Изучение динамики функционального состояния кардиореспираторной системы обучающихся 13-14 лет в течении учебного года
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 25.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретический анализ факторов, влияющих на динамику кардиореспираторной системы школьников 13-14 лет 5
1.1. Понятие кардиореспираторной системы и особенности е функционирования 5
1.2. Особенности физического развития в подростковом возрасте 9
Глава 2. Исследование динамики функционального состояния кардиореспираторной системы обучающихся 13-14 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой 16
2.1. Разработка программы оздоровительной аэробики 16
2.2. Динамика функционального состояния кардиореспираторной системы обучающихся 13-14 лет 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
д.).Фитбол-аэробика позволяет развить координацию движений и вестибулярный аппарат. Занятия фитбол-аэробикой направлены на снятие стрессового состояния позвоночника и восстановление его физиологического положения. Методика использования фитбол-аэробики научно разработана и является оздоровительной технологией, восстанавливающей тонус мышц спины при отсутствии ударной нагрузки на стопы. Важно занятия проводить под музыкальное сопровождение, которое соответствует уровню физической подготовки учащихся и степени упругости мяча.Разработанная программа отличается тем, что занятия проходят по нескольким видам фитнес-аэробики: базовая (классическая) аэробика, степаэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика, функциональная тренировка. А развитие двигательных умений и навыков средствами фитнеса осуществляется поэтапно, что позволяет учащимся осознать процессы подготовки, развития и самосовершенствования. Программа направлена на обеспечение дополнительного обучения подростков физической подготовки с использованием способов двигательной деятельности в рамках фитнеса.2.2. Динамика функционального состояния кардиореспираторной системы обучающихся 13-14 летВ рамках данного исследования проведена оценка динамики функционального состояния школьников 13-14 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой, а течение учебного года.Исследование включило в себя следующие этапы:1 этап (сентябрь 2022 г) – проведение первичного тестирования функционального состояния кардиореспираторной системы2 этап (октябрь 2022 – апрель 2023 г) – реализация программы оздоровительной аэробики, направленной на повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы3 этап (май 2023 г) – проведение контрольного тестирования функционального состояния кардиореспираторной системыТестирование – это научно - практическая процедура измерения, проводимая на занимающихся с целью определения его состояния, процесс оценки физических возможностей занимающегося с помощью теста тестовой батареи. Тест – это особый вид экспериментального исследования, измерение или испытание, стандартное задание или система заданий, проводимое для определения и оценки уровня физического состояния, физической подготовленности и других качеств занимающихся.Для определения воздействия занятий оздоровительной аэробикой на функциональное состояние кардиореспираторной системы подростков 13-14 лет использовались следующие методы исследования:• Объективные исследования: рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы.• Функциональные методические исследования: артериальное давление и частота сердечных сокращений, проба Штанге.Измерение роста - производится в положении стоя при помощи ростомера. Ребёнок становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная ланка прикладывается к голове без надавливания.Измерение массы тела (веса). Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.Окружность грудной клетки измерялась в состоянии покоя (паузы дыхания) при свободно опущенных руках. Для этого использовалась сантиметровая лента. Лента накладывалась сзади под углом лопаток, а спереди под сосками так, чтобы она прикрывала нижние сегменты околососковых кружков.Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измерялась воздушным спирометром. Обследуемый делал полный глубокий вдох, плотно прижимая губами мундштук и. не торопясь, выполнял максимальный выдох.Для оценки физиологических функций применялись измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений(ЧСС) до и после занятий плаванием. Для этого применялся электронный тонометр на запястье. Ребенок садился на стул, опираясь на спинку стула, ноги не скрещены, на запястье одевался тонометр. Рука сгибалась в локтевом суставе, запястье поднималось на уровне сердца. Полученные данные АД и ЧСС вносились в протокол.Проба Штанге и ГенчиФункциональные дыхательные пробы Штанге (на вдохе) и Генча (на выдохе) позволяют оценить обеспеченность организма кислородом.Как проводить дыхательные пробы:Перед замером необходимо сделать три обычных цикла вдох-выдох, примерно на 3/4 глубины полного вдоха.Затем, если проводится проба Штанге, задерживается дыхание на вдохе. Проба Генча проводится на полном выдохе.С помощью секундомера подсчитывается время задержки дыхания.По таблицам ниже определяется уровень кислородного обеспечения организма.Задержка дыхания на вдохе ОценкаОтлично50 сек и вышеХорошо40-50 секундПлохоНе менее 40 секунд Таб.2. Уровень кислородного обеспечения организма проба ШтангеТаб.3. Уровень кислородного обеспечения организма проба ГенчаЗадержка дыхания на вдохеОценкаОтлично40 сек и вышеХорошо35-40 секундПлохоНе менее 35 секундВ рамках данного исследования был проведен педагогический эксперимент с участием 10 мальчиков и девочек в возрасте 13-14 лет. Различными методами исследования были измерены и обработаны показатели, влияющие на физическое развитие у детей. В начале исследования были измерены антропометрические данные.Таблица 4Показатели уровня антропометрических данных при первом тестировании.№ Ф.И.Рост (см)Вес (см)Окружность грудной клетки (см)ЖЕЛ1.В.А.162,153,67310902.Н.С.170,250,77511203.М.П.165,245,37011004.А.Г.156,640,86811345.О.Б.158,351,16611096.М.С.148,141,16711437.Н.В155,244,06911688.С.А.165,052,57211149.М.А.166,25369112310.Ю.А.155,449.2671175 М16147671180 m±0,70,30,5±131,6Антропометрические данные показали, группа детей соответствует нормам развития для своего возраста. Средний рост испытуемых в начале исследования равен 161±0,7. Гипоксическая устойчивость по данным проб Генчи, соответствует норме для детей 13-14 лет. В показателях массы группа так же имеет среднее значение. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у испытуемых составила 1180±131,6.Также мы в начале исследования измерили показатели ЧСС до и после нагрузки. Эти данные представлены в таблице 3.3.Таблица 5 Показатели ЧСС и АД до и после нагрузкипоказателидопослеЧСС (уд/ мин)95,67 ± 4,88152,22 ± 4,26давлениеСистолическое (мм.рт.ст)103,89 ± 3,35131,11 ± 2,73Диастолическое (мм.рт.ст)63,89 ± 2,1658, 67 ± 2,01Из данной таблицы видно, что ЧСС после нагрузки в среднем существенно увеличивалось, систолическое давление значительно повышалось, а диастолическое снижалось. Эти показатели считаются завышенными для детей 13-14 лет, что свидетельствует о их низкой адаптации к физической нагрузке и о недостаточно хорошем функционировании кардиореспираторной системы. Также после реализации программы проводилось изменение показателей ЧСС и АД до и после физической нагрузки детей (табл.6)Таблица 6 Показатели ЧСС и АД до и после нагрузкипоказателидопослеЧСС (уд/ мин)96,07 ±2,73112,38 ± 2,29давлениеСистолическое (мм.рт.ст)96,57 ± 2,31101,37 ± 3,90Диастолическое (мм.рт.ст)58, 67 ± 2,1862,79 ± 1,15Как видно из данных таблицы 6, частота сердечных сокращений после нагрузки увеличилось на 16,31 уд/мин, что является нормальным показателем.Также отмечено, что после нагрузки систолическое давление повышалось на 4,8 мм рт.ст., а диастолическое – на 4,12 мм рт.ст. Таким образом, все показатели пришли в норму. Это свидетельствует об эффективности разработанной программы для развития функциональных возможностей кардиореспираторной системы.ЗаключениеВ теоретической части были освещены особенности функционирования кардиореспираторной системы, а также особенности развития физических качеств школьников в подростковом периоде развития (13 - 14 лет). Выявлено, что развитие физических качеств для человека является важной основой для здоровья и благополучия на протяжении всей жизни. На успешное развитие физических качеств оказывают влияние генетическая предрасположенность и сознательное занятие физической культурой и спортом. Развитие физических качеств будет всегда положительно влиять на состояние организма и здоровье человека. Проведя анализ научно-методической литературы по изучению современных подходов к организации физического воспитания школьников средних классов, было определено, что на сегодняшний день существуют различные подходы, которые классифицируются по определенным содержательно-организационным направлениям. К сожалению, сегодня многие формы физкультурной работы в общеобразовательной школе уже не отвечают современным требованиям. Особое место в физическом воспитании и развитии школьников занимают занятия в рамках дополнительного образования. Часто именно они усовершенствованы и более эффективны. При этом чрезвычайно важно учитывать индивидуальные способности детей, а также региональные, национальные и местные особенности работы образовательного учреждения.В итоге исследования нами была отмечена положительная динамика изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления, пробы Штанге, ЖЕЛ, частоты дыхательных движений. Также нами была отмечена положительная динамика в улучшении степени адаптации системы кровообращения. Положительное изменение результатов в лучшую сторону позволяет нам сделать вывод, что применение разработанной программыпозволяет улучшать функциональное состояние кардиореспираторной системы школьников, что в свою очередь положительно влияет на состояние здоровья учеников.Список использованных источниковАдамчик Н.В. Особенности физиологической регуляции сердечно-сосудистой системы у подростков, занимающихся плаванием // Физическое воспитание студентов. – 2012. – №3. – С. 3-6.Александров, А.Н., Лавренов, Г.В., Шахнозаров, А.Э. Заболевания органов дыхания. – СПб.: Издательство «Диалог», 2000. – 288 с.Бабкина И.В. Оценка физического развития школьников. Методические рекомендации. – 2017. – С. 43-51. Бабичева Т.И. Физическое развитие человека: измерение и оценка. –М: Питер, 2019. – 218 с. Барбашина, Т.А., Жидких, Б.Д. Сравнительные аспекты качества жизни больных бронхиальной астмой и гипертонической болезнью// национальный конгресс по болезням органов дыхания: Тезисы докл., СПб.: 2003. – 287 сБузник В.М. Сравнительная характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы у учащихся старших классов в зависимости от образа жизни и спортивной направленности занятий // Физическое воспитание студентов. – 2019. – № 1. – С. 18-22.Голубева, О.А. Медико-биологические основы оценки физического развития детей и подростков [Текст] / О.А. Голубева (ред.). - М.: Наука, 2021. - 464 с.Гриценко Л.А. Адаптационный потенциал школьников: психологические и педагогические аспекты. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 324 с.Грищенко А.В. Исследование функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы у школьников городских и сельских школ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – С. 143-146.Домбровская О.Б., Джурило М.А. Характеристика гемодинамических показателей у подростков в условиях гиперинфляции легких.). - М.: Наука – 2021. – С 74-81Карелина Т.В, Васильева Н.А. Роль учебной нагрузки в формировании здоровья школьников // Вопросы питания. – 2018. – № 4. – С. 66-71.Козлова, С.Ю. Эффективность дыхательных упражнений в процессе физического воспитания в школе // Материалы совместной научнопрактической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. М.: 2001. – 150 с.Котешева, И.А. Заболевания дыхательного аппарата. Методы лечения. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 304 с.Котова Н.В. Состояние сердечно-сосудистой системы у школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей // Наука и школа. – 2018. – № 2. – С. 59-63Кравченко Н.А. Физическое развитие детей и подростков: методические рекомендации для врачей. М.: Издательство НЦССХ им. академика Н.Н. Приорова, 2022. – 88 с.Круцевич, Т.Ю. Двигательная активность и здоровье детей, подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Киев: Олимпийская литература. Т.2. – 2003 – 20с.Ланда, Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2008. - 244 с.. Маляренко А.М., Булавенко О.В. Влияние физической активности на психологическое здоровье школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 548-551Молчанова Л.М., Макаренко О.Н. Состояние здоровья школьников, испытывающих повышенные учебные нагрузки. – 2018. – С. 98- 104Овчинникова И.В. Влияние учебных нагрузок на физическое развитие школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 395-398.Решетников, A.B. Медико-социальный мониторинг здоровья населения столицы // Социология медицины, 2007. – 23с.Трофимова Н.Ю., Маркова И.М., Кочеткова Е.В. Оценка физического развития школьников среднего возраста. – 2017. – С. 59-61.Черепанова Н.В. Физическая активность школьников в условиях информационного обществ–М: Наука, 2020. – 306 с. 46 32. Чернявский В.Л. Учебная нагрузка как фактор влияния на здоровье школьников // Вестник науки и образования. – 2018. – №2. – С. 135- 139. Шишова А.А., Татаркина И.В. Психологические особенности адаптации студентов к учебной нагрузке в период экзаменов. – 2019.- С. 44- 50. Янбухтин С.А. Исследование функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы у школьников среднего и старшего подросткового возраста // Журнал практического врача. – 2020. – № 2. – С. 70-74.
2.Александров, А.Н., Лавренов, Г.В., Шахнозаров, А.Э. Заболевания органов дыхания. – СПб.: Издательство «Диалог», 2000. – 288 с.
3.Бабкина И.В. Оценка физического развития школьников. Методические рекомендации. – 2017. – С. 43-51.
4.Бабичева Т.И. Физическое развитие человека: измерение и оценка. –М: Питер, 2019. – 218 с.
5.Барбашина, Т.А., Жидких, Б.Д. Сравнительные аспекты качества жизни больных бронхиальной астмой и гипертонической болезнью// национальный конгресс по болезням органов дыхания: Тезисы докл., СПб.: 2003. – 287 с
6.Бузник В.М. Сравнительная характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы у учащихся старших классов в зависимости от образа жизни и спортивной направленности занятий // Физическое воспитание студентов. – 2019. – № 1. – С. 18-22.
7.Голубева, О.А. Медико-биологические основы оценки физического развития детей и подростков [Текст] / О.А. Голубева (ред.). - М.: Наука, 2021. - 464 с.
8.Гриценко Л.А. Адаптационный потенциал школьников: психологические и педагогические аспекты. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 324 с.
9.Грищенко А.В. Исследование функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы у школьников городских и сельских школ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – С. 143-146.
10.Домбровская О.Б., Джурило М.А. Характеристика гемодинамических показателей у подростков в условиях гиперинфляции легких.). - М.: Наука – 2021. – С 74-81
11.Карелина Т.В, Васильева Н.А. Роль учебной нагрузки в формировании здоровья школьников // Вопросы питания. – 2018. – № 4. – С. 66-71.
12.Козлова, С.Ю. Эффективность дыхательных упражнений в процессе физического воспитания в школе // Материалы совместной научнопрактической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. М.: 2001. – 150 с.
13.Котешева, И.А. Заболевания дыхательного аппарата. Методы лечения. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 304 с.
14.Котова Н.В. Состояние сердечно-сосудистой системы у школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей // Наука и школа. – 2018. – № 2. – С. 59-63
15.Кравченко Н.А. Физическое развитие детей и подростков: методические рекомендации для врачей. М.: Издательство НЦССХ им. академика Н.Н. Приорова, 2022. – 88 с.
16.Круцевич, Т.Ю. Двигательная активность и здоровье детей, подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Киев: Олимпийская литература. Т.2. – 2003 – 20с.
17.Ланда, Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2008. - 244 с.
18.. Маляренко А.М., Булавенко О.В. Влияние физической активности на психологическое здоровье школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 548-551
19.Молчанова Л.М., Макаренко О.Н. Состояние здоровья школьников, испытывающих повышенные учебные нагрузки. – 2018. – С. 98- 104
20.Овчинникова И.В. Влияние учебных нагрузок на физическое развитие школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 395-398.
21.Решетников, A.B. Медико-социальный мониторинг здоровья населения столицы // Социология медицины, 2007. – 23с.
22.Трофимова Н.Ю., Маркова И.М., Кочеткова Е.В. Оценка физического развития школьников среднего возраста. – 2017. – С. 59-61.
23.Черепанова Н.В. Физическая активность школьников в условиях информационного обществ–М: Наука, 2020. – 306 с. 46 32. Чернявский В.Л. Учебная нагрузка как фактор влияния на здоровье школьников // Вестник науки и образования. – 2018. – №2. – С. 135- 139.
24.Шишова А.А., Татаркина И.В. Психологические особенности адаптации студентов к учебной нагрузке в период экзаменов. – 2019.- С. 44- 50.
25.Янбухтин С.А. Исследование функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы у школьников среднего и старшего подросткового возраста // Журнал практического врача. – 2020. – № 2. – С. 70-74.