Физическое ‏воспитание детей ‏с нарушениями ‏опорно-двигательного аппарата

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 38 38 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 28.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Основные аспекты проблемы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста 6
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста 9
1.3 Средства и методы физического воспитания формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
2.3 Анализ и обсуждения результатов формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста средствами физической культуры 25
ВЫВОДЫ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Приложение 3 37
Приложение 4 38

Фрагмент для ознакомления

Фиксируется ‏ㅤколичество выполненных ‏ㅤсгибаний туловища ‏ㅤдо касания ‏ㅤлоктями коленей ‏ㅤв одной ‏ㅤпопытке за ‏ㅤ30 секунд.9. Поднимание ног ‏ㅤиз положения, лежа ‏ㅤна спине. Ребенок ‏ㅤпринимал исходное ‏ㅤположение, лежа на ‏ㅤспине, руками держится ‏ㅤза нижнюю ‏ㅤрейку гимнастической ‏ㅤлестницы. По сигналу ‏ㅤиспытуемый поднимает ‏ㅤноги до ‏ㅤугла 90º, стараясь ‏ㅤне сгибать ‏ㅤв коленях ‏ㅤи опускает. Фиксируется ‏ㅤколичество подниманий ‏ㅤи опусканий ‏ㅤпрямых ног ‏ㅤв одной ‏ㅤпопытке за ‏ㅤ30 минут.10. Гибкость позвоночника. Испытуемый ‏ㅤсадится перед ‏ㅤтренажером и ‏ㅤупирается в ‏ㅤнего ступнями. По ‏ㅤкоманде ребенок ‏ㅤнаклоняется вперед ‏ㅤтир раза ‏ㅤстараясь максимально ‏ㅤдотянутся до ‏ㅤдальней точке ‏ㅤразметки. Измеряется расстояние ‏ㅤот начала ‏ㅤразметки до ‏ㅤкончиков пальцев ‏ㅤи засчитывается ‏ㅤкак плюс. Если ‏ㅤребенок не ‏ㅤдотянулся до ‏ㅤначало разметки, то ‏ㅤполученный результат ‏ㅤфиксируется со ‏ㅤзнаком минус. Для ‏ㅤобработки результатов ‏ㅤисследования нами ‏ㅤиспользованы общепринятые ‏ㅤметоды математической ‏ㅤстатистики.2.2 Организация исследованияИсследования ‏ㅤпроводились в ‏ㅤтри этапа:- на ‏ㅤпервом этапе ‏ㅤтеоретически изучалась ‏ㅤпроблема коррекции ‏ㅤправильной осанки ‏ㅤу детей ‏ㅤдошкольного возраста ‏ㅤсредствами физической ‏ㅤкультуры, определялись основные ‏ㅤпонятия, намечена модель ‏ㅤэксперимента и ‏ㅤпроведен констатирующий ‏ㅤэксперимент. В ходе ‏ㅤконстатирующего эксперимента ‏ㅤпроведено тестирование ‏ㅤфизических качеств ‏ㅤдетей дошкольного ‏ㅤвозраста, определено состояние ‏ㅤздоровья, результаты которого ‏ㅤпозволили достоверно ‏ㅤсформировать контрольные ‏ㅤи экспериментальные ‏ㅤгруппы исследования. Также ‏ㅤпроведены беседы ‏ㅤи ряд ‏ㅤконсультаций с ‏ㅤродителями и ‏ㅤвоспитателями, которые дали ‏ㅤвозможность познакомить ‏ㅤс системой ‏ㅤмероприятий в ‏ㅤвоспитательном процессе ‏ㅤкак в ‏ㅤтечении года ‏ㅤтак и ‏ㅤв рамках ‏ㅤкаждого дня ‏ㅤ(сентябрь 2023г.);- на ‏ㅤвтором этапе ‏ㅤпроведен формирующий ‏ㅤэксперимент (сентябрь ‏ㅤ- октябрь 2023г.);- на ‏ㅤтретьем этапе ‏ㅤпроводился контрольный ‏ㅤэксперимент в ‏ㅤходе, которого проведено ‏ㅤповторное тестирование ‏ㅤфизической подготовленности ‏ㅤи медицинских ‏ㅤпоказателей детей, принимавших ‏ㅤучастие в ‏ㅤисследовании, осуществлялся анализ ‏ㅤи обобщение ‏ㅤрезультатов исследования ‏ㅤ(ноябрь 2023г.).Исследовательская ‏ㅤработа велась ‏ㅤс группой ‏ㅤдетей 6 лет ‏ㅤс функциональными ‏ㅤнарушениями ОДА. В ‏ㅤэксперименте участвовало ‏ㅤ30 детей. Были сформированы ‏ㅤдве группы ‏ㅤконтрольная и ‏ㅤэкспериментальная по ‏ㅤ15 человек, из числа ‏ㅤдетей посещающих ‏ㅤдетский сад. Уровень ‏ㅤфизической подготовленности ‏ㅤи нарушение ‏ㅤосанки детей ‏ㅤв обеих ‏ㅤгруппах на ‏ㅤначало исследования ‏ㅤнаходился на ‏ㅤодинаковом уровне.На ‏ㅤкаждую группу ‏ㅤзаведен протокол ‏ㅤс данными: Ф.И.О. ребенка, диагноз, антропометрические ‏ㅤпоказатели и ‏ㅤданные обследования ‏ㅤребенка, подвижность позвоночника ‏ㅤи силовая ‏ㅤвыносливость. Обследование детей ‏ㅤпроводилось в ‏ㅤначале и ‏ㅤконце эксперимента. Результаты ‏ㅤисследования фиксировались ‏ㅤв протоколе.Разработана ‏ㅤоценка эффективности ‏ㅤмероприятий для ‏ㅤотслеживания динамики ‏ㅤопорно-двигательной системы ‏ㅤребенка, физического развития ‏ㅤи физической ‏ㅤподготовленности (Приложение ‏ㅤ4). Контрольная группа ‏ㅤзанималась физической ‏ㅤкультурой три ‏ㅤраза в ‏ㅤнеделю. Экспериментальная в ‏ㅤотличие от ‏ㅤконтрольной дополнительно ‏ㅤзанималась корригирующей ‏ㅤгимнастикой три ‏ㅤраза в ‏ㅤнеделю. Для детей ‏ㅤэкспериментальной группы ‏ㅤсоставлен перспективный ‏ㅤплан работы ‏ㅤи комплексы ‏ㅤспециально подобранных ‏ㅤупражнений. Занятия строились ‏ㅤна принципах ‏ㅤдоступности, систематичности, постоянного усложнения ‏ㅤупражнений, интереса детей ‏ㅤк занятиям. 2.3 Анализ ‏ㅤи обсуждения ‏ㅤрезультатов формирования ‏ㅤправильной осанки ‏ㅤу детей ‏ㅤдошкольного возраста ‏ㅤсредствами физической ‏ㅤкультурыНа основе ‏ㅤанализа протоколов ‏ㅤисследования и ‏ㅤсравнительного анализа ‏ㅤрезультатов контрольной ‏ㅤи экспериментальной ‏ㅤгруппы, можно сделать ‏ㅤвывод что, средний ‏ㅤрост детей ‏ㅤв экспериментальной ‏ㅤгруппе составлял ‏ㅤ113 сантиметров, а в ‏ㅤконтрольной 115 сантиметров. На ‏ㅤ2 сантиметра дети ‏ㅤконтрольной группы ‏ㅤпревышали средний ‏ㅤрост детей ‏ㅤэкспериментальной группы. За ‏ㅤпериод исследования ‏ㅤрост детей ‏ㅤв экспериментальной ‏ㅤгруппе увеличился ‏ㅤв среднем ‏ㅤна 9 сантиметров, а ‏ㅤв контрольной ‏ㅤгруппе на ‏ㅤ4 сантиметра (рис ‏ㅤ4). Рис.3. Динамика ростового ‏ㅤпоказателя детей ‏ㅤв период ‏ㅤисследованияМасса тела ‏ㅤв среднем ‏ㅤсвоем показателе ‏ㅤв экспериментальной ‏ㅤгруппе составил ‏ㅤ17 килограмм и ‏ㅤ16 в контрольной ‏ㅤгруппе на ‏ㅤначало исследования. Следует ‏ㅤотметить тот ‏ㅤфакт, что к ‏ㅤокончанию эксперимента ‏ㅤповышение массы ‏ㅤтела в ‏ㅤконтрольной группе ‏ㅤв среднем ‏ㅤсоставил 8 килограмм, а ‏ㅤв экспериментальной ‏ㅤ5 килограмм (рис ‏ㅤ5).Рис. 4. Динамика показателей ‏ㅤмассы тела ‏ㅤдетей в ‏ㅤпериод исследования. Окружность ‏ㅤгрудной клетки ‏ㅤпри вдохе, выдохе ‏ㅤи паузе ‏ㅤна начальной ‏ㅤстадии эксперимента ‏ㅤв одной ‏ㅤи другой ‏ㅤгруппах в ‏ㅤсреднем находилось ‏ㅤна одном ‏ㅤуровне. По окончанию ‏ㅤэксперимента окружность ‏ㅤгрудной клетки ‏ㅤв экспериментальной ‏ㅤгруппе в ‏ㅤсреднем превысил ‏ㅤпри вдохе ‏ㅤна 3 сантиметра, при ‏ㅤвыдохе на ‏ㅤ2 сантиметра и ‏ㅤпаузе на ‏ㅤ2 сантиметра (рис ‏ㅤ6). Рис. 5. Динамика окружности ‏ㅤгрудной клетки ‏ㅤдетей в ‏ㅤпериод исследованияДинамика ‏ㅤпоказателей задержки ‏ㅤдыхания на ‏ㅤвдохе - проба ‏ㅤШтанге позволяет ‏ㅤсудить о ‏ㅤзначительном повышении ‏ㅤрезультата в ‏ㅤэкспериментальной группе. Задержка ‏ㅤдыхания экспериментальной ‏ㅤгруппы превышает ‏ㅤв среднем ‏ㅤрезультаты контрольной ‏ㅤна 8 секунд ‏ㅤ(рис.7).Рис.6. Динамика показателей ‏ㅤзадержки дыхания ‏ㅤна вдохе ‏ㅤ- проба Штанге.Сравнительные ‏ㅤпоказатели глубины ‏ㅤшейного и ‏ㅤпоясничного изгиба ‏ㅤпозвоночника свидетельствуют ‏ㅤо значительном ‏ㅤизменении величины ‏ㅤфизиологических изгибов. В ‏ㅤэкспериментальной группе ‏ㅤизменения произошли ‏ㅤв шейном ‏ㅤна 1,16 сантиметра ‏ㅤв контрольной ‏ㅤна 0,9 сантиметра. В ‏ㅤпоясничном отделе ‏ㅤв экспериментальной ‏ㅤна 1,03 сантиметра, в ‏ㅤконтрольной на ‏ㅤ0,82сантиметра (таблица ‏ㅤ2). Таблица 2Сравнительные ‏ㅤрезультаты глубины ‏ㅤшейного и ‏ㅤпоясничного изгибапозвоночникаДо ‏ㅤэкспериментаПосле экспериментаИзгибыШейный ‏ㅤизгибПоясничный изгибДлина ‏ㅤпозвоночникаШейный изгибПояснич-ный ‏ㅤизгибДлина Позвоноч-никаЭксперименталь-ная3,85 ± 0,042,65 ± 0,04 44,2 ± 0,032,69 ± 0,021,62 ± 0,0346,9 ± 0,01Контрольная3,92 ± 0,032,64 ±0,04 45,1 ± 0,033,02 ±0,031,82± 0,0446,8 ±0,02Представленные ‏ㅤв таблице ‏ㅤ4 измерения по ‏ㅤрезультатам ромба ‏ㅤМашкова до ‏ㅤи после ‏ㅤэксперимента позволяет ‏ㅤувидеть значительное ‏ㅤулучшение при ‏ㅤразных отклонениях ‏ㅤв нарушении ‏ㅤосанки, в экспериментальной ‏ㅤгруппе. Анализируя данные ‏ㅤтестирования физических ‏ㅤкачеств, приведенные в ‏ㅤтаблице 4 можно ‏ㅤотметить тот ‏ㅤфакт, что, в конце ‏ㅤэксперимента статистическая ‏ㅤобработка показала, что ‏ㅤу испытуемых ‏ㅤвсех групп ‏ㅤв тестовых ‏ㅤпоказателях произошли ‏ㅤсдвиги. Однако, следует отметить ‏ㅤчто, в экспериментальной ‏ㅤгруппе этот ‏ㅤсдвиг более ‏ㅤвыражен и ‏ㅤдостоверно выше, чем ‏ㅤв контрольной ‏ㅤгруппе. В экспериментальной ‏ㅤгруппе результаты ‏ㅤтестирования превышают ‏ㅤрезультаты контрольной ‏ㅤгруппы в ‏ㅤколичестве поднимании ‏ㅤног на ‏ㅤ5, в поднимании ‏ㅤтуловища на ‏ㅤ3, количество приседаний ‏ㅤза 30 секунд ‏ㅤна 4, увеличение ‏ㅤгибкости на ‏ㅤ4 сантиметра. Значительно уменьшилось ‏ㅤстандартное отклонение ‏ㅤрезультатов в ‏ㅤэкспериментальной группе. Таблица ‏ㅤ3Средние результаты ‏ㅤизмерения ромба ‏ㅤМашковагруппанарушенияДо экспериментаПосле ‏ㅤэкспериментаЭкспериментальнаяКруглаяспина 13,5 13 ± 0,6 23,5 23 14 14 ± 0,125 25 Плосковогнутаяспина 14,3 14,1 ± 0,4 22,5 22 15 15 ± 0,223 23 Кругловогнутаяспина 13,3 13,1 ± 0,5 24,2 24 14 14 ± 0.225 25 КонтрольнаяКруглаяспина 13,7 13,1 ± 0,5 23,8 23,5 14,3 14 ± 0,324,8 24,7 Плосковогнутаяспина 14,5 14.3 ± 0,4 22,6 22,1 16 16 ± 0,324.5 24,3 Кругловогнутаяспина 14,5 14,3 ± 0,4 22,3 22,4 15,4 15 ± 0,323,5 23,2 Таблица 4Динамика ‏ㅤпоказателей в ‏ㅤдвигательных тестахДо ‏ㅤэкспериментаПосле экспериментатестыXδmtXδmtpПодниманиеног Э252,10,6 30 1,7 0,4 7, 1 ≥ 0,05 К232,70,7 25 2,5 0,6 Подниманиетуловища Э132.10,6 17 1,4 0,3 5, 0 ≥ 0,05 К122,60,7 14 2,0 0,5Приседание Э201,70.4 26 1,1 0,36,0 ≥ 0,05 К191.90,5 22 1,4 0,4Гибкость Э31,80.4 9 1,4 0,36,0 ≥ 0,05 К32,50.7 5 2,3 0,6Э ‏ㅤ– экспериментальная группа ‏ㅤК – контрольная ‏ㅤгруппаРасчет достоверности ‏ㅤразличий и ‏ㅤпроверка правильности ‏ㅤвыдвинутой гипотезы, определяется ‏ㅤпо t-критерию ‏ㅤСтьюдента. 1. Вычисление средней ‏ㅤарифметической величины ‏ㅤдля каждой ‏ㅤгруппы в ‏ㅤотдельности по ‏ㅤследующей формуле: Х ‏ㅤ=∑ xi где ‏ㅤXi - значение ‏ㅤотдельного измерения; n- общее ‏ㅤчисло измерений ‏ㅤв группе. 2. В ‏ㅤобеих группах ‏ㅤвычислить стандартное ‏ㅤотклонение по ‏ㅤследующей формуле: δ = Хi ‏ㅤmах — Хi ‏ㅤmin Кгде Хi ‏ㅤmах - наибольший ‏ㅤпоказатель; Хi min- наименьший ‏ㅤпоказатель; К-табличный коэффициент.3.Вычислить ‏ㅤстандартную ошибку ‏ㅤсреднего арифметического ‏ㅤзначения (m)по ‏ㅤформуле: М = δ √ n-1 4. Вычислить ‏ㅤсреднюю ошибку ‏ㅤразности по ‏ㅤформуле: Xэ – Xк t ‏ㅤ= √ mэ² + mк²По специальной ‏ㅤтаблице определяем ‏ㅤдостоверность различий. Для ‏ㅤэтого полученное ‏ㅤзначение (t) сравнивается ‏ㅤс граничным ‏ㅤпри 5 %-ном ‏ㅤуровне значимости ‏ㅤ(t) при числе ‏ㅤстепеней свободы ‏ㅤf = nэ ‏ㅤ+ nк - 2, где ‏ㅤnэ и ‏ㅤnк - общее ‏ㅤчисло индивидуальных ‏ㅤрезультатов соответственно ‏ㅤв экспериментальной ‏ㅤи контрольной ‏ㅤгруппах. В нашем ‏ㅤслучае табличное ‏ㅤзначение (t ‏ㅤ0,05) = 2,05 сравнивая его ‏ㅤс нашими ‏ㅤзначениями, то можно ‏ㅤотметить что, оно ‏ㅤбольше граничного ‏ㅤзначения. Следовательно, различия между ‏ㅤполученными в ‏ㅤэксперименте средними ‏ㅤарифметическими значениями ‏ㅤсчитаются достоверными, а ‏ㅤзначит, достаточно оснований ‏ㅤдля того, чтобы ‏ㅤговорить о ‏ㅤтом, что одна ‏ㅤметодика формирования ‏ㅤправильной осанки ‏ㅤу детей ‏ㅤдошкольного возраста ‏ㅤсредствами физической ‏ㅤкультуры оказалась ‏ㅤэффективной. ВЫВОДЫВ процессе ‏ㅤпроведения организованных ‏ㅤзанятий по ‏ㅤлечебной гимнастике ‏ㅤв условиях ‏ㅤдошкольного учреждения ‏ㅤпозволили определить ‏ㅤкоррекцию нарушения ‏ㅤосанки у ‏ㅤдетей дошкольного ‏ㅤвозраста и ‏ㅤсделать анализ ‏ㅤрезультатов в ‏ㅤначале и ‏ㅤконце эксперимента.Результаты ‏ㅤисследования показали ‏ㅤдостоверное влияние ‏ㅤна улучшение ‏ㅤпоказателей таких ‏ㅤантропометрических данных ‏ㅤкак, увеличение окружности ‏ㅤгрудной клетки. Незначительное ‏ㅤувеличение массы ‏ㅤтела в ‏ㅤэкспериментальной группе ‏ㅤпо сравнению ‏ㅤс контрольной ‏ㅤгруппой. Измерения по ‏ㅤрезультатам ромба ‏ㅤМашкова и ‏ㅤглубины шейного ‏ㅤи поясничного ‏ㅤизгиба позвоночника ‏ㅤдо и ‏ㅤпосле эксперимента ‏ㅤпозволяет увидеть ‏ㅤзначительное изменение ‏ㅤв нарушении ‏ㅤосанки в ‏ㅤэкспериментальной группе.Показатели ‏ㅤзадержки дыхания ‏ㅤпроба Штанге ‏ㅤпозволяет сделать ‏ㅤвывод что, рациональный ‏ㅤподбор упражнений ‏ㅤдыхательной гимнастики ‏ㅤв экспериментальной ‏ㅤгруппе способствовал ‏ㅤовладению навыка ‏ㅤрационального дыхания. Исходя ‏ㅤиз результатов ‏ㅤисследования по ‏ㅤокончанию эксперимента ‏ㅤможно сделать ‏ㅤвывод, что использование ‏ㅤспециальных средств, методов ‏ㅤпо коррекции ‏ㅤи профилактике ‏ㅤнарушения осанки ‏ㅤу детей, проведение ‏ㅤорганизованных занятий ‏ㅤпо корригирующей ‏ㅤгимнастики в ‏ㅤусловиях дошкольного ‏ㅤучреждения, позволили своевременно ‏ㅤскорректировать и ‏ㅤустранить нарушение ‏ㅤосанки у ‏ㅤдетей дошкольного ‏ㅤвозраста.На основании ‏ㅤпроведенного исследования ‏ㅤнами изучена ‏ㅤпроблема коррекции ‏ㅤправильной осанки ‏ㅤдетей дошкольного ‏ㅤвозраста средствами ‏ㅤфизической культуры ‏ㅤв теории ‏ㅤи практики. Определены ‏ㅤособенности физического ‏ㅤразвития и ‏ㅤусловия, способствующие коррекции ‏ㅤнарушения осанки.Подобрана ‏ㅤметодика формирования ‏ㅤправильной осанки ‏ㅤдетей дошкольного ‏ㅤвозраста средствами ‏ㅤфизической культуры ‏ㅤс учетом ‏ㅤиндивидуальных особенностей. Выделены ‏ㅤформы, средства и ‏ㅤметоды, направленные на ‏ㅤформирования правильной ‏ㅤосанки детей ‏ㅤдошкольного возраста.Подобранная ‏ㅤнами методика ‏ㅤэкспериментально апробирована. В ‏ㅤрезультате эксперимента ‏ㅤи анализа ‏ㅤполученных данных ‏ㅤисходная гипотеза ‏ㅤо том, что ‏ㅤпроцесс формирования ‏ㅤправильной осанки ‏ㅤу детей ‏ㅤдошкольного возраста ‏ㅤбудет наиболее ‏ㅤуспешным, если:- учтены особенности ‏ㅤфизического развития ‏ㅤдетей дошкольного ‏ㅤвозраста;-определены условия, способствующие ‏ㅤкоррекции нарушения ‏ㅤосанки;- разработана методика, направленная ‏ㅤна формирование ‏ㅤправильной осанки ‏ㅤсредствами физической ‏ㅤкультуры; - учитывается индивидуальный ‏ㅤподход.Наше исследование ‏ㅤполностью подтвердилось. коррекция ‏ㅤдвигательный осанка ‏ㅤфизическийСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ‏ㅤЛИТЕРАТУРЫ Кучма В.Р. Гигиена ‏ㅤдетей и ‏ㅤподростков [Текст ‏ㅤ| / Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 - 480с. Кузьмичева, О.А. Применение ‏ㅤметода биологической ‏ㅤобратной связи ‏ㅤпо электромиограмме ‏ㅤдля коррекции ‏ㅤдвигательных нарушений: Учебно ‏ㅤметодическое пособие ‏ㅤ[Текст] / О.А. Кузьмичева - СПб., 2003. - 17 с. Лебедева, Н.Т. Физическая ‏ㅤкультура шестилеток ‏ㅤ[Текст] / Н.Т. Лебедева. - Мн.: Асвета, 1987. -136 с. Лисицкая, Т.С. Художественная гимнастика ‏ㅤ[Текст] / Т.С. Лисицкая. М.: Физкультура и ‏ㅤспорт, 1982. - 232 с. Лукьянова, Е.А. Тренируем дыхание ‏ㅤ[Текст] / Е.А. Лукьяненко, О.Ю. Ер молаев, В.П. Сергиенко. - М.: Знание, 1987. - 96с. Маркс, О.В. Ортопедическая ‏ㅤдиагностика [Текст] / О.В. Маркс. - М. ; «Наука ‏ㅤи техника», 1978. - 356 с. Махабхарата. Бхишмапарва, или ‏ㅤКнига о ‏ㅤБхишме [Электронный ‏ㅤресурс] / Махабхарата// Режим доступа: http://realyoga.ru. - 16.12.2009. Машков, В.Н. Общие ‏ㅤосновы лечебной ‏ㅤфизкультуры [Текст] / В.Н. Maui ‏ㅤков. -М., 1999. -184 с. Миловзорова, М.С. Анатомия и ‏ㅤфизиология человека ‏ㅤ[Текст] / М.С. Ми-ловзорова. - М. : Медицина, 1972. - 232 с. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура: Новейший ‏ㅤсправочник [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова.- 2003. - 457 с. Милюкова, И.В. Полная ‏ㅤэнциклопедия лечебной ‏ㅤгимнастики [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимовой; Под ‏ㅤобщей ред. проф. Т.А. Евдо ‏ㅤкимовой. - СПб.: Сова; М. : Эксмо, 2003. - 512 г. Мирхадарова, Л.Г. Воспитание осанки ‏ㅤу детей ‏ㅤмладшего школьного ‏ㅤвозраста средствами ‏ㅤгимнастики: // Афтореф. дис... канд. пед. наук. [Текст] / Л.Г. Мирхадарова. - Волгоград : ВГАФК, 1997. - 23 с. Могендович, М.Р. Кинезофилия ‏ㅤи моторно-висцеральная ‏ㅤкоординация [Текст] / М.Р. Могендович ‏ㅤ// ЛФК и ‏ㅤмассаж. Спортивная медицина. -2008. -№ 11.-С. 49-57. Нарушения ‏ㅤосанки [Электронный ‏ㅤресурс]. - Режим доступа: http://www.evrninov.ru. - 30.01.2010.Ожегов, СИ. Словарь ‏ㅤрусского языка ‏ㅤ[Текст] / СИ. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - М. : Оникс, 2007. - С. 588. Осокина, Т.И. Физическая ‏ㅤкультура в ‏ㅤдетском саду ‏ㅤ[Текст] / Т.И. Осо кина. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с. Павлов, И.П. Полное ‏ㅤсобрание сочинений ‏ㅤ[Текст] / И.П. Павлов. - М.: АН СССР, 1951.-Т. 3. Кн. 2.-324 с.Пиманова, Е.А. Методика ‏ㅤзанятий тренирующей ‏ㅤнаправленности с ‏ㅤдетьми дошкольного ‏ㅤвозраста [Текст] / Е.А. Пиманова, А.Н. Воропаев. -М., 1989. - С. 30-33. Потапчук, А.А. Осанка ‏ㅤи физическое ‏ㅤразвитие детей ‏ㅤ[Текст] / А.А. По-тапчук, М.Д. Дидур. - СПб. : «Речь», 2001. - 162 с. Правосудова, В.Н. Учебник по ‏ㅤлечебной физической ‏ㅤкультуре - М. : Физкультура ‏ㅤи спорт, 1980. - 415 с.Приложение ‏ㅤ1Приложение 2Приложение ‏ㅤ3Приложение 4Размещено ‏ㅤна Allbest.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ‏ㅤ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В.Р. Гигиена ‏ㅤ детей и ‏ㅤ подростков [Текст ‏ㅤ | / Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 - 480с.
2. Кузьмичева, О.А. Применение ‏ㅤ метода биологической ‏ㅤ обратной связи ‏ㅤ по электромиограмме ‏ㅤ для коррекции ‏ㅤ двигательных нарушений: Учебно ‏ㅤ методическое пособие ‏ㅤ [Текст] / О.А. Кузьмичева - СПб., 2003. - 17 с.
3. Лебедева, Н.Т. Физическая ‏ㅤ культура шестилеток ‏ㅤ [Текст] / Н.Т. Лебедева. - Мн.: Асвета, 1987. -136 с.
4. Лисицкая, Т.С. Художественная гимнастика ‏ㅤ [Текст] / Т.С. Лисицкая. М.: Физкультура и ‏ㅤ спорт, 1982. - 232 с.
5. Лукьянова, Е.А. Тренируем дыхание ‏ㅤ [Текст] / Е.А. Лукьяненко, О.Ю. Ер молаев, В.П. Сергиенко. - М.: Знание, 1987. - 96с.
6. Маркс, О.В. Ортопедическая ‏ㅤ диагностика [Текст] / О.В. Маркс. - М. ; «Наука ‏ㅤ и техника», 1978. - 356 с.
7. Махабхарата. Бхишмапарва, или ‏ㅤ Книга о ‏ㅤ Бхишме [Электронный ‏ㅤ ресурс] / Махабхарата// Режим доступа: http://realyoga.ru. - 16.12.2009.
8. Машков, В.Н. Общие ‏ㅤ основы лечебной ‏ㅤ физкультуры [Текст] / В.Н. Maui ‏ㅤ ков. -М., 1999. -184 с.
9. Миловзорова, М.С. Анатомия и ‏ㅤ физиология человека ‏ㅤ [Текст] / М.С. Ми-ловзорова. - М. : Медицина, 1972. - 232 с.
10. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура: Новейший ‏ㅤ справочник [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова.- 2003. - 457 с.
11. Милюкова, И.В. Полная ‏ㅤ энциклопедия лечебной ‏ㅤ гимнастики [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимовой; Под ‏ㅤ общей ред. проф. Т.А. Евдо ‏ㅤ кимовой. - СПб.: Сова; М. : Эксмо, 2003. - 512 г.
12. Мирхадарова, Л.Г. Воспитание осанки ‏ㅤ у детей ‏ㅤ младшего школьного ‏ㅤ возраста средствами ‏ㅤ гимнастики: // Афтореф. дис... канд. пед. наук. [Текст] / Л.Г. Мирхадарова. - Волгоград : ВГАФК, 1997. - 23 с.
13. Могендович, М.Р. Кинезофилия ‏ㅤ и моторно-висцеральная ‏ㅤ координация [Текст] / М.Р. Могендович ‏ㅤ // ЛФК и ‏ㅤ массаж. Спортивная медицина. -2008. -№ 11.-С. 49-57.
14. Нарушения ‏ㅤ осанки [Электронный ‏ㅤ ресурс]. - Режим доступа: http://www.evrninov.ru. - 30.01.2010.
15. Ожегов, СИ. Словарь ‏ㅤ русского языка ‏ㅤ [Текст] / СИ. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - М. : Оникс, 2007. - С. 588.
16. Осокина, Т.И. Физическая ‏ㅤ культура в ‏ㅤ детском саду ‏ㅤ [Текст] / Т.И. Осо кина. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.
17. Павлов, И.П. Полное ‏ㅤ собрание сочинений ‏ㅤ [Текст] / И.П. Павлов. - М.: АН СССР, 1951.-Т. 3. Кн. 2.-324 с.
18. Пиманова, Е.А. Методика ‏ㅤ занятий тренирующей ‏ㅤ направленности с ‏ㅤ детьми дошкольного ‏ㅤ возраста [Текст] / Е.А. Пиманова, А.Н. Воропаев. -М., 1989. - С. 30-33.
19. Потапчук, А.А. Осанка ‏ㅤ и физическое ‏ㅤ развитие детей ‏ㅤ [Текст] / А.А. По-тапчук, М.Д. Дидур. - СПб. : «Речь», 2001. - 162 с.
20. Правосудова, В.Н. Учебник по ‏ㅤ лечебной физической ‏ㅤ культуре - М. : Физкультура ‏ㅤ и спорт, 1980. - 415 с.