Психоаналитическое понимание проблемы страха и тревоги
Заказать уникальную дипломную работу- 51 51 страница
- 41 + 41 источник
- Добавлена 23.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Теоретический анализ психоаналитического понимания страха и тревоги 6
1.1. Страх и тревога в концепции З. Фрейда 6
1.2. Понимание страха и тревоги в неофрейдизме (К. Хорни, Н. Салливан) 18
1.3. Страх и тревога в генетической школе психоанализа (А. Фрейд, Р. Шпиц 21
1.4. Теории тревоги представителей Школы объектных отношений 28
Глава II. Аналитическое исследование проблемы страха и тревоги в психоанализе 33
2.1. Анализ случаев пациентов, испытывающих страх и тревогу, как материал для наблюдений и анализа 33
2.2. Выявление сущности психоаналитического подхода к преодолению страха и тревоги 42
Заключение 46
Список использованных источников 47
Все эти шаги необходимы, но некоторые из них могут быть предприняты пациентом спонтанно, особенно конфронтация или часть разъяснения. Эти шаги выполняются не в точном описанном порядке, поскольку каждая процедура может привести к появлению новых сопротивлений, которые необходимо будет устранить в первую очередь. Или же интерпретация может предшествовать разъяснению и способствовать прояснению данного явления. Дополнительной переменной является тот факт, что неуловимые аспекты повседневной жизни могут вторгаться в жизнь пациента и по психоэкономическим причинам иметь приоритет над всем остальным, что происходит в ходе анализа. Тем не менее, конфронтация, разъяснение, интерпретация и проработка — это четыре основные процедуры, которые аналитик выполняет при проведении сеансов с пациентами, испытывающих тревогу и страх.Следующий случай работы психоаналитика со страхом – страх у ребёнка на примере практики З. Фрейда в различные периоды детства.В работе с одной девочкой 5-6 лет он столкнулся с фантазией избиения, которая стала причиной страха. Особенности фантазии избиения были подробно описаны Фрейдом. Анализ ребенка похож на анализ взрослого в том, что он направлен не только на проблемное поведение, но и на его основу. Частота сеансов способствует углублению терапевтических отношений и готовности ребенка раскрывать уязвимость, беспокойство и нежелательные чувства. Глубина и доступность, в свою очередь, позволяют лечению воздействовать на источники страданий ребенка и способствовать достижению оптимальной адаптации.Поскольку это сложное лечение, требующее постоянных усилий со стороны семьи, должно быть общее убеждение в том, что дальнейшее развитие ребенка находится под угрозой. Примерами таких состояний являются:- Постоянная раздражительность и / или печаль с уменьшением интереса или удовольствия в повседневной жизни;- Выраженные запреты, которые мешают социализации и / или обучению;- Повторяющиеся «срывы» у детей, которые в остальном хорошо функционируют;- Чрезмерные тревоги, такие как тревога разлуки, некоторые фобии и хроническое беспокойство;- Недовольство гендером и гендерной ролью;- Крайне конфликтные отношения с родителями и / или братьями и сестрами, несмотря на адекватное функционирование в других местах;- Страхи взросления и сопротивление выполнению требований следующего этапа развития, включая цепляние за более ранние модели поведения в регрессивной манере;- Плохая социализация в группе сверстников;- Нежелание принимать критику и / или чрезмерная чувствительность к травмам самооценки с такими реакциями, как пораженчество или сопротивление обучению;- Крайний перфекционизм и / или ритуалы, которые мешают социальной или школьной адаптации;- Постоянные неразрешенные реакции на детскую травму, такую как потеря родителя, развод или жестокое обращение.Работа с детьми на каждой сессии является многозадачной, она может являться основой для коррекции одной из личностных проблем ребёнка, наиболее часто встречающихся в практике психолога. Данными проблемами могут являться: застенчивость, пониженная самооценка, страхи ребёнка, проблемы общения и внутригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающими его людьми, в следствии чего высокая социальная тревожность и многое другое. Таким образом, в рамках данного исследования проанализированы психоаналитические подходы к преодолению страха и тревоги, поэтому цель данного исследования полностью достигнута.Спасибо за внимание!
2. Бурлакова Н.С. Детский псисхоанализ. Школа Анны Фрейн / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – М., 2019.- 624 с.
3. Быданов, Н.М. Феномены страха и тревоги в психоанализе З. Фрейда и Ж. Лакана // Пироговские чтения. Материалы XХVI научной конференции студентов и молодых исследователей. Нижний Новгород, 2020. С. 140-143.
4. Васильева Н. Л. Клинический психоанализ: эффективность терапевтического подхода [Электронный ресурс] // Развитие личности. 2007. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/klinicheskiy-psihoanaliz-effektivnost-terapevticheskogopodhoda
5. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л., 1991. - 197 с.
6. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. - Воронеж, 1994. - 495 с.
7. Гурьев М.Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - Новосибирск: ЦРНС, №21, 2015. - С. 75-82.
8. Гурьев М.Е. Подходы к изучению тревожности в зарубежной и отечественной психологической литературе. Тенденции развития психологии, педагогики и образования. // Сборник научных трудов по итогам izron.ru/articles/tendentsii-razvitiya-psikhologii-pedagogiki-i-obrazovaniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-13-obshchaya-psikhologiya-psikhologiya-lichnosti-istoriya-psikhologii-spetsialnost-19-00-01/podkhody-k-izucheniyu-trevozhnosti-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psikhologicheskoy-literature/
9. Дадун Р. Фрейд. - М., 1994. - 512 с.
10. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М., 1997. - 448 с.
11. Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997. - 284 с.
12. Дубовицкий, В. В. Фантаизм во фрейдовском и в эстетическом бессознательном // Философия и культура. 2017. № 5 (113). С. 36-52.
13. Есаян, Н.Ф. Психосоматика детского возраста и психоанализ // Российский Психоаналитический вестник. – 1993—1994. – № 3-4. – С. 71-76
14. Кляйн М., Развитие в психоанализе. — М.: «Академический проект», 2001.
15. Конева, В.А. Коитус как способ совладания с ранними страхами у мужчин и женщин // VI Фрейдовские чтения: категории различий в психоанализе и психологии. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Сер. «Эпоха психоанализа» Под ред. проф. М. М. Решетникова. Санкт-Петербург, 2022. С. 62-70.
16. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - М.: Речь, 2006. - 198 с.
17. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Культурная революция, 2010. 488 с.
18. Лейбин, В. М. Психоанализ: учебное пособие. 3-изд. - СПб, «Питер», 2019. – 592 с.
19. Лейбин, В. М. Психоаналитические идеи и философские размышления. М.: Издательство «Когито-Центр», 2017. -780 с.
20. Лемпен О., Мидгли Н. Изучение роли детских сновидений в психоаналитической практике сегодня: пилотное исследование. Исследование сновидений-1 // Альманах Общества интегративного психоанализа. — М.: Академический проект, 2017. — С. 385—408
21. Линченко К.В. Анализ особенностей феномена «тревога» в работах зарубежных психологов (З. Фрейд, Э, Фромм, К. Хорни) // Поколение будущего: взгляд молодых ученых – 2022: Сборник статей 11-й Международной молодежной научной конференции. – Курск: Издательство Юго-Западный государственный университет, 2022. – Том 2. – С. 83-85.
22. Рикрофт Ч. Тревога и неврозоы. М.:ПЕР СЭ, 2010. 142 с.
23. Россохин А. В. Рефлексия измененных состояний сознания в психоанализе [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-izmenennyh-sostoyaniysoznaniya-v-psihoanalize
24. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. – М.: КСП+, 1999. 347 c.
25. Смирнов, Д.О. Фобический комплекс: системная организация психотерапевтической работы // Взаимодействие теоретико-экспериментальной и практической психологии в системе современного образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 92-109.
26. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги/Тревога и тревожность : хрестоматия. Спб.: Пер Сэ, 2008. 85-99 с.
27. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Учебник / Е.А. Сорокоумова // М.: «Юрайт». -2018. - 226 с.
28. Талипов, Ж.Б. Значимость изучения теории Анны Фрейд о защитных механизмах // European Science. 2020. № 2-2 (51). С. 95-96.
29. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
30. Фрайберг C. Призраки в детской: психоаналитический подход к проблемам нарушенных отношений матери и младенца / С. Фрайнберг, Э. Адельсон, В. Шапиро // Журнал практической психологии и психоанализа.– 2002. – № 4.
31. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. М., 1999
32. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. М.: АСТ. Астрель. Харвест, 2008
33. Фрейд З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М., 1994.
34. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.
35. Фрейд З. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. – М., 1995.
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному // Художник и фантазирование. – М., 1995.
36. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.
37. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд, 2012.- СПб, Азбука-классика. – 264 с.
38. Фрейд З. Тотем и табу // Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. – Минск, 1997.
39. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
40. Хорни К. Тревожность. Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997.286 с.
41. Шпильрейн С. Психоаналитические труды / пер. с англ., нем. и франц.; под науч. ред. С. Ф. Сироткина, Е. С. Морозовой. Ижевск: ERGO, 2008. 466 с.