Границы познания мира человеком

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 18 18 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 02.12.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
1. Познание как объект философского анализа 3
2. Многообразие способов постижения мира 5
3. Сущность и структура познания 8
4. Диалектика познания. Проблемы истины 10
5. Мышление и язык 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Объективная истина представляет собой знание, не зависящее от субъекта или общества. Истина, однако, всегда имеет субъективную форму, так как она воспринимается и понимается конкретным субъектом.Истина не является статичным и завершенным знанием, она процесс познания, стремящийся приблизиться к истине, которая сама по себе также развивается. Истинное знание всегда относительно в пределах конкретного исторического уровня развития познания.Следовательно, истина – это непрерывная борьба за преодоление ограничений человеческих возможностей в познании.Мышление и языкКаждый объект можно аналитически разложить на две составляющие - материю и форму. Например, глиняный кувшин состоит из необработанной глины (материи) и формы, которая придает ему его физические грани. Разделяя эти неразделимые аспекты вещей, человек получает огромное интеллектуальное преимущество. Это разделение позволяет создать науки, такие как физика, изучающая свойства материи, и геометрия, изучающая пространственные формы. Несмотря на свою относительную компактность, эти знания значительно расширяют наши технологические возможности.Подобное разделение на материю и форму также было применено в западной рационалистической философии к нематериальным аспектам, таким как мысли, действия или произведения искусства. Это позволило выделить рационально постигаемые закономерности их существования. Например, независимо от содержания, правильное мышление всегда опирается на ограниченное число форм и законов, которые изучает логика, наука о мышлении.Логика изучает идеальную модель мышления, которая направлена на максимально точное воспроизведение реальности. Максимально точное воспроизведение в мышлении называется истиной, и достижение этой истины - одной из главных целей человечества. Мышление приходит к истине, при условии, что содержание мысли верное и логические рассуждения правильны.Язык, это система символов или знаков, которая служит для отображения разнообразных объектов, будь то конкретные вещи, абстрактные понятия, явления, процессы, и даже мысли и чувства. Он является средством для выражения идей, коммуникации и взаимодействия между людьми. Важно различать между естественными и искусственными языками. Естественные языки развивались органически в процессе общения и взаимодействия, и их задачей является передача различных сообщений, содержания и даже эмоций.Искусственные языки, напротив, были созданы для устранения многозначности и неопределенности, а также формальной неопределенности, которые характерны для естественных языков. Искусственные языки применяются в различных областях науки, таких как физика, психология, право и многие другие. Они выделяются специальной терминологией, которая принята в данной области знаний, и четкими правилами для использования этих терминов.В современной логике используются чрезвычайно формализованные языки, которые можно сравнить с математическими. Например, символ p → q используется для записи утверждения, которое на естественном языке может звучать как "если p, то q."Язык, как система знаков, подвергается изучению в рамках общей теории знаков и знаковых систем, известной как семиотика. Семиотика включает три основных аспекта: синтаксис, семантику и прагматику, которые исследуют структурные, смысловые и действенные (практические) аспекты языка.Хотя мышление подчиняется логическим законам, и язык подчиняется грамматическим правилам, эти законы различны, но взаимно согласованы. Мышление может выразить себя только через язык, и использование языка не может быть лишено смысла. В результате мы видим, что мышление и язык - это разные, но взаимосвязанные и взаимозависимые аспекты человеческой деятельности.ЗаключениеРазделение мира на материю и форму представляет собой важную философскую концепцию, которая позволяет анализировать и понимать природу вещей и явлений.Философия Нового времени столкнулась с противоречиями между рационализмом и эмпиризмом, но Иммануил Кант предложил синтезирующую теорию познания, объясняя, что знание зависит от взаимодействия между субъектом и объектом познания.Познание мира представляет собой активный процесс, который включает в себя субъект познания, объект познания и посредники познания, а его результатом является создание образов, идеальных обобщений сущностных отношений объекта.Практика играет важную роль в процессе познания, поскольку она является основой для материально-предметной деятельности и преобразования окружающей среды.Познание и практика, хотя и различны по своему характеру и результатам, взаимосвязаны и дополняют друг друга, создавая комплексный способ понимания мира.Исследование вопросов познания и практики имеет важное значение в философии и науке, так как оно помогает нам лучше понять природу человеческой деятельности и процесса усвоения знаний.Эти выводы подчеркивают сложность и важность взаимосвязи между познанием и практикой, что может быть полезным для дальнейших исследований и философских размышлений.Список использованной литературыАнтипов, Г. А. Историческое прошлое и пути его познания / Г.А. Антипов. - М.: Наука, 1987. – 158 с. Буршит, И. Е. Дорога в мир познания / И.Е. Буршит. - М.: Дрофа, 2010. – 310 с.Весна. Познание. Интеграция. - М.: Карапуз, 2012. – 416 с.Голубев, В. С. Дорогами познания / В.С. Голубев. - М.: Наука, 2010. – 150 с.Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М., ЭКСМО, 2006 – 218 с.Климов, Г.П. Ключи познания / Г.П. Климов. - М.: Краснодар: Пересвет, 2003. – 114 с.Ларичев, В. Е. Древо познания / В.Е. Ларичев. - М.: Издательство политической литературы, 1985. – 364 с.Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. - М.: «РОСПЭН», 2015 – 205 с.Менделеев, Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно / Д.И. Менделеев. - М.: Советская Россия, 1991. – 275 с.Москаленко, А. Т. Личность как предмет философского познания / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - М.: Наука. Сибирское отделение, 1984. – 264 с.Новоселов, М. М. Абстракция в лабиринтах познания. Логический анализ / М.М. Новоселов. - М.: Идея-Пресс, 2010. – 415 с.Павлов, А. В. Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы / А.В. Павлов. - М.: Флинта, Наука, 2010. – 368 с.Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с англ. - К.: «Ника-Центр», 1997. – 241 с.Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998 – 249 с.Рузавин, Г. И. Методология научного познания / Г.И. Рузавин. - М.: Юнити-Дана, 2009. – 216 с.Фейхтвангер, Лион Гойя, или Тяжкий путь познания / Лион Фейхтвангер. - М.: Приокское книжное издательство, 1994. – 253 с.Филатов, В. П. Научное познание и мир человека / В.П. Филатов. - М.: Издательство политической литературы, 2014. – 314 с.

Список использованной литературы

1. Антипов, Г. А. Историческое прошлое и пути его познания / Г.А. Антипов. - М.: Наука, 1987. – 158 с.
2. Буршит, И. Е. Дорога в мир познания / И.Е. Буршит. - М.: Дрофа, 2010. – 310 с.
3. Весна. Познание. Интеграция. - М.: Карапуз, 2012. – 416 с.
4. Голубев, В. С. Дорогами познания / В.С. Голубев. - М.: Наука, 2010. – 150 с.
5. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М., ЭКСМО, 2006 – 218 с.
6. Климов, Г.П. Ключи познания / Г.П. Климов. - М.: Краснодар: Пересвет, 2003. – 114 с.
7. Ларичев, В. Е. Древо познания / В.Е. Ларичев. - М.: Издательство политической литературы, 1985. – 364 с.
8. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. - М.: «РОСПЭН», 2015 – 205 с.
9. Менделеев, Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно / Д.И. Менделеев. - М.: Советская Россия, 1991. – 275 с.
10. Москаленко, А. Т. Личность как предмет философского познания / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - М.: Наука. Сибирское отделение, 1984. – 264 с.
11. Новоселов, М. М. Абстракция в лабиринтах познания. Логический анализ / М.М. Новоселов. - М.: Идея-Пресс, 2010. – 415 с.
12. Павлов, А. В. Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы / А.В. Павлов. - М.: Флинта, Наука, 2010. – 368 с.
13. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с англ. - К.: «Ника-Центр», 1997. – 241 с.
14. Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998 – 249 с.
15. Рузавин, Г. И. Методология научного познания / Г.И. Рузавин. - М.: Юнити-Дана, 2009. – 216 с.
16. Фейхтвангер, Лион Гойя, или Тяжкий путь познания / Лион Фейхтвангер. - М.: Приокское книжное издательство, 1994. – 253 с.
17. Филатов, В. П. Научное познание и мир человека / В.П. Филатов. - М.: Издательство политической литературы, 2014. – 314 с.