Поэтика образов демонов в романе М Булгакова Мастер и Маргарита
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 56 + 56 источников
- Добавлена 22.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. Теоретико-методологическое исследование формирования демонических образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 12
1.1. Предпосылки и контекст произведения 12
1.2. Историческое и социальное влияние на роман 15
1.3. Значение образов демонов в романе 18
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. Особенности и предпосылки демонических образов в структуре произведения 22
2.1 Поэтика авторского образа дьявола в лице персонажа Воланда 22
2.2 Демонические аспекты главных героев романа 25
2.3 Демонические образы второстепенных персонажей 29
Выводы ко второй главе 36
ГЛАВА 3. Специфические функции и символика образов демонов в романе 38
3.1 Роль образов демонов в структуре романа 38
3.2 Символика демонических образов 40
3.3 Влияние образов демонов на общую поэтику произведения 41
Выводы к третьей главе 43
ГЛАВА 4. Интертекстуальные связи образов демонов в произведении 45
4.1 Человек и демон в литературе и искусстве 45
4.2 Роль библейского мотива в образах булгаковских демонов 47
4.3 Влияние иронической поэзии и фольклора на образы демонов 50
Выводы к четвертой главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Анализируя эти произведения, мы можем выявить сходства и различия в изображении демонов, что позволит нам вписать роман Булгакова в эту широкую литературную традицию [18].В своём романе «Мастер и Маргарита» Булгаков представляет уникальный и сложный набор демонических персонажей. В частности, в образе Воланда, самого дьявола, воплощены многие архетипические качества, присущие демонам на протяжении всей истории человечества. Он изображен как сложный и могущественный персонаж, бросающий вызов общественным нормам и разоблачающий лицемерие людей. Кроме того, свита разнообразных демонических спутников Воланда, привносит в повествование дополнительную интригу и мрак. Подобное уникальное изображение демонов отличает роман от других произведений, в которых встречаются похожие сверхъестественные персонажи. Изучение различий в изображении демонов в разных литературных произведениях позволяет выявить авторский замысел и тематические изыскания. Сравнительный анализ позволяет вписать булгаковских демонов в более широкую сферу повествования и пролить свет на вклад романа в развитие самого архетипа в литературной традиции.Таким образом, исторический контекст изображения демонов в мировой литературе и искусстве создает основу для анализа демонических фигур в произведении М. А. Булгакова. Изучение изображения демонов в различных произведениях литературы и искусства позволяет выявить общие темы, символизм и закономерности, которые помогают понять уникальные образы демонов в романе «Мастер и Маргарита».4.2Роль библейского мотива в образахбулгаковских демоновРоман Михаила Булгакова, помимо прочего, известен своим многогранным исследованием религиозных тем. В произведении Булгаков использует библейские мотивы, прежде всего через изображение демонических персонажей, для передачи глубокого символического смысла. Исследуем роль библейских мотивов в изображении демонов в романе, анализируя религиозные аллюзии в романе и их глубокое символическое значение.Так, М. А. Булгаков стратегически правильно интегрировал в повествование романа религиозные аллюзии основанные на библейских текстах. Автор включил в повествование библейские мотивы, связанные с Понтием Пилатом и Иисусом Христом, в частности, через образ Пилата Булгаков исследует сложные проблемы моральной ответственности, вины и искупления. Слияние данных религиозных образов усиливает слои символизма и создает многогранный образ одной из центральных фигур христианства.Другим заметным библейским мотивом в романе является сюжет Иуды Искариота, предателя Иисуса Христа. В рамках произведения, Иуда выступает в роли предателя, который продает Иисуса за 30 серебряных монет [28]. Эта история о жертве и предательстве соотносится с другими персонажами романа, такими как Мастер и Иешуа. Мастер, главный герой романа, пишет роман о Понтии Пилате и его встрече с Иешуа Христом во время его распятия. Это является отсылкой к библейскому повествованию о распятии Христа и роли Пилата в этом событии. Библейский мотив Иуды Искариота также присутствует в истории Бала Сатаны в сцене убийства шпиона Барона Майгеля, посланного НКВД – так называемого «новоявленного «Иуды» Москвы 1930-х годов. В целом, тема жертвы и предательства, связанная с историей Иуды Искариота, пронизывает всю повествовательную структуру романа и передает идею о вечной борьбе между добром и злом, верой и сомнением, человеческой слабостью и моральным выбором.Помимо этого, два основных взаимосвязанных сюжета романа, посвященные Понтию Пилату и визиту Сатаны в Москву, позволяют Булгакову исследовать христианские темы в яркой манере. Подобные аллюзии не только создают культурно-исторический контекст, но и служат вызовом общественным нормам и условностям. Демоны в «Мастер и Маргарита» – центральные персонажи, воплощающие различные черты, мотивы и символические значения, навеянные библейскими отсылками. СамВоланд, имя которого перекликается с немецким словом «сатана» (Мефистофель Гёте называет себя в сцене Вальпургиевой ночи «оруженосец Воланд» – нем. JunkerVoland), воплощает традиционный христианский архетип дьявола. Через Воланда Булгаков исследует концепцию зла как необходимой силы человеческого существования, бросая вызов общепринятым представлениям о добре и зле [30]. Другие библейские образы демонов в романе обладают глубоким символическим смыслом. Булгаков использует их для критики разложения общества, морального упадка, отсутствия духовного смысла в быстро меняющемся мире. Персонаж Бегемота – демонический, вооруженный пистолетом антропоморфный черный кот – символизирует вездесущее зло, таящееся в обществе. Поступки и саркастическое остроумие Бегемота демонстрируют абсурдность и лицемерие человеческого бытия. Аналогичным образом Азазелло, демоническая фигура, искушающая героев мирскими желаниями, служит отражением борьбы человечества с искушениями, зеркально отражая библейскую концепцию греха и грехопадения. Кроме того, Булгаков вплетает в роман библейское повествование о Понтии Пилате, исследуя темы вины, искупления и природы ответственности. Это повествование служит комментарием к моральной двусмысленности и сложному выбору, с которым сталкивается человек в мире, не являющемся по своей сути добрым или злым.Через всех своих многогранных персонажей, Булгаков бросает вызов устоявшимся религиозным нормам, критикует распространенные в обществе взгляды и вникает в сложную природу человека. Библейские отсылки в романе придают повествованию глубину, позволяя читателю задуматься над общественными ценностями, духовностью, тонким балансом между добром и злом.4.3Влияние иронической поэзии и фольклора на образы демоновВ романе М. А. Булгакова изображение демонов играет центральную роль в повествовании, где причудливо переплетаются ироническая поэзия и литературные традиции. В частности, отмечается влияние «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гете, русской литературы и фольклора. Исследуем, как сочетание иронической поэзии и традиций формирует образ демонов и бесов в романе Булгакова, сосредоточившись на их изображении и символическом значении.Творческое видение Булгакова, несомненно, черпало вдохновение в шедевре Иоганна Вольфганга фон Гете «Фауст», в котором изображается глубокое исследование человеческой сущности и договор Фауста с дьяволом Мефистофелем. Как и в «Фаусте», в романе Булгакова поднимаются темы человеческих желаний, поиска смысла и последствий этих поисков. Влияние Гете в романе «Мастер и Маргарита» прослеживается в нескольких параллелях между персонажами. Например, Воланд, демонический персонаж, имеет сходство с Мефистофелем. Оба они вносят в повествование сверхъестественный элемент, взаимодействуя с людьми, ниспровергая социальные нормы и бросая вызов традиционным представлениям. Остроумный и местами ироничный характер Воланда, напоминающий Мефистофеля, эффективно передает критику Булгаковым общественных и политических структур, давая сатирическую линзу, через которую читатель может рассмотреть свое собственное существование [30].Кроме того, Булгаков умело использует ироническую поэзию как средство повествования в романе «Мастер и Маргарита», создавая причудливую и уникальную атмосферу произведения. Демонические существа романа постоянно проявляют свои силы через поэтическую иронию. Ирония служит для разоблачения лицемерия, коррупции и морального банкротства, царящих в обществе. Поэтическая ирония в романе распространяется и на изображение самих демонов. Воланд, главный дьявольский герой, использует свои силы для разоблачения человеческих недостатков и тщеславия, часто разоблачая людей в их нечестности и лживости. С помощью иронической поэзии демоны становятся вершителями правосудия, наказывая тех, кто поступает безнравственно или использует других в корыстных целях. Такое представление о демонах разрушает традиционные представления о них как о сугубо злобных сущностях, заставляя читателя пересмотреть свои предвзятые взгляды.М. А. Булгаков умело интегрировал элементы русской литературы и фольклора в образную и повествовательную структуру романа. Так.изображение демонических сущностей «Мастера и Маргариты» во многом опирается на устоявшиеся представления русского фольклора. В традиционном фольклоре демоны часто изображаются как озорные, плутоватые существа, способные и на зло, и на благодетельное вмешательство. Булгаков включает эти многогранные характеристики в свое изображение демонов, что усложняет их роль и особенности в повествовании. Автор также включает в структуру произведения другие литературные традиции, вводя в роман некоторые знаковые фигуры русской литературы. Так, Иван Бездомный символизирует страстного, но часто мучимого русского интеллигента. Взаимодействие героев с демонами отражает конфликты, с которыми сталкивались русские писатели в периоды политического и культурного угнетения. Это подчеркивает стремление Булгакова выделить роль искусства и интеллигенции в противостоянии общественным нормам и предубеждениям [38].В частности, значительным фольклорным влиянием в романе является изображение ведьм и сверхъестественных существ. Булгаков представил Маргариту как ведьму, которая с готовностью принимает свои сверхъестественные способности. Ее характер перекликается с мифологическим архетипом ведьмы, обладающей потусторонними знаниями и способностями. Через Маргариту Булгаков затрагивает такие темы, как расширение прав и возможностей женщины, подавление общества и стремление к свободе. Кроме того, автор мастерски вплетает в ткань своего повествования элементы мифических фольклорных существ. Говорящий кот Бегемот и демонический приспешник Азазелло, вдохновленные традиционными русскими образами бесов, придают роману мифическую привлекательность [51]. Эти персонажи не только создают общую атмосферу и сюрреализм, но и служат проводниками хитрости и хаоса, отражая присущие русскому фольклору и мифологии аспекты.Все фольклорные образы в романе служат мощным средством передачи символики и аллегории. Опираясь на знакомые мотивы из русской и мировой классики, Булгаков создает яркую критику советского режима и его влияния на человека и общество. Дьявол, ведьмы и другие сверхъестественные существа становятся метафорическими образами угнетающих сил, бросая вызов восприятию действительности и побуждая читателя подвергнуть сомнению авторитеты и общественные нормы.Таким образом, в своём главном произведении М. Булгаков мастерски использует ироническую поэзию, традиции русской литературы и фольклора для создания ярких и многогранных образов демонов. Такое смешение влияний в сочетании с аллюзиями на «Фауста» Гёте приводит к созданию глубоко сложного образа демонов как агентов трансформации и социального комментария. В своей ироничной поэзии они разоблачают пороки общества и заставляют читателя усомниться в собственных ценностях и убеждениях, а автор предлагает нам уникальный взгляд на природу зла, размывая границы между добром и злом и давая читателю глубокий анализ человеческого бытия.Выводы к четвертой главеВ заключительной четвертой главе данного дипломного проекта мы рассмотрели интертекстуальные связи образов демонов в произведении, сосредоточившись на различных аспектах, таких как человек и демон в литературе и искусстве, роль библейского мотива, влияние иронической поэзии и традиции фольклора.В результате анализа разнообразных литературных и художественных репрезентаций демонов можно сделать вывод, что эти фигуры занимают значительное место в человеческой культуре и воображении. От древних мифологий до современных искусства и литературы, демоны пленяли человеческий разум и изображались в различных формах, часто отражая страхи, желания и моральные дилеммы обществ разных временных периодов.Кроме того, рассмотрение библейских мотивов в творчестве Булгакова показало, что автор умело использует религиозные отсылки для усиления символической силы и сложности своих демонических персонажей. Переплетая религиозные элементы с собственным уникальным повествованием, Булгаков создает многослойное изображение демонов, которое одновременно исследует состояние человека и критикует более широкие общественные проблемы.Кроме того, влияние иронической поэзии и традиции на образы бесов способствует сатирическому характеру творчества Булгакова. Сочетание гротеска и комизма в изображении бесов бросает вызов общепринятым представлениям и служит комментарием к окружающим нас общественным нормам и ценностям.В целом данная глава пролила свет на интертекстуальные связи, существующие в образах бесов в творчестве Булгакова. Эти связи не только углубляют наше понимание самих демонических персонажей, но и дают представление о более широких культурных и литературных традициях, сформировавших их образ. Изучая эти интертекстуальные связи, мы можем глубже понять сложность и значимость демонических фигур в литературе и искусстве.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в ходе выполнения данного исследования был произведен комплексный анализ особенностей поэтики демонических образов в повествовательной структуре романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В заключение, хотелось бы подчеркнуть ключевые моменты, выявленные в ходе производимого исследования.Поэтика демонических образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» была рассмотрена через комплексный анализ ее теоретических, методологических, структурных и символических аспектов. В первой главе было проведено глубокое теоретико-методологическое исследование формирования демонических образов в романе, подчеркнута важность изучения этих образов в более широком литературном и культурном контексте. Во второй главе исследованы особенности и предпосылки формирования этих образов в повествовательной структуре романа, проливающие свет на авторский замысел и художественный выбор.В главе 3 подробно рассмотрены конкретные функции и символика образов демонов в романе. Было выявлено, что эти образы служат различным целям, таким как вызов общественным нормам, сомнение в религиозном авторитете и репрезентация состояния человека. Кроме того, была дана интерпретация символики, присущей образам демонов, раскрыта их глубинная суть и вклад в общее литературное впечатление. Четвертая глава была посвящена интертекстуальным связям образов демонов, выявлению отсылок к другим литературным произведениям и историческим событиям. Этот анализ продемонстрировал литературное мастерство Булгакова и его умение работать с широким спектром культурных и литературных влияний.В целом, исследование показало, что образы демонов в романе «Мастер и Маргарита» обладают многогранными качествами, часто сочетая в себе как традиционно «злые» качества, так и более морально амбивалентные черты. Подобная двойственность служит метафорой сложной природы человеческого существования, борьбы добра и зла, моральной неоднозначности общества. Присутствие демонов также служит инициатором трансформации других персонажей, нарушая их обыденную жизнь, подталкивая героев к самоанализу и переменам.В результате всестороннего анализа было достигнуто более глубокое понимание сложного изображения демонов в литературном мире. Исследование раскрыло многогранную природу демонических персонажей, их сложную символику, неоднозначную идентичность и глубокую связь с человеческой психикой. Исследование показало, какую значительную роль играют демонические фигуры в повествовании Булгакова. Они раскрывали скрытые истины и коррупцию в обществе, воплощали в себе одновременно зло и освобождение, бросая вызов общепринятым представлениям о «плохом» и «хорошем». Подробная двойственность придает глубину моральным дилеммам, с которыми сталкиваются герои-люди, Мастер и Маргарита, и дает повод для богатого философского дискурса о природе человечества.Кроме того, исследование пролило свет на поэтические приемы, используемые Булгаковым для создания ярких и убедительных демонических образов на протяжении всего романа. Умелое использование автором ярких описаний, символики и сатирического юмора не только завораживает читателя, но и способствует повышению общей эстетической ценности произведения. Исследование также показало взаимодействие реальности и фантазии, поскольку Булгаков умело объединил сверхъестественные элементы с историческим и политическим контекстом. Демонические аспекты и образы стали метафорами тоталитарного режима Советского Союза, подчеркивая деспотическую природу власти и борьбу за художественное самовыражение и свободу личности.В целом, данный дипломный проект вносит значительный вклад как в научную, так и в литературную сферу. Изучение поэтики демонических образов в романе «Мастер и Маргарита» позволило углубить понимание сложного и многослойного романа Булгакова, пролить свет на его художественный выбор, социальную критику и символическое значение. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях по культурологии и сравнительному литературоведению.В ходе работы над проектом использовался научный подход, опирающийся на обширный литературный анализ, критические теории и исторический контекст. Благодаря применению строгой методологии исследование позволило всесторонне рассмотреть демонические аспекты и образы, представленные в романе «Мастер и Маргарита», и внести вклад в существующий массив знаний в области литературоведения.Важно признать, что дипломный проект представляет собой лишь один из возможных подходов к изучению романа «Мастер и Маргарита». Проведенное исследование открывает множество перспектив для дальнейших изысканий. Альтернативные точки зрения и методологии могут предложить ценные идеи и обогатить наше понимание романа. Одним из возможных направлений дальнейших исследований является подробный анализ демонических образов Булгакова в контексте русских литературных традиций и фольклора, а также его связи с христианской мифологией. Кроме того, изучение влияния личных переживаний Булгакова, в том числе его борьбы с цензурой и верой, может дать ценные сведения о глубинном смысле и назначении демонических образов. Иными направлениями исследования также могут быть изучение роли других сверхъестественных элементов, анализ изображения женских персонажей или изучение влияния романа на последующие литературные произведения. Кроме того, целесообразно рассмотреть рецепцию и интерпретацию демонических образов в романе «Мастер и Маргарита» в различных социально-политических и культурных контекстах. Изучение того, как читатели разных временных и культурных эпох воспринимают эти литературные приемы, может пролить свет на непреходящую актуальность и универсальность тем романа.В заключение следует отметить, что произведённый комплексный анализ поэтики образов демонов в романе «Мастер и Маргарита» предложил новые интерпретации в данной сфере научного знания, внёс вклад в широкую литературоведческую базу, а также позволил глубже понять поэтику образов демонов в главном произведении М. А. Булгакова. Выяснение значения этих сверхъестественных сущностей и их художественного воплощения позволило выявить многогранность романа и его способность находить отклик у читателей во времени и пространстве. Полученные результаты проливают свет на нюансы изображения демонов в романе, их значение для общества и исследование состояния человека. Исследование позволило глубже понять литературное мастерство Булгакова и подчеркнуть непреходящую актуальность и сложность его творчества.Дальнейшие исследования позволят ученым раскрыть глубокие смыслы, заложенные в образах демонов, и убедиться в том, что роман продолжает вдохновлять и завораживать будущие поколения. Перспективы дальнейших исследований обширны, а направления их разнообразны. Расширяя наши представления об этом сложном и влиятельном романе, будущие исследования смогут продолжить изучение богатства и глубины шедевра Михаила Афанасьевича Булгакова. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВAdeoti, Yakubu. (2020). A magical realist reading of Mikhail Bulgakov's The Master and Margarita (Мастер и Маргарита). 5. 177-182.Baker, Harold. (2001). Voland's Seventh Proof: The Event in Bulgakov's Master i Margarita. Russian Literature. 49. 1-23. 10.1016/S0304-3479(01)80013-2.Balasubramanian, Radha. (2001). Reading Bulgakov's The Master and Margarita from the Perspective of Hinduism.Belenkiy, Ari. (2006). Master and Margarita: a Literary Autobiography?. Literature and Theology. 20. 10.1093/litthe/frl011.Bosnak, D. (2017). The Three Stages of Evil: The Writers in The Master and Margarita and the Rejection of Evil in Psalm 1. Scando-Slavica, 63(2), 212–226. https://doi.org/10.108Brooks, Lauren. (2015). Goethe’s Ghosts: Reading and the Persistence of Literature ed. by Simon Richter and Richard Block. Goethe Yearbook. 22. 294-296. 10.1353/gyr.2015.0035.Carroll, Alexandra. (2015). Reimagining Woland: The Shadow Archetype and the Paradox of Evil in The Master and Margarita. The Russian Review. 74. 419-434. 10.1111/russ.12023.Cour, Amy. (2005). An Interpretation of the Occult Symbolism in Mikhail Bulgakov's The Master and Margarita. Slavonica. 11. 179-188. 10.1179/136174205x60465.Danilova, Anna & Tarasevich, Yuri. (2021). Network analysis of the novel The Master and Margarita by M.A.Bulgakov.Dekert, Tomasz. (2022). Mikhail Bulgakov'sAzazello, Behemoth and Abadonna, Viewed Against the Background of Their Onomastic Prototypes. Religion and Literature. 54. 95-115. 10.1353/rel.2022.0004.Dikova-Milanova, Miglena. (2013). BulgakovʼsThe Master and Margarita and the Illusions of Kantʼs Speculative Reason. Russian Literature. 74. 275–303. 10.1016/j.ruslit.2013.11.001.Katsis, Leonid. (2017). Notes on sources and components in the novel M.A. Bulgakov “Master and Margarita”. Literaryfact. 266-287. 10.22455/2541-8297-2017-5-266-287.Kechan, Ana. (2023). The Shadow and Anima in Bulgakov's The Master and Margarita.Kisel, Maria. (2009). Feuilletons Don't Burn: Bulgakov'sThe Master and Margarita and the Imagined “Soviet Reader“. SlavicReview. 68. 582-600+ix. 10.1017/S0037677900019756.Korablyov, Alexander. (2021). Classics and modernity in the creative consciousness of Mikhail Bulgakov. Semioticstudies. 1. 49-60. 10.18287/2782-2966-2021-1-1-49-60.Kupp-Sazonov, Sirje & Sazonov, Vladimir. (2021). What Is The Connection Between Tangerine-Eating, Vodka-Drinking, Chess-Playing Devil’s Cat Behemoth And Mythological Grass-Eating Beast In Bible?Liang, K. (2005). Margarita as symbol of eternal femininity: A religious interpretation of 'The Master and Margarita'. ForeignLiteratureStudies. 27. 118-+.Malkova T. Yu Bulgakov and Gogol: demonic images and motifs in the novel «The master and Margarita» // ВестникКГУ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulgakov-and-gogol-demonic-images-and-motifs-in-the-novel-the-master-and-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Merrill, Jessica. (2015). The Stalinist Subject and Mikhail Bulgakov's The Master and Margarita. The Russian Review. 74. 10.1111/russ.10770.Nikolchenko, T., Реdchenko, E., & Devchenko, T. (2020). Dynamic Poetics Of The Woland Image In Texts By M. Bulgakov. InternationalHumanitarianUniversityHerald. Philology, (44), 47–50. https://doi.org/10.32841/2409-1154.2020.44.11Przebinda, I. (2020). Faces of Woland. A Literary Character Study. StudiaPigoniana. https://doi.org/10.12775/SP.2020.006Ptashkin, Alexander. (2021). The Category of Deviation in the Novel The Master and Margarita by Mikhail Bulgakov. SAGE Open. 11. 215824402110326. 10.1177/21582440211032670.Razumovskaya, Veronica & Grishaeva, Elena. (2019). An Artistic Image Metaphoricity: Cultural Memory And Translation. Yazykikul'tura. 6-23. 10.17223/19996195/46/1.Sazonov, V., University of Tartu, E., Kupp-Sazonov, S., of Foreign Languages, C., Cultures, U. of T., & E. (2021). Do Bulgakov’sHella (Gella), Azazello, Behemoth, and Abadonna Have Ancient Near Eastern Origins? Folklore: Electronic Journal of Folklore, 84, 7–24. https://doi.org/10.7592/FEJF2021.84.SAZONOV_KUPP-SAZONOV 0/00806765.2017.1390921Sultanova, SevaraRuslanovna, Akhmadjonov, M., Rakhimova, R.N. The Image OfWoland In The Novel “Master And Margarita” // ORIENSS. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-image-of-woland-in-the-novel-master-and-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Svetlana, Radtchenko-Draillard. (2020). The spectre of reality in the symbolic and fantastical universe imagined by Mikhail Bulgakov in the novel The Master and Margarita- by Svetlana Radtchenko-Draillard. 10.13140/RG.2.2.27965.69606.Бонецкая, Н. К. Весеннее полнолуние: «апокрифы» Д. Мережковского и М. Булгакова // Вестник культурологии. 2018. №1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vesennee-polnolunie-apokrify-d-merezhkovskogo-i-m-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).Галинская, И. В. Ершалаим и его окрестности в романе Михаила Булгакова «мастер и Маргарита» // РСМ. 2000. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ershalaim-i-ego-okrestnosti-v-romane-mihaila-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Галинская, И. Л. Этика, эстетика, поэтика, философия произведений М. А. Булгакова // Вестник культурологии. 2003. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-estetika-poetika-filosofiya-proizvedeniy-m-a-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).Горохов П. А., Южанинова, Е. Р. Мефистофель и Воланд: философское осмысление зла в творчестве Иоганна Вольфганга Гёте и Михаила Булгакова // Философия и культура. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mefistofel-i-voland-filosofskoe-osmyslenie-zla-v-tvorchestve-ioganna-volfganga-gyote-i-mihaila-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).Грудинина, Е. В. Философские аспекты семантики слова «Тень» в контексте романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2016. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-aspekty-semantiki-slova-ten-v-kontekste-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Диалло, А. Об образной системе романа М. А. Булгакова «Мастер Маргарита»: принципы поливалентности и антиномизма // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-obraznoy-sisteme-romana-m-a-bulgakova-master-margarita-printsipy-polivalentnosti-i-antinomizma (дата обращения: 18.10.2023).Жемчужный, И. С. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: текст и подтекст // Культура и текст. 1998. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/master-i-margarita-m-bulgakova-tekst-i-podtekst (дата обращения: 18.10.2023).Жулькова, К. А. Современные подходы к интерпретации романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. (реферативный обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. 04. 019. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2016-04-019-sovremennye-podhody-k-interpretatsii-romana-master-i-margarita-m-a-bulgakova-referativnyy-obzor (дата обращения: 18.10.2023).Журавлева, О. Н. Гроза в свите Воланда // Политическая лингвистика. 2006. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/groza-v-svite-volanda (дата обращения: 18.10.2023).Журавлева, О. Н. Луна как действующий персонаж в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (о метафоризации деятельности) // Лингвокультурология. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/luna-kak-deystvuyuschiy-personazh-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita-o-metaforizatsii-deyatelnosti (дата обращения: 18.10.2023).Зарецкая, Н. Я. М. Булгаков: между мистикой и реальностью (по мотивам романа «Мастер и Маргарита») // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/m-bulgakov-mezhdu-mistikoy-i-realnostyu-po-motivam-romana-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Злочевская, А. В. Интертекстуальная реальность в романах г. Гессе «Степной волк», В. Набокова «Дар» и М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnaya-realnost-v-romanah-g-gesse-stepnoy-volk-v-nabokova-dar-i-m-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Злочевская, А. В. Образ Автора и нарративная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-avtora-i-narrativnaya-struktura-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Капец, О. В. Проблема добра и зла в наследии М. Бубера и М. Булгакова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. №4 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dobra-i-zla-v-nasledii-m-bubera-i-m-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).Колчанов, В. В. От карнавала к мистерии: маги и обряды симпатической магии в творчестве М. А. Булгакова (на примере романа «Мастер и Маргарита») // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-karnavala-k-misterii-magi-i-obryady-simpaticheskoy-magii-v-tvorchestve-m-a-bulgakova-na-primere-romana-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023)..org/10.32841/2409-1154.2020.44.11Корниенко, О. А. Мифопоэтика инфернальной образности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoetika-infernalnoy-obraznosti-romana-m-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Лазарева, М. А. Пространство и время как художественные координаты онтологического сознания писателя (М. Булгаков Мастер и Маргарита») // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-i-vremya-kak-hudozhestvennye-koordinaty-ontologicheskogo-soznaniya-pisatelya-m-bulgakov-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Малкова, Т. Ю. Знаки сакрального в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник КГУ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znaki-sakralnogo-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Малышева, О. В. Рецепция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в испаноязычной литературе // Векторы благополучия: экономика и социум. 2012. №3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retseptsiya-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita-v-ispanoyazychnoy-literature (дата обращения: 18.10.2023).Ногин, Н. Бесовское и демоническое глазами русских (советских) писателей (М. А. Булгаков) // Образование. Карьера. Общество. 2015. №4 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/besovskoe-i-demonicheskoe-glazami-russkih-sovetskih-pisateley-m-a-bulgakov (дата обращения: 18.10.2023).Рогощенков, И. К. Камо грядеши? (чье “Евангелие” в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”?) // Проблемы исторической поэтики. 2005. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kamo-gryadeshi-chie-evangelie-v-romane-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Синцов, Е. В. Трансформации политического театра в художественных контекстах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник КГЭУ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsii-politicheskogo-teatra-v-hudozhestvennyh-kontekstah-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Синцов, Е. В. Художественно-историческая концепция власти М. А. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита») // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-istoricheskaya-kontseptsiya-vlasti-m-a-bulgakova-roman-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Турбина, О. А. Фреймы Добро и зло в текстовой матрице романа М. А. Булгакова «мастер и Маргарита» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freymy-dobro-i-zlo-v-tekstovoy-matritse-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Урюпин, И. С. Мифопоэтические корни образа Азазелло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита // Вестник ЧелГУ. 2008. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoeticheskie-korni-obraza-azazello-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Урюпин, И. С. Синтез культурных кодов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: образ Коровьева-Фагота в контексте восточнославянской и западноевропейской мифологии // Вестник ТГУ. 2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintez-kulturnyh-kodov-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita-obraz-korovieva-fagota-v-kontekste-vostochnoslavyanskoy-i (дата обращения: 18.10.2023).Урюпин, И. С. Фольклорная природа образа кота Бегемота в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklornaya-priroda-obraza-kota-begemota-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita-1 (дата обращения: 18.10.2023).Часыгова, Л. М., Итарова, Л. Б. Образ Воланда в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер И Маргарита» // Вестник науки. 2020. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-volanda-v-romane-mihaila-afanasievicha-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).Шабалдина, Е. В. Безумие как сквозной мотив в творчестве М. А. Булгакова (генезис, варианты реализации) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezumie-kak-skvoznoy-motiv-v-tvorchestve-m-a-bulgakova-genezis-varianty-realizatsii (дата обращения: 18.10.2023).Южанинова, Е. Р. Рациональное и иррациональное в философском мировоззрении М. А. Булгакова // Вестник ОГУ. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnoe-i-irratsionalnoe-v-filosofskom-mirovozzrenii-m-a-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).
2. Baker, Harold. (2001). Voland's Seventh Proof: The Event in Bulgakov's Master i Margarita. Russian Literature. 49. 1-23. 10.1016/S0304-3479(01)80013-2.
3. Balasubramanian, Radha. (2001). Reading Bulgakov's The Master and Margarita from the Perspective of Hinduism.
4. Belenkiy, Ari. (2006). Master and Margarita: a Literary Autobiography?. Literature and Theology. 20. 10.1093/litthe/frl011.
5. Bosnak, D. (2017). The Three Stages of Evil: The Writers in The Master and Margarita and the Rejection of Evil in Psalm 1. Scando-Slavica, 63(2), 212–226. https://doi.org/10.108
6. Brooks, Lauren. (2015). Goethe’s Ghosts: Reading and the Persistence of Literature ed. by Simon Richter and Richard Block. Goethe Yearbook. 22. 294-296. 10.1353/gyr.2015.0035.
7. Carroll, Alexandra. (2015). Reimagining Woland: The Shadow Archetype and the Paradox of Evil in The Master and Margarita. The Russian Review. 74. 419-434. 10.1111/russ.12023.
8. Cour, Amy. (2005). An Interpretation of the Occult Symbolism in Mikhail Bulgakov's The Master and Margarita. Slavonica. 11. 179-188. 10.1179/136174205x60465.
9. Danilova, Anna & Tarasevich, Yuri. (2021). Network analysis of the novel The Master and Margarita by M.A.Bulgakov.
10. Dekert, Tomasz. (2022). Mikhail Bulgakov's Azazello, Behemoth and Abadonna, Viewed Against the Background of Their Onomastic Prototypes. Religion and Literature. 54. 95-115. 10.1353/rel.2022.0004.
11. Dikova-Milanova, Miglena. (2013). Bulgakovʼs The Master and Margarita and the Illusions of Kantʼs Speculative Reason. Russian Literature. 74. 275–303. 10.1016/j.ruslit.2013.11.001.
12. Katsis, Leonid. (2017). Notes on sources and components in the novel M.A. Bulgakov “Master and Margarita”. Literary fact. 266-287. 10.22455/2541-8297-2017-5-266-287.
13. Kechan, Ana. (2023). The Shadow and Anima in Bulgakov's The Master and Margarita.
14. Kisel, Maria. (2009). Feuilletons Don't Burn: Bulgakov's The Master and Margarita and the Imagined “Soviet Reader“. Slavic Review. 68. 582-600+ix. 10.1017/S0037677900019756.
15. Korablyov, Alexander. (2021). Classics and modernity in the creative consciousness of Mikhail Bulgakov. Semiotic studies. 1. 49-60. 10.18287/2782-2966-2021-1-1-49-60.
16. Kupp-Sazonov, Sirje & Sazonov, Vladimir. (2021). What Is The Connection Between Tangerine-Eating, Vodka-Drinking, Chess-Playing Devil’s Cat Behemoth And Mythological Grass-Eating Beast In Bible?
17. Liang, K. (2005). Margarita as symbol of eternal femininity: A religious interpretation of 'The Master and Margarita'. Foreign Literature Studies. 27. 118-+.
18. Malkova T. Yu Bulgakov and Gogol: demonic images and motifs in the novel «The master and Margarita» // Вестник КГУ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulgakov-and-gogol-demonic-images-and-motifs-in-the-novel-the-master-and-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
19. Merrill, Jessica. (2015). The Stalinist Subject and Mikhail Bulgakov's The Master and Margarita. The Russian Review. 74. 10.1111/russ.10770.
20. Nikolchenko, T., Реdchenko, E., & Devchenko, T. (2020). Dynamic Poetics Of The Woland Image In Texts By M. Bulgakov. International Humanitarian University Herald. Philology, (44), 47–50. https://doi.org/10.32841/2409-1154.2020.44.11
21. Przebinda, I. (2020). Faces of Woland. A Literary Character Study. Studia Pigoniana. https://doi.org/10.12775/SP.2020.006
22. Ptashkin, Alexander. (2021). The Category of Deviation in the Novel The Master and Margarita by Mikhail Bulgakov. SAGE Open. 11. 215824402110326. 10.1177/21582440211032670.
23. Razumovskaya, Veronica & Grishaeva, Elena. (2019). An Artistic Image Metaphoricity: Cultural Memory And Translation. Yazyk i kul'tura. 6-23. 10.17223/19996195/46/1.
24. Sazonov, V., University of Tartu, E., Kupp-Sazonov, S., of Foreign Languages, C., Cultures, U. of T., & E. (2021). Do Bulgakov’s Hella (Gella), Azazello, Behemoth, and Abadonna Have Ancient Near Eastern Origins? Folklore: Electronic Journal of Folklore, 84, 7–24. https://doi.org/10.7592/FEJF2021.84.SAZONOV_KUPP-SAZONOV 0/00806765.2017.1390921
25. Sultanova, Sevara Ruslanovna, Akhmadjonov, M., Rakhimova, R.N. The Image Of Woland In The Novel “Master And Margarita” // ORIENSS. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-image-of-woland-in-the-novel-master-and-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
26. Svetlana, Radtchenko-Draillard. (2020). The spectre of reality in the symbolic and fantastical universe imagined by Mikhail Bulgakov in the novel The Master and Margarita- by Svetlana Radtchenko-Draillard. 10.13140/RG.2.2.27965.69606.
27. Бонецкая, Н. К. Весеннее полнолуние: «апокрифы» Д. Мережковского и М. Булгакова // Вестник культурологии. 2018. №1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vesennee-polnolunie-apokrify-d-merezhkovskogo-i-m-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).
28. Галинская, И. В. Ершалаим и его окрестности в романе Михаила Булгакова «мастер и Маргарита» // РСМ. 2000. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ershalaim-i-ego-okrestnosti-v-romane-mihaila-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
29. Галинская, И. Л. Этика, эстетика, поэтика, философия произведений М. А. Булгакова // Вестник культурологии. 2003. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-estetika-poetika-filosofiya-proizvedeniy-m-a-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).
30. Горохов П. А., Южанинова, Е. Р. Мефистофель и Воланд: философское осмысление зла в творчестве Иоганна Вольфганга Гёте и Михаила Булгакова // Философия и культура. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mefistofel-i-voland-filosofskoe-osmyslenie-zla-v-tvorchestve-ioganna-volfganga-gyote-i-mihaila-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).
31. Грудинина, Е. В. Философские аспекты семантики слова «Тень» в контексте романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2016. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-aspekty-semantiki-slova-ten-v-kontekste-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
32. Диалло, А. Об образной системе романа М. А. Булгакова «Мастер Маргарита»: принципы поливалентности и антиномизма // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-obraznoy-sisteme-romana-m-a-bulgakova-master-margarita-printsipy-polivalentnosti-i-antinomizma (дата обращения: 18.10.2023).
33. Жемчужный, И. С. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: текст и подтекст // Культура и текст. 1998. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/master-i-margarita-m-bulgakova-tekst-i-podtekst (дата обращения: 18.10.2023).
34. Жулькова, К. А. Современные подходы к интерпретации романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. (реферативный обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. 04. 019. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2016-04-019-sovremennye-podhody-k-interpretatsii-romana-master-i-margarita-m-a-bulgakova-referativnyy-obzor (дата обращения: 18.10.2023).
35. Журавлева, О. Н. Гроза в свите Воланда // Политическая лингвистика. 2006. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/groza-v-svite-volanda (дата обращения: 18.10.2023).
36. Журавлева, О. Н. Луна как действующий персонаж в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (о метафоризации деятельности) // Лингвокультурология. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/luna-kak-deystvuyuschiy-personazh-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita-o-metaforizatsii-deyatelnosti (дата обращения: 18.10.2023).
37. Зарецкая, Н. Я. М. Булгаков: между мистикой и реальностью (по мотивам романа «Мастер и Маргарита») // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/m-bulgakov-mezhdu-mistikoy-i-realnostyu-po-motivam-romana-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
38. Злочевская, А. В. Интертекстуальная реальность в романах г. Гессе «Степной волк», В. Набокова «Дар» и М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnaya-realnost-v-romanah-g-gesse-stepnoy-volk-v-nabokova-dar-i-m-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
39. Злочевская, А. В. Образ Автора и нарративная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-avtora-i-narrativnaya-struktura-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
40. Капец, О. В. Проблема добра и зла в наследии М. Бубера и М. Булгакова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. №4 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dobra-i-zla-v-nasledii-m-bubera-i-m-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).
41. Колчанов, В. В. От карнавала к мистерии: маги и обряды симпатической магии в творчестве М. А. Булгакова (на примере романа «Мастер и Маргарита») // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-karnavala-k-misterii-magi-i-obryady-simpaticheskoy-magii-v-tvorchestve-m-a-bulgakova-na-primere-romana-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023)..org/10.32841/2409-1154.2020.44.11
42. Корниенко, О. А. Мифопоэтика инфернальной образности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoetika-infernalnoy-obraznosti-romana-m-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
43. Лазарева, М. А. Пространство и время как художественные координаты онтологического сознания писателя (М. Булгаков Мастер и Маргарита») // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-i-vremya-kak-hudozhestvennye-koordinaty-ontologicheskogo-soznaniya-pisatelya-m-bulgakov-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
44. Малкова, Т. Ю. Знаки сакрального в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник КГУ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znaki-sakralnogo-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
45. Малышева, О. В. Рецепция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в испаноязычной литературе // Векторы благополучия: экономика и социум. 2012. №3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retseptsiya-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita-v-ispanoyazychnoy-literature (дата обращения: 18.10.2023).
46. Ногин, Н. Бесовское и демоническое глазами русских (советских) писателей (М. А. Булгаков) // Образование. Карьера. Общество. 2015. №4 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/besovskoe-i-demonicheskoe-glazami-russkih-sovetskih-pisateley-m-a-bulgakov (дата обращения: 18.10.2023).
47. Рогощенков, И. К. Камо грядеши? (чье “Евангелие” в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”?) // Проблемы исторической поэтики. 2005. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kamo-gryadeshi-chie-evangelie-v-romane-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
48. Синцов, Е. В. Трансформации политического театра в художественных контекстах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник КГЭУ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsii-politicheskogo-teatra-v-hudozhestvennyh-kontekstah-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
49. Синцов, Е. В. Художественно-историческая концепция власти М. А. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита») // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-istoricheskaya-kontseptsiya-vlasti-m-a-bulgakova-roman-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
50. Турбина, О. А. Фреймы Добро и зло в текстовой матрице романа М. А. Булгакова «мастер и Маргарита» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freymy-dobro-i-zlo-v-tekstovoy-matritse-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
51. Урюпин, И. С. Мифопоэтические корни образа Азазелло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита // Вестник ЧелГУ. 2008. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoeticheskie-korni-obraza-azazello-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
52. Урюпин, И. С. Синтез культурных кодов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: образ Коровьева-Фагота в контексте восточнославянской и западноевропейской мифологии // Вестник ТГУ. 2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintez-kulturnyh-kodov-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita-obraz-korovieva-fagota-v-kontekste-vostochnoslavyanskoy-i (дата обращения: 18.10.2023).
53. Урюпин, И. С. Фольклорная природа образа кота Бегемота в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklornaya-priroda-obraza-kota-begemota-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita-1 (дата обращения: 18.10.2023).
54. Часыгова, Л. М., Итарова, Л. Б. Образ Воланда в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер И Маргарита» // Вестник науки. 2020. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-volanda-v-romane-mihaila-afanasievicha-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 18.10.2023).
55. Шабалдина, Е. В. Безумие как сквозной мотив в творчестве М. А. Булгакова (генезис, варианты реализации) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezumie-kak-skvoznoy-motiv-v-tvorchestve-m-a-bulgakova-genezis-varianty-realizatsii (дата обращения: 18.10.2023).
56. Южанинова, Е. Р. Рациональное и иррациональное в философском мировоззрении М. А. Булгакова // Вестник ОГУ. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnoe-i-irratsionalnoe-v-filosofskom-mirovozzrenii-m-a-bulgakova (дата обращения: 18.10.2023).