Формирование плана закупок на торгово-закупочном предприятии на примере
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 29.09.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ЗАКУПОК В ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Понятие и сущность закупочной деятельности в торгово-закупочном предприятии 5
1.2. Методы формирования плана закупок в торгово-закупочном предприятии 19
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ЗАКУПОК НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПАО «МАГНИТ» 25
2.1. Характеристика торгово-закупочного предприятия 25
2.2. Анализ закупочной деятельности предприятия и формирования плана закупок 38
2.3. Проблемы и пути решения выявленных проблем в формировании плана закупок в торгово-закупочном предприятии 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Таким образом, обе выявленные проблемы сведены к единому направлению- необходимость автоматизация конкретно закупочной деятельности. 2.3. Проблемы и пути решения выявленных проблем в формировании плана закупок в торгово-закупочном предприятииПриведем оценку эффективности деятельности компании с помощью пяти показателей, выделенных в теоретической главе. Данные показатели приведены в таблице 3.1.Таблица 3.1 – Основные пять показателей эффективности деятельности компании Наименование показателя202020212022Отклонение2021 к 20202022 к 2021Фондоотдача, п.п0,590,510,68-0,090,17Коэффициент закрепления оборотных средств1,391,091,09-0,300,00Годовая выработка на одного работающего10043713,518503861,2213332610,95-1539852,294828749,73Материалоемкость0,560,610,430,05-0,18Затраты на 1 рубль продукции3,62-3,521,02-7,144,54На рисунке 3.1. приведена динамика показателей. Рисунок 3.1.- Динамика исследуемых показателей За анализируемый период происходит снижение фондоотдачи с 0,59п.п. до 0,51 п.п в 2020 году и рост показателя с 0,51п.п. до 0,68 в 2021 году. То есть в 2020 году наблюдается снижение на 0,09п.п, а в 2021 рост на 0,17п.п., что, безусловно, является отрицательным моментом.Снижение коэффициента закрепления оборотных средств в 2020 году показывает уменьшение оборотных средств. В 2021 году показатель находится на уровне 2020 года. На основании проведенного анализа показателей эффективности использования материальных ресурсов можно сделать вывод, что значение эффективность неоднозначное. Расход материалов на одну единицу продукции растет. В данном случае, так как компания является торговой, то увеличение будет по закупочной цене на продукцию, которой торгует компания. Но в то же время показатель материалоемкости уменьшается, то есть расходы у компании меньше, чем доходы. Динамика затрат на 1 рубль продукции ПАО «Газпром» так же показывает отрицательную динамику. Рисунок 3.1.- Динамика производительности трудаПовышение в 2021 году производительности труда показывает повышение выручки компании. По данному рисунку видно, что в целом погодовой выработки на одного работающегопрослеживается отрицательная динамика: снижение с 7519,89 тыс. руб. на чел. до 5411,27 тыс. руб. на чел. То есть выработка или по другому производительность труда в компании уменьшается. С целью совершенствования закупочной деятельности коммерческой организации на примере компании ПАО «Магнит» А может быть предложена цифрововая трансформация закупочной деятельности. Данный вид деятельности может быть реализован с помощью разработки специализированного собственного программного средства АС РОЛЬФ. Внедрение системы АС РОЛЬФ в компании ПАО «Магнит» можно предложить в виде двух вариантов:- облачное хранение баз данных;- на серверах компании. Система АС РОЛЬФ важна, прежде всего, как общая база данных по поставщикам, по текущим и завершённым закупкам, то есть данная информационная система будет использоваться сотрудниками отдела закупок и сотрудниками склада. Планируется вАС РОЛЬФ сформировать разделы:- прямые закупки у производителей запасных частей;- закупки запасных частей через дилеров/посредников производителей;- реализация автоматического заказа определённой категории запасных частей, которые на складе подходят к концу.АС РОЛЬФ будет отображать основной доступ – для прямых закупок, для менеджеров компании и клиентский доступ - для дистрибьюторов/посредников, чтобы менеджерам по закупкам компании ПАО «Магнит» проще было получать информацию по наличию необходимого товара, отслеживать сроки производства или/и поставок, оплаты, отгрузки. Менеджеры по закупкам компании ПАО «Магнит» тем самым будут разгружены, у них высвободится время для прямых закупок и поиска новых поставщиков. Основные пункты меню АС РОЛЬФ- программного средства для реализации закупочной деятельности собственной разработки:- учет запасных частей на складе: вывод отчетов по наличию, остатков;- отображение мест хранения запасных частей, находящихся в наличии на складе;- отражение объемов запасных частей на складе в наличии;- отражение заказов запасных частей инженерами отдела закупок;- перечень поставщиков и отражения привязки к ним запасных частей на складе и к заказу;- автоматический анализ остатков запасных частей на складе на основании выставленных вручную лимитов остатков инженерами отдела закупок;- автоматическая отправка заказа по запасным частям, численность которых на складе в наличии приближена к установленному инженером отдела закупок минимальному лимиту. По данному мероприятию можно выделить два вида расходов: едино разовые и постоянные. К едино разовым расходам отнесена сумма 7000 тыс. руб., которая будет направлена на замену серверного оборудования на предприятии. К постоянным расходам будут отнесены следующие (суммы указаны за год): - заключение договора на обслуживание серверного оборудования и технической поддержки облачного хранения данных – 1 200 тыс. руб.;- заключение договора на обслуживание системы кондиционирования в серверной комнате – 50 тыс. руб.;- затраты электроэнергии по плановым показателям за год составят 70 080КВт. Стоимость 1КВт составляет 3.54 руб. Итого за год она оплату электроэнергии потребуется 248,08 тыс. руб.;- аренда помещения общей площадью 15 кв. м. – 189 тыс. руб.;- расходы на персонал (два сотрудника с заработной платой в размере 70 тыс. руб. в месяц) - 840 тыс. руб.;- авторизация внешних пользователей по wi-fi – 15 тыс. руб. в месяц- канал связи 10мбит – 15 тыс. руб. в месяц Реализация внедрения АС РОЛЬФ позволит реализовать следующий эффект: увеличение выручки на плановые 20% (по опыту других компаний, которые внедрили данную систему закупок). В 2021 году доход от реализации промышленной и коммерческой деятельности ПАО «Магнит»составил 537 818 тыс. руб. После реализации предлагаемого мероприятия компания м будет получать доход в месяц в размере = 44818,2 + 22409,1 = 67 227,3 тыс. руб. В год = 806 727,6 тыс. руб. Для расчета ставки дисконтирования можем использовать сокращённую формулу Фишера:r = rm+i(10)rm– реальная ставка рефинансирования, на начало 2023 годагода равна 7,5% по данным Центрального Банка РФ.I – уровень инфляции, который на начало 2023 года по данным Центрального Банка РФ равен 10,39%r = 7,5+ 10,39 = 17,89 % или 0,1789Проведем оценку эффективности мероприятия (таблица 3.1). Таблица 3.1- Расчет экономической эффективности №ДоходыРасходыЧистый доходЧистый дисконтированный доход1234 = 2-35 = 4/(1+ставка дисконтирования)n10,007000,00-7000,00-5602,24092806727,609639,00797088,60510545,0631613455,2012278,001601177,20820787,2842420182,8014917,002405265,80986774,7653226910,40315589,002911321,40955892,05NPV = -5602,2409+ 510545,06+820787,28+986774,76+955892,05 = 3268396,9 тыс. руб. На рисунке 3.2 приведена динамик денежных потоков.Рисунок 3.2 – Денежные потоки Срок окупаемости составит 1 год 4 месяца. На основании проведенной оценки эффективности предложенной оптимизации закупочной деятельности ПАО «Магнит» можно сделать вывод, что они являются эффективными и целесообразными к реализации.ЗаключениеДля любой организации закупки являются важным бизнес-процессом. Организации приобретают товары и услуги у внешних поставщиков по самой выгодной цене для расширения, улучшения операционной деятельности и оптимизации бизнес-показателей. Являясь незаменимыми катализаторами бизнеса, процессы закупок за последние несколько десятилетий развивались быстрыми темпами. Нынешний процесс закупок является гораздо более сложным и динамичным, чем традиционный, когда покупатели напрямую связывались с поставщиками по поводу конкурсных предложений и заключали краткосрочные контракты, которые были справедливо основаны на ценообразовании.Современные передовые процессы закупок больше не являются роскошью, а являются необходимостью для бизнеса по всему миру. Они направлены на достижение существенного снижения затрат, экспоненциальной скорости разработки продукта и гарантии качества. Современные организации, стремящиеся всегда оставаться конкурентоспособными, должны инвестировать в обеспечение должной осмотрительности поставщиков, разбросанных по обширной географической области, прежде чем принимать какие-либо долгосрочные контрактные решения. Стремление добиться значительного повышения производительности по всей цепочке поставок, особенно в сфере закупок, бесспорно, является краеугольным камнем для организаций.Закупками можно назвать комплекс мероприятий, осуществляемых предприятиями для получения товаров и услуг. Хотя закупка обычно относится к заключительному этапу закупок, она также может включать в себя весь процесс закупок в целом. Организации могут выступать либо в качестве покупателя, либо в качестве продавца, хотя основное внимание, как правило, уделяется компании-заказчику. В двух словах, закупки - это выполнение "пяти прав": получение нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, по правильной цене, из правильного источника.Современный бизнес-ландшафт становится конкурентным с множеством конкурентов мирового класса, как отечественных, так и международных. Это побудило организации совершенствовать свои внутренние процессы, чтобы оставаться конкурентоспособными. Обилие конкурентов и вариантов выбора вынуждает клиентов соглашаться на более высокое качество, быструю доставку, а также на продукты и услуги, адаптированные к их индивидуальным потребностям, при более низких общих затратах.Несколько факторов обусловливают акцент на оптимальной стратегии закупок, процессах и исполнении. Некоторые из ключевых из них включают:Экономическая эффективность и повышенная доступность информационных ресурсов между подразделениями во всей цепочке поставок, что устраняет потенциальные временные задержки в сети.Конкуренция на внутреннем и международном рыночных уровнях. Это требует, чтобы организации всегда были быстрыми, подвижными и гибкими.Постоянно меняющиеся и требовательные ожидания и требования клиентов.Способность цепочки закупок и поставок организации выявлять и снижать риски сводит к минимуму перебои как в поставках, так и в последующих продуктах или услугах, что позволяет смягчить последствия потери продаж. Учитывая меняющиеся потребности клиентов, организации и их поставщики должны реагировать на них, иначе они столкнутся с перспективой упущенных возможностей и доли выручки.Ни один бизнес в мире не является настолько самодостаточным, чтобы у него было все, что доступно внутри компании. Они, как правило, зависят от других компаний, когда им нужно покупать товары и услуги, необходимые для их ведения бизнеса. В этом контексте важно понимать, что процесс закупок - это не просто приобретение товаров или услуг для выполнения повседневных операций. Это распространяется и на обеспечение того, чтобы компания получала добавленную стоимость в долгосрочной перспективе.Говоря в целом, решения о покупке зависят от сроков поставки, качества продукции, внутренней ценности и конкурентных цен. Влияние закупок на остальные бизнес-функции неоспоримо. Любой неверный шаг может нарушить сроки выполнения множества бизнес-процессов. Вот почему организациям необходимо разработать более надежную стратегию управления закупками и цепочками поставок для получения дополнительных бизнес-преимуществ, успеха и непрерывности. Таким образом, закупки снова можно рассматривать как целостный стратегический подход к выявлению, планированию и удовлетворению текущих и будущих потребностей организации. Выполнение стратегической ответственности за то же самое может диктовать долгосрочный успех и рост организаций.Во второй главе работы было проведено аналитическое исследование по торговой организацииПАО «Магнит». Услуги торговли в ПАО «Магнит» отвечают всем требованиям законодательства РФ, а также социального назначения, функциональной пригодности, эргономики, эстетики, технологичности, безопасности, охраны окружающей среды. ПАО «Магнит» не имеет нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.Все помещения магазина соответствуют требованиям обеспечения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг. Здесь созданы все необходимые условия для рационального выбора товаров потребителями и комфортного нахождения в магазине.ПАО «Магнит» выбирает поставщиков только после тщательной проверки деятельности компании. Со всеми компаниями у ПАО «Магнит» заключены долгосрочные договора. Договорные отношения выполняются обеими сторонами в полном объёме без просроченных задолженностей и задержек в поставке товаров.Все предоставленные поставщиками ПАО «Магнит» товаросопроводительные документы соответствовали принятому товару по всем позициям, а также правилам оформления документов, установленным законодательством РФ. По моему мнению, выкладка и группировка товаров в торговом зале правильная (рациональная). Хранение товарных запасов также соответствует всем нормам и требованиям законодательства РФ, а также рекомендациям производителей продукции.Весь процесс продажи выполняется чётко, быстро, что достигается прежде всего хорошей выкладкой, рекламой, рациональным размещением товаров, предварительной их подготовкой к продаже, высокой квалификацией продавцов. Работники магазина строго соблюдают основные правила работы магазина, а также правила обслуживания покупателей и поведения продавца в магазинах. Тактика продаж в магазине ПАО «Магнит» показала себя очень хорошо - 90% из 100% возвращаются снова и снова, им нравится магазин, высокое качество товара и отношение к покупателю.Торговое оборудование соответствует всем нормам, установленным государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами, а также памяткам и рекомендациям производителей продукции. В чеках ПАО «Магнит» присутствуют все обязательные реквизиты чека онлайн-кассы, установленные законодательством РФ для организаций.Принцип размещения торговой мебели в магазине ПАО «Магнит» очень удачен и удобен для покупателей, мебель используется рационально. Правила ухода за торговой мебелью предусматривают каждодневную влажную уборку. В результате анализа ассортимента товаров, реализуемых в магазине, можно сделать вывод о том, что в магазине представлен в большем количестве от всего ассортимента такой товар, как: сыры (9,1%), мясо и мясная продукция (7,2%), колбасы и соски (7,2%), молоко и молочная продукция (7,8%), бакалея (5,9%)В наименьшем количестве от всего ассортимента в магазине присутствует такой товар, как: прочие товары (1,2%), канцелярские товары (1,3%), обувь для детей и взрослых (1,4%). Основная цель ассортиментной политики ПАО «Магнит» заключается в формировании оптимального ассортимента товаров и услуг, выпускаемых ею на рынок для удовлетворения потребностей потребителей и получения запланированного уровня прибыли.К методам управления товарным ассортиментом в компании ПАО «Магнит» можно отнести два метода: оценка удовлетворённости ассортиментом покупателями – метод изучения анкетирование; оценка продаж товарного ассортимента с помощью методики АВС. На основании анализ организационной структуры компании был сделан вывод, что она имеет линейно-функциональный вид. Степень централизации (децентрализации): управление, централизованное - директор.На основании проведенного анализа показатели эффективности использования основных средств и использования отдельных видов оборудования можно сделать вывод, что эффективность снижается. Так как по всем рассчитанным показателям наблюдается в целом за три года отрицательная динамика. На основании проведенного анализа показателей эффективности использования оборотных средств можно сделать вывод, что значение эффективность неоднозначное. Так как по коэффициенту закрепления оборотных средств наблюдается положительная динамика. Но в то же время можно увидеть увеличение длительности оборотов, что приводит к снижению эффективности использования оборотных средств. На основании проведенного анализа показателей эффективности использования трудовых ресурсов можно сделать вывод, что в целом наблюдается увеличение трудоемкости на одну единицу продукции, но в целом производительность труда в компании растет. На основании проведенного анализа показателей эффективности использования материальных ресурсов можно сделать вывод, что значение эффективность неоднозначное. Расход материалов на одну единицу продукции растет. В данном случае, так как компания является торговой, то увеличение будет по закупочной цене на продукцию, которой торгует компания. Но в то же время показатель материалоемкости уменьшается, то есть расходы у компании меньше, чем доходы. На основании проведенного анализа показателей эффективности текущих затрат можно сделать вывод, что значение эффективность однозначное. Расходы компании по себестоимости снижаются. Все показатели находятся в нормативных пределах. Но в связи с падением прибыли (анализ отчета о финансовых результатах) наблюдается снижение показателей рентабельности в 2022 году. Оптимизация системы закупочной деятельности: NPV = 3268396,9 тыс. руб. Срок окупаемости составит 1 год 4 месяца. Обновление оборудования: NPV = 578 млн. 513 тыс. руб.Срок окупаемости инвестиций = 0,001 года Таким образом, оценка эффективности предложенных мероприятий доказана. Библиографический списокАфанасенко, И.Д. Коммерческая логистика для бакалавров и специалистов: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Москва: Питер, 2019. – 352 сВолгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В.Волгин -Дашков и Ко, 2019. – 724 сПузанова И. Интегрированное планирование цепей поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 320 сАкуленко Н.Б., Девяткин О.В., Быстров А.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ Н.Б. Акуленко, О.В. Девяткин, А.В. Быстров. – М.: ИНФРА-М.- 2021 г.- 777 сГорфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 718 сБузукова Е.А. Закупки и поставщики / учебное пособие/ Е.А. Бузукова. – М.: Юрайт. - 2019,- 409 сПлещенко, В.И. Процесс закупок, его роль и место в хозяйственной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности [Текст] / В.И. Плещенко // Экономика, предпринимательство и право 2019. - № 6. - С. 18-29Друкер П.Ф. Эффективное управление предприятием: учебное пособие/ П.Ф. Друкер.- М.: Вильямс.- 2021 г. – 224 сТяпухин А.П. Логистика: учебник для бакалавров / А. П. Тяпухин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2021Старкова Н.О., Саввиди С.М., Сафонова М.В. Тенденции развития логистических услуг на современном мировом рынке. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2019. -№ 85Подсорин В.А., Карпычева М.В., Яшина А.С. Транспортная логистика: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2021. – 74 сФёдоров, В.А. Персианов, И.Б. Мухаметдинов. -М.: 2019. -309 с. Щербаков В.А. Основы логистики: Учеб. для вузов/Под ред. В. Щербакова. СПБ.: Питер, 2020. 432сАкуленко Н.Б., Девяткин О.В., Быстров А.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ Н.Б. Акуленко, О.В. Девяткин, А.В. Быстров. – М.: ИНФРА-М.- 2021 г.- 777 сИльин А. И. Планирование на предприятии: учебник. 2-е изд., перераб. Минск: Новое знание, 2020. 635 сДадашева А.З. Финансы: учебное пособие / под ред. А.З. Дадашева. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 178 сГорфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 718 сЕнюков И.С. Финансовый анализ: учебное пособие/ И.С. Енюков.- М.: Финансы и статистка. – 2020 г. – 224 сЖилкина А.Н. Финансовый анализ: учебное пособие/ А.Н. Жилкина.- М.: Юрайт.- 2022 г.- 285 сЛупей Н. А., Соболев В.И. Финансы: учебное пособие / Н.А. Лупей, В.И. Соболев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 448 сНезамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. 467сНешитой, А. С. Финансы: учебное пособие / А. С. Нешитой. - 12-е изд., стер. – М.: Дашков и К°, 2020. - 352 сТитов В. И. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие /В.И. Титов. – М.: Издательский дом Дашков и К,–2022 г. - 349сШеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.Д. Шеремет, М.И. Баканов. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 416 сЛихачева О.Н. Финансовое планирование в организациях: учебное пособие/ О.Н. Лихачева.- М.: КНОРУС.- 2021 г. – 274 сШальнева М.С. Финансы российского бизнеса: учебное пособие/ М.С. Шальнева.- М.: Русайнс.- 2021 г. – 282 с.Романовский М.В. Финансы. Денежное обращение и кредит: учебное пособие/ М.В. Романовский.- М.: Юрайт.- 2020 г. – 523 сКолышкина А.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ А. В. Колышкина.- М.: Юрайт.- 2021 г. – 498 сОфициальный сайт Росстат РФ [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.gks.ru/ (дата обращения 30.08.2023)Гладилина И.П., Сергеева С.А., Кадыров Н.Н., Мельников А.В., Строганова Е.В. Подготовка специалистов в сфере закупок в условиях умной контрактной системы: научная статья/ И.П. Гладилина, С.А. Сергеева, Н.Н. Кадыров, А.В. Мельников, Строганова Е.В. [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-spetsialistov-v-sfere-zakupok-k-rabote-v-usloviyah-umnoy-kontraktnoy-sistemy (дата обращения 30.08.2023)Белокрылова О.С., Кишковская А.О. Опыт электронизации и перспективы цифровизации региональной системы публичных закупок в Ростовской области: научная статья/ О.С. Белокрылова, А.О. Кишковская[Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-elektronizatsii-i-perspektivy-tsifrovizatsii-regionalnoy-sistemy-publichnyh-zakupok-v-rostovskoy-oblasti (дата обращения 30.08.2023)
2. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В.Волгин -Дашков и Ко, 2019. – 724 с
3. Пузанова И. Интегрированное планирование цепей поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 320 с
4. Акуленко Н.Б., Девяткин О.В., Быстров А.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ Н.Б. Акуленко, О.В. Девяткин, А.В. Быстров. – М.: ИНФРА-М.- 2021 г.- 777 с
5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 718 с
6. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики / учебное пособие/ Е.А. Бузукова. – М.: Юрайт. - 2019,- 409 с
7. Плещенко, В.И. Процесс закупок, его роль и место в хозяйственной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности [Текст] / В.И. Плещенко // Экономика, предпринимательство и право 2019. - № 6. - С. 18-29
8. Друкер П.Ф. Эффективное управление предприятием: учебное пособие/ П.Ф. Друкер.- М.: Вильямс.- 2021 г. – 224 с
9. Тяпухин А.П. Логистика: учебник для бакалавров / А. П. Тяпухин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2021
10. Старкова Н.О., Саввиди С.М., Сафонова М.В. Тенденции развития логистических услуг на современном мировом рынке. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2019. -№ 85
11. Подсорин В.А., Карпычева М.В., Яшина А.С. Транспортная логистика: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2021. – 74 с
12. Фёдоров, В.А. Персианов, И.Б. Мухаметдинов. -М.: 2019. -309 с. Щербаков В.А. Основы логистики: Учеб. для вузов/Под ред. В. Щербакова. СПБ.: Питер, 2020. 432с
13. Акуленко Н.Б., Девяткин О.В., Быстров А.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ Н.Б. Акуленко, О.В. Девяткин, А.В. Быстров. – М.: ИНФРА-М.- 2021 г.- 777 с
14. Ильин А. И. Планирование на предприятии: учебник. 2-е изд., перераб. Минск: Новое знание, 2020. 635 с
15. Дадашева А.З. Финансы: учебное пособие / под ред. А.З. Дадашева. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 178 с
16. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 718 с
17. Енюков И.С. Финансовый анализ: учебное пособие/ И.С. Енюков.- М.: Финансы и статистка. – 2020 г. – 224 с
18. Жилкина А.Н. Финансовый анализ: учебное пособие/ А.Н. Жилкина.- М.: Юрайт.- 2022 г.- 285 с
19. Лупей Н. А., Соболев В.И. Финансы: учебное пособие / Н.А. Лупей, В.И. Соболев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 448 с
20. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. 467с
21. Нешитой, А. С. Финансы: учебное пособие / А. С. Нешитой. - 12-е изд., стер. – М.: Дашков и К°, 2020. - 352 с
22. Титов В. И. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие /В.И. Титов. – М.: Издательский дом Дашков и К,–2022 г. - 349с
23. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.Д. Шеремет, М.И. Баканов. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 416 с
24. Лихачева О.Н. Финансовое планирование в организациях: учебное пособие/ О.Н. Лихачева.- М.: КНОРУС.- 2021 г. – 274 с
25. Шальнева М.С. Финансы российского бизнеса: учебное пособие/ М.С. Шальнева.- М.: Русайнс.- 2021 г. – 282 с.
26. Романовский М.В. Финансы. Денежное обращение и кредит: учебное пособие/ М.В. Романовский.- М.: Юрайт.- 2020 г. – 523 с
27. Колышкина А.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ А. В. Колышкина.- М.: Юрайт.- 2021 г. – 498 с
28. Официальный сайт Росстат РФ [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.gks.ru/ (дата обращения 30.08.2023)
29. Гладилина И.П., Сергеева С.А., Кадыров Н.Н., Мельников А.В., Строганова Е.В. Подготовка специалистов в сфере закупок в условиях умной контрактной системы: научная статья/ И.П. Гладилина, С.А. Сергеева, Н.Н. Кадыров, А.В. Мельников, Строганова Е.В. [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-spetsialistov-v-sfere-zakupok-k-rabote-v-usloviyah-umnoy-kontraktnoy-sistemy (дата обращения 30.08.2023)
30. Белокрылова О.С., Кишковская А.О. Опыт электронизации и перспективы цифровизации региональной системы публичных закупок в Ростовской области: научная статья/ О.С. Белокрылова, А.О. Кишковская [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-elektronizatsii-i-perspektivy-tsifrovizatsii-regionalnoy-sistemy-publichnyh-zakupok-v-rostovskoy-oblasti (дата обращения 30.08.2023)