Синтаксические свойства общих вопросов со "что" в русском языке
Заказать уникальную курсовую работу- 15 15 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 21.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты изучения общих вопросов……...…………... 5
1.1 Определение и классификация вопросов…………………………… 5
1.2 Понятие и особенности общих вопросов……………………………. 7
2. Исследование синтаксических свойств общих вопросов с вопросительным словом «что» …………………………...........................
10
2.1 Роль и синтаксическая функция вопросительного слова «что» в структуре вопроса………….........................................................................
10
2.2 Анализ примеров из художественной литературы и разговорной речи………………………………………………………………………….
11
Заключение………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы……………..……………………… 15
Рассмотрим значение вопросительного слова «что» по функциям:«Что ты читаешь?» - в этом вопросе слово «что» используется как вопросительное местоимение, чтобы узнать, что человек делает в данный момент.«Ты знаешь, что случилось с нашей собакой?» - здесь «что» служит вопросительным союзом, соединяющим две части сложного вопросительного высказывания.«Что бы ты сделал, если бы нашел клад?» - этот вопрос начинается с вопросительного слова «что», которая выражает интерес или любопытство.«Я слышал, что у тебя новый парень. Что происходит?» - в данном случае «что» стоит в начале предложения и выполняет функцию вопросительного местоимения.«Понимаешь ли ты, что происходит?Могу ли я тебе помочь?» - здесь слово «что» является частью сложного вопросительного высказывания, отражает сомнение говорящего.Проанализируем примеры вопросительных высказываний со словом «что» из известного произведения А.И.Куприна «Белый пудель».[11, с. 6-9]Первый пример:«…Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:- Что поделаешь?.. Древний орган... простудный... Заиграешь - дачники обижаются: "Фу, говорят, гадость какая!" А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас "Гейшу" подавай, "Под двуглавым орлом", из "Продавца птиц" – вальс.Опять-таки трубы эти...»Здесь мы можем видеть пример риторического вопроса. Он не является общим, необходимо это контекстуально разграничиватьСледующий пример: «…Дедушка Лодыжкин, что же это такое с ним? — спросил он шепотом. — Никак драть его будут?»В данном отрывке мы видим пример вопроса. Начинается вопрос с обращения, вопросительное слово «что» следует за ним. Вопрос предполагает полный ответ, что соответствует свойству общих вопросов.Существуют предложения, определить тип которых бывает сложно даже контекстуально: «…Ах, боже мой, они еще больше расстроят бедного Трилли! — воскликнула плачевно дама в голубом капоте. — Ах, да прогоните же их, прогоните скорее! И эта грязная собака с ними. У собак всегда такие ужасные болезни. Что же вы стоите, Иван, точно монумент?..»В данном примере ответ на вопрос дамы и предполагается, и в тоже время не предполагается. С точки зрения риторического вопроса данный пример будет являться побуждением к действию. С точки зрения общего вопроса вопросительное слово «что» заменяет другое вопросительное слово – «почему». Использования именно слова «что» придаёт экспрессивную эмоциональную окраску предложению.«…Что ему надо? — спросил с недоумением дедушка…»Вопрос требует конкретного ответа, тем не менее ответа полного, с оттенком недоумения.Таким образом, подавляющая часть вопросительных предложений с вопросительным словом «что» выполняют свою прямую функцию, то есть помогают говорящему получить необходимые сведения. Такие вопросительные конструкции могут быть как простыми, так и сложными, распространенными и нераспространёнными, но тем не менее слово «что» стоит на первом месте либо в первой, или во второй (при наличии) части предложения. В некоторых случаях общие вопросы с вопросительным словом «что» можно перепутать с вопросами риторическими, в этом случае помогает контекстуальный анализ предложения.ЗаключениеВ данной курсовой работе были рассмотрены понятия вопроса и их классификация, установлены особенности общих вопросов и их отлие от других типов вопросительных высказываний, синтаксические свойства общих вопросов со словом «что» в русском языке и рассмотрены примеры использования такого типа предложений в разговорной речи и в художественной литературе. Анализ художественной литературы и разговорной речи показали, что слово «что» влияет на структуру вопросительного предложения и придает ему определенную интонацию.Синтаксические свойства общих вопросов с вопросительным словом «что» в русском языке играют важную роль в процессе коммуникации, так как они обеспечивают понимание и передачу информации между собеседниками. Такие вопросы могут быть использованы в разных контекстах и ситуациях, и их структура и грамматическое оформление зависят от многих факторов, включая тип предложения, время, число и лицо глагола, а также контекст.Вопросительное местоимение «что» может выполнять различные синтаксические функции в структуре предложения. Так, в роли подлежащего оно может быть использовано для выражения предмета или объекта, о котором идет речь. В общем вопросе с вопросительным местоимением «что» часто используются различные вспомогательные глаголы, такие как «быть», «иметь» и модальные глаголы, которые помогают формировать правильную структуру предложения и задавать нужный смысл. Таким образом, изучение синтаксических свойств общих предложений с вопросительным словом «что» помогает лучше понять структуру вопросительных предложений в русском языке, их роль в эмоциональной окраске предложения и способствует более эффективному использованию этого слова в речи.Список использованной литературы:1. Бабайцева, В.В. Лингво - методические основы синтаксического анализа простого предложения. / В. В. Бабайцева — М.: Академия, 2014.— 336 с.2.Белунова Н.И. Вопросительное и побудительное предложение в коммуникативном аспекте // Теория и практика обслуживания: экономика, социальная сфера, технологии. — 2020. — № 3. — С. 84-91.3.Байдикова Е.Л. Прагматические условия реализации агрессивной функции вопросительных предложений // Вестник МГОУ. сер. Русская филология. — 2019. —№ 3. — С. 47-53.4.Воробьёва Е.Н. Структурно-коммуникативные типы недоумённого переспроса // Язык и культура. — 2015. —№ 2. — С. 16-27.5.Воейкова А.А. Характерные особенности квеситивных структур в текстах русскоязычных рекламных материалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2021. — № 12-2. —С. 228-231.6. Галанова Е.М. Функциональные типы наводящих вопросов // Вестник ВГУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2020. — № 2. —С. 129–133.7.Глазкова С.Н. Функционально-прагматический подход к типологии вопросительного высказывания // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2018. —№ 20. —С. 182-187.8.Жинкин Н.И. Вопрос и вопросительное предложение // Вопросы языкознания. —1955. — № 3. — С. 22-34.9. Синтаксический словарь: репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. А. Золотова. – 2-е изд., испр. —М.: Едиториал УРСС, 2006. — 439 с.10. Кончаревич К. Директивные вопросы в русском языке/ Ксения Кончаревич [Электронный ресурс] // Коммуникативное поведение. Вып. 22. Коммуникативное поведение славянских народов / под ред. П. Пипера и И.А. Стернина. — Воронеж: Истоки, 2006. — 206 с. — URL: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_ Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики № 3 2016 Bulletinof PNRPU. IssuesinLinguisticsandPedagogicspublikacii/Kommunikativnoe_povedenie_narodov_mira/22_Kommunikativnoe_povedenie _slavjanskih_ narodov.pdf (дата обращения: 15. 10.2023).11. Куприн А.И. Белый пудель:Рассказы/ А.И. Куприн. —М.: Детская литература,2006. ─ 256с.12.Лозинская Е.А. Полевая характеристика вопросительного предложения в составе сложноподчинённого // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — № 8. — С. 112-114.13.Мостовая Л.А. Риторический вопрос в группе косвенных речевых актов // Вестник РУДН. сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. —2019. — № 4.— С. 46-48.14.Синтаксис современного русского языка / Под ред. С.В. Вяткиной. —М.: Просвещение, —2009.— 273 с.15.Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. — М.: Синтез, 1980. — 202 с.16.Современный русский литературный язык: Новое издание / П.А. Лекант, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков и др.; Под. ред. П.А. Леканта. — М.: Просвещение, 2022.— 198 с.17.Современный русский язык. / Под ред. Д.Э. Розенталя: В 2 ч. Ч. 2. Синтаксис. — М.: Айрис-Пресс, 1979.— 448 с.18.Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. — 3-еизд.,— М.: Просвещение, 2008. — 624 с.19.Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка. — Владивосток: ФЛИНТА, 2005. — 261 с.20.Учебники для общеобразовательной школы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных школ. — М.: Просвещение, 2022.— 186 с.
1. Бабайцева, В. В. Лингво - методические основы синтаксического анализа простого предложения. / В. В. Бабайцева — М.: Академия, 2014. — 336 с.
2. Белунова Н. И. Вопросительное и побудительное предложение в коммуникативном аспекте // Теория и практика обслуживания: экономика, социальная сфера, технологии. — 2020. — № 3. — С. 84-91.
3. Байдикова Е. Л. Прагматические условия реализации агрессивной функции вопросительных предложений // Вестник МГОУ. сер. Русская филология. — 2019. —№ 3. — С. 47-53.
4. Воробьёва Е. Н. Структурно-коммуникативные типы недоумённого переспроса // Язык и культура. — 2015. — № 2. — С. 16-27.
5. Воейкова А. А. Характерные особенности квеситивных структур в текстах русскоязычных рекламных материалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2021. — № 12-2. — С. 228-231.
6. Галанова Е. М. Функциональные типы наводящих вопросов // Вестник ВГУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2020. — № 2. — С. 129–133.
7. Глазкова С. Н. Функционально-прагматический подход к типологии вопросительного высказывания // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2018. — № 20. — С. 182-187.
8. Жинкин Н.И. Вопрос и вопросительное предложение // Вопросы языкознания. — 1955. — № 3. — С. 22-34.
9. Синтаксический словарь: репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. А. Золотова. – 2-е изд., испр. — М.: Едиториал УРСС, 2006. — 439 с.
10. Кончаревич К. Директивные вопросы в русском языке/ Ксения Кончаревич [Электронный ресурс] // Коммуникативное поведение. Вып. 22. Коммуникативное поведение славянских народов / под ред. П. Пипера и И.А. Стернина. — Воронеж: Истоки, 2006. — 206 с. — URL: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_ Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики № 3 2016 Bulletin of PNRPU. Issues in Linguistics and Pedagogicspublikacii/Kommunikativnoe_povedenie_narodov_mira/22_Kommunikativnoe_povedenie _slavjanskih_ narodov.pdf (дата обращения: 15. 10.2023).
11. Куприн А. И. Белый пудель: Рассказы / А. И. Куприн. — М.: Детская литература, 2006. ─ 256с.
12. Лозинская Е. А. Полевая характеристика вопросительного предложения в составе сложноподчинённого // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — № 8. — С. 112-114.
13. Мостовая Л. А. Риторический вопрос в группе косвенных речевых актов // Вестник РУДН. сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. — 2019. — № 4. — С. 46-48.
14. Синтаксис современного русского языка / Под ред. С. В. Вяткиной. — М.: Просвещение, —2009. — 273 с.
15. Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. — М.: Синтез, 1980. — 202 с.
16. Современный русский литературный язык: Новое издание / П. А. Лекант, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков и др.; Под. ред. П. А. Леканта. — М.: Просвещение, 2022. — 198 с.
17. Современный русский язык. / Под ред. Д. Э. Розенталя: В 2 ч. Ч. 2. Синтаксис. — М.: Айрис-Пресс, 1979. — 448 с.
18. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е. И. Дибровой. — 3-е изд.,— М.: Просвещение, 2008. — 624 с.
19. Стародумова Е. А. Синтаксис современного русского языка. — Владивосток: ФЛИНТА, 2005. — 261 с.
20. Учебники для общеобразовательной школы Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных школ. — М.: Просвещение, 2022. — 186 с.