Таким образом, средства и методы обучения орфоэпии русского языка широко разнообразны и позволяют облегчить и ускорить процесс изучения правильного произношения слов. Важно подбирать методы и средства обучения, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика и задач обучения.

5.2 Рассмотрение эффективности существующих методов и средств обучения орфоэпии
Средства и методы обучения орфоэпии русского языка являются важной составляющей языкового образования. Орфоэпия - это раздел фонетики, который занимается правильным произношением слов. Она является одним из основных компонентов языковой культуры. Недостаточное внимание к орфоэпии может привести к ухудшению языкового мастерства и неправильному восприятию текста другими людьми.
Для достижения эффективности в обучении орфоэпии русского языка используются различные средства и методы. Одним из таких средств является слуховой тренажер. Он позволяет использовать звуковую обратную связь между учителем и учеником. Наиболее распространенные тренажеры - программы с компьютерным голосом. Они воспроизводят слова и звуки, на которые необходимо обратить внимание. Также эти программы обычно содержат интерактивные упражнения, которые помогают закрепить материал.
Кроме того, для обучения орфоэпии используются диктанты. Они позволяют на практике закреплять произношение новых слов. Ученик должен написать слово с правильной орфоэпией после прослушивания всех звуков этого слова. Существуют различные варианты диктантов - с записями слов и звуков, на которые ученик должен обратить внимание, или диктанты звуков, которые являются наиболее проблемными для большинства учеников.
Одним из самых популярных методов обучения орфоэпии является аудирование. Он заключается в прослушивании звуков и слов в записи или в живом исполнении говорящего. Этот метод позволяет ученику более полно понять звуковые характеристики, интонацию и ритм языка. Аудирование также позволяет повысить восприятие наследственных особенностей произношения.
Для эффективного обучения орфоэпии используются и другие методы, например, много аудирования, как в живую, например с помощью автомобильного радио, так и на разных носителях, выучивание стихов, чтение произведений вслух, использование фонетических словарей, активное общение с носителями языка и упражнения на узнавание грамматических конструкций слов-ошибок и т.д.
Одним из важных элементов в обучении орфоэпии является контроль за процессом обучения. Существуют различные методы контроля, например, проверка диктантов, проверка речи на уроках и проверка грамматических работ.
Следует отметить, что для эффективного обучения орфоэпии русского языка необходимо учитывать особенности индивидуального развития каждого ученика и их ошибки в произношении. Правильный подход может увеличить мотивацию ученика и способствовать более быстрому и качественному обучению.
Современный уровень развития образования и информационных технологий позволяет применять разнообразные средства и методы в обучении русской орфоэпии. Одним из наиболее эффективных средств является аудио- и видеоматериалы, которые помогают формировать правильное произношение и интонацию. Также немаловажным является использование интерактивных технологий, например, игр, тестов, викторин, которые позволяют учащимся закреплять полученные знания и развивать навыки произношения.
Кроме того, важно использовать индивидуальные методы обучения, учитывая особенности каждого учащегося. Также стоит обращать внимание на регулярную самоконтроль и самооценку своего произношения.
Следует отметить, что существует ряд специальных методик обучения орфоэпии, которые были разработаны опытными педагогами и лингвистами: среди таковых следует отметить методику И.П. Ивановой, которая основана на анализе звуковой структуры слов и правилах ударения, а также методику В.П. Ландера, которая предложена для развития интуитивного выбора правильного варианта произношения той или иной фонемы.
Таким образом, в обучении русской орфоэпии стоит использовать разнообразные средства и методы, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Важно также применять специальные методики обучения, которые помогают выработать правильное произношение и интонацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данном исследовании были рассмотрены основные особенности современной русской орфоэпии. Установлено, что в настоящее время происходит размытие границ между нормативными вариантами русского литературного происхождения, среди которых следует выделить московский вариант (старомосковский) и петербургский. Кроме того, установлено, что русская орфоэпия действительно представляет собой систему, которая организована в соответствии с правилами русской фонетики и фонологии.
Русская орфоэпическая норма, как и прочие явления русского литературного языка, обусловлена исторически. Ее история берет начало с древнерусского периода развития русского языка, соотносясь с различными территориальными (диалектными) формами существования языка. Позднее, в процессе создания русской литературной нормы появляется, соответственно, и устойчивая орфоэпическая норма. Формируются два основных произносительных варианта – московский и петербургский – о которых было упомянуто выше.
Развитие каждого из этих вариантов было социально обусловлено и было связано с причинами социолингвистического характера: так, московское произношение использовалось в театральных представлениях на сценах театров Москвы (и продолжает использоваться до сих пор), что послужило выбору его как нормативного произносительного варианта.
Орфоэпические нормы русского языка тесным образом связаны с орфографическими нормами. Несмотря на то, что каждая из этих норм относится к литературному варианту русского языка, орфографическая норма в ряде случаев является более консервативной по сравнению с орфоэпической. Вместе с тем, существуют определенные колебания в орфографии, которые отражают особенности произношения (например, написания букв е/ё в зависимости от качества гласного, обозначаемого этой буквой).
Одними из наиболее характерных орфоэпических ошибок, совершаемых носителями современного русского языка, являются ошибки, связанные с местом постановки ударения. Примеры такого рода чрезвычайно широко распространены в современном произносительном узусе: многие из них осознаются самими носителями русского языка и используются ими в качестве своеобразного «детектора» грамотности того или иного лица (например, верное место постановки ударения в слове торты, ударение на глагольную флексию в слове звонит).
Существует большое количество различных методов, которые могут использоваться при обучении орфоэпии. При обучении данному разделу лингвистики русского языка важно сохранять индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Могут также использоваться компьютерные методы обучения и методы проверки знаний орфоэпии (например, тесты, викторины), что связано с развитием и широким внедрением цифровых технологий в образовательную практику.
Подводя итог данному исследованию, можно отметить, что русская орфоэпия представляет собой комплексный языковой феномен, который имеет большое значение как для теоретического языкознания (русской фонологии и фонетики), так и для практики, в частности, для обучения языку.
ЛИТЕРАТУРА

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 576 с.
Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. – М.: РГГУ, 2001. – 439 с.
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001. – URL // https://scicenter.online/yazyik-russkiy-scicenter/aktivnyie-protsessyi-sovremennom-russkom.html. Дата обращения 28. 06. 2023
Вахек Й. Лингвистический словарь Пражской школы. – Пер. с фр., нем., англ. и чеш. – Под ред. и с предисл. А.А. Реформатского. – М.: Издательство «Прогресс», 1964. – 350 с.
Вербицкая Л.А. Орфоэпия // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1990. – С. 351-352.
Вербицкая Л.А. Современная русская орфоэпия и орфофония // Чуждоезиково обучение. – Година XL, книжка 1. 2013. – С. 99-106.
Журавлев В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. – Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. – 336 с.
Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Орфоэпические нормы современного русского языка: учебное пособие. – Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2019. – 108 с.
Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. – Пер. с фр. Н.Д. Андреева. – Под ред. А.А. Реформатского. – М.: Издательство иностранной литературы, 1960. – 436 с.
Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 312 с.
Нечаев Г.А. Краткий лингвистический словарь. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1976. – 184 с.
Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык. – Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. – 190 с.
2

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 576 с.
2. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. – М.: РГГУ, 2001. – 439 с.
3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001. – URL // https://scicenter.online/yazyik-russkiy-scicenter/aktivnyie-protsessyi-sovremennom-russkom.html. Дата обращения 28. 06. 2023
4. Вахек Й. Лингвистический словарь Пражской школы. – Пер. с фр., нем., англ. и чеш. – Под ред. и с предисл. А.А. Реформатского. – М.: Издательство «Прогресс», 1964. – 350 с.
5. Вербицкая Л.А. Орфоэпия // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1990. – С. 351-352.
6. Вербицкая Л.А. Современная русская орфоэпия и орфофония // Чуждоезиково обучение. – Година XL, книжка 1. 2013. – С. 99-106.
7. Журавлев В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. – Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. – 336 с.
8. Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Орфоэпические нормы современного русского языка: учебное пособие. – Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2019. – 108 с.
9. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. – Пер. с фр. Н.Д. Андреева. – Под ред. А.А. Реформатского. – М.: Издательство иностранной литературы, 1960. – 436 с.
10. Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 312 с.
11. Нечаев Г.А. Краткий лингвистический словарь. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1976. – 184 с.
12. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык. – Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. – 190 с.