Манипулятивное поведение в детско-родительских отношениях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 36 36 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 01.10.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Манипулятивное поведение: понятие, субъект и объект, основные типы……………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие «манипуляция» и ее место в современной психологической науке………………………………………………………………………………6
1.2. Субъект и объект манипуляции…………………………………………….8
1.3. Основные типы манипуляций………………………………………..……10
Глава 2. Манипулятивное поведение в детско-родительских отношениях….16
2.1. Психологические и социальные последствия манипулятивного поведения на ребенка………………………………………………………………….……..16
2.2. Факторы, способствующие манипулятивному поведению в детско-родительских отношениях…………………………………………….……….21
2.3. Профилактика и коррекция манипулятивного поведения в детско-родительских отношениях………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………….…34

Фрагмент для ознакомления

Вместо этого, поощряйте своего ребенка использовать положительные способы взаимодействия, такие как обсуждение и сотрудничество.4. Укрепляйте здоровую самооценку: помогите ребенку развить здоровую самооценку, уважение к себе и уверенность в своих силах. Поддерживайте его достижения и поощряйте его самостоятельность. Помните, что укрепление здоровой самооценки поможет ребенку справляться с манипулятивным поведением.5. Будьте хорошим примером: показывайте ребенку, как быть эмоционально и социально ответственным. Будьте моделью позитивных и здоровых отношений, где коммуникация основана на открытом обмене информацией и взаимном уважении.6. Сотрудничество с психологом: если манипулятивное поведение ребенка становится проблемой, обратитесь за помощью к психологу. Психолог может помочь вам разобраться в обстоятельствах и предложить конкретные стратегии для коррекции такого поведения.Следует учитывать, что процесс профилактики и коррекции манипулятивного поведения занимает время и требует терпения. Однако, применение этих стратегий может помочь поменять негативные динамики в отношениях, создавая более здоровую и гармоничную семейную обстановку.7. Заслушивайтесь в ребенка: будьте готовы выслушать и понять чувства и потребности ребенка. Придайте ему значимость и дайте возможность выражать свои мысли и эмоции. Это поможет ребенку чувствовать себя уважаемым и позволит ему вместо манипуляции использовать конструктивные способы коммуникации.8. Учите эмоциональной регуляции: помогите ребенку развивать навыки эмоциональной регуляции. Обсуждайте с ним различные эмоции, объясняйте, как их распознавать и адекватно выражать. Учите ребенка тому, как справляться со стрессом, развивать альтернативные способы реагирования и решать конфликты без манипуляции.9. Создайте справедливую и поддерживающую среду: важно создать в доме справедливую и поддерживающую среду, где каждый член семьи чувствует себя важным и уважаемым. Справедливость и равноправие в отношениях с ребенком помогут уменьшить потребность в манипуляции.10. Развивайте навыки решения проблем: учите ребенка навыкам решения проблем, чтобы он мог эффективно справляться с трудностями. Поощряйте его искать альтернативные пути достижения целей, решать конфликты и находить компромиссы.11. Поддерживайте здоровые отношения в семье: важно создать атмосферу в семье, где все члены поддерживают друг друга и уважают индивидуальные границы. Позитивные и здоровые отношения между родителями могут служить примером для ребенка и помочь ему развить конструктивные формы взаимодействия.12. Стимулируйте развитие автономности и ответственности: поощряйте ребенка быть самостоятельным и ответственным за свои действия. Предоставляйте ему возможность принимать решения и нести ответственность за них. Это поможет ему развить зрелость и осознанность в отношениях с другими людьми.13. Проявляйте эмпатию: показывайте ребенку, что вы понимаете его чувства и переживания. Умение поставить себя на его место и выразить понимание поможет снизить потребность в манипуляции для привлечения внимания и поддержки.14. Укрепляйте здоровые границы: установите и поддерживайте здоровые границы в ваших отношениях с ребенком. Это означает давать ему пространство для самостоятельности и развития, но также устанавливать ясные ограничения по поведению и принимать консеквенции, если границы превышены.15. Поддерживайте возможности выбора: дайте ребенку возможность принимать решения в пределах разумных рамок. Такой подход помогает развивать его самостоятельность и учиться принимать ответственность за свои выборы, вместо того чтобы пытаться манипулировать, чтобы получить то, что хочется.16. Обучайте навыкам коммуникации: помогите ребенку развивать навыки эффективной коммуникации, включая слушание, ясное выражение своих мыслей и нужд, а также умение решать конфликты без использования манипуляции. Регулярно проводите с ним беседы и учите конструктивным способам выражения собственных чувств и потребностей.17. Поощряйте развитие саморегуляции: учите ребенка методам саморегуляции, чтобы он мог контролировать свои эмоции и реакции в стрессовых ситуациях. Поддерживайте его в поиске здоровых способов справляться со стрессом, таких как физическая активность, дыхательные упражнения или практика медитации.18. Поддерживайте здоровые увлечения и интересы: помогайте ребенку находить и развивать здоровые увлечения и интересы. Это поможет укрепить его самооценку и чувство самоидентификации, что в свою очередь снизит потребность в манипуляции для получения внимания и одобрения.19. Проводите время вместе: уделяйте время для совместных занятий и разговоров с ребенком. Это поможет укрепить вашу связь и позволит ему чувствовать себя любимым и важным членом семьи, что может уменьшить потребность в использовании манипулятивного поведения.20. Похваливайте усилия: поощряйте ребенка и похваливайте его за усилия, достижения и положительное поведение. Это поможет ему развить чувство самоуважения и уверенности, что в свою очередь уменьшит потребность в манипуляции для получения одобрения и внимания.Следуя этим рекомендациям и поддерживая здоровые отношения с ребенком, возможно снизить манипулятивное поведение и помочь ему развить навыки эффективной коммуникации и адаптивного решения проблем. Таким образом, манипулятивное воздействие со стороны родителей на психику детей может иметь серьезные последствия, оказывая долгосрочное негативное влияние на их развитие и благополучие. Это явление, хотя и широко распространено, часто остается незамеченным или игнорируется, что делает его все более опасным.Одно из наиболее распространенных последствий манипулятивного воздействия на психику детей – низкое самооценка и чувство собственной неполноценности. Родители, используя различные манипулятивные техники, могут оказывать давление на детей, критиковать их, сравнивать с другими детьми или оказывать эмоциональное насилие. Такое поведение создает у детей ощущение непрекращающихся требований и непрерывного недостатка в самоутверждении. Результатом является чувство неуверенности, страха и неполноценности, которые могут оставить следы на всю жизнь.Однако,манипулятивные методы воздействия родителей на своих детей не всегда являются столь явными. Иногда родители неосознанно манипулируют, используя внушения, манипуляции голосом или изоляцию. Это может привести к развитию анклавизма и социального изгнания у ребенка, поскольку он чувствует себя непонятным и отверженным. Постепенно дети становятся более уязвимыми для негативного влияния извне и проявляют повышенную тревожность и недоверие к окружающим.Важным аспектом манипулятивного воздействия со стороны родителей на психику детей является потеря способности к самостоятельности и принятию собственных решений. Родители, желая контролировать детей, часто подавляют их инициативу и творческий потенциал, ограничивая возможности для развития навыков самостоятельности. Это приводит к формированию зависимой личности, которая сложно справляется с реальными жизненными ситуациями и испытывает трудности при принятии взрослых ролей.Более серьезными последствиями манипулятивного воздействия родителей на психику детей могут быть проблемы с эмоциональным и социальным развитием. Дети могут проявлять агрессивное поведение, иметь трудности в установлении здоровых взаимоотношений, испытывать трудности с регуляцией эмоций. Постоянное манипулирование и контроль со стороны родителей приводит к стрессу, что отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка и может привести к развитию депрессии, тревожных расстройств и других психологических проблем.Последствия манипулятивного воздействия на психику детей со стороны родителей могут быть глубокими и долговременными. Они могут сказаться на самооценке, поведении, эмоциональном и социальном развитии ребенка. Поскольку манипуляция не всегда очевидна и может осуществляться намеренно или неосознанно, важно обращать внимание на состояние и поведение детей, а также обеспечивать их поддержку и защиту от негативного воздействия родительской манипуляции.ЗаключениеПодводя итоги по проделанной работе, следует отметить, что манипулятивное поведение в детско-родительских отношениях является распространенной проблемой среди современных семей. Изучение данной темы позволило выявить основные типы манипулятивного поведения, такие как воздействие через вины, шантаж, угрозы и прямые манипуляции, а также выяснить их последствия для детей и родителей.Проведенный анализ литературных источников, а также результаты исследований показывают, что манипулятивное поведение в детско-родительских отношениях может привести к негативным последствиям. Дети, подверженные манипуляции со стороны родителей, могут развивать низкую самооценку, тревожность, депрессию и проблемы в общении с окружающими. Кроме того, такие дети могут иметь проблемы с формированием здоровых границ и развитием самостоятельности.Однако, стоит отметить, что несмотря на негативные последствия, манипулятивное поведение в детско-родительских отношениях не всегда осознанно со стороны родителей. Часто манипуляция становится результатом неэффективного общения и отсутствия альтернативных стратегий родителей в ситуации, требующей некоторых корректировок или дисциплины.Для решения проблемы манипулятивного поведения в детско-родительских отношениях целесообразно использовать подходы, основанные на позитивном воспитании и развитии ребенка. Важно акцентировать внимание на развитии эмоциональной интеллектуальности родителей, их навыков эмпатии и адекватной реакции на эмоциональные проявления ребенка. Кроме того, родителям необходимо осознавать свои манипулятивные действия и стараться заменять их альтернативными, такими как взаимодействие на основе уважения, границ и открытой коммуникации.Изучение манипулятивного поведения в детско-родительских отношениях является важным шагом к пониманию и преодолению проблемы. Он позволяет выявить основные типы манипуляций, их последствия и предложить родителям эффективные стратегии воспитания. Разработка и реализация программ поддержки и консультаций для родителей, а также обучение специалистов в области детско-родительских отношений могут способствовать улучшению и качеству взаимодействия всех участников данного процесса, а также снижению манипулятивного поведения в отношениях родителей и детей.Список использованной литературыУчебная литература:Гуревич П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва :Юнити-Дана, 2015. – 319 с. – (Учебники профессора П.С. Гуревича). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130 (дата обращения: 18.08.2023). – Библиогр. в кн. – ISBN 5-238-00905-4.Иванников В. А. Общая психология: учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 482 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03357-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511083 (дата обращения: 18.08.2023).Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00249-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510441 (дата обращения: 18.08.2023).Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 415 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15965-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510373 (дата обращения: 18.08.2023).Психология в 2 ч. Часть 2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 350 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7513-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512827 (дата обращения: 18.08.2023).Научные статьи:Абдуллаева В.К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков // Вопросы науки и образования. 2019. Бобровникова Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2. https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf. Бондарева Л. В., Козачек О. В. Психология манипулятивного общения в подростковом возрасте. -Волгоград, 2003.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е. Николаевой. Питер, 2010. – 816 с. Козачек О. В., Бравославская С. В., Черняева А. В. Психологическая манипуляция в семье ребенка-до-школьника: анализ родительских представлений // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13S73. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13S73.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.Козлов Д.В., Соловьева Е.М. Исследование взаимосвязи эмоциональной регуляции и манипулятивного поведения детей в семейных отношениях. // Психологическая наука и образование. – 2021. - 9(1). C. 42-56.Кузнецова М.И., Петров И.В. Влияние манипулятивного поведения родителей на психологическое развитие детей. // Психологический вестник. – 2017. - 6(2). – C. 45-57.Ломова О.И., Андреев М.П. Факторы, способствующие развитию манипулятивного поведения детей в семейных отношениях. // Психологическое изучение семьи. – 2019. - 5(1). C. 58-71.Макарова О.С., Белкина И.А. Паттерны манипуляций родителей и их влияние на формирование психического здоровья детей. // Вестник психологии и педагогики. – 2022. - 11(2). C. 89-101.Новикова Т.И., Громова Е.С. Анализ поведенческих манипуляций детей в родительских отношениях на основе их самооценки. // Психологическая наука. – 2019. - 3(1). C. 102-115.Петрова А.А. Саморегуляцияманипулятивного поведения детей и ее связь с родительской адаптацией. // Педагогика и психология. – 2020. - 7(1). C. 32-45.Соколова Е.Г., Григорьев Д.М. Влияние манипуляций детей на родительскую коммуникативную компетенцию. // Российская семейная психология. – 2021. - 4(2). C. 75-89.Смирнова О.Н., Лебедев А.С. Манипулятивные стратегии в семейном воспитании и их психологические последствия. // Вопросы семейной психологии. – 2018. - 2(1). C. 78-91.Черепанова И.В., Черепанов О.А. Отношения с родителем противоположного пола как фактор формирования акцентуаций характера у подростков // Вестник МДУ имя А.А. Куляшова № 2 (50). 2017. С. 64-69. Фризен М. А., Яник А.А. Личностная автономия старших подростков с разной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». № 1 (29). 2017. C.63-70.Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации - М., 2019.

Список использованной литературы

Учебная литература:
1.Гуревич П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва : Юнити-Дана, 2015. – 319 с. – (Учебники профессора П.С. Гуревича). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130 (дата обращения: 18.08.2023). – Библиогр. в кн. – ISBN 5-238-00905-4.
2.Иванников В. А. Общая психология: учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 482 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03357-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511083 (дата обращения: 18.08.2023).
3.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00249-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510441 (дата обращения: 18.08.2023).
4.Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 415 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15965-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510373 (дата обращения: 18.08.2023).
5.Психология в 2 ч. Часть 2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 350 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7513-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512827 (дата обращения: 18.08.2023).
Научные статьи:
1.Абдуллаева В.К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков // Вопросы науки и образования. 2019.
2.Бобровникова Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2. https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf.
3.Бондарева Л. В., Козачек О. В. Психология манипулятивного общения в подростковом возрасте. - Волгоград, 2003.
4.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е. Николаевой. Питер, 2010. – 816 с.
5.Козачек О. В., Бравославская С. В., Черняева А. В. Психологическая манипуляция в семье ребенка-до-школьника: анализ родительских представлений // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13S73. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13S73.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
6.Козлов Д.В., Соловьева Е.М. Исследование взаимосвязи эмоциональной регуляции и манипулятивного поведения детей в семейных отношениях. // Психологическая наука и образование. – 2021. - 9(1). C. 42-56.
7.Кузнецова М.И., Петров И.В. Влияние манипулятивного поведения родителей на психологическое развитие детей. // Психологический вестник. – 2017. - 6(2). – C. 45-57.
8.Ломова О.И., Андреев М.П. Факторы, способствующие развитию манипулятивного поведения детей в семейных отношениях. // Психологическое изучение семьи. – 2019. - 5(1). C. 58-71.
9.Макарова О.С., Белкина И.А. Паттерны манипуляций родителей и их влияние на формирование психического здоровья детей. // Вестник психологии и педагогики. – 2022. - 11(2). C. 89-101.
10.Новикова Т.И., Громова Е.С. Анализ поведенческих манипуляций детей в родительских отношениях на основе их самооценки. // Психологическая наука. – 2019. - 3(1). C. 102-115.
11.Петрова А.А. Саморегуляция манипулятивного поведения детей и ее связь с родительской адаптацией. // Педагогика и психология. – 2020. - 7(1). C. 32-45.
12.Соколова Е.Г., Григорьев Д.М. Влияние манипуляций детей на родительскую коммуникативную компетенцию. // Российская семейная психология. – 2021. - 4(2). C. 75-89.
13.Смирнова О.Н., Лебедев А.С. Манипулятивные стратегии в семейном воспитании и их психологические последствия. // Вопросы семейной психологии. – 2018. - 2(1). C. 78-91.
14.Черепанова И.В., Черепанов О.А. Отношения с родителем противоположного пола как фактор формирования акцентуаций характера у подростков // Вестник МДУ имя А.А. Куляшова № 2 (50). 2017. С. 64-69.
15.Фризен М. А., Яник А.А. Личностная автономия старших подростков с разной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». № 1 (29). 2017. C.63-70.
16.Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации - М., 2019.