Специфика древневосточной картины мира в философско-политическом измерении
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 06.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.КАРТИНА МИРА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 4
1.Конфуцианство: мораль, традиции и ритуал 4
1.2.Легизм: господство закона 8
1.3.Даосизм и моизм: религиозный культ, согласие и равенство 10
2.СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 12
2.1. «Законы Ману»: мир обычаев, преступлений и наказаний 12
2.2. Артхашастра: строгая иерархия и кастовый строй 16
Заключение 22
Список литературы 23
4-й и 8-й отделы говорят о том, как устранить препятствия на пути к укреплению и обеспечению порядка в обществе. Кроме того, в отделе представлены и такие вопросы, как наблюдение за ремесленниками и купцами, борьба с чрезвычайными ситуациями, нравственные вопросы, ведомства и способы их контроля, способы наказания, задержания, расследования, борьба с беспорядками, которые угрожают царской власти, государственной безопасности.6-й отдел рассматривает основы государственности, он повествует том, как можно усовершенствовать государственный базис, ценности мира, труда здесь также освещены. 7-й, 9-й, 10-й, 12—14-е отделы освещают вопросы, связанные с войной, внешней политикой. 11-й отдел посвящен образу действий относительно союзов, объединений.15-й отдел посвящен методике трактата и различным научным методам.Безусловно, в контексте рассматриваемой темы нам наиболее интересно то, как трактат излагает науку государственного управления. Как отмечает Каутилья, царь и те высокопоставленные лица, для которых составлялось руководство управления страной, должны были служить в равной мере 3 главным целям, или установкам в жизни человека: а именно, это законность (или религия), польза (или богатство) и любовь (или наслаждения). Если одна цель является более предпочтительной, то это приводит к нарушению единства, гармонии. Морально-нравственный облик, эмоции правителя очень важны: «Пусть он (царь) отдается любви, не нарушая закона и пользы; пусть он не будет лишен наслаждения или пусть в равной мере отдается трем целям, части которых связаны друг с другом. Ибо одно из трех, чрезмерно чтимое, вредит себе и двум другим».Тем не менее, сам Каутилья тяготеет к пользе как самой важной цели. Закон и любовь всегда с его позиции базируются на принципе пользы. Учения о государственном управлении, о хозяйстве – это важнейшие науки. Данная наука стремится к тому, чтобы сохранить приобретенное, увеличивать сохраненное, грамотно распределять ресурсы. Таким образом, царь должен стремиться к тому, чтобы увеличивать приобретенные ресурсы и богатства. Кроме того, управленческая наука предусматривает то, что ресурсы должны быть распределены между достойными людьми. Вышесказанное позволяет сказать о том, что в Древней Индии на серьезном уровне обсуждали, решали вопрос относительно научности в области государственного управления: «С наукой государственного управления связаны все мирские дела, поэтому тот, кто хочет (успеха) в мирских делах, пусть всегда будет с поднятым жезлом (наказание)… Применение жезла, основывающееся на истинном поведении, приносит живым существам благополучие. Истинное поведение бывает добыто работою над собой и природой».Описано тут и то, как следует принимать и вырабатывать важные решения: «Всякое начало дела предваряется совещанием. На совещании разбирается то, что еще не стало известным. Необходимо совещаться со старцами, преуспевающими в знании».Трактат показывает, что управленческая практика в Древней Индии базировалась на принципе плановости, планировании. В частности, в «Артхашастре» приводится система управления, в которой многие вопросы экономической, финансовой и хозяйственной жизни решаются на основе этого принципа и с использованием инструментария планирования. Планированию подвергались следующие области: распределение отраслей производства по областям и провинциям, заселение новых областей, число и состав высших и низших чиновников в государственном аппарате, получение общих доходов и расходов, расходы на содержание государственного аппарата. И наконец, важно сказать о разработке планового инструмента для управления людьми, точнее – первой в мире модели Табели о рангах.Например, показательны требования к надзирателям: «Надзиратель за торговлей должен точно знать, в какое время товары следует пускать в обращение, накапливать, закупать и продавать». Или: «Надзиратель за земледелием, сведущий в науке о сельском хозяйстве и в уходе за кустами и деревьями, должен в надлежащее время производить сбор семян всевозможных злаков, цветочных и плодовых растений, овощей, клубней, корнеплодов, льна, хлопка… На подходящей земле, вспаханной несколько раз, он должен производить посевы. Следует собирать урожай своевременно каждый раз».Плановые задания должны выполняться под постоянным и тщательным контролем: «В течение дождливого времени, осени и зимы, следует доить корову 2 раза в день, в течение же таяния снегов, весной и летом, доить следует только 1 раз. Тот, кто доит в это время 2 раза, наказывается тем, что ему отрубают большой палец. Тот, кто пропускает время дойки, наказывается тем, что лишается дневной платы за труд, как штраф».Трактат отличается подробным описанием того, как должны действовать царь, министры, советники, послы, градоначальники, главные военачальники, сборщики податей. Особо регламентированы требования к армии надзирателей, их разделение осуществлялось согласно функциям управления. По сути, «Артхашастра» дает все элементы грамотной работы с кадрами. Регламентированы личные и деловые качества министров, советников, послов, жрецов. Приведем следующие пример: «Местный житель, развитый, легко руководимый, искусный в ремеслах, прозорливый, умный, с хорошей памятью, ловкий, красноречивый, самоуверенный, искусный в ответах, одаренный предприимчивостью и храбростью, выносливый, честный, преданный, доброжелательный, сильный, здоровый, стойкий, но не упрямый и не легкомысленный, с приятным обращением, не ссорящийся – это совершенный министр. Лишенные четверти и половины этих достоинств – это средний и плохой министры».А вот послы должны не только передавать царские послания, но и искусно вести дела. Домашний жрец – это очень ответственный сотрудник. Он должен иметь высокую нравственность, изучать веды, науки, уметь расшифровывать предзнаменования, знать заклинания и т.п.Трактат содержит ценные рекомендации по тому, как оценивать кандидатов на министерские должности, агентуру: «Их родину и способность к руководству пусть царь выяснит через доверенных людей; их искусство в ремесле и остроту в научном знании – от людей с одной с ними специальности; пусть выяснит красноречие, самоуверенность, искусство в ответах, в разговоре, из общения – честность, доброту, устойчивость в преданности; от сожителей пусть выяснит добродетель, силу, здоровье, стойкость, отсутствие упрямства и легкомыслие; лично – приветливость и неспособность вызывать ссоры; пусть выяснит ум, память, ловкость по приступу к работе; в бедствии пусть выяснит предприимчивость, храбрость, выносливость».Соответственно, трактат описывает и то, как подбирать, как расставлять министров. Как указывает трактат, можно использовать хитрости, чтобы испытывать министров. К примеру, если человек чист по хитрости закона, то его следует назначить на дела, связанные с уголовными вопросами и судебными и т.п. Одно из важнейших достижений Каутильи в области развития всемирной управленческой мысли – это Табель о рангах государственных служащих, приведенная в «Артхашастре». ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Политические идеи являлись отражением той картины мира, которая сложилась на Древнем Востоке. В частности, эти представления Древнего Китая развивались в конфуцианстве, легизме, моизме, даосизме. В конфуцианстве развивался культ рационального мышления, общественного устройства на базе рационализма. Гуманность в конфуцианстве не имеет связи с такими аспектами, как социальная иерархия, государственное устройство, она сохраняет относительную независимость от положения в обществе. Согласно позиции Конфуция, каждому человеку надлежит заниматься исполнением собственного долга согласно социальному положению в обществе. В учении Конфуция особенно значима роль правителя. Конфуций считал, что император является отцом, который должен заботиться о своих подданных. В даосизме имеет значение понятие Дао - символ Неба, закон бытия, также Дао можно обозначить как универсальное единство мира и божественный Абсолют. Даосизм базируется на философии «недеяния». Эта философия касается и сферы государственного политического управления. А именно, государство не должно вмешиваться в социальную, экономическую жизнь. Многие важнейшие юридические понятия были подробно разработаны легистами, которые считали, что управление государством должно быть жестким и централизованным. В моизме проводится идея о том, что к государственным должностям следует допускать только достойных политиков. Политическая мысль Древней Индии является отражением господства деспотизма, религиозных и общинных традиций. В частности, здесь существовал достаточно развитый административный аппарат, практиковалась неограниченная власть правителя, а власть обожествлялась. Основой государственного и общественного строя выступали традиции, наследственность и преемственность государственной власти.Список литературыАртхашастра. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt04.htmБородинова В.В. Политико-правовая мысль Древнего Китая. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35146316Васильев Л.С. Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.). – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/337714Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2001./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/Вигасин А. А. Учение об управлении и государственных доходах в «Артхашастре» // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 83—93Ерышев А. А. и др. Логика: Курс лекций / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич, Е. Ф. Сластенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2000.// http://pravouch.com/page/logikakl/ist/ist-18--idz-ax300--nf-70.htmlЗаконы Ману.// http://sanatanadharma.udm.net/text/manu.txtИстория политических и правовых учений: Учебник.//Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997.// http://grachev62.narod.ru/leist/chapt02.htm Конфуций. Суждения и беседы.// http://bookz.ru/authors/konfucii/sujdenia_401/1-sujdenia_401.htmlЛелюхин Д. Н. Концепция идеального царства в «Артхашастре» Каутильи // Государство в истории общества: (к проблеме критериев государственности). М., 1998; Лелюхин Д. Н. Государство и администрация в «Артхашастре» Каутильи // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.Маршев В.И. История управленческой мысли. – Режим доступа: https://staff.wikireading.ru/68361Хайтянь Г. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореф. дисс. канд. полит.наук. – Владивосток, 2011. Шан Ян. Книга правителя области Шан. – Режим доступа: https://drevlit.ru/docs/kitay/I/San_Jan/vved1.php
1. Артхашастра. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt04.htm
2. Бородинова В.В. Политико-правовая мысль Древнего Китая. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35146316
3. Васильев Л.С. Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.). – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/337714
4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2001./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
5. Вигасин А. А. Учение об управлении и государственных доходах в «Артхашастре» // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 83—93
6. Ерышев А. А. и др. Логика: Курс лекций / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич, Е. Ф. Сластенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2000.// http://pravouch.com/page/logikakl/ist/ist-18--idz-ax300--nf-70.html
7. Законы Ману.// http://sanatanadharma.udm.net/text/manu.txt
8. История политических и правовых учений: Учебник.//Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997.// http://grachev62.narod.ru/leist/chapt02.htm
9. Конфуций. Суждения и беседы.// http://bookz.ru/authors/konfucii/sujdenia_401/1-sujdenia_401.html
10. Лелюхин Д. Н. Концепция идеального царства в «Артхашастре» Каутильи // Государство в истории общества: (к проблеме критериев государственности). М., 1998;
11. Лелюхин Д. Н. Государство и администрация в «Артхашастре» Каутильи // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.
12. Маршев В.И. История управленческой мысли. – Режим доступа: https://staff.wikireading.ru/68361
13. Хайтянь Г. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореф. дисс. канд. полит. наук. – Владивосток, 2011.
14. Шан Ян. Книга правителя области Шан. – Режим доступа: https://drevlit.ru/docs/kitay/I/San_Jan/vved1.php