Психоаналитическое понимание проблемы страха и тревоги

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психоанализ
  • 51 51 страница
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 23.11.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ психоаналитического понимания страха и тревоги 6
1.1. Страх и тревога в концепции З. Фрейда 6
1.2. Понимание страха и тревоги в неофрейдизме (К. Хорни, Н. Салливан) 18
1.3. Страх и тревога в генетической школе психоанализа (А. Фрейд, Р. Шпиц 21
1.4. Теории тревоги представителей Школы объектных отношений 28
Глава II. Аналитическое исследование проблемы страха и тревоги в психоанализе 33
2.1. Анализ случаев пациентов, испытывающих страх и тревогу, как материал для наблюдений и анализа 33
2.2. Выявление сущности психоаналитического подхода к преодолению страха и тревоги 42
Заключение 46
Список использованных источников 47

Фрагмент для ознакомления

Все эти шаги необходимы, но некоторые из них могут быть предприняты пациентом спонтанно, особенно конфронтация или часть разъяснения. Эти шаги выполняются не в точном описанном порядке, поскольку каждая процедура может привести к появлению новых сопротивлений, которые необходимо будет устранить в первую очередь. Или же интерпретация может предшествовать разъяснению и способствовать прояснению данного явления. Дополнительной переменной является тот факт, что неуловимые аспекты повседневной жизни могут вторгаться в жизнь пациента и по психоэкономическим причинам иметь приоритет над всем остальным, что происходит в ходе анализа. Тем не менее, конфронтация, разъяснение, интерпретация и проработка — это четыре основные процедуры, которые аналитик выполняет при проведении сеансов с пациентами, испытывающих тревогу и страх.Следующий случай работы психоаналитика со страхом – страх у ребёнка на примере практики З. Фрейда в различные периоды детства.В работе с одной девочкой 5-6 лет он столкнулся с фантазией избиения, которая стала причиной страха. Особенности фантазии избиения были подробно описаны Фрейдом. Анализ ребенка похож на анализ взрослого в том, что он направлен не только на проблемное поведение, но и на его основу. Частота сеансов способствует углублению терапевтических отношений и готовности ребенка раскрывать уязвимость, беспокойство и нежелательные чувства. Глубина и доступность, в свою очередь, позволяют лечению воздействовать на источники страданий ребенка и способствовать достижению оптимальной адаптации.Поскольку это сложное лечение, требующее постоянных усилий со стороны семьи, должно быть общее убеждение в том, что дальнейшее развитие ребенка находится под угрозой. Примерами таких состояний являются:- Постоянная раздражительность и / или печаль с уменьшением интереса или удовольствия в повседневной жизни;- Выраженные запреты, которые мешают социализации и / или обучению;- Повторяющиеся «срывы» у детей, которые в остальном хорошо функционируют;- Чрезмерные тревоги, такие как тревога разлуки, некоторые фобии и хроническое беспокойство;- Недовольство гендером и гендерной ролью;- Крайне конфликтные отношения с родителями и / или братьями и сестрами, несмотря на адекватное функционирование в других местах;- Страхи взросления и сопротивление выполнению требований следующего этапа развития, включая цепляние за более ранние модели поведения в регрессивной манере;- Плохая социализация в группе сверстников;- Нежелание принимать критику и / или чрезмерная чувствительность к травмам самооценки с такими реакциями, как пораженчество или сопротивление обучению;- Крайний перфекционизм и / или ритуалы, которые мешают социальной или школьной адаптации;- Постоянные неразрешенные реакции на детскую травму, такую как потеря родителя, развод или жестокое обращение.Работа с детьми на каждой сессии является многозадачной, она может являться основой для коррекции одной из личностных проблем ребёнка, наиболее часто встречающихся в практике психолога. Данными проблемами могут являться: застенчивость, пониженная самооценка, страхи ребёнка, проблемы общения и внутригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающими его людьми, в следствии чего высокая социальная тревожность и многое другое. Таким образом, в рамках данного исследования проанализированы психоаналитические подходы к преодолению страха и тревоги, поэтому цель данного исследования полностью достигнута.Спасибо за внимание!

1. Браун Д.Ж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.; Киев:, 1997. - 304 с.
2. Бурлакова Н.С. Детский псисхоанализ. Школа Анны Фрейн / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – М., 2019.- 624 с.
3. Быданов, Н.М. Феномены страха и тревоги в психоанализе З. Фрейда и Ж. Лакана // Пироговские чтения. Материалы XХVI научной конференции студентов и молодых исследователей. Нижний Новгород, 2020. С. 140-143.
4. Васильева Н. Л. Клинический психоанализ: эффективность терапевтического подхода [Электронный ресурс] // Развитие личности. 2007. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/klinicheskiy-psihoanaliz-effektivnost-terapevticheskogopodhoda
5. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л., 1991. - 197 с.
6. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. - Воронеж, 1994. - 495 с.
7. Гурьев М.Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - Новосибирск: ЦРНС, №21, 2015. - С. 75-82.
8. Гурьев М.Е. Подходы к изучению тревожности в зарубежной и отечественной психологической литературе. Тенденции развития психологии, педагогики и образования. // Сборник научных трудов по итогам izron.ru/articles/tendentsii-razvitiya-psikhologii-pedagogiki-i-obrazovaniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-13-obshchaya-psikhologiya-psikhologiya-lichnosti-istoriya-psikhologii-spetsialnost-19-00-01/podkhody-k-izucheniyu-trevozhnosti-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psikhologicheskoy-literature/
9. Дадун Р. Фрейд. - М., 1994. - 512 с.
10. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М., 1997. - 448 с.
11. Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997. - 284 с.
12. Дубовицкий, В. В. Фантаизм во фрейдовском и в эстетическом бессознательном // Философия и культура. 2017. № 5 (113). С. 36-52.
13. Есаян, Н.Ф. Психосоматика детского возраста и психоанализ // Российский Психоаналитический вестник. – 1993—1994. – № 3-4. – С. 71-76
14. Кляйн М., Развитие в психоанализе. — М.: «Академический проект», 2001.
15. Конева, В.А. Коитус как способ совладания с ранними страхами у мужчин и женщин // VI Фрейдовские чтения: категории различий в психоанализе и психологии. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Сер. «Эпоха психоанализа» Под ред. проф. М. М. Решетникова. Санкт-Петербург, 2022. С. 62-70.
16. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - М.: Речь, 2006. - 198 с.
17. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Культурная революция, 2010. 488 с.
18. Лейбин, В. М. Психоанализ: учебное пособие. 3-изд. - СПб, «Питер», 2019. – 592 с.
19. Лейбин, В. М. Психоаналитические идеи и философские размышления. М.: Издательство «Когито-Центр», 2017. -780 с.
20. Лемпен О., Мидгли Н. Изучение роли детских сновидений в психоаналитической практике сегодня: пилотное исследование. Исследование сновидений-1 // Альманах Общества интегративного психоанализа. — М.: Академический проект, 2017. — С. 385—408
21. Линченко К.В. Анализ особенностей феномена «тревога» в работах зарубежных психологов (З. Фрейд, Э, Фромм, К. Хорни) // Поколение будущего: взгляд молодых ученых – 2022: Сборник статей 11-й Международной молодежной научной конференции. – Курск: Издательство Юго-Западный государственный университет, 2022. – Том 2. – С. 83-85.
22. Рикрофт Ч. Тревога и неврозоы. М.:ПЕР СЭ, 2010. 142 с.
23. Россохин А. В. Рефлексия измененных состояний сознания в психоанализе [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-izmenennyh-sostoyaniysoznaniya-v-psihoanalize
24. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. – М.: КСП+, 1999. 347 c.
25. Смирнов, Д.О. Фобический комплекс: системная организация психотерапевтической работы // Взаимодействие теоретико-экспериментальной и практической психологии в системе современного образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 92-109.
26. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги/Тревога и тревожность : хрестоматия. Спб.: Пер Сэ, 2008. 85-99 с.
27. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Учебник / Е.А. Сорокоумова // М.: «Юрайт». -2018. - 226 с.
28. Талипов, Ж.Б. Значимость изучения теории Анны Фрейд о защитных механизмах // European Science. 2020. № 2-2 (51). С. 95-96.
29. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
30. Фрайберг C. Призраки в детской: психоаналитический подход к проблемам нарушенных отношений матери и младенца / С. Фрайнберг, Э. Адельсон, В. Шапиро // Журнал практической психологии и психоанализа.– 2002. – № 4.
31. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. М., 1999
32. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. М.: АСТ. Астрель. Харвест, 2008
33. Фрейд З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М., 1994.
34. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.
35. Фрейд З. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. – М., 1995.
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному // Художник и фантазирование. – М., 1995.
36. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.
37. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд, 2012.- СПб, Азбука-классика. – 264 с.
38. Фрейд З. Тотем и табу // Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. – Минск, 1997.
39. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
40. Хорни К. Тревожность. Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997.286 с.
41. Шпильрейн С. Психоаналитические труды / пер. с англ., нем. и франц.; под науч. ред. С. Ф. Сироткина, Е. С. Морозовой. Ижевск: ERGO, 2008. 466 с.