Изучение самооценки у учащихся 1-2 класс с ограниченными возможностями здоровья

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 34 34 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 16.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………....…7
1.1. Самооценка как психологическая категория……………………………..7
1.2. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………..11
1.3. Характеристика младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...17
Глава 2.Эмпирическое исследование самооценки младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………..18
2.1. Организация и проведении я констатирующего эксперимента…………18
2.2. Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных……………………………………………...22
2.3. Рекомендации по формированию самооценки младших школьников с задержкой психического развития………………………………………28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….36
Фрагмент для ознакомления

Учащиеся уделяют недостаточное внимание домашней подготовке, родительский контроль минимален. Большинство детей (5 из 10) положительно относятся к школе, но школа привлекает таких детей внеклассными мероприятиями. Такие дети чувствуют себя в школе вполне хорошо, но они часто ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями, с учителем. Им нравится чувствовать себя студентами, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. На рисунках на школьную тематику такие ученики обычно изображают школу, но не учебные ситуации.У двух учеников крайне негативное отношение к учебе, налицо явные признаки школьной дезадаптации. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа часто воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Они часто плачут, просятся домой. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать определенным нормам и правилам. Часто у таких школьников наблюдаются нервно-психические расстройства. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной тематике, но отражают индивидуальные предпочтения ребенка. Методика "Лестница" показала следующие результаты. Мы выяснили, что зависимыми критериями для детей младшего школьного возраста в этой выборке являются все вышеперечисленные личностные качества: доброта; психические качества; сила; смелость; здоровье; внешний вид; волевые качества; трудолюбие. В представленной группе детей наибольшая зависимость была обнаружена между самим ребенком и взрослыми (родителями), наименьшая - между ребенком и сверстниками.Итак, в таких качествах, как здоровье, сила и мужество, проявлялась зависимость личных оценок детей от того, как, по их мнению, оценивали бы их сверстники. По-видимому, в этой группе детей среди их сверстников эти личностные качества имеют наибольшее значение.Однако существует большая взаимосвязь между оценкой ребенка и предполагаемой оценкой взрослого, и это родитель. Эта взаимосвязь наблюдается между всеми личностными качествами ребенка. В большинстве объяснений своего выбора дети из 3 "Б" класса часто подчеркивали роль взрослого в своей жизни. То есть наиболее существенное влияние на формирование самооценки детей оказывают родители, а осознаваемые ребенком суждения взрослых закрепляются в его сознании и становятся его собственными знаниями о самом себе. Вот почему дети так часто полагаются в своих оценках на суждения своих родителей. Основываясь на показаниях нижнего и верхнего квартилей, мы видим, что 70% выборки детей младшего школьного возраста с ЗПР в переменной "хорошо" принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени, что соответствует высокому и очень высокому уровню самооценки. Согласно шкале "Красота", большинство учеников начальной школы ставят себя на первую ступеньку (более 90%). Наибольшее распределение выборки по переменным "хороший - красивый" наблюдается на первом этапе. Итак, мы выяснили, что в этой выборке предметов у детей младшего школьного возраста красота и доброта являются для них значимыми критериями. Трое детей (30%) оценили себя ниже по переменной "здоровье", поместив себя с третьей по пятую ступень. Это может свидетельствовать о сильной самокритике по отношению к себе, в том числе под влиянием мнения значимого для ребенка окружения. По критерию "доброта" 100% испытуемых младшего школьного возраста с ЗПР ставят себя на первый и второй уровни, что может свидетельствовать о высоком уровне самооценки по этому показателю. Согласно переменным "сила" и "смелость", основанным на показаниях квартиля, мы видим, что 40% детей оценили себя ниже в соответствии с этими переменными, поместив себя с третьей по пятую ступень - переменная "сила" и с третьей по шестую ступень - в соответствии с переменная "смелость".На основании анализа результатов, были получены следующие данные (табл. 1):Таблица 1Уровни самооценки в экспериментальной группедетей младшего школьного возрастаУровень самооценки2 «Б» классВысокая самооценка 2Средняя самооценка 6Низкая самооценка2Таким образом, высокую самооценку демонстрируют ученики, имеющие хорошие оценки по предметам и высокий уровень мотивации к школьному обучению. Низкая самооценка характерна для учеников, не успевающих по предметам и имеющих низкий уровень мотивированности обучения. Уровень успеваемости и самооценка относится прямопропорционально. Чем выше уровень успеваемости, тем более выражен интерес ребенка к процессам обучения и самообразования, тем более положительно он относится к школе и легче преодолевает трудности, возникающие в процессе обучения, тем выше его самооценка. Гипотеза исследования доказана.Рекомендации по формированию самооценки младших школьников с задержкой психического развитияФормирование положительной самооценки у младших школьников с задержкой психического развития в учебной деятельности может быть сложным процессом, но с правильным подходом и поддержкой можно сделать значительные успехи. Вот некоторые рекомендации:1. Установите реалистичные ожидания: Помогите ребенку установить реалистичные цели и ожидания в учебе. Разбейте большие задачи на более мелкие и достижимые цели, чтобы ребенок мог постепенно прогрессировать и видеть свой успех.2. Поддерживайте усилия и прогресс: Поощряйте и поддерживайте ребенка за его усилия и прогресс в учебной деятельности. Подчеркивайте его достижения, даже если они маленькие, и показывайте понимание и признательность за его усилия.3. Предоставьте поддержку и структуру: Обеспечьте ребенку подходящие инструменты и средства для обучения, такие как конкретные задания, наглядные материалы и подробные инструкции. Разработайте структурированный расписание и обстоятельства, которые помогут ему организоваться и сосредоточиться на задачах.4. Используйте позитивное обратной связи: Подчеркивайте положительные аспекты работы ребенка и давайте ему конкретную обратную связь о его достижениях и усилиях. Уведомляйте его о том, что он делает правильно, и предлагайте конструктивные предложения для улучшения.5. Поддерживайте самоэффективность: Помогайте ребенку верить в свои способности и помогайте ему развивать уверенность в своих силах. Поощряйте его решать задачи самостоятельно и давайте ему возможность принимать ответственность за свое обучение.6. Содействуйте сотрудничеству и взаимодействию: Учите ребенка сотрудничать с другими учениками, работать в парах или группах. Работа вместе с другими может помочь ему получить дополнительную поддержку и улучшить свои навыки взаимодействия.7. Обратитесь за помощью: Если ребенок нуждается в дополнительной поддержке, обратитесь к специалистам, таким как педагог-олигофренолог, психолог или специалист по образованию детей с особыми потребностями. Они могут предложить индивидуализированные стратегии и методы работы с ребенком.Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к формированию самооценки может различаться в зависимости от его индивидуальных потребностей и возможностей. Всегда придерживайтесь индивидуального подхода и учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.В результате проведенного эмпирического исследования мы выяснили, что высокую самооценку демонстрируют учащиеся, у которых хорошие оценки по предметам и высокий уровень мотивации к обучению в школе. Низкая самооценка характерна для учащихся, которые плохо успевают по предметам и имеют низкий уровень мотивации к обучению. Уровень успеваемости и самооценки прямо пропорциональны. Чем выше уровень успеваемости, тем более выражен интерес ребенка к процессам обучения и самообразования, тем позитивнее он относится к школе и ему легче преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения, тем выше его самооценка. Гипотеза исследования была доказана.Условиями преодоления неуспеваемости в обучении младших школьников с задержкой психического развития является устранение причин, ее вызывающих, поэтому основными направлениями в преодолении неуспеваемости являются обучение эффективным методам деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности, систематическая работа по развитию познавательных процессов, формированию познавательного интереса и мотивации учебной деятельности, уверенности в себе, волевой регуляции деятельности. В то же время учителя и родители должны создавать благоприятные условия для обучения, не использовать жесткие методы воздействия на ребенка, критику, которые могут сформировать негативное отношение к обучению.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате изучения теоретической литературы по проблеме следования мы пришли к следующим выводам:Самооценка представляет собой устойчивое структурное образование, выступает как веха на пути самопознания, элемент Я- концепции, процесс самооценивания личностью самой себя, своих качеств, способностей, возможностей и места среди других людей. Является важным регулятором поведения, влияет на взаимоотношения с окружающими людьми, эффективность деятельности и развитие личности в целом.Задержка психического развития (ЗПР) - это состояние, характеризующееся отставанием в психическом развитии у ребенка по сравнению со стандартными возрастными нормами. Оно может включать различные области развития, такие как интеллект, речь, социальные навыки, моторика и поведение.Младшие школьники с задержкой психического развития могут проявлять ряд характеристик: ограниченные познавательные способности, медленную обработку информации, трудности с абстрактным мышлением и ограниченный словарный запас;могут испытывать трудности в социальном взаимодействии и установлении отношений с другими детьми;могут испытывать затруднения с координацией движений, моторной активностью и выполнением задач, требующих точности и мастерства;у младших школьников с задержкой психического развития могут быть трудности в учебной деятельности и адаптации к школьной программе.Младший школьник с ЗПР может чувствовать себя менее способным или умным по сравнению с другими детьми в своем классе. Он может сравнивать себя с другими и ощущать, что он отстает или не соответствует стандартам общепринятого успеха, что способствует формированию у него низкой самооценки.В результате проведенного эмпирического исследования мы выяснили. что высокую самооценку демонстрируют ученики, имеющие хорошие оценки по предметам и высокий уровень мотивации к школьному обучению. Низкая самооценка характерна для учеников, не успевающих по предметам и имеющих низкий уровень мотивированности обучения. Уровень успеваемости и самооценка относится прямопропорционально. Чем выше уровень успеваемости, тем более выражен интерес ребенка к процессам обучения и самообразования, тем более положительно он относится к школе и легче преодолевает трудности, возникающие в процессе обучения, тем выше его самооценка. Гипотеза исследования доказана.Условиями преодоления неуспеваемости в обучении младших школьников с задержкой психического развития является ликвидация причин его вызывающих, поэтому основными направлениями в преодоления неуспеваемости является обучения эффективным приемам деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности. систематическая работа по развитию познавательных процессов, формирование познавательного интереса и мотивации учебной деятельности, уверенности в себе, волевой регуляции деятельности. Педагогам и родителям при этом следует создавать благоприятные условия для обучения, не использовать жесткие методы воздействия на ребенка, критику, способные сформировать отрицательное отношение к обучению.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. Акимов А.И.Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема// Педагогический журнал Башкортостана, 2006. Т. 6.- № 7. -С. 31-38.Акимова М. К., Козлова В. Т. Неуспевающие дети [Электронный ресурс]/ М. К.Акимова, В. Т.Козлова.- Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya_hrestomatiya/read_online.html?page=7#part_543Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии (комплект из 2 книг) Т. 2 Развитие и воспитание личности [Текст] / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 964 сАнаньев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с. Бернс, Р. Самооценка и взаимоотношения в семье [Текст] / Р. Бернс // Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2014. – 422 с.Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы [Текст] / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – С. 133 – 219. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.Волков К. Н. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников [Электронный ресурс]/ К. Н.Волков .- Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya_hrestomatiya/read_online.html?page=7#part_543.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М. : ЭКСМО, 2003. – 507 с.Дьякова О.Диагноз: неуспеваемость//Народное образование. 2007. № 1. -С. 180-185Забрамная С., Костенкова Ю.Причины школьной неуспеваемости [Электронный ресурс]/С.Забрамная, Ю. Костенкова.- Режим доступа: http://86sch2.edusite.ru/p141aa1.htmlЗимбардо, Ф. Формирование самооценки [Текст] / Ф. Зимбардо // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – С. 282 – 296.Ковель, М. И. Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации [Электронный ресурс] / М. И. Ковель // Сайт Способ диалектического обучения. – Формат On-line. – Режим доступа: http://cdo.bip.ru/stati/stat-text/stat2.htm. Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с. Кон, И. С. Проблема «Я» в психологии. Психология самосознания [Текст] / И. С. Кон // Психология самосознания: Хрестоматия. Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2013. – С. 15 – 33Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика Н.П. Локалова СПб.: Питер Год, 2009.- 368 с. Майорова Н.П. Неуспеваемость. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.Мещерекова, И.А. Неуспевающий ученик глазами одноклассников //Психология обучения. – 2005. - № 11. – С. 43 – 45.Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / /Под ред. З.И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.,1996— 208с.Педагогическая психология. Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.Подласый, И.П. .Курслекцийпокоррекционнойпедагогике : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М. :Владос, 2003. - 352 сРизаногва, Е. Экспертная оценка причин неуспеваемости [Текст]/ Е. Ризаногва //Директор школы. – 2005. - №9. - С.70 – 75.Славина, Л.С. Трудные дети //Под ред. В.Э.Чудновского.–М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.- 448 с. - ISBN 5-89395-069-0.Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении :практ. пособие. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
2. Акимов А.И.Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема// Педагогический журнал Башкортостана, 2006. Т. 6.- № 7. -С. 31-38.
3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Неуспевающие дети [Электронный ресурс]/ М. К.Акимова, В. Т.Козлова.- Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya_hrestomatiya/read_online.html?page=7#part_543
4. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии (комплект из 2 книг) Т. 2 Развитие и воспитание личности [Текст] / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 964 с
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
6. Бернс, Р. Самооценка и взаимоотношения в семье [Текст] / Р. Бернс // Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2014. – 422 с.
7. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы [Текст] / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – С. 133 – 219.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
9. Волков К. Н. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников [Электронный ресурс]/ К. Н.Волков .- Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya_hrestomatiya/read_online.html?page=7#part_543.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М. : ЭКСМО, 2003. – 507 с.
11. Дьякова О.Диагноз: неуспеваемость//Народное образование. 2007. № 1. -С. 180-185
12. Забрамная С., Костенкова Ю. Причины школьной неуспеваемости [Электронный ресурс]/ С.Забрамная, Ю. Костенкова.- Режим доступа: http://86sch2.edusite.ru/p141aa1.html
13. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки [Текст] / Ф. Зимбардо // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – С. 282 – 296.
14. Ковель, М. И. Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации [Электронный ресурс] / М. И. Ковель // Сайт Способ диалектического обучения. – Формат On-line. – Режим доступа: http://cdo.bip.ru/stati/stat-text/stat2.htm.
15. Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с.
16. Кон, И. С. Проблема «Я» в психологии. Психология самосознания [Текст] / И. С. Кон // Психология самосознания: Хрестоматия. Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2013. – С. 15 – 33
17. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика Н.П. Локалова СПб.: Питер Год, 2009.- 368 с.
18. Майорова Н.П. Неуспеваемость. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
19. Мещерекова, И.А. Неуспевающий ученик глазами одноклассников //Психология обучения. – 2005. - № 11. – С. 43 – 45.
20. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / /Под ред. З.И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.,1996 — 208с.
21. Педагогическая психология. Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.
22. Подласый, И. П. . Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М. : Владос, 2003. - 352 с
23. Ризаногва, Е. Экспертная оценка причин неуспеваемости [Текст]/ Е. Ризаногва //Директор школы. – 2005. - №9. - С.70 – 75.
24. Славина, Л.С. Трудные дети //Под ред. В.Э.Чудновского.–М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.- 448 с. - ISBN 5-89395-069-0.
25. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении : практ. пособие. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с.