Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье - 241-295.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 22 22 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 10.12.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение. 3
Глава 1. Общее понятие счастья 4
и его исторические измерения 4
Глава 2. Понятия счастья, совести и души 6
в труде Ж.-О. Ламетри 6
Заключение. 18
Литература. 20
Приложение 1. Портрет Ж.-О. Ламетри 21

Фрагмент для ознакомления

Например, умирающие на море с голоду съедают того из своих товарищей, на кого падает жребий, и при этом испытывают не более сильные угрызения совести, чем людоеды. Ламетри приводит множество примеров в пользу «украшений общества». Он ссылается на Плутарха, который рассказывает, что в некоторых обществах не было понятия стыда, воровства, прелюбодеяния.Ламетри приводит в пример военный пыл, который является угрозой человечества и страшнее всех пороков вместе взятых, но не вызывает никакого чувства раскаяния, поскольку его требует честолюбие государей. Итак, можно видеть, что совесть, вызывающая раскаяние, является результатом предрассудков. Но какие именно предрассудки приводят к появлению совести? Ламетри считает, что это не сама совесть, а страх перед возможным наказанием, заставляет нас чувствовать угрызения. Презрение, страх, позор и угрызения совести присутствуют в пороках, чтобы преследовать их и запугивать людей, им предающимся.Понятие совести и полемика о ней во французском Просвещении являются способом удерживать злого человека от преступлений. До совершения преступления угрызения совести бесполезны, но они также не нужны и после совершения преступления. Преступление уже совершено, когда они появляются.Ламетри видит пользу угрызений совести только в одном – они дают нам повод пожалеть людей, которые не так счастливо устроены, как мы, и стремятся к злу. Некоторые люди приписывают угрызения совести всем людям, но это не так. Добродетель и честность не являются врожденными качествами нашего существа. Если угрызения совести вредят хорошим людям и не могут удержать злонамеренных, то они, по крайней мере, бесполезны для человечества. Они только обременяют тех, кто заслуживает сожаления, так же как плохо настроенные машины склонны к злу, а хорошие к добру. Если угрызения совести являются бесполезным лекарством от недугов человеческой натуры, необходимо навсегда изгнать их из обществаНо чтобы изгнать их, следует выяснить, как они появились. Поскольку Ламетри уже объяснил, что угрызения совести чужды человеческой природе, не остается ничего другого, как искать причину возникновения совести в воспитании. Именно поэтому и нужно стараться сделать воспитательные идеи просвещенными, чтобы избежать ошибок. Ламетри убежден, что совесть рождается в раннем возрасте, когда детей неправильно воспитывают.Вот почему так важно, чтобы идеи воспитания были действительно просвещенными, чтобы избежать ошибок: «Кто не знает тлетворного влияния дурных книг и скверного общества?».Ламетри утверждает, что счастье является результатом хорошего воспитания, поскольку оно формирует душу человека правильным образом. Ламетри также придает большое значение физическому здоровью, которое поддерживает душевное равновесие. Развитие тела является условием для здоровья, образования ума, познания истины и добродетели.При этом, как предостерегает Ламетри, не следует думать, что своим призывом избавить человека от угрызений совести, он ведет их к гибели. Напротив, если угрызения совести причиняет страдания человеку, и соответственно, обществу, то избавление от них будет являться благом.Таким образом, можно заключить, что понятие счастья Ламетри трактует в духе своего механистической подхода к пониманию человека вообще. Базовой потребностью человека является инстинкт самосохранения. Счастье для Ламетри заключается в физическом и душевном благополучии, отсутствии несчастий и достаточного количества удовольствий. Природа человека такова, что каждый индивид стремиться к естественным удовольствиям. Для Ламетри, таким образом, благо есть то, что приносит удовлетворение человеку, и зло, соответственно, то, что причиняет ему мучения. В частности, поэтому Ламетри полагает совесть феноменом, вредным для общества. Ведь угрызения совести причиняют страдания человеку.Призывая устранить угрызения совести, Ламетри уверен, что говорит языком природы, его требование – это требование природы, природы, сведенной к ее чистой сущности. Следует отметить, что механистический подход Ламетри к таким традиционно интерпретируемым как социальные, феноменам счастья, совести, души, не был разделяем его современниками Дидро и Руссо. Несмотря на то, что в целом биологически детерминированный подход к пониманию человека был характер для эпохи Просвещения, как минимум в противовес схоластической направленности Средних веков, в отношении представлений о том, что есть счастье и должен ли человек испытывать угрызения совести за аморальные деяния, Ламетри фактически не встретил поддержки в философском кругу.Заключение.В данной работе был рассмотрен очерки Ж. Ламетри «Анти-Сенека, или рассуждение о счастье» и, на его основе, определены факторы, влияющие на состояние счастья человека, а также раскрыто понимание французским философом таких феноменов, как совесть, благо, душа.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Счастье является важной частью системы этических понятий, которая описывает и фиксирует основу мировоззрения общества. Определение счастья сложно и многогранно, так как оно одновременно является и умозрительной конструкцией, личным переживанием, которое всегда субъективно. Однако во все времена мыслители не оставляли попыток выявить универсальное основание счастья. Такое основание подвергается изменениям в зависимости от исторического и социокультурного контекста. Философское определение счастья описывает состояние, соответствующее наивысшей внутренней удовлетворенности и осмысленности жизни.В очерке «Анти-Сенека» Ламетри полемизирует с римским философом о счастье. Концепция счастья Ламетри закономерно вытекает из его концепции человека-машины.Исходной посылкой философии Ж.-О. Ламетри является утверждение, что все живое в природе подчинено действию естественного закона, чьи проявления отличаются некоторой вариативностью, но имеют единые истоки.Следовательно, при объяснении природы человека, следует исходить из признания его естественных оснований. Из того, что организм человека представляет собой только лишь машину,Ламетри выводит все устремления человека из его действий, и первым таким фундаментальным стремлением является инстинкт самосохранения. Инстинкт самосохранения побуждает человека избегать всего, что причиняет страдания и стремится к тому, что доставляет удовольствие. В изложении французского философа эпохи Просвещения Ламетри счастье описывается как простая для понимания и описания категория, которая включает в себя здоровье, организованность, спокойствие, отсутствие пороков и наслаждение удовольствиями. Он также рекомендует иметь хорошее телосложение, красоту, здоровье, талант, интеллект для достижения счастья, а также делиться с другими тем, что сам имеешь в избытке с тем, кто в этом же испытывает недостаток. Это Ламетри объясняет тем, что люди достигают счастья через взаимодействие в обществе и получение желанного одобрения общества. Исходя из потребности человека в жизненных связях, Ламетри утверждает, что добродетели и пороки имеют надприродное происхождение. Чтобы быть добродетельным, необходимо воспитание, которое совершенствует природную натуру человека. Ламетри подчеркивает, что абсолютная добродетель не существует, есть только относительная добродетель, связанная с представлением о ней в обществе. Таким образом, для счастья человеку необходимо быть здоровым, организованным и спокойным. Кроме того, необходимо довольствоваться тем, что есть, не иметь пороков, наслаждаться удовольствиями, не стремясь к ним, достигать добродетели через познание истины. Следует отметить, что большая часть условий счастья зависят от природы, а потому Ламетри обосновывает необходимость добродетели, как инструмента, позволяющего более удачливым людям, в полной мере одаренным природой, менее счастливым.Литература.Богуславский В.М. Учёный, мыслитель, борец // Ламетри Ж.О. Сочинения / общ. ред. В.М. Богуславского. М.: Мысль, 1983. С. 3-57.Карцева Л.В. Счастье как социологическая категория // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 1. С. 208-210.Коробкова Ю.Е. Философия: конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005. Кременцов Н.Л. Человек и животное: к истории поведенческих сопоставлений // Русский орнитологический журнал. 2009. № 514. С. 1659-1682.Ламетри Ж. О. Человек-машина // Собрание сочинений. М.: Мысль, 1983. С. 169-227.Ламетри Ж.О. Анти-Сенека, или рассуждение о счастье // Сочинения. М.: Мысль, 1976. С. 241-295.Ламетри Ж.О. Система Эпикура // Собрание сочинений. М.: Мысль, 1983. С. 356-383.Левин В.Г. Инженерия и культура // Философия, общество, культура: Сб. науч. ст. М., 2007. Философский энциклопедический словарь // Под редакцией Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М.: Советская Энциклопедия, 1983. Приложение 1. Портрет Ж.-О. Ламетри

1. Богуславский В.М. Учёный, мыслитель, борец // Ламетри Ж.О. Сочинения / общ. ред. В.М. Богуславского. М.: Мысль, 1983. С. 3-57.
2. Карцева Л.В. Счастье как социологическая категория // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 1. С. 208-210.
3. Коробкова Ю.Е. Философия: конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.
4. Кременцов Н.Л. Человек и животное: к истории поведенческих сопоставлений // Русский орнитологический журнал. 2009. № 514. С. 1659-1682.
5. Ламетри Ж. О. Человек-машина // Собрание сочинений. М.: Мысль, 1983. С. 169-227.
6. Ламетри Ж.О. Анти-Сенека, или рассуждение о счастье // Сочинения. М.: Мысль, 1976. С. 241-295.
7. Ламетри Ж.О. Система Эпикура // Собрание сочинений. М.: Мысль, 1983. С. 356-383.
8. Левин В.Г. Инженерия и культура // Философия, общество, культура: Сб. науч. ст. М., 2007.
9. Философский энциклопедический словарь // Под редакцией Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М.: Советская Энциклопедия, 1983.