Нарушение письма у учащихся 2 класса с фонетико фонематическим недоразвитием
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 04.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты нарушения письма у учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием 5
1.1 Основные причины нарушения письма у учащихся 2 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием 5
1.2 Роль системного подхода в коррекции нарушений письма у детей 10
1.3 Методы работы с учащимися 2 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием в процессе обучения письму 16
Глава 2. Анализ нарушения письма у учащихся 2 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием 22
2.1 Анализ нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 22
2.3 Содержание коррекционной работы по преодолению нарушений письма у учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием 31
Заключение 37
Список литературы 38
Приложения 40
Диагностика развития фонематического слуха. Были предложены задания на дифференциацию согласных звуков (звучные и глухие, свистящие и свистящие звуки, твердые и мягкие согласные). Использовались следующие задачи:- определить фонему;- различать фонемы, сходные по способу и месту образования и акустическим характеристикам;- повторить слоговой ряд;- различать звуки среди слогов и слов;- назвать слова с изучаемым звуком;- определить наличие звука в названии изображений;- определить место звука в слове и т. д.Анализ состояния фонематического слуха показывает, что наиболее трудным для исследуемой группы является дифференциация свистящих и свистящих звуков друг от друга. Эти трудности возникают у детей из-за недостатков звуковоспроизведения. Все дети справились с первым заданием на определение фонемы. При повторении слоговых рядов в работе допущено шесть ошибок, которые встречаются только после того, как логопед медленно произносит слоговые цепочки. Остальные выполнили задание со второго раза.В таблице 4 (приложение 4) представлены результаты фонематического исследования слуха экспериментальной группы. При анализе результатов использовались параметры оценки с учетом дифференциации акустических характеристик звуков: 3 балла – правильное исполнение; 2 балла – не распознает 1-2 акустических признака звука; 1 балл - не распознает 3 и более акустических признаков звука.Анализируя результаты обследования, мы видим, что у детей наблюдается нарушение звуковоспроизведения, что связано с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи, что стало причиной фонематического нарушения слуха. При обследовании учащихся 2-го класса было проведено диагностическое исследование фонематического слуха и фонематического восприятия, исследование состояния звуковоспроизведения. По результатам анализа, проведенного «Диагностикой», выяснилось, что развитие этих функций у большинства студентов находится на среднем и низком уровне (таблица 5) (приложение 4).В ходе эксперимента у детей выявлены следующие особенности фонематической тугоухости:- дети правильно узнают гласные звуки;- отсутствие нарушений в распознавании гласных и согласных;- имеются трудности в различении фонем, в различении звука между слогами и словами, в различении звуков [с] и [ш];- нарушения произношения свистящих, шипящих и звуков;- нарушения слоговой структуры слова: нарушение числа слогов (редукция (перескакивание) слога, пропуск слоговой гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в места слияния согласных);- нарушение последовательности слогов в слове;- искажение структуры отдельного слога.Следовательно, ошибки, допущенные учащимися, были вызваны неразвитостью фонематического восприятия: неумением следовать словесным инструкциям, приходилось повторять задания несколько раз. Нарушение фонематического восприятия проявлялось в ошибках, связанных со скачками звука при слиянии согласных, с заменой мест звуков в слове, при определении последнего глухого согласного звука в словах.Кроме того, у студентов проверялись такие функции, как понимание речи, активный словарный запас и лексико-грамматический строй речи. Результаты этих исследований не входят в предмет исследования, поэтому не включены в материалы главы. Однако все проведенные исследования подтверждают Диагноз, отраженный в речевых картах студентов, и указывают на необходимость целенаправленной и систематической коррекционной работы по тренировке их фонематического слуха.2.3 Содержание коррекционной работы по преодолению нарушений письма у учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитиемВ экспериментальном процессе участвовали те же 10 учащихся начальной школы, что и в наблюдательном эксперименте. В штате школы имеется логопед, логопедический кабинет. Логопед работает по утвержденной программе коррекции и тематическому календарному планированию. Для экспериментальной группы был составлен план коррекционной работы и утвержден график логопедических занятий (после занятий три раза в неделю). Эксперимент длился два месяца. После занятий со студентами занятия были организованы в подгруппах:- связь букв со звуком и изучение приемов анализа и синтеза – три раза в неделю;- занятия по звукокоррекции проводились два раза в неделю.Коррекционная работа по нарушению фонематических процессов проводилась по следующим направлениям:- развитие звукопроизношения;- развитие фонематического слуха;- развитие фонематического восприятия.В экспериментальной группе были проведены дополнительные занятия, куда были включены дети с фонетическими и фонематическими нарушениями речи, которые сохранили слух, нормальное зрение и по состоянию здоровья и психического развития могли быть зачислены на общеобразовательную программу.Коррекционная работа по преодолению нарушений письма среди младших школьников была организована в три этапа. На подготовительном этапе проводилась работа по развитию соответствующих артикуляционных навыков, необходимых для производства звуков, слухового и зрительного внимания, а также по развитию умения анализировать и воспринимать звуковой состав слова.На основном этапе проводилась работа по развитию слухового внимания, обучению правильно называть последовательность звуков в слове, собирать слова из определенного количества звуков, определять количество слогов в словах. Дети составляли фразы, предложения и тексты. На заключительном этапе проводилась работа по закреплению полученных знаний и применению их в другой деятельности. По результатам обследования по коррекции дисграфии мы разработали долгосрочный план для каждого ученика.Для коррекции нарушения письма была использована логопедическая технология, при которой использовались следующие приемы. Работа с буквами. Дети называют букву, изображенную на карточке, в правильном положении и зеркальном отображении. Логопед акцентирует внимание детей на том, из каких элементов состоит буква и в каком положении они находятся. Дети конструируют и выкладывают буквы, используя специально изготовленные элементы букв из пластилина, счетные палочки.Например, сравнение букв «б» и «д» встречается в стилизованных рисунках белки и дятла. Буква «б» вписывается в рисунок белки, поднимающей хвост. Буква «д» вписана в рисунок дятла, сидящего на дереве с опущенным хвостом. Работая с одним слогом, дети придумывают слова, помещая этот слог в разные позиции – в начале, в середине, в конце слова; слова делятся на слоги и образуют звуковые модели.Например, ба – бабушка – ба-бу-шка – звуковая схема слова. колБАса – кол-ба-са – звуковая схема слова. При работе со словом дети анализируют звуковой слоговой рисунок, подбирают слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком (палка - балка, майка-зайка), составляют сложные слова из нескольких слов (вода и воз – водовоз, бензин и воз – бензовоз, дым и ход - дымоход).С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, данного для образования нового слова (брат-братик, платок- платочек), подберите к слову антонимы (широкий-узкий, высокий-низкий) и синонимы (друг-товарищ, ложь-неправда). Работая с сочетанием слов, учащиеся подбирают знак от подлежащего (прилагательное) к слову (стол – деревянный стол), существительное к прилагательному (заяц трусливый). Подберите глаголы к определенному слову (Что можно сделать с цветами? - посадить, полить, срезать, поставить в вазу, подарить).Дети выполняют упражнение на сравнение прилагательных с существительными рода и числа (красный арбуз – красная шляпка – красное яблоко; спелая ягода – спелые ягоды). При работе с предложением учащиеся должны составить предложение по заданной схеме.Из ряда слов или конкретных слов составьте предложение (составьте предложение из трёх слов: кот ловит мышь; составьте предложение из слов чистка, картошка, мама – мама чистит молотые яблоки).В работе с текстом необходимо выстроить в тексте последовательность, составить из предложенных предложений рассказ; по сюжетной картинке (по серии сюжетных картинок) составить рассказ и написать его. Работа по формированию орфографической зоркости была направлена на установление правил правописания: на безударную гласную в корне слова, написание жи-ши, ча-ша, чу-шу, звонких и глухих согласных парных.Игра «Умные буквы». Например, анализ правила «Безударная гласная в корне слова», орфографический анализ словосочетания «Несет меня лИса за темные лЕса». Всем детям были рекомендованы задания, направленные на коррекцию и развитие двигательной активности суставов, в работе использовались следующие упражнения:- для губ– «Улыбка», «Трубочка», «Рупор», «Заборчик». - для языка – «Лопата», «Иголочка», «Вкусное варенье», «чистим верхние зубки», «Маляр», «Дятел» Задачи по коррекции звуковых нарушений:- уточнение артикуляции [д]-[т], [б]-[п], автоматизация;- уточнение артикуляции [ц]-[с];- дифференциация звуков по глухоте-звучности. Задачи по коррекции фонематических нарушений слуха и восприятия:- различать фонемы, близкие по акустическим характеристикам;- различать фонемы, схожие по артикуляционным характеристикам;- определить количество звуков и слогов в слове;- последовательное выделение звуков в слове;- найди звук в слове;- составить слова с заданной буквой в начале, середине и конце слова.Для исправления нарушений фонематического анализа и синтеза использовались следующие задания:- выделить первую гласную слова в ударной позиции, затем в безударной позиции;- определить количество звуков в слове;- определить количество гласных и согласных в слове;- найти слова с заданным количеством звуков;– имя звучит чаще остальных повторов в слове.- вставь в слово пропущенную букву;- составить слова из данных букв;- найдите общее звучание в словах.При исправлении конкретных ошибок письма учащимся предлагались упражнения:- развитие графомоторных навыков;- половину рисунка выполнить точками, пунктирами, без дополнительной помощи;- написать элементы буквы по образцу; выполнить штриховку изображения;- регулировка регулярности повторения элементов рисунка и самостоятельное повторение;- прохождение лабиринта: проведите карандашом путь от начала лабиринта до конца, не поднимая руки.Для преодоления оптических ошибок студентам были даны следующие задания:- лепить буквы из пластилина;- расставлять буквы палочками, камнями, шерстяными нитками;- писать буквы в воздухе;- найдите и выделите эту букву среди других, близких по написанию;- написать строчную и прописную букву в строке; найдите правильно написанную букву рядом с ее зеркальным отражением.Чтобы предотвратить и исправить орфографические ошибки:- отметьте слова штрихом для перевода (кот, лиса, осень, школа);- вставьте пропущенные буквы, выберите проверочное слово; слова с безударными гласными предлагаются в корне слов со звонкими согласными в слабой позиции;- выберите слово с таким же написанием (например: мышиные уши);- напишите стихотворение или предложение о памяти.Таким образом, логопедические технологии, выбранные для преодоления коррекции письменной и устной речи у учащихся младших классов, способствуют развитию функций фонематического слуха и фонематического восприятия. Систематическое проведение логопедических занятий в обучающем эксперименте дало положительный результат по устранению дисграфических ошибок у учащихся младших классов.ЗаключениеВ заключение, нарушение письма у учащихся 2 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием является важной проблемой, требующей внимания и специализированного подхода в образовании.Исследования показывают, что ученики с фонетико-фонематическим недоразвитием испытывают трудности в различении и правильном произношении звуков, что негативно сказывается на их способности писать и читать. Это может привести к отставанию в учебе и низкой мотивации к обучению.Однако, существуют различные методы и подходы, которые могут помочь учащимся 2 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием развивать навыки письма. Индивидуальные занятия, групповая работа, дифференцированный подход, использование мультимедиа и включение родителей - все эти методы могут быть эффективными инструментами для развития фонетико-фонематических навыков учеников.Ключевым аспектом работы с учащимися 2 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием является индивидуальный подход и создание поддерживающей среды для развития навыков письма. Учителя и родители должны тесно сотрудничать, чтобы разработать индивидуальные планы и стратегии, которые соответствуют потребностям каждого ученика.Дальнейшие исследования и разработка новых методов и подходов в области обучения письму для учащихся 2 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием являются важными задачами для педагогов и специалистов в области образования. Только через постоянное совершенствование методов работы мы сможем обеспечить эффективное развитие письменных навыков учеников с фонетико-фонематическим недоразвитием и помочь им успешно интегрироваться в образовательный процесс.Список литературы1. Ворошнина, Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей. / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М. -: Издательство Юрайт, 2019. - 291 с.2. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка : учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 179 с. 3. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. / В. П. Глухов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 295 с.4. Дубынина Т. Е. Причины возникновения дисграфии у младших школьников // Современная психология и педагогика: проблемы и решения.№ 12(16). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 7–10. 5. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей./ Корнев А. Н. - СПб.: Гиппократ, 2019. - 224 с. 6. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии./ И. И. Мамайчук. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 318 с.7. Мелюханова Е. Е. Коррекция дисграфии у младших школьников // Инновационная наука. - 2018. - № 5. - С. 132–137.8. Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями./ Г. Г. Мисаренко. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 314 с. 9. Поварова, И. А. Основы логопедии: нарушения письменной речи у младших школьников ./ И. А. Поварова. - М. : Издательство Юрайт, 2019. -139 с.10. Соловьева, Л. Г. Логопедия./ Л. Г. Соловьева - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 191 с.11. Филенкова, С. А. Нарушение письменной речи у младших школьников / С. А. Филенкова. // Молодой ученый. - 2019. - № 39 (277). - С. 272-274. Электронные ресурсы12. Величенкова В,А, Ошибки фонемного распознавания в письме младших школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oshibki-fonemnogo-raspoznavaniya (дата обращения: 03.11.2023).13. Коротовских Т,В, Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-disgrafii-na (дата обращения: 03.11.2023).14. МАОУ Школа№118 г. Нижний Новгород- URL: https://школа118.рф/ (дата обращения: 03.11.2023).ПриложенияПриложение 1Таблица 1 - Результаты обследования письмаИспытуемыйПисьмо по слуху (диктант)Списывание рукописными буквами с печатногообразцаСписывание печатными буквами с рукописного образцаСамостоятельное письмо.Средний баллИра2,62.82,82,52,6Ваня1111,11Костя11,31,81,11,1Оля11,61,21,41,3Таня1.52,111,41,6Катя2,22,11,21,11,8Рита1,9111,61,5Олег11,31,211,1Аня2,22,321,21,9Лена2,62,52,41,82,3Рисунок 1 - Результаты обследования письменной речи констатирующего экспериментаПоложение 2Таблица 2 - Результаты обследования письма. СписываниеПрием обследованияИраВаняКостяОляТаняКатяРитаОлегАняЛенаСписывание рукописными буквами а) букв (прописных строчных)3111321122б) слогов3121331232б) слов3123231233в) предложений с рукописного текста3112221133г) предложений с печатного текста3112221123д) текста2111111112Средний балл2,811,31,62,12,111,32,32,52.Списываниепечатными буквами3122121233б) слогов3121111133в) слов3131111123г) предложений3111111112д) текста2111111111Средний балл2,811,81,211,211,222.4Рисунок 2 - Результаты обследования списывания в ходе констатирующего экспериментаПриложение 3Таблица 3 - Результаты обследования письма по слуху констатирующего экспериментаПрием обследованияИраВаняКостяОляТаняКатяРитаОлегАняЛена1. Записать буквы:а) строчные3111233133б) прописные3111111133в) близкие по месту образов и акустич признакам31111321232. Записать слоги: а)прямые3111122133б) обратные3111132133в) закрытые3111233133г) со стечением согласных3111233123д) слоги, в которых один и тот же согл звук входит то в мягкий, то в твердый слог2111132123е) оппозиционные слоги21112221223. Диктант слов различной структуры21112111224. Запись предложения после однократного прослушивания31212212225. Диктант2111111112Средний балл2,61111,52,21,912,22.6Рисунок 3 - Обследование письма по слуху в ходе констатирующего экспериментаПриложение 4Рисунок 4 - Типы дисграфических ошибокРисунок 5 - Виды дисграфических ошибокПриложение 4Таблица 4 Результаты исследования фонематического слуха констатирующего экспериментаДвигательная пробаИраВаняКостяОляТаняКатяРитаОлегАняЛенаСреднийОпознать фонемы31122221121,9Различать фонемы21122221221,7Повторить слоговоряд31122221221,8Выделитьзвук средислогов[с]21222122221,8Выделитьзвук средислов[ж]21122121221,6Слова со звуком [з]31122211211,6Определить наличиезвука [ш»] в названиикартинок32122211221,8Называть картиноки и определить отличия в названиях21111221121,4Определить место звука [Ч] в словах (начало, середина, конец)32121222121,8Разложить картинки в1 ряд[с], 2-[ш]32122222121,9Средний балл2.61,31,11,91,81,81,81,31.61,91,?Таблица 5 Результаты обследования фонематического восприятия экспериментальной группы констатирующего экспериментаИмяГласныеСвистящиеШипящиеСонорныеИтогоИра++++3Ваня+[ц]→[с]++2Костя+[з]→[с´][з´]→[с´]+[л]→[л´]2Оля++++3Таня[ц]→[с]+[ш]→[с]+2Катя++++3Рита+[з]→[с´]++2Олег++++3Аня++++3Лена+[з]→[с´][з´] →[с´]++2Приложение 5Приложение 6
2. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка : учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 179 с.
3. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. / В. П. Глухов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 295 с.
4. Дубынина Т. Е. Причины возникновения дисграфии у младших школьников // Современная психология и педагогика: проблемы и решения.№ 12(16). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 7–10.
5. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей./ Корнев А. Н. - СПб.: Гиппократ, 2019. - 224 с.
6. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии./ И. И. Мамайчук. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 318 с.
7. Мелюханова Е. Е. Коррекция дисграфии у младших школьников // Инновационная наука. - 2018. - № 5. - С. 132–137.
8. Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями./ Г. Г. Мисаренко. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 314 с.
9. Поварова, И. А. Основы логопедии: нарушения письменной речи у младших школьников ./ И. А. Поварова. - М. : Издательство Юрайт, 2019. -139 с.
10. Соловьева, Л. Г. Логопедия./ Л. Г. Соловьева - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 191 с.
11. Филенкова, С. А. Нарушение письменной речи у младших школьников / С. А. Филенкова. // Молодой ученый. - 2019. - № 39 (277). - С. 272-274.
Электронные ресурсы
12. Величенкова В,А, Ошибки фонемного распознавания в письме младших школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oshibki-fonemnogo-raspoznavaniya (дата обращения: 03.11.2023).
13. Коротовских Т,В, Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-disgrafii-na (дата обращения: 03.11.2023).
14. МАОУ Школа№118 г. Нижний Новгород- URL: https://школа118.рф/ (дата обращения: 03.11.2023).