Методы исследования социальных механизмов способов управленческого воздействия на общество
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 17.08.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Научные методы эмпирического исследования социальных механизмов способов влияния на общество 5
1.1.Наблюдение и описание 5
1.2.Сравнение, измерение, эксперимент 8
2.Научные методы теоретического исследования социальных механизмов способов влияния на общество. Комбинированные методы 18
2.1.Формализация и идеализация, аксиоматический метод 18
2.2.Гипотетико-дедуктивный метод и иные методы. Комбинированные методы 19
Заключение 26
Список использованных источников 27
Гипотетико-дедуктивный метод являет собой единство индукции и дедукции. Основное достоинство данного метода заключается в возможности расширения знания, однако, в отличие от аксиоматико-дедуктивного, он не нацелен на организацию имеющегося знания, и его целесообразно дополнять аксиоматико-дедуктивным методом, который как раз организует знание.Если же сравнивать гипотетико-дедуктивный метод с индуктивно-эмпирическим, то следует отметить то, что последний позволяет начинать построение научного знания, так сказать, с нуля. Теория здесь выступает как прямое обобщение опыта. На ранних этапах применения данного метода предполагалось наличие только двух форм научного знания: эмпирических фактов и теории. Что касается гипотезы, она появляется на более поздних стадиях, однако лишь в качестве неразвитой формы теории, а не самостоятельной формы научного знания. Статус последней она приобретает в рамках гипотетико-дедуктивного метода и затем в дальнейшем, при определенных условиях, превращается в теорию. При этом научная теория здесь также сохраняет некоторые свойства гипотетичности. Если индуктивно-эмпирическая программа предполагает возникновение теоретического знания, то гипотетико-дедуктивная - его приращение [1].Восхождение от абстрактного к конкретному – это метод, который выражает движение теоретической мысли к тому, чтобы более полно, всесторонне и целостно воспроизвести предмет в мысли. Данный метод используется, если необходимо сначала обнаружитьглавную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, открыть иные связи и рассмотреть более конкретные свойства социального механизма. Данный метод осуществляется в два этапа.Первый этап основан на переходеот чувственно-конкретного, от конкретного в реальной действительности к тем определениям, которые являются абстрактными.Второй этап процесса познания – это непосредственно восхождение от абстрактного к конкретному. То есть, движение мысли идет от абстрактных определений объекта, т. е. от того, что мы определяем как абстрактное в познании, к тому знанию, которое всесторонне, многогранно. Данные этапы тесно взаимосвязаны [1].Базисом комбинированных методов исследования выступает применение исследовательских способов, то есть, используется одновременно несколько методов из различных классификационных групп. Как основополагающие здесь выступают такие методы и операции, как анализ, синтез, сравнительный анализ, дедукция, индукция, системный анализ.Также данная группа представлена методами корреляционного, факторного, функционального анализа и др [3]. Особое значение имеет структурно-функциональный анализ. Структурно-функциональный анализ позволяет на системном уровне исследовать социальные явления и процессы. Здесь общество выступает в качестве целостной системы, изучаемой с позиции базовой структуры, что, безусловно, открывает определенные перспективы в аспекте изучения влияния на общество тех или иных социальных механизмов. Базисом структурно-функционального анализа выступает структурное расчленение социальной целостности, каждый элемент наделен определенным функциональным назначением. Структура (лат. – строение) является совокупностью устойчивых связей объекта, обеспечивающих степень его воспроизводимости в изменяющихся условиях. Осуществляется разбор функций и дисфункций социальных институтов внутри целого, но не их эволюции. Таким образом, социальная структура общества рассматривается в качестве чего-то стабильного, главного, определяющего в социальной жизни. Здесь именно не индивиды, а социальные институты - это базовые элементы, определяющие социальную реальность. В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ и влияния на данные общества:1. Для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте;2. Для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы.Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.Социальная система является упорядоченным целым, представляющим собой совокупность отдельных социальных элементов — это индивиды, группы, организации, институты. Между элементами существуют устойчивые связи, образующие социальную структуру. Общество возможно рассматривать в качестве системы, состоящей из многих подсистем, а каждая подсистема является системой на своем уровне и обладает собственными подсистемами. Таким образом, если обратиться к системному подходу, то общество представляет собой некую матрешку, это своеобразная иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система является чем-то гораздо большим, чем просто суммой своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у ее элементов, взятых в отдельности.Любую систему, в том числе и социальную, возможно описать с двух позиций. В первую очередь, с позиции функциональных взаимоотношений между её элементами, то есть, с позиции структуры, во-вторых, с позиции отношений, которые складываются между системой и внешним миром вокруг данной системы – речь идет об окружающей среде. Поддержание отношений между системными элементами происходит само собой, оно не направляется чем-то или кем-то. Система обладает автономией, отсутствует зависимость от воли тех индивидов, которые в неё включены. Поэтому существует связи между системным пониманием общества и необходимостью решать большую проблему: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, «строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. В ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого».Система также может интегрировать новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать, но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Общество является динамической системой, то есть, ему свойственно находиться в состоянии постоянного движения, развития, изменения собственных черт, признаков, состояний. Среди динамических систем выделяются линейные и нелинейные. Общество представляет собой нелинейную систему. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Общество является открытой системой. Это означает наличие у него свойства проявления реакции на любые внешние явления и случайности. Реакция проявляется в том, возникают флуктуации – непредсказуемые отклонения от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда носят непредсказуемый характер, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе являются нарушением этой логики. Нелинейная система обладает способностью порождения аттракторов – особых структур, которые становятся своего рода целями, к которым направлены процессы социальных изменений. А именно, речь идет о новых комплексах социальных ролей, которые ранее отсутствовали и которые начинают организовываться в новый социальный порядок. Именно таким образом появляются новые предпочтения массового сознания: выдвижение новых политических лидеров, резко приобретающих общенародную популярность, образование новых политических партий, групп, неожиданных коалиций и союзов.То есть, с позиции системного подхода, общество возможно рассматривать как систему, включающую в себя многие подсистемы, а каждая подсистема является системой на собственном уровне и обладает собственными подсистемами [4]. Соответственно, это учитывается при изучении тех или иных процессов влияния на общество.Анализ является методом исследования, который базируется на совокупности приемов и закономерностей расчленения (оно может быть мысленное и реальное) предмета исследования на составные элементы. Синтез – метод, содержание которого представлено совокупностью приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.Дедукция является выводом по правилам логики. Индукция предполагает, что мы совершаем умозаключения от частных, единичных фактов к некоторой гипотезе (общее утверждение). ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие заключения.Методы изучения социальных механизмов способов влияния на общество могут быть эмпирическими, теоретическими и комбинированными. Что касается эмпирических методов, то они содержат многочисленные субъективные моменты, они не вытекают из сущности вышеозначенного объекта. Как базисный выступает метод наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения предметных характеристик, позволяющий осуществить составление определенного представления относительно наблюдаемого явления. Эксперимент – это эффективный метод, который отличается от наблюдения тем, что исследователемпроизводится активное воздействие на предмет через создание искусственных условий, необходимых для того, чтобы выявить ранее неизвестные свойства социальных механизмов, способов, их влияния. Теоретические методы выступают как способ организации субъектом своей деятельности согласно сущности предмета, а эмпирические методы, будучи вовлеченными в сферу действия теории, обретают внутри нее качества направленности и объективности. Формализация (структурный метод) основана на выявлении отношений между частями, элементами, характеризующими форму предмета. Идеализация –это разновидность абстрагирования, мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований, исключение из рассмотрения какие-то свойств, признаков объектов. Комбинированные методы исследования также нельзя исключать из поля изучения социальных механизмов способов влияния на общество, они основаны на применении исследовательских способов, то есть, используется одновременно несколько методов, которые относятся к разным классификационным группам. Основополагающими в изучении социальных механизмов способов влияния на общество являются методы и операции анализа, синтеза, сравнительного анализа, дедукции, индукции, системного анализа. Список использованных источниковБатыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб, для высш. учеб, заведений.- М.: Аспект Пресс, 1995. — 286 с. – Режим доступа: https://socioline.ru/pages/batygin-lektsii-po-metodologii-sotsiologicheskih-issledovanijПестова Г.А. Социология управления. – Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/view?id=100Семенова, Э. Р. Научная теория и ее методы / Э. Р. Семенова, А. И. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 841-843. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34313/ Социология управления : учебник для вузов / В. И. Башмаков [и др.] ; под редакцией В. И. Башмакова, Р. В. Ленькова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 409 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05080-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510889 (дата обращения: 18.07.2023).Социология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В.К. Батурина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 487 с. - Режим доступа : //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. 4-е изд. М.: Проспект, 2013. https://www.twirpx.com/file/1499958/
2. Пестова Г.А. Социология управления. – Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/view?id=100
3. Семенова, Э. Р. Научная теория и ее методы / Э. Р. Семенова, А. И. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 841-843. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34313/
4. Социология управления : учебник для вузов / В. И. Башмаков [и др.] ; под редакцией В. И. Башмакова, Р. В. Ленькова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 409 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05080-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510889 (дата обращения: 18.07.2023).
5. Социология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В.К. Батурина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 487 с. - Режим доступа : //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822
6. Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. 4-е изд. М.: Проспект, 2013. https://www.twirpx.com/file/1499958/