Особенности запуска и развития инновационных компаний и стартапов в индустрии гостеприимства

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Гостиничное дело
  • 79 79 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 25.01.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Теоретические основы запуска и развития инновационных компаний и стартапов в индустрии гостеприимства 11
1.1 Стартапы и инновационные компании в экономике: понятие, сущность и характеристики 11
1.2 Особенности развития стартапов и инновационных проектов на Российском рынке 17
1.3 Стартапы и инновации в сегменте HoReCa 22
Глава 2. Разработка мероприятий по запуску стартапа/инновационного проекта на примере услуг SPA в организации ООО«Невский Форум» 30
2.1. Описание и характеристика предприятия ООО «Невский Форум» 30
2.2. Посевной этап и верификация на примере предприятия «Невский Форум» 38
2.3. Источники финансирования и бизнес-модель предприятия «Невский Форум» 45
2.4. Анализ рисков предприятия ООО «Невский Форум» 52
2.5. Предложения по минимизации рисков и повышению экономической эффективности предприятия «Невский Форум» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78

Фрагмент для ознакомления

СПА-услуги» является важным инструментом для обеспечения качества и безопасности при предоставлении SPA -услуг. При открытии SPA и Welness-центра предприятию ООО «Невский Форум» следует учитывать требования данного стандарта и организовать деятельность в соответствии с установленными нормами.
Маркетинговые риски для предприятия ООО «Невский Форум» включают в себя конкуренцию с другими отелями, в которых предоставляются услуги в сфере SPA и Welness. Для того чтобы оценить конкурентное воздействие на деятельность SPA и Welness-центра, планируемого к открытию в гостинице «Невский Форум», проанализируем рыночных конкурентов предприятия, оказывающих схожий спектр услуг (таблица 19). Для анализа будут приниматься к сравнению отели, с наиболее высоким рейтингом согласно отзывам на сайтах Booking.com и Tripadvisor.ru.
Таблица 19
Конкуренты компании ООО «Невский Форум»
Наименование отеля Количество звезд Место нахождения
(все в г. Санкт-Петербург) Lotte Hotel St. Petersburg 5 Пер. Антоненко, 2 (м. Садовая) «Лахта Плаза» 4 Приморский просп., 78, корп. 1 (м. Беговая) Grand Hotel Europe 5 Михайловская ул., 1/7, Центральный район (м. Невский проспект) Бутик-отель «Гамма» 5 Наб. Обводного канала, 130 (м. Балтийская) Kravt Nevsky Hotel & Spa
4 ул. Александра Невского, 8А (м. Площадь Восстания) Four Seasons Lion Palace 5 Вознесенский просп., 1 (м. Адмиралтейская) Бутик-отель «Росси» 4 Наб. реки Фонтанки, 55 (м. Гостиный двор) Из представленного перечня рыночных конкурентов предприятия ООО «Невский Форум», необходимо особенно учитывать ценовое предложение по оказанию SPA и Welness-услуг отелями «Kravt Nevsky Hotel & Spa» и Бутик-отель «Росси». Выбор данных отелей обусловлен несколькими факторами:
данные отели также имеют 4 звезды, а следовательно цена за размещение находится в схожем ценовом диапазоне;
отели располагаются в непосредственной близости к отелю «невский Форум», также в центре г. Санкт-Петербурга.
Неэффективное маркетинговое планирование и недостаточная привлекательность предлагаемых услуг могут привести к низкому спросу и неудовлетворительным результатам от внедрения нового продукта.
Технические риски запуска инновационного проекта по открытию на территории отеля «Невский Форум» SPA и Welness-центра связаны с отсутствием российского оборудования для SPA деятельности, что вызывает необходимость приобретения импортного оснащения и продукции. К сожалению сегодня, на территории России не существует подходящих аналогов косметической продукции и оборудования, которыми можно было бы заменить импортное оснащение и косметические продукты в СПА-отелях, а из-за высокой цены предлагаемых услуг СПА-отели ориентированы только на премиум-сегмент клиентов. Следовательно, одной из важных проблем развития СПА-отелей является внедрение российского оборудования и косметических средств, что позволит сделать услуги более доступными.
Риски, связанные с уровнем потребительского спроса. Уровень спроса на SPA-услуги может варьироваться в зависимости от времени года, местоположения отеля и экономической ситуации (в частности, от состояния реальных доходов гостей отеля).
Риски на каждой стадии жизненного цикла инновационного проекта по созданию SPA и Welness- центра на территории гостиницы «Невский Форум» могут оказывать влияние на его дальнейшее развитие. Риски могут встретится на каждой стадии развития и могут быть производными от прошлых стадий. Рассмотрим в таблице 20 возможные риски на каждой из стадий реализации проекта по открытию SPA и Welness- центра в гостинице.
Таблица 20
Классификация рисков по стадиям инновационного проекта по открытию SPA и Welness- центра
Стадия проекта Характеристика риска Прединвестиционная фаза Разработка концепции проекта Риск выбора ошибочного проекта и отсутствие заинтересованности со стороны гостей отеля в услугах SPA и Welness- центра Эффективность инвестиций Недостаточная эффективность вложенных инвестиций, возможно потребуется дополнительное вложение денежных средств для открытия центра Инвестиционная фаза Платежеспособность предприятия «Невский Форум» Риск наступления неплатежеспособности предприятия вследствие экономической и политической обстановки в стране, отсутствия средств оплаты поставщикам и невозможность развития нового вида деятельности Изменение в техническом и рабочем проектах Выявление недоработок в проекте по открытию SPA и Welness- центра на территории гостиницы, либо необходимость внесения изменений (серьезных/незначительных), что может привести к полному пересмотру проекта, необходимости дополнительного финансирования, согласованию проекта в вышестоящих органах Срыв сроков поставок оборудования и расходных материалов, необходимых для работы центра Несвоевременное обеспечение материалами, сырьем, оборудованием, что может привезти к отклонениям от плана реализации SPA и Welness-услуг Квалификация персонала Низкая квалификация персонала, которая может привести к некачественному, неэффективному исполнению задач по проекту и снижению заинтересованности гостей отеля в использовании услуг SPA и Welness- центра на территории отеля «Невский Форум» Невыполнение контрактов
партнерами Выбраны ненадежные поставщики, срываются сроки поставок либо поставки ненадлежащего качества. Изменение законодательства Повышение затрат в связи с неожиданными государственными мероприятиями налогового регулирования, изменение в политической обстановке, ограничение туризма Эксплуатационная фаза Обеспеченность оборотными
средствами Низкая оборачиваемость средств. Нехватка оборотного капитала для финансирования деятельности SPA и Welness- центра в отеле «Невский Форум» Появление альтернативного продукта Появление на рынке конкурентов с более низкой ценой на аналогичную продукцию, с качеством лучше. Выбор гостями отеля другого объекта для размещения Отсутствие спроса на инновацию/низкая эффективность проекта Низкая экономическая отдача от нового продукта. Отсутствие спроса на продукт – несмотря на проведенный опрос гостей отеля «Невский Форум» нельзя полностью исключать риск незаинтересованности гостей в услугах SPA и Welness- центра Изменение цен на сырье, материалы, перевозку Поставщики повышают цены на сырье/услуги, в связи с чем увеличивается стоимость оказываемых услуг в SPA и Welness- центре в отеле «Невский Форум» Проект по открытию SPA и Welness- центра требуют времени для адаптации работы гостиничного предприятия «Невский Форум» и перехода на новый продукт. В то же время, снижение влияния рисков можно достичь через различные методы, а именно:
хеджирование.
Данная операция подразумевает собой использование финансовых инструментов, таких как фьючерсы или опционы, чтобы защитить себя от потенциальных неблагоприятных изменений цен на рынке или других факторов. Например, заключение сделок на будущий курс валюты, чтобы защитить предприятие ООО «Невский Форум» от изменений валютного курса.
заключение страховых договоров для защиты от потенциальных финансовых потерь или рисков, связанных с осуществление нового вида деятельности;
трансферт риска путем использования контрактов с поставщиками, которые несут ответственность за определенные аспекты услуги;
применение стратегий или мер, которые помогают снизить возможность возникновения или воздействия риска (разработка детального плана бизнеса, регулярный мониторинг и анализ рынка, а также обучение и развитие сотрудников для повышения профессиональных навыков).

2.5. Предложения по минимизации рисков и повышению экономической эффективности предприятия «Невский Форум»
В целях минимизации рисков, связанных с открытием SPA и Welness- центра на территории гостиницы «Невский Форум» предлагаются следующие мероприятия.
1.Проведение тщательного исследование рынка оказания SPA-услуг, чтобы понять потребности и предпочтения целевой аудитории, а также оценить конкуренцию. Для этого необходимо исследовать другие SPA и Welness- центры в отелях-конкурентах, оценить их предложение, цены, особенности и уровень обслуживания. На основании полученного анализа необходимо определить перечень услуг, который будет оказываться в SPA и Welness- центре, а также выбрать ценовую политику, которая учтет цены конкурентов и затраты на оборудование, профессионалов и административные расходы предприятия ООО «Невский Форум».
Поскольку одним из главных рисков выступает жесткая рыночная конкуренция со стороны других салонов уже существующих или которые могут быть в последующем открыты. Для снижения этой угрозы можно использовать следующие методы:
выполнение полной линейки услуг: если клиент проходит для выполнения SPA -процедуры для волос, то помимо лечебных масок по восстановлению структуры или питанию, клиенту можно предложить провести анализ их структуры, выявить проблемы и предложить дополнительные процедуры или лечение.
сосредоточится на среднем ценовом сегменте, так выручка будет оставаться на нужном уровне за счет увеличения среднего чека, а не количества посетителей.
привлечение клиентов за счет оказания уникальных услуг, внедрение инновационных методов. Например, если конкурентные фирмы сфокусированы на применении европейского подхода, возможно выделиться за счет применения восточных методов.
2. Прогнозирование спроса путем проведения анкетирования живущих в отеле гостей. Для этого необходимо сформировать анкету, в которой предложить постояльцам сделать выбор среди возможных SPA и Welness-услуг, а также дать ответ о привлекательности такого центра для проживающего в отеле. Данный опрос позволит руководству компании определить планируемую прибыльность проекта и спланировать финансовые, трудовые и материальные ресурсы.
3. Поиск профессиональных и квалифицированных работников, имеющих опыт работы в SPA и Welness- индустрии. Предприятию ОО «невский Форум» необходимо обратиться к команде опытных специалистов в области SPA-услуг, которые окажут помощь в планировании и открытии SPA и Welness- центра. Важно обеспечить наличие квалифицированных специалистов, таких как массажисты, косметологи и другие специалисты, чтобы предоставить высококачественные услуги. Для этого также необходимо поддерживать образовательные программы и инициативы, направленные на подготовку и повышение квалификации специалистов в области СПА-услуг. Это позволит улучшить качество предоставляемых услуг и удовлетворенность клиентов.
4. Инвестирование в высококачественное оборудование и товары для предложения SPA-услуг, чтобы обеспечить безопасность и качество оказываемых процедур.
5. Проектирование системы управления финансовыми рисками.
Управление финансовыми рисками по открытию SPA и Welness- центра является важной частью системы финансового менеджмента предприятия ООО «Невский Форум». К рекомендациям, которые могут помочь в интеграции управления финансовыми рисками в систему управления предприятия можно отнести назначение ответственных лиц - руководителя или команду, ответственную за управление финансовыми рисками проекта стартапа, разработка положений и документации для минимизации финансовых рисков.
Примером такого положения может служить система управления финансовыми рисками инновационного проекта. Рассмотрим особенности организации данной системы в таблице 21.
Таблица 21
Проектирование системы управления финансовыми рисками для предприятия ООО «Невский Форум»
Этап Ключевые действия и решения (возможные варианты) Выбор методов идентификации рисков Источники информации о рисках:
- характеристики инновационного проекта по созданию SPA и Welness- центра;
- состав экспертов для выявления рисков проекта;
- анкеты для опроса экспертов. Выбор методов измерения рисков 1. Статистический метод или экспертный метод.
2. Определение состава экспертов для оценки рисков по видам.
3. Разработка шкалы для оценки уровня рисков для экспертов. Выбор пороговых значений рисков для ранжирования 1.Компания должна определить границы допустимого и чрезмерного риска для каждого конкретного типа риска. Это может быть связано с финансовыми показателями, такими как уровень капитализации, прибыльность, показатели ликвидности и т.д. Продолжение таблицы 21
Этап Ключевые действия и решения (возможные варианты) Выбор пороговых значений рисков для ранжирования 2.Состав экспертов для определения пороговых значений, включая финансовых аналитиков, управленцев, юристов и других специалистов. Их знания и опыт в соответствующих областях помогут в определении реалистичных и релевантных пороговых значений.
3. Пазработка шкалы для определения пороговых значений.. Выбор методов управления рисками Методы управления рисками:
1. Отказ от риска при чрезмерном уровне риска. В некоторых случаях, когда уровень риска слишком велик и потенциальные потери несоизмеримы с возможными выгодами, компания может принять решение отказаться от риска полностью или от некоторых его аспектов.
2. Снижение риска. Данный метод включает использование различных инструментов и стратегий для снижения риска. Некоторые из таких инструментов включают лимитирование рисков (установление финансовых ограничений на определенные операции или позиции), диверсификацию портфеля (распределение инвестиций между разными активами или областями), самострахование (создание собственных резервов для покрытия потенциальных потерь), регулярный мониторинг.
3. Передача риска, которая предусматривает передачу риска на другую сторону, чтобы снизить финансовые последствия в случае его реализации. Создание организационной структуры Ключевые решения:
- подразделение или сотрудник, отвечающий за систему управления финансовыми рисками;
- функциональное взаимодействие (подразделения и работы). Выбор процедур контроля, коридора допустимых отклонений 1.Анализ и оценка рисков: проведение детального анализа потенциальных финансовых рисков, связанных с проектом, определение ключевых показателей результативности и финансовые метрики, которые требуется контролировать. На основе этого анализа, выбор процедуры контроля, которые позволят выявить и предотвратить существенные отклонения.
2. Установление коридора допустимых отклонений: определение допустимого диапазона значений для каждого ключевого показателя результативности, учитывая особенности проекта и его финансовые цели.
3. Регулярный мониторинг и анализ финансовых показателей, чтобы оперативно выявлять и анализировать отклонения от установленного коридора допустимых значений.
4. Реагирование на отклонения: определение предпочтительных мер или действий, которые следует предпринять при выявлении отклонений от установленного коридора допустимых значений. Создание механизмов, способных обеспечить осуществление инновационного проекта с реализацией возможно меньшего количества финансовых рисков (главная цель внедрения системы управления рисками), является критически важным при внедрении проекта по открытием SPA и Welness- центра на территории гостиницы «Невский Форум».
По результатам написания второй главы выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы.
Предприятие гостиничного сервиса ООО «Невский Форум» является четырехзвездочным отелем, который находится в самом центре г. Санкт-Петербурга, в непосредственной близости от Московского вокзала и в двадцати минутах ходьбы от главной площади Санкт –Петербурга - Дворцовой площади. Компания стремится удовлетворить потребности и ожидания своих гостей, обеспечивая им комфорт и качество услуг. Принципы гостеприимства, профессионализма и внимания к деталям лежат в основе их деятельности для достижения этой цели. Номерной фонд отеля «Невский Форум» включает в себя двадцать девять номеров.
Концепция инновационного проекта в виде организации SPA и Welness-центра для предприятия гостиничного бизнеса ООО «Невский Форум» выбрана в связи с тем, что наличие SPA и Welness -зоны на территории гостиницы является преимуществом, которое выгодно выделяет ее среди конкурентов. Фитнес-центр, SPA -зона и зона отдыха обычно являются важными критериями выбора гостиницы, поскольку потребность в восстановлении эмоционального, психического и физического ресурсов очень высока.
В настоящее время здоровый образ жизни, забота о питании, физическая активность и уход за телом становятся все более популярными. Люди всё больше стремятся найти моменты покоя и умиротворения, расслабиться и получить услуги отдыха и релаксации, чтобы восстановить гармонию.. Философия SPA и Welness-центра, планируемого на территории гостиницы «Невский Форум» направлена на то, чтобы подарить умиротворяющую атмосферу, оказывающую благотворное воздействие на постояльцев гостиницы.
Оценка и управление рисками являются важными аспектами успешной реализации инновационного проекта по открытию на территории отеля «Невский Форум» SPA и Welness-центра. В процессе написания выпускной квалификационной работы были проанализированы возможные риски, а именно:
финансовые риски организации ООО «Невский Форум», связанные с необходимостью вложением существенного объема денежных средств в открытие и оборудование SPA и Welness-центра;
юридические риски, связанные с лицензированием деятельности по оказанию услуг гостям гостиницы, соответствием требованиям законодательства в области здравоохранения;
маркетинговые риски, включающие недостаточный уровень конкурентоспособности в сравнении с рыночными конкурентами, особенно с отелями схожей ценовой категории и места расположения;
технические риски запуска инновационного проекта по открытию на территории отеля «Невский Форум» SPA и Welness-центра, связанные с отсутствием российского оборудования для SPA деятельности.
Для минимизации вышеупомянутых рисков для предприятия ООО «Невский Форум» предлагаются следующие решения:
проведение тщательного исследование рынка оказания SPA-услуг;
прогнозирование спроса путем проведения анкетирования живущих в отеле гостей;
поиск профессиональных и квалифицированных работников, имеющих опыт работы в SPA и Welness- индустрии;
инвестирование в высококачественное оборудование и товары для предложения SPA-услуг, чтобы обеспечить безопасность и качество оказываемых процедур;
проектирование системы управления финансовыми рисками.
Рассмотренный инновационный проект по открытию SPA и Welness-центра на территории предприятия гостиничного бизнеса ООО «Невский Форум» позволит компании увеличить количество гостей, выбирающих отель для временного размещения на период пребывания в г. Санкт-Петербурге. Проведенное исследование потребностей и предпочтений гостей отеля позволили выявить интерес к услугами SPA и Welness-центра - почти 71% опрошенных респондентов утвердительно ответили на вопрос «Если у вас будет возможность посетить SPA и Welness- центр в нашем отеле, воспользуетесь ли вы ей?».
Проведенное исследование также показало, что для гостей отеля «Невский Форум» является важным условием наличие в гостинице фитнес-зала, поскольку постояльцы не хотят прекращать занятия спортом даже во время пребывания в отеле. Высокий интерес целевой аудитории гостиницы «Невский Форум» к услугам проектируемого SPA и Welness-центра позволяет судить о том, что использование данного стартапа в деятельности предприятия гостиничного бизнеса позволит увеличить прибыль компании ООО «Невский Форум» за счет оказания дополнительных услуг.
Сформированная бизнес-модель открытия SPA и Welness-центра на территории гостиницы позволила оценить финансовые затраты, которые понесет организация при осуществления инновационного проекта. Согласно проведенным расчетам, суммарный размер капитальных вложений, необходимых для открытие SPA и Welness-центра, составит 3687500 руб. При этом в составе капитальных вложений учтены расходы на проведение ремонта помещения, приобретение необходимого оборудования, поиск и подбор персонала, а также получение соответствующих лицензий на осуществление деятельности и разрешений. Размер ежемесячных накладных расходов, необходимых для функционирования SPA и Welness-центра на территории отеля «Невский Форум», составляет 750000 рублей. К ежемесячным расходам относятся затраты на оплату труда персонала, расходы в виде приобретения расходных материалов, оплата коммунальных услуг и расходы на маркетинговые мероприятия. Определив необходимые вложения для открытия SPA и Welness-центра на территории отеля «Невский Форум», был рассчитан планируемый срок окупаемости данного инновационного проекта - 8 месяцев.
Размер ежемесячной прибыли отеля «Невский Форум» от услуг, оказываемых на территории SPA и Welness-центра, был рассчитан как разница полученных доходов и произведенных расходов (включая сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения) и составил 767250 руб.
Таким образом, открытие SPA и Welness- центра на территории отеля «Невский Форум» позволит повысить конкурентоспособность предприятия гостиничного бизнеса, повысить интерес гостей к гостинице и привлечь новых постояльцев, а также увеличить общую прибыль компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время процесс развития экономики РФ, осуществляемый в условиях модернизации технологических и бизнес- процессов, находится в тесной взаимосвязи с развитием инновационных компаний и стартапов. Государственная поддержка стартапов, создание инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства, финансовая поддержка и содействие в обеспечении доступа к ресурсам и экспертизе - все это играет важную роль в развитии данных проектов.
Стартап представляет собой начальную форму создания коммерческой организации, целью функционирования которой является формирование \ бизнес-модели, позволяющей разработать или усовершенствовать идею продукта/услуги с последующим выпуском на рынок и успешной организацией продаж. Отличительными чертами стартапа можно назвать:
наличие новой идеи или инновации;
быстрота создания в целях наиболее быстрого вывода продукта или услуги на рынок;
молодой возраст стартаперов;
высокий риск осуществляемой деятельности.
Сущность инновационных проектов заключается в том, что они стремятся преодолеть текущие ограничения, решить проблемы и создать что-то новое и ценное. Они могут быть связаны с различными аспектами, такими как технологии, продукты, процессы, услуги, модели бизнеса и т.д.
В настоящее время инновационное развитие является одной из ключевых стратегических задач для государства, а его продвижение и поддержка имеют существенное значение для достижения экономического роста и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. Россия осознает важность развития инновационных проектов и стартапов для чего использует различные методы и инструменты стимулирования инновационного бизнеса, создания технопарков и инновационных кластеров, поддержки и развития стартапов и инновационных проектов. Осуществляемые мероприятия способствуют развитию научно-технического потенциала страны и формированию благоприятной среды для развития инновационной деятельности.
Как уже было отмечено, стартапы и инновационные проекты играют важную роль в развитии экономики и общества в РФ. Среди направлений, в которых данные проекты могут принести значительную пользу и повышать темпы экономического развития можно выделить:
создание инновационных проектов в сфере информационных технологий;
энергетическая сфера и повышение экологической устойчивости;
развитие сферы здравоохранения и внедрение медицинских инновационных технологий;
аграрно-промышленная сфера и обеспечение продовольственной безопасности;
сфера гостинично-ресторанного бизнеса, в частности предприятия гостиничного сервиса.
Сегмент HoReCa, находящийся в постоянном развитии, предлагает предприятиям множество возможностей для роста, используя для этого меняющиеся предпочтения и вкусы потребителей, а также технические достижения. Для того чтобы отвечать требованиям быстроизменяющегося рынка, предприятиям сегмента HoReCa необходимо быть гибкими и готовыми для внедрения инновационных проектов. Стартапы и инновационные проекты играют важную роль в создании конкурентных преимуществ, улучшении качества обслуживания и удовлетворении современных потребностей клиентов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступило предприятие гостиничного сервиса ООО «Невский Форум». Компания стремится удовлетворить потребности и ожидания своих гостей, обеспечивая им комфорт и качество услуг. Принципы гостеприимства, профессионализма и внимания к деталям лежат в основе их деятельности для достижения этой цели. Номерной фонд отеля «Невский Форум» включает в себя двадцать девять номеров.
Концепция инновационного проекта в виде организации SPA и Welness-центра для предприятия гостиничного бизнеса ООО «Невский Форум» выбрана в связи с тем, что наличие SPA и Welness -зоны на территории гостиницы является преимуществом, которое выгодно выделяет ее среди конкурентов. Фитнес-центр, SPA -зона и зона отдыха обычно являются важными критериями выбора гостиницы, поскольку потребность в восстановлении эмоционального, психического и физического ресурсов очень высока.
В настоящее время здоровый образ жизни, забота о питании, физическая активность и уход за телом становятся все более популярными. Люди всё больше стремятся найти моменты покоя и умиротворения, расслабиться и получить услуги отдыха и релаксации, чтобы восстановить гармонию.. Философия SPA и Welness-центра, планируемого на территории гостиницы «Невский Форум» направлена на то, чтобы подарить умиротворяющую атмосферу, оказывающую благотворное воздействие на постояльцев гостиницы.
Оценка и управление рисками являются важными аспектами успешной реализации инновационного проекта по открытию на территории отеля «Невский Форум» SPA и Welness-центра. В процессе написания выпускной квалификационной работы были проанализированы возможные риски, а именно:
финансовые риски организации ООО «Невский Форум», связанные с необходимостью вложением существенного объема денежных средств в открытие и оборудование SPA и Welness-центра;
юридические риски, связанные с лицензированием деятельности по оказанию услуг гостям гостиницы, соответствием требованиям законодательства в области здравоохранения;
маркетинговые риски, включающие недостаточный уровень конкурентоспособности в сравнении с рыночными конкурентами, особенно с отелями схожей ценовой категории и места расположения;
технические риски запуска инновационного проекта по открытию на территории отеля «Невский Форум» SPA и Welness-центра, связанные с отсутствием российского оборудования для SPA деятельности.
Для минимизации вышеупомянутых рисков для предприятия ООО «Невский Форум» предлагаются следующие решения:
проведение тщательного исследование рынка оказания SPA-услуг;
прогнозирование спроса путем проведения анкетирования живущих в отеле гостей;
поиск профессиональных и квалифицированных работников, имеющих опыт работы в SPA и Welness- индустрии;
инвестирование в высококачественное оборудование и товары для предложения SPA-услуг, чтобы обеспечить безопасность и качество оказываемых процедур;
проектирование системы управления финансовыми рисками.
Сформированная бизнес-модель открытия SPA и Welness-центра и проведенные маркетинговые исследования позволяют судить о том, что инновационный проект по открытию SPA и Welness-центра на территории предприятия гостиничного бизнеса ООО «Невский Форум» позволит компании повысить уровень конкурентоспособности, увеличить количество гостей, выбирающих отель для временного размещения на период пребывания в г. Санкт-Петербурге, и увеличить размер получаемой прибыли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые документы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ / СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19671.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ / СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19671.

Научная и учебная литература

Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
Абдукаримов И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учебное пособие / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов. — Москва: ИНФРА-М, 2022.-214 с.
Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (для бакалавров) / О.И. Аверина. - М.: КноРус, 2019. - 94 c.
Айдаркина, Е. Е. Теория и практика управления : учебное пособие / Е. Е. Айдаркина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 164 с.
Алиев, И. М. Экономика труда / И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. - М.: Юрайт, 2022. - 672 c.
Анализ финансовой отчетности : учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 434 с.
Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприя-тий : Учебник для студентов вузов. Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 400 с.
Бабаева, З.Д. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций. Методология, задачи, ситуации, тесты/ З. Д. Бабаева, В. А. Терехова, Т. Н. Шеина, И. М. Рендухов. – М.: Финансы и статистика, 2012.-452 с.
Барышев, А. В. Основы разработки управленческого решения : учебное пособие / А.В. Барышев. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 164 с. 
Березина, Е.А. Исследование эффективности организации менеджмента на предприятии. СМАЛЬТА. 2019. № 6. С. 18-20. 
Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
Буркунов, Э.В. Обеспечение экономической эффективности хозяй-ственной деятельности предприятия при различных формах инвестирования : дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 – СПб., 2019. – 152 с.
Василенко, С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом / С.В. Василенко. - М.: Дашков и К°, 2022. - 372 c.
Варзунов А.В., Торосян Е.К., Сажнева Л.П. Анализ и управление бизнес-процессами. Учебное пособие. — СПб.: Университет ИТМО, 2016. — 112 с. 
Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. — 656 с. 
Гращенко Н.Ю. Опыт применения экономико-математических моде-лей в практической деятельности малого бизнеса / Е.С.Хедрот Н.Ю.Гращенко // XL Неделя науки СПбГПУ : материалы международной научно-практической конференции. Ч. XIV. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. – С. 157.
Громов А.И. и др. Учебно-методический комплекс Анализ и моделирование бизнес-процессов. Учебное пособие/Громов А.И., Чеботарев В.Г, Горчаков Я.В., Бойко О.И. - М., 2007. - 157с. 
Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / О. В. Губина, В. Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 335 с.
Гуркина С.М. Использование ключевых показателей эффективности деятельности предприятий / С.М. Гуркина // Вестник науки и образования. 2017. № 1 (25). С. 45-47.
Елицур М.Ю. Экономика и бухгалтерский учет. Проф.модули: Учебник / М.Ю. Елицур, О.М. Носова, М.В. Фролова. – М.: Форум, 2019г. – 190 c.
Жердева О.Ю. Влияние рисков на эффективность управления производственной деятельностью / О.Ю. Жердева // Синергия Наук. 2017. № 15. С. 169-175.
Жилкина, А. Н.  Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 285 с.
Илышева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности : учебник / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 370 с.
Инновационная экономика: информация, анализ, прогнозы [Текст] : монография / [Рудакова О. В. и др.] ; под общ. ред. Шманева С. В. – Орел : Изд-во ОрелГИЭТ, 2020. – 223 с.
Камысовская, С. В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей : учебное пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 432 с.
Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013, – 214 с.
Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 297 с. 
Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 209 с.
Куприянов, Ю. В.  Бизнес-системы. Основы теории управления : учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.
Купцова, Е. В.  Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с.
Леонтьев, Е.Д. Влияние времени принятия решения на результат деятельности малого предприятия связи / Е.Д. Леонтьев // Технические науки: теория и практика: сборник материалов II Международной научной конференции. – Чи-та: Изд. «Молодой ученый», 2014. C. 96-98.
Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы / Ю.А. Лукаш. - М.: Финпресс, 2021. - 272 c.
Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э.А. Маркарьян. — М.: КноРус, 2019. — 550 с.
Мейер, Маршал В. Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер: [Пер. с англ. А.О. Корсунской]. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 272 с.
Методы исследований и организация экспериментов / Под ред. проф. К.П. Власова. – Х.: Издательство «Гуманитарный Центр», 2002. – 256 с.
Новак, М.А Современные методики анализа прибыли и рентабельности / М.А. Новак, К.Н. Митрофанова, ВВ. Тонких // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – №. 8. – С. 82-86.
Остриков Н.В., Борисов П.О. Новые механизмы финансирования стартапов // Инновации и инвестиции. 2023. №8.
Пласкова, Н. С. Анализ финансовой отчетности, составленной по МСФО : учебник / Н.С. Пласкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 276 c.
Пирогова Е.В. Управление бизнес-процессами предприятия: учеб. пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2017. – 107 с.
Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 274 с.
Производительность труда и техническая политика предприятия: Мо-нография / И.Ф. Рябцева, Э.Н. Кузьбожев. – Издательство: НИЦ ИНФРА-М, – 2019г. – 199 с.
Раева И. В. Стартап: Понятие, особенности, методы оценки // Имущественные отношения в РФ. 2021. №6 (237).
Разу М.Л. под ред. и др. Управление проектом [Электронный ресурс] : основы проектного управления : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Гос. и муниципальное упр.», «Маркетинг», «Упр. персоналом», «Упр. инновациями», «Нац. экономика» / [М. Л. Разу и др.] ; под ред. М. Л. Разу ; Гос. ун-т упр. - 4-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2015.
Романовская Е.В., Андряшина Н.С., Безрукова Н.А., Уткин В.Е. Особенности стартапа как проекта // Московский экономический журнал. 2021. №12.
Сибирская, Е.В. Инструментарий моделирования информационной инфраструктуры деятельности малого инновационного бизнеса / Е.В. Сибирская, С.Н. Мартов // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2013. – № 7. – С. 38-60.
Стиглиц, Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Пер.с англ. – М.: Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997. – 720
Сухойван, Екатерина Документирование бизнес-процесса поиска и подбора персонала / Екатерина Сухойван. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 585 c.
Управление бизнес-процессами предприятия : учебное пособие / сост. Е. В. Пирогова. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. – 107 с. с.
Тищенко, А.Н. Экономическая результативность деятельности предприятий: монография / А.Н. Тищенко, Н.А. Кизим, Я.В. Догодайло – Х.: Инжек, 2015. – 144 с.
Яшкин А.А. Пути повышения эффективности деятельности предприятия / А.А, Яшкин // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 14. С. 456-459.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
SWOT-анализ организации ООО «Невский Форум»
Возможности внешней среды
«O» — OPPORTUNITIES Угрозы внешней среды
«T» — THREATS Увеличение спроса на гостиничные услуги, реализуемые организацией
Рост количества потребителей услуг компании вследствие роста спроса.
Ценовая политика-доступность услуг организации для населения
Расширение ассортимента оказываемых услуг, открытие новых направлений, пользующихся спросом среди гостей отеля 1.Появление новых рыночных конкурентов
2.Ненадежность партнеров.
3.Снижение выручки организации вследствие уменьшения количества гостей, проживающих в отеле.
4. Рост издержек обращения, в том числе расходов на осуществление уставной деятельности Сильные стороны внутренней среды Удовлетворенность заказчиков компании качеством оказываемых услуг
Доступные цены на реализуемые услуги
3. Возможность реализации дополнительных услуг.
4. Наличие обширной сформированной клиентской базы «Сильнее стороны и возможности» «Сильнее стороны и угрозы» 1.Увеличение выручки и объема реализованных услуг за счет использования программ лояльности для постоянных клиентов.
2. Расширение рынка сбыта путем реализации новых видов услуг, внедрение инновационных проектов (открытие на территории отеля SPA b Welness-центра)
3. Следование ценовой стратегии умеренных цен, позволяющих удерживать покупательский спрос Высокое качество реализуемых услуг и удовлетворенность гостей позволит снизить степень влияния конкурентов на объем полученных доходов компанией
Высокая степень выполнения договорных обязательств позволит снизить риск ненадежности партнеров. Слабые стороны внутренней среды 1.Слабая маркетинговая кампания-отсутствие продвижения и рекламы.
2.Высокие издержки .
3. Недостаточный уровень квалификации персонала организации Поле «Слабые стороны и возможности» Поле «Слабые стороны и угрозы» 1. Налаживание партнерских связей в целях усиления рыночного положения
2. Внедрение специальных предложений и новых услуг позволит повысить уровень конкурентоспособности и удовлетворенности клиентов. 1.Внедрение маркетинговой стратегии позволяющей повысить уровень конкурентоспособности организации
2.Повышение уровня квалификации персонала организации ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 4











Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа прошла проверку на корректность заимствования в системе «Антиплагиат.ру».
Настоящим подтверждаю, что даю разрешение Университету «Синергия» на размещение полного текста моей выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы, отзыва на мою выпускную квалификационную работу в электронно-библиотечной системе Университета «Синергия».





Калашов Шакро Шалвович
(ФИО)



______________________
(Подпись)


«13» декабря 2023 г.










42



Особенности венчурного капитала

Ориентирован на поддержку инновационных компаний, что с одной стороны увеличивает риск, а с другой стороны-повышает возможность извлечения сверхприбыли

Предоставляется на средний (от 3 до 5 лет) или на длительный (от 5 до 10 лет) срок и не может быть изъят инвестором до окончания жизненного цикла проекта

Инвестируется в небольшие высокотехнологичные предприятия, которые ориентированы на разработку и производство новой и наукоемкой продукции

Факторы, обуславливающие актуальность применения инновационных проектов и стартапов в сегменте HoReCa

Достижения научно-технического прогресса, другое открываютщие новые перспективы для инноваций и повышения эффективности бизнеса

Рост требований потребителя, выражающийся в том, что потребители ожидают новых, инновационных и персонализированных услуг

Рост рыночной конкуренции.
Сфера HoreCa является высоко концентрированной с конкурентной точки зрения, а новые проекты могут предложить конкурентные преимущества для привлечения клиентов и увеличения эффективности деятельности

Стартапы и инновационные проекты в создают новые рабочие места, а благодаря внедрению новых моделей бизнеса и привлечению инвестиций положительно сказываются на экономическом росте и развитие гостинично-ресторанной отрасли в целом

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ / СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19671.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ / СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19671.

Научная и учебная литература

4. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
5. Абдукаримов И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учебное пособие / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов. — Москва: ИНФРА-М, 2022.-214 с.
6. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (для бакалавров) / О.И. Аверина. - М.: КноРус, 2019. - 94 c.
7. Айдаркина, Е. Е. Теория и практика управления : учебное пособие / Е. Е. Айдаркина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 164 с.
8. Алиев, И. М. Экономика труда / И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. - М.: Юрайт, 2022. - 672 c.
9. Анализ финансовой отчетности : учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 434 с.
10. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприя-тий : Учебник для студентов вузов. Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 400 с.
11. Бабаева, З.Д. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций. Методология, задачи, ситуации, тесты/ З. Д. Бабаева, В. А. Терехова, Т. Н. Шеина, И. М. Рендухов. – М.: Финансы и статистика, 2012.-452 с.
12. Барышев, А. В. Основы разработки управленческого решения : учебное пособие / А.В. Барышев. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 164 с.
13. Березина, Е.А. Исследование эффективности организации менеджмента на предприятии. СМАЛЬТА. 2019. № 6. С. 18-20.
14. Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
15. Буркунов, Э.В. Обеспечение экономической эффективности хозяй-ственной деятельности предприятия при различных формах инвестирования : дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 – СПб., 2019. – 152 с.
16. Василенко, С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом / С.В. Василенко. - М.: Дашков и К°, 2022. - 372 c.
17. Варзунов А.В., Торосян Е.К., Сажнева Л.П. Анализ и управление бизнес-процессами. Учебное пособие. — СПб.: Университет ИТМО, 2016. — 112 с.
18. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. — 656 с.
19. Гращенко Н.Ю. Опыт применения экономико-математических моде-лей в практической деятельности малого бизнеса / Е.С.Хедрот Н.Ю.Гращенко // XL Неделя науки СПбГПУ : материалы международной научно-практической конференции. Ч. XIV. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. – С. 157.
20. Громов А.И. и др. Учебно-методический комплекс Анализ и моделирование бизнес-процессов. Учебное пособие/Громов А.И., Чеботарев В.Г, Горчаков Я.В., Бойко О.И. - М., 2007. - 157с.
21. Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / О. В. Губина, В. Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 335 с.
22. Гуркина С.М. Использование ключевых показателей эффективности деятельности предприятий / С.М. Гуркина // Вестник науки и образования. 2017. № 1 (25). С. 45-47.
23. Елицур М.Ю. Экономика и бухгалтерский учет. Проф.модули: Учебник / М.Ю. Елицур, О.М. Носова, М.В. Фролова. – М.: Форум, 2019г. – 190 c.
24. Жердева О.Ю. Влияние рисков на эффективность управления производственной деятельностью / О.Ю. Жердева // Синергия Наук. 2017. № 15. С. 169-175.
25. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 285 с.
26. Илышева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности : учебник / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 370 с.
27. Инновационная экономика: информация, анализ, прогнозы [Текст] : монография / [Рудакова О. В. и др.] ; под общ. ред. Шманева С. В. – Орел : Изд-во ОрелГИЭТ, 2020. – 223 с.
28. Камысовская, С. В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей : учебное пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 432 с.
29. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013, – 214 с.
30. Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
31. Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 209 с.
32. Куприянов, Ю. В. Бизнес-системы. Основы теории управления : учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.
33. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с.
34. Леонтьев, Е.Д. Влияние времени принятия решения на результат деятельности малого предприятия связи / Е.Д. Леонтьев // Технические науки: теория и практика: сборник материалов II Международной научной конференции. – Чи-та: Изд. «Молодой ученый», 2014. C. 96-98.
35. Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы / Ю.А. Лукаш. - М.: Финпресс, 2021. - 272 c.
36. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э.А. Маркарьян. — М.: КноРус, 2019. — 550 с.
37. Мейер, Маршал В. Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер: [Пер. с англ. А.О. Корсунской]. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 272 с.
38. Методы исследований и организация экспериментов / Под ред. проф. К.П. Власова. – Х.: Издательство «Гуманитарный Центр», 2002. – 256 с.
39. Новак, М.А Современные методики анализа прибыли и рентабельности / М.А. Новак, К.Н. Митрофанова, ВВ. Тонких // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – №. 8. – С. 82-86.
40. Остриков Н.В., Борисов П.О. Новые механизмы финансирования стартапов // Инновации и инвестиции. 2023. №8.
41. Пласкова, Н. С. Анализ финансовой отчетности, составленной по МСФО : учебник / Н.С. Пласкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 276 c.
42. Пирогова Е.В. Управление бизнес-процессами предприятия: учеб. пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2017. – 107 с.
43. Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 274 с.
44. Производительность труда и техническая политика предприятия: Мо-нография / И.Ф. Рябцева, Э.Н. Кузьбожев. – Издательство: НИЦ ИНФРА-М, – 2019г. – 199 с.
45. Раева И. В. Стартап: Понятие, особенности, методы оценки // Имущественные отношения в РФ. 2021. №6 (237).
46. Разу М.Л. под ред. и др. Управление проектом [Электронный ресурс] : основы проектного управления : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Гос. и муниципальное упр.», «Маркетинг», «Упр. персоналом», «Упр. инновациями», «Нац. экономика» / [М. Л. Разу и др.] ; под ред. М. Л. Разу ; Гос. ун-т упр. - 4-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2015.
47. Романовская Е.В., Андряшина Н.С., Безрукова Н.А., Уткин В.Е. Особенности стартапа как проекта // Московский экономический журнал. 2021. №12.
48. Сибирская, Е.В. Инструментарий моделирования информационной инфраструктуры деятельности малого инновационного бизнеса / Е.В. Сибирская, С.Н. Мартов // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2013. – № 7. – С. 38-60.
49. Стиглиц, Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Пер.с англ. – М.: Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997. – 720
50. Сухойван, Екатерина Документирование бизнес-процесса поиска и подбора персонала / Екатерина Сухойван. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 585 c.
51. Управление бизнес-процессами предприятия : учебное пособие / сост. Е. В. Пирогова. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. – 107 с. с.
52. Тищенко, А.Н. Экономическая результативность деятельности предприятий: монография / А.Н. Тищенко, Н.А. Кизим, Я.В. Догодайло – Х.: Инжек, 2015. – 144 с.
53. Яшкин А.А. Пути повышения эффективности деятельности предприятия / А.А, Яшкин // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 14. С. 456-459.