Семья как социально-культурный институт

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 34 34 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 30.11.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Институт семьи и его состояние в современном мире 5
1.1. Ретроспективный обзор исследований семьи 5
в отечественной и зарубежной традиции 5
1.2. Общее понятие семьи и проблема реконфигурации родства 15
Глава 2. Предпосылки и факторы кризисных явлений в институте семьи 19
2.1. Конфликт поколений. Феномен дистантной семьи 19
2.2. Кризис традиционных семейных ценностей как их модернизация 27
Заключение 31
Список использованных источников 32

Фрагмент для ознакомления

С другой стороны, этот период, как правило, приходится на пик жизни молодого поколения – появление детей, развитие карьеры, что очевидно порождает конфликт между необходимостью уделять внимание пожилым родителям и заниматься построением собственного жизненного мира. Крайней формой проявления подобного конфликта становится разрыв отношений между взрослыми детьми и родителями.У стареющих родителей часто исчезает чувство значимости в семье, что ведет к снижению самооценке и утрате осмысленности существования. Ситуация усугубляется, если отношения между стареющими родителями и взрослыми детьми строится на односторонней помощи со стороны родителей без обратной связи со стороны детей. Это вызывает закономерное чувство обиды и разочарования и пожилого человека, приводит к ощущениям, что их значимость непосредственно зависит от возможности оказывать ту или иную помощь. В современном российском обществе «конфликт поколений» актуален как никогда, и выражается в ослаблении семейных связей вследствие высокой загруженности молодого поколения, которые слишком заняты, для того чтобы наладить эмоциональный контакт со своими старшими родственниками и помочь им пережить трудный период жизни..В традиционной модели общества старшее поколения признавалось носителем важного социального опыта. В настоящее время экономический и технический прогресс освободили человечество от непосредственных угроз внешнего мира, а социальный опыт откорректирован наукой и зафиксирован в информационных источниках, что привело к трансформации межпоколенческих отношений. При этом городская среда демонстрирует большей частью конфликтную модель, а село в данном контексте является более толерантным. Сельской молодежью старшее поколение воспринимается c большим пониманием и сочувствием, что обусловлено спецификой образа жизни, продиктованного требованиями среды. Городская молодежь к стареющим людям более требовательна. Реконфигурация облика семьи под влиянием промышленного развития, урбанизации и растущей мобильности населения, ведет к ослаблению связей между поколениями. В этих условиях уменьшаются возможности, a временами и желание молодого поколения оказывать помощь старикам и пожилые люди остаются в одиночестве. Важным фактором, влияющим на одинокое положение пожилых людей, является супружество. Пожилой возраст – это заключительная фаза супружеской жизни. Исследования показали, что супружество и в этот период играет важную роль. Смерть одного из супругов обычно тяжело травмирует другого, изменяя его образ жизни и поведение. Определенные противоречия выявляются в сфере воспитания детей дошкольного возраста.С одной стороны, изучение теоретических основ воспитания детей дошкольного возраста старшим поколением семьи демонстрирует, что для современной российской семьи типичны исчезновение семейных традиций, разрушение эмоционально-родственных связей и преемственности между поколениями. Однако отсутствие общения со старшим поколением сказывается на эмоциональном развитии растущего человека, что проявляется в затруднении формирования эмпатийного отношения к членам семью, усвоении норм и правил социального поведения значимых для ребенка людей. Наиболее характерный тип современной семьи определяют, как «дистанстно-расширенную». Как расширенная, так и дистантно-расширенная многопоколенная семья обладает значительным воспитательным потенциалом благодаря своей специфики: повседневное общение разных по возрасту и опыту членов семьи способствуют нравственно-эмоциональному обогащению развития ребенка. Вместе с тем, особенности взаимодействия старшего поколения с детьми дошкольного возраста в практике воспитания позволяет указать на определенные противоречия. Родители зачастую недооценивают воспитательный потенциал бабушек и дедушек на детей, оставляя за ними только функции присмотра и решения примитивных воспитательных задач. В свою очередь, старшее поколение оценивает свое влияние на ребенка достаточно высоко, поскольку внуки предпочитают проводить свободное время именно с бабушками и дедушками. Соответственно, между взрослыми представителями семьи возникает скрытое или явное соперничество в вопросах воспитания. Таким образом, для современной семьи характерны исчезновение преемственности, семейных традиций и тесных связей между поколениями, не последнюю роль в чем играет физическое расстояние, так как для современной России характерна практика раздельного проживания родителей и взрослых семей. Такое разделение семьи снижает ее воспитательные возможности, однако вместе с тем сохраняется потребность во взаимопомощи и поддержании отношений двух нуклеарных семей: молодой семьи и семьи представителей старшего поколения. Старшее поколение способно принимать деятельное участие в реализации семейных функций. Как расширенная, так и дистантно-расширенная многопоколенная семья обладают высоким воспитательным потенциалом2.2. Кризис традиционных семейных ценностей как их модернизацияКлассическое определение четко очерчивало границу того, что следует считать родством. Однако трансформации, происходящие в современном обществе, во многом переопределяют это понятие.Родство является не столько состоянием, сколько динамичным процессом, ориентированным на постоянную актуализацию, поддержание и переопределение отношений. Тогда, родственные отношения не определяются исключительно биологической или социальной связью, а, в первую очередь, создаются в процессе регулярных повседневных взаимодействий.Все чаще общности, подобные родственным, создаются по принципу схожести интересов, вне зависимости от территориального местоположения их участников, родственных связей и других традиционных принципов деления. В ходе образования постиндустриального общества создаются постсовременные ценности, главной чертой которых становится преимущественная направленность на повышение качества жизни и индивидуализацию личности. Данный процесс следует рассматривать, как естественное следствие общего повышения качества жизни, в силу чего экономическая целесообразность поддержания социальных связей вытесняется их индивидуальной значимостью для человека.Институт семьи достаточно давно находится в фокусе пристального внимания, как ученых, так и государственных деятелей, что выражается в активном накоплении соответствующего арсенала инструментов укрепляющего воздействия на институт семьи и брака. И если до недавнего времени данный опыт был ориентирован преимущественно на решение, пусть и успешное, локальных задач, включая в себя точечное воздействие на проблемы, связанные с трансформацией семейных ценностей, что преодоление кризиса семьи возможно только при применении комплексного подхода, поскольку его специфика позволяет добиться необходимого системного эффекта.Традиционная семья, обеспечивающая стабильность и порядок, перестала быть всеобщей формой брака и стала фрагментарным явлением в череде новых брачных союзов. Можно констатировать кризис семейных отношений, но также можно и предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что традиционный институт семьи в его классическом понимании отходит в прошлое, и необходимо стремится создавать привлекательный образ семьи, в которой молодые люди хотели бы жить. При существовании комплексных разработок со стороны государства в области семейной политики, с учётом перспектив инновационного развития общества, можно повысить статус и эффективность функционирования семьи.Если рассматривать возможности государственного влияния на преодоление кризиса семейных ценностей, то здесь необходима дифференциация двух параметров политики, ориентированной на поддержание семей.Первый - это политика семьи, второй - социальная политика, предназначенная для семей, которые оказались в затруднительном положении. Политика семьи универсальна, поскольку она затрагивает все семьи, не зависимо от их уровня жизни. В любом государстве, при наличии цели сохранить общество и его будущее, в равной степени должны присутствовать эти параметры политики, направленной на семью. Кроме того, важно осознавать, что кризис – это не только негативное явление, но и возможности роста. Поэтому говоря об упадке традиционных семейных ценностей, необходимо фокусировать не на перспективах их возврата, а на необходимость выработки модернизированных семейных ценностей, которые были бы жизнеспособны в условиях современного мира.Объединяя все изменения, связанные с процессами глобализации, можно сказать, что в социальном плане они привели к формированию парадигмы индивидуализма и гедонизма. Возможна ли семья при стремлении человека к самореализации и высокому уровню жизни? На наш взгляд, это возможно, если выработать представление о семье, как еще одной платформе саморазвития и самореализации человека. Неслучайно, Э. Фромм писал о том, что любовь и семья – это не состояние, а процесс, и, прежде всего, процесс собственного совершенствования. Для этого необходимо преодолеть восприятие традиционной семьи, как ограничителе личности. А это, в свою очередь, возможно через утверждение социальных норм подлинного равенства, где возрастная, гендерная и иная идентичность не становится основанием для отказа в саморазвитии. Отсутствие общения со старшим поколением сказывается на эмоциональном развитии растущего человека, что проявляется в затруднении формирования эмпатийного отношения к членам семью, усвоении норм и правил социального поведения значимых для ребенка людей. Разделение семьи снижает ее воспитательные возможности, однако вместе с тем сохраняется потребность во взаимопомощи и поддержании отношений двух нуклеарных семей: молодой семьи и семьи представителей старшего поколения. Старшее поколение способно принимать деятельное участие в реализации семейных функций. Как расширенная, так и дистантно-расширенная многопоколенная семья обладают высоким воспитательным потенциалом. Можно выделить ряд не замещающих, но, скорее дополняющих родительские функций, которые берут на себя представители старшего поколения. Даже социально активные пожилые люди часто включаются в воспитание внук, согласовывая свое расписание с расписанием родителей таким образом, чтобы освобождать их время от времени для работы или рекреации. Возникает и особый вариант «наставнический» вариант роли старшего поколения, варьирующий от воспитателя или даже преподавателя до менеджера. Старшее поколение в таких случаях видит свою задачу не только, а иногда и не столько в помощи родителям, сколько в том, чтобы транслировать внукам определенный опыт, ценности и знания.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена проблема кризиса семьи в современном мире.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Прежде классическое определение семьи четко очерчивало границу того, что следует считать родством. Однако трансформации, происходящие в современном обществе, во многом переопределяют это понятие. Родство является не столько состоянием, сколько динамичным процессом, ориентированным на постоянную актуализацию, поддержание и переопределение отношений. Данный процесс следует рассматривать, как естественное следствие общего повышения качества жизни, в силу чего экономическая целесообразность поддержания социальных связей вытесняется их индивидуальной значимостью для человека.В настоящее время в социальной культуре индустриальных обществ стали очевидными трансформации традиционных семейных ценностей. Специалисты указывают на ускорение процессов преобразования в образе жизни западного общества, а на их фоне перемены в семейной жизни. Это заключает в себе риски утраты гуманитарного смысла существования такого традиционного социального института, каким является семья. Можно констатировать кризис семейных отношений, но также можно и предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что традиционный институт семьи в его классическом понимании отходит в прошлое, и необходимо стремится создавать привлекательный образ семьи, в которой молодые люди хотели бы жить.Еще одним проявлением кризиса семья является трансформация роли старшего поколения в семье. Вместе с тем, старшее поколение способно принимать деятельное участие в реализации семейных функций. Как расширенная, так и дистантно-расширенная многопоколенная семья обладают высоким воспитательным потенциалом.Список использованных источниковАльперович B. Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет / В.Д. Альперович. – Mосква : ПРИОР-Эксперт, 2013. – 374 c.Аристотель. Политика / Аристотель // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: сочинения. – Харьков : Фолио; Москва : ООО «Издательство АСТ», 1999. – С. 441-682.Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви / Н.А. Бердяев // Русский Эрос, или философия любви в России. – Москва : Прогресс, 1991. – С. 232-266.Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев // Опыт парадоксальной этики. – Москва : АСТ, 2003. – С. 25-422.Бердяев Н. А. О рабстве и свободе. Опыт персоналистической философии / Н.А. Бердяев // Опыт парадоксальной этики. – Москва : АСТ, 2003. – С. 425-696.Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т.: т. 2 – Москва : Мысль, 1972. – 582 с.Гоббс Т. Основы философии / Т. Гоббс // Избранные произведения: в 2 т., т. 1. – Москва : Мысль, 1964. – С. 43-409.Ермолаева M. A. Практическая психология старости / М.А. Ермолаева – Mосква : Норма, 2016. – 237 c.Зернова Л. П. Актуализация семейных ценностей как фактор укрепления российской государственности / Л.П. Зернова // Россия: тенденции и перспективы развития: материалы XV Международной научной конференции. – Москва : ИНИОН РАН. – С. 207-211. Зотова О. Ю. Технологии коммуникативного взаимодействия для обеспечения безопасности и доверия / О.Ю. Зотова // Национальный психологический журнал. – 2012. - № 1(7). – С. 88-94. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Сочинения: в 6 т., т. 6. – Москва : Мысль, 1966. – С. 349-588.Кант И. Метафизика нравов: в 2 ч. / И. Кант – Москва : Мир книги, Литература, 2007. – 400 с.Киселева Н. А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы / Н.А. Киселова // Концепт. – 2016. - №1. – С. 1–7.Краснова O. B. Социальная психология старости. / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. – 2019. - № 2. – C. 30-33.Лабиринты одиночества / сост. Н.Е. Покровский – Москва : Прогресс, 1989. – 624 с.Лебедева Л. Г. Трансформация семьи и преемственность поколений / Л.Г. Лебедева [Электронный ресурс] // Социодинамика. – 2019. - № 9. URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=29437 (дата обращения: 30.10.2023).Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т. : т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс – Москва : Госполитиздат, 1974. – 531 с.Митина Н. Г. Философия пола Л. Фейербаха / Н.Г. Митина // Вестник Тамбовского университета. – 2008. - № 10 (66). – С. 118-122.Николаева Н. А. Изучение одиночества на этапе взросления / Н.А. Николаева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2005. - № 1. – С. 59-62.Платон. Государство / Платон // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: сочинения. – Харьков : Фолио; Москва : ООО «Издательство АСТ», 1999. – С. 91-438.Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А. А. Реана. М. ; СПб., 2007. – 340 с.Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного / В.В. Розанов – Москва : Республика, 1995. – 462 с.Розанов В. В. Люди лунного света: Метафизика христианства / В.В. Розанов – Москва : Дружба народов, 1990. – 304 с.Розанов В. В. Семейный вопрос в России: в 2 т., т. 2 / В.В. Розанов – Санкт-Петербург : Типография М. Меркушева, 1903. – 516 с.Рудницкая Т. Ю. Проблема семьи: историко-философский дискурс /Т.Ю. Рудницкая // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. - № 6. – С. 144-148.Свирская Е. В. Проблема семьи в философской антропологии В. В. Розанова / Е.В. Свирская // Преподаватель ХХI век. – 2008. - № 3. – С. 54-57.Чурсина В. Н. Социально-культурная адаптация семьи: теоретические основы и механизм регулирования: дисс. канд. соц. наук / В.Н. Чурсина. – Курс, 2004. – 185 с.Шамионов Р. М. К вопросу об адаптационной готовности личности / Р.М. Шамионов// Адаптация личности в современном мире :межвуз. сб. науч. тр. –2011. - №. 3. – С. 29-35.

Список использованных источников
1. Альперович B. Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет / В.Д. Альперович. – Mосква : ПРИОР-Эксперт, 2013. – 374 c.
2. Аристотель. Политика / Аристотель // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: сочинения. – Харьков : Фолио; Москва : ООО «Издательство АСТ», 1999. – С. 441-682.
3. Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви / Н.А. Бердяев // Русский Эрос, или философия любви в России. – Москва : Прогресс, 1991. – С. 232-266.
4. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев // Опыт парадоксальной этики. – Москва : АСТ, 2003. – С. 25-422.
5. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе. Опыт персоналистической философии / Н.А. Бердяев // Опыт парадоксальной этики. – Москва : АСТ, 2003. – С. 425-696.
6. Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т.: т. 2 – Москва : Мысль, 1972. – 582 с.
7. Гоббс Т. Основы философии / Т. Гоббс // Избранные произведения: в 2 т., т. 1. – Москва : Мысль, 1964. – С. 43-409.
8. Ермолаева M. A. Практическая психология старости / М.А. Ермолаева – Mосква : Норма, 2016. – 237 c.
9. Зернова Л. П. Актуализация семейных ценностей как фактор укрепления российской государственности / Л.П. Зернова // Россия: тенденции и перспективы развития: материалы XV Международной научной конференции. – Москва : ИНИОН РАН. – С. 207-211.
10. Зотова О. Ю. Технологии коммуникативного взаимодействия для обеспечения безопасности и доверия / О.Ю. Зотова // Национальный психологический журнал. – 2012. - № 1(7). – С. 88-94.
11. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Сочинения: в 6 т., т. 6. – Москва : Мысль, 1966. – С. 349-588.
12. Кант И. Метафизика нравов: в 2 ч. / И. Кант – Москва : Мир книги, Литература, 2007. – 400 с.
13. Киселева Н. А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы / Н.А. Киселова // Концепт. – 2016. - №1. – С. 1–7.
14. Краснова O. B. Социальная психология старости. / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. – 2019. - № 2. – C. 30-33.
15. Лабиринты одиночества / сост. Н.Е. Покровский – Москва : Прогресс, 1989. – 624 с.
16. Лебедева Л. Г. Трансформация семьи и преемственность поколений / Л.Г. Лебедева [Электронный ресурс] // Социодинамика. – 2019. - № 9. URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=29437 (дата обращения: 30.10.2023).
17. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т. : т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс – Москва : Госполитиздат, 1974. – 531 с.
18. Митина Н. Г. Философия пола Л. Фейербаха / Н.Г. Митина // Вестник Тамбовского университета. – 2008. - № 10 (66). – С. 118-122.
19. Николаева Н. А. Изучение одиночества на этапе взросления / Н.А. Николаева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2005. - № 1. – С. 59-62.
20. Платон. Государство / Платон // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: сочинения. – Харьков : Фолио; Москва : ООО «Издательство АСТ», 1999. – С. 91-438.
21. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А. А. Реана. М. ; СПб., 2007. – 340 с.
22. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного / В.В. Розанов – Москва : Республика, 1995. – 462 с.
23. Розанов В. В. Люди лунного света: Метафизика христианства / В.В. Розанов – Москва : Дружба народов, 1990. – 304 с.
24. Розанов В. В. Семейный вопрос в России: в 2 т., т. 2 / В.В. Розанов – Санкт-Петербург : Типография М. Меркушева, 1903. – 516 с.
25. Рудницкая Т. Ю. Проблема семьи: историко-философский дискурс / Т.Ю. Рудницкая // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. - № 6. – С. 144-148.
26. Свирская Е. В. Проблема семьи в философской антропологии В. В. Розанова / Е.В. Свирская // Преподаватель ХХI век. – 2008. - № 3. – С. 54-57.
27. Чурсина В. Н. Социально-культурная адаптация семьи: теоретические основы и механизм регулирования: дисс. канд. соц. наук / В.Н. Чурсина. – Курс, 2004. – 185 с.
28. Шамионов Р. М. К вопросу об адаптационной готовности личности / Р.М. Шамионов// Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. – 2011. - №. 3. – С. 29-35.