Тема: «Смысл жизни и назначение человека»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 41 41 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 09.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Философские традиции анализа проблемы смысла жизни человека 6
1.1. Место понятий «человек» и «смысл жизни» в философии 6
1.2. Вариативность исторических подходов к философской антропологии 10
1.3. Улучшение качества жизни как новая философская категория 16
2. Понимание смысла жизни в русской философии 21
2.1. Проблема человека в русской духовной культуре: историко-философский анализ 21
2.2. Антропоцентризм русской философии конца XIX-начала XX в. 25
2.3. Трансгуманизм как философия будущего 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38


Фрагмент для ознакомления

Эта же установка была унаследована народниками. Они сознательно отвергали религиозную веру в христианское понимание жизни. Народники была захвачены духом позитивизма, царившим в Европе и успешно проникавшим в Россию. Исходные убежденияих определялись верой в науку, критицизмом и даже скептицизмом. Однакопозитивистская ориентация ума невольно очерчивала и границы этики.4. Философия общего дела переосмысливает предназначение человека. Человек смертен, порабощен силой смерти, цельчеловека – бессмертие, воскрешение поколения отцов. В этом состоит общечеловеческая задача. Н.Ф. Федоров предполагалвозможность регуляции естественных природных процессов при помощи средств науки и техники. Личное бессмертиеФедоров не признал, подчеркивая безнравственность этой идеи.Таким образом, в центре интересов русской философии находится человек, его судьба и смысл жизни. Большое значение играет вера в Бога,единение человека с ним и с Церковью. В сравнении с западной философией, характерной чертой русских философов былопротивопоставление религиозной мысли рационализму.2.3. Трансгуманизм как философия будущегоС позиций современной культуры гуманизм какнекий концепт способен существовать одновременно в разных смысловых значениях, его интерпретация может существенно отличаться в зависимости отисторического, национального и культурного контекстов или же частично варьироваться в пределах использования данного понятия в конкретной области: социальной, политической, экономической, информационной, научной ит.д. Ориентация на решение проблем человека, защита его прав, раскрытиевозможностей личности и достойное материальное существование могут эксплуатироваться различными идеологиями, а в последнее время это все чащепредвыборные, рекламные трюки, где «пиарщики» в союзе с институтом СМИпоказывают мастер-классы в области профессиональной манипуляции сознанием избирателей. В современном потоке информации достаточно сложнонайти твердую опору, позволяющую человеку обнаружить и закрепить в своем сознании подлинный смысл существования, еще сложнее это сделать в масштабах всего человечества, поскольку конечная цель исторического развитияпредставляется все более неопределенной, а идея прогресса все более неоднозначной.В современном западном мире отрицание в человеке безусловного начала привело к абсолютизации индивидуального во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Достигнув значительных успехов в материальноммире, цивилизованные люди по-прежнему оказываются далеки от удовлетворения своих желаний и тем более духовно-нравственных потребностей.Массовое общество, ориентированное на потребление, испытывает постоянную неутолимую жажду материального насыщения, власти, признания иуспеха любыми средствами. Экономический фактор прогресса и в современном мире рассматривается большинством как первичный по отношению к духовному развитию общества, а свобода представляется как возможность безграничного потребления. В то же время те, кто более другихприблизился к реализации своих эгоистических желаний, особенно острочувствуют себя обманутыми.Таким образом, можно согласиться с тем, что у современного человекасегодня нет полного ощущения свободы. Поскольку, получая власть и материальные ценности, он все более становится их рабом, теряя свое человеческое достоинство.Особенностью русского философского ума, как представляется, объясняется категоризация в нем понятия «смысл жизни». Действительно, более десятка русских философов, во главе с такими величинами первого ряда, как В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов и С. Л. Франк, писали трактаты, специально исследующие, что есть «смысл жизни»? Ничего подобного никогда не было ни в Европе, ни вообще где бы то ни было. Не было ничего подобного и на Востоке, а в Европе после Паскаля только А. Камю в знаменитом зачине «Мифа о Сизифе» говорит о смысле жизни как «главном вопросе философии», –но лишь для того, чтобы далее на протяжении всего трактата доказывать его отсутствие.С развитием генетики и репродуктивных технологий, а также качественным скачком биотехнологий идея усовершенствования человека перешла на новый уровень. Появилось трансгуманистическое движение, ставящее перед собой радикальные цели в связи с возможностью фундаментального изменения человеческой природы. Американский ученый Д. Хуберман пишет: «Трансгуманисты считают, что технологическое развитие позволит нам интеллектуально, физически и психически превзойти современных людей и, в конечном итоге, существенно трансформировать человеческое общество и само человечество как биологический вид» [24, с. 107].Таким образом, центральной темой идеологии трансгуманизмаявляется обретение бессмертия.Американский исследовательнауки М. Шермер пишет следующее: «Вовторой половине XX в. возникло несколькогрупп и движений, посвятивших себя задачеувеличения продолжительности человеческой жизни на сотни и тысячи лет или болеетого – по возможности навечно. … Это крионицисты, экстропианцы, трансгуманисты,сторонники теории точки Омега, сингулярианцы и адепты переноса сознания. И всеони полны решимости одолеть смерть» [24,с. 175].Такова достаточно радикальная претензия адептов данных движений, заключающаяся в том, чтобыпреодолеть человеческуюсмертность как наиболее существенныйантропологический изъян и на этом основании создать, по сути дела, новый уже постантропологический вид – без болезней, безстарения и без смерти. Это новая разновидность иммортологии, цифровой иммортологии, которая характеризует современныйнаучный этап развития человеческой цивилизации. Особенность его в том, что сторонники этих проектов не считают свои идеиутопией, но полагают, что это закономернаястадия научно-технического развития человечества, соответствующая его эволюционному прогрессу ко все более совершеннымформам жизни.Теория трансгуманизма ставит несколько весьма спорных и очень серьезных вопросов, от решения которых зависит выбор пути дальнейшего развития человеческой цивилизации.Во-первых, каковы границы технологического преображения человека? С какой целью они осуществляются? Это способ борьбы с генетическими заболеваниями, стремление к бессмертию или способ создания сверхчеловека? Ответы на все эти вопросы с позиций трансгуманизма ставят под сомнение антропоцентрический подход к определению бытийной сущности человека как собственно «человеческой».Во-вторых, будут ли доступны эти преображения для всех людей или станут достоянием только «избранных»? Не создаст ли такая тенденция новую социальную иерархию? Будут ли существовать механизмы контроля? Другими словами, кто будет решать? Решение этих вопросов в ключе трангуманистических идей неизбежно породит новый виток социального расслоения, разделяющих человечество на два класса, один из которых становится «избранным», а другому отводится роль обслуживающего класса.В-третьих, сохранит ли постчеловек понятие о нравственности и каковы будут ее критерии? Нет ли здесь угрозы самому понятию гуманизма? Следуя мнению Н. Вита-Мор, назовем этот вопрос проблемой «эстетики киборгизации человека».Вновь актуальным становится учение Дессауера, приравнивающего технические достижения к творениям Божьим, по его мысли техника позволяет постичь «вещь в себе» и достичь идеального существования этой вещи. Продолжая эту мысль, Альфред Нордманн называет «вещью в себе» продукты новейших технологий. Такой подход лишает человека понимания своей бытийственной исключительности, так как теперь он больше не единственный представитель Бытия как такового. И здесь уже прослеживается первая явная опасность для антропоцентризма, так как подвергается сомнению сама биологическая ценность человеческого существования. Отрицание любой возможности бытия искусственного сознания придаёт определяющий смысл человеку как единственной биологической форме материи, обладающей сознанием, а значит и хранителем высших ценностей. Трансгуманистическая концепция отрицает так же и метафизику, так как создаваемое технологиями пространство имеет способность к бесконечному расширению человеческого существования. Такой узкий подход к совершенствованию человека только посредством применения новых технологий только на самом деле кажется легким путем к свободе, а на самом деле, все сильнее порабощает его….Доказательства очевидны: доступ к нанотехнологиям никогда не будет доступным для всех из-за его стоимости, так как «создание лучшей версии самого себя» посредством использования чисто человеческих ценностей: любви, дружбы, сострадания, трудолюбия доступны каждому. В своих идеях трансгуманисты идут и гораздо дальше, моделируя вариант будущего, в котором человеку отводится роль промежуточной стадии в эволюции живой жизни на Земле. Такая постантропоцентричная картина мира – вторая серьезная угроза атропоцентризму.Стоит заметить, что в отличие от трансгуманистов, гуманисты считают вечной не материю, а существо человека. А.В. Платонова обращает внимание на то обстоятельство, что «именно развитие техногенной цивилизации во многом актуализирует вопрос о моральной способности человека, его ответственности за деятельность, приобретший сложный, комплексный характер».Таким образом, на первый взгляд довольно оптимистическая линия трансгуманистов по созданию «нового человека будущего», не выдерживает даже первоначальной критики.Таким образом, стремление к смыслу жизни через нравственное преображение можно сказать является типологической чертой русской философии. Поэтому такое влечение к идеалу, к совершенству, которое обнаруживается на всех этапах русской мысли. И соответственно, понимание этики не как дескриптивной или прескриптивной дисциплины, как принято в западной традиции, а как духовного служения, нравственного задания, призванного наличную (несовершенную, греховную и ущербную) действительность не просто улучшить, но преобразить в стремлении к высшему нравственному идеалу. Таков смысл духовного преображения в русской философии, который значительно отличается от различных современных биотехнологических усовершенствований человека, принятых в новой антропологии и призванных лишь к эмпирическим «улучшениям» психофизиологических показателей вне какого бы ни было соотнесения с нравственным смыслом жизни.Размышление о человеке, его жизни, смерти и бессмертии понималось всеми в России не столько как интеллектуальное движение, сколько как непосредственный опыт человеческого бытия. Истина не доказывалась, как в западноевропейской философии, построением развёрнутой системы категорий. Она приоткрывалась, обнаруживалась, являлась, воплощаясь в современной жизни. Истина, таким образом, – результат созерцания, а не умозаключения. Знать истину – означает жить в ней.Этическая ориентированность русской философии («как человеку жить?»), обращённость к конкретной социальной и духовной практике, стремление проверить достоверность и правомерность этической теории и её принципов самим опытом истории и судьбой народа приводили к постоянной рефлексии над конкретными нравственными принципами, определяющими предназначение человека.ЗаключениеВ ходе выполнения курсовой работы на тему «Смысл жизни и назначение человека» мы пришли к выводу, что философия характеризуется значительной дифференциацией подходов к определению смысла жизни человека, постоянно обогащаемых за счет развития научного знания.Общим итогом анализ по теме исследования будут следующие выводы.Основными подходами к определению сущности человека и его жизни являются космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм.И многие философы и верующие верят в бессмертную душу, в её пребывание в тихом, спокойном умиротворённом месте. Смыслом же жизни они видят в духовном и нравственном совершенствовании человека, в его добродетельности.Состав определения «смысл жизни» приобретает динамику через соответствующие характеристики. С возникновением сознания и разума индивид начинает осмысливать себя в мире, находя собственную роль в обществе. Это понимание проходит ряд стадий: поиск значения существования (смысловой и семантический подход); нахождение либо единая нацеленность в коннотационной струе (в свойстве требуемого компонента представляет независимость (подбора), далее самодеятельность (креативный импульс); реализация себя, установление собственного «я» в обществе, в установленной социально-исторической сфере.Взаимосвязь значения существования и ценностных ориентиров состоит в желании достигнуть подобного значения, какой представляется значимым согласно отношению к нему. Значение существования не способно действовать за пределами сообщества, Смысл жизни немыслим без общества, как и общество без смысла жизни. Они взаимосвязаны.Смысл жизни помогает постичь истину жизни, ведь ради этого философы на протяжении веков трудятся над данным вопросом.Особенностью русской философии был особый интерес к понятию«смысл жизни». Действительно, более десятка русских философов, во главе с такими величинами первого ряда, как В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов и С. Л. Франк, писали трактаты, специально исследующие, что есть «смысл жизни»? Ничего подобного никогда не было ни в Европе, ни вообще где бы то ни было. Не было ничего подобного и на Востоке, а в Европе после Паскаля только А. Камю в знаменитом зачине «Мифа о Сизифе» говорит о смысле жизни как «главном вопросе философии», –но лишь для того, чтобы далее на протяжении всего трактата доказывать его отсутствие.Заметное отличие русской философии от западной проявлялось также и в её религиозной окрашенности. Различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для России православным умозрением. Через эту установку они и определяли себя. Вот почему в центре внимания постоянно оказывался не столько человек как природное существо, сколько неисчерпаемый духовный опыт личности, смысл индивидуального и коллективного (народного) бытия. В европейской философии вообще, особенно в XIX в., весьма сильна была рационалистическая традиция. Преимущественное внимание уделялось проблемам сознания, свободы, интеллектуального постижения реальности. Эти проблемы утрачивали в русской философии свою умозрительность. Они рассматривались в контексте жизни, а не только чистого познания. Истина о человеке интерпретировалась не как результат познавательных усилий, а как результат познавательного, духовно напряжённого опыта. При этом речь шла вовсе не о том, чтобы представить в завершённом виде некое общее знание о человеке. Предполагалось, что духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа, в его жизни.Понятие смысла жизни для человека представляется как закон, который нужно соблюдать в всегда. Список использованной литературыАлексеева, М. С. Философские традиции анализа проблемы смысла жизни (от античности до модерна) / М. С. Алексеева, С. В. Васильева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 30-43. – DOI 10.18101/1994-0866-2020-3-30-43. – EDN XJXHBN.Антропоцентризм в языке и культуре / отв. ред. С.М. Толстая. – М.: Индрик, 2017. – 264 сАристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс]. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997 // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023). Баранов Г.В. Человек как проблема в философии // МНИЖ. – 2020. – №5-2 (47). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-kak-problema-v-filosofii (дата обращения: 07.11.2023).Бондарева, Я. В. Проблема человека в русской духовной культуре XII-XVII веков: историко-философский анализ / Я. В. Бондарева, О. А. Устинов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2019. – № 3. – С. 112-127. – EDN ZURPOD.Виц Б. Б. Демокрит. – М.: Мысль, 1979. – 212 с.// Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).Гутова С.Г. Социализм, гуманизм и нравственное начало в философии В.С. Соловьева // Соловьевские исследования. – 2018. – №1 (45). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializm-gumanizm-i-nravstvennoe-nachalo-v-filosofii-v-s-solovieva (дата обращения: 07.11.2023).Даренский В.Ю. «Смысл» и «Смысл жизни» как категории философской антропологии // Международный журнал исследований культуры. – 2019. –№2 (15). –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-i-smysl-zhizni-kak-kategorii-filosofskoy-antropologii (дата обращения: 07.11.2023).Из «Изборника 1076 года» // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко: в 20 т. СПб: Наука, 1999. Т. 2. – С. 406–479.Ильин И. А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с.// Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).Исаев, А.В. Усовершенствование и преображение: русская философия о нравственном смысле жизни / А.В. Исаев // Миссия конфессий. – 2022. – Т. 11, № 8(65). – С. 200-210. – EDN SCXQQP.Касьянова К. О русском национальном характере. – М.: Академический Проект: Деловая книга, 2023. – 560 с.Кошечко А.Н., Шилова А.С. Антропологический идеал в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в рецепции русских религиозных философов порубежья // Вестник ТГПУ. – 2021. – №1 (213). Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. / пер., общ. ред. и вст. ст. З. А. Тажуризиной. – М.: Мысль, 1979. Т. 1. – 488 с.// Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. – М., 1920. С. 196. // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).Нестерова, О.Ю. Качество жизни как фактор социального развития / О.Ю. Нестерова // Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы I Международной научно-практической конференции, Таганрог, 29 февраля 2020 года. – Таганрог: Издательство «Перо», 2020. – С. 74-77. – EDN VPCIMB.Ростова Н.Н. Антигуманизм: преодоление гуманизма или его новая версия? // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 63. – С. 55-62.Румянцева Е.Р. Проблема человека в русской философии конца XIX-начала XX в // БМИК. – 2018. –№5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-cheloveka-v-russkoy-filosofii-kontsa-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 07.11.2023).Самойлов С.Ф., Тимофеева Н.И., Городенцев Г.А. Понятие «Смысл жизни» как предмет социально-гуманитарного познания // Вестник КРУ МВД России. – 2019. – №4 (34). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-smysl-zhizni-kak-predmet-sotsialno-gumanitarnogo-poznaniya (дата обращения: 07.11.2023).Усманова Л.Т. Философское учение Н. А. Бердяева о свободе, открывающей просторы творчества // Философская мысль. – 2019. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-uchenie-n-a-berdyaeva-o-svobode-otkryvayuschey-prostory-tvorchestva (дата обращения: 07.11.2023).Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. – М.: Прогресс-Культура, 1994. – С. 564.Черемная, Ю. Е. Проблема смысла жизни и смерти / Ю. Е. Черемная // Гуманитарные научные исследования. – 2021. – № 1(113). – С. 11. – EDN YOQIPA. Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. –М.: Языки славянских культур, 2018. – 464 с.Чуешов В. И., Таркан И. И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2019. – C. 225.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М.: Эксмо, 2015. – 207 с.// Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).Штилер Г. «Смысл» истории, «смысл» человеческого существования // Леске М., Редлов Г., Штилер Г. Почему имеет смысл спорить о понятиях / Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1987. – С. 232–233.// Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).Эпикур. Главные мысли / пер. и коммент. М. Л. Гаспарова // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. – М., 1983. – С. 319–324.// Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).

Список использованной литературы

1. Алексеева, М. С. Философские традиции анализа проблемы смысла жизни (от античности до модерна) / М. С. Алексеева, С. В. Васильева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 30-43. – DOI 10.18101/1994-0866-2020-3-30-43. – EDN XJXHBN.
2. Антропоцентризм в языке и культуре / отв. ред. С.М. Толстая. – М.: Индрик, 2017. – 264 с
3. Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс]. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997 // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).
4. Баранов Г.В. Человек как проблема в философии // МНИЖ. – 2020. – №5-2 (47). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-kak-problema-v-filosofii (дата обращения: 07.11.2023).
5. Бондарева, Я. В. Проблема человека в русской духовной культуре XII-XVII веков: историко-философский анализ / Я. В. Бондарева, О. А. Устинов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2019. – № 3. – С. 112-127. – EDN ZURPOD.
6. Виц Б. Б. Демокрит. – М.: Мысль, 1979. – 212 с. // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).
7. Гутова С.Г. Социализм, гуманизм и нравственное начало в философии В.С. Соловьева // Соловьевские исследования. – 2018. – №1 (45). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializm-gumanizm-i-nravstvennoe-nachalo-v-filosofii-v-s-solovieva (дата обращения: 07.11.2023).
8. Даренский В.Ю. «Смысл» и «Смысл жизни» как категории философской антропологии // Международный журнал исследований культуры. – 2019. – №2 (15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-i-smysl-zhizni-kak-kategorii-filosofskoy-antropologii (дата обращения: 07.11.2023).
9. Из «Изборника 1076 года» // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко: в 20 т. СПб: Наука, 1999. Т. 2. – С. 406–479.
10. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с. // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).
11. Исаев, А.В. Усовершенствование и преображение: русская философия о нравственном смысле жизни / А.В. Исаев // Миссия конфессий. – 2022. – Т. 11, № 8(65). – С. 200-210. – EDN SCXQQP.
12. Касьянова К. О русском национальном характере. – М.: Академический Проект: Деловая книга, 2023. – 560 с.
13. Кошечко А.Н., Шилова А.С. Антропологический идеал в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в рецепции русских религиозных философов порубежья // Вестник ТГПУ. – 2021. – №1 (213).
14. Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. / пер., общ. ред. и вст. ст. З. А. Тажуризиной. – М.: Мысль, 1979. Т. 1. – 488 с. // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).
15. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. – М., 1920. С. 196. // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).
16. Нестерова, О.Ю. Качество жизни как фактор социального развития / О.Ю. Нестерова // Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы I Международной научно-практической конференции, Таганрог, 29 февраля 2020 года. – Таганрог: Издательство «Перо», 2020. – С. 74-77. – EDN VPCIMB.
17. Ростова Н.Н. Антигуманизм: преодоление гуманизма или его новая версия? // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 63. – С. 55-62.
18. Румянцева Е.Р. Проблема человека в русской философии конца XIX-начала XX в // БМИК. – 2018. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-cheloveka-v-russkoy-filosofii-kontsa-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 07.11.2023).
19. Самойлов С.Ф., Тимофеева Н.И., Городенцев Г.А. Понятие «Смысл жизни» как предмет социально-гуманитарного познания // Вестник КРУ МВД России. – 2019. – №4 (34). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-smysl-zhizni-kak-predmet-sotsialno-gumanitarnogo-poznaniya (дата обращения: 07.11.2023).
20. Усманова Л.Т. Философское учение Н. А. Бердяева о свободе, открывающей просторы творчества // Философская мысль. – 2019. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-uchenie-n-a-berdyaeva-o-svobode-otkryvayuschey-prostory-tvorchestva (дата обращения: 07.11.2023).
21. Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. – М.: Прогресс-Культура, 1994. – С. 564.
22. Черемная, Ю. Е. Проблема смысла жизни и смерти / Ю. Е. Черемная // Гуманитарные научные исследования. – 2021. – № 1(113). – С. 11. – EDN YOQIPA.
23. Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. – М.: Языки славянских культур, 2018. – 464 с.
24. Чуешов В. И., Таркан И. И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2019. – C. 225.
25. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М.: Эксмо, 2015. – 207 с. // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).
26. Штилер Г. «Смысл» истории, «смысл» человеческого существования // Леске М., Редлов Г., Штилер Г. Почему имеет смысл спорить о понятиях / Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1987. – С. 232–233. // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).
27. Эпикур. Главные мысли / пер. и коммент. М. Л. Гаспарова // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. – М., 1983. – С. 319–324. // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 08.11.2023).