Валютный контроль экспортно-импортных операций в коммерческом банке и пути его совершенствования
Заказать уникальную дипломную работу- 101 101 страница
- 40 + 40 источников
- Добавлена 12.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. Методические основы организации и осуществления валютного контроля экспортно-импортных операций в рыночной экономике 13
1.1. Экономическое содержание, формы организации и задачи валютного контроля в рыночной экономике 13
1.2. Модели и роль валютного контроля экспортно-импортных операций в коммерческом банке 28
1.3. Зарубежная практика применения различных форм валютного контроля в деятельности кредитно-финансовых учреждений 45
Глава 2. Валютный контроль в ПАО ВТБ 52
2.1. Характеристика и организация валютного контроля в ПАО ВТБ 52
2.2. Основные методы и процессы валютного контроля экспортно-импортных операций в ПАО ВТБ 60
2.3. Анализ существующих проблем и ограничений валютного контроля в ПАО ВТБ 66
ГЛАВА 3. Организационные основы и этапы формирования системы валютного контроля в отечественной банковской системе 73
Заключение 91
Библиографический список 96
Это может помочь улучшить качество валютного контроля и снизить риск нарушений законодательства.5. Недостаточное взаимодействие с другими участниками рынка. Еще одной проблемой валютного контроля может быть недостаточное взаимодействие с другими участниками рынка, такими как другие банки и регуляторы. Это может затруднить обмен информацией и совместную работу по выявлению и предотвращению нарушений законодательства.Недостаточное взаимодействие с другими участниками рынка может быть одной из проблем валютного контроля в ПАО ВТБ. Эта проблема может возникнуть, если банк не поддерживает эффективное взаимодействие с другими участниками рынка, такими как другие банки, клиенты и регуляторы. Это может привести к недостаточной эффективности валютного контроля и увеличению риска нарушений законодательства.Недостаточное взаимодействие с другими участниками рынка может привести к следующим проблемам в валютном контроле:– недостаточное понимание требований законодательства. Если банк не поддерживает эффективное взаимодействие с регуляторами, то это может привести к недостаточному пониманию требований законодательства и увеличению риска нарушений;–недостаточная эффективность мониторинга. Если банк не поддерживает эффективное взаимодействие с другими банками и клиентами, то это может привести к недостаточной эффективности мониторинга операций и увеличению риска нарушений законодательства;– недостаточная эффективность санкционного контроля. Если банк не поддерживает эффективное взаимодействие с другими участниками рынка и регуляторами, то это может привести к недостаточной эффективности санкционного контроля и увеличению риска нарушений законодательства.Для решения проблемы недостаточного взаимодействия с другими участниками рынка могут быть приняты следующие меры:– развитие партнерских отношений с другими банками и клиентами. Это может помочь улучшить эффективность мониторинга операций и снизить риск нарушений законодательства;– развитие диалога с регуляторами. Это может помочь улучшить понимание требований законодательства и снизить риск нарушений;– улучшение системы санкционного контроля. Это может помочь улучшить эффективность санкционного контроля и снизить риск нарушений законодательства;– внедрение новых технологий и инструментов для мониторинга и анализа операций. Это может помочь улучшить эффективность валютного контроля и снизить риск нарушений законодательства.В целом, анализ существующих проблем и ограничений валютного контроля может помочь банку улучшить свои процессы валютного контроля, повысить эффективность и снизить риск нарушений законодательства.ГЛАВА 3. Организационные основы и этапы формирования системы валютного контроля в отечественной банковской системеВалютный контроль, как и любая другая контрольная деятельность государства, в исторической ретроспективе всегда зависит от состояния основного правового института, исполнение норм в котором и контролируется. В этой связи и состояние валютного контроля в России целиком зависело от того, как в принципе была утроена валютная политика и валютное регулирование в государстве в тот или иной период времени.Большинство ученых, занимающихся историко-правовыми исследованиями валютного регулирования и контроля, в основном подразделяют его историю на два противопоставляемых периода – советский и постсоветский. Такой подход представляется неверным, поскольку в данном случае упускается достаточно большой дореволюционный период времени.Указанный период, впрочем, характеризуется достаточно низким уровнем правовой культуры и проработанности законодательства в области организации валютного контроля. В частности, Д.М. Столповский подразделяет досоветсткий период развития института валютного регулирования и контроля на два подпериода – с IX по XVII век и с XVII по начало XX века. В первом подпериоде, как замечает исследователь, практически полностью отсутствуют указания на какие-либо попытки государства вести валютную политику (кроме самого установления национальной валюты). Несмотря на то, что уже тогда существовали письменные кодификации законодательства, валютное регулирование, как и валютный контроль, не находили в них отражения. Представляется, что такое поведение государства обусловлено отсутствием потребности в установлении специальных правил обращения национальной и зарубежной валюты и контроля за их соблюдением ввиду низкой внешнеторговой активности. По мере роста такой потребности появились и соответствующие правила, с чем связано выделение второго подпериода, в рамках которого исследователи в основном обращают внимание на Новоторговый устав 1667 года. В нем впервые было зафиксированного правило об обязательном обмене иностранной валюты на российскую при въезде иностранцев на территорию страны. «Контроль» в данном случае выражался в обыске людей и принудительном обмене денег. Поскольку на тот момент времени в валютно-денежной политике большинства стран мира существовал золотой стандарт – привязка денег к золоту (в данном случае – чеканка денег из золота и серебра), ограничения на ввоз и вывоз денег в основном имели целью ограничить отток именно этих металлом. С этим связано обратное правило – запрет на вывоз золотых и серебряных денег из страны, которое было закреплено в именном Указе Екатерины I в 1727 г. Мера контроля (проверка иностранцев на выезде из страны) осталась неизменной.Советский период ознаменовался полномасштабной борьбой за изъятие валютных ценностей из оборота. Как отмечает Н.И. Артемов, данный этап начался с принятия Декрета ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей» 1922 г.Далее последовал целый ряд нормативных актов, вводящих крайне жесткие валютные ограничения. Валютный контроль в условиях такой валютной монополии, как и раньше, сводился лишь к проверке граждан на предмет соблюдения запретов на практически любые валютные операции.По-настоящему новый этап в развитии института валютного контроля начался с принятия ряда нормативных актов, направленных на либерализацию валютного режима государства. Итогом этих трансформаций стало принятие единого документа, который на настоящий момент времени является основным в вопросах организации валютного контроля – Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В отношении современного состояния правового регулирования валютного контроля необходимо заметить влияние международного фактора, а именно учет требований международных организаций. Прежде всего, речь идет о Международном валютном фонде (далее – МВФ) и Организации международного сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Положения Статей соглашения МВФ и Кодекса либерализации движения капиталов ОЭСР хоть и не содержат никаких прямых указаний на организацию валютного контроля в государствах-членах, но устанавливают общие обязательства государств в части создания условий свободного внешнеэкономического взаимодействия и отмене ограничений на производство платежей по внешнеторговым контрактам. Представляется логичным утверждать, что речь здесь идет, в том числе, и об осуществлении валютного контроля, а именно об обязательстве создать такую систему валютного контроля, которая не создавала бы излишних препятствий для осуществления внешнеторговых сделок.В связи с переходом к диспозитивному подходу в вопросах обращения иностранной валюты валютный контроль обрел по-настоящему важное значение для государства. Это объясняется тем, что, несмотря на появление большей свободы у граждан и организаций в отношении использования иностранной валюты в международной торговле, у государства, с одной стороны, остались те же цели, что и раньше – поддержание экономической стабильности и противодействие оттоку капитала, с другой – появились новые, такие как поддержание национальной валюты, которая вышла на один рынок с другими. Достижение этих целей заметно усложнилось ввиду предоставления указанных свобод, поэтому валютный контроль за соблюдением существующих ограничений стал единственным способом государства выполнять свои задачи в данной сфере.Указанные особенности отразились в принципах валютного контроля. Они закреплены в ст. 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»:1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.Как видно, акцент в них сделан на крайне осторожный подход государства как в установлении самих валютных ограничений, так и во введении контрольных мер. Приоритет экономических мер в валютной политике государства декларирует, что, если достижение той иной конкретной цели государства возможно без введения дополнительных мер валютного контроля, то есть посредством не правовых, а экономических механизмов, то предпочтение должно быть отдано именно им. Этот же принцип обозначил отказ от валютной монополии государства и переход к более либеральному подходу к валютному регулированию и контролю. Практически то же самое означает и принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции граждан и организаций.Действительно, как отмечает группа авторов во главе с Е.Ю. Грачевой, «валютный контроль, оказывающий весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, должен отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью, взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере могут, как показывает мировой опыт, привести к негативным последствиям». Применительно ко внешней торговле чрезмерно жесткие условия проведения контроля могут привести к спаду внешнеэкономической активности, в то время как неоправданное снижение уровня контроля – к распространению недобросовестных практик. Последняя ситуация была наглядно продемонстрирована в 1990-е годы. На сегодняшний день фактическая форма осуществления валютного контроля за внешнеторговой деятельностью сводится к проверке документов уполномоченными органами и агентами, в данном случае – по внешнеторговым контрактам. Это касается как проведения проверок соблюдения валютного законодательства, так и предоставлением документов при исполнении самого контракта. Причем использование специально установленных форм учета и отчетности по валютным операциям, которое установлено законом, по мнению Р.Э. Канцерова, является специальным процессуально-правовым валютным ограничением для субъектов внешнеторговой деятельности. Такой узкий круг действий субъектов валютного контроля отличает его от других видов государственного контроля, которые могут включать в себя другие виды мероприятий, такие как допросы свидетелей, осмотры и некоторые другие. При этом важность валютного контроля и цели, которые им достигаются, обуславливают сравнительно строгие правила предоставления этих документов и гораздо более высокие санкции в случае их нарушения. Этим объясняется, к примеру, огромная разница между санкциями за непредоставление документов в ходе налоговой проверки и при осуществлении валютного контроля.Как уже указывалось, изменение курса государства в части проведения валютной политики повлияло и на валютный контроль, который многими учеными называется «либеральным». Однако в данном случае необходимо учитывать, что осуществление валютного контроля, во-первых, напрямую связано с поведением субъектов внешнеторговой деятельности, во-вторых, во многом транслирует общую политику государства в отношении защиты национальной валюты и противодействию оттока капитала. Это выражается в том, что государство в разные периоды времени то ужесточает, то, наоборот, смягчает требования к субъектам внешнеторговой деятельности по поводу осуществления валютного контроля. К первой группе относится, в частности, постепенное увеличение сроков предоставления документов по внешнеторговой сделке, а также увеличение предельной цены сделок, валютные операции по которым подлежат контролю. Это означает, что у участников внешней торговли появляется больше времени для подготовки документации, а также из-под системы выпадает большее количество относительно мелких сделок, для исполнения которых сокращаются издержки в части их проведения через систему валютного контроля. Увеличение требований, в свою очередь, может быть проиллюстрировано введением более конкретных положений относительно срока оплаты и исполнения обязательств по международному контракту – если раньше для разрешения проведения сделки достаточно было указать максимально возможный ожидаемый срок оплаты или исполнения, то теперь в договоре должны быть указаны конкретные даты. Таким образом, орган валютного контроля сузил возможный круг организации договорных отношений с иностранным поставщиком (покупателем). Кроме того, блокирование валютной операции теперь может быть связано не только с данной конкретной сделкой, но и с любым другим нарушением валютного законодательства, которые выявил уполномоченный банк. Подобные изменения явным образом показывают ужесточение мер валютного контроля и ухудшают положение субъектов внешней торговли.Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что валютный контроль за внешней торговлей был и остается важным инструментом государства в проведении валютной политики и защите собственных экономических интересов. Без данного правового института невозможно реальное регулирование движения капитала и противодействие недобросовестному поведению российских импортеров и экспортеров. Именно валютный контроль является связующим звеном между валютным регулированием, вводящим правила поведения субъектов при осуществлении валютных операций, и ответственностью за нарушение валютного законодательства. При этом валютный контроль, как и валютное регулирование в целом, в значительной степени подвержено влиянию экономической обстановки в стране и постоянно изменятся. С одной стороны, наблюдается последовательная либерализация норм, регулирующих осуществление валютного контроля, с другой – некоторые правила становятся жестче с учетом реальных экономических и фактических обстоятельств. В отличие от органов валютного контроля, агенты не являются органами государственной власти и, соответственно, не имеют права привлекать к ответственности. Агентами валютного контроля признаются«финансовые организации, подотчетные органам валютного контроля, которые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования реализуют контроль за проводимыми в Российской Федерации валютными операциями и осуществляют проверки таких операций». Как следствие, агенты валютного контроля не вправе привлекать нарушителей валютного законодательства к ответственности, они осуществляют вспомогательную функцию контроля, через них проходят валютные операции, всю информацию о которых они обязаны передавать органам валютного контроля. При этом было бы неверным утверждать, что агенты валютного контроля существуют только для аккумулирования информации по валютным операциям. Являясь первым звеном в механизме валютного контроля, они вправе отказывать субъектам внешней торговли в совершении сделок в случаях, когда такие сделки, по причинам, установленным законом или актом Банка России, являются незаконными или иным образом противоречат валютной политике Российской Федерации. Данная ситуация, когда частным лицам дается право (одновременно являясь и обязанностью) на отказ в совершении сделок, то есть делегируется часть государственной власти, во многом является уникальной и выделяет валютный контроль среди других видов государственного контроля. В соответствии с законом агенты валютного контроля в большинстве случаев представлены уполномоченными банками, через которые проводятся валютные операции, в том числе расчеты по международным торговым сделкам. Кроме того, к агентам также относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация «ВЭБ.РФ» в специально установленных случаях.Стоит упомянуть, что до недавнего времени фактическое распределение тех или иных лиц к органам и агентам валютного контроля не отвечал данной классификации. До 2016 года в Российской Федерации существовал специальный орган, созданный для осуществления валютного контроля – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор), в то время как налоговые и таможенные органы, несмотря на то, что это государственные органы власти, выполняли функции агентов валютного контроля. Как отмечает С.В. Мирошник, «в системе валютного контроля Росфиннадзор был лишним, дублирующим элементом. Кроме того, оставалось непонятным, какие, например, валютные операции могли проходить с участием налоговых органов, а ведь ФНС России и ее территориальные органы обязаны были сообщать органу валютного контроля не просто информацию, а информацию о валютных операциях, проводимых с их участием». Соответственно, на данный момент Росфиннадзор упразднили, а его полномочия по осуществлению валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе России и Федеральной таможенной службе России. Кроме того, специальным органом валютного контроля для кредитных организаций является Центральный банк Российской Федерации.Субъектный состав валютного контроля позволяет в целом определить формы его осуществления. Впервые понятие формы валютного контроля ввел И.В. Хаменушко, предлагая понимать под ним «способ объединения соответствующих органов и учреждений для целей валютного контроля». Иными словами, формой валютного контроля является особый способ взаимодействия контролирующих органов, посредством которого осуществляются конкретные контрольные мероприятия в области обращения валютных ценностей.Исследователями выделяются две основные формы валютного контроля – общая и специальная. Общей формой валютного контроля признается координирующая и направляющая деятельность Правительства Российской Федерации, которая была особенно заметна в начальный период либерализации валютного регулирования и контроля. На данный момент она сводится лишь к организации обмена информацией между органами и агентами валютного контроля. Специальная форма валютного контроля «осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений органами и агентами валютного контроля в соответствии с их компетенцией». Здесь имеется в виду конкретная деятельность органов и агентов валютного контроля, направленная на контроль конкретных валютных операций. Для целей настоящего исследования именно специальная форма валютного контроля является центральным объектом изучения.Таким образом, при осуществлении внешнеторговой деятельности, а именно при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов, валютный контроль «в моменте» осуществляется уполномоченными банками, на которых открыты специальные валютные счета для перечислений денежных средств в иностранной валюте, в то время как в случае неисполнения требований закона (например, за непредставление в срок подтверждающих документов) проверка и привлечение ответственности будет осуществляться налоговым или таможенным органом как органом валютного контроля.В связи с переходом к диспозитивному подходу в вопросах обращения иностранной валюты валютный контроль обрел по-настоящему важное значение для государства. Это объясняется тем, что, несмотря на появление большей свободы у граждан и организаций в отношении использования иностранной валюты в международной торговле, у государства, с одной стороны, остались те же цели, что и раньше – поддержание экономической стабильности и противодействие оттоку капитала, с другой – появились новые, такие как поддержание национальной валюты, которая вышла на один рынок с другими. Достижение этих целей заметно усложнилось ввиду предоставления указанных свобод, поэтому валютный контроль за соблюдением существующих ограничений стал единственным способом государства выполнять свои задачи в данной сфере.Исследование валютного контроля не может обойтись без изучения его субъектного состава, который в последнее время подвергается достаточно значительным изменениям, причем и со стороны контролирующих субъектов, и со стороны подконтрольных.Подконтрольные субъекты валютного контроля именуются валютными резидентами и нерезидентами соответственно. Резидентами до недавнего времени назывались российские граждане, за исключением граждан, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее года по основаниям, поименованным в законе. На сегодняшний день факт проживания на территории Российской Федерации не учитывается, и все российские граждане в любом случае признаются валютными резидентами. Кроме того, валютными резидентами являются иностранные граждане, постоянно проживающие в России и имеющие вид на жительство, российские юридические лица, их зарубежные филиалы и представительства, а также Российская Федерация, ее органы и все виды представительств в других государствах и международных организациях. В случае внешнеторговой деятельности, соответственно, резидентами в основном признаются российские импортеры и экспортеры товаров, а также покупатели и продавцы исключительных прав на интеллектуальную собственность и получатели или исполнители услуг.С контролирующими субъектами ситуация заметно сложнее.В целом все они делятся на три группы – Правительство Российской Федерации, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом Правительство Российской Федерации выполняет координирующую функцию в системе валютного контроля и напрямую не занимается контролем валютных операций. Что касается органов и агентов валютного контроля, то на законодательном уровне они определяются через перечисление конкретных лиц, при этом признаки каждой группы и разграничение их статуса остаются не раскрытыми. Тем не менее, выделение признаков органов и агентов валютного контроля, которые разграничили бы их статус, необходимо для понимания механизма работы валютного контроля. Относительно органов валютного контроля представляется правильной точка зрения О.В. Царевой, которая определяет их как«государственные органы, которые в соответствии с законами Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и которым предоставлено право привлечения к ответственности его нарушителей». В данном определении сделан акцент на основных отличиях от агентов валютного контроля – это всегда органы публичной власти, которые имеют право привлекать нарушителей валютного законодательства к ответственности.В отличие от органов валютного контроля, агенты не являются органами государственной власти и, соответственно, не имеют права привлекать к ответственности. Агентами валютного контроля признаются«финансовые организации, подотчетные органам валютного контроля, которые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования реализуют контроль за проводимыми в Российской Федерации валютными операциями и осуществляют проверки таких операций». Как следствие, агенты валютного контроля не вправе привлекать нарушителей валютного законодательства к ответственности, они осуществляют вспомогательную функцию контроля, через них проходят валютные операции, всю информацию о которых они обязаны передавать органам валютного контроля. При этом было бы неверным утверждать, что агенты валютного контроля существуют только для аккумулирования информации по валютным операциям. Являясь первым звеном в механизме валютного контроля, они вправе отказывать субъектам внешней торговли в совершении сделок в случаях, когда такие сделки, по причинам, установленным законом или актом Банка России, являются незаконными или иным образом противоречат валютной политике Российской Федерации. Данная ситуация, когда частным лицам дается право (одновременно являясь и обязанностью) на отказ в совершении сделок, то есть делегируется часть государственной власти, во многом является уникальной и выделяет валютный контроль среди других видов государственного контроля. В соответствии с законом агенты валютного контроля в большинстве случаев представлены уполномоченными банками, через которые проводятся валютные операции, в том числе расчеты по международным торговым сделкам. Кроме того, к агентам также относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация «ВЭБ.РФ» в специально установленных случаях.Стоит упомянуть, что до недавнего времени фактическое распределение тех или иных лиц к органам и агентам валютного контроля не отвечал данной классификации. До 2016 года в Российской Федерации существовал специальный орган, созданный для осуществления валютного контроля – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор), в то время как налоговые и таможенные органы, несмотря на то, что это государственные органы власти, выполняли функции агентов валютного контроля. Как отмечает С.В. Мирошник, «в системе валютного контроля Росфиннадзор был лишним, дублирующим элементом. Кроме того, оставалось непонятным, какие, например, валютные операции могли проходить с участием налоговых органов, а ведь ФНС России и ее территориальные органы обязаны были сообщать органу валютного контроля не просто информацию, а информацию о валютных операциях, проводимых с их участием». Соответственно, на данный момент Росфиннадзор упразднили, а его полномочия по осуществлению валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе России и Федеральной таможенной службе России. Кроме того, специальным органом валютного контроля для кредитных организаций является Центральный банк Российской Федерации.Субъектный состав валютного контроля позволяет в целом определить формы его осуществления. Впервые понятие формы валютного контроля ввел И.В. Хаменушко, предлагая понимать под ним «способ объединения соответствующих органов и учреждений для целей валютного контроля». Иными словами, формой валютного контроля является особый способ взаимодействия контролирующих органов, посредством которого осуществляются конкретные контрольные мероприятия в области обращения валютных ценностей.Исследователями выделяются две основные формы валютного контроля – общая и специальная. Общей формой валютного контроля признается координирующая и направляющая деятельность Правительства Российской Федерации, которая была особенно заметна в начальный период либерализации валютного регулирования и контроля. На данный момент она сводится лишь к организации обмена информацией между органами и агентами валютного контроля. Специальная форма валютного контроля «осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений органами и агентами валютного контроля в соответствии с их компетенцией». Здесь имеется в виду конкретная деятельность органов и агентов валютного контроля, направленная на контроль конкретных валютных операций. Для целей настоящего исследования именно специальная форма валютного контроля является центральным объектом изучения.Таким образом, при осуществлении внешнеторговой деятельности, а именно при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов, валютный контроль «в моменте» осуществляется уполномоченными банками, на которых открыты специальные валютные счета для перечислений денежных средств в иностранной валюте, в то время как в случае неисполнения требований закона (например, за непредставление в срок подтверждающих документов) проверка и привлечение ответственности будет осуществляться налоговым или таможенным органом как органом валютного контроля.Касательно мер, которые устанавливаются в рамках международного сотрудничества по поводу организации валютного контроля, можно заключить, что их можно условно разделить на две группы. В первую группу входят обязательства о сотрудничестве органов валютного контроля. На практике это реализуется посредством налаживания обмена информации между органами валютного контроля относительно объема валютных операций между валютными резидентами этих государств, а также нарушений валютного законодательства при их проведении. Со стороны Российской Федерации это выражается, в том числе, в положениях типового Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительствами иностранных государств о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля, которым и предусмотрены такие обязательства.Примером реализации введения данной группы мер может послужить соответствующее Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики. В нем данные меры выражаются в следующем:устанавливаются обязательства в обмене правовой информацией, то есть государства обязуются информировать друг друга о состоянии своего национального законодательства о валютном контроле (какие меры валютного контроля предусмотрены, кем они проводятся, какая ответственность установлена за нарушение валютного законодательства и т.д.);декларируется сотрудничество соответствующих органов в сфере выявления нарушений валютного законодательства;организуется проведение совместных исследований по проблемам организации валютного контроля;устанавливаются обязательства по подготовке и созданию кадровых и информационных ресурсов для организации валютного контроля в отношении Российской Федерации и Азербайджанской Республики.Кроме того, Соглашением решаются вопросы реализации указанных обязательств. Как представляется, главные положения данного Соглашения (а также подобных ему), а именно организация обмена информацией, которая осуществляется не автоматически, а по конкретным запросам уполномоченных органов, в данном виде не могут способствовать действенному сотрудничеству в области валютного контроля. К тому же, в открытых источниках не содержится данных о реальном направлении таких запросов, что также говорит скорее о декларативном и формальном характере такого сотрудничества.Вторая группа мер, реализуемых в рамках специальных режимов валютного контроля, заключается в предоставлении резидентам стран-участников такого режима определенных преференций, то есть смягчении валютных ограничений и, соответственно, снижении количества обязанностей, касающихся проведения валютного контроля за операциями, проводимыми между ними. Данная группа мер уже непосредственно затрагивает участников внешнеэкономической деятельности, в том числе, международной торговли. Представляется, что такие меры являются переходными и по своей сути направлены на полную отмену валютных ограничений и контроля в государствах, которые на данном этапе своего развития могут позволить себе их полную либо частичную отмену только в отношении некоторых государств. Примером введения таких мер является ЕАЭС.Исходя из опыта других государств в сфере валютного регулирования и обозначенных в настоящей работе проблем, можно предложить следующие пути развития в сфере валютного регулирования и контроля. Гармонизация и унификация мер валютного регулирования во всех банках РФВо-первых, меры валютного регулирования должны быть гармонизированы и унифицированы во всех банках РФ. С этой целью банки должны подписать и приступить к реализации Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации. В идеале порядок совершения валютных операций, требования о репатриации и иные требования в рамках валютного законодательства (при их наличии) должны для всех российских банков быть идентичными.Постепенная либерализация валютного регулирования до полного снятия всех валютных ограничений Установив цель построения экономического союза, в рамках которого будет «обеспечиваться свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики», банки России должны ориентироваться на опыт развитых стран, в том числе, опыт развития Европейского союза.Следовательно, по мнению автора настоящей работы, должны быть поставлены цели и должна осуществлять работы по постепенному отказу от мер валютного регулирования.В первую очередь, валютные ограничения должны быть отменены в отношениях между резидентами государства. Шагом к либерализации мер валютного регулирования также может стать принятие Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации, по которому будет проведена отмена основных валютных ограничений в отношении торговых операций, операций, связанных с приобретением недвижимости и участии в уставном капитале организаций. Постепенно должна быть отменена обязанность резидентов обеспечивать получение на свои счета в банках денежных средств за переданные товары /оказанные услуги, и возврат денежных средств за не ввезенные товары / не оказанные услуги. Представляется, что первым шагом к такой отмене и либерализации регулирования в этой части может быть отмена привязки получения денежных средств на счета в банке (уполномоченной организации) конкретногобанка.Обязанность направления уведомлений об открытии счетов в иностранных банка и иные обязанности в связи с наличием таких счетов и совершением операций по ним могут быть отменены полностью в случае в случае введения автоматического обмена информацией о счетах резидентов.В целом, исходя из реальных целей сохранения мер валютного регулирования в настоящее время (как было предположено автором настоящей работы) меры валютного регулирования должны быть постепенно исключены с дополнением мер налогового контроля и контроля в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Иными словами, вместо, например, обязанности репатриации, которая, вероятно, сейчас служит средством против вывода денежных средств по нереальным сделкам или сделкам серого импорта, компетентными органами мог бы проводиться контроль с выявлением таких сделок. Тогда как неполучение оплаты за реально поставленные товары оставалось бы коммерческим риском добросовестных лиц и не влекло бы нарушения публичных обязанностей.Смягчение и постепенное исключение мер ответственности за совершение валютных нарушенийЛиберализация должна быть произведена в сфере административного и уголовного законодательств с отменой или значительным смягчением мер ответственности за нарушение валютного законодательства. Меры ответственности должны быть пропорциональными нарушенным интересам государства, случаи привлечения к ответственности за нарушения, наступление которых не подконтрольно воле лица, не должно допускаться. Унификация валютного контроля во банках с постепенной заменой такого контроля на контроль в сфере налогового и «антиотмывочного» законодательстваПроцедуры валютного контроля должны быть унифицированы. Так может быть принят единый регламент работы органов валютного контроля, в котором установлены единые порядок, формы и сроки регистрации резидентами государств-членов внешнеторговых договоров, уведомления о зарубежных счетах и т.п. В продолжение предложения о переосмыслении мер валютного регулирования исходя из действительно преследуемых государствами целей, требуется перенаправление методов валютного контроля на налоговый контроль и контроль в сфере противодействия легализации преступных доходов. Например, могут быть усовершенствованы критерии вывода капитала за пределы государства с использованием внешнеторговых сделок. Для этого необходима согласованная работа таможенных органов, налоговых органов и Центрального банка.ЗаключениеПо итогу проведения настоящего исследования, на основании нормативных актов РФ и внутренней документации ПАО ВТБ в области организации валютного контроля, доктринальных источников и мнений авторитетных ученых-правоведов, а также обзорного исследования международного опыта регулирования валютного контроля и сотрудничества государств в данной сфере можно прийти к следующим выводам.Во-первых, валютный контроль был и остается важной частью контрольной деятельности банков. Он является неотъемлемой частью валютного регулирования и представляется, что на данном этапе своего развития Российская Федерация не способна отказаться от такого правового института вследствие необходимости защиты национальной экономики и национальной валюты в частности.Во-вторых, на сегодняшний день, по мнению многих ученых, существует проблема в терминологическом аппарате законодательства о валютном контроле. Речь идет о смешении в понятии «валютный контроль» мероприятий, присущих как валютному контролю, так и валютному надзору. Представляется необходимым более четко определить, какие мероприятия относятся именно к валютному контролю, а для каких следует выделить новую для России категорию валютного надзора. Это поможет более четко достигать цели, которые преследуют эти два правовых института.Валютный контроль в коммерческом банке является важным элементом работы банка и направлен на обеспечение соблюдения требований законодательства в области валютного регулирования и борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Ниже приведены основные характеристики валютного контроля в коммерческом банке.1. Полное соблюдение требований законодательства. Банк должен строго соблюдать законодательство Российской Федерации в области валютного регулирования и борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. (Требования Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №115 – ФЗ). 2. Использование современных технологий. Банк должен использовать современные технологии и инструменты для мониторинга и анализа операций, в том числе автоматизированные системы, что позволяет банку быстро выявлять и предотвращать возможные нарушения.3. Развитая система санкционного контроля. В банке должна функционировать развитая система санкционного контроля, которая позволяет своевременно выявлять и блокировать операции, нарушающие санкционные режимы.4. Эффективный мониторинг клиентов. В банках ведется эффективный мониторинг клиентов, что позволяет банку быстро выявлять подозрительные операции и принимать необходимые меры.5. Регулярное обучение персонала. Персонал должен регулярно проходить обучение в области валютного контроля и санкционного регулирования, что позволяет банку поддерживать высокий уровень компетенции и эффективно выполнять свои функции.6. Прозрачность деятельности. Банк должен придерживаться принципов прозрачности в своей деятельности и регулярно информировать регуляторов и общественность о своей работе в области валютного контроля.Таким образом, валютный контроль в коммерческом банке является эффективной системой, которая позволяет банку обеспечивать соблюдение требований законодательства в области валютного регулирования и борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.Организация валютного контроля в банке включает в себя ряд мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований законодательства в области валютного регулирования и борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Рассмотрим основные этапы организации валютного контроля.1. Установление политики валютного контроля. Банк разрабатывает свою политику валютного контроля, которая определяет основные принципы работы банка в области валютного регулирования и борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В политике валютного контроля устанавливаются процедуры, правила и стандарты, которые должны соблюдаться персоналом банка.2. Разработка внутренних процедур. Банк разрабатывает внутренние процедуры, которые определяют порядок работы с клиентами, мониторинга операций, проведения санкционного контроля и других аспектов валютного контроля. Внутренние процедуры должны быть соответствующим образом документированы и доступны для ознакомления сотрудникам банка.3. Проведение мониторинга операций. Персонал банка проводит мониторинг операций с целью выявления подозрительных операций и принятия мер по их блокированию. Мониторинг может быть осуществлен с помощью автоматизированных систем, которые используются в банке, или вручную, с применением аналитических навыков.4. Проведение санкционного контроля. Банк проводит санкционный контроль с целью выявления и блокирования операций, нарушающих санкционные режимы. Для этого в банке используются специальные санкционные списки и базы данных, которые содержат информацию о физических и юридических лицах, находящихся под санкциями.5. Обучение персонала. Персонал регулярно проходит обучение в области валютного контроля и санкционного регулирования. Обучение может проводиться как внутри банка, так и с привлечением внешних специалистов.6. Регулярное аудитирование. Банк проводит регулярное аудитирование своей деятельности в области валютного контроля. Аудиторская проверка позволяет выявлять слабые места в системе валютного контроля и принимать меры по их устранению.Таким образом, организация валютного контроля в коммерческом банке включает в себя комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение соблюдения законодательства в области валютного регулирования и борьбы с легализациейдоходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Это позволяет банку эффективно выполнять свои функции и поддерживать высокий уровень доверия со стороны клиентов и регуляторов.В рамках данного исследования определены особенности валютного контроля в ПАО ВТБ. Следует отметить, что за 2022 год ВТБ потерял сотни миллиардов из-за целой комбинации разовых негативных эффектов:300 млрд составили расходы по валютным операциям. После ввода санкций, вкладчики вывели валюту на сумму более 26 млрд в долларовом эквиваленте. А из-за санкций банк не смог компенсировать оттоки через своп операции и хэджирование. В итоге пришлось покупать валюту на открытом рынке, когда курс увеличивался в 1,5 раза.229 млрд составил убыток из-за потери контроля над иностранными дочерними предприятиями, такими как «ВТБ капитал» и «ВТБ Европа».344 млрд – расходы на создание резервов под кредитные убытки.33 млрд рублей — убыток от реализации процентного риска при повышения ключевой ставки Центробанком до рекордных 20%. Т.е. вклады для банка тогда были значительно дороже, чем ставки по выданным кредитам.Позитивный фактор – это 164,8 млрд бумажной прибыли от приобретения «Открытия». Но в итоге чистый убыток превысил 612 млрд рублей.С целью совершенствования валютного контроля в ПАО ВТБ внедрена цифровая экосистема ВЭД ВТБ, которая помогает вести международный бизнес под ключ. Встроенный умный валютный контроль и бронирование курсов валют, оформление документов в один клик и набор онлайн-помощников. Экосистема ВЭД ВТБ помогает компаниям вести бизнес с зарубежными партнерами под ключ. Это решение особенно актуально сегодня в условиях международных ограничений и усложнения финансовой, транспортно-логистической и других сторон ВЭД.Несмотря на это, в ПАО ВТБ относительно валютного контроля существует ряд проблем, связанных с недостаточной квалификацией кадрового состава, а также со сложностью и несовершенством проверок.Также показано, что современный подход российских банков к организации валютного контроля характеризуется, в основном, последовательным отказом от ряда требований и смягчением таким образом давления на бизнес. Это достигается за счет отказа от ряда валютных ограничений, для которых, соответственно, отпадает необходимость и в контроле. С другой стороны, назвать это либерализацией валютного контроля нельзя вследствие ужесточения некоторых косвенных положений законодательства. В частности, речь идет о более обременительных положениях о сроках предоставления документов, расширение списка документов, которые контролирующие субъекты имеют право требовать.Изменения относительно учета внешнеторговых контрактов, а именно отмена паспорта сделки, которая изначально была воспринята как смягчение валютного контроля, в сущности никаких значимых изменений не принесли. В действительности паспорт сделки оказался заменен учетом контрактов с присвоением им уникальных номеров. Можно утверждать, что данные изменения носят технический характер и никак не влияют на сущность валютного контроля.Таким образом, можно прийти к выводу, что законодательство о валютном контроле в банковских организациях нуждается в ряде изменений и оптимизации. Библиографический списокАганбегян, А. Г. Финансы, бюджет и банки в новой России / А.Г. Аганбегян. – Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 400 с.Алексеева, Д. Г. Банковский вклад и банковский счет. Расчеты : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Р. З. Загиров ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 243 с.Банки и банковские операции : учебник и практикум для вузов / В. В. Иванов [и др.] ; под редакцией Б. И. Соколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 189 с.Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 422 с.Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 189 с.Банковский менеджмент : учебник / Я.Ю. Радюкова, О.Н. Чернышова, А.Ю. Федорова [и др.]. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 379 с.Банковское дело : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 592 с.Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под редакцией Н. Н. Мартыненко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.Банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 368 сБанковское право : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Алексеева [и др.] ; под редакцией Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.Бибикова, Е.А. Кредитный портфель коммерческого банка : учеб. пособие / Е.А. Бибикова, С.Е. Дубова. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 128 с.Бочкарева, Е. А. Регулирование банковской деятельности, денежного обращения и валютных операций : конспект лекций / Е. А. Бочкарева, И. В. Сурина. – Москва : РГУП, 2019. – 91 с.Вайн, С. Оптимизация ресурсов современного банка / Саймон Вайн. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : Альпина Паблишер, 2020. – 196 с.Гамза, В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.Герасимова, Е. Б. Анализ финансовой устойчивости банка : учебник / Е.Б. Герасимова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 366 с.Джагитян, Э. П. Макропруденциальное регулирование банковской системы как фактор финансовой стабильности : монография / Э. П. Джагитян. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.Звонова, Е. А. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Звонова, В. Д. Топчий ; под общей редакцией Е. А. Звоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 456 с.Исаев, Р. А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг : в 2 томах. Том 1 / Р. А. Исаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 286 с.Исаев, Р. А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг : в 2 томах. Том 2 / Р. А. Исаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 336 с.Исаев, Р. А. Секреты успешных банков: бизнес-процессы и технологии : пособие / Р.А. Исаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 222 с.Казимагомедов, А. А. Банковское дело: организация деятельности центрального банка и коммерческого банка, небанковских организаций : учебник / А.А. Казимагомедов. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 502 с.Казимагомедов, А. А. Основы банковского аудита : учебник / А.А. Казимагомедов. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 183 с.Казимагомедов, А. А. Структура и функции Центрального банка Российской Федерации : учебник / А. А. Казимагомедов. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 204 с.Кибербезопасность в условиях электронного банкинга : практическое пособие / под ред. П. В. Ревенкова. – Москва : Прометей, 2020. – 522 с.Ковалев, П. П. Банковский риск-менеджмент : учебное пособие / П. П. Ковалев. – 2-e изд., перераб. и доп. – Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум : учебное пособие для вузов / О. И. Ларина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 234 с.Мануйленко, В. В. Модели оценки экономического капитала коммерческого банка : монография / В. В. Мануйленко. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 264 с.Мирошниченко, О. С. Банковское регулирование и надзор : учебное пособие для вузов / О. С. Мирошниченко. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 205 с.Наточеева, Н. Н. Банковское дело : учебное пособие для бакалавров / Н. Н. Наточеева, Э. И. Абдюкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 158 с.Николаева, Т. П. Банковский маркетинг: российский и зарубежный опыт : учебное пособие / Т. П. Николаева. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2021. – 187 с.Николаева, Т. П. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / Т. П. Николаева. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 377 с.Операции банков с ценными бумагами. Валютные и сопутствующие операции : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Алексеева [и др.] ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 182 с.Операции банков с ценными бумагами. Валютные и сопутствующие операции : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Алексеева [и др.] ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 182 с.Рождественская, Т. Э. Банковское право. Публично-правовое регулирование : учебник и практикум для вузов / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.Современная банковская система Российской Федерации : учебник для вузов / Д. Г. Алексеева [и др.] ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.Стародубцева, Е. Б. Основы банковского дела : учебник / Е.Б. Стародубцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 288 с.Тавасиев, А. М. Банковское дело: словарь официальных терминов с комментариями / А. М. Тавасиев, Н. К. Алексеев. – 3-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 652 с.Тавасиев, А. М. Банковское дело : учебник для вузов / А. М. Тавасиев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 534 с.Хасянова, С. Ю. Банковские риски: международные подходы к оценке и управлению : учебник / С.Ю. Хасянова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 149 с.Хасянова, С. Ю. Кредитный анализ в коммерческом банке : учебное пособие / С.Ю. Хасянова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 196 с.
2. Алексеева, Д. Г. Банковский вклад и банковский счет. Расчеты : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Р. З. Загиров ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 243 с.
3. Банки и банковские операции : учебник и практикум для вузов / В. В. Иванов [и др.] ; под редакцией Б. И. Соколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 189 с.
4. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 422 с.
5. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 189 с.
6. Банковский менеджмент : учебник / Я.Ю. Радюкова, О.Н. Чернышова, А.Ю. Федорова [и др.]. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 379 с.
7. Банковское дело : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 592 с.
8. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под редакцией Н. Н. Мартыненко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.
9. Банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 368 с
10. Банковское право : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Алексеева [и др.] ; под редакцией Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.
11. Бибикова, Е.А. Кредитный портфель коммерческого банка : учеб. пособие / Е.А. Бибикова, С.Е. Дубова. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 128 с.
12. Бочкарева, Е. А. Регулирование банковской деятельности, денежного обращения и валютных операций : конспект лекций / Е. А. Бочкарева, И. В. Сурина. – Москва : РГУП, 2019. – 91 с.
13. Вайн, С. Оптимизация ресурсов современного банка / Саймон Вайн. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : Альпина Паблишер, 2020. – 196 с.
14. Гамза, В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
15. Герасимова, Е. Б. Анализ финансовой устойчивости банка : учебник / Е.Б. Герасимова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 366 с.
16. Джагитян, Э. П. Макропруденциальное регулирование банковской системы как фактор финансовой стабильности : монография / Э. П. Джагитян. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
17. Звонова, Е. А. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Звонова, В. Д. Топчий ; под общей редакцией Е. А. Звоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 456 с.
18. Исаев, Р. А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг : в 2 томах. Том 1 / Р. А. Исаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 286 с.
19. Исаев, Р. А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг : в 2 томах. Том 2 / Р. А. Исаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 336 с.
20. Исаев, Р. А. Секреты успешных банков: бизнес-процессы и технологии : пособие / Р.А. Исаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 222 с.
21. Казимагомедов, А. А. Банковское дело: организация деятельности центрального банка и коммерческого банка, небанковских организаций : учебник / А.А. Казимагомедов. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 502 с.
22. Казимагомедов, А. А. Основы банковского аудита : учебник / А.А. Казимагомедов. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 183 с.
23. Казимагомедов, А. А. Структура и функции Центрального банка Российской Федерации : учебник / А. А. Казимагомедов. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 204 с.
24. Кибербезопасность в условиях электронного банкинга : практическое пособие / под ред. П. В. Ревенкова. – Москва : Прометей, 2020. – 522 с.
25. Ковалев, П. П. Банковский риск-менеджмент : учебное пособие / П. П. Ковалев. – 2-e изд., перераб. и доп. – Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
26. Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум : учебное пособие для вузов / О. И. Ларина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 234 с.
27. Мануйленко, В. В. Модели оценки экономического капитала коммерческого банка : монография / В. В. Мануйленко. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 264 с.
28. Мирошниченко, О. С. Банковское регулирование и надзор : учебное пособие для вузов / О. С. Мирошниченко. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 205 с.
29. Наточеева, Н. Н. Банковское дело : учебное пособие для бакалавров / Н. Н. Наточеева, Э. И. Абдюкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 158 с.
30. Николаева, Т. П. Банковский маркетинг: российский и зарубежный опыт : учебное пособие / Т. П. Николаева. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2021. – 187 с.
31. Николаева, Т. П. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / Т. П. Николаева. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 377 с.
32. Операции банков с ценными бумагами. Валютные и сопутствующие операции : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Алексеева [и др.] ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 182 с.
33. Операции банков с ценными бумагами. Валютные и сопутствующие операции : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Алексеева [и др.] ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 182 с.
34. Рождественская, Т. Э. Банковское право. Публично-правовое регулирование : учебник и практикум для вузов / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
35. Современная банковская система Российской Федерации : учебник для вузов / Д. Г. Алексеева [и др.] ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.
36. Стародубцева, Е. Б. Основы банковского дела : учебник / Е.Б. Стародубцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 288 с.
37. Тавасиев, А. М. Банковское дело: словарь официальных терминов с комментариями / А. М. Тавасиев, Н. К. Алексеев. – 3-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 652 с.
38. Тавасиев, А. М. Банковское дело : учебник для вузов / А. М. Тавасиев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 534 с.
39. Хасянова, С. Ю. Банковские риски: международные подходы к оценке и управлению : учебник / С.Ю. Хасянова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 149 с.
40. Хасянова, С. Ю. Кредитный анализ в коммерческом банке : учебное пособие / С.Ю. Хасянова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 196 с.