Неэффективность рынка, общественные блага

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономика
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 04.12.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Сущность и свойства общественных благ 4
2. Формирование спроса и предложения общественных благ 8
3. Проблема «безбилетника». Равновесие Линдаля 14
Заключение 18
Список использованных источников 19

Фрагмент для ознакомления

Данное явление получилоназвание проблемы безбилетника. Она возникает всегда, когда существуюттрудностиинтернализацииположительных внешних эффектов.Проблемабезбилетниказаключаетсявтом,чтобезбилетникизанижаютценностьчистообщественногоблага,аэтоприводиткболеенизкому объему его производства по сравнению с эффективным объемом.Таким образом, возможность бесплатного потребления чисто общественныхблагобусловливаетнеэффективностьихпроизводства.В конечном счете, может сложиться ситуация, когда никто не будетплатитьипредоставлениечистообщественногоблагаокажетсяневозможным. Другими словами, в потреблении чисто общественного благазаинтересованывсе,аплатитьнехочетникто.Всвязисэтимзадачапроизводства чисто общественных благ сводится к решению вопроса о том,какобеспечитьихпроизводство приналичии безбилетников.Решение проблемы безбилетника методом исключения либо связано созначительнымииздержками,либоприводиткнедопроизводствучистообщественногоблага,а,следовательно,куменьшениюсовокупнойполезности.Вэтомслучаепредоставлениечистообщественныхблагстановитсявозможнымлишьприучастиигосударства[3].Вэкономическойтеорииимеетсяцелыйрядмоделей,вкоторыхделаетсяпопыткапредложитьмеханизмдлярешенияпроблемыбезбилетника.Однаизних-модельЛиндаля.ВмоделиЛиндаляиндивидыдоговариваютсяорасходахнапредоставление общественного блага и о доле каждого в этих расходах. Вусловияхравновесия(равновесиепоЛиндалю)ценыустанавливаютсянатакихуровнях,чтовсеиндивидыпредъявляютспроснаодноитожеколичество общественного блага, которое и является оптимальным объемомего предоставления. Цены Линдаля - это так называемые налоговые цены,которые не являются ценами реального рынка - они представляют собой долиотобщейвеличиныналоговогосборанафинансированиеобщественногоблага,которуюдолжны внестиотдельные индивиды.Рассмотрим простейший вариант модели Линдаля, когда общественноеблаго потребляется только двумя индивидами. Сам Линдаль рассматривалслучайболееблизкийкреальнойжизни:вусловияхпарламентскойдемократиидействуютдвеполитическиепартии,представляющиедваоднородныхкласса(двеоднородныегруппынаселения).НеобходимоеусловиедостиженияравновесияпоЛиндалю-равнаясилапартий(индивидов)впроцессе переговоров.На рис. 5 по оси ординат (y) отложена общая величина общественныхрасходов, по оси абсцисс - доля от этой суммы, которую платят индивид А ииндивид В.Рис.5.МодельЛиндаляВточкеKиндивид Аненесетникакихрасходов,100%необходимойсуммывноситиндивидВ.Помередвижениякточке L доляиндивида А растет, а индивид В пользуется общественным благом бесплатно.Построимобычныелинииспросасотрицательнымнаклоном DA дляиндивидаАиDBдляиндивида В.ТочкаЕ,находящаясянапересечениидвухлинийспроса,представляетточку равновесияпоЛиндалю. Именнов этойточкеполезностьотпотребленияпоследнейединицыобщественногоблагаравнаналоговойценеодновременнодлядвухиндивидов.Модель Линдаля показывает, каким образом добровольный обмен исистема цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятиюрешенийобоптимальномобъемепредоставленияобщественногоблага[1].Однако модель Линдаля не решает проблему безбилетника. В моделипредполагается,что,сталкиваясьсопределеннойналоговойставкой,индивидвыявитсвоиистинныепредпочтения,носущностьпроблемыбезбилетникакакразисостоитвтом,чтодляпотребителяможетбытьвыгоднодезинформироватьобществоосвоихпредпочтениях.Крометого,нет никакой гарантии, что даже при соблюдении очень жесткой предпосылкиоравнойсилеиндивидоввпроцессепереговоровпереговорыбудутпродуктивнымии стороныпридутк какому-то решению.МодельЛиндалябылапредложенав1919г.,аеезначениедляэкономикиблагосостояниябылопоказаноболеечемчерез40летпослеформулировки самой модели, когда было доказано, что равновесие Линдаляявляетсяэффективным поПарето.Нужно подчеркнуть, что равновесие Линдаля указывает лишь на однуиз точек оптимума по Парето. В действительности же существует множествовариантов распределения ресурсов, эффективных по Парето. В некоторых изних улучшается положение одного индивидуума, в других — другого. И нетреальных способов выбрать наиболее предпочтительный вариант. Поэтомуотдельныелюдимогутбытьнеудовлетворенычастнымоптимумом,реализуемымравновесиемЛиндаля,инесоглашатьсясиспользованиемданной схемы. Для них лучшими могут оказаться неэффективные по Паретоварианты,нообеспечивающиеимбольшуювыгоду.Ивсилускрытогоотношенияиндивидуумовкобщественномублагуизбежатьподобныхситуацийпрактическиневозможно.Решения проблемы безбилетника в рамках предложенной модели несуществует. Принципиальная невозможность избавления от безбилетниковпозволяетсделатьвыводонеобходимостивмешательствагосударствавпредоставлениеифинансированиеобщественныхблаг.Принудительныйхарактерналогообложенияможетбытьоправданвыгодойиндивидовотпотребления общественного блага, которую они не могли бы получить приотсутствиигосударственноговмешательства[8].Формыучастиягосударствавобеспечениичистообщественнымиблагамиразные:отнепосредственногопроизводстваблага(национальнаяоборона,пожарнаяохрана)дофинансированияобщественныхблаг,производимых частным сектором (уборка и вывоз мусора, некоторые видымедицинской помощи). Однако суть их одна: производство общественныхблаг,предоставляемыхпосредствомгосударства,финансируетсязасчетналогов,взимаемыхсовсехграждан,какметодрешенияпроблемыбезбилетника.ЗаключениеОбщественныеблага-этосовокупностьтоваровиуслуг,которыепредоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовыхсредствгосударства.Производствоираспределениеобщественныхблаготноситсякосновнымфункциямгосударства.Здесьпроявляетсянаправленностьгосударстванаотражениеиреализациюинтересоввсегонаселениястраны.Сегоднянормальноефункционированиенациональнойэкономикиневозможнопредставитьбезтакихобщепринятыхблаг,какбесплатнаясистема здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасностьгосударства,социальноеобеспечениеистрахование.Общественнымиблагамиявляютсяиработаслужбгражданскойобороны,ликвидациичрезвычайныхситуаций.Значениеобщественныхблагзаключаетсявтом,что внихимеется потребностьне участи, аувсегонаселения.Относительно механизма производства и распределения общественныхблагзаконынациональнойэкономикибессильны-онинеспособныэффективно работать в этой области рынка. Так как количество населения,потребляющегообщественныеблага,большое,авзиманиеплатызаегопредоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективнымпроизводителемблаг можетбытьгосударство.Длянаиболееэффективногообеспечениянаселенияобщественнымиблагами,государствуследуетобладатьопределеннымиобъемамифинансовыхресурсов,необходимыхдляпроизводстваэтихблаг,ониобразуются в результате взимания налогов. Налоги являются своеобразнойплатойза пользование благами,осуществляемой всем населением.Общественныеблагаимеютогромноезначениевпроцессеудовлетворенияпотребностейнаселения.Государствуследуетуделятьбольшоевниманиеразвитиюобщественныхблагиобеспечениюиминаселениянавысокомуровне,решатьпроблемы,связанныесфинансированиемпредоставления общественныхблаг.СписокиспользованныхисточниковБелокрыловаА.П.,ИщенкоО.А.Курсэкономической теории.Учеб.пособие.-Ростов н/Д:Феникс,2018.-436с.Борисов С.Т.Экономическаятеория: Учебникдлявузов.-М.:Юрайт,2019.-399с.Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб.пособие. – М.: Дело,2018.–416с.Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Подред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова.- М.: Инфра-М, 2018. -763с.КуликовА.М.Основыэкономическойтеории:Учеб.пособие.-М.:Финансыистатистика,2019.-400с.НосоваС.С.Экономическаятеория:Учебник/С.С.Носова.-М.:Владос,2020.-516с.НуреевР.М.Курсмикроэкономики:УчебникдляВУЗов.–М.:Норма,2018.–576с.ПиндайкР.,РабинфельдД.Микроэкономика. - СПб.: Питер,2020.–698с.ПономаренкоЕ.В.Экономикаифинансыобщественногосектора.Учебник.-М.,2019.-348с.ТаранухаЮ.В.Микроэкономика.–М.:Издательство«Делоисервис»,2018.–608 с.

1. Белокрылова А.П., Ищенко О.А. Курс экономической теории. Учеб.пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 436 с.
2. Борисов С.Т. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2019. - 399 с.
3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2018. – 416 с.
4. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. - М.: Инфра-М, 2018. - 763 с.
5. Куликов А.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. - М.:Финансы и статистика, 2019. - 400 с.
6. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник / С.С. Носова. - М.: Владос, 2020. - 516 с.
7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2018. – 576 с.
8. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2020. – 698 с.
9. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора. Учебник. - М., 2019. - 348 с.
10. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2018. – 608 с.