Основные модели научного познания: индуктивизм, гипотетико-дедуктивизм, трансцендентализм, конструктивизм. Их критический анализ.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 27 27 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.12.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
1. Специфика индуктивной методологии познания 4
2. Гипотетико-дедуктивный метод познания 6
3. Трансцендентализм в философии познания 16
4. Эпистемологическое значение конструктивизма 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

В философии И. Канта понятие «вещь в себе» закрепляет существование внешних побудителей представлений и ощущений людей, являясь, таким образом, символом непознанного поля всеобщего объекта познания. Вещь-в себе противоположна явлениям, которые представляют собой результат когнитивного процесса, упорядочивающего и синтезирующего согласно формальным правилам ощущения, которые вызваны вещами в себе. Таким образом, к явлениям должны быть отнесены: результаты влияния вещей в себе, оказываемого на человеческую чувственность, хотя в явлениях не содержится их адекватного отражения; пространство и время как «чистые» априорные чувственные созерцания; любые предметы человеческой чувственности, отвечающие познанию и практике людей; апостериорные результаты синтеза, осуществляемого человеческим рассудком –феномены.Соответственно, явления – это совокупность опытов людей, которые в своей диалектической взаимосвязи создают безгранично расширяющееся «поле» их познания и практики. При этом, как уточняет И. Кант, теоретическое мышление может привести только к познанию явлений, но не к познанию вещей в себе.Важными понятиями являются также «ноумен» и «феномен». Главными принципами ноумена являются следующие характеристики:понятие ноумен служит лишь для обозначения вещей в себе; понятие ноумен является своеобразной демаркационной линией, которая указывает на возможные пределы познания, ограниченные сферой явлений; оно определяет пространство, которое не может быть заполнено ни опытными знаниями, ни с помощью «чистого» рассудка; это предметы чисто интеллектуального созерцания. И. Кант акцентирует внимание на том, что понятие ноумена только указывает на границу опыта, поскольку вещь в себе находится за пределами той реальности, к которой люди не имеют доступа вообще. Феномены представляют то, с чем разум взаимодействует эмпирическом познании. К феноменам И. Кант относит:явления, воспринимаемые людьми в опыте; объекты чувственного созерцания; чувственные созерцания, систематизированные категориями рассудка.Явление и феномен не тождественны друг другу, поскольку феномен обозначает нечто, появляющееся на границе явления и вещи в себе. Явление же обосновывает связь, порождаемую трансцендентальными принципами познания. Таким образом, феномен и ноумен выступают, по мысли И. Канта, как чувственно воспринимаемый и умопостигаемый мир.Характерной чертой философии И. Канта, в частности является принцип активности субъекта в познании, согласно которому достоверное знание об объекте возможно только тогда, если его можно вывести умозрительно посредством свойственных человеку конструктивных способностей или указать вариант такого конструирования. По теории И. Канта, рассудок ориентирован на обусловленное и конечное, благодаря подведению полученных данных наглядного созерцания под категории он логически систематизирует и упорядочивает мышление. Разум же в качестве своего предмета берет мир бесконечного, играя роль принципа или идеи. Трансцендентально-философская интерпретация теории познания Канта повлияла в XX веке на формирование философской программы трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля и его последователей, а также способствовала формированию ряда новых гуманитарных дисциплин – трансцендентальной психологии, неокантианской педагогики свободы, трансцендентальной философии человека.4. Эпистемологическое значение конструктивизмаКонструктивистские и около-конструктивистские теории предлагают особый взгляд на взаимосвязь субъекта с реальностью. Человек не только воспринимает действительность, как это было в классической эпистемологии, но и активно конструирует ее, причем все наши знания являются результатом этой конструктивной деятельности. Так возникает необходимость в том, чтобы научные достижения были осмыслены и проанализированы с философской точки зрения. И в философии возникает целый ряд конструктивистских теорий. И. Т. Касавин определяет конструктивизм как направление в эпистемологии и философии науки, которое основано на представлении об активности познающего субъекта, использующего специальные рефлексивные процедуры при создании понятий и рассуждений. Подобный подход к познавательной деятельности находит свое выражение во множестве теорий и научных дисциплинах, объединенных общим конструктивистским основанием. Хотя эти теории различаются по терминологии и определениям, а также по научным областям, в которых они разрабатываются, они все имеют общие принципы. Существуют различные способы классификации конструктивистских теорий. Например, И. Т. Касавин выделяет натуралистическое и культурное направления, а В. О. Богданова описывает символический, социальный, психологический конструктивизм, а также конструктивистские модели в структурализме, феноменологии и эволюционизме. Н. М. Смирнова выделяет радикальный и умеренный конструктивизм в зависимости от отношения субъекта к онтологии объекта. В умеренном конструктивизме рассматриваются как онтологические, так и познавательные принципы, тогда как радикальный конструктивизм отрицает актуальность вопроса об онтологии реальности, поскольку субъект познания имеет дело с реальностью не напрямую, а через свои чувства и восприятия, что означает, что у него нет прямого доступа к ней. В. А. Лекторский разрабатывает концепцию «конструктивного реализма», в которой он пытается преодолеть солипсизм радикального конструктивизма и применить достижения когнитивной науки. По его мнению, любая конструкция предполагает реальность, в которой она осуществляется и которую она выявляет и пытается изменить. С другой стороны, реальность становится доступной субъекту только через его конструктивную деятельность. В. А. Лекторский утверждает, что человек познает не всю реальность, а только ее определенные аспекты.Одни из основных источников современных конструктивистских теорий являются кибернетика и синергетика. Как парадигма, синергетика, базируется на трех ключевых идеях: самоорганизация, открытые системы, нелинейность. Синергетика изучает механизмы и принципы самоорганизации открытых и нелинейных систем разного характера. Синергетика оформилась на пересечении границ системного, организационного и естественнонаучного подходов. Синергетика исследует сущностные качества систем и сред, описываемых аттракторами, в качестве которых выступают относительно стабильные состояния системы, притягивающие различные «траекторий» системы, которые детерминированы исходно заданными условиями. Кибернетика рассматривает мир как взаимодействующие системы управления, которые стремятся достичь своих целей. Эта наука положила основу для развития конструктивизма. Исследователь Хейнц фон Ферстер, австрийский математик, активно занимался изучением кибернетики как основы конструктивизма. Он пересмотрел и разработал кибернетику второго порядка, или кибернетику кибернетики, на основе работы Н. Винера. В кибернетике второго порядка внимание сосредотачивается на системах, которые наблюдают и управляют другими системами, и субъект в этом контексте выступает как наблюдающая система. Х. фон Ферстер разрабатывает теорию, в которой особое внимание уделяется системам, обладающим саморегуляцией и активно участвующим в процессе познания.Различают три вида самоорганизации:техническая самоорганизация, в основании которой находится возможность автоматического изменения алгоритма действия при возмущении управляемого объекта;биологическая самоорганизация, в основе которой лежит генетическая программа сохранения вида и эволюционная триада: изменчивость, наследственность, отбор;социальная самоорганизация, в основе которой находится социальная программа общества по упорядочиванию общественных отношений, включающих в себя изменяющиеся во времени приоритеты, законы и ценности.Особую роль для самоорганизации играют различного рода случайности. Поэтому данное явление связано с понятием синергия. Синергия – это эффект взаимного действия случайных факторов, характеризующаяся тем, что эффект их суммарного действия существенно превышает простую совокупность их отдельных действий. Таким образом, идеи конструктивистского характера первоначально проявляются в естественнонаучных дисциплинах (биологии, физике, математике), а затем и гуманитарных (лингвистике, социологии, философии). С появлением в качестве объектов исследования сложных систем − таких самоорганизующихся систем, в которых человек играет особую роль − происходит образование неустранимых теоретических связей между смежными дисциплинарными областями.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены различные модели познания.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.В настоящее время гипотетико-дедуктивный метод считается одним из основных методов научного познания. Он заменил индуктивно-эмпирический метод, который использовался в классической науке с XVII века, когда Ф. Бэкон предложил его как универсальный метод научного исследования.Идея, предложенная Р. Декартом, о распространении математических принципов на область философии и гуманитарных наук, вызвала революцию в истории философии и привела к возникновению нового вида философского знания - рационалистической философии. Методология Р. Декарта стала результатом кардинальных изменений в научном мировоззрении.Имя И. Канта связано с революционным поворотом в философии, который переориентировал теорию познания с объекта на субъект. Трансцендентально-философская интерпретация теории познания Канта оказала влияние на формирование философской программы трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля и его последователей, а также способствовала появлению новых гуманитарных дисциплин.Конструктивистские и около-конструктивистские теории предлагают особый подход к взаимодействию субъекта и реальности. Человек не просто воспринимает действительность, как это было в классической эпистемологии, но и активно конструирует ее. Все наши знания являются результатом этой конструктивной деятельности. Идеи конструктивистского характера сначала проявляются в естественнонаучных дисциплинах, таких как биология, физика и математика, а затем распространяются на гуманитарные науки, такие как лингвистика, социология и философия. Появление исследования сложных самоорганизующихся систем, в которых человек играет особую роль, приводит к неотъемлемым теоретическим связям между различными дисциплинами.Список использованной литературыБурханов Р.А. Вещь в себе и явление, ноумен и феномен, трансцендентальное, имманентное и трасцендентное в теоретической философии Иммануила Канта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 3(65). – С. 34-36.Бэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1972. – С. 7-222.Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2–х т., т. 1. – Москва : Мысль, 1977.– С. 81–522. – Текст: непосредственный.Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науке / Р. Декарт [Электронный ресурс] URL: http://ligis.ru/psylib/090417/books/dekar01/index.htm (дата обращения: 01.11.2023).Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: в 6 т., т. 3. – М. : Мысль, 1964. – 799 с.Коськов С. Н. Субъект познающий и субъект волящий // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. - № 4. – С. 32-36.Кротов А. А. Руссо и Декарт: конфронтация традиций? / А.А. Кротов // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2015. - № 3. – С. 33-39.Силаев Д. П., Ганжур М. А. Явление самоорганизации и закон необходимости разнообразия У. Р. Эшби / М.А. Ганжур, Д.П. Силаев // Проблемы современного педагогического образоваия. – 2018. - № 59-4. – С. 159-163.Стрельченко В. И., Иванов Е. А. Начало новоевропейской науки: опыт философско-историографической рефлексии / В.И. Стрельченко, Е.А. Иванов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. - № 2. – С. 7-19.Тетюев Л. И. Трансцендентализм в теории познания: И. Кант и неокантианство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. - № 10(84). – С. 167-170.

Список использованной литературы
1. Бурханов Р.А. Вещь в себе и явление, ноумен и феномен, трансцендентальное, имманентное и трасцендентное в теоретической философии Иммануила Канта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 3(65). – С. 34-36.
2. Бэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1972. – С. 7-222.
3. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2–х т., т. 1. – Москва : Мысль, 1977.– С. 81–522. – Текст: непосредственный.
4. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науке / Р. Декарт [Электронный ресурс] URL: http://ligis.ru/psylib/090417/books/dekar01/index.htm (дата обращения: 01.11.2023).
5. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: в 6 т., т. 3. – М. : Мысль, 1964. – 799 с.
6. Коськов С. Н. Субъект познающий и субъект волящий // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. - № 4. – С. 32-36.
7. Кротов А. А. Руссо и Декарт: конфронтация традиций? / А.А. Кротов // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2015. - № 3. – С. 33-39.
8. Силаев Д. П., Ганжур М. А. Явление самоорганизации и закон необходимости разнообразия У. Р. Эшби / М.А. Ганжур, Д.П. Силаев // Проблемы современного педагогического образоваия. – 2018. - № 59-4. – С. 159-163.
9. Стрельченко В. И., Иванов Е. А. Начало новоевропейской науки: опыт философско-историографической рефлексии / В.И. Стрельченко, Е.А. Иванов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. - № 2. – С. 7-19.
10. Тетюев Л. И. Трансцендентализм в теории познания: И. Кант и неокантианство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. - № 10(84). – С. 167-170.