Математическая сказка как средство овладения счетной деятельностью детьми дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 82 82 страницы
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 18.01.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ 7
1.1. Понятие «счетная деятельность» в научной литературе 7
1.2. Особенности овладения счетной деятельностью в дошкольном возрасте 17
1.3. Математическая сказка как средство овладения счетной деятельностью детьми дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ 38
2.1. Диагностика уровня сформированности счетной деятельности детей дошкольного возраста 38
2.2. Организация работы по формированию счетной деятельностью детей дошкольного возраста с помощью математических сказок 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77

Фрагмент для ознакомления

На занятиях использовались следующие математические сказки:«Математика в лесу»: закрепление представлений о цифрах, количестве и счете в пределах 5, «На кого похожа цифра?», «С кем дружит цифра?»: закрепление представлений о цифрах, «Пять органов чувств»: закрепление прямого и обратного счета в пределах 5, «Сказка о Нуле»: закрепление представлений о цифре 0, «Девочка и Цифра 6», «Цифра 7 и Семь цветов радуги», «Кто помог Цифре 8?», «Счастливая цифра 9», «Как появилось число 10», «Ступеньки»: порядковый счет в пределах 10.Сюжет каждой математической сказки подчинен цели занятия. В начале сказки дети знакомятся с героями, узнают, какую проблему необходимо решить вместе с героями. По ходу сюжета дети закрепляют представления о числе и счете, учатся считать в прямом и обратном порядке, знакомятся с количественным и порядковым счетом в пределах десятка, учатся находить соседей числа, определять состав числа, сравнивать числа между собой («больше – меньше»), соотносить количество предметов с определенным числом. Дети учились правильно называть порядковые числительные.Для закрепления полученных знаний были организованы дидактические игры, которые подбирались в соответствии с задачами. В сюжетно-ролевых играх представления о счете также закреплялись и углублялись.Для родителей проводились различные формы просвещения, на которых они знакомятся с методикой развития счетных операций у детей. Это родительские собрания, семинары-практикумы, заседания родительского клуба, оформление уголка для родителей и другие.Повторная диагностика счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе показала положительную динамику. В процессе диагностики выявлено более успешное выполнение заданий старших дошкольников самостоятельно, без помощи педагога. Снизилось количество ошибок в прямом и обратном счете. Полученные результаты показали, что проведенная работа была эффективной и способствовала повышению уровня сформированности счетной деятельности детей дошкольного возраста благодаря использованию математической сказки.Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1. Андреева Н.А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 10-14.
2. Артамонова-Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. – М.: Сфера, 2017. – 127 с.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
4. Бисенова А.Н. Роль игрушки в развитии познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 46-1. – С. 16-18.
5. Бурлакова Л.Л. Конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 18-22.
6. Бусырева Л.П., Летягина Л.С., Кочура Ю.С. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 8. – С. 22-26.
7. Венгер Л.А. Психология развития: психологический лексикон. энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2015. – 176 с.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
9. Воронина Л.В. Математическое образование периода детства: исторический ракурс // Образование и наука. – 2009. – №10. – С. 70-81.
10. Гасанова Д.И. Игра в развитии познавательной сферы. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 74 c.
11. Гордиенко Н.В., Опара Н.В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55-8. – С. 33-35.
12. Гришунина Л.В. Математические игры // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 17-19.
13. Гурбатова Е.Р. Преемственность математического образования: современные подходы // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 11. – С. 84-86.
14. Демешина А.Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 19-22.
15. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
16. Емельяненко Ю.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в детском саду // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 4 (7). – С. 89-91.
17. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
18. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
19. Есина К.А. Теоретический анализ психологических подходов к развитию познавательной сферы личности // Современные тенденции развития науки и производства. – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2018. – С. 54-61.
20. Загорная Е.В. Диагностика и развитие познавательной сферы дошкольников: учебно-методическое пособие. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 197 c.
21. Иванова А.И., Уманская Н.В. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
22. Игралочка: практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2010. – 224 с.
23. Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 16 с.
24. Колесникова Е.В. Диагностика математических детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 32 с.
25. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 75 с.
26. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.
27. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
28. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 201 с.
29. Михайлова З.А., Носова Е.Д., Столяр А.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: учебное пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 384 с.
30. Образовательная область «Познавательное развитие»: учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 297 с.
31. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
32. Патракова Л.А. Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 7. – С. 16-20.
33. Пирожкова Т.А. Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 4. – С. 30-32.
34. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 304 с.
35. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, Л.М. Кларина. – М.: Русское слово, 2015. – 128 с.
36. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников: методические рекомендации / авт.-сост. И.Д. Войтова; под ред. А.В. Можейко. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010. – 128 с.
37. Семенова Н.Г. Развивающие занятия с использованием игры «Математический планшет» // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 6. – С. 14-17.
38. Семенова Е.В. Методика математического развития детей дошкольного возраста: учебно-методические и дидактические материалы. – СПб., 2008. – 78 с.
39. Скалина О.В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 51-54.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
41. Шамарова С.Ю. Дидактические игры как средство развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза 2019. – С. 287-289.
42. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2007. – 360 с.