Вера как компонент познавательной деятельности
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 26.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Понятие познавательной деятельности человека 4
2. Роль веры в научном познании 7
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Рассмотрев двадцать две различные гипотезы, он, проявив простую изобретательность, наткнулся на орбиту, которая ускользала даже от самых логически оснащенных современных умов. Его непоколебимая решимость и готовность исследовать неизведанное сыграли значительную роль в его достижениях.Анри Пуанкаре подчеркивал терпение физиков, которые проявляли упорство, несмотря на многочисленные неудачи. Их жизнестойкость проистекала из веры в то, что природа придерживается определенных законов, и все, что оставалось, — это раскрыть и понять эти законы.Вера, в данном контексте, представляет собой готовность к действию и уверенность в вероятности успеха. Переход от неопределенности к действию является неотъемлемым аспектом веры. Сталкиваясь с ситуацией, требующей действий, но не обладающей полным знанием обстоятельств, человек должен сделать предположение и верить, что действие, основанное на нем, приведет к успеху. Это понятие действия, основанного на "прагматической вере", лежит в основе этой доктрины. Чарльз С. Пирс определяет веру как "готовность действовать", утверждая, что это ее единственный и неизменный критерий.Сомнение предшествует вере и может перерасти в нее посредством ряда психологических процессов. Философы уделяли значительное внимание взаимодействию между сомнением и верой. Разум, хотя и основан в конечном счете на вере, обладает способностью постоянно подвергать ее сомнению. Сомнение — это состояние беспокойства и неудовлетворенности, побуждающее людей предпринимать действия по его устранению, внушающее желание перейти к состоянию веры, характеризующемуся спокойной удовлетворенностью. Сомнение и усилия по его преодолению выступают в качестве движущей силы исследований и достижения целей.Согласно Майклу Поланьи, "эмоциональные аспекты интеллектуальной вовлеченности" и "личная вовлеченность познающего субъекта в процесс познания, которому он посвящает себя" тесно связаны с верой. Поланьи проанализировал наблюдения Вольфганга Келера, который отметил, как шимпанзе охотно повторяли ранее разработанные ими методы добывания пищи, даже в игровой форме, заменяя пищу камешками. Тревога, испытываемая животным, когда задача становится сложной, свидетельствует о его способности получать удовольствие от интеллектуальных достижений. Эти эмоции представляют веру: борьба с проблемой отражает веру в то, что решение существует, в то время как радость от открытия означает принятие его как истины.ЗаключениеВ заключение отметим, что познавательная деятельность человека — это многогранный и динамичный процесс, охватывающий различные взаимосвязанные компоненты. Эти компоненты, такие как восприятие, память, умение решать проблемы и вера, работают вместе, формируя понимание мира и влияя на мысли и действия человека и общества.Таким образом, веру можно описать как акт признания чего-либо истинным, справедливым или целесообразным в ситуациях, когда отсутствуют адекватные эмпирические и рационально-теоретические обоснования или доказательства. В то время как научное знание, как правило, исключает опору на веру, если рассматривать его как неотъемлемую часть когнитивного процесса, вера действительно появляется как компонент знания на определенных этапах. Более того, вера присуща основополагающим элементам научного исследования. В сфере научного познания вера выполняет широкий спектр функций, включая активизацию (поддержание энергии человека, обеспечение вдохновения, стимулирование приложения усилий и воспитание решимости в стремлении к истине), организацию (влияет на подход к решению проблем, направляет выбор потенциальных решений и подсказывает конкретные действия в рамках когнитивного процесса), накопление и стабилизация (способствующие исследованию новых знаний и их интеграции в сферу устоявшихся объективных знаний).Список используемой литературыБиографическая библиотека Ф. Павленкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL / http://www. eduspb.com/public/books/byograf/isaak_nyuton._ego_zhizn_i_nauchnaya_deyatelnost_mihail_filippov.pdfБратусь Б. С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека //Б. С.Братусь Вестник Московского Университета. Сер 14. Психология. – 2011. – 90 с.Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности. – 2007. 103 с.Дементьева О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе //О. М. Дементьева Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №. 2. – 155 с.Дышлевый П. С. Современное естествознание и материалистическая диалектика. – 1977. 302 с.Иохвидов В. В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся //В. В. ИохвидовВестник Костромского государственного университета. – 2014. – Т. 20. – №. 7. – 220 с.Краткая философская энциклопедия / сост. Е.Ф. Губский и др. М.: Изд. гр. «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994. 550 с.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. 403 с.Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М: Логос, 2000. 440 с.Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 380 с.Поппер К. Логика научного исследования Логика и рост научного знания. – М., 1983. – 320 с.Пуанкаре А. О науке: Ценность науки. М.: Наука, 1982. 145 с.
2. Братусь Б. С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Б. С. Братусь Вестник Московского Университета. Сер 14. Психология. – 2011. – 90 с.
3. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности. – 2007. 103 с.
4. Дементьева О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // О. М. Дементьева Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №. 2. – 155 с.
5. Дышлевый П. С. Современное естествознание и материалистическая диалектика. – 1977. 302 с.
6. Иохвидов В. В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // В. В. Иохвидов Вестник Костромского государственного университета. – 2014. – Т. 20. – №. 7. – 220 с.
7. Краткая философская энциклопедия / сост. Е.Ф. Губский и др. М.: Изд. гр. «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994. 550 с.
8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. 403 с.
9. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М: Логос, 2000. 440 с.
10. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 380 с.
11. Поппер К. Логика научного исследования Логика и рост научного знания. – М., 1983. – 320 с.
12. Пуанкаре А. О науке: Ценность науки. М.: Наука, 1982. 145 с.