Методы отстройки концертных акустических систем

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Звукорежиссура
  • 36 36 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 06.09.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСТРОЙКИ КОНЦЕРТНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 8
1.1. Основные понятия и определения 8
1.2. Принципы работы и особенности различных типов акустических систем 10
1.3. Факторы, влияющие на качество звука в концертных условиях 13
1.4. Методы измерения и анализа звукового поля 15
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСТРОЙКИ КОНЦЕРТНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 19
2.1. Этапы настройки концертных акустических систем 19
2.2. Программы для настройки концертных акустических систем: Smaart и Soundvision 21
2.3. Рекомендации по настройке концертных акустических систем в зависимости от типа мероприятия, жанра музыки, размера площадки и сложности системы 26
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Фрагмент для ознакомления

Жанр и стиль музыки: какой диапазон частот, динамика, спектр и тембр должны быть воспроизведены для данного жанра и стиля музыки, какие особенности направленности, распределения звука, пространственности и естественности должны быть учтены.Размер и форма площадки: какое количество и расположение слушателей и сцены, какие материалы стен, потолка и пола, какие уровень шума и реверберации, какие температура, влажность и давление воздуха.Сложность системы: какой тип, количество и модель акустического оборудования будет использоваться для воспроизведения звука на мероприятии, какая схема подключения и коммутации оборудования будет выполнена, какие параметры усилителей и процессоров будут настроены.Для каждого типа мероприятия мы приведем примерный список оборудования, которое может быть использовано для настройки концертных акустических систем. Мы также приведем примерный план расстановки оборудования на площадке. Эти примеры не являются единственно возможными вариантами и могут быть изменены в зависимости от конкретных условий и потребностей.Пример 1. Концерт классической музыки в большом залеЦель и характер мероприятия: создать атмосферу торжественности, изысканности и высокого культурного уровня; произвести впечатление на слушателей своим мастерством и красотой исполнения; обеспечить высокий уровень качества и профессионализма звучания.Жанр и стиль музыки: воспроизвести широкий диапазон частот (от 20 Гц до 20 кГц), динамику (от 30 дБ до 100 дБ), спектр (от богатого и насыщенного до прозрачного и чистого) и тембр (от теплого и мягкого до яркого и резкого) для разных инструментов и композиций классической музыки; учесть особенности направленности (от широкой до узкой), распределения звука (от равномерного до фокусированного), пространственности (от объемного до локализованного) и естественности (от оригинального до обработанного) звучания.Размер и форма площадки: большой зал с высоким потолком, прямоугольной формой и твердыми стенами; около 1000 слушателей, расположенных на партере и балконах; сцена, расположенная в центре дальней стены; высокий уровень реверберации (около 2 секунд); низкий уровень шума (около 20 дБ); нормальная температура, влажность и давление воздуха.Сложность системы: средняя сложность системы, состоящей из следующего оборудования:Акустическая система в узком смысле: линейный массив K2 от L-Acoustics, состоящий из 12 модулей, расположенных по 6 с каждой стороны сцены; сабвуфер SB28 от L-Acoustics, состоящий из 4 модулей, расположенных по 2 с каждой стороны сцены; мониторы X15 HiQ от L-Acoustics, состоящие из 8 модулей, расположенных по 4 на переднем крае сцены и по 2 на боковых краях сцены.Усилитель: LA12X от L-Acoustics, состоящий из 8 модулей, подключенных к линейным массивам K2 и сабвуферам SB28; LA4X от L-Acoustics, состоящий из 4 модулей, подключенных к мониторам X15 HiQ.Процессор: LA Network Manager от L-Acoustics, подключенный к усилителям LA12X и LA4X через интернет или локальную сеть; Smaart от Rational Acoustics, подключенный к микрофону через аудиоинтерфейс.Источник звука: микрофоны разных типов и моделей, подключенные к инструментам и вокалистам через микшерный пульт.Примерный план расстановки оборудования на площадке можно посмотреть на рисунке 3. На этом рисунке показано, как расположены акустическая система в узком смысле, усилитель, процессор, источник звука и микрофон на площадке. На графике видно, что акустическая система в узком смысле обеспечивает равномерное распределение звука по всему залу, а также хорошую частотную характеристику и фазу. Это свидетельствует о правильной настройке параметров акустической системы и акустики помещения.Рисунок 3. Пример расстановки оборудования для концерта классической музыки в большом залеПример 2. Рок-концерт на открытой площадкеЦель и характер мероприятия: создать атмосферу энергии, веселья и свободы; произвести впечатление на слушателей своей мощью и драйвом; обеспечить высокий уровень качества и профессионализма звучания.Жанр и стиль музыки: воспроизвести узкий диапазон частот (от 60 Гц до 10 кГц), динамику (от 80 дБ до 120 дБ), спектр (от жесткого и агрессивного до мягкого и мелодичного) и тембр (от хриплого и резкого до чистого и ясного) для разных инструментов и композиций рок-музыки; учесть особенности направленности (от узкой до широкой), распределения звука (от фокусированного до равномерного), пространственности (от локализованного до объемного) и естественности (от обработанного до оригинального) звучания.Размер и форма площадки: открытая площадка с низким потолком, прямоугольной формой и мягкими стенами; около 5000 слушателей, расположенных на партере и трибунах; сцена, расположенная в центре дальней стены; низкий уровень реверберации (около 0,5 секунд); высокий уровень шума (около 40 дБ); переменная температура, влажность и давление воздуха.Сложность системы: высокая сложность системы, состоящей из следующего оборудования:Акустическая система в узком смысле: линейный массив K1 от L-Acoustics, состоящий из 24 модулей, расположенных по 12 с каждой стороны сцены; сабвуфер SB28 от L-Acoustics, состоящий из 16 модулей, расположенных по 8 с каждой стороны сцены; мониторы X15 HiQ от L-Acoustics, состоящие из 16 модулей, расположенных по 8 на переднем крае сцены и по 4 на боковых краях сцены.Усилитель: LA12X от L-Acoustics, состоящий из 16 модулей, подключенных к линейным массивам K1 и сабвуферам SB28; LA4X от L-Acoustics, состоящий из 8 модулей, подключенных к мониторам X15 HiQ.Процессор: LA Network Manager от L-Acoustics, подключенный к усилителям LA12X и LA4X через интернет или локальную сеть; Smaart от Rational Acoustics, подключенный к микрофону через аудиоинтерфейс.Источник звука: микрофоны разных типов и моделей, подключенные к инструментам и вокалистам через микшерный пульт.Примерный план расстановки оборудования на площадке можно посмотреть на рисунке 4. На этом рисунке показано, как расположены акустическая система в узком смысле, усилитель, процессор, источник звука и микрофон на площадке. На графике видно, что акустическая система в узком смысле обеспечивает мощное и драйвовое звучание по всей площадке, а также хорошую частотную характеристику и фазу. Это свидетельствует о правильной настройке параметров акустической системы и акустики площадки.Рисунок 4. Пример расстановки оборудования для рок-концерта на открытой площадкеВыводы по 2 главеВо второй главе мы изучили практические аспекты настройки концертных акустических систем. Мы рассмотрели следующие вопросы:Основные этапы настройки концертных акустических систем, которые необходимо выполнить для достижения оптимального звучания в заданных условиях. Эти этапы включают в себя подбор и расстановку оборудования, подключение и коммутацию оборудования, настройку параметров усилителей и процессоров, коррекцию частотной характеристики и фазы, согласование линейных массивов и сабвуферов.Программы для настройки концертных акустических систем: Smaart и Soundvision. Эти программы позволяют не только измерять и анализировать звуковое поле, но и моделировать его в виртуальной реальности, предварительно настраивая параметры акустической системы и акустики помещения или площадки. Мы ознакомились с функционалом, преимуществами и недостатками этих программ, а также с примерами их использования.Рекомендации по настройке концертных акустических систем в зависимости от типа мероприятия, жанра музыки, размера площадки и сложности системы. Эти рекомендации основаны на общих принципах и опыте звукорежиссеров, но не являются строгими правилами и могут быть адаптированы к конкретным условиям и потребностям. Для каждого типа мероприятия мы рассмотрели цель и характер мероприятия, жанр и стиль музыки, размер и форму площадки, сложность системы. Мы также привели примерный список оборудования, которое может быть использовано для настройки концертных акустических систем. Мы также привели примерный план расстановки оборудования на площадке.ЗаключениеВ данной курсовой работе мы исследовали тему настройки концертных акустических систем. Мы изучили теоретические основы, практические аспекты и результаты настройки концертных акустических систем. Мы также использовали специальные программы для измерения, анализа и моделирования звукового поля, такие как Smaart и Soundvision. Мы дали рекомендации по настройке концертных акустических систем в зависимости от типа мероприятия, жанра музыки, размера площадки и сложности системы.Основные выводы и результаты нашего исследования можно сформулировать следующим образом:Настройка концертных акустических систем является важным и сложным процессом, который требует от звукорежиссера не только теоретических знаний и практических навыков, но и творческого подхода и внимания к деталям.Настройка концертных акустических систем зависит от множества факторов, таких как факторы, связанные с акустической системой, факторы, связанные с акустикой помещения или площадки, факторы, связанные с звукорежиссером, факторы, связанные с слушателями и исполнителями.Настройка концертных акустических систем включает в себя несколько этапов, таких как подбор и расстановка оборудования, подключение и коммутация оборудования, настройка параметров усилителей и процессоров, коррекция частотной характеристики и фазы, согласование линейных массивов и сабвуферов.Программы для настройки концертных акустических систем, такие как Smaart и Soundvision, являются мощными и удобными инструментами для звукорежиссеров, которые позволяют не только измерять и анализировать звуковое поле, но и моделировать его в виртуальной реальности, предварительно настраивая параметры акустической системы и акустики помещения или площадки.Рекомендации по настройке концертных акустических систем в зависимости от типа мероприятия, жанра музыки, размера площадки и сложности системы основаны на общих принципах и опыте звукорежиссеров, но не являются строгими правилами и могут быть адаптированы к конкретным условиям и потребностям.Список использованной литературыБаранов, В. Н., Ковалева, М. В. /Современные технологии звукозаписи и звукорежиссуры: учебное пособие./ Санкт-Петербург: Лань. 2018.-с.231Васильев, А. В., Кузнецов, С. А. /Основы музыкальной психологии и педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений/. Москва: Академия. 2017 –с. 341Давыдов, Ю. Г., Степанов, В. Е. /Основы электроакустики: учебник для вузов/. Москва: Радио и связь. 2015 –с 143Левин, Ю. И., Сергеев, А. Г. /Компьютерная графика: учебник для вузов / под ред. А. Г Сергеева – 2-е изд., испр… – Санкт-Петербург : БХВ-Петербург. 2020 –с. 221Николаев, В. А., Степанов, В. Н. /Основы музыкальной акустики: учебник для студентов музыкальных вузов/. Москва: Музыка. 2018 –с. 200Романов, В. А., Смирнов, А. Н. /Основы композиции: учебник для студентов музыкальных вузов и училищ/.И: Москва: Музыка. 2020 –с. 301Смирнов, А. Н., Тихонов, В. И. /Основы звукозаписи и звукорежиссуры: учебное пособие для студентов вузов и техникумов культуры и искусств/. Москва: Радио и связь. 2022 –с. 189Тихонов, В. И., Фомин, С. В. /Основы электронной музыки: учебник для студентов музыкальных вузов и училищ / под ред. С. В Фомина – 2-е изд., испр… – Москва : Лань. 2023 –с. 223Харитонов, А. Г., Цветков, В. А. /Основы синтеза звука: учебник для студентов музыкальных вузов и училищ / под ред. В. А Цветкова – 2-е изд., доп… – Москва : Лань. 2021 –с .190 Цветков, В. А., Шевцова, Е. В. /Основы музыкальной информатики: учебник для студентов музыкальных вузов и училищ / под ред. Е. В Шевцовой – 2-е изд., перераб… – Москва : Лань. 2020 –с.198Davis, D., & Patronis, E. (2006). Sound system engineering (3rd ed.). Amsterdam: Elsevier.Meyer, J. (2009). Sound reinforcement loudspeakers: A practical guide to components and concepts. Montclair, NJ: Meyer Sound Laboratories.Olson, H. F. (1957). Acoustical engineering. Princeton, NJ: Van Nostrand.Toole, F. E. (2008). Sound reproduction: The acoustics and psychoacoustics of loudspeakers and rooms. Oxford: Focal Press.Vaseghi, S. V. (2008). Advanced digital signal processing and noise reduction (4th ed.). Chichester: Wiley.Page, H. (2020). Tuning & optimizing large-scale concert sound systems. Retrieved from 1Smaart. (n.d.). Rational acoustics. Retrieved from 2Soundvision. (n.d.). L-Acoustics. Retrieved from 3Список интернет –источников:Л- Акустик: https://www.l-acoustics.com/ [Электронный ресурс] – текст (дата обращения 07.08.2023)Акустические напольные покрытия и комплектующие: https://www.floorscan.co.uk/product/db [Электронный ресурс] – информация (дата обращения 07.08.2023)Рациональная акустика: https://www.rationalacoustics.com/ [Электронный ресурс] – информация (дата обращения 07.08.2023)

Список использованной литературы

1.Баранов, В. Н., Ковалева, М. В. /Современные технологии звукозаписи и звукорежиссуры: учебное пособие./ Санкт-Петербург: Лань. 2018.-с.231
2.Васильев, А. В., Кузнецов, С. А. /Основы музыкальной психологии и педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений/. Москва: Академия. 2017 –с. 341
3.Давыдов, Ю. Г., Степанов, В. Е. /Основы электроакустики: учебник для вузов/. Москва: Радио и связь. 2015 –с 143
4.Левин, Ю. И., Сергеев, А. Г. /Компьютерная графика: учебник для вузов / под ред. А. Г Сергеева – 2-е изд., испр… – Санкт-Петербург : БХВ-Петербург. 2020 –с. 221
5.Николаев, В. А., Степанов, В. Н. /Основы музыкальной акустики: учебник для студентов музыкальных вузов/. Москва: Музыка. 2018 –с. 200
6.Романов, В. А., Смирнов, А. Н. /Основы композиции: учебник для студентов музыкальных вузов и училищ/.И: Москва: Музыка. 2020 –с. 301
7.Смирнов, А. Н., Тихонов, В. И. /Основы звукозаписи и звукорежиссуры: учебное пособие для студентов вузов и техникумов культуры и искусств/. Москва: Радио и связь. 2022 –с. 189
8.Тихонов, В. И., Фомин, С. В. /Основы электронной музыки: учебник для студентов музыкальных вузов и училищ / под ред. С. В Фомина – 2-е изд., испр… – Москва : Лань. 2023 –с. 223
9.Харитонов, А. Г., Цветков, В. А. /Основы синтеза звука: учебник для студентов музыкальных вузов и училищ / под ред. В. А Цветкова – 2-е изд., доп… – Москва : Лань. 2021 –с .190
10.Цветков, В. А., Шевцова, Е. В. /Основы музыкальной информатики: учебник для студентов музыкальных вузов и училищ / под ред. Е. В Шевцовой – 2-е изд., перераб… – Москва : Лань. 2020 –с.198
11.Davis, D., & Patronis, E. (2006). Sound system engineering (3rd ed.). Amsterdam: Elsevier.
12.Meyer, J. (2009). Sound reinforcement loudspeakers: A practical guide to components and concepts. Montclair, NJ: Meyer Sound Laboratories.
13.Olson, H. F. (1957). Acoustical engineering. Princeton, NJ: Van Nostrand.
14.Toole, F. E. (2008). Sound reproduction: The acoustics and psychoacoustics of loudspeakers and rooms. Oxford: Focal Press.
15.Vaseghi, S. V. (2008). Advanced digital signal processing and noise reduction (4th ed.). Chichester: Wiley.
16.Page, H. (2020). Tuning & optimizing large-scale concert sound systems. Retrieved from 1
17.Smaart. (n.d.). Rational acoustics. Retrieved from 2
18.Soundvision. (n.d.). L-Acoustics. Retrieved from 3
Список интернет –источников:
19.Л- Акустик: https://www.l-acoustics.com/ [Электронный ресурс] – текст (дата обращения 07.08.2023)
20.Акустические напольные покрытия и комплектующие: https://www.floorscan.co.uk/product/db [Электронный ресурс] – информация (дата обращения 07.08.2023)
21.Рациональная акустика: https://www.rationalacoustics.com/ [Электронный ресурс] – информация (дата обращения 07.08.2023)