Особенности правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации
Заказать уникальный доклад- 15 15 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 13.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Назначение и формирование Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации. 4
2. Независимость судей Конституционного Суда Российской Федерации. 7
3. Полномочия судей Конституционного Суда Российской Федерации 9
Заключение 14
Оно включает в себя раскрытие истинного смысла законодательных норм и выяснение мысли и воли законодателя. Толкование права может рассматриваться в широком смысле, охватывающем как объективные реалии, личностные и межличностные отношения, так и природные и социальные феномены.Роль и значение толкования Конституции России обусловлены ее особым статусом как Основного Закона всей правовой системы государства, а также жестким порядком внесения изменений и общностью норм. Нормы Конституции имеют общий характер и часто требуют конкретизации в отраслевом законодательстве. Однако при толковании Конституции, особенно выраженном официальным органом толкования, происходит взаимодействие духа и буквы Конституции. Конституционное толкование - это специальная форма правовой деятельности высшего судебного органа, направленная на оценку правовых актов, защиту Основного Закона, обеспечение всех форм реализации права и предотвращение нарушений.КС РФ играет важную роль в обеспечении правовой стабильности и справедливости в обществе. Он должен следить за изменениями, происходящими в обществе и в мире, и применять и интерпретировать статьи Конституции в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. КС РФ должен учитывать потребности общества и его развитие, и на основе этого принимать свои решения.Кроме того, КС РФ должен стимулировать положительные изменения в обществе и предотвращать негативные последствия. Он должен защищать базовые ценности и свободы, закрепленные в Конституции, и актуализировать нормы Конституции в соответствии с потребностями общества.Судьи КС РФ имеют право на конституционный контроль, который позволяет им проверять соблюдение Конституции Российской Федерации законами, нормативными актами и действиями органов государственной власти. Это гарантирует верховенство Конституции и защиту основных прав и свобод граждан.Данные функции КС РФ важны для обеспечения стабильности, справедливости и развития общества. Суд должен быть гибким в своем подходе и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и потребностям общества.Особая эволюция и расширение полномочий КС РФ в области конституционного судебного контроля стало возможным после того, как ему было предоставлено право, согласно новой редакции п. "а" ч. 5.1 ст. 125 Конституции Российской Федерации, проводить проверку на конституционность принятых Федеральным Собранием федеральных законов по запросу Президента России после их принятия парламентскими палатами и до его подписания, в соответствии с процедурой, установленной в ст. 107, ч. 3 Конституции РФ, и федеральными конституционными законами, принятыми и одобренными Федеральным Собранием до процедуры промульгации Президентом РФ согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации. Более того, такой же механизм предварительного нормоконтроляКС РФ в настоящее время распространяется на законы субъектов Российской Федерации до обнародования главой региона, по просьбе Президента, независимо от характера разделения компетенции, согласно п. "в" ч. 5.1 ст. 125 Конституции Российской Федерации. К сожалению, в новом п. "а" ч. 5.1 ст. 125 Конституции Российской Федерации не регламентируется обязательная процедура предварительного конституционного судебного контроля в отношении законодательных поправок к Конституции России, предложенных Президентом Российской Федерации и проверяемых на соответствие глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, и на какой стадии этот процесс может происходить до принятия законодательного проекта Федеральным Собранием или уже принятого законопроекта до его промульгации главой государства, учитывая заключение КС РФ от 16 марта 2020 года поданному вопросу. Кроме того, судьи КС РФа обладают правом инициирования законодательных инициатив. Таким образом, они могут вносить предложения по изменению или введению новых нормативных актов с целью улучшения конституционного строя и обеспечения гражданских прав и свобод. Судьи КС РФ также занимаются рассмотрением дел, связанных с конституционными спорами. Это означает, что они рассматривают жалобы и иски, связанные с нарушением конституционных прав граждан, государственных органов и организаций. Однако следует отметить, что КС РФ не является инстанцией для других судебных органов Российской Федерации. Это независимый орган, решения которого окончательны и обязательны для исполнения всеми государственными учреждениями.Помимо этого, судьи КС РФ принимают участие в разработке и анализе проектов нормативных актов, связанных с осуществлением конституционных полномочий. Они вырабатывают заключения и рекомендации, которые помогают законодателям принимать обоснованные и качественные решения в области конституционного права.Полномочия судей КС РФ имеют ключевое значение для обеспечения конституционного порядка и защиты гражданских прав и свобод в Российской Федерации. Они выполняют свои обязанности с максимальной независимостью и ответственностью, способствуя укреплению правового государства.ЗаключениеОсобенности правового статуса судей КС РФ определяют их независимость и неприкосновенность, а также роль в осуществлении конституционного контроля и защите основ конституционного строя. В данной работе достигнуты следующие цели и задачи:- проведено исследование роли КС РФ в осуществлении конституционного контроля и защите основ конституционного строя; - объяснены механизмы обеспечения независимости и неприкосновенности судей КС РФ; - описаны права и обязанности судей КС РФ в ходе исполнения своих полномочий;- рассмотрены меры ответственности за нарушение правового статуса судей КС РФ.Можно сделать вывод, что независимость судей КС РФ играет важную роль в обеспечении справедливости и соблюдении принципов правового государства. Законодательные и международные нормы, направленные на гарантирование независимости судей, способствуют созданию беспристрастного и объективного правосудия, что способствует стабильности и доверию к правовому порядку в стране.Я считаю, что уКС РФимеется важная роль в российской правовой системе, а также данный суд гарантирует уважение и защиту Конституции. Его независимость, компетентность и справедливость в рассмотрении конституционных вопросов способствуют укреплению правового государства и обеспечению соблюдения конституционных норм в Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации"
Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З "О соответствии положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 данного Закона в связи с запросом Президента РФ" // Российская газета. 2020. 17 марта.
Артюшина О.Н., Лялюшкина О.А. Отдельные вопросы понятия и системы конституционных ценностей // Вестник Костромского государственного университета. 2016. N 3.
Арутюнян Г.Г. Универсальный характер проявления конституционных ценностей: концептуальные подходы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. N 1.
Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. М., 1997. С. 10.
Избранные решения Федерального конституционного суда Германии / сост. Ю. Швабе, Т. Гайсслер. М., 2018.
Ковлер А.И. Эволютивное толкование Европейской конвенции по правам человека: возможности и пределы. Европейский суд по правам человека как субъект толкования права // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. N 3.
Лазарев В.В. Толкование права: классика, модерн и постмодерн // Журнал российского права. 2016. N 8.
Малютин Н.С. Тенденции модернизации конституционного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 3. С. 67; Шустров Д.Г. Конституционный контроль за изменением конституции в постсоветских государствах // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 8. С. 64.
Право и национальные традиции: материалы круглого стола // Вопросы философии. 2016. N 12.
Статья: О конституционных новеллах регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации (Татаринов С.А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)
Хабриева Т.Я. Венецианская комиссия как субъект интерпретации права: монография. М., 2018.
Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. N 5.