Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 53 + 53 источника
- Добавлена 22.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основания изучения алкоголизации у подростков…………………………………………………………………….7
1.1. Личность подростка в современных психологических представлениях……7
1.2. Алкогольная зависимость: определение, клинико-психологические особенности зависимых……………………………………………………………………11
1.3. Подростковый алкоголизм как социальная проблема, последствия……….25
1.4. Особенности и причины алкогольной зависимости в подростковом возрасте…………………………………………………………………………………39
Глава 2. Пути решения проблемы алкогольной зависимости в подростковом возрасте……………………………………………………...46
2.1. Влияние алкоголя на организм подростка…………………………………...46
2.2. Проблема оказания психологической помощи зависимым подросткам. Социальные методы решения проблемы………………………………………...…..50
2.3. Основные подходы и методы профилактики алкоголизма…………………55
Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей подростков в контексте алкогольной зависимости…………………...61
3.1. Проблема и методы исследования психологических особенностей подростков с алкогольной зависимостью………………………………………………….61
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей подростков………………………………………………………………….63
3.3. Программа профилактики и психокоррекции подростков с алкогольной зависимостью…………………………………………………………………………66
Заключение……………………………………………………………...71
Список использованной литературы…………………………………..73
Приложение А…………………………………………………………...76
Приложение Б…………………………………………………………...80
Приложение В…………………………………………………………...82
Приложение Г…………………………………………………………...88
Приложение Д…………………………………………………………...93
Приложение Е………………………………………………………….101
Длительность стационарного лечения для несовершеннолетних колеблется от 40 дней до 10 месяцев, после чего проводятся групповые сессии с психологами для профилактики рецидива. После активной фазы лечения пациенты направляются в реабилитационные центры для восстановления функций органов и психотерапевтической коррекции психической зависимости. Существует множество методов лечения психической зависимости: от гипнотерапии до арт-терапии и индивидуальных занятий с психологом. Также пациентам предлагается трудотерапия. После завершения курса лечения рекомендуется регулярное наблюдение у специалиста-нарколога. Главная цель - не только очищение организма, но и психологическая переориентация для принятия здоровых решений в будущем. Социальная деятельность в области профилактики алкогольной зависимости у подростков базируется на комплексе мер, направленных на предупреждение употребления алкоголя. Этот подход основывается на анализе и применении методик для достижения основной цели - избавления от зависимости. Социальные методики представляют собой инструменты, используемые в социальной сфере для достижения желаемых результатов. Социальные службы применяют их для обеспечения социальной поддержки населения. Технологический подход в социальной работе помогает определить потенциал человека и создать условия для его активного социального участия. Основное внимание уделяется решению социальных проблем и профилактике. Социальная профилактика направлена на предотвращение и решение проблем, а также на достижение желаемых результатов. Она включает в себя ряд мер, направленных на предотвращение социальных девиаций и нежелательного поведения.Основная задача социальной профилактики заключается в формировании законопослушного и этичного поведения. Для достижения этой цели активно используются СМИ и социальная агитация. Эффективное применение такой стратегии требует координации усилий профессионалов из различных сфер. Социальная профилактика также включает в себя подготовку семей к образовательному процессу, предупреждение асоциального поведения, а также меры по трудоустройству и профессиональной ориентации.В рамках социальной работы выделяют три уровня профилактики алкогольной зависимости: первичный, вторичный и третичный. Первичная профилактика фокусируется на улучшении условий жизни и работы, чтобы уменьшить риски возникновения алкогольной зависимости. Она также предоставляет объективную информацию о рисках злоупотребления алкоголем.Первичная профилактика алкоголизма направлена на формирование критического отношения к алкоголю и осознание его опасности. Рассказы о разрушенных семьях, проблемах в здоровье и деградации личности помогают молодым людям осознать последствия употребления алкоголя.Вторичная профилактика фокусируется на выявлении и работе с людьми, находящимися в группе риска. Это включает в себя взаимодействие с семьями, посещение соответствующих групп и сотрудничество с теми, кто уже преодолел зависимость. Психологи и психотерапевты играют ключевую роль на этом этапе.Третичная профилактика направлена на предотвращение рецидивов и осложнений у тех, кто уже прошел курс лечения от алкогольной зависимости. Важно создать условия, при которых алкоголь не становится решением проблем.При стабильных социально-экономических условиях потребление алкоголя уменьшается. Однако в условиях неопределенности и кризиса уровень употребления может возрастать. Чтобы предотвратить это, необходимо с детства формировать здоровый образ жизни и учить находить альтернативные способы решения проблем без алкоголя.После завершения лечения от зависимости важно восстановить психоэмоциональное состояние и пройти реабилитацию. Также необходимо находить новые интересы и увлечения, чтобы избегать ситуаций, которые могут вызвать рецидив.2.3. Основные подходы и методы профилактики алкоголизмаАлкоголизация подросткового контингента представляет собой актуальную и тревожную проблему современного общества. Этот феномен приобретает особую значимость в контексте формирования здорового поколения и сохранения благополучия нации. Мировое сообщество признает масштабность и серьезность этой проблемы, так как наблюдается универсальная тенденция к омоложению алкогольных потребителей. Подростковый возраст, характеризующийся психофизиологическими изменениями и поиском самоидентификации, становится уязвимым перед различными формами зависимостей, включая алкогольную. Основной причиной растущего интереса молодежи к алкоголю является недостаточная активность государственных и общественных структур в области пропаганды здорового образа жизни. Как подчеркивает Гулина А.М., активное противодействие алкоголизации и пропаганда здорового образа жизни должны стать приоритетными направлениями в социальной работе. Тем не менее, решение проблемы не должно сводиться только к административным запретам и ограничениям. Эффективность таких мер ограничена. Главное внимание следует уделить формированию у подростков осознанного отношения к своему здоровью, внутренней мотивации к отказу от алкоголя и пониманию его вреда. Образовательные учреждения играют ключевую роль в реализации профилактических программ. Школа, как основное место социализации подростка, должна стать площадкой для просветительской и профилактической работы, направленной на предотвращение алкогольной зависимости среди учащихся.Алкоголизация среди подростков является одной из наиболее остро стоящих проблем в современном мире. Это явление не только подрывает здоровье молодого поколения, но и ставит под угрозу будущее всей нации. Мировое сообщество осознает критичность этой проблемы, и это подтверждается глобальной тенденцией к снижению возраста начала употребления алкоголя. Подростковый период, полный психологических и физиологических изменений, делает молодых людей особенно уязвимыми перед привлекательностью различных зависимостей, включая алкоголь. Однако, несмотря на очевидность проблемы, многие государственные и общественные организации не уделяют должного внимания пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Как правильно заметила Гулина А.М., активные меры по противодействию алкоголизации и пропаганда здоровья должны стать главным приоритетом в социальной сфере. Простые административные запреты и ограничения не могут быть единственным решением проблемы. Главное — это формирование у молодежи осознанного отношения к своему здоровью, понимание вреда алкоголя и желание отказаться от его употребления. В этом контексте особую роль играют образовательные учреждения. Школы, будучи основным местом социализации подростков, должны активно включаться в профилактическую работу, направленную на предотвращение алкогольной зависимости среди учащихся.Подростково-молодежные центры играют ключевую роль в профилактике алкогольной и других зависимостей среди молодежи. Эти центры становятся местом, где подростки могут получить необходимую информацию, поддержку и помощь в преодолении проблем, связанных с употреблением алкоголя. Сотрудничество с образовательными учреждениями позволяет охватить более широкую аудиторию и проводить профилактические мероприятия на регулярной основе. Тренинги и беседы, проводимые специалистами, направлены на формирование осознанного отношения к употреблению алкоголя и понимание его вреда. Современное общество понимает важность профилактики алкоголизма среди подростков. Но, несмотря на множество разработанных методик и программ, проблема остается актуальной. Это связано с тем, что условия жизни, интересы и потребности подростков меняются, и методы профилактики должны адаптироваться к этим изменениям. Интерактивные методы, такие как профилактические игры и тренинги, показали свою эффективность. Они позволяют подросткам стать активными участниками процесса, а не просто пассивными слушателями. Такой подход способствует лучшему усвоению информации и формированию осознанного отношения к проблеме.Завышенное потребление алкоголя среди молодежи коррелирует с недостаточной активностью государства и общественных организаций в области антиалкогольной пропаганды. Профилактика этой проблемы должна стать важнейшим направлением деятельности. Борьба с алкоголем, курением и недостатком физической активности должна осуществляться через активное продвижение здорового образа жизни.Необходимо активно осведомлять население о негативных последствиях употребления алкоголя, особенно акцентируя внимание на его воздействии на мозг. При этом следует использовать понятный язык и наглядные иллюстрации. Хотя запреты играют свою роль, ключевым является внутреннее понимание опасности алкоголя и желание отказаться от его употребления.Проблема алкогольной зависимости среди подростков требует внедрения профилактических программ в образовательных учреждениях. В этом вопросе необходима активная работа психологов и социальных работников.Важно воспитывать у молодежи умение сопротивляться давлению окружающей среды. Один из методов профилактики - предоставление достоверной информации о вреде алкоголя и его последствиях. Развитие личностных качеств, которые помогут справляться со стрессом и сложными жизненными обстоятельствами.Обучение навыкам самостоятельности, чтобы устоять перед социальным давлением и избегать злоупотребления алкоголем.Занятия, которые приносят радость и удовлетворение, помогут подросткам избегать алкоголя. Здоровый образ жизни учит молодых людей заботиться о себе и избегать вредных привычек.Профилактика алкогольной зависимости в школах в основном базируется на информационных мероприятиях. Однако многие учащиеся не проявляют интереса к этой теме и не воспринимают ее серьезно.Существует мнение, что умеренное употребление алкоголя может предотвратить зависимость. Однако профилактические меры в школах часто начинаются после того, как ученики уже столкнулись с алкоголем. Важно начать обсуждение вреда алкоголя раньше.Профилактика в школах включает сотрудничество с наркологической службой, комиссией по делам несовершеннолетних и правоохранительными органами. Встречи с представителями полиции проводятся нечасто, а основные мероприятия включают тренинги и дискуссии на тему алкогольной зависимости.Создание доверительных отношений с учащимися, чтобы они могли делиться своим опытом, является сложной задачей. Профилактика должна быть научно обоснованной и иметь законодательное обеспечение. Основное направление - усиление законодательной базы в борьбе с алкогольной зависимостью. Правительство РФ активно работает над снижением потребления алкоголя и профилактикой алкоголизма.Данная стратегия направлена на улучшение демографической обстановки и увеличение продолжительности жизни путем сокращения потребления алкогольных напитков. Тем не менее, судебная система редко рассматривает дела о привлечении несовершеннолетних к употреблению алкоголя, несмотря на наличие соответствующего законодательства.Пренебрежение правонарушениями молодежи, связанными с употреблением алкоголя, создает препятствия для их профилактики. Законодательство «О принципах системы предотвращения безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливает рамки в этой сфере. Меры по предотвращению алкоголизма включают в себя ограничения на продажу алкогольной продукции и действия по предупреждению правонарушений, связанных с алкоголем. Основной акцент следует делать на подростках, так как именно они чаще других становятся нарушителями под влиянием спиртного. Профилактика алкоголизма охватывает психотерапевтические методы и подходы, направленные на формирование отрицательного мнения о спиртном и стимулирование здорового образа жизни. Социальные меры по предотвращению алкоголизма направлены на осведомленность о вреде алкоголя и снижение его потребления. Эти меры включают в себя информирование о причинах и последствиях алкоголизма, организацию досуга для молодежи и формирование антиалкогольной позиции. Общество осознает значимость таких профилактических действий для молодого поколения. Важно применять новаторские методы в учебных заведениях, учитывая жизненные реалии и особенности развития подростков.Подводя итог по 2 главе нашей работы, отметим, что существует несколько методов и способов, которые вместе создают профилактику алкоголизма. Они направлены на формирование отрицательного отношения к алкоголю и на развитие здорового образа жизни, чтобы уменьшить вероятность возникновения желания употреблять спиртное. Социальная профилактика алкоголизации включает в себя информирование о вреде алкоголя для организма человека. Социальные работники занимаются различными направлениями профилактической работы.Возникновение алкоголизма среди подростков является результатом нескольких факторов, которые можно разделить на предупреждающие и последствия. Организация свободного времени подростков и их воспитание имеют ключевое значение для формирования антиалкогольных взглядов в молодежи.В целом, общество осознает важность профилактических мер, которые должны быть реализованы в различных сферах, затрагивающих жизнь и развитие подростков. В образовательных учреждениях необходимо внедрять новые методики, учитывающие современные условия жизни, чтобы эффективно бороться с этой проблемой.Подростки испытывают различные психологические и эмоциональные особенности во время переходного периода, называемого взрослением.Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей подростков в контексте алкогольной зависимостиПроблема и методы исследования психологических особенностей подростков с алкогольной зависимостьюВ данном параграфе мы рассмотрим методики исследования, которые будут использованы в работе. Эмпирическуюбазуисследования составили следующие респонденты - 30 подростков (из них 12 девочек, 18 мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет). Исследование проводилось на базе Ивановского краевого наркологическогодиспансера (вставить свое, есть есть что-то подобное в городе).Основные понятия проводимого нами исследования: Аддиктивное поведение – отрицательная привычка, пристрастие к злоупотреблению различных веществ, которые влияют на психическое состояние личности.Алкоголизм - это хроническое психическое расстройство, характеризующееся постепенно нарастающими изменениями, прогрессирующим алкоголизмом. Характеризуется психической и физической зависимостью от алкоголя (этилового спирта). Абстинентный синдром – это состояние человека, возникающее на второй и третьей стадиях алкогольной зависимости, после длительного употребления спиртных напитков.Психоактивное вещество (ПАВ) – это любое вещество, которое приоднократномупотребленииспособноизменитьпсихическоесостояниечеловека.Рецидив - это повторное употребление психотропных веществ, которое было прекращено однажды, с возобновлением симптомов зависимости.Для изучения данной проблемы среди подростка нами были выбраны следующие методики: Методика«Заучивание/запоминание десятислов»А.Р.Лурия (приложение 1). В данной методике используется простые слова, но абсолютно разные по смыслу (при чем применяются они в единственном числе, именительном падеже). Основная цель методики – исследовать активность внимания, астенопию/утомляемость респондента, а также запоминание предложенных слов.Вторую методику, которую мы использовали – это Таблицы Шульте (приложение 2). Заинтересованность в ней у нас появилась из-за того, что она может применяться как для взрослых, так и для детей/подростков. С ее помощью можно выявить объем внимания респондента, изучить свойства распределения и переключения внимания, исследовать психический темп.Еще одна методика, которая нас заинтересовала – это СМОЛ (Сокращенныймногофакторныйопросникдляисследованияличности, представлена вприложении 3). Данный опросный лист включает в себя 71 вопрос и 11 шкал (оценочными из них являются 3). С помощью первых трех шкал можно выявить насколько искренен был респондент, отвечая на тот или иной вопрос. Следующие восемь шкал являются основными и способствуют выявлению индивидуальных свойств личности. 1-я шкала – изучает невротический тип личности, 2-я рассматривает склонность личности к социопатии. Пятую шкалу в данном исследовании мы использовать не будем, после 4-й перейдем сразу на 6-ю шкалу (описывает обидчивость респондента, склонность к аффективным действиям). Седьмая шкала необходима для определения личности, которая склонна к сомнениям (тревожно-мнительный тип личности). Следующая шкала (8-я) характеризует насколько испытуемому сложно устанавливать социальный контакт, степень эмоциональнойотчужденности. Девятая шкала определяет гипертимный тип личности, оценивает возбудимость и активность. При опросе респондент не ограничивается во времени.Методика «Воспроизведение рассказов» (приложение 4) была нами использована для того, чтобы понять насколько респондент понимает и запоминает текст, исследовать особенности письменной и устной речи испытуемых.И последняя методика – «Пиктограммы» (приложение 5). С ее помощью мы изучали анализ характера ассоциаций испытуемых.Перейдем к практической части нашей дипломной работы.Анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей подростковПосле анализа теоретического материала по изучаемой нами проблемы, был представлен анализ факторам и причинам возникновения алкогольной зависимости среди подростков, рассмотрены теоретические аспекты, разработана программа эмпирического исследования.В ходе проведения исследования, мы выяснили, что подростки приобщались к употреблению спиртных напитков в разном возрасте. Полученные результаты приведены в таблице 1.Таблица №1.Возраст подростков, в котором они приобщались к алкогольной зависимостиИсходя из данной таблицы, мы видим, что большинство подростков попробовали алкоголь в 14-15 лет. Чем старше возраст – тем больше подростков употребляют спиртные напитки.Далее мы рассмотрели гендерный аспект в употреблении спиртных напитков, в диаграмме 1 показан возраст начала употребления спиртных напитков. Исходя из данной диаграммы, мы видим, что девочки начинают пробовать алкоголь примерно в возрасте 14 лет, мальчики – в 13 лет.Диаграмма 1.Изучая подростков, состоящих на учете в Ивановском наркологическом диспансере, мы выявили, что 20 человек из них уже приобщены к алкоголю (10 мальчиков и 10 девочек). В диаграмме №2 мы представили основные причины, по которым дети начинаются связывать свою жизнь с алкоголем: Диаграмма 2.Причины употребления алкоголя подросткамиИтак, основные факторы, способствующие употреблению алкогольных напитков подростками, заключаются в их доступности, систематической рекламе в СМИ и влиянии, которое оказывают сверстники.Также знакомясь с респондентами, мы выяснили, что 17 человек из них – жители сельской местности, 13 – городской среды.Анализируя увлечение алкоголем по территориальной принадлежность, мы выявили следующее - количество подростков, употребляющих алкоголь в городе практически в два раза меньше, чем в сельской местности. Таблица 4.Сравнительная таблица употребления алкоголя по гендерному признакуМетодикаДевочкиМальчикиТаблицыШультеСредний показатель общего времени нахождения цифр257 сек., уровеньконцентрации внимания - ниже среднего.сек., уровеньконцентрациивнимания - низкий.Заучивание 10 словКривая запоминания приобреласледующий вид (7,5; 6,0; 7,4; 7,7; 7,7 отсроченное воспроизведение 6,8).Низкий уровеньзапоминания.Кривая запоминания приобретает следующийвид (6,5; 7,8; 7,7; 8,0; 8,4 отсроченное воспроизведение 7,4). Механическаяпамятьснижена.СчетпоКрепелинуОбщее среднее количество ошибок равно 12,4что говоритосниженииинтеллектуальной сферы.Среднее количество допущенных ошибок - 9. Познавательная деятельность снижена, своеобразное мышление.СМОЛВ ходе анализа результатов данной методики были выявлены завышенныепоказателипотакимшкаламкакипохондрия,депрессия.Также в приложении 6 для наглядности мы представили примеры заключений наших респондентов.Программа профилактики и психокоррекции подростков с алкогольной зависимостьюПодводя итог нашего исследования нами была разработана программа психокоррекционных занятий для подростков с учетом тех особенностей, которые мы получили по результатам исследования.Мы считаем, что необходимо развитие следующих сфер:Когнитивнаясфера;Социально-поддерживающая система и социально-поддерживающий процесс;Модификациястратегииизбегания;Формирование навыков эмпатии и социальной компенентности.Задачи коррекции:Формированиездоровогообразажизни;Информированиепациентаопоследствияхупотребленияалкоголя, оболезнях,которыемогутвозникнуть в следствии употребления, о возможных вариантах решенияпроблемызависимости;Целеустремленноеформированиеличностныхресурсов;Формированиенавыковповедения,ведущихкздоровьюипрепятствующихупотреблениюалкоголяинаркотическихвеществ.Курс по профилактике и лечении включает в себя:ежедневнуюподдерживающуютерапиювострыйпериод;групповыезанятия;арт-терапию;трудовуютерапию;спортивныемероприятия;элементыиндивидуальнойигрупповойпсихотерапии;лекции и тренинги.Итогкоррекционнойработы:снижениепроцентавероятностивозникновениярецидива;формированиесистемногоподходакпрофилактикезлоупотребленияалкоголя всоциуме;формирование установки на отказ от употребления алкоголя.Групповая работа.Групповая работа в реабилитационных центрах для подростков, столкнувшихся с проблемой зависимости, является одним из наиболее эффективных методов коррекции поведения. Она позволяет создать благоприятную среду для социализации, обмена опытом и взаимопомощи. Основная цель групповой работы - формирование у подростков отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ и развитие навыков противостояния социальному давлению. В процессе групповых занятий участники учатся выражать свои чувства, мнения и страхи в безопасной и поддерживающей обстановке. Особое внимание уделяется вовлечению родителей в процесс реабилитации. Семейное консультирование позволяет родителям лучше понять причины зависимости своего ребенка, научиться поддерживать и помогать ему в процессе восстановления. Музыкотерапия, занятия с социальным работником, спортивные мероприятия и другие виды деятельности способствуют развитию интересов, укреплению физического и психологического здоровья подростков. Процесс реабилитации - это не только лечение зависимости, но и формирование новых жизненных установок, ценностей и навыков, которые помогут подростку вернуться к полноценной жизни без наркотиков и алкоголя. В целом, групповая работа и семейное консультирование в реабилитационных центрах являются важными инструментами в борьбе с зависимостью среди подростков. Они помогают не только избавиться от проблемы, но и вернуться к нормальной жизни, научиться строить здоровые отношения с окружающими и противостоять внешним и внутренним вызовам.В среднем курс реабилитации длится от 40 до 60 дней. Но бывают случаи, когда этого времени недостаточно, для того, чтобы сформировалась установка на отказ от психоактивого вещества, и тогда подростка оставляют на повторное лечение сроком до 60 дней.Рекомендации. Профилактика алкоголизма среди детей и подростков является одной из наиболее актуальных и важных задач современного общества. Алкогольное вещество может нанести непоправимый ущерб развивающемуся организму, вызвать психические и физические нарушения, а также привести к формированию зависимости в раннем возрасте. Профилактика на уровне семьи. Семья играет ключевую роль в формировании отношения ребенка к алкоголю. Родители должны быть примером для своих детей, не употреблять алкоголь в их присутствии и обсуждать с ними вред и последствия алкогольного опьянения. Профилактика на уровне школы. Школа также играет важную роль в профилактике алкоголизма. Учителя, педагоги и школьные врачи должны проводить профилактические мероприятия, обучать детей и подростков основам здорового образа жизни, вести беседы о вреде алкоголя и наркотиков. Профилактика со стороны государства. Государство также несет ответственность за здоровье своих граждан. Законодательные меры, такие как запрет продажи алкоголя несовершеннолетним, ограничение рекламы алкогольной продукции и ужесточение наказания за вовлечение детей в пьянство, могут существенно снизить уровень алкогольной зависимости среди подростков.По 3 главе нашей работы можно сделать несколько выводов. Во-первых, подростки знают о проблеме злоупотребления алкоголем среди молодежи. Во-вторых, они хорошо осведомлены о вредном воздействии алкоголя на организм. В-третьих, среди молодого поколения существует риск развития алкогольной зависимости, так как многие подростки считают, что употребление алкоголя является нормой. Наконец, большинство респондентов находится в окружении, где употребление алкоголя распространено.Распитие алкогольных напитков часто влияет на самих респондентов и их алкогольную ситуацию. Подростки обычно употребляют алкоголь в компаниях своих друзей, поэтому, если у них много друзей, которые пьют, то, скорее всего, они также присоединяются к этому. Несмотря на то, что респонденты знают о вреде алкоголя для организма и умственных способностей, большая часть из них уже попробовала алкоголь. В основном подростки были знакомы с этим через своих друзей.Ограничение продажи алкоголя подросткам считается наиболее эффективным способом борьбы с подростковым алкоголизмом, с этим согласна большая часть опрошенных. Однако большинство респондентов отмечает, что в образовательных учреждениях, где они учатся, не проводятся достаточные профилактические мероприятия или их количество незначительно. Полученные в результате исследования данные подтверждают гипотезу исследования.Все учреждения, связанные с подростками, семьей и родителями, должны обязательно проводить профилактические мероприятия по алкоголизму. Несмотря на то, что подростки считают, что знают все о вреде алкоголя для организма, они все равно продолжают его употреблять по разным причинам, которые они назвали. Профилактика должна начинаться с детства, а не в 16 лет, когда некоторые подростки уже имеют опыт употребления алкоголя.Активное привлечение подростков к профилактическому процессу должно стать основным элементом существующих профилактических методов. Использование профилактических игр и тренингов позволяет детям не только быть слушателями, но и активно участвовать в профилактике, высказывать свои мнения и продемонстрировать свои знания по данной проблеме. Такие методы профилактики имеют положительное влияние на усвоение материала подростками, так как они становятся более интерактивными.Соревновательный компонент является одним из факторов, способствующих большей вовлеченности подростков в процесс. Во время игры, где группа подростков делится на команды, возникает страсть превзойти соперника в различных аспектах. Это стимулирует инклюзию всех участников в процесс и способствует коммуникации не только с преподавателем, но и между собой. Помимо этого, присутствие развлекательного элемента позволяет подросткам чувствовать себя более комфортно и легко усваивать информацию, становясь более открытыми к новому опыту.Концентрация внимания, активизация памяти и процессов запоминания стимулируют мозговую деятельность. Благодаря этому подросток сможет запомнить больше информации, так как она будет ассоциироваться с моментами поражения или провала, что отсутствует при обычных лекциях или семинарах. Еще одним фактором является чувство социальной ответственности. Когда человек работает в команде и направляет свои усилия на достижение общей цели, он стремится не подвести команду и демонстрирует свои навыки и умения. ЗаключениеДаннаядипломнаяработапосвященаисследованиюклинико-психологическихособенностейподростков,употребляющихалкоголь.Изменениямценностныхориентаций,когнитивной, мотивационной сфере. В первой главе работы был проведентеоретико-методологическийанализлитературыпо данной проблеме.У подростков, употребляющих алкогольпроисходят непоправимыеизменения ценностных ориентаций. Зависимыеподросткиабстрагируютсяотвсегомира:отсвоейсемьи,друзей,одноклассников. Теперь на первом плане у них только они сами и желаниепразднойжизни с низкимпорогом подчинения иответственности.Зависимых от алкоголя подростков отличает слабая воля.Ценностииинтересыихприобретаютпримитивныйхарактер,чтопоказываетпсиходиагностика,и,зачастуюневыходят за пределы физиологического интереса.Нами разработана программа эмпирического исследования подростков, употребляющих спиртные напитки. Анализируя, полученные данные, мы пришли к следующим выводам:наиболеераспространенныепричиныначинанияупотребленияподросткамиалкоголя– средства массовой информации,доступностьк продаже алкоголя, давление со стороны сверстников;наиболеезначимыеценностныеориентации-свобода,безответственность.Клинико-психологические особенности, которые были нами выявлены:наблюдается нарушение памяти, нарушение памяти, снижение уровня концентрации внимания, нарушение в эмоциональной сфере, низкая мотивация, низкий уровень к стремлению познания.Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.СписокиспользованнойлитературыАбдрахманов, Р.Р. Анализ подходов к профилактике злоупотребленияпсихоактивнымивеществамидетьмиизгруппыриска. //Социальнаяпрофилактикаи здоровье,2004,№ 1, с.8-13Алёхин, А.Н. Формирование личности подростка с донозологическимиформамиалкоголизации/А.Н.Алехин//УченыезапискиуниверситетаимениП.Ф.Лесгафта.-2013.-№ 11(95)– с.7-11.Анисимов,А.С.,Магарян,А.А.Культурныепоследствияинформационнойреволюции/А.С.Анисимов,А.А.Магарян//Журналсервисplus.– 2007.-№ 2. -С.77-83.Балашова, Е.О., ОшевскийД.С.Искажение ценностных ориентаций какфакторрискаупотребленияподросткамипсихоактивныхвеществ/Е.О.Балашова,Д.С.Ошевский//Психологияиправо. –2012,№2.Белов,В.Г.Взаимоотношениясродителямииалкоголизацияподростков/В.Г.Белов,Н.Н.Туманова//Научно-практическийжурнал«Наркология». – 2011. – № 2. – С. 69 – 72.Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Назаров Е.А. Психология наркотическойзависимостиисозависимости:монография/С.В.Березин,К.С.Лисецкий,Е.А.Назаров.-Самара:Универс-групп,2013.Бобров,В.Е.Психофизиологическиеиличностныеособенностиподростков, употребляющих летучие растворители в условиях ЕвропейскогоСевера: авторефератдиссертации на соискание ученойстепени кандидатабиологическихнаук/Е.В.Бобров. –2009.Божович,Л.И.Личностьиееформированиевдетскомвозрасте[Текст]/ Л.И.Божович.-СПб.:Питер,2008.-400с.Борисова,Л.Г.,Князев,Г.Г.,СлободскаяЕ.Р.идр.Негативноепотребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска изащиты/ Л.Г.Борисова, Г.Г.Князев, Е.Р.Слободская. - Новосибирск: ИЭОППСОРАН,2005.Братусь, В.С. Проблема употребления алкоголя в подростковой среде /В.С.Братусь,П.И. Сидоров// Вопросыпсихологии.– 2008.–С.38-44.В России выросла смертность от алкоголя [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/12/06/2021/60c3b8ec9a794772666d700e (дата обращения: 08.20.2023).Вред алкоголя для организма. Подросток и общество. [Электронный ресурс] URL:http://podrostok.68edu.ru/?p=3608 (Дата обращения: 20.08.2023)Выготский, Л.С. Собр. Соч.: в 6 т./Л.С.Выготский. – М.,1983. Т. 3, 1984.Т.4.Гулина А.М. Словарь-справочник по социальной работе.2008. [Электронный ресурс]. URL:http://sociology.niv.ru/doc/dictionary/social-work/fc/slovar-207-2.htm#zag-481 (Дата обращения: 21.08.2023).Давыдов,А.В.Исследованиеличностныхособенностейподростков,имеющихустановкунаупотреблениеалкоголя/А.В.Давыдов//Ярославскийпедагогическийвестник.– 2007.– №2.–С.55–57.Давыдов,А.В.Рольмикросоциальногоокруженияподростковвформированииихотношениякупотреблениюалкоголя/А.В.Давыдов//Вестник Ярославского педагогического университета. -№ 2 (55) – 2008. – С.51-54.Дружинина,Н.А.,НазароваА.И.,.А.,МуталовА.Г.,ШиряевГ.Г.,ШагароваС.В.,БоровскиИ.В.Психологическиеособенностиподростков, родителикоторыхстрадаюталкогольнойзависимостью/Н.А.Дружининаидр.//МедицинскийвестникБашкортостана.– 2009.– № 1. – С. 50–54.Добрынина Е. Рюмка за папу, рюмка за маму://Российская газета. 2011. №5592. [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2011/09/28/podrostki-poln.html (Дата обращения: 01.04.2022)Дудченко,З.Ф.Современныепроблемыпотребленияалкоголя/З.Ф.Дудченко//УченыезапискиСанкт-Петербургскогоинститутапсихологиии социальнойработы.–2008.–т.9,№1.–С.56–59.Дьяконов И.Ф., Абриталин Е.Ю., Дьяконова Т.И. Профилактика подросткового алкоголизма. – И: СпецЛит, 2017. – 14 с.Ефременкова Ю.А. Совершенствование профилактической работы с детьми и молодежью. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-profilakticheskoy-raboty-s-detmi-i-molodezhyu (Дата обращения: 01.09.2023)Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Комплексная личностно-ориентированнаяпрограммаформированияздоровогообразажизниипервичнойпрофилактикинаркотизациишкольников:Методическоепособие/А.Г.Жиляев, Т.И.Палачева. – Казань: Изд-во Каз. техн. ун-та, 2010. -495с.Ждакаева,Е.И.Деструктивныедетско-родительскиеотношениякакфактордевиантногоповеденияподростков/Е.И.Ждакаева//Психопедагогикавправоохранительныхорганах.– 2010–№ 4(43). –С.56–59.Ипхельдер,Б.,Пиаже, Ж.Психологияребенка/Б.,ИпхельдерЖ.Пиаже.-2000.Казакова, О.А. К вопросам проблемы употребления алкоголя в средеподростков/О.А.Казакова//Международныйжурналприкладныхифундаментальных исследований.– 2012.-№1.-С.122-126.Клейберг,Ю.А.Психологическиеосновыдевиантногоповеденияподростков [Текст] / Ю.А. Клейберг // Девиантология: Хрестоматия; автор-составительЮ.А.Клейберг. -СПб.:Речь,2007. -С.62-64.Кон,И.С.Психологияранней юности/И.Кон.–М.,1989.Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание/И.С.Кон. - М.,2000.Коринилова,М.В.Основныепричиныусилениясоциальныхрисковалкоголизмаинаркоманийвмолодежнойсреде/М.В.Коринилова//Вмиренаучных открытий. – 2010.–№ 4-12.–С.67–68.Королева,М.П.,Григорьева,П.П.ПсихологическиепредпосылкиупотребленияПАВподростками/М.П.Королева,П.П.Григорьева//ВестникМосковскогогосударственногоуниверситета.––2011.–№613.–С.137–147.Кравцова,Е.Е.,Кравцов,Г.Г.,Ховрина,Г.Б.Междудетствомиотрочеством // Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Г.Б. Ховрина. – М.: Лень, 2010-124с.Кулаков,С.А.Руководствопореабилитациинаркозависимых/С.А.Кулаков.– СПб.,2006.–С.240.Ляхович, А.В., Лозовская, А.С. Методологические и идеологическиеподходыкгигиеническомуиантинаркотическомувоспитаниювобщеобразовательныхшколах//А.В.Ляхович,А.С.Лозовская//Проблемыуправленияздравоохранением,2010,№6.-с.37-43.Макеева,А.Г.Педагогическаяпрофилактиканаркотизма:особенностииосновные этапы/А.Г. Макеева//Школьные технологии, 2010. Т.№ 3. – с. 103-115.МосквитинП.Н.,ЦыганковБ.Д.,СиротаН.А.Экзистенциально-гуманистическаямодельпрофилактикизависимостиотпсихоактивныхвеществ//Мирнауки,культуры,образования.-2011.-№3(25)-С.166-171.Максименкова, Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрастекакпсихологическаяпроблема//Л.И.Максименкова//ВестникПсковскогогосуниверситета.-Сериясоциальныхипсихолого-педагогическихнаук.–2010.– С.126-130.Менделевич,Б.Д.,Волгина,С.Я.Личностно-типологическиеособенности подростков с различной степенью социально-психологическойдезадаптации/Б.Д.Менделевич,С.Я.Волгина//Неврологическийвестник.Журналим.В.М.Бехтерева. –2012.– т.XLII,№1. – С.49–50.Менделевич,В.Д.Аддиктивноевлечение/В.Д.Менделеевич,М.Л.Зобин. -Москва:МЕДпресс-информ,2012. -263с.Монахов,С.В.Особенностивозникновенияаддиктивногоповедениянесовершеннолетних/С.В.Монахов//ВестникМГОУ,серия«Психологические науки». – 2012.– № 2. – С. 52–57.Морозова,Е.А.Психологическиемеханизмыформированиядезадаптивностиличностимолодеживусловияхсемейноймикросреды/Е.А.Морозова//ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогического университета им. А.И.Герцена. – 2009.– № 112. – С. 240–250.Мосина, О. А. Анализ проблемы употребления алкоголя в подростковой среде [Текст] / О.А. Мосина, М.А. Кущ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 29. – С. 65–69.Москаленко, В.Д. Психическая предрасположенность к развитиюзависимостиотПАВ(личностные,социальные,семейныефакторыриска)/В.Д.Москаленко//http://www.narcom.ru/cabinet/online/44.html.Позднякова М.Е., Брюно В. Изменение отношения населения к спиртному как фактор дестабилизации алкогольной ситуации в стране // Алкоголь в России: материалы восьмой науч. конф., Иваново, 27-28 октября 2017 г. – Иваново, 2018. – 96 с. С. 30-39.Показатели преступности в России. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс] URL:http://crimestat.ru/offenses_rate (Дата обращения: 10.08.2023).Профилактика алкоголизма. [Электронный ресурс]. URL:http://www.russlav.ru/alkogolizm/profilaktika-alkogolizma.html (Дата обращения: 01.09.2023).Рейтинг стран мира по уровню потребления алкоголя. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL://http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-alcohol-consumption/info (Дата обращения: 18.08.2023)Рябов,М.П.Теоретическийанализфакторовнаркотизацииподростковвработахотечественныхпсихологов//электронныйжурналПсихологическаянаука и образование.-2012.-№ 3.– С.Рыбакова,Л.Н.Скрытыесмыслыалкогольногоповедения//Социальныеаспектыздоровья. –2011.–Т.ХIX,№3–С.1-13.Саморазрущающееповедениеуподростков/Ред.А.ЕЛичко,Ю.В.Попов.Л.: Изд.инст.Им.Бехтерева,1991.Собкин, В.С., Буреломова, А.С., Смыслова, М.М. Представлениясовременногороссийскогоподросткаозначимыхличностныхкачествах/В.С.Собкин,А.С.Буреломова,М.М.Смыслова//Социальнаяпсихологияи общество.– 2011.– №1.–С.44–55.Титова М. Алкоголизм как фактор девиантного поведения несовершеннолетних в современной России // Алкоголь в России: материалы восьмой науч. конф., Иваново, 27-28 октября 2017 г. – Иваново, 2018. – 96 с. – с. 46 Углов Ф. Правда и ложь о разрешенных наркотиках. – И: Концептуал, 2018. – с.12Шубникова, Е. Г. Технологии педагогической профилактикизависимого поведения детей и молодежи монография / Е. Г. Шубникова. –Москва: Соврем. образование, 2015. – 151 с.
2. Алёхин, А.Н. Формирование личности подростка с донозологическимиформамиалкоголизации/А.Н.Алехин//УченыезапискиуниверситетаимениП.Ф.Лесгафта.-2013.-№ 11(95)– с.7-11.
3. Анисимов,А.С.,Магарян,А.А.Культурныепоследствияинформационнойреволюции/А.С.Анисимов,А.А.Магарян//Журналсервисplus.– 2007.-№ 2. -С.77-83.
4. Балашова, Е.О., ОшевскийД.С.Искажение ценностных ориентаций какфакторрискаупотребленияподросткамипсихоактивныхвеществ/Е.О.Балашова,Д.С.Ошевский//Психологияиправо. –2012,№2.
5. Белов,В.Г.Взаимоотношениясродителямииалкоголизацияподростков/В.Г.Белов,Н.Н.Туманова//Научно-практическийжурнал«Наркология». – 2011. – № 2. – С. 69 – 72.
6. Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Назаров Е.А. Психология наркотическойзависимостиисозависимости:монография/С.В.Березин,К.С.Лисецкий,Е.А.Назаров.-Самара:Универс-групп,2013.
7. Бобров,В.Е.Психофизиологическиеиличностныеособенностиподростков, употребляющих летучие растворители в условиях ЕвропейскогоСевера: авторефератдиссертации на соискание ученойстепени кандидатабиологическихнаук/Е.В.Бобров. –2009.
8. Божович,Л.И.Личностьиееформированиевдетскомвозрасте[Текст]/ Л.И.Божович.-СПб.:Питер,2008.-400с.
9. Борисова,Л.Г.,Князев,Г.Г.,СлободскаяЕ.Р.идр.Негативноепотребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска изащиты/ Л.Г.Борисова, Г.Г.Князев, Е.Р.Слободская. - Новосибирск: ИЭОППСОРАН,2005.
10. Братусь, В.С. Проблема употребления алкоголя в подростковой среде /В.С.Братусь,П.И. Сидоров// Вопросыпсихологии.– 2008.–С.38-44.
11. В России выросла смертность от алкоголя [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/12/06/2021/60c3b8ec9a794772666d700e (дата обращения: 08.20.2023).
12. Вред алкоголя для организма. Подросток и общество. [Электронный ресурс] URL:http://podrostok.68edu.ru/?p=3608 (Дата обращения: 20.08.2023)
13. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: в 6 т./Л.С.Выготский. – М.,1983. Т. 3, 1984.Т.4.
14. Гулина А.М. Словарь-справочник по социальной работе.2008. [Электронный ресурс]. URL:http://sociology.niv.ru/doc/dictionary/social-work/fc/slovar-207-2.htm#zag-481 (Дата обращения: 21.08.2023).
15. Давыдов,А.В.Исследованиеличностныхособенностейподростков,имеющихустановкунаупотреблениеалкоголя/А.В.Давыдов//Ярославскийпедагогическийвестник.– 2007.– №2.–С.55–57.
16. Давыдов,А.В.Рольмикросоциальногоокруженияподростковвформированииихотношениякупотреблениюалкоголя/А.В.Давыдов//Вестник Ярославского педагогического университета. -№ 2 (55) – 2008. – С.51-54.
17. Дружинина,Н.А.,НазароваА.И.,.А.,МуталовА.Г.,ШиряевГ.Г.,ШагароваС.В.,БоровскиИ.В.Психологическиеособенностиподростков, родители которых страдают алкогольнойзависимостью/Н.А.Дружининаидр.//МедицинскийвестникБашкортостана.– 2009.– № 1. – С. 50–54.
18. Добрынина Е. Рюмка за папу, рюмка за маму://Российская газета. 2011. №5592. [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2011/09/28/podrostki-poln.html (Дата обращения: 01.04.2022)
19. Дудченко,З.Ф.Современныепроблемыпотребленияалкоголя/З.Ф.Дудченко//УченыезапискиСанкт-Петербургскогоинститутапсихологиии социальнойработы.–2008.–т.9,№1.–С.56–59.
20. Дьяконов И.Ф., Абриталин Е.Ю., Дьяконова Т.И. Профилактика подросткового алкоголизма. – И: СпецЛит, 2017. – 14 с.
21. Ефременкова Ю.А. Совершенствование профилактической работы с детьми и молодежью. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-profilakticheskoy-raboty-s-detmi-i-molodezhyu (Дата обращения: 01.09.2023)
22. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Комплексная личностно-ориентированнаяпрограммаформированияздоровогообразажизниипервичнойпрофилактики наркотизации школьников: Методическоепособие/А.Г.Жиляев, Т.И.Палачева. – Казань: Изд-во Каз. техн. ун-та, 2010. -495с.
23. Ждакаева,Е.И.Деструктивныедетско-родительскиеотношениякакфактордевиантногоповеденияподростков/Е.И.Ждакаева//Психопедагогикавправоохранительныхорганах.– 2010–№ 4(43). –С.56–59.
24. Ипхельдер,Б.,Пиаже, Ж.Психологияребенка/Б.,ИпхельдерЖ.Пиаже.-2000.
25. Казакова, О.А. К вопросам проблемы употребления алкоголя в средеподростков/О.А.Казакова//Международныйжурналприкладныхифундаментальных исследований.– 2012.-№1.-С.122-126.
26. Клейберг,Ю.А.Психологическиеосновыдевиантногоповеденияподростков [Текст] / Ю.А. Клейберг // Девиантология: Хрестоматия; автор-составительЮ.А.Клейберг. -СПб.:Речь,2007. -С.62-64.
27. Кон,И.С.Психологияранней юности/И.Кон.–М.,1989.
28. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание/И.С.Кон. - М.,2000.
29. Коринилова,М.В.Основныепричиныусилениясоциальныхрисковалкоголизмаинаркоманийвмолодежнойсреде/М.В.Коринилова//Вмиренаучных открытий. – 2010.–№ 4-12.–С.67–68.
30. Королева,М.П.,Григорьева,П.П.ПсихологическиепредпосылкиупотребленияПАВподростками/М.П.Королева,П.П.Григорьева//ВестникМосковскогогосударственногоуниверситета.––2011.–№613.–С.137–147.
31. Кравцова,Е.Е.,Кравцов,Г.Г.,Ховрина,Г.Б.Междудетствомиотрочеством // Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Г.Б. Ховрина. – М.: Лень, 2010-124с.
32. Кулаков, С.А. Руководство по реабилитациинаркозависимых/С.А.Кулаков.– СПб.,2006.–С.240.
33. Ляхович, А.В., Лозовская, А.С. Методологические и идеологическиеподходыкгигиеническомуиантинаркотическомувоспитаниювобщеобразовательныхшколах//А.В.Ляхович,А.С.Лозовская//Проблемыуправленияздравоохранением,2010,№6.-с.37-43.
34. Макеева,А.Г.Педагогическаяпрофилактиканаркотизма:особенностииосновные этапы/А.Г. Макеева//Школьные технологии, 2010. Т.№ 3. – с. 103-115.
35. МосквитинП.Н.,ЦыганковБ.Д.,СиротаН.А.Экзистенциально-гуманистическаямодельпрофилактикизависимостиотпсихоактивныхвеществ//Мирнауки,культуры,образования.-2011.-№3(25)-С.166-171.
36. Максименкова, Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрастекакпсихологическаяпроблема//Л.И.Максименкова//ВестникПсковскогогосуниверситета.-Сериясоциальныхипсихолого-педагогическихнаук.–2010.– С.126-130.
37. Менделевич,Б.Д.,Волгина,С.Я.Личностно-типологическиеособенности подростков с различной степенью социально-психологическойдезадаптации/Б.Д.Менделевич,С.Я.Волгина//Неврологическийвестник.Журналим.В.М.Бехтерева. –2012.– т.XLII,№1. – С.49–50.
38. Менделевич,В.Д.Аддиктивноевлечение/В.Д.Менделеевич,М.Л.Зобин. -Москва:МЕДпресс-информ,2012. -263с.
39. Монахов,С.В.Особенностивозникновенияаддиктивногоповедениянесовершеннолетних/С.В.Монахов//ВестникМГОУ,серия«Психологические науки». – 2012.– № 2. – С. 52–57.
40. Морозова,Е.А.Психологическиемеханизмыформированиядезадаптивностиличностимолодеживусловияхсемейноймикросреды/Е.А.Морозова//ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогического университета им. А.И.Герцена. – 2009.– № 112. – С. 240–250.
41. Мосина, О. А. Анализ проблемы употребления алкоголя в подростковой среде [Текст] / О.А. Мосина, М.А. Кущ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 29. – С. 65–69.
42. Москаленко, В.Д. Психическая предрасположенность к развитиюзависимостиотПАВ(личностные,социальные,семейныефакторыриска)/В.Д.Москаленко//http://www.narcom.ru/cabinet/online/44.html.
43. Позднякова М.Е., Брюно В. Изменение отношения населения к спиртному как фактор дестабилизации алкогольной ситуации в стране // Алкоголь в России: материалы восьмой науч. конф., Иваново, 27-28 октября 2017 г. – Иваново, 2018. – 96 с. С. 30-39.
44. Показатели преступности в России. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс] URL:http://crimestat.ru/offenses_rate (Дата обращения: 10.08.2023).
45. Профилактика алкоголизма. [Электронный ресурс]. URL:http://www.russlav.ru/alkogolizm/profilaktika-alkogolizma.html (Дата обращения: 01.09.2023).
46. Рейтинг стран мира по уровню потребления алкоголя. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL://http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-alcohol-consumption/info (Дата обращения: 18.08.2023)
47. Рябов,М.П.Теоретическийанализфакторовнаркотизацииподростковвработахотечественныхпсихологов//электронныйжурналПсихологическаянаука и образование.-2012.-№ 3.– С.
48. Рыбакова,Л.Н.Скрытыесмыслыалкогольногоповедения//Социальныеаспектыздоровья. –2011.–Т.ХIX,№3–С.1-13.
49. Саморазрущающееповедениеуподростков/Ред.А.ЕЛичко,Ю.В.Попов.Л.: Изд.инст.Им.Бехтерева,1991.
50. Собкин, В.С., Буреломова, А.С., Смыслова, М.М. Представлениясовременногороссийскогоподросткаозначимыхличностныхкачествах/В.С.Собкин,А.С.Буреломова,М.М.Смыслова//Социальнаяпсихологияи общество.– 2011.– №1.–С.44–55.
51. Титова М. Алкоголизм как фактор девиантного поведения несовершеннолетних в современной России // Алкоголь в России: материалы восьмой науч. конф., Иваново, 27-28 октября 2017 г. – Иваново, 2018. – 96 с. – с. 46
52. Углов Ф. Правда и ложь о разрешенных наркотиках. – И: Концептуал, 2018. – с.12
53. Шубникова, Е. Г. Технологии педагогической профилактикизависимого поведения детей и молодежи монография / Е. Г. Шубникова. –Москва: Соврем. образование, 2015. – 151 с.