Мифы о языке у разных народов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Языкознание
  • 27 27 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 06.08.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 5
1.1 Мифическое происхождение языка с точки зрения лингвистики 5
1.2 Основные направления изучения происхождения языка и мифов о языке в современном языкознании 10
Выводы по Главе 1 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МИФОВ О ЯЗЫКЕ У РАЗНЫХ НАРОДОВ 17
2.1 Мифы о языке у народов Европы, Азии и Америки 17
2.2 Мифы о языке у народов Африки, Австралии и Океании 21
Выводы по Главе 2 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Фрагмент для ознакомления

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:1-4). Таким образом, из этого можно сделать вывод, что Слово (божественный Логос) является первоначалом, первоистоком всего сущего, и в то же время Он является Богом (источником всей жизни и животворящей силой).
Кроме того, на основании ветхозаветной книги Бытия можно сделать вывод, что акт наименования (номинации) в библейской мифологии также обладает сакральным значением. В частности, во время творения мира Бог называет (дает имена) различным объектам и явлениям создаваемого Им мира. Помимо того, в книге Бытия описывается, как первый человек Адам, созданный Богом, дает имена различным животным и другим живым существам, когда Господь Бог приводит к Адаму всех животных, Им созданных. Следовательно, можно утверждать, что именам в библейской культуре и в мифологии приписывается сакральное значение, поскольку они были даны различным сущностям именно Богом (или с Его помощью).
Таким образом, в библейской мифологии, связанной с происхождением языка, отражается одна из проблем языкознания, ставшая классической: каким образом даны наименования различным предметам и явлениям действительности – произвольно, согласно определенному социальному установлению, договору или же от природы, тем самым, отражая их внутренние особенности. Данная проблема, как пишет В.Б. Кашкин [Кашкин, 2011, с. 29-30], волновала еще древнегреческих философов, занимавшихся некоторыми проблемами, связанными с происхождением и сущностью языка: так, концепцию того, что имена даны вещам от природы, отстаивал Гераклит, а противоположную концепцию – Демокрит.
В ряде культур можно найти мифы, связанные со священным происхождением письменности: таковы мифологемы, связанные, в частности, с возникновением древнегерманской рунической письменности и древнеирландского огама. Так, в «Старшей Эдде» – памятнике древнегерманской мифологии и эпоса, написанном на древнеисландском языке – говорится о том, что Один, верховный бог древних германцев, пригвоздил самого себя копьем к мировому древу Иггдрасиль и, претерпевая сильнейшие муки, «увидел» рунические знаки, «поднял» их и смог потом вырезать и передать остальным.
В традиции азиатских народов мы находим совершенно другую версию мифа о происхождении языка. В древнекитайской мифологии существует известный миф о том, как Желтый Император, основатель китайской цивилизации, придумал письменность и язык. Согласно данному мифу, на небе существовало несколько драконов, которые напоминали змеевидные символы. Желтый Император обратился к змеевидному дракону и попросил его дать ему знание о языке и письменности. Дракон подарил ему кисть и предложил создать письменность, вдохновленную его собственной формой. Так появилась китайская письменность и язык.
Рассмотрим также мифы о языке, которые представлены у коренных народов Америки. У индейцев майя, народа, который жил на территории современного Мексики, Гватемалы и Гондураса, существовал миф о происхождении языка, связанный с богом создания. Майя верили, что мир был создан богом Хун-Апу, который был мудрым и могущественным существом. Согласно данному мифу бог Хун-Апу создал людей, но им не было дано знание о языке. В один прекрасный момент птицы подарили людям язык, обучая их разговаривать и писать. Этот миф символизирует осмысление языка в культуре майя как божественного дара.
Таким образом, мы видим, что особенности мифов о происхождении языка у разных народов Европы, Азии и Америки сильно различаются. В европейской традиции язык считается изобретением бога, в китайской – даром дракона, а в культуре аборигенов Америки (индейцы майя) – полученным от птиц. Соответственно, эти мифы отражают культурные особенности и представления данных народов о языке.

2.2 Мифы о языке у народов Африки, Австралии и Океании
У аборигенных народов Африки существует большое количество мифов, связанных с происхождением языка или обретением языка людьми. В частности, у племени шака (один из народов Танзании) существует миф о том, что язык был подарком от богов, который был создан специально для них. Они верят, что боги научили их издавать различные звуки и строить их сочетания, таким образом люди стали использовать их для общения.
У народов Австралии также существует множество мифов об истории языка. У аборигенов из племени гюндитжмара существует миф о боге Уракнда, который якобы создал первое слово и подарил его людям. Это слово – «Гинджа» – считается основой для всех других слов в их языке. Этот миф подчеркивает важность слова и связи между миром божественных сил и людьми через язык.
Среди народов Океании распространены мифы о языке, отражающие особенности их культуры. Например, у маори (одного из народов Новой Зеландии) миф о создании языка связан с богиней Солнца. Они верят, что Солнце создало звуки и язык, чтобы люди могли общаться друг с другом и с богами. Важно отметить, что у маори язык является священным и имеет большое культурное значение, служа одним из средств самоидентификации.
Существуют и другие примеры мифов об истории языка в разных народах Африки, Австралии и Океании. Важной особенностью этих мифов является то, что они передают культурные ценности и традиции народов, а также обращают внимание на значение и священность языка для каждого из них.
Также следует отметить некоторые общие черты мифов о происхождении языка у разных народов. Во-первых, многие мифы представляют язык как божественный дар. Во-вторых, они подчеркивают роль языка в общении и обмене информацией. В-третьих, многие мифы об истории языка у народов Африки, Австралии и Океании связаны с божествами или силами природы, что отражает важность языка для этих народов и их связь с окружающим их миром (как природным, так и культурным).

Выводы по Главе 2
Таким образом, наряду с научной лингвистической позицией относительно происхождения языка существует и большое количество различных мифов и мифологем, связанных с происхождением языка, речи, письменности и т. д. Большинство из такого рода мифов являются элементом традиционной культуры, но некоторые из них продолжают активно существовать и использоваться до сих пор (в частности, библейская мифология).
В подавляющем большинстве мифов, связанных с глоттогенезом, язык предстает как сверхъестественный дар, который получен от богов, духов, верховного бога и т. п. Помимо прочего, имена собственные и названия различных вещей, объектов и явлений окружающего мира также представляют собой дар сверхъестественных сил: например, в книге Бытия Бог творит мир при помощи слова, Адам называет животных, приводимых к нему Богом и т. п.
В ряде мифологических систем представлены воззрения, согласно которым язык и речь были дарованы людям при помощи тех или иных существ-посредников: так, в некоторых североамериканских мифологиях язык был дарован людям с помощью птиц.
В отдельных мифологических системах коренных народов Сибири у каждого из видов животных, наряду с людьми, тоже есть свой язык. В сказках многих народов Сибири (шорцы, селькупы, кеты и т. д.) часто встречаются персонажи-говорящие животные, которые могут общаться как между собой, так и друг с другом. Часто встречаются персонажи подобного рода и в русских сказках: нередко такие персонажи выступают в качестве персонажа-помощника главного героя или одного из героев (серый волк, конь, лисица и т. п.).
Представлены в мировой мифологии и ряд мифологем, согласно которым письменность была дарована людям сверхъестественным путем: так, в германо-скандинавской мифологии представлен мотив о том, как верховный бог Один, пригвоздив самого себя копьем к Мировому Древу, «увидел» руны и смог их обрести.
Таким образом, мифы, связанные с происхождением и развитием языка у человека, многообразны и представлены практически во всех культурах. Это отражает осмысление способности человека к говорению и изучению языка как одну из особенных черт нашего вида.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования было выявлено, что мифы о происхождении языка являются неотъемлемой частью культуры различных народов. Они отражают особенности жизненного опыта, верований и представлений о мире, а также являются важным источником информации для изучения и понимания различных языковых сообществ.
Одной из основных особенностей мифов о языке является их сюжетное и образное многообразие. В ходе исследования были изучены различные мифологические представления о происхождении языка у разных народов, таких как древние греки, германцы, скандинавы, кельты, аборигены Африки, Америки и т.п. Каждый народ имеет свою версию мифа о возникновении языка: так, в германо-скандинавской мифологии повествуется о том, что бог Один отдал людям способность к речи и языку, а у индейцев мифы утверждают, что язык был дан людям животными. Существует бесчисленное множество повествований и верований, связанных с обретением людьми языка, что придает уникальность фольклорной и культурной традиции каждого народа.
Также в ходе исследования была обнаружена взаимосвязь между мифологическими представлениями о происхождении языка и характеристиками самого языка. В частности, в мифологии греков язык генетически связывался с творческой силой богов и считался их даром, что отражалось в используемых в риторике эпитетах, связанных с красотой и силой речи. В индейской мифологии язык выступал как средство общения с животными и природой, что видно в их специфическом отношении к языку и его роли в культуре. Следовательно, каждый миф о происхождении языка отражает особенности языковой системы и языкового сознания народа, которые в свою очередь формируются под влиянием социокультурных условий.
Однако, несмотря на многообразие мифов о языке, можно выделить общие черты, которые являются своеобразными характеристиками, которые определяют общие сюжетно-мотивные комплексы в мифологии, связанной с происхождением и развитием языка. Как показало исследование, многие мифы связывают происхождение языка с деятельностью сверхъестественных сил или богов. Это говорит о том, что язык для людей представлялся как особенная способность, поскольку в традиционной культуре считалось, что никакой из людей не может сам создать или «изобрести» новый язык.
В целом, исследование мифов о языке у разных народов позволило не только проанализировать и сравнить разные интерпретации этого явления, но и понять его значение и роль в формировании культуры каждого народа. Мифы обогащают наше представление о языке и его функциях, а также помогают понять социальные и культурные особенности различных языковых сообществ. Поэтому изучение мифов о языке является важным и актуальным направлением лингвистической науки.
Таким образом, особенности мифов о происхождении языка у разных народов представляют собой интересный объект исследования. Они не только раскрывают множество верований, представлений и философских взглядов на процесс формирования языка, но и помогают понять культурный контекст, в котором развивается каждое языковое сообщество. Изучение этих мифов способствует более глубокому пониманию разнообразия культур и языковых систем и открывает новые горизонты в области лингвистики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бичакджян Б.Х. Эволюция языка: развитие в свете теории Дарвина // Вопросы языкознания. – 1992. – №2. – Пер. с англ. Н.Р. Гущиной. – С. 123-134.
Дойчер Г. Сквозь зеркало языка: почему мир на других языках выглядит иначе. – Пер. с англ. Н.Ю. Жуковой. – М.: Изд-во АСТ, 2016. – 382 с.
Кашкин В.Б. Языковые контрасты в истории лингвистики. – Изд. 2-е, перераб. и испр. – Воронеж: Наука-Юнипресс, 2011. – 242 с.
Кошелев А.Д. Очерки эволюционно-синтетической теории языка. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2017. – 528 с.
Маковский М.М. Язык как феномен: избранные статьи по общему языкознанию, лингвокультурологии, германистике, топонимике и грамматике. – М.: ЛЕНАНД, 2014. – 264 с.
Маковский М.М. Индоевропейская мифопоэтика: миры и антимиры слова. – М.: ЛЕНАНД, 2018. – 200 с.
Николаева Т.М. Коммуникативно-дискурсивный подход и интерпретация языковой эволюции // Вопросы языкознания. – 1984. – №3. – С. 111-119.
Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюции – новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. – 1996. – №2. – С. 79-89.
Пинкер С. Язык как инстинкт. – Пер. с англ. Е.В. Кайдаловой; общ. ред. В.Д. Мазо. – Изд. 2-е, испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 456 с.
Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык. – Пер. с англ. С. Черников. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.
Эверетт Д. Как начинался язык: история величайшего изобретения. – Пер. с англ. М. Исакова. – М.: Альпина нон-фикшн, 2019. – 424 с.
Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2017. – 136 с.
Bichakjian B.H. Evolution in language. – Ann Arbor: Karoma Publishing, 1988. – 178 p.
Bichakjian B.H. Neoteny and language evolution // The Genesis of Language. A Different Judgement of Evidence. – Ed. by M.E. Landsberg. – Berlin-New York-Amsterdam: Mouton de Gruyter, 1988. – P. 113-136.
Bichakjian B.H. Language innateness and speech pathology // Studies in language origins. – Vol. 1. – Amsterdam-Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1989. – P. 209-232.
Bichakjian B.H. Language evolution: How language was built and made to evolve // Language Sciences. – 2017. – Vol. XXX. – P. 1-11.
Bickerton D. Language and species. – Chicago: University of Chicago Press, 1990. – 305 p.
Bickerton D. Roots of language. – Berlin: Language Science Press, 2016. – 300 p.
27

1. Бичакджян Б.Х. Эволюция языка: развитие в свете теории Дарвина // Вопросы языкознания. – 1992. – №2. – Пер. с англ. Н.Р. Гущиной. – С. 123-134.
2. Дойчер Г. Сквозь зеркало языка: почему мир на других языках выглядит иначе. – Пер. с англ. Н.Ю. Жуковой. – М.: Изд-во АСТ, 2016. – 382 с.
3. Кашкин В.Б. Языковые контрасты в истории лингвистики. – Изд. 2-е, перераб. и испр. – Воронеж: Наука-Юнипресс, 2011. – 242 с.
4. Кошелев А.Д. Очерки эволюционно-синтетической теории языка. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2017. – 528 с.
5. Маковский М.М. Язык как феномен: избранные статьи по общему языкознанию, лингвокультурологии, германистике, топонимике и грамматике. – М.: ЛЕНАНД, 2014. – 264 с.
6. Маковский М.М. Индоевропейская мифопоэтика: миры и антимиры слова. – М.: ЛЕНАНД, 2018. – 200 с.
7. Николаева Т.М. Коммуникативно-дискурсивный подход и интерпретация языковой эволюции // Вопросы языкознания. – 1984. – №3. – С. 111-119.
8. Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюции – новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. – 1996. – №2. – С. 79-89.
9. Пинкер С. Язык как инстинкт. – Пер. с англ. Е.В. Кайдаловой; общ. ред. В.Д. Мазо. – Изд. 2-е, испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 456 с.
10. Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык. – Пер. с англ. С. Черников. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.
11. Эверетт Д. Как начинался язык: история величайшего изобретения. – Пер. с англ. М. Исакова. – М.: Альпина нон-фикшн, 2019. – 424 с.
12. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2017. – 136 с.
13. Bichakjian B.H. Evolution in language. – Ann Arbor: Karoma Publishing, 1988. – 178 p.
14. Bichakjian B.H. Neoteny and language evolution // The Genesis of Language. A Different Judgement of Evidence. – Ed. by M.E. Landsberg. – Berlin-New York-Amsterdam: Mouton de Gruyter, 1988. – P. 113-136.
15. Bichakjian B.H. Language innateness and speech pathology // Studies in language origins. – Vol. 1. – Amsterdam-Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1989. – P. 209-232.
16. Bichakjian B.H. Language evolution: How language was built and made to evolve // Language Sciences. – 2017. – Vol. XXX. – P. 1-11.
17. Bickerton D. Language and species. – Chicago: University of Chicago Press, 1990. – 305 p.
18. Bickerton D. Roots of language. – Berlin: Language Science Press, 2016. – 300 p.