СМИ как социальный институт современного общества
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 26.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СМИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Понятие социального института 7
1.2 Особенности СМИ как социального института 9
1.3 Роль и функции СМИ в современном обществе 13
2. ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СМИ 19
2.1 СМИ как социальный фактор формирования общественного мнения 19
2.2 Влияние СМИ на формирование личности и культуру общества 27
3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Вместес тем, считает М. Кастельс, средства массовой информации не лишены способности при любом характере использования функции распространения знания быть фундаментальными источниками производительности и власти.В.В. Заморский, суммируя взгляды ученых, выделяет целый ряд аспектов позитивного и негативного воздействия средств массовой информации на формирование нравственный ориентаций молодежи. К ним он относит:-Альтруистический аспект влияния проявляется в реализации различных форм благотворительности, причем человек может оказывать поддержку тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации как анонимно, так и публично. К негативным факторам в указанном аспекте является недобросовестность потенциальных получателей помощи и поддержки, перевод благотворительных акций в разряд развлекательных мероприятий.-Культурно-креативный аспект включает поддержку, а также оказание материальной помощи творческим, научным и производственным коллективам, что, к сожалению, воспринимается частью молодежи как возможность добиться быстрого успеха.-Пространственно-временной аспект позволяет оперативно получать необходимую информацию, особенно при условии доступа к сети, более того возможность получения информации не ограничена территорией района, города или страны. В то же время использование социальных медиа способствуют созданию иллюзии «здесь и сейчас», нередко искажая реальные взаимоотношения молодежи.-Информационно-познавательный аспект направлен на донесение до получателя научной информации через научно-популярные и специализированные журналы, свободные энциклопедии, виртуальные библиотеки. При этом ряд источников – научных журналов, не рецензирующих статьи авторов, свободный доступ к редактированию статей в сети Интернет – привели к девальвации размещаемой в них информации, появлению неологизма «викиальность».-Коммуникативный аспект позволяет расширить взаимодействие молодых людей, в том числе ученых, предпринимателей, представителей креативных сообществ и разного рода меньшинств через обмен информации, в том числе мгновенный через использование сети Интернет. К деструктивным проявлениям можно отнести возможную анонимность, провоцирующую агрессивность, чрезмерную раскрепощенность, ненормативность.-Социальный аспект проявляется в информировании о мероприятиях, способствующих решению социальных проблем: помощь ветеранам, пожилым, сиротам. Кроме того все большую поддержку молодежи получают поисковые операции, вахты памяти, флэшмобы и многое другое. В.В. Заморский подчеркивает, что этот аспект не только помогает восстановлению духовно-нравственных ценностей в их традиционной, общечеловеческой и социальных частях, но и пробуждает интерес молодежи к общественно-политической жизни страны. Он способствует и формированию гражданской активности молодежи. Но нередко активность носит преимущественно заявительный характер, не всегда переходя в реальные действия.-Идеолого-политический аспект включает информационное освещение политических событий и процессов, деятельность общественных организаций и движений, в том числе с целью вовлечения молодежи. Негативное влияние этого аспекта связано с использованием средств массовой информации для идеологического давления на молодежь, причем как со стороны представителей власти, так и участниками оппозиционного движения.-Аксиорегулирующий аспект призван в свете информационного противостояния ориентироваться на опровержение дезинформации и формировать духовно-нравственные ценности, в том числе через социальные медиа. Этот аспектимеет особое значение, поскольку «мозаичность» и «клиповость» сознания сделали молодежь восприимчивой к манипулятивным воздействиям рекламных технологий, продуктам эрзац-культуры.Выявив основные аспекты влияния СМИ на духовно-нравственное развитие молодежи, В.В. Заморский также подчеркивает, что когда информация имеет политическое, историческое, социальное и идеологическое наполнение, закономерно возникает вопрос о необходимости противодействия ложной информации. Исходя из выше сказанного, можно констатировать, что стремительное развитие средств массовой информации обусловливает многократное расширение их функций и возможностей. На сегодняшний день они стали инструментом политики и бизнеса, то есть способом удовлетворения деловых интересов, в том числе и посредством духовно-нравственного манипулирования и идеологической пропаганды. Воздействие масс-медиа давно перестало быть бессистемным, оно подчиняется определенной логике и использует передовые достижения науки и техники. В результате, как аккумулятор общественного опыта, средства массовой информации, способствуя распространению различных категорий ценностей, определяют направления и содержание нравственного развития индивида, а значит и социума.В современных условиях национальная принадлежность средств массовой информации утратила приоритетное значение в контексте развития Интернета, роста мобильности людей и информационных ресурсов. Индивид имеет возможность читать зарубежную прессу, слушать зарубежные радиостанции и смотреть иностранные телеканалы. Тем не менее, нельзя не признать, что именно национальные средства массовой информации, попадающие в российскую юрисдикцию, должны иметь определяющее значение для духовно-нравственного становления и развития личности и общества.3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕОдна из основных тенденций развития института СМИ – это нарастание описанного Н. Луманом феномена реальности массмедиа. Реальность массмедиа - самонаблюдение общества, наблюдение наблюдений или, выражаясь понятийным аппаратом кибернетики, наблюдение второго порядка. Если раньше в социуме были другие релевантные позиции наблюдателя (мудрецы, священники, аристократы), то сегодня общество передало своё наблюдение в ведение системы СМИ. Добавим, прошлые наблюдатели, о которых говорит Н. Луман, являлись, кроме прочего, олицетворением ценностей своего времени, смысловым ориентиром культурной эпохи. Сегодня, видимо, и эту функцию принимают на себя СМИ. С одной стороны, потребитель медиапродукции в условиях свободы формирования своего собственного информационного «репертуара» становится более искушён и разборчив, в том числе и в выборе источников информирования, предпочитая сам определять, по каким каналам массовой коммуникации, и какую именно черпать информацию. Конструирование реальности связано с тем, что массмедиа всегда придают особые оттенки тому, что они сообщают, влияя, таким образом, на то, что получает лишь ситуативную значимость и уходит в забвение, а что благодаря вычленению и акцентированию остаётся в памяти. В теории коммуникации этот феномен обозначен как фрейминг. На данный момент фрейминг представляет для нас значимость в связи с возникающей здесь проблемой подозрения в манипуляциях, которую Н. Луман решает в рамках конструктивистской парадигмы.Обвинение в манипуляции предполагает различение между внутренним и внешним, т.е. чуждым влиянием. Исследователь объясняет это с помощью различения честность / тенденциозность, указывая, что этот выбор между двумя сторонами формы, между якобы манипуляцией и «честным» освещением всего лишь плод наших умозаключений, этот выбор делают не массмедиа, а мы, как наблюдатели второго порядка. В массмедиа нет манипуляций и фальсификаций, т.к. это означало бы не использование своего массмедийного кода (что невозможно по определению), но есть принципы селекции. Ситуация, однако усложняется, с одной стороны, тем, что нет процедур проверки, критериев и механизмов доказательства объективности, т.е. критериев для установления подлинно реального. «В обществе нет независимой позиции наблюдателя, единой инстанции наблюдения», следовательно, нет и ни одного привычного критерия правильности суждения (выделено в оригинале). Ни классический «субъект», ни «прогрессивный класс», ни «научная объективность» уже не могут теперь считаться гарантами достоверности высказываний». С другой стороны, речь идёт о том, что манипуляции и фальсификации - это значения, которые приписывает наблюдатель второго порядка, а он, в свою очередь, также может манипулировать и фальсифицировать: «Вся беда в том, что обвинитель и обвиняемый здесь равноправны. А не манипулирует ли тот, кто обвиняет? - спросит обвиняемый, а чем он мотивирован, и чьи интересы он представляет? Ведь и «наблюдатель наблюдателей» (любимое словосочетание Н. Лумана) остаётся наблюдателем со своим ограниченным сектором обзора. А значит, нет процедур однозначного (независимого от чьего-то наблюдения со своими кодами) и общезначимого выявления этого «чуждого» влияния и «чуждых интересов, тенденциозности или объективности».Таким образом, согласимся с Н. Луманом в том, что обвинение средств массовой информации в дистанционном управлении со стороны политических, религиозных, военных инстанций не может представлять из себя лишь требование того, чтобы «массмедиа предоставляли им место для выражения собственных пристрастий». Это превратило бы их, по мнению мыслителя, в лишённый самостоятельной функции форум. И здесь Н. Луман вступает в противоречие с Ю. Хабермасом, который убеждён, что СМИ, зародившись как форма общественности, призваны быть дискуссионной площадкой. НикласЛуман считает, что форма критики должна заключаться в стремлении иметь достоверную информацию. В ключе конструктивистской парадигмы это подразумевает, скорее, не консенсус относительно «правды», а согласие различных наблюдателей в отношении того, что не может быть правдой. Так, критикуя немецкие СМИ за однобокость и необъективность, посол России должен прежде перепроверить критикуемые вещи, а соответственно, «собственные пристрастия».1. Техническую основу современных СМИ составляют цифровые и компьютерные технологии, в результате изменяется их социальнополитическая функциональность. Их работа осуществляется в режиме реального времени и по принципу «узкого вещанию», то есть все более глубокой специализации.2. Массовое распространение Интернета породило новые формы массовой политической коммуникации, которые характеризуются глубокой интерактивностью, открытостью, отсутствием пространственных и временных ограничений.3. Наряду с традиционными СМИ широкое распространение и популярность получают интернет-СМИ: интернет-газеты, интернет-телевидение, интернет-радио. Сегодня налицо тенденции увеличения объема сектора интернет-СМИ в медийном пространстве политики.ЗАКЛЮЧЕНИЕВышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Таким образом, средства массовой информации удовлетворяют потребность современного общества в получении информации, передавая данную информацию по различным каналам. По причине огромного влияния на жизнь общества и формирование общественного мнения, СМИ часто определяют как «четвёртую власть». И действительно, средствам информации принадлежит большая роль во всех сферах жизни современного общества – политической, экономической, духовной и других. Соответственно, на СМИ накладываются также и ограничения, касающиеся следованию этическим нормам, права на частную жизнь, сведения, являющиеся частью государственной тайны. Роль СМИ очень высока – благодаря СМИ аудитория получает самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, в СМИ дается оценка происходящего. В наше время СМИ – это, пожалуй, главный способ получения информации для большинства людей, и как следствие, основной инструмент управления общественным мнением.СМИ имеют доступ к влиянию над огромной аудиторией, соответственно, это наделяет СМИ большим манипулятивным потенциалом. Существует огромное множество методов манипулирования сознанием человека. Чаще всего в СМИ используются скрытые техники манипулирования, стратегии убеждения и внушения. В телевизионных программах используется тактика вовлечения широкой аудитории. Манипулятивный потенциал СМИ достаточно успешно используется в политической борьбе. Для описания перспектив развития СМИ, как нам представляется, в большей мере подходит системная коммуникативная теория Н. Лумана. Понятие «массмедиа» включает в себя институты общества, которые используют технологии «копирования» (размножения) для распространения материалов (текстов) коммуникации. Луман выделяет два аспекта медиа реальности:1. «Реальная реальность» масс медиа — коммуникации, которые осуществляются внутри них и через них (тиражирование, распространение, чтение, просмотр и т.д.Но сюда не включается собственно «железо» или материальная часть медиа);2. Реальностью медиа является то, что представляется посредством СМК. С точки зрения автора, масс медиа является не последовательностью операций, а последовательностью наблюдений (или наблюдающих операции).В целом, данная проблема является перспективной для дальнейшего исследования, поскольку с каждым годом появляются все новые и новые коммуникативные механизмы СМИ, влияющие на массовое сознание.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЗакон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (Дата обращения 26.10.2023)Алхазова М.Х., Эздекова Л.Б. Роль и функции СМИ в современном обществе. – Режим доступа: https://msi.elpub.ru/jour/article/view/1435/0 (Дата обращения 26.10.2023)Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 3-3. – С. 464-468Белоножко Л.Н. Средства массовой информации в системе духовно-нравственного развития личности: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.06 / Белоножко Лидия Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Тюменский индустриальный университет], 2017.Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания.// https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-priznaki-massovogo-soznaniya (Дата обращения 26.10.2023)Гончаренко Я.В. СМИ и политика: теоретическая рефлексия.//Русская политология. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-politika-teoreticheskaya-refleksiya (Дата обращения 26.10.2023)Дзялошинский И.М. Средства массовой информации и общественные институты: перспективы взаимодействия. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/articles/5086?ysclid=lo7h173f6d353478093 (Дата обращения 26.10.2023)Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518718 (дата обращения: 26.10.2023).Заморский, В.В. Конструктивное и деструктивное воздействие виртуальной информационно-коммуникационной среды на ценности современной молодежи / В.В. Заморский // Этносоциум и межнациональная культура, 2014. – № 5 (71). – С.62-70.Заморский, В.В. Философский анализ ценностной системы российской молодежи / В.В. Заморский: диссертация .. кандидата философских наук: 09.00.11. – Москва, 2014. – 207 с.Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов / В. В. Касьянов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15798-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509768 (дата обращения: 26.10.2023).Кудашов В.И., Буртасова Н.С. Управление массовым сознанием: сакрализация идеалов и ценностей // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. № 2. С. 173–186.Лосева К.А. Манипулирование СМИ массовым сознанием: теоретико-методологический обзор // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98316 (дата обращения: 26.10.2023).Луман Н. Реальность массмедиа. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/3796597/ Московкина, Ю. Ю. Воздействие традиционных СМИ на массовое сознание / Ю. Ю. Московкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55135/ Ольшанский Д.В. Психология масс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl5.shtm (Дата обращения 26.10.2023)Сидорова Т.Н. Потребительская идентичность как трансформация социально идентичности // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 4 (04). 2016. С. 38–43.Сирота, Н. М. Социология : учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 167 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16637-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531419 (Дата обращения 26.10.2023) Социология : учебник для вузов / О. Г. Бердюгина [и др.] ; ответственный редактор В. А. Глазырин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04188-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488730 (Дата обращения 26.10.2023)Социальные институты российского общества: состояние, динамика, перспективы / Н. С. Речкин, О. В. Алифиренко, Е. В. Ивченко и др.; науч. ред. Н. С. Речкин. – М.: ВПО, 2014. – 134 с. Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Рипол Классик, 2019. Щеглов А.В. Манипуляция общественным мнением.//Вестник экономической безопасности. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-obschestvennym-mneniem (Дата обращения 26.10.2023)Baker, E. Media Concentration and Democracy: Why ownership Matters. – New York: Cambridge University Press, 2007. – 256 p.Belonozhko, L.N., Barbakov O.M. Modeling of Mass Media Influence on Formation of Personality in Virtual Space // Man In India, Volume: No.97 (2017) Issue No.: 3 (2017) – С. 211-222.Lehmann, C.S. The Relevance of Spirituality and Reasoned Action for Adolescent Moral and Immoral Behavioral Intentions // ProQuest Dissertations and Theses; 2011. – 115 p.
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (Дата обращения 26.10.2023)
2. Алхазова М.Х., Эздекова Л.Б. Роль и функции СМИ в современном обществе. – Режим доступа: https://msi.elpub.ru/jour/article/view/1435/0 (Дата обращения 26.10.2023)
3. Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 3-3. – С. 464-468
4. Белоножко Л.Н. Средства массовой информации в системе духовно-нравственного развития личности: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.06 / Белоножко Лидия Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Тюменский индустриальный университет], 2017.
5. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания.// https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-priznaki-massovogo-soznaniya (Дата обращения 26.10.2023)
6. Гончаренко Я.В. СМИ и политика: теоретическая рефлексия.//Русская политология. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-politika-teoreticheskaya-refleksiya (Дата обращения 26.10.2023)
7. Дзялошинский И.М. Средства массовой информации и общественные институты: перспективы взаимодействия. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/articles/5086?ysclid=lo7h173f6d353478093 (Дата обращения 26.10.2023)
8. Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518718 (дата обращения: 26.10.2023).
9. Заморский, В.В. Конструктивное и деструктивное воздействие виртуальной информационно-коммуникационной среды на ценности современной молодежи / В.В. Заморский // Этносоциум и межнациональная культура, 2014. – № 5 (71). – С.62-70.
10. Заморский, В.В. Философский анализ ценностной системы российской молодежи / В.В. Заморский: диссертация .. кандидата философских наук: 09.00.11. – Москва, 2014. – 207 с.
11. Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов / В. В. Касьянов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15798-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509768 (дата обращения: 26.10.2023).
12. Кудашов В.И., Буртасова Н.С. Управление массовым сознанием: сакрализация идеалов и ценностей // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. № 2. С. 173–186.
13. Лосева К.А. Манипулирование СМИ массовым сознанием: теоретико-методологический обзор // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98316 (дата обращения: 26.10.2023).
14. Луман Н. Реальность массмедиа. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/3796597/
15. Московкина, Ю. Ю. Воздействие традиционных СМИ на массовое сознание / Ю. Ю. Московкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55135/
16. Ольшанский Д.В. Психология масс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl5.shtm (Дата обращения 26.10.2023)
17. Сидорова Т.Н. Потребительская идентичность как трансформация социально идентичности // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 4 (04). 2016. С. 38–43.
18. Сирота, Н. М. Социология : учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 167 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16637-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531419 (Дата обращения 26.10.2023)
19. Социология : учебник для вузов / О. Г. Бердюгина [и др.] ; ответственный редактор В. А. Глазырин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04188-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488730 (Дата обращения 26.10.2023)
20. Социальные институты российского общества: состояние, динамика, перспективы / Н. С. Речкин, О. В. Алифиренко, Е. В. Ивченко и др.; науч. ред. Н. С. Речкин. – М.: ВПО, 2014. – 134 с.
21. Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Рипол Классик, 2019.
22. Щеглов А.В. Манипуляция общественным мнением.//Вестник экономической безопасности. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-obschestvennym-mneniem (Дата обращения 26.10.2023)
23. Baker, E. Media Concentration and Democracy: Why ownership Matters. – New York: Cambridge University Press, 2007. – 256 p.
24. Belonozhko, L.N., Barbakov O.M. Modeling of Mass Media Influence on Formation of Personality in Virtual Space // Man In India, Volume: No.97 (2017) Issue No.: 3 (2017) – С. 211-222.
25. Lehmann, C.S. The Relevance of Spirituality and Reasoned Action for Adolescent Moral and Immoral Behavioral Intentions // ProQuest Dissertations and Theses; 2011. – 115 p.