Психологические аспекты стресса: характеристика и анализ
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 01.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1: Понятие стресса 5
1.1. Определение и типы стресса в психологии 5
1.2. Физиологические и психологические аспекты стресса 7
1.3. Стрессоры и их влияние на организм 9
Глава 2: Психологические реакции на стресс 13
2.1. Симптомы и проявления стресса 13
2.2. Психологические последствия стресса 14
2.3. Индивидуальные особенности реакции на стресс. Роль личности в стрессовых ситуациях: типы личности и их реакции на стресс. Психологический резерв и его влияние на стрессоустойчивость. 15
Глава 3: Стратегии справления со стрессом 18
3.1. Пассивные и активные стратегии справления 18
3.2. Психологическая поддержка и социальная сеть 20
3.3. Механизмы преодоления стресса и снятия его последствий 22
Заключение 25
Список литературы 26
Социальная сеть, включая друзей, коллег, сообщества и онлайн-сообщества, также может предоставить поддержку, советы и ресурсы для справления с стрессом.
Психологические техники и методы поддержки:
1. Эмоциональная поддержка: это предоставление поддержки в сфере эмоционального состояния человека. Включает выслушивание, понимание, выражение сочувствия и поддержки в эмоционально сложных ситуациях.
2. Консультирование: это профессиональная помощь психолога или терапевта, который помогает человеку разобраться в трудностях, идентифицировать причины стресса и разработать стратегии справления. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми и проводиться лично, по телефону или онлайн.
3. Психообразование: это предоставление информации о стрессе, его причинах, последствиях и эффективных стратегиях справления. Может включать участие в тренингах, лекциях и групповых занятиях с психологом или другими специалистами.
4. Техники расслабления и снятия напряжения: такие техники, как глубокое дыхание, медитация, прогрессивная мускульная релаксация, помогают снизить физическое и эмоциональное напряжение и улучшить общее состояние благополучия.
5. Когнитивно-поведенческие методы: такие методы, как переоценка мыслей, постановка целей, изменение поведения, помогают изменить негативные мысли и поведенческие схемы, связанные со стрессом и адаптировать их под более конструктивные и позитивные.
6. Поддержка в установлении регулярной рутины и самоуходе: это помощь в организации времени, установлении здоровых привычек, таких как правильное питание, физическая активность, достаточный сон и отдых. Это помогает восстановить энергию и повысить устойчивость к стрессу.
7. Планирование и привлечение ресурсов: это разработка конкретных планов действий для решения проблем, связанных со стрессом, и использование доступных ресурсов и поддержки для достижения поставленных целей. Это включает поиск информации, помощи других людей и использование инструментов и технологий, чтобы облегчить процесс справления.
Из представленных роли и методов поддержки в психологической адаптации к стрессу можно сделать следующие выводы:
Близкие люди и социальная сеть играют важную роль в поддержке и адаптации к стрессу.
Психологические техники и методы поддержки, такие как эмоциональная поддержка, консультирование, психообразование, техники расслабления и снятия напряжения, когнитивно-поведенческие методы, поддержка в установлении регулярной рутины и самоуходе, планирование и привлечение ресурсов, могут помочь справиться со стрессом и улучшить психологическую адаптацию.
Комбинирование различных методов и подходов может быть эффективным в поддержке и адаптации к стрессу[6, с.137].
В случае длительного и интенсивного стресса, профессиональная помощь психолога или терапевта может быть необходима.
В целом, важно признать необходимость поддержки в стрессовых ситуациях и обратиться за помощью, если это необходимо. Разнообразие методов и подходов позволяют каждому человеку найти подходящий способ управления стрессом и продвижения к психологической адаптации.
3.3. Механизмы преодоления стресса и снятия его последствий
Механизмы преодоления стресса и снятия его последствий включают в себя различные подходы и методики, такие как:
Расслабление и дыхательные практики: Это включает техники глубокого дыхания, прогрессивной мускульной релаксации и медитации, которые помогают снизить физическое и эмоциональное напряжение.
Физическая активность: Регулярные физические упражнения, такие как бег, йога или плавание, могут помочь снять стресс, улучшить настроение и повысить общее физическое и психическое благополучие.
. Поддержка социальной сети: Общение с близкими людьми, семьей или друзьями может быть источником эмоциональной поддержки и помощи в преодолении стресса[5, с. 37]. Обсуждение проблем и получение поддержки может сделать их более управляемыми.
Планирование и организация: Разработка плана действий и организация своей жизни помогает управлять стрессом и повысить чувство контроля. Установление целей и разбиение их на маленькие, достижимые шаги также может помочь снизить чувство беспомощности и повысить мотивацию.
Поддержка профессионала: Иногда справиться со стрессом самостоятельно может быть сложно, и в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к психологу или другому специалисту, который может предложить дополнительную поддержку и руководство.
Вывод: Механизмы преодоления стресса и снятия его последствий включают расслабление и дыхательные практики, физическую активность, социальную поддержку, планирование и организацию, а также профессиональную помощь. Определенные подходы могут быть более или менее эффективными в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных предпочтений, поэтому важно найти подход, который наиболее соответствует вашим потребностям.
Психологические практики и методики, такие как медитация, релаксация и арт-терапия, играют важную роль в преодолении стресса и снятии его последствий.
1. Медитация: Медитация является упражнением, при котором человек сосредоточивается на своем дыхании, мыслях и ощущениях в настоящем моменте. Она помогает снизить уровень стресса, улучшить концентрацию и настраиваться на позитивные мысли. Медитация также может способствовать улучшению физического и эмоционального благополучия, снижению тревожности и улучшению общего самочувствия.
2. Релаксация: Релаксационные практики направлены на снятие физического и эмоционального напряжения. Они могут включать глубокое дыхание, прогрессивную мускульную релаксацию, йогу и другие подобные методики. Релаксация помогает уменьшить физиологические реакции на стресс, такие как повышенное сердцебиение и мышечное напряжение, и способствует общему чувству спокойствия и благополучия.
3. Арт-терапия использует художественные и творческие процессы для помощи в выражении и осмыслении эмоций, стресса и травматических событий. Она может включать рисование, живопись, лепку, музицирование и другие формы творчества. Арт-терапия позволяет людям выразить свои чувства и мысли, которые могут быть трудно описать словами, и может помочь в решении конфликтов, повышении самооценки и смягчении эмоционального напряжения.
Эти методы имеют научное обоснование и часто используются профессионалами в области психологии и психотерапии. Они могут быть эффективными инструментами для управления стрессом, снятия напряжения.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены психологические аспекты стресса. В главе 1 было определено понятие стресса и охарактеризованы его различные типы в психологии. Были также выделены физиологические и психологические аспекты стресса, а также рассмотрены психологические составляющие стресса, такие как эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты.
В главе 2 были описаны психологические реакции на стресс, представлены симптомы и проявления стресса, а также рассмотрены психологические последствия, которые могут возникнуть в результате стресса. Кроме того, были исследованы индивидуальные особенности реакции на стресс, включая типы личности и их реакции на стресс, а также роль психологического резерва в стрессовых ситуациях и его влияние на стрессоустойчивость.
В главе 3 были рассмотрены стратегии справления со стрессом, включая пассивные и активные стратегии. Также была отмечена важность психологической поддержки и социальной сети в процессе справления со стрессом. Были описаны различные механизмы преодоления стресса и снятия его последствий.
В результате выполнения курсовой работы было установлено, что стресс является многогранным явлением, влияющим на различные аспекты жизни человека. Анализ психологических аспектов стресса позволил определить различные стратегии справления со стрессом, которые помогают снизить его негативные последствия. Исследование также подтвердило важность психологического резерва и социальной поддержки в процессе преодоления стресса.
Таким образом, данная курсовая работа позволила обозначить ключевые аспекты стресса, рассмотреть психологические реакции и стратегии справления с ним, а также выявить важные факторы, которые помогают преодолеть стресс и снизить его воздействие на психическое и физическое благополучие человека.
Список литературы
Алабушева Н.П. Влияние типа темперамента на уровень стрессоустойчивости / Н.П. Алабушева, Л.С. Лукьянова, Ю.А. Суслова // Наука третьего тысячелетия : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Сукиасян А.А. – Курган, 2016. – Ч. 2. – С. 57-59. – Электрон. копия сборника доступна на сайте Науч.-издат. центра "Аэтерна". URL: https://www.aeterna-ufa.ru/sbornik/NK107-2.pdf#page=57.2. Беспанская-Павленко Е.Д. Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента / Е.Д. Беспанская-Павленко, Е.А. Петрова // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса : материалы III междунар. науч.-практ. конф. – Витебск, 2013. – С. 128-130. – Электрон. копия доступна на сайте Репозитория ВГУ. URL: (открыть ссылку)..3. Браткова В.А. Взаимосвязь типа темперамента с уровнем психологической адаптивности и стрессоустойчивости личности // Наука. Технологии. Инновации : сб. науч. тр. / под ред. Цыганковой О.Е. – Новосибирск, 2017. – С. 129-131.4. Гладышева О.В. Влияние личностных особенностей студентов медицинского вуза на формирование синдрома эмоционального выгорания // Психология, педагогика, образование: актуальные исследования и разработки : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2017. – С. 197-205. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29311711 . – Доступ после регистрации.5. Городецкая И.В. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов Витебского государственного медицинского университета / И.В. Городецкая, Н.Ю. Коневалова, О.И. Солодовникова // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2013. – Т. 12, № 4. – С. 140-145. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovnya-stressoustoychivosti-studentov-vitebskogo-gosudarstvennogo-meditsinsk.6. Гребенкина И.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского университета / И.А. Гребенкина, Г.В. Безродная, А.А. Попова, Л.С. Егорова // Современные аспекты формирования здорового образа жизни : материалы VII регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2018. – С. 45-48. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35368029 . – Доступ после регистрации.7. Григорьев П.Е. Связь жизнестойкости и эмоционального интеллекта у студентов медицинских специальностей / П.Е. Григорьев, И.В. Васильева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-1. – С. 445-448. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-zhiznestoykosti-i-emotsionalnogo-intellekta-u-studentov-meditsinskih-spetsialn.8. Дудник Е.Н. Качество жизни, уровень эмоционального выгорания и характеристики сна у студентов-медиков первого года обучения / Е.Н. Дудник, О.С. Глазачев, Е.А. Юматов [и др.] // Вестник Международной академии наук. Русская секция. – 2016. – № 1. – С. 35-39. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-uroven-emotsionalnogo-vygoraniya-i-harakteristiki-sna-u-studentov-m..
9.Лихачева, Э. В. Общая психология: учебно-методическое пособие / Э. В. Лихачева. – Саратов : Вузовское образование, 2020. – 85 c. – ISBN 978-5- 4487-0702-5. – Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/93995.html
10.Общая психология. Тексты: В 3 томах. Т.1: Введение. / И. Кант, M. Вебер, Б. Рассел [и др.] ; составители Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. – 2-е изд. – Москва : Когито-Центр, 2019. – 640 c. – ISBN 978-5- 89353-377-4 (т.1, кн.1), 978-5-89353-376-7. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR SMART: [сайт]. – URL: https://Филатов, Ф. Р. Общая психология: эмоции, чувства, воля : учебник / Ф. Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2022. – 236 c. – ISBN 978-5-7890-1981-8. –Текст : электронный// Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/122357.html
1. Алабушева Н.П. Влияние типа темперамента на уровень стрессоустойчивости / Н.П. Алабушева, Л.С. Лукьянова, Ю.А. Суслова // Наука третьего тысячелетия : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Сукиасян А.А. – Курган, 2016. – Ч. 2. – С. 57-59. – Электрон. копия сборника доступна на сайте Науч.-издат. центра "Аэтерна". URL: https://www.aeterna-ufa.ru/sbornik/NK107-2.pdf#page=57.
2. Беспанская-Павленко Е.Д. Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента / Е.Д. Беспанская-Павленко, Е.А. Петрова // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса : материалы III междунар. науч.-практ. конф. – Витебск, 2013. – С. 128-130. – Электрон. копия доступна на сайте Репозитория ВГУ. URL: (открыть ссылку)..
3. Браткова В.А. Взаимосвязь типа темперамента с уровнем психологической адаптивности и стрессоустойчивости личности // Наука. Технологии. Инновации : сб. науч. тр. / под ред. Цыганковой О.Е. – Новосибирск, 2017. – С. 129-131.
4. Гладышева О.В. Влияние личностных особенностей студентов медицинского вуза на формирование синдрома эмоционального выгорания // Психология, педагогика, образование: актуальные исследования и разработки : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2017. – С. 197-205. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29311711 . – Доступ после регистрации.
5. Городецкая И.В. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов Витебского государственного медицинского университета / И.В. Городецкая, Н.Ю. Коневалова, О.И. Солодовникова // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2013. – Т. 12, № 4. – С. 140-145. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovnya-stressoustoychivosti-studentov-vitebskogo-gosudarstvennogo-meditsinsk.
6. Гребенкина И.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского университета / И.А. Гребенкина, Г.В. Безродная, А.А. Попова, Л.С. Егорова // Современные аспекты формирования здорового образа жизни : материалы VII регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2018. – С. 45-48. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35368029 . – Доступ после регистрации.
7. Григорьев П.Е. Связь жизнестойкости и эмоционального интеллекта у студентов медицинских специальностей / П.Е. Григорьев, И.В. Васильева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-1. – С. 445-448. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-zhiznestoykosti-i-emotsionalnogo-intellekta-u-studentov-meditsinskih-spetsialn.
8. Дудник Е.Н. Качество жизни, уровень эмоционального выгорания и характеристики сна у студентов-медиков первого года обучения / Е.Н. Дудник, О.С. Глазачев, Е.А. Юматов [и др.] // Вестник Международной академии наук. Русская секция. – 2016. – № 1. – С. 35-39. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-uroven-emotsionalnogo-vygoraniya-i-harakteristiki-sna-u-studentov-m..
9.Лихачева, Э. В. Общая психология: учебно-методическое пособие / Э. В. Лихачева. – Саратов : Вузовское образование, 2020. – 85 c. – ISBN 978-5- 4487-0702-5. – Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/93995.html
10.Общая психология. Тексты: В 3 томах. Т.1: Введение. / И. Кант, M. Вебер, Б. Рассел [и др.] ; составители Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. – 2-е изд. – Москва : Когито-Центр, 2019. – 640 c. – ISBN 978-5- 89353-377-4 (т.1, кн.1), 978-5-89353-376-7. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR SMART: [сайт]. – URL: https://Филатов, Ф. Р. Общая психология: эмоции, чувства, воля : учебник / Ф. Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2022. – 236 c. – ISBN 978-5-7890-1981-8. –Текст : электронный// Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/122357.html