Специфика проявления агрессии у родителей детей с ОВЗ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 47 47 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 06.11.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты и методы изучения совладающего поведения родителей с детьми с ОВЗ 6
1.1 Психологические особенности родителей и семейных отношений в семьях с детьми с ОВЗ 6
1.2 Изучение совладающего поведения родителей с детьми с ОВЗ в российской и зарубежной практике 9
1.3 Направления психологической поддержки родителей с детьми с ОВЗ 17
Вывод по материалу главы 1: 19
2. Эмпирическое изучение паттернов агрессии у родителей детьми с ОВЗ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования 24
2.3 Модель психологической коррекции поведенческих факторов проявления агрессии у родителей с детьми с ОВЗ 29
Вывод по материалу главы 2: 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Фрагмент для ознакомления

Затем предлагается выполнение простых упражнений на сенситивность, включая упражнение "Цвет настроения". Цель этого упражнения — развитие способностей осознавать и выражать свои состояния и предсказывать состояния других.Учитель предлагает каждому участнику подумать и назвать свой "цвет настроения". Затем несколько человек могут рассказать о том, как менялся их цвет настроения в течение дня и почему они выбрали именно этот цвет. Затем учащимся предлагается подумать о своем "цвете настроения" без слов, после чего каждый определяет цвет своего соседа слева и называет его вслух. Все участники также называют свой выбранный цвет [27-30]. Таким образом, они развивают навыки сенситивности и расширяют возможности своих органов восприятия. Общий результат работы учителя включает отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, установление новых здоровых контактов, возвращение к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающим миром, а также развитие совместной результативной активности в обучении и воспитании "особого ребенка".Вывод по материалу главы 2:Родители любых детей, вне зависимости от выработки агрессии во вне или внутрь (ауто-, гетеро-) используют во взаимоотношениях с ребенком копинг-стратегии, исходя из собственного психологического фона.«Особенные дети» являются наиболее зависимым от психологического фона, поведения родителей контингентов.Основная проблема родителей детей с ОВЗ – их отстраненность от других и переживание своих проблем в изоляции. Приотказе родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, установление новых здоровых контактов, возвращение к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающим миром, а также развитие совместной результативной активности в обучении и воспитании "особого ребенка" реализуется механизм выстраивания положительного взаимодействия родителей и детей с ОВЗ.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью нашего исследования являлось – провести психологическую тестовую диагностику родителей с детьми ОВЗ, выявить основные паттерны и разработать рекомендации по реализации психологического сопровождения семей с детьми ОВЗ.Согласно поставленным задачам исследования были получены следующие выводы:В рамках рассмотрения особенностей родителей с детьми с ОВЗ выявлены следующие факторы, оказывающие влияние на детей с ОВЗ:Одним из основных факторов является высокая потребность ребенка в эмоциональном контакте, близости и заботе со стороны родителей. В случае недостаточности и неадекватности общения со стороны родителей, ребенок может искать замещение в отношениях с другими людьми. Также указывается на отсутствие образа родителей у детей, что связано с невозможностью ребенка различать отца и мать как индивидуальности. Наконец, отмечается, что неадекватное поведение родителей может оказывать влияние на продуктивность и поведение самого ребенка.Согласно изучению тенденций совладающего поведения у родителей детей с ОВЗ и обычных детей выявлено, что выбор стратегии опирается на наш опыт предыдущих ситуаций. Если стратегия сработала успешно, мы будем использовать ее снова, вероятно, даже усиливая ее. Этот успешный опыт также может искажать нашу оценку текущей ситуации. Если выбранная стратегия не сработала, мы заменим ее на другую, которая кажется более перспективной. Кроме того, текст говорит о том, что мы направляем наши адаптационные ресурсы на решение «трудных» задач. Иногда мы чувствуем стресс, который кажется неприятным, но на самом деле может оказаться не настолько тяжелым, как мы представляем.При рассмотрении вопроса о направлении психологической поддержки родителей, особенно с детьми с ОВЗ, выявлено, что совладание может быть реактивным (преодоление уже возникшего стресса), активным (предвосхищение сложной ситуации в будущем и подготовка к ней) и проактивным (планирование стресса и его преодоление в ходе достижения жизненных целей). Рассмотрена позиция«совладание» с трех точек зрения: эго-центрированная (психодинамическая), диспозиционная (ресурсная) и когнитивная. Также рассматриваются стратегии совладания, которые делятся на проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный типы. Механизм совладания включает обнаружение стресса, переживание его, преодоление и извлечение выводов.Таким образом, нами обоснована необходимость проведения психологической диагностики родителей детей в двух группах: экспериментальной (родители с детьми с ОВЗ) и контрольной (семьи с обычными детьми).Эмпирическое исследование было проведено на базе Самарского Государственного Колледжа, и на базе ДДОУ "Надежда", а так же в группе вк "Алалия,ЗПР,ЗРР". Были отобраны 26 семей с обычными детьми и 26 семей с детьми с ОВЗ.Согласно проведенного исследования методами: методики «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой), анкета «Ауто- и гетероагрессия», созданная Е. П. Ильиным, опросник исследования уровня агрессивности Авторами А. Бассом и А. Дарки, а так же выявление взаимосвязи между показателями было произведено при помощи коэффициентов t-Стьюдента и Спирмена.Таким образом, можно сделать вывод, что родители детей, вне зависимости от наличия ОВЗ, прибегают к неадаптивным стратегиям поведения.Исходя из этого необходима разработка психологической коррекции поведенческих факторов проявления агрессии у родителей у родителей. Но, для родителей с детьми с ОВЗ это наиболее значимо, исходя из сильной взаимосвязи психологического состояния ребенка с ОВЗ от психологического состояния родителей.Разработанная модель психологической коррекции родительского поведения позволяет решить основную проблему родителей детей с ОВЗ – их отстраненность от других и переживание своих проблем в изоляции. При отказе родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, установление новых здоровых контактов, возвращение к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающим миром, а также развитие совместной результативной активности в обучении и воспитании "особого ребенка" реализуется механизм выстраивания положительного взаимодействия родителей и детей с ОВЗ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВТкачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Ткачева. – М., 2014. – С. 197–215Лазаренко Л. А., Бичанина Т. В. Анализ особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья //Юность. Наука. Пермпектива: сб. ст. Всерос. студ. науч.-практ. конф., 2020 С. 81–86.Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие. 4-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2018 272 с.Хорошева Е. В. Индивидуальные ресурсы родителей нетипичного ребенка [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. uRL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44065_full.shtml (дата обращения 06.10.2023)Нестерова А. А., Ковалевская Н. А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестн. МГОУ. Сер. : Психол. науки. 2015. № 3. С. 38–46.Зуев К. Б. Структура совладающего поведения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов // Психология стресса и совладающего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26–28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома, 2013. Т. 2. С. 42–43.Голубева М. С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями :автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2006. 22 с.Устюжанинова Е.Н., Стребкова Е.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ // Международный журнал гуманитарных и медицинских наук. 2023. №1-2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-roditeley-i-semeynyh-vzaimootnosheniy-v-semyah-s-detmi-s-ovz (дата обращения: 06.10.2023).Пюра Д.С., Долгова М.В. Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ // Молодой ученый. – 2019. – № 15. – С. 247-250.Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии// Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 15-31Андреева Л.М., Федоров А.А. Особенности психических состояний матерей молодого и зрелого возраста с разным типом отношения к ребенку-инвалиду // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 40. – С. 174-177.Сафонова М.В., Карабанова Т.Р. Особенности построения детско-родительских отношений в семьях с родителями разного психологического типа, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2020. – № 2 (52). – С. 167-182.Церковский А. Л. Современные взгляды на копинг-проблему // Вестник ВГМУ. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-koping-problemu (дата обращения: 06.10.2023)Щебетунова М.Ю. Феномен совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с овз в современной психологической науке// Обзор педагогических исследований 2020. Том 2. №3. С 136-142Группа Алалия,ЗПР,ЗРР //URL:https://vk.com/club90581309Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. 2-е изд., испр., доп. Кострома, 2010. 64 с.Лукьянов А. С. Методы математической статистики как инструмент психолога-исследователя // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-matematicheskoy-statistiki-kak-instrument-psihologa-issledovatelya (дата обращения: 06.10.2023).Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса [электронный ресурс]//URL: https://psylab.infoОпросник «Ауто- и гетероагрессия» (Е. П. Ильин) [электронный ресурс]//URL: https://studfile.net/preview/3635337/Опросник исследования уровня агрессивности Авторы А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой) [электронный ресурс]//URL: https://www.nekrasovspb.ru/doc/18bassdarki%D0%B8.pdfХазова С. А., Ряжева М. В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-sovladayuschego-povedeniya-roditeley-vospityvayuschih-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 06.10.2023).Ганичева И.А. Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности / И.А. Ганичева, О.А. Журкина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – №47 (285). – С. 458–461.Анохина С.А. Стратегии социальной поддержки и совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020 Т. 9 № 2А. С. 212-218. Организация психологической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья : Методические рекомендации /Авторы сост.: Т.В. Зеленкова, Е.В. Селезнева. – Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020 – 58 с.Гордиенко Н.В., Щебетунова М.Ю. Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в аспекте формирования ресурсностисовладающего поведения [электронный ресурс]//URL: https://upload.pgu.ru/iblock/59b/59b84f7f40fa2529441f2b1074cbf412/CH_-8_110_115-_1_-_1_.pdf (дата обращения 06.10.2023)Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-sovladayuschego-povedeniya-sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 21.03.2020)Суроедова Е.А., Белоусова М.А. Консультирование родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: роль смыслопередачи в ходе психологической работы. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):80-92.Воспитываем ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие для родителей / Л.А. Асламазова, Д.Г. Коблева, А.Н. Сафонова; под ред. Л.А. Асламазовой/ – Майкоп, 2019 – 108 с.Анохина С .А . Теоретические и эмпирические аспекты изучения социальной поддержки // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 15 декабря 2015 г .: в 3 ч . Ч .3 . Уфа, 2015 .С . 244–249 Сереней В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Интерактивная наука. — 2019. — № 8 (42). — С. 14–16.ПРИЛОЖЕНИЕ АТаблица А1 – Опросник Р. Лазаруса для экспериментальной группы№ФамилияВозрастПолКонфронтационный копингДистанцированиеСамоконтрольПоиск социальной поддрежкиПринятие отвественностиБегство-ИзбеганиеПланирование решения проблемыПоложительная переоценка1Испытуемый 143Ж54604937526453472Испытуемый245Ж57534944485253473Испытуемый348Ж46364549595256654Испытуемый447Ж43454947435452405Испытуемый550Ж46294555515749476Испытуемый654Ж46424244314256507Испытуемый740Ж35463456524949508Испытуемый840М48373946525451519Испытуемый931Ж614656696661717210Испытуемый1033Ж574638535252536111Испытуемый1144Ж393634405252274512Испытуемый1233М522946533954456413Испытуемый1335Ж573919503943425314Испытуемый1433Ж504341375249384715Испытуемый1539Ж505067445246454216Испытуемый1644Ж656478535261636717Испытуемый1748Ж533661522732656218Испытуемый1829Ж555546575467535319Испытуемый1933Ж543949504340716920Испытуемый2033Ж435341473952382721Испытуемый 2135Ж613656475243565822Испытуемый 2229Ж614837605071563923Испытуемый 2333Ж463238534349385024Испытуемый 2438Ж546045474864453325Испытуемый 2524Ж525231473869495326Испытуемый 2640Ж5443535970646353ПРИЛОЖНИЕ БТаблица Б1 – Опросник Р. Лазаруса для контрольной группы№ФамилияВозрастПолКонфронтационный копингДистанцированиеСамоконтрольПоиск социальной поддрежкиПринятие отвественностиБегство-ИзбеганиеПланирование решения проблемыПоложительная переоценка1Испытуемый 1 25Ж55485851505867562Испытуемый 227Ж61645247587149393Испытуемый 339Ж50535644524645564Испытуемый 434Ж57716750618138455Испытуемый 530Ж55555238586038426Испытуемый 636Ж46433853434338397Испытуемый 721Ж74674647385863568Испытуемый 834Ж50574966666749649Испытуемый 935М565653495254515410Испытуемый 1035Ж614656505255455611Испытуемый 1138Ж613927533949494512Испытуемый 1241Ж464649404852494213Испытуемый 1329Ж615852383865635614Испытуемый 1436Ж575053536673455015Испытуемый 1538Ж575334504849535016Испытуемый 1629Ж556452576255673917Испытуемый 1740Ж505053445270454718Испыуемый 1849Ж464952394344595519Испыуемый 1951Ж605261415161625220Испыуемый 2054М536154576262516321Испыуемый 2139Ж396760405261425622Испыуемый 2241Ж464634345234566123Испыуемый 2344Ж546471696143677224Испыуемый 2434Ж575049595267636725Испыуемый 2540Ж505356475758607226Испытуемый 2651Ж3349334443474945ПРИЛОЖЕНИЕ ВТаблица В1 – Опросник Е. П. Ильина для экспериментальной и контрольной группыЭкспериментальная группаКонтрольная группаАутоагрессияГетероагрессияАутоагрессияГетероагрессияиспытуемый 13127испытуемый 24071испытуемый 34187испытуемый 42091испытуемый 52572испытуемый 61423испытуемый 74117испытуемый 86471испытуемый 92322испытуемый 101623испытуемый 113324испытуемый 121432испытуемый 133404испытуемый 140353испытуемый 159312испытуемый 163421испытуемый 172288испытуемый 189313испытуемый 190720испытуемый 203336испытуемый 214250испытуемый 2201031Испытуемый 233362Испыицемый 244773Испытуемый 251361Испытуемый 267361ПРИЛОЖЕНИЕ ГТаблица Г1 – Опросник А. Басса и А. Дарки для контрольной группыФамилия ИОВозрастДатаФизическая агрессияКосвенная агрессияРаздражениеНегативизмОбидаПодозрительностьВербальная агрессияЧувство виныВраждебность (по Хвану АА)Агрессивность (по Хвану АА)Физическая агрессияКосвенная агрессияРаздражениеНегативизмОбидаПодозрительностьВербальная агрессияЧувство виныВраждебность (по Хвану АА)Агрессивность (по Хвану АА)1234567891011121314151617181920212223Испыиуемый 12515.08.202367756812578,3607763100728091,25587,573,33Испыиуемый 22716.08.20237960756766,37099540845045,6777555,73Испыиуемый 33917.08.2023781033510449,070889060365076445079,2Испыиуемый 43418.08.2023485154574,54,7408845206040387756,2541,07Испыиуемый 53019.08.2023368054474,55,03066720604030,47756,2544Испыиуемый 63620.08.20232331266343,720332720246045,6335032,27Испыиуемый 72121.08.202375731910358,0705563601290763362,570,4Испыиуемый 83422.08.20230434353742,00442780365022,8775017,6Испыиуемый 93523.08.2023652330741,55,06055186036053,24418,7544Испыиуемый 103524.08.20234640246434,74066360244045,64437,541,07Испыиуемый 113825.08.2023769032862,58,07066810362060,86631,2570,4Испыиуемый 124126.08.2023356167566,54,7305554207270386681,2541,07Испыиуемый 132927.08.2023576436924,56,750775480366068,42256,2558,67Испыиуемый 143628.08.20235982668767,050997240726060,8777561,6Испыиуемый 153829.08.20235520136124,35055180123045,6112538,13Продолжение таблицы Г11234567891011121314151617181920212223Испыиуемый 162930.08.20233854625644,330884580722038665038,13Испыиуемый 174031.08.20235662451094,57,0506654404850769956,2561,6Испыиуемый 184901.09.2023373527924,55,0307727100247068,42256,2544Испыиуемый 195102.09.2023054132252,52,00553620362015,25531,2517,6Испыиуемый 205403.09.2023556347875,56,350555460487060,87768,7555,73Испыиуемый 213904.09.2023373021271,52,73077270241015,27718,7523,47Испыиуемый 224105.09.2023446134613,55,340445420364045,61143,7546,93Испыиуемый 234406.09.2023363165385,53,030662720725022,88868,7526,4Испыиуемый 243407.09.202368621712648,060885440127091,2665070,4Испыиуемый 254008.09.2023310123852,53,73011020243060,85531,2532,27Испыиуемый 265109.09.20231622134522,310661840123030,4552520,53ПРИЛОЖЕНИЕ ДТаблица Д1 – Результаты – опросник А. Басса и А. Дарки для экспериментальноцй группыФамилия ИОВозрастДатаФизическая агрессияКосвенная агрессияРаздражениеНегативизмОбидаПодозрительностьВербальная агрессияЧувство виныВраждебность (по Хвану АА)Агрессивность (по Хвану АА)Физическая агрессияКосвенная агрессияРаздражениеНегативизмОбидаПодозрительностьВербальная агрессияЧувство виныВраждебность (по Хвану АА)Агрессивность (по Хвану АА)1234567891011121314151617181920212223Испытуемый 14315.08.2023277141592,54,7207763204810389931,2541,07Испытуемый 24516.08.20230311002601,00339200015,26608,8Испытуемый 34817.08.20234413406523,7404496048045,6552532,27Испытуемый 44718.08.20231012222321,3100940242015,2332511,73Испытуемый 55019.08.20234684558556,740667280605060,85562,558,67Испытуемый 65420.08.20237511669165,77055920726068,4117549,87Испытуемый 74021.08.20232330444643,02033270484030,4665026,4Испытуемый 84022.08.2023665336754,56,060664560366053,25556,2552,8Испытуемый 93123.08.20237360357746,77033540365053,2775058,67Испытуемый 103324.08.202375452411237,3705536100244083,62237,564,53Испытуемый 114425.08.2023476234873,56,040775440364060,87743,7552,8Испытуемый 123326.08.2023265003621,54,3206645003045,62218,7538,13Испытуемый 133527.08.2023654343723,55,760553660483053,22243,7549,87Испытуемый 143328.08.2023464232352,53,740663640362022,85531,2532,27Продолжение таблицы Д11234567891011121314151617181920212223Испытуемый 153929.08.2023255356855,55,020554560606060,85568,7544Испытуемый 164430.08.2023642210440,54,06044184012030,4446,2535,2Испытуемый 174831.08.20237752575565,770774540607038557549,87Испытуемый 182901.09.20236753541214,57,760774560604091,21156,2567,47Испытуемый 193302.09.20234681315425,740667220361038442549,87Испытуемый 203303.09.20231652335233,7106645403630382237,532,27Испытуемый 213504.09.2023756223712,56,770555440243053,21131,2558,67Испытуемый 222905.09.202310711375125611,0100779960845091,2557596,8Испытуемый 233306.09.20233683557556,030667260605053,25562,552,8Испытуемый 243807.09.2023647076776,56,76044630846053,27781,2558,67Испытуемый 252408.09.20238583446147,380557260484045,6115064,53Испытуемый 264009.09.20231763577664,710775460607053,2667541,07

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Ткачева. – М., 2014. – С. 197–215
2. Лазаренко Л. А., Бичанина Т. В. Анализ особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья //Юность. Наука. Пермпектива: сб. ст. Всерос. студ. науч.-практ. конф., 2020 С. 81–86.
3. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие. 4-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2018 272 с.
4. Хорошева Е. В. Индивидуальные ресурсы родителей нетипичного ребенка [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. uRL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44065_full.shtml (дата обращения 06.10.2023)
5. Нестерова А. А., Ковалевская Н. А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестн. МГОУ. Сер. : Психол. науки. 2015. № 3. С. 38–46.
6. Зуев К. Б. Структура совладающего поведения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов // Психология стресса и совладающего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26–28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома, 2013. Т. 2. С. 42–43.
7. Голубева М. С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями : автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2006. 22 с.
8. Устюжанинова Е.Н., Стребкова Е.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ // Международный журнал гуманитарных и медицинских наук. 2023. №1-2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-roditeley-i-semeynyh-vzaimootnosheniy-v-semyah-s-detmi-s-ovz (дата обращения: 06.10.2023).
9. Пюра Д.С., Долгова М.В. Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ // Молодой ученый. – 2019. – № 15. – С. 247-250.
10. Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии// Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 15-31
11. Андреева Л.М., Федоров А.А. Особенности психических состояний матерей молодого и зрелого возраста с разным типом отношения к ребенку-инвалиду // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 40. – С. 174-177.
12. Сафонова М.В., Карабанова Т.Р. Особенности построения детско-родительских отношений в семьях с родителями разного психологического типа, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2020. – № 2 (52). – С. 167-182.
13. Церковский А. Л. Современные взгляды на копинг-проблему // Вестник ВГМУ. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-koping-problemu (дата обращения: 06.10.2023)
14. Щебетунова М.Ю. Феномен совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с овз в современной психологической науке// Обзор педагогических исследований 2020. Том 2. №3. С 136-142
15. Группа Алалия,ЗПР,ЗРР //URL:https://vk.com/club90581309
16. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. 2-е изд., испр., доп. Кострома, 2010. 64 с.
17. Лукьянов А. С. Методы математической статистики как инструмент психолога-исследователя // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-matematicheskoy-statistiki-kak-instrument-psihologa-issledovatelya (дата обращения: 06.10.2023).
18. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса [электронный ресурс]//URL: https://psylab.info
19. Опросник «Ауто- и гетероагрессия» (Е. П. Ильин) [электронный ресурс]//URL: https://studfile.net/preview/3635337/
20. Опросник исследования уровня агрессивности Авторы А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой) [электронный ресурс]//URL: https://www.nekrasovspb.ru/doc/18bassdarki%D0%B8.pdf
21. Хазова С. А., Ряжева М. В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-sovladayuschego-povedeniya-roditeley-vospityvayuschih-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 06.10.2023).
22. Ганичева И.А. Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности / И.А. Ганичева, О.А. Журкина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – №47 (285). – С. 458–461.
23. Анохина С.А. Стратегии социальной поддержки и совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020 Т. 9 № 2А. С. 212-218.
24. Организация психологической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья : Методические рекомендации /Авторы сост.: Т.В. Зеленкова, Е.В. Селезнева. – Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020 – 58 с.
25. Гордиенко Н.В., Щебетунова М.Ю. Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в аспекте формирования ресурсности совладающего поведения [электронный ресурс]//URL: https://upload.pgu.ru/iblock/59b/59b84f7f40fa2529441f2b1074cbf412/CH_-8_110_115-_1_-_1_.pdf (дата обращения 06.10.2023)
26. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-sovladayuschego-povedeniya-sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 21.03.2020)
27. Суроедова Е.А., Белоусова М.А. Консультирование родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: роль смыслопередачи в ходе психологической работы. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):80-92.
28. Воспитываем ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие для родителей / Л.А. Асламазова, Д.Г. Коблева, А.Н. Сафонова; под ред. Л.А. Асламазовой/ – Майкоп, 2019 – 108 с.
29. Анохина С .А . Теоретические и эмпирические аспекты изучения социальной поддержки // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 15 декабря 2015 г .: в 3 ч . Ч .3 . Уфа, 2015 . С . 244–249
30. Сереней В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Интерактивная наука. — 2019. — № 8 (42). — С. 14–16.