Понимание личности в работах К.А. Абульхановой-Славской.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 31 31 страница
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 21.11.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1.Истоки формирования концепции личности К.А. Абульхановой-Славской 5
Глава 2.Характеристика концепции личности К. Абульхановой-Славской 11
2.1.Осмысление личности в русле философской антропологии и разработка понятия «субъект» 11
2.2.Проблема развития личности в трудах К.А. Абульхановой-Славской 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Диалектическая природа противоречия определяет двойственный характер воздействия на развитие: оно может быть как позитивным, так и негативным. Противоречие между осознанными, но ложными оценками и оценочным механизмом на неосознаваемом внутреннем уровне характеризует незрелую личность, страдающую от невозможности реализовать свои потенциалы. К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что не все противоречия и не все способы их решения несут в себе возможности позитивного развития, не все разрешенные противоречия снимаются: некоторые из них, разрешаясь, возникают снова, хотя и в несколько ином виде. В системологическом направлении (Б.Ф. Ломов, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев и др.) отмечается системная детерминация развития и саморазвития. Развитие детерминировано системой факторов: биологических (индивидные свойства), общественно-исторических (социально-исторический образ жизни, совместная деятельность), а также особенностями онтогенетического развития жизни.Итак, развитие и саморазвитие - диалектически взаимосвязанные процессы, которые детерминируются разнородными группами факторов: возрастными, временными, индивидуальными. Особая роль в становлении личности как субъекта принадлежит саморазвитию. Понимание внутренней детерминации саморазвития связано с раскрытием феноменологических особенностей активности субъекта.Особое значение в теории личности К.А. Абульхановой-Славской имеет категория активности личности. Генезис, формы и виды проявления субъектной активности зависят от многих внутренних и внешних факторов. Общепризнанные формы активности в отечественной психологии - это деятельность, общение, познание.Выделяют различные аспекты активности. Психофизиологическая природа активности исследована Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным, А.Р. Лурия; социальная - Б.Ф. Ломовым, К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Шороховой и др.; природа психической активности субъекта – М.Я.Басовым, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейном. Важную роль в раскрытии механизмов регуляции активности сыграли теория сигналов, принципы иерархической организации субсистем и принцип положительной и отрицательной обратной связи.К.А. Абульханова-Славская отмечает, что в психологии выделяют различные виды активности: психическую, неадаптивную, субъектную, произвольную. Приходится отметить, что специфические особенности различных видов активности в научной литературе практически не отрефлексированы. В контексте нашего исследования нас интересует своеобразие активности субъекта, ее отличие от активности личности. Активность личности проявляется в способности производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. Иинтегральная характеристика активности личности — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.Активность субъекта рассматривается в контексте развития способности к самодетерминации, самоизменению. Самодетерминация есть высокий уровень саморегуляции, она не сводится только к произвольной регуляции поведения. В ней главное - сознательная организация своей жизнедеятельности и определения себя в жизни в целом. Активность субъекта проявляется в авторстве, инициативности и ответственности при исполнении действий, связанных с решением жизненно важных задач. Активность субъекта существует в форме потенциальной активности (возможности, способности) и реализованной активности, проявляющейся в реальной работоспособности.В концепции К.А. Абульхановой-Славской личность рассматривается как субъект жизненного пути. Субъект жизни - своеобразный интеграл функциональных возможностей (свойств, качеств, образований, ролей) и одновременно достижений человека. Наиболее важными свойствами субъекта (деятельности, жизненного пути) являются: активность, интегративность, субстанциальность, способность распоряжаться собственными ресурсами. Концепция личности как субъекта жизненного пути рассматривает не только зависимость личности от ее жизни, но и зависимость жизни от личности.В качестве внутренних условий, детерминирующих развитие личности как субъекта рассматривается активность и сознание. Активность и сознание личности представлены как жизненно-функциональные высшие способности, которые обеспечивают возможность быть субъектом. На основании многолетних теоретических и эмпирических исследований активности К.А. Абульханова-Славская выделила три уровня определений в ее понимании. Первый уровень позволяет выделить две возможные ее формы -инициативу и ответственность; второй уровень выявляется через интеграл трех составляющих: притязаний, саморегуляции, удовлетворенности; третий уровень проявления активности заключается в тех способах проектирования, моделирования пространства своей активности, которые присущи типам личности с разным семантическим интегралом.Механизм, обеспечивающий активность субъекта, представлен как семантический интеграл трех составляющих: притязаний (потребности, мотивы), саморегуляции (возможности самоорганизации), удовлетворенности-неудовлетворенности. Личностный потенциал определяет, не само по себесоотношений модальностей хочу, могу, а «наличие-отсутствие противоречий между возможностями, желаниями, удовлетворенностью-неудовлетворенностью, и ориентацией в своих притязаниях на успех (или неудачу)». Условием развития субъекта жизнедеятельности являетсясознание, которое определяется как социальное мышление личности, поскольку в индивидуальном сознании представлен социум. Посредством социального мышления личность вырабатывает систему взглядов на деятельность, осуществляет определенную теоретизацию способа жизни в своей концепции жизни и в своем внутреннем мире. В мышлении каждого индивида функционируют общечеловеческая система понятий, понятийный категориальный строй его эпохи, обыденные житейские представления, стереотипы данного социального слоя, группы, поскольку личность идентифицируется с ними.В ходе исследования К.А. Абульхановой-Славской были выделены типологические особенности активности как следствия приобретенных (или не приобретенных) личностью в ее индивидуальном жизненном пути способов проявления и реализации этой активности. Вместе с тем в рассматриваемой концепции проблема субъекта рассматривается в общефилософском, методологическом плане, что позволяет с позиций системно-структурного и процессуально-динамического подходов подойти к изучению диалектики объективного и субъективного в развитии.ЗаключениеК.А. Абульханова-Славская является ученицей и последователем С. Рубинштейна, представительницей его школы. Рубинштейн полагал, что все внешние воздействия действуют на личность, однако они преломляются через условия внутреннего порядка. Таким образом, Рубинштейн еще более подтверждает известный тезис о том, что личностью не рождаются, ею становятся в ходе взаимодействия с миром. В своей жизни человек сталкивается с различными ситуациями, в ходе деятельности проявляются те или иные психические процессы, которые затем и становятся свойствами личности. Соответственно, главная мысль психолога состоит в том, что свойства личности не могут быть изначальной данностью, их формирование и развитие осуществляется в процессе деятельности, взаимодействия с миром. Таким образом, труды К.А. Абульхановой-Славской являются вкладом в развитие и конкретизацию субъектно-деятельностного подхода. Вклад К.А. Абульхановой-Славской в разработку социально-психологических проблем личности заключается в углубленной разработке категорий этого подхода. В концепции К.А. Абульхановой-Славской по-новому репрезентуется базовая категория деятельности. Сама деятельность выступает в качестве формы существования личностной активности. Также отметим, что труды К. Абульхановой-Славской основаны на преобразовании собственно субъектно-деятельностного подхода в активно-субъектный подход. Активность – это основной предмет исследования, поскольку именно активность определяет развитие личности. Активность - это жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) возможность быть субъектом. К.А. Абульханова-Славская выделила также и конкретные формы проявления активности, выступающие в качестве социально-психологических характеристик личности, а именно, речь идет об инициативе и ответственности. Определяя разноплановые характеристики активности как качества, состояния субъекта, К.А. Абульханова-Славская репрезентует ее обобщенную характеристику. Активность является системным качеством личности, которое включает в себя различную направленность, разный жизненный опыт, являющиеся обобщением тех или иных жизненных стратегий. В этом смысле активность и является характеристикой личности как субъекта жизненного пути. В результате исследования жизненного пути были выделены 3 его взаимосвязанные структуры: жизненная позиция, жизненная линия и смысл или концепция жизни.Новое видение социально-психологического аспекта сознания привело К.А. Абульханову-Славскую к выдвижению нового объекта психологического исследования - социального мышления. Его составляющие представлены проблематизацией, репрезентацией и интерпретацией. Субъектом социального мышления являются личности и социальные общности. Таким образом, единое логическое основание, основная идея, основное направление внутренних связей философской и психологической концепции субъектно-личностного подхода – это идея субъекта. Именно в субъекте осуществляется связь познавательных и деятельностных характеристик психологии человека. Он же (субъект) выступает как основание связи между сознанием и деятельностью личности. Список использованной литературыАбульханова К.А. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна. К 120-летию со дня рождения // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30. — № 5. — С. 26—46. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30. — № 1. — С. 32—41. Абульханова К. А. Проблема индивидуальности в психологии / Психология индивидуальности: новые модели и концепции// Коллективная монография под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. — М.: МПСИ, 2009. — С. 14-63.Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 2, № 4, 2005, с. 3-21. Абульханова К. А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // Современная личность: Психологические исследования. — М.: ИП РАН, 2012. — С. 17-35.Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива [Электронный ресурс] // Научное психологическое общество им. С. Л. Рубенштейна [сайт]. URL: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-k-a-abulh/ff.htmlАбульханова К. А., Славская А. Н. Субъект в философской антропологии и онтологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн / Под ред. К. А. Абульхановой. — М.: РОССПЭН, 2010. — С. 23—76.Абульханова К. А. Этическое наследие С. Л. Рубинштейна в современной психологии // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / Сост.: С. В. Тихомирова; отв. ред.: К. А. Абульханова. — М.: Институт психологии РАН, 2011. — С. 202—215. Абульханова К. А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / Отв. ред.: А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. Ч. 1. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — С. 49-62.Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001 Абульханова К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн / Под ред. К. А. Абульхановой. — М.: РОССПЭН, 2010. — С. 77—118Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002, с. 88-103. Абульханова К. А., Брушлинский А. В. Московский период жизни и творчества С. Л. Рубинштейна // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / Сост.: С. В. Тихомирова; отв. ред.: К. А. Абульханова. — М.: Институт психологии РАН, 2011. — С. 164—174.Ждан А. Н., Щекотихина И. В. Возвращаясь к Рубинштейну: эволюция в трактовке методологических принципов психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36. С. 50-60.Колесниченко Ю.В. Личность как самодеятельное бытие – особое «неокантианство» С.Л. Рубинштейна.//Вестник МГОУ. 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-kak-samodeyatelnoe-bytie-osoboe-neokantianstvo-s-l-rubinshteynaРазвитие психологии в системе комплексного человекознания / Отв. ред.: А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. Ч. 1. — М.: Институт психологии РАН, 2012. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир.// https://www.litmir.me/br/?b=217859&p=1Стахнева Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07. - Иркутск, 2005.

1. Абульханова К.А. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна. К 120-летию со дня рождения // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30. — № 5. — С. 26—46.
2. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30. — № 1. — С. 32—41.
3. Абульханова К. А. Проблема индивидуальности в психологии / Психология индивидуальности: новые модели и концепции// Коллективная монография под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. — М.: МПСИ, 2009. — С. 14-63.
4. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 2, № 4, 2005, с. 3-21.
5. Абульханова К. А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // Современная личность: Психологические исследования. — М.: ИП РАН, 2012. — С. 17-35.
6. Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива [Электронный ресурс] // Научное психологическое общество им. С. Л. Рубенштейна [сайт]. URL: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-k-a-abulh/ff.html
7. Абульханова К. А., Славская А. Н. Субъект в философской антропологии и онтологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн / Под ред. К. А. Абульхановой. — М.: РОССПЭН, 2010. — С. 23—76.
8. Абульханова К. А. Этическое наследие С. Л. Рубинштейна в современной психологии // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / Сост.: С. В. Тихомирова; отв. ред.: К. А. Абульханова. — М.: Институт психологии РАН, 2011. — С. 202—215.
9. Абульханова К. А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / Отв. ред.: А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. Ч. 1. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — С. 49-62.
10. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001
11. Абульханова К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн / Под ред. К. А. Абульхановой. — М.: РОССПЭН, 2010. — С. 77—118
12. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
13. Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002, с. 88-103.
14. Абульханова К. А., Брушлинский А. В. Московский период жизни и творчества С. Л. Рубинштейна // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / Сост.: С. В. Тихомирова; отв. ред.: К. А. Абульханова. — М.: Институт психологии РАН, 2011. — С. 164—174.
15. Ждан А. Н., Щекотихина И. В. Возвращаясь к Рубинштейну: эволюция в трактовке методологических принципов психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36. С. 50-60.
16. Колесниченко Ю.В. Личность как самодеятельное бытие – особое «неокантианство» С.Л. Рубинштейна.//Вестник МГОУ. 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-kak-samodeyatelnoe-bytie-osoboe-neokantianstvo-s-l-rubinshteyna
17. Развитие психологии в системе комплексного человекознания / Отв. ред.: А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. Ч. 1. — М.: Институт психологии РАН, 2012.
18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир.// https://www.litmir.me/br/?b=217859&p=1
19. Стахнева Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07. - Иркутск, 2005.