Доходы и расходы регионального бюджета на примере Тверской области
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 30.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования доходов и расходов бюджета субъекта 5
1.1. Сущность и структура доходов регионального бюджета 5
1.2. Состав и структура расходов бюджета субъекта 9
Глава 2. Анализ доходов и расходов регионального бюджета на примере Тверской области 15
2.1. Анализ доходов бюджета 15
2.2. Расходы бюджета Тверской области 22
Глава 3. Направления оптимизации доходов регионального бюджета 27
3.1. Пути повышения налоговых доходов бюджета Тверской области 27
3.2. Экономическая эффективность мероприятий 29
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Приложение 1. Расходы областного бюджета Тверской области в разрезе государственных программ, тыс. руб. 34
);– межбюджетных трансфертов бюджету фонда пенсионного и социального страхования РФ (увеличение на 635 326,9 тыс. руб.).Бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию 29 государственных программ Тверской области (далее также - Госпрограмма, ГП).Общий объем программных расходов составляет на 2023 год 98 379 233,1 тыс. руб., что меньше на 3 146 526,4 тыс. руб., или на 3,1%, утвержденных бюджетных ассигнований на 2022 год; на 2024 год - в сумме 92 916 275,3 тыс. руб., на 2025 год - в сумме 85 687 144,6 тыс. рублей.Доля программных расходов в общих расходах бюджета в 2023 году составит 94,9% (в 2022 году - 98,6%).Информация о расходах областного бюджета Тверской области в разрезе государственных программ представлена в Приложении 1.По сравнению с утвержденными бюджетными ассигнованиями на 2022 год в законопроекте на 2023 год предусматриваетсяувеличение расходов на реализацию 17 Программ, из них более чем на 10% - по 5 Программам, в том числе:– по ГП «Создание условий для комплексного развития территории Тверской области, обеспечения доступным и комфортным жильем и объектами инфраструктуры населения Тверской области на 2019-2025 годы» увеличение запланировано на 1 703 175,6 тыс. руб., или на 91,3%;– по ГП «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2021-2026 годы» - на 477 561,5 тыс. руб., или 140,6%.Уменьшение ассигнований на реализацию 12 Программ, из них наибольшее сокращение предусмотрено:– по ГП «Эффективное развитие экономики, инвестиционной и предпринимательской среды Тверской области на 2020-2025 годы» - на 2 009 693,4 тыс. руб., или на 71,0%;– по ГП «Управление имуществом и земельными ресурсами Тверской области на 2021-2026 годы» - на 282 503,2 тыс. руб., или 62,4%.Формирование областного бюджета Тверской области на основе государственных программ позволяет повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе формирования проекта областного бюджета Тверской области путем планирования целевых показателей и бюджетных ассигнований по мероприятиям государственных программ на основании анализа реализации данных мероприятий в предыдущие периоды.Глава 3. Направления оптимизации доходов регионального бюджета3.1. Пути повышения налоговых доходов бюджета Тверской областиВажнейшее значение в обеспечении сбалансированности бюджета региона имеет работа по повышению собственного экономического потенциала территории в части поступления налогов и развития налогового потенциала территории.В целом в развитии налогового потенциала субъекта РФ можно выделить два ключевых направления: расширение налоговой базы и повышение инвестиционной привлекательности за счет улучшения регионального инвестиционного климата.В рамках первого направления по расширению налоговой базы могут быть использованы мероприятия с использованием как уже существующих резервов субъекта РФ, так и новой налоговой базы. При этом следует отметить, что в условиях снижения экономической активности российской экономики и с учетом без того большой налоговой нагрузки на территориях, в настоящее время целесообразно обеспечивать рост налоговых доходов регионального бюджета преимущественно за счет имеющихся резервов налоговой системы. Основные предлагаемые мероприятия по расширению налоговой базы областного бюджета Тверской области представлены на рисунке 3.1.Налог на прибыль организаций имеет статус федерального налога и выступает одним из бюджетообразующих доходов областного бюджета Тверской области, доля которого в общем объеме доходов составляет более 21%. В 2021 и 2021 году регион столкнулся с проблемой снижения поступлений по налогу. Причиной послужило торможение в ключевых отраслях экономики и принятие федеральных решений о переносе сроков уплаты и списании налоговых платежей для наиболее пострадавших отраслей, что привело к уменьшению налоговой отдачи.Рис. 3.1. Направления развития налогового потенциала регионаВ соответствии со ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль организаций составляет 20%. Из них зачислению в федеральный бюджет РФ подлежит 2% от налога, оставшиеся 18% поступают в региональные бюджеты субъектов РФ. Однако согласно Федеральному закону от 30 ноября 2016 года №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в федеральный бюджет РФ зачисляется 3% от налога на прибыль организаций, в бюджеты регионов приходится 17% налоговых отчислений. Данные пропорции установлены на период с 2017 по 2022 год.В рамках данной работы предлагается внести изменения в срок действия установленного порядка, а именно начиная с 2024 года увеличить на 1% ставку налога на прибыль организаций, зачисляемую в бюджеты субъектов РФ. Таким образом, распределение налога на прибыль организаций между федеральным и региональным бюджетом составит 2% и 18% соответственно.Далее рассчитаем экономическую эффективность от внесенных предложений.3.2. Экономическая эффективность мероприятийПредставим расчет экономической эффективности мероприятия по увеличению отчислений налога на прибыль организаций в региональный бюджет Тверской области на период с 2024 по 2026 год. Для этого, на основе прогнозных данных о поступлении налога в бюджет по ставке 17% в 2024-2026 гг., определим через соотношение размер налоговой базы в каждом периоде. Прогнозную сумму налога на прибыль организаций по ставке 18% определим как произведение налоговой базы соответствующего периода и ставки налога в размере 18%. Расчет прогноза поступления налога на прибыль организаций в областной бюджет Тверской области при увеличении ставки зачисления налога в бюджет до 18% представлен в таблице 3.1.Таблица 3.1.Прогноз изменения поступлений налога на прибыль организаций в областной бюджет Тверской области в 2024-2026 гг.Показатель2024 год, прогноз2025 год, прогноз2026 год, прогнозНалоговая база, тыс. руб.51 641 630,448 366 674,551 600 030,6Сумма налога при ставке 17%43 895 385,841 111673,343 860 026,0Сумма налога при ставке 18%46 477 467,443 530 007,146 440 027,5Абсолютный прирост, тыс. руб.+ 2 582 081,6+ 2 418 333,8+ 2 580 001,5Как видно из таблицы 3.1, изменение пропорций зачисления налога на прибыль организаций приведет к увеличению поступлений по налогу на прибыль организаций в областной бюджет Тверской области. В результате бюджетный эффект от данного мероприятия ежегодно составит 5,88% прироста поступлений в бюджет региона по налогу на прибыль организаций.Таким образом, предложенное мероприятие по изменению параметров распределения налога на прибыль организаций позволит увеличить уровень собственных доходов регионов, что снизит зависимость бюджета от федеральных межбюджетных трансфертов, обеспечит наиболее полное покрытие расходных обязательств субъекта РФ и дополнительное финансирование региональных программ.ЗаключениеПод доходами бюджетов в материальном смысле следует понимать фонды денежных средств, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности. При этом по материальному содержанию доходы бюджета принято считать именно денежными средствами.В бюджет субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от региональных налогов – налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога.В региональные бюджеты также зачисляются доходы от ряда федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Для государственных целей бюджетные расходы делятся на следующие основные группы расходов: финансирование обороны; промышленное производство; наука; деятельность социальной и культурной сферы; формирование резервных фондов; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы на обслуживание государственного долга; внешнеэкономические расходы; прочие платежи и расходы. Дополнительные расходы выделяются на финансирование приоритетных национальных программ.По результатам анализа сделаны следующие выводы.Динамика доходов бюджета на очередной финансовый год и на плановый период имеет разнонаправленный характер. При этом прогнозируется стабильный рост налоговых и неналоговых доходов. Расходы областного бюджета в 2023 году прогнозируются с увеличением относительно законодательно утвержденных ассигнований 2022 года, в 2024-2025 годах - со снижением ежегодно.Планируется сокращение дефицита с 6 260 508,3 тыс. руб. в 2022 году до 5 684 172,9 тыс. руб. в 2024 году и профицит в размере 2 454 201,0 тыс. руб. в 2025 году.Снижение прогноза поступлений неналоговых доходов на 2023 год по сравнению с утвержденными назначениями на 2022 год составило 848 267,4 тыс. рублей.Безвозмездные поступления имеют отрицательную динамику в 2023-2025 годах.Общий объем расходов областного бюджета Тверской области на 2023 год предусмотрен в сумме 103 655 255,2 тыс. руб., что больше законодательно утвержденных ассигнований на 2022 год (102 939 524,6 тыс. руб.) на 715 730,6 тыс. руб., или 0,7%.По сравнению с утвержденными бюджетными ассигнованиями на 2022 год в законопроекте на 2023 год предусматриваетсяувеличение расходов на реализацию 17 Программ, из них более чем на 10% - по 5 ПрограммамВ рамках данной работы предлагается внести изменения в срок действия установленного порядка, а именно начиная с 2024 года увеличить на 1% ставку налога на прибыль организаций, зачисляемую в бюджеты субъектов РФ. Таким образом, распределение налога на прибыль организаций между федеральным и региональным бюджетом составит 2% и 18% соответственно.Изменение пропорций зачисления налога на прибыль организаций приведет к увеличению поступлений по налогу на прибыль организаций в областной бюджет Тверской области. В результате бюджетный эффект от данного мероприятия ежегодно составит 5,88% прироста поступлений в бюджет региона по налогу на прибыль организаций.Список использованных источников и литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.09.2023)Белостоцкий, А. А. Прогнозирование объема дотаций предоставляемых на сбалансированность региональных бюджетов / А. А. Белостоцкий // Экономические науки. – 2020. – № 193. – С. 179-182. Бочкарева, Е. А. Сбалансированность региональных бюджетов: тенденции правового регулирования / Е. А. Бочкарева // Финансовое право. – 2021. – № 10. – С. 13-16. Даудова, А. У. Резервы роста доходов регионального бюджета в современных условиях / А. У. Даудова // Студенческий. – 2020. – № 39-4(125). – С. 83-88.Калинин, А. М. Доходы региональных бюджетов: структура и стимулы к увеличению / А. М. Калинин // Регион: Экономика и Социология. – 2021. – № 1(109). – С. 47-71. Карякин, С. В. К вопросу о структуре регионального бюджета и источниках покрытия его дефицита / С. В. Карякин, Е. А. Разумовская // Индустриальная экономика. – 2021. – Т. 6. – № 5. – С. 516-522. Крысина, О. П. Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов Российской Федерации / О. П. Крысина // Актуальные проблемы науки и практики : Сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий, Хабаровск, 24 марта – 27 2020 года / Дальневосточный юридический институт МВД России. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 193-197.Любовцева, Е. Г. Оценка формирования доходов регионального бюджета и пути их роста / Е. Г. Любовцева, И. А. Гордеева // OeconomiaetJus. – 2021. – № 3. – С. 26-34. Мазий, В. В. О развитии финансовой самостоятельности региональных бюджетов / В. В. Мазий, С. Д. Михайленко // Вектор экономики. – 2021. – № 11(65). – С. 44-49.О роли бюджета в стимулировании развития региональной экономики / Р. Г. Сомоев, Д. М. Амиралиева, Р. М. Магомедова, П. И. Джамалова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 3(116). – С. 488-494. Старкова, О. Я. Доходы региональных бюджетов: проблемы исполнения / О. Я. Старкова // ZnanstvenaMisel. – 2020. – № 38-1(38). – С. 38-40.Строева, Г. Н. Методы и направления анализа регионального бюджета / Г. Н. Строева // Ученые заметки ТОГУ. – 2020. – Т. 11. – № 4. – С. 105-112.Широв, А. А. Региональные бюджеты развития как инструмент экономической политики / А. А. Широв // Журнал Бюджет. – 2021. – № 3(219). – С. 14-17.Открытый бюджет Тверской области https://portal.tverfin.ru/Menu/Page/564Годовой отчет об исполнении областного бюджета https://portal.tverfin.ru/Menu/Page/178Приложение 1Расходы областного бюджета Тверской области в разрезе государственных программ, тыс. руб.Наименование ГП2022 год202320242025Государственное управление и гражданское общество Тверской области на 2018-2025 годы1 628 768,91 570 768,71 244 077,41 244 077,4Развитие туристской индустрии в Тверской области на 2018-2025 годы1 478 352,11 677 786,63 441 578,41 088 657,6Создание условий для комплексного развития территории Тверской области, обеспечения доступным и комфортным жильем и объектами инфраструктуры населения Тверской области на 2019-2025 годы1 866 242,43 569418,0253 801,2253 797,3Здравоохранение Тверской области на 2019-2025 годы19 249 913,116 825 293,814 438 527,015 128 154,5Территориальное планирование, градостроительство и архитектура в Тверской области на 2019-2027 годы92 526,398 919,298519,898 519,8Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области на 2020 - 2029 годы21 861 526,122 824 611,827 276 604,226 373 019,9Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области на 2020-2025 годы3 517 038,93 341 327,91 614 791,7223 554,2Эффективное развитие экономики, инвестиционной и предпринимательской среды Тверской области на 2020-2025 годы2 837 859,1828 165,72 144 937,9585 531,2Развитие системы государственных закупок Тверской области на 2020-2025 годы55 176,158 642,158 642,158 642,1Развитие демографической и семейной политики Тверской области на 2020-2025 годы6 881 873,75 090 204,03 755 034,23 720 452,1Молодежь Верхневолжья на 2021-2026 годы420 845,1320 466,1257 581,0236 143,4Физическая культура и спорт Тверской области на 2021-2026 годы1441 251,01 278 082,1739 128,3723 994,2Культура Тверской области на 2021-2026 годы3 050 383,62 567 887,82 419 872,42 352 383,9Социальная поддержка и защита населения Тверской области на 2021-2026 годы7 765 813,78 097 201,87 946 215,37 879 119,6Содействие занятости населения Тверской области на 2021-2026 годы876 842,0980 915,9938 913,0956642,9Управление имуществом и земельными ресурсами Тверской области на 2021-2026 годы452 559,4170 056,2163 681,9333 442,6Г осударственное регулирование пен (тарифов) в Тверской области на 2021-2026 годы55 512,457 280,257 280,257 280,2Обеспечениегосударственного надзора и контроля в Тверской области на 2021-2026 годы212 980,2221 284,9220 963,3220 964,3Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Тверской области на 2021-2026 годы417 525,2441 267,1443 065,3429 230,5Обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области на 2021- "2026 годы75 035,976 879,065 468,562 702,0Управление, природными ресурсами и охрана-^- окружающей среды Тверской области на 2021-2026 годы1 176 435,91 653 997,4185 196,5147 645,0Обеспечение правопорядка и безопасности населения Тверской области на 2021— 2026 годы1 376 747,51419 308,71 323 200,61 324 273,3Лесное хозяйство Тверской области на 2021-2026 годы567 707,7559 771,9565 554,4585 285,6Сельское хозяйство Тверской области на 2021-2026 годы1 675 411,92 039 740,51 947 998,41 549378,4Управление общественными финансами и совершенствование региональной налоговой политики на 2021-2026 годы2 574 160,52 803 762,32 794 807,72 656427,7Развитие промышленного производства и торговли в Тверской области на 20212026 годы1 144 143,21 174 570,31 134 524,01 134 486,2Цифровое развитие и информационные технологии в Тверской области на 20222027 годы224 358,5160 857,3157 961,9153 600,3Развитие образования Тверской области на 20232030 годы17 706 933,618 010 233,617 146 970,616 026 808,5Сохранение, популяризация и государственная охрана культурного наследия Тверской области на 20232028 годы841 835,5460 532,281 378,182 929,9
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.09.2023)
3. Белостоцкий, А. А. Прогнозирование объема дотаций предоставляемых на сбалансированность региональных бюджетов / А. А. Белостоцкий // Экономические науки. – 2020. – № 193. – С. 179-182.
4. Бочкарева, Е. А. Сбалансированность региональных бюджетов: тенденции правового регулирования / Е. А. Бочкарева // Финансовое право. – 2021. – № 10. – С. 13-16.
5. Даудова, А. У. Резервы роста доходов регионального бюджета в современных условиях / А. У. Даудова // Студенческий. – 2020. – № 39-4(125). – С. 83-88.
6. Калинин, А. М. Доходы региональных бюджетов: структура и стимулы к увеличению / А. М. Калинин // Регион: Экономика и Социология. – 2021. – № 1(109). – С. 47-71.
7. Карякин, С. В. К вопросу о структуре регионального бюджета и источниках покрытия его дефицита / С. В. Карякин, Е. А. Разумовская // Индустриальная экономика. – 2021. – Т. 6. – № 5. – С. 516-522.
8. Крысина, О. П. Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов Российской Федерации / О. П. Крысина // Актуальные проблемы науки и практики : Сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий, Хабаровск, 24 марта – 27 2020 года / Дальневосточный юридический институт МВД России. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 193-197.
9. Любовцева, Е. Г. Оценка формирования доходов регионального бюджета и пути их роста / Е. Г. Любовцева, И. А. Гордеева // Oeconomia et Jus. – 2021. – № 3. – С. 26-34.
10. Мазий, В. В. О развитии финансовой самостоятельности региональных бюджетов / В. В. Мазий, С. Д. Михайленко // Вектор экономики. – 2021. – № 11(65). – С. 44-49.
11. О роли бюджета в стимулировании развития региональной экономики / Р. Г. Сомоев, Д. М. Амиралиева, Р. М. Магомедова, П. И. Джамалова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 3(116). – С. 488-494.
12. Старкова, О. Я. Доходы региональных бюджетов: проблемы исполнения / О. Я. Старкова // Znanstvena Misel. – 2020. – № 38-1(38). – С. 38-40.
13. Строева, Г. Н. Методы и направления анализа регионального бюджета / Г. Н. Строева // Ученые заметки ТОГУ. – 2020. – Т. 11. – № 4. – С. 105-112.
14. Широв, А. А. Региональные бюджеты развития как инструмент экономической политики / А. А. Широв // Журнал Бюджет. – 2021. – № 3(219). – С. 14-17.
15. Открытый бюджет Тверской области https://portal.tverfin.ru/Menu/Page/564
16. Годовой отчет об исполнении областного бюджета https://portal.tverfin.ru/Menu/Page/178