Педагогическая поддержка как средство воспитания уверенности у старших дошкольников со сниженной самооценкой

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 88 88 страниц
  • 59 + 59 источников
  • Добавлена 22.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания дошкольников со сниженной самооценкой в условиях детского сада 7
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов 7
1.2.Особенности развития уверенности у детей дошкольного возраста со сниженной самооценкой 14
1.3.Роль педагогической поддержки в развитии самооценки старших дошкольников 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА 26
2.1. Методические рекомендации по развитию уверенности у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Особенности старших дошкольников с неадекватной самооценкой, причины появления неуверенности в их поведении и деятельности в группе детского сада 33
2.3. Особенности подхода воспитателя к старшим дошкольникам со сниженной самооценкой в практике детского сада 36
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ 45
3.1. Диагностика уровня педагогической поддержки в воспитании детей старшего дошкольного возраста со сниженной самооценкой 45
3.2. Психолого – педагогическая работа с целью повышения самооценки у детей старшего дошкольного возраста 51
3.3. Анализ результатов исследования педагогической поддержки в воспитании детей старшего дошкольного возраста со сниженной самооценкой 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложение 82

Фрагмент для ознакомления

е. саморазвития. Так формируетсясамокритичность, ребенок начинает прислушиваться к советам, оценкам и адекватно реагировать на них.Затем взрослый может выигрывать чаще, и ребенок уже не будет стремиться проигнорировать свой проигрыш. Нужно помочь ребенку, самому подсчитывая карточки, осознать, что он в этот раз не победил, и в этом нет ничего трагичного или постыдного. Значит, в следующий раз нужно приложить больше старания, потренироваться. Когда дошкольник уже адекватно реагирует на свои поражения, понимает, что чем больше он старается, тем лучше у него получится, тогда повышается продуктивность и эффективность деятельности. Так у ребенка и формируются такие черты характера, как целеустремленность, стремление к самосовершенствованию. Дети начинают самостоятельно выбирать для себя новые цели, усложнять задачи. Такие черты характера присущи детям с адекватной самооценкой.В коррекции нуждаются и дошкольники с заниженным уровнем притязаний. Известно, что они страдают не меньше, а даже больше, чем дети с завышенным уровнем притязаний. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, робостью. Часто они замкнуты, у них низкий социометрический статус. Они нерешительны и несамостоятельны.Чтобы помочь такому ребенку, взрослый должен действовать очень осторожно, чтобы не травмировать его. Для начала педагог или психолог может, понаблюдав за ребенком, заняться вместе с ним тем, что он любит делать, что у него получается. За малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. Нужно дать дошкольнику пережить то, чего он лишен в детском коллективе – ситуацию успеха, победы. Взрослый может проигрывать. Но говоря ребенку, что он выиграл (можно также использовать в играх карточки-фиксаторы, для того чтобы ребенок самостоятельно убедился в своей победе), необходимо отметить, почему это удалось ему. Это поможет ребенку увидеть причинно-следственную связь: он выиграл не потому, что он хороший, а потому что он приложил усилия, удачно выбрал позицию, хорошо прицелился и т.п.Как правило, у детей с заниженным уровнем притязаний низкийсоциостатус, их не принимают в игры другие дошкольники, т.к. считают, что они «ничего не умеют». Поэтому очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлекать к положительной оценке других детей. Например:«Посмотрите, как далеко прыгнул Ваня! Правда, молодец?» или «Дети, вам нравится этот рисунок? Красивый, видно, что тот, кто рисовал, очень старался. А выполнил этот рисунок Ваня».Для повышения статусного положения дошкольника с низким уровнем притязаний необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, почаще давать ем у поручения (как правило, такие дети очень исполнительны), постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.Таким образом, у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным. Товарищи по группе станут по-другому относиться к нему, будут приглашать вместе играть.  А это, в свою очередь, поддержит уверенность дошкольника в себе, сделает его более активным, инициативным. Но важна гармоничность, согласованность в педагогических и психологических воздействиях, оказываемых на ребенка.совершенно недопустимо, чтобы в детском саду воспитатель и психолог стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение,  дома родители или старшие братья, сёстры в силу своей некомпетентности сводили эти усилия к нулю. Поэтому  необходимо проводить обучающие семинары, с целью ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически. Также была проведена консультация на тему «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса». Были предложены консультации для родителей на тему Советы родителям по формированию самооценки старших дошкольников»Что такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.  Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.Как проявляется уровень самооценки в поведении?Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать».  Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?Советы родителям по формированию самооценки- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.Принципы общения с агрессивным ребенком:- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.Игры на выплеск агрессивности«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.«Разыгрывание ситуации»Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.«Сидящий и стоящий».Застенчивость- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»Таким образом, формирующий эксперимент был направлен на формирование позитивной самооценки ребенка с помощью игр и упражнений посредствам работы с педагогами, родителями и взаимодействию детей в группе сверстников.3.3. Анализ результатов исследования педагогической поддержки в воспитании детей старшего дошкольного возраста со сниженной самооценкойЦелью данного этапа исследования является определение эффективности предлагаемых нами игр, упражнений и консультаций, направленных на формирование адекватной самооценки у детей. Для проведения контрольного этапа нами была взята методика В.Г Щур «Лесенка» (Приложение № 2). Итак, мы приступили к следующему этапу нашей исследовательской работы – контрольному эксперименту, который мы провели в мае 2018 г. Результаты сформированности уровня самооценки у детей контрольной группы показали : завышенная самооценка наблюдалась у 8 детей; возрастная норма наблюдалась у 6 детей; заниженная самооценка наблюдалась у 1 ребенка; с низкой самооценкой 0 детей;Рисунок 3. Результаты сформированности уровня самооценки детей контрольной группыИзучение сформированности уровня самооценки у детей в экспериментальной группе показало: Завышенная самооценка наблюдалась у 3 детей; Возрастная норма наблюдалась у 12 детей;Рисунок 4. Результаты сформированности уровня самооценки детей экпериментальной группыСравнительные данные изучения уровня сформированности самооценки у детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показали:Рисунок 5.1- Констатирующий этап в контрольной группе2- Контрольный этап в контрольной группе3- Констатирующий этап в экспериментальной группе4- Контрольный этап в экспериментальной группеТаким образом, мы видим, что в контрольной группе исследованиепоказало:Высокая самооценка возросла на 40%;Возрастная норма упала на 26,9 %;Заниженная самооценка упала на 6,7%Низкая самооценка уменьшилось на 6,7 %.А в экспериментальной группе показатели исследованияулучшились:Высокая самооценка упала на 6,6%;Возрастная норма улучшилась на 40%;Заниженная самооценка упала на 33,3%Детей с низкой самооценкой не появилось.Наше исследование уровня самооценки показало, что произошли значительные количественные и качественные изменения в уровне сформированности самооценки детей старшего дошкольного возраста.Таким образом, проведенное экспериментальное исследованиепоказало, что для детей старшего дошкольного возраста очень важновзаимодействие со сверстниками, семьёй и педагогами. По средствампредставленных игр и упражнений. Также следует учитыватьиндивидуальность каждого ребенка и типологию семьи каждого воспитанника.Вывод по второй главеРешая третью задачу, мы выявили и обосновали критерии проверки гипотезы. Подобрали методику по определению самооценки детей старшего дошкольного возраста, изучили стили семейного воспитания, и пришли к выводу. Что демократический стиль воспитания, самый оптимальный для воспитания детей, при определенных стилях формируется личность ребенка. Изучив методики, можно прийти к выводу, что самооценка детей зависит от стиля воспитания в семье, статуса ребенка в группе сверстников и от педагогической компетентности педагога. Были подобраны практико - ориентированные материалы для реализации гипотезы. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В процессе игры можно, понять, насколько ребенок активен в процессе взаимодействия со сверстниками, можно определить его самооценку.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение самооценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.Самооценка является, аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.Особенно у старшего дошкольника самооценка является наиболее сложным компонентом самосознания. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки являются - оценочные воздействия воспитателя, родителей и сверстников. Ребенок начинает учитывать последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Осознают особенности своего поведения, а по мере общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. Детям такого возраста характерна завышенная самооценка, однако присутствуют и с заниженной самооценкой причины которой могут быть: объективные недостатки относящиеся внешности; неуспех в деятельности, в общении; угроза отчуждения (нелюбовь родителей).Мы выявили, необходимые психолого-педагогические условия для формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Была теоретически обоснована гипотеза, согласно которой становление самооценки у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при следующих услових:-педагогическое взаимодействие с семьей по формированию самооценкидошкольников будет реализовано при учете типа семьи и стиля семейного воспитания;-содержательное взаимодействие с ребенком будет направлено на повышение статуса в группе сверстников;-обеспечение профессиональной компетентности педагогов по формированию адекватной самооценки дошкольников.Решая вторую задачу, мы подобрали методику по определениюсамооценки ребенка в группе сверстников. Решая третью задачу, мы подобрали практико - ориентированныйматериал для реализации гипотезы. Подобрали игры по формированиюсамооценки ребенка группе сверстников.Таким образом, все поставленные задачи в нашей работе решены.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование программы по теме «Педагогическая поддержка как средство воспитания уверенности у старших дошкольников со сниженной самооценкой». Экспериментальное исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста. В экспериментальном исследовании приняли участие 30 человек.Возраст участвующих в эксперименте от 5 лет – 7 лет. Учитывались возрастные возможности и особенности. В связи с возрастом участников принятых в проведении исследования, были подобраны методики, упражнения, задания для выявления эффективного воздействия на дошкольников, с возможностью выделить проблему в общении со сверстниками, а так же оказать психологическую помощь и поддержку. Из 30 участников принятых в исследования, 11 участников были на низком уровне. Участники не проявляли заинтересованность в проведении комплексной программы, все время отвлекались и всячески старались прервать проведение методики. В моменты, когда удавалось привлечь внимание, самостоятельно не могли одолеть интервьюированные им вопросы и во многом требовали помощи психолога.На среднем уровне проведения данной методики было 13 детей. Данные участники проявили заинтересованность в проведении методики оказания помощи в преодолении трудностей в общении со сверстниками, активно участвовали в решении поставленных вопросов и опросов, в моменты, когда возникали трудности, обращались за помощью к психологу, а так же проявили высокий уровень взаимопомощи.На высоком уровне было 6 человек. Данные участники активно вели беседу, интересовались психологической литературой по семейному консультированию, с интересом наблюдали за работой психолога.В период проведения методики «огонек», автор В.Ф. Потапов. Данная методика была направлена на улучшение атмосферы в коллективе, и выявление межличностных отношений. А так же на формирование доверительного аспекта между детьми.На низком уровне результативности данной методики из 30 человек принявших участие в исследовании, было 10 человек. Участники трудом соглашались на выполнение парных заданий, так же встречались моменты протеста и отказа. Однако в конечном итоге получилось наладить контакт с участниками в проведении методики.На среднем уровне проведения данной методики было 12 человек, в ходе проведения и пояснения заданий участники проявляли сотруднический характер поведения. Активно выбирали понравившийся раздаточный материал, разбивались по парам в целях необходимости выполнения задания. В моменты недопонимания или возникновения конфликтной ситуации, справлялись самостоятельно.На высоком уровне результативно использованных методик, оказалось 8 человек. Данные испытуемые проявили отличное взаимодействие в парах, активно отвечали и участвовали во всех этапах проведения методики. Конфликтных ситуаций не возникало, если были проблемные задания, не соответствие ответов и т.д., самостоятельно находили решение.Данная методикаоправдала и достигла в полной мере поставленных целей и задач исследования. Эффективность эмпирического исследования психологии отражается в процессе принятий решений с творческим началом или творческим подтекстом. Факторы психологической помощи припедагогической поддержки в воспитании детей старшего дошкольного возраста со сниженной самооценкой. Полученные результаты могут быть использованы при организации психологической помощи при трудностях в общении со сверстниками конфликтах личностной так и в парной форме.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАсеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.//В.Г. Ассев – М.: Мысль, 2016. – 158 сБадалян Р.С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103767Бабухина А.В. Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения / А.В. Бабухина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2018. – №1 (34). – С. 69–77.Варданян Ю.В., Кавадина А.О. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1. - С.1-9. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 144 с.Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader / 40.html (дата обращения: 12.02.2019)Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Режим доступа: http://www.ipras.ruГорбунова Е.В., Хандов С.К. особенности формирования самооценки у старших дошкольников общим недоразвитием речи // Акмеология № 1, 2018. - С.83-86. Горохова, А. А., Сомова, Н. Л., Киричик, Е. С. (2021) Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков. Психология человека в образовании, Т. 3, № 2. - С. 128–139. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-2-128-139 Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования – М.: Издательский Центр «Академия».//В.В. Давыдов – 2017. – 480сДошкольный и младший школьный возраст. Особенности учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://www.cdrspas.ru/deloN3231 (дата обращения: 18.02.2019)Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников. М. :Эксмо, 2019. 176 сЕпанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2019. – 80 сЖукова, Надежда Сергеевна. Преодоление общего недоразвития учебной мотивации у детей с задержкой психического развития у детей [Текст] : [книга для логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург :Литур, 2011. - 316, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Мастерская человека).; ISBN 978-5-9780-0422-9 (в пер.)Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17.02.2023 г., вступившие в силу с 28.02.2023) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2023 г Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273– ФЗ (ред. от 02.07.2021) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2021г Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2020. 96 с. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2019. 256 с. 9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2015. 320 с.Канюк С. С. Психология мотивации: учебное пособие [Текст] / Канюк С.С. – М., 2012. – С. 238 – 248.Калишенко В. Д. Педагогическая оценка в формировании самооценки старших дошкольников // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2022. № 12. С. 40–46. Капитанец Е. Г. Модель формирования самооценки у детей дошкольного возраста 5–6 лет // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T7. С. 146–150. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. 221 с. Карабанова Е. А. Исследование самооценки личности // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. 2016. С. 179–181. Карасева Н.А. Контекстный подход как средство воспитания у дошкольников адекватной самооценки // Контекстный подход как средство развития личности. Елец, 2017. С. 62– 66. Ковалева И. А. Влияние сюжетно–ролевой игры на самооценку дошкольника // Colloquium–journal. 2019. № 20. С. 46–47. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. М: Генезис, 2016. 128 с. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. М. : Генезис, 2021. 128 с. Корнеева Т. В. Особенности представлений старших дошкольников об «образе Я» и их взаимосвязь с самооценкой // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 2. С. 13–22. Крюкова С. В., Донсков Н. И. Удивляюсь, злюсь, боюсь. Программа групповой психологической работы с дошкольниками. М. : Генезис, 2020. 272 с.Коробейников, И.А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 3-13.Иванова Г.П., Слухаева М.А. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации // Акмеология № 4, 2018.- С.19-24. Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). - С. 251-261. DOI: https://www.doi.org/10.32744/pseКузнецова Е. А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 06.02.2019)Кухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – Тюмень: Изд. Тюменского гос. универ-та, 2014. – 179 с.Лифиц Е. А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2019. 160 сПанфилова М. А. Игротерапия общения. М. 6 Просвещение 2018. 160 с. 78Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии.//В.Э. Мильман – 2017. – № 2. – С. 42 – 47Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. //В.Ф. Моргун– 2016. – № 6. – С.13 – 24Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Флинта, 2016. - 392 c. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка 2002 г.Понятие «мотивация» в психологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://globalteka.ru/news/1-latest-news/352--lr-.html (дата обращения: 02.02.2019)Посмёткина Н.Н. Мотивация учения и ее влияние на формирование личности младшего школьника в условиях совместной деятельности // Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные проблемы психологии личности». – Пенза, 2014. – С.113–115.Подкорытов В.С., Мишанова М.К. Возрастные этапы развития логоневроза у детей с резидуально-органическим поражением головного мозга // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2018. - №1 (4). - С. 41 - 45.Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] Режим доступа: festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 02.02.2019)Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. №613 «О внесений изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413» Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015Самогаева А.Д. Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению // Вестник МИТУ-МАСИ №2, 2018. - С.39-43 Сидоров К.Р. Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификация.// Философия. Социология. Психология. Педагогика, 2013 Вып.1. - С.40-42. Васягина Н. Н. Самосознание как условие субъектного становления личности // Политематический журнал научных публикаций. – 2013. №4. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. М.: Джангар, 2010. – 864 с. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное», М.: Речь, 2012. – 560 с.Пашкевич Т. Д. Социально–эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Волгоград, 2020. 236 с. 24. Подвижные тематические игры для дошкольников/ Составители Т. В. Лисина, Г. В. Морозова. М. : ТЦ «Сфера», 2019. 128 с. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 2010. 198 с. Смирнова Е. О., Холмогорова М. Конфликтные дети. М. :Эксмо, 2019. 176 с. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2022 г Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (с изм.08.11.2022) / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2022 г Федосеева М. А. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально–коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград: Учитель, 2018. 122 с. Формирование коммуникативных навыков у детей 3–7 лет: модели комплексных занятий/ Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. Волгоград: Учитель, 2022. 159 с. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 314 сПриложениеПриложение 1Диагностика «Лесенка побуждений» Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:нравится ли тебе посещать детский сад? ( широкий познавательный) Как начинается твое утро? Любишь ли ты умываться? Помогают ли тебе родители собираться в детский сад? (процессуальный) Радуешься ли ты, если мама или папа говорят, что сегодня можно остаться дома и не идти в садик? (результативный)Нравится ли тебе работать на занятиях? Что ты любишь больше: рисовать или лепить из пластилина? (учебнопознавательный)Ты любишь гулять на свежем воздухе? (социальный мотив)Есть ли у тебя в группе друзья? (учительский мотив)Как часто ты рассказываешь родителям, как прошел у тебя день в садике? (родительский мотив)Рассказываешь ли ты родителям о конфликтах или ссорах в группе?(товарищеский мотив)Интересно ли тебе на занятиях?(учительский мотив)На каких занятиях тебе нравится больше всего? (учительский мотив)Приложение 2Испытуемые Оценка уровня школьной мотивацииОбщий бал Уровень 12345678910Денис С.134563124130Очень высокий Дима В.142333312120Высокий Коля П. 213534111122ВысокийКирилл А.312122212319СреднийВитя Г.231423121221ВысокийТоля В.431223122121ВысокийЖеня Д.221133333324ВысокийСаша У.331211111115СреднийВова П.111123323320ВысокийВлад П.211223123118СреднийДавид Ш.331123131321ВысокийМирослав Ч.111321313421ВысокийАнна Б.431122431324ВысокийКристина В.211311112316СреднийДиана Л.331213211118СреднийНастя В.111111331215СреднийТоня Д.231113112318СреднийМаша Г.121312331118СреднийДаша Г.311111112315СреднийКатя Ж.431213433226Очень высокийАмина Ц.211121211113НизкийАлевтина Т.331333333025Очень высокийСофия Г.111111111211НизкийСофья Б.231343334329Очень высокийУльяна Н.311122113116СреднийВаря Н.131331332323ВысокийТаня З.212113123218СреднийСаша Д.321322311119СреднийАлла Э.133131123321ВысокийКсения А.221313311118СреднийАнтон Г.312241113220ВысокийДима Ш.131122221116СреднийПлатон Г.422233323125Очень высокийДенис Д.213111121114НизкийВадим Л.331123323122ВысокийЛев З.113132120115СреднийСергей Т.221114320117СреднийИлья П.313141120117СреднийЕгор Ф.121122220114Низкий Валентин Ю.213132120116СреднийГеоргий Н.221112220215СреднийВася П.313132321120ВысокийАлиса Д.131112122317СреднийДина О.212121323421ВысокийОльга В.322143121120ВысокийВика Л.112121323319СреднийЛена С.232233121120ВысокийСафина Г.322211322119СреднийГалина В.111223122318СреднийВита Т.311211322117СреднийТоня У.222233122322ВысокийУльяна З.123212221218СреднийЗина О.332231223122ВысокийОксана М.222213221017СреднийМилана П.113221222016СреднийПолина Д.331213442023ВысокийДина Ж.121232211015СреднийВасилиса У.311211324018Средний ПРИЛОЖЕНИЕ 3Сводная таблица результатов личностной тревожности А.М. Прихожан№Испытуемые Ответы Общий балШкольнаяСамооценочнаяМежличностная1Денис С.12362Дима В.24393Коля П. 42394Кирилл А.14055Витя Г.23056Толя В.31047Женя Д.42178Саша У.10239Вова П.213610Влад П.4241011Давид Ш.412712Мирослав Ч.303613Анна Б.421714Кристина В.112415Диана Л.333916Настя В.411617Тоня Д.134818Маша Г.210319Даша Г.333920Катя Ж.412721Амина Ц.131522Алевтина Т.213623София Г.3341024Софья Б.410525Ульяна Н.233826Варя Н.422827Таня З.111328Саша Д.332829Алла Э.133730Ксения А.211431Антон Г.132632Дима Ш.3431033Платон Г.412734Денис Д.234935Вадим Л.120336Лев З.010137Сергей Т.010138Илья П.030339Егор Ф.021340Валентин Ю.012341Георгий Н.033642Вася П.021343Алиса Д.134844Дина О.223745Ольга В.311546Вика Л.132647Лена С.413848Сафина Г.231649Галина В.324950Вита Т.110251Тоня У.202452Ульяна З.303653Зина О.411654Оксана М.024655Милана П.132656Полина Д.323857Дина Ж.412758Василиса У.0134ПРИЛОЖЕНИЕ 4Сводная таблица диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»  №Испытуемые 12345678Общее количество Уровень 1Денис С.4434124224Высокий 2Дима В.2223431118Средний 3Коля П. 2431311116Средний4Кирилл А.2121213315Средний5Витя Г.3333333324Высокий 6Толя В.2111133315Средний7Женя Д.211111119Дезадаптация8Саша У.2333321118Средний9Вова П.3333333324Высокий 10Влад П.200011127Дезадаптация11Давид Ш.000123118Дезадаптация12Мирослав Ч.2222222216Средний 13Анна Б.2431111114Средний14Кристина В.111111118Дезадаптация15Диана Л.011110004Дезадаптация16Настя В.111111118Дезадаптация17Тоня Д.2122111111Низкий 18Маша Г.011111117Дезадаптация19Даша Г.2312222216Средний 20Катя Ж.2112222214Низкий 21Амина Ц.111110005Дезадаптация22Алевтина Т.1212333318Средний 23София Г.4434124224Высокий 24Софья Б.2223431118Средний 25Ульяна Н.2431311116Средний26Варя Н.2121213315Средний27Таня З.3333333324Высокий 28Саша Д.2111133315Средний29Алла Э.211111119Дезадаптация30Ксения А.2333321118Средний31Антон Г.3333333324Высокий 32Дима Ш.200011127Дезадаптация33Платон Г.000123118Дезадаптация34Денис Д.2222222216Средний 35Вадим Л.2431111114Средний36Лев З.111111118Дезадаптация37Сергей Т.011110004Дезадаптация38Илья П.111111118Дезадаптация39Егор Ф.2122111111Низкий 40Валентин Ю.011111117Дезадаптация41Георгий Н.2312222216Средний 42Вася П.2112222214Низкий 43Алиса Д.111110005Дезадаптация44Дина О.1212333318Средний 45Ольга В.4434124224Высокий 46Вика Л.2223431118Средний 47Лена С.4434124224Высокий 48Сафина Г.2223431118Средний 49Галина В.2431311116Средний50Вита Т.2121213315Средний51Тоня У.3333333324Высокий 52Ульяна З.2111133315Средний53Зина О.211111119Дезадаптация54Оксана М.2333321118Средний55Милана П.3333333324Высокий 56Полина Д.200011127Дезадаптация57Дина Ж.000123118Дезадаптация58Василиса У.4434124224Высокий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.//В.Г. Ассев – М.: Мысль, 2016. – 158 с
2. Бадалян Р.С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103767
3. Бабухина А.В. Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения / А.В. Бабухина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2018. – №1 (34). – С. 69–77.
4. Варданян Ю.В., Кавадина А.О. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1. - С.1-9.
5. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 144 с.
6. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader / 40.html (дата обращения: 12.02.2019)
7. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Режим доступа: http://www.ipras.ru
8. Горбунова Е.В., Хандов С.К. особенности формирования самооценки у старших дошкольников общим недоразвитием речи // Акмеология № 1, 2018. - С.83-86.
9. Горохова, А. А., Сомова, Н. Л., Киричик, Е. С. (2021) Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков. Психология человека в образовании, Т. 3, № 2. - С. 128–139. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-2-128-139
10. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования – М.: Издательский Центр «Академия».//В.В. Давыдов – 2017. – 480с
11. Дошкольный и младший школьный возраст. Особенности учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://www.cdrspas.ru/deloN3231 (дата обращения: 18.02.2019)
12. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников. М. : Эксмо, 2019. 176 с
13. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2019. – 80 с
14. Жукова, Надежда Сергеевна. Преодоление общего недоразвития учебной мотивации у детей с задержкой психического развития у детей [Текст] : [книга для логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2011. - 316, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Мастерская человека).; ISBN 978-5-9780-0422-9 (в пер.)
15. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17.02.2023 г., вступившие в силу с 28.02.2023) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2023 г
16. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273– ФЗ (ред. от 02.07.2021) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2021г
17. Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2020. 96 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2019. 256 с. 9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2015. 320 с.
19. Канюк С. С. Психология мотивации: учебное пособие [Текст] / Канюк С.С. – М., 2012. – С. 238 – 248.
20. Калишенко В. Д. Педагогическая оценка в формировании самооценки старших дошкольников // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2022. № 12. С. 40–46.
21. Капитанец Е. Г. Модель формирования самооценки у детей дошкольного возраста 5–6 лет // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T7. С. 146–150.
22. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. 221 с.
23. Карабанова Е. А. Исследование самооценки личности // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. 2016. С. 179–181.
24. Карасева Н.А. Контекстный подход как средство воспитания у дошкольников адекватной самооценки // Контекстный подход как средство развития личности. Елец, 2017. С. 62– 66.
25. Ковалева И. А. Влияние сюжетно–ролевой игры на самооценку дошкольника // Colloquium–journal. 2019. № 20. С. 46–47.
26. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. М: Генезис, 2016. 128 с.
27. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. М. : Генезис, 2021. 128 с.
28. Корнеева Т. В. Особенности представлений старших дошкольников об «образе Я» и их взаимосвязь с самооценкой // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 2. С. 13–22.
29. Крюкова С. В., Донсков Н. И. Удивляюсь, злюсь, боюсь. Программа групповой психологической работы с дошкольниками. М. : Генезис, 2020. 272 с.
30. Коробейников, И.А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 3-13.
31. Иванова Г.П., Слухаева М.А. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации // Акмеология № 4, 2018.- С.19-24.
32. Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). - С. 251-261. DOI: https://www.doi.org/10.32744/pse
33. Кузнецова Е. А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 06.02.2019)
34. Кухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – Тюмень: Изд. Тюменского гос. универ-та, 2014. – 179 с.
35. Лифиц Е. А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2019. 160 с
36. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М. 6 Просвещение 2018. 160 с. 78
37. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии.//В.Э. Мильман – 2017. – № 2. – С. 42 – 47
38. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. //В.Ф. Моргун– 2016. – № 6. – С.13 – 24
39. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Флинта, 2016. - 392 c.
40. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка 2002 г.
41. Понятие «мотивация» в психологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://globalteka.ru/news/1-latest-news/352--lr-.html (дата обращения: 02.02.2019)
42. Посмёткина Н.Н. Мотивация учения и ее влияние на формирование личности младшего школьника в условиях совместной деятельности // Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные проблемы психологии личности». – Пенза, 2014. – С.113–115.
43. Подкорытов В.С., Мишанова М.К. Возрастные этапы развития логоневроза у детей с резидуально-органическим поражением головного мозга // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2018. - №1 (4). - С. 41 - 45.
44. Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] Режим доступа: festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 02.02.2019)
45. Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. №613 «О внесений изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413» Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
46. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015
47. Самогаева А.Д. Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению // Вестник МИТУ-МАСИ №2, 2018. - С.39-43
48. Сидоров К.Р. Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификация.// Философия. Социология. Психология. Педагогика, 2013 Вып.1. - С.40-42.
49. Васягина Н. Н. Самосознание как условие субъектного становления личности // Политематический журнал научных публикаций. – 2013. №4.
50. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. М.: Джангар, 2010. – 864 с.
51. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное», М.: Речь, 2012. – 560 с.
52. Пашкевич Т. Д. Социально–эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Волгоград, 2020. 236 с. 24. Подвижные тематические игры для дошкольников/ Составители Т. В. Лисина, Г. В. Морозова. М. : ТЦ «Сфера», 2019. 128 с.
53. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 2010. 198 с.
54. Смирнова Е. О., Холмогорова М. Конфликтные дети. М. : Эксмо, 2019. 176 с.
55. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2022 г
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (с изм.08.11.2022) / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2022 г
57. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально–коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград: Учитель, 2018. 122 с.
58. Формирование коммуникативных навыков у детей 3–7 лет: модели комплексных занятий/ Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. Волгоград: Учитель, 2022. 159 с.
59. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 314 с