Бизнес- моделирование в предпринимательстве
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 24.09.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Роль бизнес-моделирования в предпринимательстве 8
1.1 Стадии управления бизнесом 8
1.2 Понятие бизнес-модели в предпринимательстве 12
1.3 Основные этапы создания бизнес-модели в предпринимательстве 17
Глава 2. Анализ собственного бизнеса ИП Малаховой В.В. и его опыта применения бизнес-моделирования. 19
2.1 Общая характеристика ИП Малахова В.В. 19
2.2 Анализ конкурентной среды и конкурентов ИП Малахова В.В. 23
2.3 Описание основных структурных блоков бизнес-модели на примере компании 43
Глава 3. Рекомендации по оптимизации бизнес-моделирования бизнеса 51
3.1 Разработка оптимизации бизнес-модели ИП Малаховой В.В. 51
3.2 Оценка эффективности предложенной бизнес-модели 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
Сильными сторонами ИП Малаховой В.В. являются высокий уровень профессионализма, наличие клиентской базы, высокое качество предоставляемых услуг, наличие постоянных клиентов (клиентов, которые обратились более 2х раз), удобная система налогообложения и высокие финансовые результаты деятельности. Сильные стороны в совокупности с возможностями позволят ИП Малаховой В.В. расширить формы предоставления услуг, в данном случае имеется ввиду развитие онлайн-направления предоставления услуг, в качестве которого будут оказываться не только консультации, но и например, создание курсов по открытию и ведению бизнеса, что привлечет больше клиентов.Сильные стороны предприятия на сегодняшний день создают позволят создать устойчивые конкурентные преимущества перед появлением новых конкурентов, усилить конкурентоспособность предприятия. Слабыми сторонами ИП Малаховой В.В. являются низкое использование каналов продвижения консалтинговых услуг, что замедляет рост объема клиентской базы и как следствие сдерживает темпы роста доходной части бизнеса. Необходимо проработать каналы продвижения продукции, усилить рекламную политику предприятия. Отсутствие работы над возвращением клиентов, одна из слабых сторон, которая характеризуется тем, что сейчас клиенты возвращаются только за счет того, что услуги, оказанные им, принесли ожидаемые результаты, однако необходимо проработать мероприятия, которые позволят сохранить большую часть клиентов, провести так называемую, реактивацию клиентской базы, что также создаст устойчивые конкурентные преимущества на рынке и позволят снизить риски ухода клиентов к другим фирмам, оказывающим аналогичные услуги. Таблица 2.10 – Матрица SWOT – анализа ИП Малахова В.В.ВозможностиУгрозы1. Меры государственной поддержки в области налогов2. Рост реальных доходов населения3. Развитие субъектов МСП4. Рост интереса к предпринимательству у населения5. Развитие технологий для онлайн консультирования6. Высокая дифференциация услуг1. Появление новых конкурентов2. Рост предложений дополнительного образования3. Рост предложений на рынке труда специалистов по вопросам коммерческой деятельности4. Спад экономики5. Напряженная геополитическая ситуация в странеСильные стороныСиВСиУ1. Высокие интеллектуальные и аналитические способности Малаховой В.В., высокий уровень профессионализма 2. Наличие на сегодняшний день клиентской базы у ИП3. Наличие клиентов повторно обратившихся, что говорит о высоком качестве предоставления услуг4. Удобная система налогообложения5. Высокие финансовые результаты1. Развитие новой формы предоставления услуг2. Создание курсов по общим направлениям коммерческой деятельности и привлечение клиентов после онлайн-обучения1. Создание устойчивых конкурентных преимуществСлабые стороныСлВСлУ1. Слабая рекламная политика, низкое использование каналов продвижения2. Ограниченность клиентов регионом нахождения предприятия3. Отсутствие работы над возвращением клиентов 1. Увеличение каналов продвижения2. Расширение сегмента потребителей3. Реактивация клиентской базы1. Выявление преимуществ консалтинговых услуг, перед услугами заменителями, включение их в рекламную кампанию2. Создание устойчивых конкурентных преимуществ3. Создание собственных курсов онлайн-обученияСлабой стороной можно выделить и ограниченность клиентов регионом нахождения ИП Малаховой В.В., в условиях развития онлайн-технологий и спецификой предоставления услуг необходимо расширить сегмент потребителей. Таким образом, на основании SWOT– анализа можно выделить основные направления оптимизации, существующей бизнес – модели:поиск новых каналов продвижения;реактивация клиентской базы;расширение форм предоставления услуг. Глава 3.Рекомендации по оптимизации бизнес-моделирования бизнеса3.1 Разработка оптимизации бизнес-модели ИП Малаховой В.В.Во второй главе выпускной квалификационной работы был проведен стратегический анализ деятельности ИП Малаховой В.В., который позволил выделить основные направления оптимизации деятельности по консультированию по вопросам коммерческой деятельности. Такими направлениями стали:поиск новых каналов продвижения;реактивация клиентской базы;расширение форм предоставления услуг. В рамках первого направления необходимо выбрать эффективные каналы продвижения, которые поспособствуют увеличению клиентов предприятия. Во-первых, необходимо создание собственного сайта и его продвижение. Сайт ИП Малаховой В.В. должен содержать основные блоки:информацию об индивидуальном предпринимателе, информацию о квалификации ИП с документальным подтверждением, обзор предоставляемых услуг в рамках деятельности по консультированию по коммерческой деятельности, описание преимуществ сотрудничества;опыт в данной области, подкрепленный положительными эффективными результатами с другими компаниями;контактная информация;образец договора на оказание консультационных услуг. Блок «информация об индивидуальном предпринимателе» должно содержать основную информацию об ИП: полное название, форма субъекта МСП, дата регистрации, орган регистрации, ИНН, ОГРН, виды деятельности. Блок «информация о квалификации ИП» должен содержать основную информацию об образовании, курсах повышения квалификации, личные достижения в практической работе. Блок «обзор предоставляемых услуг в рамках деятельности по консультированию по коммерческой деятельности» должен содержать информацию об услугах, в каких областях коммерческой деятельности работает ИП, описание конкретных работ, выполняемых в рамках предоставления услуг. Блок «описание преимуществ сотрудничества» должен содержать преимущества консалтинговых услуг, основные выгоды использования, ценность предложения. Блок «Положительный опыт сотрудничества» должен содержать основные реальные эффективные разработки, благодарственные письма и отзывы лояльных клиентов. Просто создание сайта как таковое еще не является эффективным каналом продвижения, его необходимо постоянно развивать, дополнять, показывать, что сайт работает. В данном случае необходимо SEO– продвижение, это новое направление интернет-продвижения, при котором не потребуется затрат. Основные затраты приходятся только на создание сайта и ежегодной оплаты домена и хостинга. Стоимость создания сайта с нуля и его наполнение в среднем стоит 30 тыс. руб., затраты на ежегодную оплату домена и хостинга составят 2 тыс. руб. SEO– продвижение предполагает постоянную работу с сайтом, в основном используются написание статей на актуальные темы, размещение их на собственном сайте, это позволяет увеличивать конверсию сайта и выдавать в числе первых результатов запроса разработанный сайт. Для эффективного использования данного инструмента планируется дополнительное обучение на сайте Skillbox. Длительность обучения составляет 3 месяца, стоимость обучения составит 29 331 руб. Преимущества прохождения обучения будут состоять не только в эффективном использовании инструмента для продвижения собственных услуг, но и как теоретическая база при оказании услуг в области маркетинга при консультировании предприятий. Эффект от создания сайта и SEOпродвижения по прогнозным значениям позволит увеличить количествопосетителей сайта на 10% через три месяца, через год работы – в три раза. В среднем, по прогнозам аналитиков, SEO продвижение и наличие сайта позволят добиться роста реальной клиентской базы на 50%.В рамках второго направления – реактивации клиентской базы потребуется использование таких инструментов, как напоминание о сотрудничестве, имеется ввиду, что можно через определенное количество времени поинтересоваться у клиента результатами собственной работы, предложить корректировку дорожной карты, провести оценку деятельности после разработанных мероприятий, напомнить о программе лояльности при повторном обращении. Реактивация клиентской базы позволяет удержать имеющихся клиентов, что дает эффект в снижении издержек на привлечение новых клиентов на 20-30%. Постоянные клиенты поддерживают бизнес даже в условиях кризисных ситуаций, а также в условиях стагнации. В рамках третьего направления – расширение форм предоставления услуг планируется проводить консультационные сессии посредством онлайн-платформ. Основными преимуществами данной формы является увеличение сегментов потребителей, поскольку привязка к определенному месту не обязательна, увеличение конкурентных преимуществ, низкие издержки, по сравнению с ведением традиционных консультационных сессий. Посредством онлайн-платформ можно также проводить вебинары на большую аудиторию со схожими проблемами, это также позволит привлечь клиентов, которые захотят разобраться досконально в проблемах своего бизнеса и основных направлениях развития. Основные онлайн площадки, которые позволяют пользоваться широким спектром инструментов на сегодняшний день являются:CoreApp – создание онлайн курсов, проведения вебинаров. Данная платформа является одной из лучших платформ по созданию онлайн курсов, в ней имеется множество визуальных инструментов, позволяющих создавать не только курсы, но и собственную онлайн-школу. Посредством данной платформы также можно регулировать поток обучающихся, автоматизировать оплату. Стоимость тарифов начинается от 990 руб. месяц. BIZON365 – онлайн платформа для создания курсов, проведения вебинаров, создания онлайн-школ. Эксперты отмечают широкий интерфейс и множество инструментов для создания курсов. Стоимость тарифов составляет 1500 руб. в месяц. Посредством данного направления прогнозируется увеличение реальных клиентов на 20%, также планируется увеличение доходов посредством продажи вебинаров. Средняя стоимость вебинара на рынке консультационных услуг по вопросам коммерческой деятельности составляет от 5 до 15 тыс. руб. Все зависит от уникального предложения вебинара. Также в предыдущей главе было выявлено, что на данный момент ИП Малахова В.В. не выделяет ключевых партнеров в собственной бизнес-модели, что является негативным фактором в развитии бизнеса, поскольку помощь партнеров в данной отрасли незаменима. Рекомендуется поиск партнеров в области юридической поддержки, компьютерного оборудования и ИТ - технологий, взаимовыгодное сотрудничество с которыми позволит привлечь еще больше реальных клиентов и закрыть все потребности потребителей посредством общей работы. Таким образом, подводя итоги рассмотрения основных направлений развития деятельности ИП Малаховой В.В. можно отметить, что основные мероприятия в рамках увеличения каналов-продвижения услуг состоят в создании эффективного сайта и SEO – продвижения, мероприятия в рамках реактивации клиентской базы позволят создать конкурентное преимущество посредством создания базы постоянных клиентов, мероприятия по расширению форм предоставления услуг заключаются в освоении онлайн-площадок для проведения вебинаров, проведения консультационных сессий, что позволит увеличить сегмент потенциальных клиентов, не ограниченный Московской областью. Таким образом, бизнес-модель ИП Малаховой В.В. будет выглядеть следующим образом (таблица 3.1). Таблица 3.1 – Бизнес - модель ИП Малаховой В.В.Ключевые партнерыЮридические фирмы, фирмы по поставкам ИТ - оборудованияКлючевые деятельностиКонсультации по вопросам коммерческого управления в формате оффлайн встреч и онлайн сессийЦенностные предложенияКачественные консультационные услуги на основании собственного экспертного заключенияОтношения с клиентамиИндивидуальный подход, групповое обучениеПотребительские сегментыМалые и средние предприятия, физ. лица, планирующие открыть собственный бизнес в РоссииКлючевые ресурсыИнтеллектуальные ресурсы, персонал,Каналы сбытаАвито VKрекламаСайт SEOСтруктура издержекЗатраты на рекламу, интернет, аренда офиса, информационная подписка на правовой портал, налоги, оплата ежемесячных платежей за пользование Интернет-площадкамиПотоки доходовПлата за консультационные услуги, доход от проведения вебинаров3.2 Оценка эффективности предложенной бизнес-моделиПроведем количественную оценку эффективности оптимизированной бизнес-модели ИП Малаховой В.В. Прогнозные доходы ИП Малаховой В.В., в условиях оптимизированной бизнес-модели составят совокупность планируемого дохода от трех описанных выше мероприятий. В средняя цена договора на оказание услуг составляют в 2023 году 30 тыс. руб. В среднем в месяц за 2023 год заключалось 5 договоров, прогнозное значение количества договоров на весь 2023 год составит 60 шт., что позволит выйти на выручку от продаж услуг в 2023 году в размере 1800 тыс. руб. Годовой прирост количества заключенных договоров, в результате использованияSEO продвижения и создания сайта составят 50%. Таким образом, по прогнозным данным количество договоров на 2024 годасоставит 90 шт. (с новыми реальными клиентами).Посредством реактивации клиентской базы планируется заключение повторных договоров на оказание консультационных услуг в области оценки эффективности проведения мероприятий, с учетом применения программ лояльности и уменьшения стоимости договора на 10%. Прогнозируется, что каждый пятый клиент, заключавший договор в 2023 годуобратиться за услугами в 2024 году, таким образом ожидается дополнительно 12 реальных клиентов, обратившихся повторно со средней стоимостью договора в размере 27 тыс. руб.Планируется, что в рамках третьего направления будет разработано 3 вебинара, направленных на сегмент физических лиц, планирующих открыть собственное дело, посредством проведения онлайн-вебинаров на онлайн-площадках. Стоимость 1 вебинара составит в среднем 5000 руб., минимальное количество человек, необходимых для проведения вебинаров составит 10. Проведение вебинаров планируется 1 раз в месяц, таким образом, за месяц будет проведено 3 вебинара, объединенных одним направлением. Прогнозируемый доход от деятельности составит 150 тыс. руб. в месяц, 1800 тыс. руб. в год. Таким образом, прогнозируемый доход на 2024 год составит 4824 тыс. руб. (таблица 3.2). Таблица –Прогнозный размер доходов оптимизированной бизнес-моделиИсточник доходаОбъем услуг, ед.Средняя стоимость за ед., тыс. руб.Объем услуг, тыс. руб.Консультирование по вопросам коммерческой деятельности, в том числе:1023024Новые клиенты90302700Повторное обращение1227324Проведение вебинаров3651800Итого 4824Наибольший доход планируется от консультационной деятельности по вопросам коммерческой деятельности 63%, доля доходов от вебинаров составит 37% (рисунок 3.1). Рисунок 3.1 – Структура доходов ИП Малахова В.В., %Основные затраты оптимизированной бизнес-модели приведены в таблице 3.3.Таблица 3.3 – Расходы на оптимизацию бизнес-моделиСтатья расходовПрогноз на год, тыс. руб.Доля в расходах, %Создание сайта504Годовая оплата домена и хостинга30SEO обучение29,333Оплата онлайн-платформы 11,881Заработная плата 24021Страховые взносы363Налог289,4425Аренда офисного помещения36031Коммерческие расходы 13812Итого1157,65100Наибольшую долю в структуре затрат составят аренда офисного помещения и налоги. Рисунок 3.2 Структура планируемых затрат, %Таким образом, совокупный прогнозный размер затрат по оптимизированной модели в 2024 году составит 1157,65 тыс. руб. В таблице 3.4 представлен прогнозная структура расходов в 2023 году.Таблица 3.4 – Прогнозное значение расходов в 2023 году, тыс. руб. Статья расходов2023 годРасходы, в том числе812Себестоимость240Коммерческие расходы138Управленческие расходы362Налог 72Таким образом, расходы в 2023 году составят 812 тыс. руб. по плановым показателям. В таблице 3.5 проведена оценки эффективности оптимизации бизнес-модели ИП Малаховой В.В.Таблица 3.5 –Оценка эффективности оптимизации бизнес-модели ИП Малаховой В.В., тыс. руб. Наименование показателяПрогноз 2023Прогноз на 2024Темп изменения, %Выручка18004824268,21Расходы8121157,65142,56Чистая прибыль9883666,35371,08На основании таблицы 3.5 можно говорить о том, что оптимизированная бизнес-модель ИП Малаховой В.В. позволит выйти на выручку в размере 4824 тыс. руб. Основные затраты, требуемые на внедрение мероприятий, заключаются в оплате интернет-сервисов и обучения Малаховой В.В. составят 1157,65 тыс. руб. Рост чистой прибыли в 3,7 раз позволяет говорит о том, что оптимизированная модель ИП Малаховой В.В. эффективна. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема бизнес-моделирования в предпринимательстве. Основной целью исследования являлось исследование бизнес-моделирования в предпринимательстве и разработка рекомендаций по оптимизации бизнес-моделей на примере ИП Малаховой В.В. Первая глава данного исследования была посвящена теоретическим основам бизнес-моделирования, были рассмотрены основные понятия бизнес-моделирования и бизнес-модели, описаны основные стадии управления бизнесом, определена роль бизнес-модели на каждой стадии. Выявлено, что роль бизнес – моделирования в предпринимательстве высока, для каждой стадии управления бизнесом она выполняет определенную цель, например для стартапа бизнес-модели помогают определить нишу, для действующего бизнеса определить слабые и сильные стороны и наметить направление развития. Роль бизнес-моделей в предпринимательстве высока еще и потому, что использование бизнес-моделей позволяет систематизировать бизнес-процессы, ответить на «вечные вопросы бизнеса» и в конечном итоге представить деятельность организации посредством основных блоков, что облегчает задачу в поиске проблем в области коммерческой деятельности и поиске их решений, направлений развития деятельности и повышения ее эффективности. На протяжении всего существования понятия бизнес-моделей, рассматривались различные концепции, которые относили бизнес-модели к стратегическому планированию, операционному планированию, а также к теории организации, и в условиях различия в базовых исследованиях в области бизнес-моделей существовало большое количество споров и критики. Но на сегодняшний день бизнес-модель является отдельной концепцией, и основное определение, разработанное исследователями, заключается в том, что бизнес-модель – это инструмент стратегического управления, заключающийся в описании основных бизнес-процессов организации, и позволяющая понять как предприятие создает, поставляет и получает ценность, систематизация бизнес-процессов предприятия и анализ их взаимодействия.Наиболее популярным подходом к бизнес-моделированию является подход Остервальдера А. и Пинье И., который заключается в систематизации деятельности предприятия посредством определения основных 9-ти блоков модели. Фактически бизнес-модель Остервальдера – это карта, на которой основные бизнес-процессы структурированы блоками, что позволят визуализировать общую картину деятельности.Вторая глава была посвящена анализу внутренних и внешних факторов влияющих на деятельность ИП Малаховой В.В. Дана краткая характеристика ИП, проведен анализ финансовых результатов, который показал, что деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности рентабельна, финансовые результаты ИП в 2023 году выросли, стоит отметить, что рост показателей во многом зависит от продвижения услуг на рынке, увеличения объемов оказанных услуг.Анализ макрофакторов проводился посредством PEST – анализа, который предполагает анализ влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов. Было выявлено, основным положительным политическим фактором является государственная поддержка малого предпринимательства, так в 2023 году поддержка осуществляется в форме пониженных страховых взносов (в 2023 году действуют сниженные страховые взносы к выплатам персоналу, превышающим МРОТ применяется ставка 15%, вместо 30%), возможности заключения социального контракта и получения единовременных выплат на развитие бизнеса, цифровой платформа поддержки МСП. Отрицательным фактором является напряженная геополитическая ситуация в стране. Анализ экономических факторов показал, что на сегодняшний день наблюдается снижение темпов развития экономики, снижение объемов ВВП, рост инфляции, ослабление рубля. Положительным фактором являются среднедушевые доходы населения, которые за исследуемый период показывали положительную тенденцию даже в период введенных ограничительных мер в период коронавируса, напряженной геополитической обстановки в стране с 2022 года и введенных санкций. В 2023 году уровень среднедушевых доходов остался на уровне 2022 года.Анализ социальных факторов показал, что основным положительным фактором является рост интереса к предпринимательской деятельности, что позволяет предположить, что в ближайшем будущем увеличится количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются на сегодняшний день потенциальными потребителями услуг ИП Малаховой В.В.В блоке технологических факторов рассмотрен фактор развития онлайн-технологий, который положительно влияет на деятельность по оказанию консалтинговых услуг. Количественная оценка анализа показала, что наибольшее негативное влияние на деятельность ИП Малаховой В.В. оказывают экономические макрофакторы, однако общая оценка макроокружения носит положительный характер в основном благодаря росту платежеспособности населения, увеличению количества малых предприятий, росту интереса к предпринимательской деятельности у населения и развития онлайн-технологий.Анализ рынка консалтинговых услуг, на котором ведет деятельность Малахова В.В., позволяет сделать вывод, что рынок консалтинговых услуг, по данным экспертов, положил начало своему развитию в 1990 х годах, наравне с развитием рыночной экономики. На тот момент в России насчитывалось всего 20 компаний, оказывающих данные услуги. На протяжении всего периода количество консалтинговых фирм и уровень предоставления услуг увеличивался, и сейчас уже можно говорить о том, что рынок консалтинговых услуг в России стал профессиональным и конкурентоспособным. Рынок представлен не только отечественными, но и зарубежными компаниями. Потребность в консалтинговых услугах, в условиях высокой неопределенности и спада экономики растет, поскольку многие организации пытаются сохранить собственный бизнес и привлекают более экспертных специалистов, для поиска и решения проблем в своей деятельностиРынок консалтинговых услуг близок к монополии. Наблюдается снижение Индекса Херфиндаля – Хиршмана, это произошло в следствии ухода многих зарубежных компаний с рынка России в связи с введенными санкциями, поэтому наблюдается рост конкуренции на рынке.Несмотря на большое количество конкурентов и присутствия на рынке крупных компаний, консалтинговый рынок характеризуется наличием высокодифференцированных услуг, что приводит к слабой ценовой конкуренции. Цены стабильны и не подвергаются ценовой конкуренции из-за разного содержания внутри продукта. При проведении анализа «Пяти сил конкуренции» М. Портера было выявлено, что поставщики, потребители, услуги-заменители и традиционные конкуренты имеют среднюю степень влияния. Наблюдается высокая степень угрозы со стороны новых конкурентов, рынок для входа не имеет барьеров, что создает перспективные условия для развития предпринимательской деятельности ИП Малаховой В.В.В процессе анализа выявлено, что сильными сторонами ИП Малаховой В.В. являются высокий уровень профессионализма, наличие клиентской базы, высокое качество предоставляемых услуг, наличие постоянных клиентов (клиентов, которые обратились более 2х раз), удобная система налогообложения и высокие финансовые результаты деятельности. Сильные стороны в совокупности с возможностями позволят ИП Малаховой В.В. расширить формы предоставления услуг, в данном случае имеется ввиду развитие онлайн-направления предоставления услуг, в качестве которого будут оказываться не только консультации, но и например, создание курсов по открытию и ведению бизнеса, что привлечет больше клиентов.Сильные стороны предприятия на сегодняшний день создают позволят создать устойчивые конкурентные преимущества перед появлением новых конкурентов, усилить конкурентоспособность предприятия. Слабыми сторонами ИП Малаховой В.В. являются низкое использование каналов продвижения консалтинговых услуг, что замедляет рост объема клиентской базы и как следствие сдерживает темпы роста доходной части бизнеса. Необходимо проработать каналы продвижения продукции, усилить рекламную политику предприятия. Отсутствие работы над возвращением клиентов, одна из слабых сторон, которая характеризуется тем, что сейчас клиенты возвращаются только за счет того, что услуги, оказанные им, принесли ожидаемые результаты, однако необходимо проработать мероприятия, которые позволят сохранить большую часть клиентов, провести так называемую, реактивацию клиентской базы, что также создаст устойчивые конкурентные преимущества на рынке и позволят снизить риски ухода клиентов к другим фирмам, оказывающим аналогичные услуги.Слабой стороной можно выделить и ограниченность клиентов регионом нахождения ИП Малаховой В.В., в условиях развития онлайн-технологий и спецификой предоставления услуг необходимо расширить сегмент потребителей. Таким образом, на основании SWOT – анализа было выделено три основных направления оптимизации, существующей бизнес – модели:поиск новых каналов продвижения;реактивация клиентской базы;расширение форм предоставления услуг.Основные мероприятия в рамках увеличения каналов-продвижения услуг состоят в создании эффективного сайта и SEO – продвижения, мероприятия в рамках реактивации клиентской базы позволят создать конкурентное преимущество посредством создания базы постоянных клиентов, мероприятия по расширению форм предоставления услуг заключаются в освоении онлайн-площадок для проведения вебинаров, проведения консультационных сессий, что позволит увеличить сегмент потенциальных клиентов, не ограниченный Московской областью.Оценка эффективности предложенной бизнес-модели показала, что оптимизированная бизнес-модель ИП Малаховой В.В. позволит выйти на выручку в размере 4824 тыс. руб. Основные затраты, требуемые на внедрение мероприятий, заключаются в оплате интернет-сервисов и обучения Малаховой В.В. составят 1157,65 тыс. руб. Рост чистой прибыли в 3,7 раз позволяет говорит о том, что оптимизированная модель ИП Малаховой В.В. эффективна.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБобрышев, А.Д. Бизнес-модели в управлении устойчивым развитием предприятий: Учебник / А.Д. Бобрышев, В.М. Тумин, К.М. Тарабрин. - М.: Инфра-М, 2013. - 31 c.Бланк С. Стартап: Настольная книга основателя. – М.: Альпина Паблишер, 2016Бурьян Л.М. Партисипаторный подход к разработке бизнес-модели организации – «Холст бизнес-модели» Остервальдера и Пинье / Л.М. Бурьян//Вестник института экономики и управления новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. - №1(20). – с. 11- 17 Кэтлин К., Мэтьюз Д. Управление стартапом. Как руководить компанией на разных этапах. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.Кохно, П.А. Модели управления бизнесом корпораций / П.А. Кохно, А.П. Кохно, Н.В. Лясников. - М.: Русайнс, 2016. - 64 c.Денисов И.В., Велинов Э., Витер К.А., Бусалова А.Д. Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях / И.В. Денисов, Э. Велинов, К.А. Витер, А.Д. Бусалова//Экономика и бизнес. – 2019. - №4. – с. 385 - 389Марабаева Л.В., Горин И.А. Стратегический потенциал инновационного предприятия: содержание, структура, особенности / И.А. Горин, Л.В. Марабаева//Вестник Волжского университета им. В.Н. – 2013 . - №3. – с. 15-23Моазед, А. Платформа.Практическое применение революционной бизнес-модели / А. Моазед. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 288 c.Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. – М.: Альпина Паблишер, 2017Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011.Раева И.В. Стартап: понятие, особенности, методы оценки // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2021. – № 6.-С.45-55. Руденко М.Н. Стратегическое планирование: учеб. пособие / М.Н. Руденко, Е.Д. Оборина. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2014. – 96 с.Рис, Э. Бизнес с нуля: метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 255 c.Спиридонова Е.А. Создание стартапов? учебник для вузов/Е.А. Спиридонова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 193 с.Филатова М.В. Формирование и развитие стратегического потенциала предприятий масложировой промышленности: дис. … канд. экон. наук. Воронеж, 2006. 207 с. Шёнталер, Ф. Бизнес-процессы.Языки моделирования, методы, инструменты / Ф. Шёнталер. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 264 c.Шулус Э. История развития концепции бизнес-модели. Составляющие бизнес-модели / Э. Шулус//Студенческий вестник. - 2019. - №14-2 (64). – с. 31- 33 ЕМИСС. Индексы физического объема ВВП РФ [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/57370 Росстат. Цены. Инфляция [Электронный ресурс] режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/priceЕМИСС [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/62281Среднедушевые доходы населения [Электронный ресурс] режим доступа: https://gogov.ru/articles/standard-of-livingПутин о реально располагаемых доходах населения [Электронный ресурс] режим доступа: https://rg.ru/2023/08/22/putin-za-pervoe-polugodie-2023-goda-realnye-raspolagaemye-dohody-rossiian-vyrosli-na-47.htmlВВП России.Тенденции [Электронный ресурс] режим доступа: https://journal.open-broker.ru/research/vvp-rossii-v-2023-godu/Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.htmlНациональный отчет. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов [Электронный ресурс] режим доступа: https://spb.hse.ru/data/2022/12/20/1718960866/GUESSS%202021_RU.pdf
2. Бланк С. Стартап: Настольная книга основателя. – М.: Альпина Паблишер, 2016
3. Бурьян Л.М. Партисипаторный подход к разработке бизнес-модели организации – «Холст бизнес-модели» Остервальдера и Пинье / Л.М. Бурьян//Вестник института экономики и управления новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. - №1(20). – с. 11- 17
4. Кэтлин К., Мэтьюз Д. Управление стартапом. Как руководить компанией на разных этапах. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
5. Кохно, П.А. Модели управления бизнесом корпораций / П.А. Кохно, А.П. Кохно, Н.В. Лясников. - М.: Русайнс, 2016. - 64 c.
6. Денисов И.В., Велинов Э., Витер К.А., Бусалова А.Д. Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях / И.В. Денисов, Э. Велинов, К.А. Витер, А.Д. Бусалова//Экономика и бизнес. – 2019. - №4. – с. 385 - 389
7. Марабаева Л.В., Горин И.А. Стратегический потенциал инновационного предприятия: содержание, структура, особенности / И.А. Горин, Л.В. Марабаева//Вестник Волжского университета им. В.Н. – 2013 . - №3. – с. 15-23
8. Моазед, А. Платформа.Практическое применение революционной бизнес-модели / А. Моазед. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 288 c.
9. Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. – М.: Альпина Паблишер, 2017
10. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011.
11. Раева И.В. Стартап: понятие, особенности, методы оценки // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2021. – № 6.-С.45-55.
12. Руденко М.Н. Стратегическое планирование: учеб. пособие / М.Н. Руденко, Е.Д. Оборина. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2014. – 96 с.
13. Рис, Э. Бизнес с нуля: метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 255 c.
14. Спиридонова Е.А. Создание стартапов? учебник для вузов/Е.А. Спиридонова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 193 с.
15. Филатова М.В. Формирование и развитие стратегического потенциала предприятий масложировой промышленности: дис. … канд. экон. наук. Воронеж, 2006. 207 с.
16. Шёнталер, Ф. Бизнес-процессы.Языки моделирования, методы, инструменты / Ф. Шёнталер. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 264 c.
17. Шулус Э. История развития концепции бизнес-модели. Составляющие бизнес-модели / Э. Шулус//Студенческий вестник. - 2019. - №14-2 (64). – с. 31- 33
18. ЕМИСС. Индексы физического объема ВВП РФ [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/57370
19. Росстат. Цены. Инфляция [Электронный ресурс] режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/price
20. ЕМИСС [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/62281
21. Среднедушевые доходы населения [Электронный ресурс] режим доступа: https://gogov.ru/articles/standard-of-living
22. Путин о реально располагаемых доходах населения [Электронный ресурс] режим доступа: https://rg.ru/2023/08/22/putin-za-pervoe-polugodie-2023-goda-realnye-raspolagaemye-dohody-rossiian-vyrosli-na-47.html
23. ВВП России.Тенденции [Электронный ресурс] режим доступа: https://journal.open-broker.ru/research/vvp-rossii-v-2023-godu/
24. Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html
25. Национальный отчет. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов [Электронный ресурс] режим доступа: https://spb.hse.ru/data/2022/12/20/1718960866/GUESSS%202021_RU.pdf