Теоретические основы дошкольного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 26 26 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 30.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРУШКИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психологические, физические и социальные особенности дошкольников
1.2. Характеристика игровой деятельности и игрушек в дошкольном возрасте
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Общие методические аспекты применения игрушки в игровой деятельности дошкольника
2.2. Влияние и баланс применения современных и традиционных игрушек в жизни дошкольника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления

Особую ценность для развития ребенка и укрепления взаимодействия членов семьи имеют театрализованные игрушки, готовые или сделанные своими руками, так как они позволяют осуществлять социализацию ребенка в доброжелательной и спокойной атмосфере семьи. При этом, учеными отмечается, что появившиеся современные технологичные игрушки лишают детей возможности делать собственный выбор, принимать их личное решение. Данный вид игрушек состоит из механизмов, полностью самостоятельно выполняющих функции, таким образом лишая дошкольника реализовывать свою потребность в исследовании, получении знаний опытным путем. В то время как для развития ребенка в игрушке значимо именно конструировать, испытывать, реализовывать творческий процесс [11, 148]. 2.2. Влияние и баланс применения современных и традиционных игрушек в жизни дошкольникаАнализ теоретических психолого-педагогических научных источников и обращение к опыту как отечественных, так и зарубежных педагогов демонстрирует, что наиболее актуальными вопросами, встающими перед современными родителями и сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, являются сохранение и адаптация использования традиционных игрушек с учетом вызовов цифрового общества и требований начального школьного образования, а также нахождения баланса применения современных электронных игрушек, как неотъемлемой части технологического образа жизни. Современный ребенок живет в эпоху стремительного роста информационных технологий, при этом стоит отметить, что по своему существу технологии нейтральны - положительными или отрицательными чертами их наделяет именно человек. Соответственно, современная электронная игрушка, представляя собой отражение окружающей действительности, в первую очередь выполняет какую-то функцию и имеет определенную цель. Соответственно, выбор современной игрушки должен основываться не на привлекательности и развлекательности, а на тех целях и задачах познавательного развития, которые данная игрушка помогает ребенку решить. Также немаловажно отметить, что любая современная электронная интерактивная игрушка имеет ряд достоинств и недостатков. Так, любые развивающие игрушки, которые издают звуки, повторяют за ребенком, выполняют команды, имеют определенные световые сигналы, несомненно, развивают слуховое восприятие дошкольника, дают ему обучающую информацию и работают с быстротой реакции. С другой стороны, подобная подача снижает развитие творческих способностей, негативно сказывается на образном мышлении и памяти. К примеру, интерактивные азбуки или электронные викторины, часто использующиеся в играх дошкольников, дают ребенку начальные навыки работы с будущими цифровыми устройствами, подают информацию в эмоциональном, развлекательном ключе, что позволяет воспитаннику в игровой форме запоминать буквы, цифры, учить алфавит другого языка. Однако, ребенку становиться сложно переключиться с подобного игрового способа передачи знаний на более академичный, спокойный тон школьных уроков. Помимо этого, продолжительное по времени использование подобных игрушек понижает внимание дошкольника, негативно сказывается на эмоциональном состоянии, вызывает зрительное напряжение, что, в свою очередь оказывает отрицательное воздействие на нервную систему дошкольника. Также установлено, что с появлением интерактивных электронных игрушек отмечаются изменения восприятия детьми мира взрослых. В современной культуре происходит все большее отдаление взрослого от детского мира, так как ребенок осваивает новое содержание посредством современных игровых средств без участия взрослых людей. Таким образом, основной целью при выборе игровых средств дошкольника должен стать разумный баланс технологий и традиционных игрушек. На основании проанализированной и систематизированной выше информации, считаем целесообразным дополнить разработанную нами классификацию игрушек современного дошкольника с указанием наименования современных интерактивных игровых предметов и функций, ими выполняемых. Таблица 5. Классификация современных интерактивных игрушек детей дошкольного возрастаНаименованиеОписаниеМузыкальные интерактивные игрушки (телефоны, пианино, гитары, домики и др.)Обучение буквам, звукам, цифрам, песням.Интерактивные планшеты и компьютерыОбучение математике, грамматике, развивающие игры.Интерактивные животныеИмитация живого питомца, повторяют слова за ребенком, побуждая его говорить.Интерактивные младенцыБолее реалистичная кукла, учит доброте и заботе.При таком широком диапазоне функций и реалистичности современных интерактивных игрушек остро стоит вопрос выбора правильных игрушек для ребенка-дошкольника и сохранения культурного наследия традиционных игрушек. Изученный в данной исследовательской работе материал позволяет нам установить важность использования как классических, так и современных игрушек. Целесообразно отметить, что при всех достоинствах современных игрушек, они в большей степени ориентированы на потребление и создание развлекательной среды, в то время как традиционные игрушки комплексно воздействуют на всех уровнях познавательного и физического развития ребенка-дошкольника. В данной ситуации возрождение музеев игрушек, а также мастерских по их ремонту и посещение их дошкольниками не только повышает мотивацию воспитанников выбирать игровые предметы натуральных материалов, но и способствует поддержке в сохранении культурных ценностей и их передаче младшему поколению [11]. Таким образом, во второй части данного исследования были рассмотрены различные методические аспекты применения игрушек на разных этапах жизни дошкольников, выделены критерии отбора педагогически правильной игрушки и дополнена классификация. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей исследовательской работе мы обратились к проблеме воздействия игрушки на детей дошкольного возраста. В частности, в рамках проведенного исследования внимание было акцентировано на влиянии игровых действий и игрушек на этапах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что и в отечественной и зарубежной педагогике и психологии снова возрос интерес к гармоничному развитию ребенка на психологическом, физическом и социальном уровнях. При этом следует отметить, что в контексте современного цифрового общества и стремительно развивающегося технического прогресса аспект выбора традиционной или интерактивной игрушки и методически правильного взаимодействия с ней снова обсуждается методистами и педагогами-психологами, а также родителями. Эта ситуация подчеркивает актуальность проведенного анализа теоретических психолого-педагогических источников и сделанных выводов.В нашем исследовании под дошкольным возрастом понимается промежуток от 3 до 6-7 лет. Также в данной работе мы вывели понятие игрушки, как предмета игровой деятельности, несущего учебную и воспитательную функцию. На основе анализа научно-педагогической литературы и статистических данных мы вывели классификацию видов игрушек, характерных для детей дошкольного возраста.Подводя итоги, необходимо отметить, что к современным игрушкам применяется ряд требований, таких как психолого-педагогические, социокультурные, технические и гигиенические. Также при выборе игрушек целесообразно руководствоваться возрастом ребенка. Так, для младших дошкольников рекомендуется выбирать сюжетно-образные, цветные, крупные игрушки, максимально близко отражающие окружающую ребенка действительность, простые и доступные в игре. Для дошкольников средней группы, предпочитающих коллективные сюжетно-ролевые игры, важно использовать дополнительные предметы и комплектные игрушки. При этом старшим дошкольникам важно давать игрушки, позволяющие реализовывать сложные сюжеты, дающие возможность получить более широкий опыт общения и соприкосновения с жизнью. Существенной частью нашего исследования стало рассмотрение конфликта использования традиционных и современных интерактивных игрушек. Целесообразно отметить, что технология является нейтральным составляющим звеном современной жизни. Положительную или негативную оценку она получает сбалансированном или чрезмерном использовании, в частности, в жизни ребенка. Выходом из сложившейся ситуации мы видим гармоничное применение традиционных игровых средств в комплексе с современными.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВМонографии, учебники, учебные пособия1. Ахтырко А.И. Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников в игре / А.И. Ахтырко // Педагогические традиции в развитии современной личности: Сборник научных трудов. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. - С. 107-107.2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 276 с.3. Ежкова Н.С. Дошкольное образование: научный взгляд /Н.С. Ежкова// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого: Сборник научных трудов. - №1. - 2016. - С. 57-61.4. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников // Игра и развитие личности дошкольника : сб. науч. тр. / под ред. Г. Г. Кравцова и др. М., 1990. - С. 16.5. Материалы и оборудование для детского сада : пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. - М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. - 160 с.6. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.7. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр /Дошкольное воспитание, 1997 . -№3. - С. 84-87.8. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.Иностранная литература9. Goldstein J. Play in children’s development, health and well-being [Electronic rsource]. - URL: https://www.toyindustries.eu/wp-content/uploads/2010/11/Play-in-childrens-development-health-and-well-being-final.pdf (date of treatment: 28.06.2023).10. Klemenovic J. How do today’s children play and with which toys? URL: https://www.researchgate.net/publication/298465836_How_Do_Today's_Children_Play_and_with_Which_Toys (date of treatment: 30.06.2023)11. Onder M. Contribution of plays and toys to children’s value education. Asian Journal of Education and Training. 2018. 4(2) – p. 145-149. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1176006.pdf (date of treatment: 29.06.2023)Интернет-ресурсы12. Ежкова Н.С. Теоретические основы дошкольного образование: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02488-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513279 (дата обращения: 29.06.2023).13. Игнатьева С.С. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника. 2017. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/29/rol-igrushki-v-zhizni-i-vospitanii-doshkolnika (дата обращения: 30.06.2023)14. Полякова М. Я. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю. С. 13-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmetnaya-sreda-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-ot-detskih-sadov-pido-do-nashih-dnei (дата обращения: 30.06.2023).15. Собкин В.С. Игры и игрушки современного дошкольника (по материалам социологического исследования). 3-я международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». URL: https://toy-experts.ru/article_5(дата обращения: 29.06.2023). 16. Ханова Т.Г., Хлебникова С.В. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 353-356 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-igrushki-v-razvitii-lichnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.06.2023). 17. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00141-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510444 (дата обращения: 29.06.2023).

1. Ахтырко А.И. Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников в игре / А.И. Ахтырко // Педагогические традиции в развитии современной личности: Сборник научных трудов. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. - С. 107-107.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 276 с.
3. Ежкова Н.С. Дошкольное образование: научный взгляд /Н.С. Ежкова// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого: Сборник научных трудов. - №1. - 2016. - С. 57-61.
4. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников // Игра и развитие личности дошкольника : сб. науч. тр. / под ред. Г. Г. Кравцова и др. М., 1990. - С. 16.
5. Материалы и оборудование для детского сада : пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. - М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. - 160 с.
6. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
7. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр /Дошкольное воспитание, 1997 . -№3. - С. 84-87.
8. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.



Иностранная литература
9. Goldstein J. Play in children’s development, health and well-being [Electronic rsource]. - URL: https://www.toyindustries.eu/wp-content/uploads/2010/11/Play-in-childrens-development-health-and-well-being-final.pdf (date of treatment: 28.06.2023).
10. Klemenovic J. How do today’s children play and with which toys? URL: https://www.researchgate.net/publication/298465836_How_Do_Today's_Children_Play_and_with_Which_Toys (date of treatment: 30.06.2023)
11. Onder M. Contribution of plays and toys to children’s value education. Asian Journal of Education and Training. 2018. 4(2) – p. 145-149. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1176006.pdf (date of treatment: 29.06.2023)
Интернет-ресурсы
12. Ежкова Н.С. Теоретические основы дошкольного образование: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02488-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513279 (дата обращения: 29.06.2023).
13. Игнатьева С.С. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника. 2017. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/29/rol-igrushki-v-zhizni-i-vospitanii-doshkolnika (дата обращения: 30.06.2023)
14. Полякова М. Я. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю. С. 13-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmetnaya-sreda-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-ot-detskih-sadov-pido-do-nashih-dnei (дата обращения: 30.06.2023).
15. Собкин В.С. Игры и игрушки современного дошкольника (по материалам социологического исследования). 3-я международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства».
URL: https://toy-experts.ru/article_5 (дата обращения: 29.06.2023).
16. Ханова Т.Г., Хлебникова С.В. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 353-356 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-igrushki-v-razvitii-lichnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.06.2023).
17. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00141-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510444 (дата обращения: 29.06.2023).