Анализ и оценка конкурентной среды современной России
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 29.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Теоретические основы развития и регулирования конкуренции 5
1.1 Понятие и типология рыночных структур 5
1.2 Сущность конкуренции 8
2 Практические аспекты контроля конкуренции в рыночной экономике 18
2.1 Анализ конкурентной среды 18
2.2 Проблемы развития конкуренции и антимонопольного регулирования 23
Заключение 26
Список использованных источников 28
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:– высокий - при 70 % <= CR3 <= 100 % или 2000 <= HHI <= 10000;– умеренный - при 45 % <= CR3 < 70 % или 1000 <= HHI < 2000;– низкий - при CR3 < 45 % или HHI < 1000.На рис. 2.1.1 приведены значения индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана по данным Федеральной службы государственной статистики.Рисунок 2.1.1. – Индексы рыночной концентрации по видам экономической деятельностиТаким образом, наиболее высокими значения индексов рыночной концентрации наблюдаются в сфере производства табачных изделий, производства кокса и нефтепродуктов. Здесь значения индекса рыночной концентрации (более 2000) свидетельствуют о высоком уровне концентрации, а значит, слабом развитии конкуренции. В сфере добычи металлических руд концентрация является умеренной. По остальным видам экономической деятельности уровень концентрации можно оценить как низкий (значения HHI<1000), а рынков конкурентным.Несмотря на достигнутые результаты, в экономике остаются нерешенными внутренние проблемы, связанные с усилением присутствия государства в экономике, высокой долей нарушений антимонопольного законодательства властями, картелизацией экономики и отсутствием эффективного и прозрачного государственного регулирования цен (тарифов). Указанные проблемы по- прежнему препятствуют деловой активности, негативно влияют на развитие конкуренции, что, в свою очередь, создает условия для высоких темпов роста цен, низкого качества предоставления услуг и ограниченного потребительского выбора. Внезапно возникший экономический кризис из-за пандемии коронавируса подобно лакмусовой бумаге усилил проявление накопившихся проблем.Можно выделить следующие основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие конкуренции [4, 5]:– отсутствие комплексного и системного подхода к развитию конкуренции в регионах;– высокая доля государственного сектора в экономике России.– низкая доля малых и средних предприятий в структуре экономики России;– сохранение государственно-монопольных тенденций в региональной экономике, которые характеризуются высокой долей государственного участия в экономике России и недостаточными темпами приватизации;– отсутствие системных и эффективных мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при наличии высоких административных барьеров;– неэффективность правового регулирования естественных монополий и тарифного регулирования;– низкий уровень цифровизации и неготовность к цифровой экономике.2.2 Проблемыразвития конкуренции и антимонопольного регулированияНа современном этапе существует целый ряд проблем, которые связаны с регулированием конкуренции в России. По мнению Голубевой С.С., задача государства состоит не в препятствовании образованию монополий, а в таком регулировании экономики, которое бы сводило негативные последствия их образования к минимуму [5]. Одной из наиболее важных проблем антимонопольного регулирования является высокая степень административного монополизма, прежде всего, монополизма центральных государственных органов управления. К элементам чрезмерного государственного монополизма следует относить сохранение возможностей в интересах большей части государственных предприятий получения значительной финансово-кредитной поддержки со стороны государства независимо от результатов их производственной деятельности, сохранение за государством контрольного пакета акций большинства приватизированных предприятий, попытки сплошного «охвата» предприятий разного рода формами государственного административного контроля, насильственного объединения нежизнеспособных производств с сильными предприятиями для поддержания на плаву фактических банкротов. Третьей проблемой, характерной для современного периода осуществления антимонопольной политики в России, является то, что решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Так получается по той причине, что хотя чрезмерный административный монополизм является большим злом, но, в то же время, лишь при помощи наращивания прямого вмешательства государства в экономику можно добиться ускоренного выхода страны из состояния глубокого кризиса и расчищения дороги для становления эффективных рыночных структур.Одной из причин жесткости ФАС России является несовершенство законодательства в этой сфере антимонопольного регулирования. Оно проявляется в недостаточной широте действия какого-либо закона, или в пренебрежительном отношении к существующей бизнес-практике. В качестве примера можно привести внесение изменений в статью 178 УК РФ Федеральным законом от 29.07.2009 №216-ФЗ, которые предусматривают не только штрафы и дисквалификацию, но и лишение свободы [1]. Бесспорно, на тот момент, когда, когда были приняты поправки была необходимость ужесточения санкций, которая была претворена в жизнь. Вместе с тем, не были учтены все обстоятельства. Опыт применения антимонопольного законодательства в России и за рубежом позволяет говорить о том, что жесткое преследование нарушителей антимонопольного законодательства, вплоть до уголовного, не всегда помогает наказать истинных виновных. Применение мер пресечения к компаниям в большей степени означает наказание менеджеров и акционеров. Тем временем, самые активные организаторы и непосредственные участники нелегальных схем, поскольку очень часто не являются членами исполнительного менеджмента компаний могут заблаговременно прекратить членство в нем. В этом им способствует тот факт, что дела в отношении нарушителей антимонопольного законодательства в России зачастую рассматриваются только по истечении значительного количества времени с момента совершения преступления [9]. Так же, наряду с вышеназванными проблемами имеют место быть и инфраструктурные ограничения конкуренции (неудовлетворительное состояние как физической (электрических сетей, автомобильных и железных дорог, транзитных узлов), так и финансовой инфраструктуры предпринимательства (банковской системы и предлагаемых банками услуг, страховой системы, фондового рынка).Еще одной проблемой являются действия хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию. Так, например, к таковым относятся: злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, в том числе в сферах деятельности естественных монополий, создаваемые барьеры входа на рынки, а также риски зарождения картелей.В заключении хотелось бы отметить, что российское антимонопольное законодательство еще имеет некоторые недостатки и противоречия, при этом главная задача антимонопольной политика государства остается прежней - это, с одной стороны, предотвращение недобросовестной конкуренции, а с другой - максимально возможное устранение неоправданных жестких ограничений для хозяйствующих субъектов во избежание снижения эффективности их деятельности.ЗаключениеАнтимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.Совершенствование антимонопольного законодательства - это непрерывный процесс. Для этого необходимо придерживаться перспективных мер, определяемых правительственной политикой в области антимонопольного регулирования. Именно правильно подобранные меры антимонопольного воздействия будут способствовать в дальнейшем получению высоких позитивных результатов не только на краткосрочный период, а и на долговременную перспективу. Эти меры предполагают учет преобразований в экономике, корректируемый подход к нормативной базе для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий, осуществление регулирования и контроля инвестиционных программ, создание условий для развития конкуренции, повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям, контроль над ценами и поддержку отдельных категорий потребителей. Эти меры нужно предпринимать в контакте с другими органами исполнительной власти, чтобы избежать дублирования действий. Опыт западных стран в этом отношении большой и разнообразный.Российское антимонопольное законодательство, принимая положительный опыт зарубежья, уже добилось в своей деятельности существенных результатов:– осуществляется регулирование развития товарных рынков, рынков банковских, страховых услуг, рынков ценных бумаг и других денежных средств юридических и физических лиц;– сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях;– формируется правовая база регулирования естественных монополий.Наряду с положительными моментами есть и существенный недостаток. В настоящее время антимонопольным органам Российской Федерации довольнотрудно предугадать последствия принятых решений, правильную стратегию и посильную рыночную силу участников сделок, особенно если эти сделки или соглашения являются неформальными. Также отрицательным моментом монополизации является избыточная власть фирм-монополистов.Работа ведется весьма ограниченно, на фрагментарной правовой базе. Для стимулирования устойчивых темпов экономического роста необходимо сохранить тенденцию отставания темпов роста цен на продукцию и услуги естественных монополий от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции.Список использованных источниковУголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2021)Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2019) «О естественных монополиях»Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2020) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2021)Алеева С.С. Правовое регулирование антимонопольной деятельности // Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 493-495. Голубева С.С. Значение, проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в России // Экономические науки. - 2019. - №10 – С. 44-49Горланова Н.С. Антимонопольная политика государства // Молодежный научный вестник. – 2020. – № 4 (29). – С. 356-360. Картина экономики. Февраль 2021 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/202103124Канкулов А.М. Сущность, функции и структура рынка. Классификация рыночных структур // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2. – № 8. – С. 48-52.Кильдина А.И., Алексеева Н.Г. Роль естественных монополий в современной России // Вестник современных исследований. – 2020. – № 12.7 (27). – С. 216-218. Комаров А.В., Лабусов М.В. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы // Научные записки молодых исследователей. – 2014. – № 6. – С. 17-21Макаренко В.А. Многообразие научных взглядов к определению естественной монополии // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2018 год. Факультет экономики и финансов. Отделение национальной экономики. Под редакцией Т.А. Селищевой. – 2020. – С. 270-274. Макаренко В.А. Провалы регулирования монополий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 2 (110). – С. 135-138. Матвеева В.А., Стебленко М.И. Проблема естественных монополий отраслевого рынка // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 37-2. – С. 52-54. Остроухов А.С. Институциональный аспект государственного регулирования естественных монополий: проблема эффективности // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. – 2020. – С. 172-175. Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2019 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. – С. 53-57
2. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2019) «О естественных монополиях»
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2020) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2021)
4. Алеева С.С. Правовое регулирование антимонопольной деятельности // Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 493-495.
5. Голубева С.С. Значение, проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в России // Экономические науки. - 2019. - №10 – С. 44-49
6. Горланова Н.С. Антимонопольная политика государства // Молодежный научный вестник. – 2020. – № 4 (29). – С. 356-360.
7. Картина экономики. Февраль 2021 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/202103124
8. Канкулов А.М. Сущность, функции и структура рынка. Классификация рыночных структур // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2. – № 8. – С. 48-52.
9. Кильдина А.И., Алексеева Н.Г. Роль естественных монополий в современной России // Вестник современных исследований. – 2020. – № 12.7 (27). – С. 216-218.
10. Комаров А.В., Лабусов М.В. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы // Научные записки молодых исследователей. – 2014. – № 6. – С. 17-21
11. Макаренко В.А. Многообразие научных взглядов к определению естественной монополии // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2018 год. Факультет экономики и финансов. Отделение национальной экономики. Под редакцией Т.А. Селищевой. – 2020. – С. 270-274.
12. Макаренко В.А. Провалы регулирования монополий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 2 (110). – С. 135-138.
13. Матвеева В.А., Стебленко М.И. Проблема естественных монополий отраслевого рынка // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 37-2. – С. 52-54.
14. Остроухов А.С. Институциональный аспект государственного регулирования естественных монополий: проблема эффективности // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. – 2020. – С. 172-175.
15. Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2019 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. – С. 53-57