Планирование занятости

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Рынок труда
  • 38 38 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 02.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ.
СВОДНЫЙ БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 6
1.1 Основные понятия, цель, задачи, виды планирования занятости 6
1.2 Принципы и методы планирования занятости 11
1.3 Методы расчёта и планирования баланса трудовых ресурсов 16
2 АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ
БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 22
2.1 Составление, оценка и анализ планирования занятости 22
2.2 Основные задачи улучшения планирования занятости населения 26
2.3. Планирование баланса трудовых ресурсов в краткосрочной и среднесрочной перспективе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Показатели баланса трудовых ресурсов за год 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Категории занятого населения 38

Фрагмент для ознакомления

Напротив, наличие высокой и растущей безработицы не позволяет обеспечить возможный внутренний продукт (выпуск продукции с разумной и эффективной занятостью), что создает серьезную проблему для государства в решении социальных проблем.Главной целью государства здесь является достижение так называемой полной занятости. В связи с этим следует подчеркнуть, что переход от крупного типа экономики к крупномасштабной, от плановой экономики к рыночной требует переосмысления содержания понятия "полная занятость". И здесь особого внимания заслуживает кейнсианская интерпретация этого понятия. По словам Кейнса, опыт показывает, что работа полный рабочий день - это необычное и быстро меняющееся явление. Экономическая система всегда находится в некотором колебательном движении вокруг центрального положения, значительно меньшего, чем полная занятость, и значительно большего, чем низкая занятость. И это промежуточное пространство, которое вытекает из "естественного" хода объектов, будет продолжать работать при отсутствии шагов, специально предназначенных для их исправления [11].В связи с этим очень важным становится вопрос о возможности саморегулирования рынка труда, а также о необходимости его государственного регулирования, т.е. реализации определенной государственной политики занятости.Рынок труда не может самостоятельно контролировать проблему занятости населения, поэтому необходимо вмешательство государства. С другой стороны, правительство может проводить активную и спокойную политику на рынке труда. Применяемая политика на рынке труда направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные сферы посредством обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия самозанятости по найму, поддержки трудоустройства, профессиональных консультаций и т.д. Реализация применяемой политики на рынке труда тесно связана со структурными изменениями экономики в регионах и созданием эффективных средств ее регулирования.Другим направлением государственной политики на рынке труда является пассивная политика. Государственная политика на рынке труда ограничивается регистрацией людей, ищущих работу, определением размера пособия по безработице и организацией системы его выдачи, внедрением неденежных форм помощи безработным и членам их семей и т.д.Для достижения полной или, точнее, разумной занятости государство принимает соответствующие правила и разрабатывает комплекс мер по содействию их реализации, другими словами, проводит определенную политику в области занятости. В соответствии с действующим законом о занятости населения государство проводит политику содействия признанию гражданских прав на полноценную, производительную и свободно избранную занятость.Для аналитического прогноза ожидаемого уровня занятости выделяются три больших блока факторов, влияющих на динамику занятости. К ним относятся: природные ресурсы; население; социально-экономические факторы.Что касается ситуации в России, то недостаточная обеспеченность природными ресурсами, особенно землей, нефтью и энергоресурсами, для гармоничного развития оказывает положительное влияние на российский рынок труда, в то время как демографические и миграционные факторы оказывают ослабляющее влияние на динамику занятости. Однако наибольшее влияние на рынок труда оказывают социально-экономические факторы: общая экономическая динамика, структурные изменения в экономике, инвестиционная политика, ситуация в кредитно-финансовой сфере, политика в области доходов, объем международной торговли. Взаимодействие этих факторов во многом определяет прогнозируемую ситуацию на национальном рынке труда.Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что меры по регулированию рынка труда должны разрабатываться на основе комплексного подхода к системе и обеспечивать информационную поддержку; мониторинг, анализ и прогнозирование условий занятости; выбор мер государственного воздействия, которые должны включать правовую базу; организацию процедура и экономия внедрения; расчет финансовых затрат; определение источников финансирования; мониторинг разработки программного обеспечения; адресый характер программы.2.3. Планирование баланса трудовых ресурсов в краткосрочной и среднесрочной перспективеРасчеты ожидаемой численности трудовых ресурсов до 2025 года проводились по стандартному подходу - отношение численности трудовых ресурсов (TR) к численности населения трудоспособного возраста (NTRV) принималось за "нормальное". Соотношение "TR/NTRV" анализируется за период 2015-2020 годов, а затем экстраполируется на 2021-2025 годы. Данные Ntrv взяты из "усредненной версии" прогноза Росстата "Численность населения Российской Федерации до 2035 года" [12].Согласно расчетам, численность трудовых ресурсов незначительно увеличится до 2025 года - до 91 миллиона человек. Это произойдет из-за значительного увеличения NTRV, вызванного повышением пенсионного возраста, при предполагаемом количестве иностранных трудовых мигрантов в диапазоне 2,5-3,0 млн человек и сокращении "работающих людей старше трудоспособного возраста". Число работающих пенсионеров, которое превысило исторический максимум в 2018 году - 7,5 млн человек, сократится, поскольку большинство из них вступят в "новый трудоспособный возраст". Трудовой статус таких людей не изменится, но социальное положение ухудшится, поскольку они больше не будут получать пенсию плюс заработную плату (это касается тех, кто в ближайшие годы вступит в новый трудоспособный возраст).Прогноз рабочей силы (RS) на период до 2025 года рассчитывается по аналогии с количеством трудовых ресурсов, исходя из прогноза численности населения трудоспособного возраста, на основе экстраполяции соотношения между ними, сложившегося в ретроспективный период. Мы считаем, что в отчетном периоде допускается рассматривать численность РС как сумму "занятых" и "безработных", но в прогнозе ее следует оценивать как социально-демографическую характеристику распределения на рынке труда.Одной из задач прогнозирования баланса трудовых ресурсов является определение спроса на рабочую силу со стороны экономики. Эта проблема может быть решена различными способами - например, путем экстраполяции показателя, который в статистических сборниках Росстата называется "количество задач и поручений по производству товаров и услуг"."Но мы считаем, что необходимо спрогнозировать показатель "среднегодовая численность занятых в экономике" (сопоставимый с ОРС), как эквивалентный традиционному показателю "общая численность занятых в национальной экономике". Метод расчета был следующим:В качестве DVVP была использована "базовая" версия экономического прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации (май 2022 года), согласно которой ВВП может снизиться на 7,8% в 2022 году. Поскольку оценки производительности труда не были опубликованы в этом документе, мы использовали данные из среднесрочного прогноза на 2021 год. Таким образом, было решено, что численность занятых в 2022 году может быть сокращена до 63,8 млн человек (таблица 2).Таблица 2 – Прогноз трудовых ресурсов и рабочей силы Российской Федерации в 2022-2025 гг.Показатели 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. Трудовые ресурсы, тысяч человек Всего 90641,9 89831,4 91290,9 90908,5 Рабочая сила 76515,4 76052,44 77513,7 77414,5 Занятые в экономике 63779,3 61667,9 61907,8 - Занятые в экономике 71900,0 72200,0 72400,0 - Безработные 12736,1 14384,6 15605,9 - Уровень безработицы, в% к рабочей силе 16,6 18,9 20,1 - Уровень безработицы по баз. варианту МЭР 6,7 6,6 5,4 4,5Затем определялась безработица как разница между числами РС и ПЧЗ. Исходя из расчетов, безработица к 2024 году могла бы увеличиться до 15,6 млн чел. и превысить 20% рабочей силы.Данный прогноз демонстрирует возможности балансового метода в формировании предупреждений о возможных рисках и в ответе на вопрос, «что будет, если сбудутся прогнозы численности населения Росстата, ВВП и производительности труда МЭР РФ?». Реальная ситуация в РФ в 2022 г. и на последующие годы слабо поддается про-гнозированию традиционными методами, включая метод баланса трудовых ресурсов. Маловероятно, что сбудутся официальные прогнозы производительности труда, а значит безработица не будет такой высокой. Пока имеет смысл экстраполяция трендов на 1-3 месяца, этот метод показывает, что безработица по обследованиям (ОРС), которая в мае 2022 г. составляла 3,9%, к концу лета может составить 3,6-3,8%, потом начнется рост. Согласно прогнозам безработицы МЭР РФ от 18.05.2022 г. на конец 2022 года ее уровень может составить 6,7-7,0% рабочей силы. Поэтому органам власти РФ и ее регионов необходимо отслеживать сбалансированность между трудовыми ресурсами и спросом на труд, и принимать необходимые меры регулирования занятости населения.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдним из важнейших условий хорошо функционирующей и развивающейся экономики является сбалансированность трудовых ресурсов. Разница между спросом на рабочую силу и ее предложением приводит к росту безработицы, снижению уровня и качества жизни, расширению теневой экономики и другим негативным последствиям для населения. В то же время нехватка квалифицированных кадров сказывается на эффективности работы предприятия. Социально-экономические изменения и кризисные явления оказывают существенное влияние на формирование трудовых ресурсов. В пореформенный период качество трудовых ресурсов значительно снизилось, а связь между системой профессионального образования и производством была разорвана.Согласно методологии, утвержденной Министерством труда Российской Федерации, схема трудового баланса основана на экспертной оценке и экстраполяции данных, которые не могут обеспечить необходимую достоверность в изменяющихся условиях в экономике. Возникает необходимость организовать спрос на рынке труда в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе с использованием соответствующих экономико-математических методов и моделей. Анализ существующих моделей планирования показывает, что большинство из них основаны на государственном планировании численности населения и возрастно-гендерной структуры, экстраполируя ретроспективные данные о занятости и безработице на рынке труда. В то же время исследователи в этой области уделяют мало внимания привычкам экономических агентов и структурным изменениям на рынке труда, которые могут произойти в контексте цифровой трансформации экономики. Для организации потребностей в рабочей силе предложена модель, основанная на агентно-ориентированном подходе, которая учитывает государственные варианты экономической политики и персонала. Используя эту модель, можно организовать трудовые ресурсы при различных условиях воздействия, таких как демографические условия, изменения социально-экономических условий, исчезновение или появление новых профессий на рынке труда и образования, получить набор перспективных стратегий поведения агентов, оценить степень влияния на формирование трудовых ресурсов и выбор наиболее оптимальных условий воздействия.Подготовленные в работе прогнозы указывают на возможность сбалансированного подхода при выдаче предупреждений о возможных рисках и ответе на вопрос: "Что произойдет, если прогнозы Росстата по численности населения, ВВП и производительности труда сбудутся?". Реальная ситуация в Российской Федерации в 2022 году и в последующие годы непредсказуема для традиционных методов, включая метод баланса работы. Маловероятно, что официальный прогноз по производительности труда сбудется, а безработица не будет слишком высокой. Хотя имеет смысл увеличить тренд на 1-3 месяца, этот метод показывает, что уровень безработицы, который в мае 2022 года составлял 3,9%, может достичь 3,6-3,8% к концу лета, затем начнется рост. По прогнозам, к концу 2022 года его уровень может достичь 6,7-7,0% сотрудников.Поэтому властям Российской Федерации и ее регионов необходимо следить за балансом между трудовыми ресурсами и потребностями в рабочей силе, а также принимать необходимые меры по регулированию занятости.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПостановление Правительства РФ от 03.06.2011 г. № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов». URL: https://base.garant.ru/12186584/Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 апреля 2019 г. № 248н «Об утверждении методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов». URL: https://base.garant.ru/72607496/Анохин, С. А. Регулирование рынка труда и институционализация трудовых отношений / С. А. Анохин, П. В. Симонин // Устойчивое развитие: исследования, инновации, трансформация : Материалы XVIII Международного конгресса с элементами научной школы для молодых ученых. В 2-х томах, Москва, 08–09 апреля 2022 года / Отв. редакторы выпуска: А.В. Семёнов, П.Н. Кравченко. Том 1. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. – С. 616-623.Белоусов, О. А. Современный баланс трудовых ресурсов как инструмент оценки трудового потенциала отдельно взятой территории / О. А. Белоусов // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах : Десятый ежегодный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ, приуроченный к 100-летию вуза: в 2 ч.. Том Часть 2. – Тверь : Тверской государственный технический университет, 2022. – С. 65-70. –Белоусов, О. А. Современный баланс трудовых ресурсов как инструмент оценки трудового потенциала отдельно взятой территории / О. А. Белоусов // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах : Десятый ежегодный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ, приуроченный к 100-летию вуза: в 2 ч.. Том Часть 2. – Тверь : Тверской государственный технический университет, 2022. – С. 65-70.Гайнанов, Д. А. Концептуальная модель прогнозирования потребности рынка труда в квалифицированных специалистах на основе агент-ориентированного подхода / Д. А. Гайнанов, А. И. Минязев // Известия Уфимского научного центра РАН. – 2022. – № 4. – С. 101-106.Живодеров, К. Ю. Исследование баланса трудовых ресурсов в России / К. Ю. Живодеров // Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 января 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 78-82.Кашепов, А. В. Баланс трудовых ресурсов: история и методология прогнозирования / А. В. Кашепов // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 9-1. – С. 83-90.Кашепов, А. В. Ковидный мультипликатор смертности или новый методический подход к анализу избыточной смертности населения в 2020-2021 гг / А. В. Кашепов // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 3(44). – С. 54-64.Панасенко, Н. А. Анализ безработицы и прогноз баланса трудовых ресурсов / Н. А. Панасенко, А. К. Ходеева, Л. В. Лямзина // Актуальные научно-технические средства и сельскохозяйственные проблем : Материалы VIII Национальной научно-практической конференции с международным участием приуроченной к 20 летнему юбилею академии, Кемерово, 23–24 июня 2022 года. – Кемерово: Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, 2022. – С. 72-80.Петрова, В. А. Балансы трудовых ресурсов РФ и ключевых регионов до 2025 года / В. А. Петрова // Форум молодых ученых. – 2022. – № 1(65). – С. 175-178.Петрова, В. А. Вопросы прогнозирования баланса трудовых ресурсов / В. А. Петрова // Экономика и социум. – 2022. – № 1-2(92). – С. 123-126.Рашмаджян, С. Т. Планирование занятости населения, как важнейший инструмент регулирования рынка труда / С. Т. Рашмаджян // Инструменты и механизмы формирования конкурентоспособности экономических систем : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 26 сентября 2019 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 68-70.Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Министерство экономического развития Российской Федерации (18 мая 2022 г.). URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/osnovnye_parametry_scenarnyh_usloviy_prognoza_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2023_god_i_na_planovyy_period_2024_i_2025_godov.htmlПредположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13285/Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2022_god_i_na_planovyy_period_2023_i_2024_godov.htmlСоциально-экономическое положение России - 2022 г. / Росстат, 2022. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b22_01/Main.htmТруд и занятость в России. 2021: статистический сборник / Росстат, 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13210ПРИЛОЖЕНИЕ 1Показатели баланса трудовых ресурсов за годПримечание:1) Данные разрабатываются по отраслям экономики в соответствии с ОКОНХ.2) Данные за 2001 г. отдельно не разрабатывались, а включались в строку 15.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Категории занятого населения    Найдено 13% совпадений по адресу: https://vaael.ru/article/view?id=2395",    Найдено 13% совпадений по адресу: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2395",    Найдено 11% совпадений по адресу: https://vaael.ru/en/article/view?id=2395",    Найдено 9% совпадений по адресу: http://journal.ufaras.ru/wp-content/uploads/2022/12/101-106.pdf",    Найдено 6% совпадений по адресу: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d030/i030130r.htm",Оригинальность: 65

1. Постановление Правительства РФ от 03.06.2011 г. № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов». URL: https://base.garant.ru/12186584/
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 апреля 2019 г. № 248н «Об утвер¬ждении методики разработки прогноза баланса тру-довых ресурсов». URL: https://base.garant.ru/72607496/
3. Анохин, С. А. Регулирование рынка труда и институционализация трудовых отношений / С. А. Анохин, П. В. Симонин // Устойчивое развитие: исследования, инновации, трансформация : Материалы XVIII Международного конгресса с элементами научной школы для молодых ученых. В 2-х томах, Москва, 08–09 апреля 2022 года / Отв. редакторы выпуска: А.В. Семёнов, П.Н. Кравченко. Том 1. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. – С. 616-623.
4. Белоусов, О. А. Современный баланс трудовых ресурсов как инструмент оценки трудового потенциала отдельно взятой территории / О. А. Белоусов // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах : Десятый ежегодный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ, приуроченный к 100-летию вуза: в 2 ч.. Том Часть 2. – Тверь : Тверской государственный технический университет, 2022. – С. 65-70. –
5. Белоусов, О. А. Современный баланс трудовых ресурсов как инструмент оценки трудового потенциала отдельно взятой территории / О. А. Белоусов // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах : Десятый ежегодный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ, приуроченный к 100-летию вуза: в 2 ч.. Том Часть 2. – Тверь : Тверской государственный технический университет, 2022. – С. 65-70.
6. Гайнанов, Д. А. Концептуальная модель прогнозирования потребности рынка труда в квалифицированных специалистах на основе агент-ориентированного подхода / Д. А. Гайнанов, А. И. Минязев // Известия Уфимского научного центра РАН. – 2022. – № 4. – С. 101-106.
7. Живодеров, К. Ю. Исследование баланса трудовых ресурсов в России / К. Ю. Живодеров // Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 января 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 78-82.
8. Кашепов, А. В. Баланс трудовых ресурсов: история и методология прогнозирования / А. В. Кашепов // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 9-1. – С. 83-90.
9. Кашепов, А. В. Ковидный мультипликатор смертности или новый методический подход к анализу избыточной смертности населения в 2020-2021 гг / А. В. Кашепов // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 3(44). – С. 54-64.
10. Панасенко, Н. А. Анализ безработицы и прогноз баланса трудовых ресурсов / Н. А. Панасенко, А. К. Ходеева, Л. В. Лямзина // Актуальные научно-технические средства и сельскохозяйственные проблем : Материалы VIII Национальной научно-практической конференции с международным участием приуроченной к 20 летнему юбилею академии, Кемерово, 23–24 июня 2022 года. – Кемерово: Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, 2022. – С. 72-80.
11. Петрова, В. А. Балансы трудовых ресурсов РФ и ключевых регионов до 2025 года / В. А. Петрова // Форум молодых ученых. – 2022. – № 1(65). – С. 175-178.
12. Петрова, В. А. Вопросы прогнозирования баланса трудовых ресурсов / В. А. Петрова // Экономика и социум. – 2022. – № 1-2(92). – С. 123-126.
13. Рашмаджян, С. Т. Планирование занятости населения, как важнейший инструмент регулирования рынка труда / С. Т. Рашмаджян // Инструменты и механизмы формирования конкурентоспособности экономических систем : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 26 сентября 2019 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 68-70.
14. Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Россий¬ской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Министерство экономического раз¬вития Российской Федерации (18 мая 2022 г.). URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/osnovnye_parametry_scenarnyh_usloviy_prognoza_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2023_god_i_na_planovyy_period_2024_i_2025_godov.html
15. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13285/
16. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2022_god_i_na_planovyy_period_2023_i_2024_godov.html
17. Социально-экономическое положение России - 2022 г. / Росстат, 2022. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b22_01/Main.htm
18. Труд и занятость в России. 2021: статистический сборник / Росстат, 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13210