Экспертиза проектов нормативных актов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 31 31 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 21.10.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 5
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 5
1.2 Виды правовой экспертизы 8
Глава 2. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации 18
2.1 Роль правовой экспертизы в обеспечении правового качества законопроектов в Российской Федерации 18
2.1 Задачи правовой экспертизы 22
2.3 Способы повышения эффективности правовой экспертизы 24
Заключение 27
Библиографический список 30


Фрагмент для ознакомления

Комитет может запросить юридический анализ у своего экспертного отдела или внешних экспертов. Эксперты тщательно изучают законопроект, анализируя его содержание, юридические последствия и потенциальные последствия.В ходе правовой экспертизы эксперты оценивают различные аспекты законопроекта. Они проверяют его юридическую ясность, последовательность и последовательность, гарантируя, что используемые формулировки являются точными и недвусмысленными. Эксперты также оценивают соответствие законопроекта вышестоящим законодательным актам, выявляя любые противоречия и несоответствия, которые необходимо устранить. Кроме того, эксперты рассматривают практическую реализацию предлагаемого закона, оценивая его целесообразность и потенциальное влияние на юридическую практику и общество.Кроме того, юридическая экспертиза способствует гармонизации национального законодательства с международно-правовыми обязательствами. Эксперты-правоведы оценивают, соответствуют ли предложенные законопроекты обязательствам России по международным договорам и соглашениям. Этот процесс помогает поддерживать репутацию России как ответственного члена международного сообщества и усиливает соблюдение ею международных стандартов в области прав человека, экологических норм и торговых соглашений.Процесс юридической экспертизы также затрагивает технические аспекты законодательства, такие как формальные требования, стиль составления и терминология. Юристы следят за тем, чтобы законопроекты были написаны четко и понятно, избегая излишней сложности и двусмысленности. Такая ясность способствует надлежащему осуществлению и обеспечению соблюдения законов судьями, правоохранительными органами и другими заинтересованными сторонами, гарантируя правовую определенность для всех.2.1 Задачи правовой экспертизыЮридическая экспертиза охватывает широкий спектр задач, которые берут на себя профессионалы в юридической сфере, чтобы предоставить специализированные знания и рекомендации по юридическим вопросам. Считаю нужным выделить следующие некоторые ключевые задачи юридической экспертизы:1. Юридические исследования. Эксперты по правовым вопросам проводят тщательное исследование для анализа законов, постановлений, прецедентного права и юридических прецедентов, имеющих отношение к конкретному вопросу или делу. Они определяют применимые законы и принципы, которые могут поддержать позицию их клиента или помочь ему принять обоснованные решения.2. Консультативные услуги. Правовые эксперты предоставляют консультации частным лицам, предприятиям и организациям по различным юридическим вопросам. Они анализируют ситуацию клиента, интерпретируют сложные юридические концепции и предлагают рекомендации по наилучшему плану действий.3. Составление и проверка контрактов. Помощь в составлении и проверке контрактов, гарантируя, что все юридические требования и положения включены и соответствуют соответствующему законодательству. 4. Поддержка в судебном процессе: эксперты по правовым вопросам помогают юристам во время судебных разбирательств, предоставляя специальные знания и опыт. Они помогают адвокатам готовить юридические аргументы, составлять заявления, анализировать доказательства и вносить вклад в общую стратегию судебного разбирательства.5. Комплексная проверка. При корпоративных сделках проводится комплексную проверку для оценки юридических рисков и обязательств, связанных с конкретным бизнесом или инвестициями. Проверка контракты, лицензии, разрешения, записи о соблюдении требований и другие юридические документы для выявления потенциальных проблем.Основной задачей правовой экспертизы законопроектов в РФ является проверка соответствия законопроекта Конституции и другим нормативным актам. Это позволяет выявить возможные противоречия и несоответствия, которые могут привести к нарушению прав и свобод граждан.Кроме того, задачами правовой экспертизы законопроектов в РФ являются:- оценка соответствия законопроекта принципам правового государства;- выявление возможных негативных последствий для прав и свобод граждан;- оценка соответствия законопроекта международным договорам и обязательствам РФ.Процедура проведения правовой экспертизы законопроектов в РФПравовая экспертиза законопроектов в РФ проводится специальными организациями, которые имеют соответствующую лицензию и аккредитацию. Эксперты оценивают соответствие законопроекта Конституции и другим нормативным актам, а также проводят анализ возможных последствий для прав и свобод граждан.2.3 Способы повышения эффективности правовой экспертизыПравовая экспертиза законопроектов является важным инструментом обеспечения правового качества законодательства в России. Она позволяет выявлять возможные противоречия и несоответствия законопроекта Конституции и другим нормативным актам, а также оценивать возможные последствия для прав и свобод граждан. Однако, проведение правовой экспертизы может быть затруднено из-за отсутствия единой методики ее проведения, а также из-за возможности влияния на результат экспертизы со стороны заказчика или других заинтересованных лиц. Поэтому необходимы способы повышения эффективности правовой экспертизы в РФ.1. Разработка единой методики проведения правовой экспертизы законопроектов. Это позволит установить общие принципы и критерии оценки законопроектов, а также унифицировать процедуру проведения экспертизы.2. Увеличение количества экспертных организаций, проводящих правовую экспертизу законопроектов. Это позволит расширить выбор заказчиков и повысить конкуренцию на рынке экспертных услуг, что в свою очередь может привести к улучшению качества проводимых экспертиз.3. Обязательное проведение правовой экспертизы законопроектов на всех уровнях власти, включая региональные и муниципальные органы. Это позволит обеспечить единый подход к оценке законопроектов и предотвратить принятие законов, которые могут противоречить Конституции и другим нормативным актам.4. Установление строгих правил и процедур для заказчиков правовой экспертизы, чтобы предотвратить возможность влияния на результат экспертизы со стороны заказчика или других заинтересованных лиц.5. Проведение общественной экспертизы законопроектов. Это позволит привлечь широкую общественность к оценке законопроектов и обеспечить учет мнения граждан при принятии законодательных актов.6. Обучение и повышение квалификации экспертов, проводящих правовую экспертизу законопроектов. Это позволит повысить качество проводимых экспертиз и обеспечить соответствие экспертов требованиям и стандартам.7. Установление механизмов контроля за проведением правовой экспертизы законопроектов. Это позволит предотвратить возможные нарушения при проведении экспертизы и обеспечить ее независимость и объективность.8. Проведение мониторинга и оценки эффективности проводимых правовых экспертиз законопроектов. Это позволит выявлять проблемы и недостатки в процессе проведения экспертизы и предпринимать меры по их устранению.9. Установление механизмов обратной связи между экспертами и заказчиками правовой экспертизы законопроектов. Это позволит учитывать мнение заказчиков при проведении экспертизы и повысить качество услуг.10. Повышение информированности граждан о проводимых правовых экспертизах законопроектов. Это позволит привлечь широкую общественность к оценке законопроектов и обеспечить учет мнения граждан при принятии законодательных актов.В целом, повышение эффективности правовой экспертизы законопроектов в РФ может быть достигнуто путем установления единой методики проведения экспертизы, увеличения количества экспертных организаций, обязательного проведения экспертизы на всех уровнях власти, установления правил и процедур для заказчиков, проведения общественной экспертизы, обучения и повышения квалификации экспертов, установления механизмов контроля и мониторинга, установления механизмов обратной связи и повышения информированности граждан.ЗаключениеЭффективность и сбалансированность государственно-правового развития напрямую зависит от качества законодательной базы. Последнее может быть обеспечено посредством осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов в целом, а также действующих и потенциальных федеральных законов, вчастности. На основе содержания проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы. На сегодняшний день явление правовой экспертизы в отечественной науке является недостаточно изученным. Наблюдается инвариантность ее в понимании. Это во многом приводит к отсутствию четких требований к содержательной составляющей экспертной деятельности. В частности, недостаточно разработан перечень вопросов, стоящих перед экспертом в ходе проведения исследования, что ведет к неполному результату конечных исследований, создает возможность принятию дефектных актов. Кроме того, в современных условиях экспертиза носит внутриведомственных характер. Не обозначен строгий круг субъектов, уполномоченных на проведение правовой экспертизы. В особенности это негативно сказывается на проведении ретроспективной экспертизы. Уязвимым моментом является характер экспертного заключения. Не обозначены требования к оформлению и круг вопросов, ответ на которые должен изложить в мотивировочном заключении эксперт. Все это значительно снижает потенциал правовой экспертной деятельности. Содержание правовой экспертизы включает, во-первых, его анализ действующего или потенциального федерального закона в общем контексте российского законодательства, во-вторых, с позиции соблюдений правил юридической техники. В процессе исследования установлено, что наиболее затруднительными среди них является оценка предмета правового регулирования, анализ действующего или потенциального федерального закона на соответствие Конституции РФ, согласованности с общей системой права. Данные задачи являются, на наш взгляд, базовыми. Вместе с тем наблюдается отсутствие ясности некоторых содержательных моментов. Представляется затруднительным грамотно определить пределы правового регулирования, значения понятия «соответствие Конституции РФ», а также особенности разрешения вопроса коллизий в актах равной юридической силы. Таким образом, определив основные проблемы правовой экспертизы. Следует констатировать, что на сегодняшний день правовая экспертиза действующих и потенциальных федеральных законов нуждается в разработке способов повышения ее эффективности. Значительной проблемой является отсутствие нормативно-правового закрепления экспертной деятельности. Решение данного вопроса, на наш взгляд, послужит эффективным способом совершенствования правовой экспертизы в РФ.В настоящий момент такой шаг может показаться затруднительным для законодателя, несмотря на наличие определенной базы в вопросах экспертной деятельности Вместе с тем, в настоящий момент возможна разработка методических основ, которыми мог бы пользоваться эксперт при осуществлении своей деятельности. Возможно расширение теоретических основ, направленных на изучение содержательных и процедурных вопросов правовой экспертизы. Реализация указанных мер способствовала бы совершенствованию нормотворческой деятельности, устранило недостатки правовой экспертизы в РФ. Таким образом, в условиях российской правовой действительности, правовая экспертиза как действующих и потенциальных федеральных законов, так и законодательства в целом является одним из наиболее действенных способов повышения эффективности законодательства. Это дает основания полагать, что изучение теоретических и практический основ правовой экспертизы является перспективным направлением развития.Библиографический списокАвакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. Пособие: в 2 т. / С.А, Авакьян. – 4-е изд., перераб и доп. – М. :Норма: ИНФРА-М, 2011. – 912 с. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев. М.: Проспект, 2009. – 320 с. Алексеев С.С. Теория права. — М.: Изд-во Бек, 2015. – 320 с. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: научно-практическое пособие / Отв.ред. Р.Ф. Васильев. – М, 2000. – 320 с. Журкина Е.В. Правовая экспертиза нормативного правового акта как средство повышения эффективности законодательства: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2009. – 178 с.Иеринг Р. Юридическая техника / сост. А.В. Поляков М., 2008. – 105 с. Колесов. Ю.И. Правовое пространство России. Участие органов юстиции в обеспечение его единства. – М., 2014. –164 с.Короткова О.А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2017. – 179 с. Организация законопроектной работы в системе органов исполнительной власти / Под. Ред. Т.Я.Хабриевой. – М.: Юристъ, 2016. – 309 с. Рагозин В.Ю. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2008. – 166 с. Соловьев С.Г. Понятие предмета правового регулирования и его взаимосвязь с другими юридическими категориями // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. №1(15). С.109-112. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал Российского права. 2008. № 4-5. С. 7-15. Юридическая техника: Учебник / Т.В. Кашанина. 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма: НИЦ ИНФОРМА-М, 2013. – 496 с. Яценко В.Н. Некоторые особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов // Арбитражный и гражданский процесс. 2014.№4.С.22-25.

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. Пособие: в 2 т. / С.А, Авакьян. – 4-е изд., перераб и доп. – М. :Норма: ИНФРА-М, 2011. – 912 с.
2. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев. М.: Проспект, 2009. – 320 с.
3. Алексеев С.С. Теория права. — М.: Изд-во Бек, 2015. – 320 с.
4. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: научно-практическое пособие / Отв.ред. Р.Ф. Васильев. – М, 2000. – 320 с.
5. Журкина Е.В. Правовая экспертиза нормативного правового акта как средство повышения эффективности законодательства: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2009. – 178 с.
6. Иеринг Р. Юридическая техника / сост. А.В. Поляков М., 2008. – 105 с.
7. Колесов. Ю.И. Правовое пространство России. Участие органов юстиции в обеспечение его единства. – М., 2014. –164 с.
8. Короткова О.А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2017. – 179 с.
9. Организация законопроектной работы в системе органов исполнительной власти / Под. Ред. Т.Я.Хабриевой. – М.: Юристъ, 2016. – 309 с.
10. Рагозин В.Ю. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2008. – 166 с.
11. Соловьев С.Г. Понятие предмета правового регулирования и его взаимосвязь с другими юридическими категориями // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. №1(15). С.109-112.
12. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал Российского права. 2008. № 4-5. С. 7-15.
13. Юридическая техника: Учебник / Т.В. Кашанина. 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма: НИЦ ИНФОРМА-М, 2013. – 496 с.
14. Яценко В.Н. Некоторые особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов // Арбитражный и гражданский процесс. 2014.№4.С.22-25.