Педагогическое наследие Ушинского
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 23.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К. Д. УШИНСКОГО 5
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ К. Д. УШИНСКОГО 11
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Д. УШИНСКОГО В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Не секрет, что развал Советского Союза привнес всеобщий хаос во сферы общественной жизни и в образование в том числе.Если проанализировать учебные программы этого периода, то в каждой школе можно было обнаружить их бесполезное разнообразие безо всякого на то здравого смысла. К счастью, с 2023 года все российские школы начали учиться по единым программам, так, как завещал основатель научной педагогики К. Д. Ушинский.Если проанализировать школьные учебники и учебные пособия этого периода, то в них, как ни странно, насчитывается страниц больше, чем количество дней в учебном году. Преступная поспешность в освоении учебного материала вела к нарушению принципов дидактики, за которые так ратовал великий К. Д. Ушинский. Заигрывание с законами человеческой памяти, как показало время, чревато. Поурочные планы составлялись без лимитов учебного времени на закрепление. Детям было трудно, учителя и родители находились в растерянности, а государство - в безвозвратных потерях образованного поколения.Еще об одном. Подготовка учителей. Не секрет, что нынче в педагогические вузы идут абитуриенты с более низкими оценками по ЕГЭ, провалившиеся в другие вузы. Стало быть, мотивация педагогического труда резко упала и повлекла за собой появление «учителей по принуждению», недостаточно разбирающихся как в «педагогической антропологии» К. Д. Ушинского, так и в основах его дидактики. Поэтому необходимареставрация профессионального педагогического образования за счёт введения новых дисциплин и постижения прошлого, в том числе достойного наследия К.Д. Ушинского, потому что "влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений".Бесспорно, что в подготовке учителя роль фундаментального научного труда К.Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" трудно переоценить. К. Д. Ушинский писал: "Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами... Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях... педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей... Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно".Утверждение К.Д. Ушинского, что воспитание должно дать привычку к труду, а труд - подготовить молодое поколение к будущей счастливой жизни, в настоящее время занимает умы всего учительства России в поисках полигонов для трудового воспитания молодежи. Эта необходимость указана и в национальной программе «Образование». Над этой концепцией упорно работают ученые и практики в сфере российского образования, положив в основу педагогический оптимизм и твердое убеждение К.Д. Ушинского, что «только труд делает человека счастливым».Также злободневна концепция К.Д. Ушинского о воспитании личности. Поэтому задача школы, по глубокому убеждению автора научной педагогики, "пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить привычку к ней; направлять деятельность ребёнка, помогая ей, где необходимо, и оставляя её действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания".ЗАКЛЮЧЕНИЕТщательное изучение педагогического наследия К. Д. Ушинского в данном реферате позволило удовлетворить не только нашу юношескую любознательность к новому, но и приобрести первоначальные навыки научного исследования, систематизации актуальных научных знаний, их глубоко осмысления и практического использования. Безусловно, цели и задачи исследования выполнены полностью. Знакомство с трудами «отца русской научной педагогики» К. Д. Ушинского в подлиннике нас значительно обогатило. Осмысление роли и значения педагогического наследия К. Д. Ушинского состоялось. Главные аспекты реформирования российского образования сложились. Работу над рефератом трудно переоценить равно, как и наши робкие попытки сделать несколько рекомендаций.Например, мы полагаем, что всем российским педагогическим вузам необходимо к диплому о высшем образовании прилагать и избранные труды «учителя русских учителей» К. Д. Ушинского, как «педагогическую Библию» для полезного прочтения и руководства к действию.И еще об одном.Значение К. Д. Ушинского для русской педагогики лучше всего характеризуют издания его произведений. За 10 лет после смерти труд “Человек как предмет воспитания” был переиздан 10 раз. “Детский мир” был за 30 лет переиздан 30 раз, а “Родное слово” до конца XIX века переиздавали более 100 раз.Книга “Детский мир”, изданная Константином Дмитриевичем в 1861 году, стала бестселлером. После того, как первый тираж в 3 600 экземпляров разошёлся в мгновение ока, в течение года допечатывали ещё два тиража. “Детский мир” был настольной книгой во многих учебных заведениях Российской империи. В ходе работы над рефератом нам не удалось обнаружить факта переиздания полного собрания сочинений К. Д. Ушинского с 1950 года, хотя, как правило, такие акции популярны, особенно приуроченные к юбилеям. Надеемся, что этот досадный промах будет устранен, потому что К. Д. Ушинский – «это наше все». Его наследие бесценно и вечно, как бесценны и вечны его патриотические педагогические идеи на протяжении 200 лет, представляющие гордость и славу земли русской!СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫС. Л. Паладьев. Феномен педагогического наследия К. Д. Ушинского // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 8-13.Ушинский, К. Д. Лекции в Ярославском лицее [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1950. -Т. 1. - С. 51-120.Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 19481950. - Т. 2. - С. 69-166.Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в воспитании [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 19481950. - Т. 2. - С. 425-488.Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К. Д. Ушинский. Собр. соч. : в 11 т. - М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1950. - Т. 5. - С. 333356.Ушинский, К. Д. О пользе педагогической литературы [Текст] / К. Д. Ушинский. Собр. соч. : в 11 т. - М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 19481950. - Т. 2. - С. 15-41.Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // К. Д.Ушинский. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. - М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. - С.425-489.Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. - М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. - С.15-42.Ушинский, К. Д. Речь о камеральном образовании [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 19481950. - Т. 1. - С. 121-252.Ушинский К. Д. Родное слово // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. - М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. - С.554-575.Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1950. - Т. 2. - С. 333-361.Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Том первый [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. в 11 т. -М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1950. -Т. 8. - С. 11-679.
2. Ушинский, К. Д. Лекции в Ярославском лицее [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1950. -Т. 1. - С. 51-120.
3. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 19481950. - Т. 2. - С. 69-166.
4. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в воспитании [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 19481950. - Т. 2. - С. 425-488.
5. Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К. Д. Ушинский. Собр. соч. : в 11 т. - М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1950. - Т. 5. - С. 333356.
6. Ушинский, К. Д. О пользе педагогической литературы [Текст] / К. Д. Ушинский. Собр. соч. : в 11 т. - М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 19481950. - Т. 2. - С. 15-41.
7. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // К. Д.Ушинский. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. - М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. - С.425-489.
8. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. - М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. - С.15-42.
9. Ушинский, К. Д. Речь о камеральном образовании [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 19481950. - Т. 1. - С. 121-252.
10. Ушинский К. Д. Родное слово // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. - М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. - С.554-575.
11. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1950. - Т. 2. - С. 333-361.
12. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Том первый [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. в 11 т. -М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1950. -Т. 8. - С. 11-679.