Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 45 45 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 10.08.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Коммуникативные способности: понятие, сущность 6
1.2Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 12
1.3 Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Методические особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 24
2.1Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОО 24
2.2 Подбор методов и приёмов, направленных на повышение уровня коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевых игр старших дошкольников 31
2.3 Разработка комплекса игр, направленных на повышение уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 36
Заключение 41
Список использованных источников 43

Фрагмент для ознакомления

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой чуткости в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным участником игры, независимо от того, берет он на себя роль или нет.Каково содержание работы педагога по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре?Способности воспитателя наиболее ярко проявляются в организации самостоятельной деятельности детей. Как привести каждого ребенка к полезной и интересной игре, не подавляя его активность и инициативу? Как чередовать игры и распределять детей по групповой комнате на площадке, чтобы они могли комфортно играть, не мешая друг другу? Как устранить недопонимание и конфликты между ними? И всестороннее образование детей, и творческое развитие каждого ребенка зависят от умения быстро решать эти проблемы[9].При ведении сюжетно-ролевых игр перед педагогами стоят следующие задачи[13]:1) развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);2) использование игры для воспитания детского коллектива и отдельных детей.Проведение сюжетно-ролевой игры требует большого мастерства и педагогического чутья. Воспитатель должен вести игру, не мешая ей, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.В дошкольном образовании описано множество методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от ситуации.Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры[16]: 1) исполнение воспитателем главной роли; 2) индивидуальная игра педагога с ребенком, в которой педагог играет главную роль; 3) введение образных игрушек; 4)прием параллельной игры; 5) прием сюжетно-ролевой игры с продолжением; 6) активизация общения между взрослыми и детьми в игровом процессе, цель которого - пробудить новые способы решения игровой задачи через детей и использовать их самостоятельно; 7) игра в телефон; 8) обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; 9) игра с детьми в воображаемые ситуации. А также способствующие регулированию игровых отношений[10]: 1) игры, способствующие адаптации («приходи ко мне в гости»);2) участие воспитателя в игре (главная роль); 3) использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 водителя);4) внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; 5) создание разновозрастных игровых триад.Методические методы и приемы приносят результат и плоды только в том случае, если воспитатель применяет их систематически, учитывает общие тенденции интеллектуального развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он знает каждого своего ребенка и хорошо чувствует себя в группе.Задача педагога в работе с детьми старшего возраста - расширить и углубить их интерес к игре, создать условия, стимулирующие детей к общению. Своими советами, предложениями и вопросами педагог должен подвести детей к коммуникативному взаимодействию. Постепенно воспитатель превращается из непосредственного участника игры в советника. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всего ранее не сформированного игрового инвентаря, к изготовлению игровых принадлежностей, к ознакомлению с игрушками с обязательным обсуждением вопроса о том, как эти игрушки используются[13]. В дальнейшем, работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагог научит применять полученные знания в игре, а также будет развивать свои навыки элементарного планирования и организации.Воспитатель должен руководить игрой, не разрушая ее, сохранять любительский и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность чувств и веру в истинность игры. Педагог влияет на концепцию игры и ее развитие, обогащает содержание жизни детей: расширяет их представления о жизни взрослых, об отношениях между людьми и тем самым конкретизирует содержание определенной роли в игре[20].Однако при расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Избыток впечатлений в играх может привести к поверхностному отражению незначительного, случайного, к их нестабильности, к неорганизованности.Игра — это средство, с помощью которого дети проявляют самостоятельность в распределении ролей и в игровом процессе. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей - стать ведущим и связующим звеном в детской игровой цепочке и тактично поддерживать руководство, чтобы обогатить игровой опыт детей[14].Приемы прямого руководства: вовлечение педагога в игру, взятие на себя роли (основной или второстепенной роли) - редко, по необходимости (демонстрация речевых моделей, совместное обсуждение ролевого поведения игроков после игры)[3].Приемы косвенного руководства[12]:1) Обогащение социального опыта детей с помощью всех видов деятельности (наблюдение, экскурсии, художественная литература, детские телешоу, беседы)2) Привлечение детей к созданию атрибутов и дизайну игровых полей.Создание условий для развития коммуникативных способностей в ролевой игре:1) создание предметно-игровой среды;2) использование современной системы хранения (хранение игрового материала в контейнерах);3) наполнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на уроках знаниями.Помощь взрослого[9]:1) вспомнить более подходящие игры, которые больше подходят для коммуникативного взаимодействия детей, и определить их порядок;2) спланировать ход игры, последовательность действий;3) распределить роли, согласовать идею;4) помочь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса к игре;5) смотреть детские игры;6) направленность намерений и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);7) создание проблемных ситуаций (гибкое влияние на концепцию игры, развитие сюжета, усложнение представлений о действительности);8) создать игровую ситуацию;9) индивидуальная работа (если ребенок не умеет играть, можно использовать опыт хорошо играющих детей).Таким образом, развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре в большинстве случаев зависят от методов и приемов, которые педагог использует, чтобы что-то объяснить детям, сформировать их навыки и знания, чтобы развить навыки в определенной игре.2.3 Разработка комплекса игр, направленных на повышение уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возрастаВ данном параграфе мы разработали комплекс игр для старшего дошкольного возраста, который направлен на развитие коммуникативных навыков.«Волшебный клубок».Цель: развить чувство близости к другим детям.Содержание: дети садятся в круг. Взрослый вручает ребенку клубок ниток, он наматывает нить на большой палец и при этом произносит любящее слово, доброе пожелание, ласково называя соседа по имени. Затем передает его следующему ребенку. Когда клубок возвращается взрослому, дети дергают за ниточку и закрывают глаза, воображая, что они - одно целое, что каждый из них важен и значим.«Покажи свои чувства руками».Цель: способствовать развитию у детей спонтанности,развиваватьрефлексию эмоциональных состояний.Содержание: педагог предлагает детям представить, что их руки ожили, и могут быть счастливыми, испуганными, злыми и т.д.).Затем дети, глядя на педагога, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).«Царевна Несмеяна».Цель: создать игровую ситуацию, которая стимулирует активность детей и побуждает их сближаться со взрослыми и друг другом.Содержание: Воспитатель рассказывает сказку о царевне Несмеяне и предлагает сыграть в игру. Некоторые из детей будут принцессами, которые будут все время грустить и плакать, в то время как остальные будут по очереди подходить к ним и заставлять их смеяться. А принцесса изо всех сил старается не смеяться. Выигрывает тот, кому все же удастся заставить ее улыбнуться или рассмеяться. В роли принцессы Несмеяны выбирается маленький общительный (желательно девочка) ребенок, а остальные изо всех сил стараются подбодрить ее.«Корабль».Цель: укрепить самооценку ребенка и построить доверительные отношения в группе.Содержание: ребенок-водящий ложится на спину и превращается в корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: педагог «трясет» «корабль» (толкает ребенка) и сопровождает действия словами: «Кораблю сложно, но он будет стоять на месте. Волны хотят его утопить. Но он все равно выдержит, потому что он силен». Буря заканчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и говорят ему: «Мы тебя любим, ты такой большой, сильный»(педагог трясет и нежно ласкает ребенка). Эту процедуру можно проделать с несколькими детьми.«Газета».Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.Необходимый инструмент: газета.Содержание: Открытая газета кладется на пол, на ней стоят четверо детей. Затем газета складывается пополам, и все дети снова должны стоять на ней. Газету складывают до тех пор, пока один из участников не встанет на газету. Во время игры детям нужно понимать, что для победы им нужно обниматься - тогда расстояние между ними максимально сократится.Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть застенчивость физического контакта, снимает «мышечную оболочку», делает их более открытыми. Это особенно важно для замкнутых и тревожных детей, а также для детей, перенесших травмы.Игра становится интереснее, когда дети действуют по команде. Другими словами, они должны стоять на газете после определенного сигнала и свободно перемещаться. После того, как дети окажутся в газете, взрослый должен зафиксировать их местонахождение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.«Я не упаду».Цель: вызвать у детей доверие к другим.Содержание: на земле педагог раскладывает веревку (толстую веревку) длиной около двух метров, создавая сложную фигуру. Ребенок снимает обувь и стоит двумя ногами на краю веревки (пятка одной ступни касается пальцев другой). Ему нужно завязать глаза. Затем взрослый, успокаивая ребенка, дает команды, облегчающие его движение по веревке («шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. д.). Ребенок должен пройти все, не отрываясь от веревки - от начала до конца. Все дети по очереди выполняют это упражнение.«Клеевой ручеёк».Цель: развить способность действовать сообща и осуществлять самоконтроль и взаимный контроль над деятельностью; научитьдетей доверять и помогать друг другу.Содержание: перед игрой воспитатель рассказывает детям о дружбе и взаимопомощи, что вместе можно было преодолеть все препятствия.Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В этом положении они преодолевают различные препятствия.1. Встаньте и опуститесь со стула.2. Ползите под столом.3. Обойдите «широкое озеро».4. Переходите через «густой лес».5. Прячьтесь от диких животных.Обязательное требование к детям: они не должны отделяться друг от друга на протяжении всей игры.«Кто лучше разбудит?».Цель: развить у детей способность любить других.Содержание: ребенок превращается в котенка и засыпает - ложится на коврик посреди группы. Педагог просит детей по очереди будить «спящего котенка». Желательно делать это по-разному (то есть разными прикосновениями), но каждый раз аккуратно. В конце упражнения дети вместе решают, кто ласково «разбудил кошку».«Цифры».Цель: игра направлена ​​на развитие чувства единства, сплоченности, умения действовать в команде и устранять физические преграды.Содержание: дети свободно перемещаются в разные стороны под веселую музыку. Ведущийгромко называет цифру, дети должны объединиться друг с другом в соответствии с упомянутой цифрой:2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры педагог говорит: «Вот и все!» Дети встают в общий круг и обмениваются рукопожатием.«Пожалуйста».Цель: развить коммуникативные навыки посредством вежливого общения в группе.Содержание: дети и педагог встают в круг. Воспитатель показывает каждое движение, касается ладонью ближайшего ребенка и говорит: «Пожалуйста!», Он отвечает: «Спасибо!» - и показывает то же движение. Каждый повторяет это несколько раз. Затем ребенок «передает» еще одно движение другому и говорит: «Пожалуйста!» - и касается его ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» движение друг другу.«Воздушная кукуруза».Цель: развитие координации движений, создание положительных эмоций.Содержание: в этой игре четное количество игроков. В их распоряжении очень маленькое игровое поле. Все кладут руки на грудь и прыгают, как попкорн. При этом он избегает встреч с другими. Если два ядра «попкорна» соприкоснулись, они «склеились» вместе и теперь должны прыгать вместе. Игра окончена, если остались только пары.Игра-драматизация «Подарок на всех».Цель: развивать умение устанавливать дружеские отношения.Содержание: детям дается задание: «Если бы вы были волшебником и могли творить чудеса, что бы вы нам всем сейчас подарили?» или «Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывает одно желание, отрывая один лепесток от общего цветка. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…В конце можно провести конкурс на самое лучшее пожелание для всех.Таким образом, данные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения взаимодействовать, слушать и слышать другого человека, а также помогают развивать эмоциональную сферу ребенка.ЗаключениеСтарший дошкольный возраст—особенно важный этап воспитания, так как это возраст первоначального становления личности ребенка. В этот период в общении ребенка со сверстниками появляются довольно сложные отношения, которые существенно влияют на развитие его личности.Знание специфики взаимоотношений детей в группе детского сада и возникающих трудностей может оказать взрослым серьезную помощь в организации воспитательной работы с дошкольниками.Общение с детьми и общение детей —необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении вскоре становится основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Это условие формирования социальных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных отношений детей в детсадовской группе.Коммуникативные навыки — это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовке личности и позволяющих творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников — это развитие коммуникативных навыков и успешное взаимодействие с окружающими, при котором ребенок познает не только другого человека, но и самого себя.Ведущим видом деятельности является игра. В игре дети не только отражают действия и операции с предметами, но и учатся принимать и выполнять задание. Формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая; формируются и элементы трудовой деятельности. Происходит изменение представления о себе, формируется способность проявлять самооценку и самоконтроль.Самый распространенный мотив для сюжетно-ролевой игры — это желание ребенка вести социальную жизнь со взрослыми. Этому желанию, с одной стороны, противостоит неподготовленность ребенка к его реализации, а с другой - возрастающая самостоятельность детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: ребенок, который берет на себя роль взрослого, может воспроизводить в ней свою жизнь, деятельность и отношения.Оригинальность содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из важнейших ее особенностей. Игра — это деятельность, в которой дети моделируют социальную жизнь взрослых. Ролевая игра в развернутой форме обычно носит коллективный характер. Это не значит, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детской компании - самое благоприятное условие для развития коммуникативных навыков.Таим образом, использование сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию их коммуникативных навыков. Полученные теоретические результаты имеют практическое значение и могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности.Список использованных источниковАсмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений / А.Г. Асмолов. – М.: Academia: Смысл, 2019. – 526 с.Балберова О.Б. Кафе. Сюжетно-ролевая игра. Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО; Учитель - М., 2018. - 134 c.Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / М. А. Васильева. — М.: Просвещение, 2019. — 86 с.Воробьева, Н.А. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников / Н.А. Воробьева. - М.: Интеллект-Центр, 2018. - 281 c.Выготский, Л.С. Проблемы психического развития ребенка: Хрестоматия по психологии/ Л.С. Выготский, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 2019. - 416 с.Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2018. - 1008 с.Гербова, В.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - М.: «Мозаика-Синтез», 2019. - 274 с.Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. — М.: Книголюб, 2019. — 64 сКасаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2019. - 176 c.Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2019. - 647 c.Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен, 2021. - 160 c.Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. - 2016. - №3. С. 25-27.Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2019. - 160 c.Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2019. – 320 с.Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 2. Старшая группа / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2020. - 976 c.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2018. — 718 с.Сертакова, Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 221 c.Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. - М.: Речь, Сфера, 2018. - 176 c.Уорнер, П.150 развивающих игр для дошкольников / П. Уорнер. - М.: Попурри, 2019. - 160 c.Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2019. – 176.Хузеева, Г.Н. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника / Г.Н. Хузеева. - М.: Владос, 2019. - 218 c.Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 256 с.Шадриков, В.Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности / В.Д. Шадриков. - М., 2019. – 317 с.Газизова, Ф. С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, И. Е. Нургатина, А. Ш. Гиниятуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 411-414. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59932/ (дата обращения: 08.07.2023).Дарманян, А.С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62013/ (дата обращения: 08.07.2023).

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений / А.Г. Асмолов. – М.: Academia: Смысл, 2019. – 526 с.
2. Балберова О.Б. Кафе. Сюжетно-ролевая игра. Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО; Учитель - М., 2018. - 134 c.
3. Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / М. А. Васильева. — М.: Просвещение, 2019. — 86 с.
4. Воробьева, Н.А. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников / Н.А. Воробьева. - М.: Интеллект-Центр, 2018. - 281 c.
5. Выготский, Л.С. Проблемы психического развития ребенка: Хрестоматия по психологии/ Л.С. Выготский, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 2019. - 416 с.
6. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2018. - 1008 с.
7. Гербова, В.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - М.: «Мозаика-Синтез», 2019. - 274 с.
8. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. — М.: Книголюб, 2019. — 64 с
9. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2019. - 176 c.
10. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2019. - 647 c.
11. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен, 2021. - 160 c.
12. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. - 2016. - №3. С. 25-27.
13. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2019. - 160 c.
14. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2019. – 320 с.
15. Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 2. Старшая группа / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2020. - 976 c.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2018. — 718 с.
17. Сертакова, Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 221 c.
18. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. - М.: Речь, Сфера, 2018. - 176 c.
19. Уорнер, П.150 развивающих игр для дошкольников / П. Уорнер. - М.: Попурри, 2019. - 160 c.
20. Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2019. – 176.
21. Хузеева, Г.Н. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника / Г.Н. Хузеева. - М.: Владос, 2019. - 218 c.
22. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 256 с.
23. Шадриков, В.Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности / В.Д. Шадриков. - М., 2019. – 317 с.
24. Газизова, Ф. С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, И. Е. Нургатина, А. Ш. Гиниятуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 411-414. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59932/ (дата обращения: 08.07.2023).
25. Дарманян, А.С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62013/ (дата обращения: 08.07.2023).