Работа над музыкальной выразительностью в классе гитары
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 08.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы работы над музыкальной выразительностью в классе гитары 5
1.1. Средства музыкальной выразительности 5
1.2. Методические особенности работы над средствами музыкальной выразительности 8
Глава 2. Методическая разработка работы над музыкальной выразительностью в классе гитары 12
2.1. Особенности работы над музыкальным произведением 12
2.2. Приемы игры на гитаре для передачи музыкальной выразительности 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23
При этом палец не должен давить на струну, а лишь слегка касаться ее. Звук производится правой рукой и почти одновременно палец левой руки снимается со струны. Помимо естественной гармоники на XII ладу, распространены также натуральные флажолеты на VII ладу (3-я часть струны) и на V ладу (4-я часть струны). 2. Искусственный флажолет. При обозначении искусственного флажолета (А.Н.) в нотной записи нота указывает, на каком ладу следует нажимать на струну пальцем левой руки. Фактическая высота флажолетаобозначается не простым овалом, а ромбовидной нотой, определяющей, какой порожок лада разместить на струне указательным пальцем правой руки. Искусственные флажолеты извлекаются из струны, прижатой к ладу.Поскольку принцип флажолета основан на разделении струны на 2 равные части, то если нажать струну, например, на 1-м ладу, то ее середина изменится с порожка 12-го лада на порожок 13-го лада. Искусственные флажолеты извлекаются не левой рукой, а правой, так как левая рука при исполнении приема прижимает струну на ладах. После нажатия на струну 1-го лада пальцем левой руки необходимо слегка коснуться указательным пальцем правой руки струны над порожком 13-го лада и извлечь звук мизинцем или безымянным пальцем. Палец правой руки необходимо убрать со струны сразу в момент произнесения звука, тогда гармоника зазвучит громко и четко. Флажолет ритма (TH) аналогична искусственной. При его исполнении палец левой руки нажимает на струну, например, на 1-м ладу, а указательный палец правой руки ударяет по струне (как при игре) выше 13-го лада. Опосредующая гармоника (П.Х.) играется как обычный удар киркой, только при этом в контакт вступает большой палец (при ударе сверху вниз) или указательный палец (при ударе снизу вверх) правой руки с пробуждением.Форшлаг — техника музыкальной выразительности, заключающаяся в произнесении очень короткого дополнительного звука перед основным звуком. Есть 2 типа форшлагов – длинные и короткие. Нота форшлага обозначается небольшой нотой, стоящей перед отдельными нотами, нотами аккорда или аккордами. Корень ноты, обозначающий короткий форшлаг, зачеркнут, поэтому короткий форшлаг иногда называют зачеркнутым (и соответственно длинный форшлаг - не зачеркнутым). Длительность короткой форшлага очень мала и не учитывается при определении тактового размера, так как это делается за счет длительности основной ноты. Если форшлаг и основная нота находятся на одной струне, между ними ставится лига. При исполнении длинного форшлага длительность основной ноты сокращается вдвое (если произведение написано в двухтактном размере) или на 2/3 (если произведение написано в трехтактном размере).Групетто — группа из 4 нот, используемая для украшения произведения. Ноты располагаются в определенной последовательности: верхняя вспомогательная (на полтона выше основной), основная (та, что указана в нотной записи), нижняя вспомогательная (на полтона ниже основной), основной якорь. В нотной записи малая группа обозначается специальным символом, помещаемым над нотой.Суммарная длительность всех нот группы соответствует длительности ноты, указанной в нотной записи. В настоящее время эта технология используется редко.Трель. При этом приеме основная нота очень быстро чередуется со вспомогательной нотой на полтона выше. В нотной записи трель обозначается латинскими буквами tr и горизонтальной волнистой линией.При выполнении приема каждый удар по струне соответствует длительности тридцать второй ноты (то есть половине шестнадцатой). Общая длительность трели равна длительности ноты, указанной в нотной записи.Мордент (одинарный мордент) — это группа из 3-х нот, расположенных в определенном порядке: основная, верхняя вспомогательная (на полтона выше основной), затем снова основная. Общая длительность всей группы равна длительности основной ноты, указанной в нотной записиСуммарная длительность всей группы равна длительности основной ноты, указанной в нотной записи.Перечеркнутый мордент (одинарный перечеркнутый мордент) отличается от обычного тем, что вспомогательная нота находится на полтона ниже основной.Группа из 2 одинарных мордентов называется двойным мордентом. Группа из 2 одинарных перечеркнутых мордентов называется двойным перечеркнутым мордентом. В современной нотной записи данный прием малоупотребим.Приведенный выше список способов игры не гитаре далеко не полный. Гитара обладает множеством разнообразных выразительных приемов. А в последние годы этот список еще пополняется за счет появления нового современного репертуара, в котором присутствуют элементы джаз и рок музыки.Таким образом, были выделены основные приемы игры на гитаре, которые позволят передать наиболее полно музыкальную выразительность произведения. Данные приемы могут быть использованы при обучении школьников навыкам игры на гитаре на втором этапе обучения, после освоения основных приемов и методов.ЗаключениеЛюбое музыкальное произведение находит свою истинную жизнь только в звуке, то есть в исполнении. Однако пройдет немало времени и труда, прежде чем ученик осуществит замысел композитора, завершит произведение и отразит его в своем исполнении. Работа над музыкальным произведением — процесс поэтапный, и каждый из них приносит определенные трудности. Характеристики произведения зависят от сложности содержания конкретного произведения.В рамках настоящего исследования проводилось изучение основных средства выразительности в музыке, которыми являются лад, гармония, ритм, темп, динамика, тембр, артикуляция и интонация. Овладение средствами музыкальной выразительности означает выделение наиболее характерных особенностей музыки: громкости, высоты звука, темпо-ритма, тембра, характера звукоизвлечения, формы, жанра и т. д. и определение их роли в создании музыкального образа, в другие слова. слова – это овладение музыкальным языком.Также, были обозначены основные этапы работы над музыкальным произведениемпри обучении игры на гитаре. На первом этапе происходит знакомство с произведением, слушание и разговор о биографии композитора. Также в рамках данного этапа проводится музыкально-теоретический анализ: стиль, жанр, форма, элементы музыкального языка, темп, анализ музыкального текста.Второй этап включает в себя решение технических проблем, необходимых для этой работы. Детальная работа над комплексом выразительных исполнительских средств: артикуляцией, динамикой, ритмом, аппликатурой, агогикой. Последний этап – завершение работы над произведением. На этом этапе формируется умение свободно исполнять музыкально, технично, темпово и смыслово, т.е. в своем исполнении учащийся должен передать содержание музыкального произведения, задуманное композитором произведение. Подготовка к концертному выступлению.Также были выделены основные приемы игры на гитаре, которые позволят передать наиболее полно музыкальную выразительность произведения. Данные приемы могут быть использованы при обучении школьников навыкам игры на гитаре на втором этапе обучения, после освоения основных приемов и методов.Список использованной литературыАбдуллин, Э.Б, Николаева, Е.В. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 336с.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: «Владос», 2011Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. муз. фак-тов педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: «Академия», 2017Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. - М.: «Владос», 2011Калинин, В. Учебное пособие Юный гитарист 1ч. – М.: Музыка 2018. – 128 с.Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М.: Музыка, 2009Корчаловская Н. В. Некоторые подходы к изучению развития музыкального восприятия в дошкольном детстве // Новые исследования в психологии. Вып. 1. - М.: Педагогика, 1987. - С. 58-60.Кузьмин А. Р. Нотация в музыке XX века : учебно-методическое пособие Изд. 2. Челябинск, 2016. 100 с.Петрушин В.И. Музыкальная психология,. - М.: Владос, 2005Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М.: Владос, 2017. - 320 с.Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Владос, 2014. - 223 с.Сладкопевец Р.В. Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса // Вестник МГУКИ. 2014. №5 (61). С. 314-319Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 2016. - 176 с.Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. Санкт-Петербург : Лань, 2017. 368 с.Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. - М.: Флинта, Наука, 2011. - 336 с.Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б. С. Штейнпресс и М. М. Ямпольский. Москва: Просвящение, 2015. 632 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: «Владос», 2011
3. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. муз. фак-тов педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: «Академия», 2017
4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. - М.: «Владос», 2011
5. Калинин, В. Учебное пособие Юный гитарист 1ч. – М.: Музыка 2018. – 128 с.
6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М.: Музыка, 2009
7. Корчаловская Н. В. Некоторые подходы к изучению развития музыкального восприятия в дошкольном детстве // Новые исследования в психологии. Вып. 1. - М.: Педагогика, 1987. - С. 58-60.
8. Кузьмин А. Р. Нотация в музыке XX века : учебно-методическое пособие Изд. 2. Челябинск, 2016. 100 с.
9. Петрушин В.И. Музыкальная психология,. - М.: Владос, 2005
10. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М.: Владос, 2017. - 320 с.
11. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Владос, 2014. - 223 с.
12. Сладкопевец Р.В. Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса // Вестник МГУКИ. 2014. №5 (61). С. 314-319
13. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 2016. - 176 с.
14. Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. Санкт-Петербург : Лань, 2017. 368 с.
15. Школяр Л. В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. - М.: Флинта, Наука, 2011. - 336 с.
16. Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б. С. Штейнпресс и М. М. Ямпольский. Москва: Просвящение, 2015. 632 с.