Исследование звукопроизносительной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 01.08.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией……………………………..6
1.1. Общая характеристика понятия «ринолалия»…………………………..6
1.2.Особенности развития дыхания при ринолалии ……………………………………………………………………………………11
Выводы по главе 1………………………………………………………………14
Глава 2. Экспериментальное исследование состояния речевых средств у детей с ринолалией………………………………………………………………15
2.1 Результаты констатирующего эксперимента……………………………..15
2.2 Рекомендации к формирующему эксперименту………………………….23
Выводы по главе 2………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………..29
Фрагмент для ознакомления

Это задание было выполнено с большим интересом и оживлением.Высокая скорость (7-9 секунд) у 20% детей. У этих детей длинный, плавный и сильный фонационный выдох.Рисунок 4 - Длительность фонационного выдоха5. Характер речевого дыхания.Читая стихотворение, дети вдыхали перед каждым новым очередь, и многие начинали свое произнесение с остаточного выдоха.Показатели в основном находятся на высоком уровне (1 вдох), что составляет 20%. Рисунок 5 -Характер речевого дыханияНизкая частота (7-9 вдохов) у 20% детей. Такие дети выдыхали воздух в основном после каждой прочитанной строки, а в строкедополнительно, то есть выдоха им было недостаточно, чтобы произнести четыре или болееслов.Обследование показало очень низкие показатели уровня развития речи и дыхания у одного из детей. Это говорит о том, что ребенку нужно помощь логопеда, воспитателя и других специалистов детского сада дляулучшения навыков и развития.Таким образом, констатирующий эксперимент показал уровень овладения лексическими и грамматическими категориями, а также проблемные области приизучении лексики и грамматики. Есть грамматические ошибки в подборе слов (существительное с числительным, с предлогом), ошибки в употреблении падежных окончаний. В словарном запасе необходимо работать сувеличением активного словарного запаса, а именно обогащение глагольной лексики,словаря антонимов.При изучении дыхания эксперимент показал преимущественно смешанный тип дыхания у детей 4-5 лет с ринолалией, слабый физиологический выдох и егосилу, среднюю фонацию выдоха и высокие показатели характера речевого дыхания. То есть необходима коррекционная работа по разделамлексики, грамматики, а также работа над дыханием.2.2 Рекомендации к формирующему экспериментуВ ходе констатирующего эксперимента у детей с ринолалией 4-5 лет были выявлены нарушения лексико-грамматических категорий и дыхания, чтоозначает необходимость коррекционно-развивающей работы в этих областях.Целью формирующего эксперимента было развитие физиологического и речевого дыхания у детей 4-5 лет с ринолалией.Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:воспитательная, коррекционная, развивающая учебно-воспитательная Блок 1. Тренировочные задачи:- активизировать словарный запас по лексическим темам.Блок 2. Коррекционные задания:- развивать умение использовать грамматические структуры (сравнивать существительные единственного и множественного числа счислительными; использовать уменьшительные формы, предлоги, падежные окончания).- формировать направление воздушной струи, ее силу; речевое дыхание.- развивайте устную практику.Блок 3. Разрабатывающие задачи:- развивайте мотивацию к общению.- развивайте у детей наблюдательность и любознательность.Блок 4. Образовательные задачи:- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональная отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.- воспитывать бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения.Формирующий эксперимент был построен с учетом общих и специфических принципов.Общие принципы:1. Принцип доступности, последовательности и систематичности.Налаживая процесс формирования правильной речи и поведения ребенка, необходимо соблюдать следующие правила: от простого к сложному, от неизвестного и прочно усвоенного кновому и неизведанному, от сохранившихся сторон речи к нарушенным, т.е.опираясь на сохранившиеся навыки правильной речи и своего поведения, они постепенно расширяются и наращивают новые качества и умения. Итак,материал комплекса логопедических разминок к пособию постепенно расширяется.2. Принцип наглядности. Это объясняется, прежде всего, тем, что мышление ребенка в основном наглядно-образное.Было разработано логопедическое пособие для работы с детьми, которое имеет практическую направленность, то есть предназначено для того, чтобы дети вместе с логопедом могли использовать игры и задания с этой разработки.3. Принцип индивидуального подхода. Она предусматривает организациюобучения, основанную на глубоком знании индивидуальных способностейребенка, создание условий для активной познавательной деятельности всехдетей группы и каждого ребенка в отдельности.Итак, в процессе работы с пособием учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.Выводы по главе 2.Для развития дыхательной функции и лексико-грамматических категорий у детей 4-5 лет с ринолалией было разработано и опробовано игровое пособие и логопедические разминочные комплексы к этому пособию.Основными направлениями которых являются формирование направления развитие устной практики; развитие грамматической структуры (развитие умения согласовывать существительные с числительными, предлоги); развитие лексического запаса (активизация из словесного словаря, словаря антонимов; развитие способности распознавать цвета иразличать их; расширение пассивного и активного словарного запаса).Был проведен констатирующий эксперимент, и после его результатов были рекомендации к формирующему эксперименту, которое было проведено на основании разработанного логопедического пособия. В результате отмечается развитие грамматической системы (согласование существительного с числительным, образование уменьшительных форм). Происходит расширение лексического запаса (расширение именительного, глагольного словаря, толкового словаряиз антонимов). Наблюдается улучшение дыхательной функции (увеличениепродолжительности физиологического выдоха, его силы; увеличение продолжительностифонационного выдоха и улучшение характера речевого дыхания).ЗаключениеИзучив литературу по выбранной нами теме, мы убедились в актуальности нашей работы. В первой части работы, проведя теоретический анализ литературы, мы рассмотрели особенности речевого развития, а также причины, влияющие на задержку речи у детей-ринолаликов. Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывает у ребенка тяжелые переживания, что еще больше усугубляет речевые нарушения.У детей с патологическими особенностями строения и деятельности речевого аппарата наблюдаются различные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи. В устной речи отмечается обеднение и аномальные состояния доязыкового развития детей с ринолалией. Речь таких детей, как правило, непонятна, лишена интонационной выразительности, немодулирована. Обусловленность задержки речевого развития у детей с ринолалией различна: сужение социальных и речевых контактов из-за грубого нарушения артикуляции звуков, его позднее начало, осложнение дефекта проявлениями дизартрии или алалии, потерей слуха и т.д.Речь, как средство общения, появляется у детей после изучения предмета - эффективные средства общения уже достаточно сложны и развиты. Контакты ребенка со сверстниками имеют первостепенное значение для раскрытия его творческих, оригинальных начал. Отсутствие ограничений и запретов со стороны старших способствует большей раскованности детей и их свободному самовыражению. У детей-носорогов речь плохо понимается окружающими, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей, что препятствует социализации таких детей в обществе.Дети с ринолалией нуждаются в комплексном воздействии логопеда, врачей и психологов. Работа по коррекции ринолалии направлена на исправление нарушений звукопроизношения и тембра голоса. Логопедическая работа при ринолалии делится на предоперационную и послеоперационную. На предоперационном этапе проводится подготовка активности мягкого неба, нормализация положения языка, усиление мышечной активности губ. Послеоперационная коррекция ринолалии включает в себя постановку правильного звука и вокализацию путем активизации артикуляционной моторики, голосовую терапию, стимуляцию небно-глоточных мышц, массаж рубцов неба, развитие фонационного дыхания.Был проведен констатирующий эксперимент, и после его результатов были рекомендации к формирующему эксперименту, которое было проведено на основании разработанного логопедического пособия. В результате отмечается развитие грамматической системы (согласование существительного с числительным, образование уменьшительных форм). Происходит расширение лексического запаса (расширение именительного, глагольного словаря, толкового словаряиз антонимов). Наблюдается улучшение дыхательной функции (увеличениепродолжительности физиологического выдоха, его силы; увеличение продолжительностифонационного выдоха и улучшение характера речевого дыхания).Список используемой литературы1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ.ред. Г.В. Чиркиной. - М: Айрис-пресс, 2005. - 151 с. 2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.:АСТ: Астрель, 2007. - 222 с.3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь: СГПИ, 2009. - 224 с. 4.Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 128 с. 5.Дикман К.Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К.Д. Дикман // Логопедия сегодня. - 2008. - №2. - 46-52 с. 6.Егорова О.А. Проблемы речевого развития дошкольников / О.А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. - 2004 -. №8. -. 25-29 с.7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. - М. Просвещение, 1996. - 143 с. 8.Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.пособие / Л.А. Зайцева и др. - Мн.: БГПУ, 2006. - 74 с.9. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А.Г. Ипполитова // Логопедия. - 2003. - 32-35 с.10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб.пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2004. - 704 с.12. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 120 с.13. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб. -метод. пособие / О.С. Орлова. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с. 14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с. 15. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - М.: Феникс, 2003. - 448 с. 16. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб.пособие. / Ред. В.И. Селиверстов. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.17.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авт.-сост. Г.В. Чиркина М.: Просвещение, 2008. - 33 с. 18.Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. - Минск: Аверсэв, 2009. - 173 с. 19.Ринолалия: Учебное пособие / авт.-сост. Е.Е. Васильева. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 63 с.20. Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е.А. Соболева. - М: Высшая школа, 2006. - 128 с. 21.Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. - М.: Сфера, 2005. - 160 c. 22.Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.: Изд-во АСТ, 2002. - 258 с.23. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2008. - 240 с.

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М: Айрис-пресс, 2005. - 151 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.:АСТ: Астрель, 2007. - 222 с.
3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь: СГПИ, 2009. - 224 с.
4. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 128 с.
5. Дикман К.Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К.Д. Дикман // Логопедия сегодня. - 2008. - №2. - 46-52 с.
6. Егорова О.А. Проблемы речевого развития дошкольников / О.А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. - 2004 -. №8. -. 25-29 с.
7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. - М. Просвещение, 1996. - 143 с.
8. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л.А. Зайцева и др. - Мн.: БГПУ, 2006. - 74 с.
9. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А.Г. Ипполитова // Логопедия. - 2003. - 32-35 с.
10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2004. - 704 с.
12. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 120 с.
13. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб. -метод. пособие / О.С. Орлова. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с.
14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - М.: Феникс, 2003. - 448 с.
16. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб. пособие. / Ред. В.И. Селиверстов. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.
17. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авт.-сост. Г.В. Чиркина М.: Просвещение, 2008. - 33 с.
18. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. - Минск: Аверсэв, 2009. - 173 с.
19. Ринолалия: Учебное пособие / авт.-сост. Е.Е. Васильева. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 63 с.
20. Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е.А. Соболева. - М: Высшая школа, 2006. - 128 с.
21. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. - М.: Сфера, 2005. - 160 c.
22. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.: Изд-во АСТ, 2002. - 258 с.
23. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2008. - 240 с.