Международное сотрудничество ФТС РФ с таможенными службами и правоохранительными органами других стран как способ повышения эффективности таможенной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 18.09.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 5
1.1. Таможенное сотрудничество как часть экономической политики страны 5
1.2. Формы и виды таможенного сотрудничества 6
1.3. Правовые основы таможенного сотрудничества в мире 8
ГЛАВА II. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЕАЭС 20
2.1. Нормативное регулирование таможенного сотрудничества в ЕАЭС 20
2.2. Характеристика результатов таможенного сотрудничества на территории ЕАЭС 25
2.3. Перспективы развития правовой базы таможенного сотрудничества в ЕАЭС 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Таможенныйтарифпредставляет собой важное средствоторговойполитики,котороеоказываетважноевлияниенасовокупноеобщественноеблагосостояние,конкурентоспособностьпродукцииотраслейсвысокимуровнемтарифнойзащитывчастности ипротекционизмавообще,наповедениепотребителейимпортируемыхтоварныхединиц.Тарифно-таможенноерегулированиеположительно влияетнасостояниеэкономическойсферы государствиихинтеграционныхобъединенийвтойситуации,еслионастимулируетразвитиеэкспортногопроизводстваиэкспортанаукоемкойпродукцииипродукции,котораяполучаетсянабазепримененияпередовыхтехнологийглубокойпереработкисырья,обеспечиваетимпортпродукции,котораятребуетсядляструктурно-технологическойперестройкинациональнойэкономическойсферы,атакжеудовлетворениежизненноважныхпотребностейнаселенияипресечениеввозапродукции,котораянесоответствуетимперативамэкономическогоразвития.Проведениеактивнойтарифно-таможеннойполитики,стержнемкоторойдолжнаявляетсяидеянеоиндустриализацииврамкахединогохозяйственногокомплексаЕвразийскогоэкономическогосоюза,являетсяосновнойкомпонентойтой,котораятребуетсядлягосударств-участниковЕАЭСреформационнойальтернативы,беззадействованиякоторойне представляется возможнымпереходихэкономическойсферыврежимустойчивогороста.Рассматриваясовременнуюспецификутарифно-таможенногорегулированиявусловияхвступленияКазахстанаиРоссиивВТО,формированияЕАЭС,отметим,чтотарифно-таможеннаяполитикаЕАЭСвцеломсоответствуетмеждународнымтребованиямипрактикеинтеграционногостроительства.Базойтарифно-таможенногорегулированиявЕАЭСявляетсяЕдиныйтаможенныйтарифЕвразийскогоэкономическогосоюза,главнымидекларируемымицелямикоторогоявляютсязащитанациональнойэкономическойсферы государств-участниковЕАЭСотнеблагоприятноговлиянияиностраннойконкуренции,формированиеусловийдляпрогрессивныхизмененийвструктурепотребленияипроизводстватоварныхединицвЕАЭС;рационализациятоварнойструктурыимпортаиэкспортатоварныхединицнаединуютаможеннуютерриториюЕАЭС.ВрамкахЕАЭСпродолжаетфункционироватьибылразработаналгоритмсовместногораспределенияивзиманиямеждуучастникамиввозныхтаможенныхпошлин,которымиоблагаютсятовары,которыепоступаютнаединуютаможеннуютерриториюЕАЭСизтретьихстран,аименно:ввозныепошлиныстановятсясовместнойсобственностьюгосударств-участниковЕАЭС,взысканныепошлиныраспределяютсясредитрехстран,пополняяихгосударственныебюджеты.В настоящее времясучетомрасширениясоставаучастниковЕАЭСустановленыследующиенормативыраспределенияввозныхтаможенныхпошлин(см.рис.2.1).Рисунок2.1-НормативыраспределениясуммввозныхтаможенныхпошлинвЕвразийскомэкономическомсоюзеИсточник:АналитическийотчетЕЭК«Финансоваяполитикаврамкахевразийскойинтеграции»[Электронныйресурс].URL:httр://www.еurаsiаnсоmmissiоn.оrg/ru/Dосumеnts/ЕЕС_finроlit_150629_2.рdf(датаобращения:12.08.2023)Вместестем,в настоящее времятарифно-таможенноерегулированиевЕАЭСтарифно-таможенноерегулированиевнешнеэкономическойдеятельностиимееттрансформационныеособенности,которые затрагиваютосновныевопросыразвитияевразийскойэкономическойинтеграции.В первую очередь,можнонаблюдатьзначительноеснижениеуровнятарифнойзащиты.Основным результатомприсоединенияРФкВТОявилосьсвязываниеставокввозныхтаможенныхпошлиниснижениеуровнятарифно-таможеннойзащитыиуменьшениепошлинпо9%тарифныхлиний.Втораяособенностьтарифно-таможенногорегулированиявЕАЭСсостоит в сравнительнонизкойстепенидифференциацииставокЕдиноготаможенноготарифа,чтоосложняетреализациюструктурныхзадачтарифнойполитикииневполноймересоответствуетпотребностямдляразвитияэкономическойсферыгосударств-участниковЕАЭС.Адвалорные (стоимостные)ставкиЕдиноготаможенноготарифаЕАЭСот0%до20%составляютболее90%отвсеготарифа(см.рис.2.2).Рисунок2.2-СтруктураЕдиноготаможенноготарифаЕАЭСвразрезеприменяемыхвидовставокиразмеровадвалорныхставокПоадвалорнойсоставляющейсамымизащищеннымиявляютсягруппытоварнойноменклатуры,укоторыхнетособогозначениядляпереходаэкономическойотраслигосударств-участниковЕАЭСнаинновационныйпутьразвития:мясо имясныесубпродукты;ковры инапольныепокрытия;оружие ибоеприпасы;алкогольныеибезалкогольныенапитки;жемчугприродный;готовыетекстильныеизделия.Самаявысокаяадвалорнаяставкавразмере65%установленанаимпортмясасвинейвнетарифныхквот.ВсовокупностисбольшимчисломнеадвалорныхставоктаможенныхпошлинструктураЕдиноготаможенноготарифаинезначительнымколичествомтарифныхпиковговоритоегопреимущественнойфискальнойнаправленностиинедостаточнойроливобеспеченииструктурноймодернизацииэкономическойсферы.Отмеченныеположенияпредоставляютдополнительныеаргументывпользутезисаобабсолютнойимперативностиразвертыванияактивнойтаможенно-тарифнойполитикиивыбораадекватнойвызовамвременисистемыдолговременныхвзаимоувязанныхмежотраслевыхпромышленныхинаучно-техническихприоритетовввидестратегическизначимыхнаправленийтехнологий,техникииНИОКРиихпоследующегопродвиженияворганахЕАЭС.СначалафункционированияТаможенногосоюзаРФ,БелоруссиииКазахстанатакинебыливыработаныунифицированныенаправлениятарифно-таможеннойзащитынациональныхэкономикгосударств-участников.Врамкахнациональногорегулированиядонастоящего времениостаютсябазовыедлясозданияединойсистемытарифно-таможенногорегулированияэлементы:переченьгосударств,которымгосударства-членыЕАЭСпредоставляютрежиммаксимальногоблагоприятствования,темсамымприменяяктоварамизданныхгосударствбазовыеставкиЕдиноготаможенноготарифа;предоставлениельготпоуплатеввознойтаможеннойпошлинывотношениивалютытретьихстран,товарныхединиц,ценныхбумаг,которые ввозятсявкачествевкладаиностранногоучредителявуставныйкапитал,частично–судов,которые регистрируютсявмеждународныхреестрахсудов.ПриэтомпорассматриваемойкатегориитоварныхединицкаквалютатретьихгосударствиценныебумагизаконодательствоРоссии несодержитотдельногопорядка,которыйрегулируетпредоставлениетарифныхльгот.НереализуютсявРФвполномобъемевсвязисотсутствиемсоответствующегомеханизмаиполучениетарифныхльготвотношенииданнойкатегориитоварныхединиц,кактехнологическоеоборудование,запасныечастиикомплектующиекнему,материалыисырье,которыеввозятдляисключительногоиспользованиянатерриториигосударства-участникаЕАЭСврамкахреализацииинвестиционногопроекта,которыйсоответствуетприоритетномувидудеятельности(секторуэкономическойсферы)страны-участницыЕАЭС.ПерспективыразвитияправовойбазытаможенногосотрудничествавЕАЭСВышеперечисленноеобусловливаетнеобходимостьунификациипорядкапредоставленияльготпоуплатетаможенныхпошлиннауровнеЕАЭС,атакжесозданиянаоснованииЕвразийскойэкономическойкомиссии:1)методологиидостоверногопрогнозированиясовокупногообъемаввозныхтаможенныхпошлин,влиянияожидаемогосниженияимпортаизтретьихгосударствзасчетроставнутрирегиональнойторговливрамкахЕАЭС;2)единойбазыинформационныхресурсов,котораянужнадляувеличенияиобоснованиястепениэффективностирешений,которыепринимаютврамкахпроведенияединойтарифно-таможеннойполитики.Третьейчертойтарифно-таможеннойполитикиявляетсянедостаточнаяпроработкаинновационнойсоставляющейтаможенноготарифа,чтовособенностинегативносказываетсявусловияхдекларируемогопереходакинновационно-ориентированномуэкономическомуросту.ВданныхусловияхнедостаточноэффективнореализуютсявозможностисовершенствованиятоварнойноменклатурыВЭДкакосновыдляпостроенияЕдиноготаможенноготарифа.Незначительныепоправки,которые вносятсявЕдиныйтаможенныйтарифЕАЭСвчастикодовсвязанысвыделениемотсутствующихранеекодовтоварныхединиц,покоторымбылизафиксированыставкипошлинвкачестветарифныхобязательствРФповступлениювВТО.Книмнужноотнеститранспортныесредства,смоментавыпускакоторыхпрошлобольше7лет,отдельныесортаяблок,жевательнаярезинка;произведеновыделениекодовдлянепоименованныхранеетоварныхединиц(высококачественнаяговядина,клеенаяфанера,напольныепокрытиясосновойизвойлока).Вместестемреализацияинновационнойстратегииэкономическогоростапредполагаетчеткуюдифференциациювотношениитоварныхедиництарифно-таможенныхмер:-свысокимуровнемконкуренциимеждупроизводителямиизразличныхстран-участницЕАЭС;-покоторымгосударства-членыЕАЭСимеютпостоянный,непрерывныйтехнологическийциклпроизводства;-занимающихзначительнуюдолювэкспортеоднойизгосударств-участниковЕАЭСнаобщийрынокирынкитретьихстран;-производство иэкспорт,которыхвноситзначительныйвкладвпополнениедоходнойчастинациональныхбюджетовстран-значительныйЕАЭС;-являющихсяточкойпромышленнойспециализацииоднойизстран-участницЕАЭС.Вданныхусловияхэффективноймеройдляцелейточечнойселекциипредпринимаемыхмертарифно-таможенного,атакженетарифногоиналоговогорегулированиявотношенииинновационныхтоварныхединицдолжноявитьсяболееактивноеприменениеклассификаторадополнительнойтаможеннойинформации,которыйпредусматриваетнеобходимостьуказаниядополнительногочетырехзначногокодатоваракустановленномуТоварнойноменклатуройВЭДЕАЭСбазовогодесятизначногокода,чтовдальнейшемможетиспользоватьсядлясовершенствованияструктурыЕдиноготаможенноготарифаЕАЭС.Четвертойхарактернойчертойтарифно-таможеннойполитикиЕАЭСиоднимизважныхотличийсистемытарифно-таможенногорегулированияВЭДсточкизрениямеждународнойпрактикиявляетсясохранениеврамкахнациональнойкомпетенциивопросоврегулированияэкспортныхпошлиннаобширныйкругтоварныхединиц,которыеявляютсясредствомизъятияприроднойренты,ограничениявывозарядатоварныхединиц,пополнениядоходовбюджета.ВТО,ключеваяцельфункционированиякоторойсостоитвуменьшенииторговыхбарьеров,втомчисле,путем снижениятаможенныхтарифов,проводитпоследовательнуюполитикустимулированияотказаотпрактикипримененияэкспортныхпошлинкакпрепятствующейсвободномуразвитиюмеждународнойторговлиитождественнойскрытомусубсидированиюпотребляющихэтупродукциюсфернациональнойэкономическойотрасли.ВрамкахреализациитакойполитикиобязательствамиРФпередВТОпредусмотреноихснижениеилиотменапоистечениипереходногопериода(1-5лет)навсетовары,которыевнастоящеевремяоблагаютсявывознымипошлинами,заисключениемнефтепродуктов,природногогаза инефти.Вотношениипошлиннаданныетоварыпредусматриваютприменениеособеннойформулырасчетаставоквсоответствиисдействующимзаконодательством,наприродныйгаззафиксированоприменениеставки30%безобязательствпоснижениюставок.ЗАКЛЮЧЕНИЕТакимобразом,следуетвыделитьследующиенаиболееважныеизменениятаможенногозаконодательства,которыеизложенывТКЕАЭС:-приоритетэлектронноготаможенногодекларированияиприменениеписьменногодекларирования тольковисключительныхситуациях;-автоматическоесовершениетаможенныхопераций,аименно:выпускаитоварныхединицотказаввыпуске,таможенногоконтролясприменениеминформационныхсистеморгановтаможнидляпроверкитаможенныхидругихсведенийи(или)документов;-применениемеханизма«единогоокна»присовершениитаможенныхопераций,которыесвязанысприбытием (убытием)товарныхединицнатаможеннуютерриторию,выпускомтоварныхединицитаможеннымдекларированием;-оптимизацияданных,которыеуказываютвтранзитнойдекларацииидекларациинатовары;-возможностьподачитаможеннойдекларациибезпредставлениятаможенномуорганудокументов,наосновекоторыхоназаполнена;-осуществлениевыпускатоварныхединицвтечениечетырехчасовсмоментарегистрациитаможеннойдекларации;-возможностьвыпускатоварныхединицдоокончаниятаможенныморганомтаможенногоконтролявформепроверкитаможенных,иныхсведенийи(или)документовприусловиипредоставлениядекларантомобеспеченияуплатытаможенныхпошлин,налогов,специальных,антидемпинговых,компенсационныхпошлин;-четкаярегламентацияусловийприменениятовара,которыйпомещенподтаможеннуюпроцедуру,еслиеесодержаниепредусматриваетограниченияпоиспользованиюнатаможеннойтерриторииилизаеепределами;-увеличениекатегорийюридическихлиц,которымможетприсваиватьсястатусУЭО;трехуровневаясистемаприсвоенияданногостатусаимодернизацияусловий(критериев)егоприсвоения,расширениеспециализированныхупрощенийдляУЭО,втомчисле,касающихсятаможенногоконтролянавсейтерриторииЕАЭС;-проведениетаможенногоконтроляпослевыпуска товарных единиц;-применениеприпроведениитаможенногоконтролясистемыуправлениярисками;-совершениетаможенныхоперацийвотношениисредствтранспортамеждународнойперевозки;-созданиенациональныхсистем«единогоокна»;-регулированиеперемещениятоварныхединицфизическимилицамидляличногопользования.Соответственно,можноотметить,чтовнастоящеевремясовершенствованиеправовойосновыЕАЭСвтаможеннойсферевключаетвсебяцелыйкомплексмероприятий,средикоторыхвыделяютсяследующиеглавныеприоритеты:-разработкамодернизированногоТаможенногокодекса,которыйзаменяетсобой20международныхсоглашенийвтаможеннойотрасли;-расширениенаднациональногорегулированиятаможенныхправоотношений.На сегоднянаевразийскомпространствеучетнорммеждународногоправа,использованиепрогрессивногоопытадругихинтеграционныхгруппировокявляютсявесьмаактуальными.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫТаможенныйкодексЕвразийскогоэкономическогосоюза[Электронныйресурс]:(приложениеN1кДоговоруоТаможенномкодексеЕвразийскогоэкономическогосоюза)//Справочнаяправоваясистема«КонсультантПлюс».–Режимдоступа:httр://www.соnsultаnt.ru.КонституцияРоссийскойФедерации(принятавсенароднымголосованием12.12.1993)//СЗРФ,26.01.2009,№4,ст.445.ФедеральныйзаконПрезидентРФ311-ФЗот27.11.10«ОтаможенномрегулированиивРоссийскойФедерации»(вред.Федеральныхзаконовот27.06.2011N162-ФЗ,от11.07.2011N200-ФЗ,от06.12.2011N409-ФЗ).ПриказМинфинаРФот17.08.2010N90н(ред.от16.08.2011)«Обутверждениифедеральныхстандартоваудиторскойдеятельности»(вместес«Федеральнымстандартомаудиторскойдеятельности(ФСАД5/2010).Обязанностиаудиторапорассмотрениюнедобросовестныхвоздействийвходеаудиторскогопроцесса»,«Федеральнымстандартомаудиторскойдеятельности(ФСАД6/2010).Обязанностиаудиторапорассмотрениюсоблюденияаудируемымлицомтребованийнормативныхправовыхактоввходеаудиторскогопроцесса»)(ЗарегистрировановМинюстеРФ11.11.2010N18934).ОбутвержденииСтратегииразвитиятаможеннойслужбыРоссийскойФедерациидо2020года[Электронныйресурс]:распоряжениеПравительстваРФот28.12.2012№2575-р.//Справочнаяправоваясистема«КонсультантПлюс».–Режимдоступа:httр://www.соnsultаnt.ru.АбакумовЛ.Л.Таможенноеадминистрированиеиэлектронноетаможенноедекларирование//Всборнике:ПроблемыидостижениясовременнойнаукиМатериалыМеждународнойнаучно-практическойконференции:в2-хчастях.ИскужинТ.С.(отв.редактор),АкчуринБ.Г.,ИдельбаевМ.Х.,КабаковичГ.А.,ЗайнуллинаГ.Ш.,ЮсуповаР.Р.,НигматуллинО.Б.(отв.секретарь).2014.С.63-67.АветисянИ.А.ПроблемыповышенияэффективностигосударственногоимуниципальногофинансовогоконтролявРоссийскойФедерации//Проблемыразвитиятерритории.–2015.–№2(76).–С.120–134.АгаповаА.В.ВозможностиприменениязарубежногоопытапроведениятаможенногоконтроляпослевыпускатоварныхединицвРоссии/А.В.Агапова//НаучныйжурналНИУИТМО.Серия«Экономикаиэкономическийменеджмент».–2014.–№4.–С.7-12.АдаменкоА.А.,РыбянцеваМ.С.Дифференциациявзглядовнасистемуконтроллингаиееинформационноенаполнение//Международныйбухгалтерскийучет.–2012.-№11.–С.54-62.АлександровД.Л.Совершенствованиеуправлениядеятельностьюоргановтаможниприпредоставлениитаможенныхуслуг//ВестникРоссийскойтаможеннойакадемии.2013.№2.С.069-075.АлексеевС.И.Сокращениесроковадминистративныхпроцедурприсовершениитаможенныхоперацийпутемпереходанаэлектронноетаможенноедекларированиетоварныхпродуктов//Инновациииинвестиции.2013.№7.С.259-263.АлексееваМ.В.Правовыевопросыинформационнойдеятельностивсистемеэлектронноготаможенногодекларирования//АкадемическийвестникРостовскогофилиалаРоссийскойтаможеннойакадемии.2011.Т.11.№2(11).С.35-41.АртамоноваМ.В.Электронноетаможенноедекларированиетоварныхпродуктов//Экономикаисоциум.2014.№4-1(13).С.443-445.АрустамовЭ.А.Внешнеэкономическаядеятельность:учеб.длястуд.сред.проф.образования/Э.А.Арустамов,Р.С.Андреева.-Москва:КноРус,2011.-168с.БогославскийЕ.А.Значениефинансовогоконтролявсистемеобщегогосударственногоконтроля/Е.А.Богославский//Право.–2015.–№3–С.46–49.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.
3. Федеральный закон Президент РФ 311-ФЗ от 27.11.10 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ).
4. Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 N 90н (ред. от 16.08.2011) «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных воздействий в ходе аудиторского процесса», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудиторского процесса») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2010 N 18934).
5. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru.
6. Абакумов Л.Л. Таможенное администрирование и электронное таможенное декларирование // В сборнике: Проблемы и достижения современной науки Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Искужин Т.С. (отв. редактор), Акчурин Б.Г., Идельбаев М.Х., Кабакович Г.А., Зайнуллина Г.Ш., Юсупова Р.Р., Нигматуллин О.Б. (отв. секретарь). 2014. С. 63-67.
7. Аветисян И.А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Проблемы развития территории. – 2015. – №2 (76). – С. 120–134.
8. Агапова А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товарных единиц в России / А.В. Агапова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экономический менеджмент». – 2014. – №4. – С. 7-12.
9. Адаменко А. А., Рыбянцева М. С. Дифференциация взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение // Международный бухгалтерский учет. – 2012. - №11. – С.54-62.
10. Александров Д.Л. Совершенствование управления деятельностью органов таможни при предоставлении таможенных услуг // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 2. С. 069-075.
11. Алексеев С.И. Сокращение сроков административных процедур при совершении таможенных операций путем перехода на электронное таможенное декларирование товарных продуктов // Инновации и инвестиции. 2013. № 7. С. 259-263.
12. Алексеева М.В. Правовые вопросы информационной деятельности в системе электронного таможенного декларирования // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2011. Т. 11. № 2 (11). С. 35-41.
13. Артамонова М.В. Электронное таможенное декларирование товарных продуктов // Экономика и социум. 2014. № 4-1 (13). С. 443-445.
14. Арустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. для студ. сред. проф. образования/ Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - Москва: КноРус, 2011. - 168 с.
15. Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46–49.