Сестринский уход за недоношенным новорожденным на разных этапах выхаживания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сестринское дело
  • 41 41 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 12.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ НОВОРОЖДЕННЫМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЫХАЖИВАНИЯ 5
1.1. Современные представления о недоношенности, этапах выхаживания недоношенных детей 5
1.2. Сестринский уход за недоношенными новорожденными на разных этапах выхаживания 10
1.3. Выводы по теоретической главе 15
2. ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ НОВОРОЖДЕННЫМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЫХАЖИВАНИЯ 16
2.1. База исследования 16
2.2. Участники исследования 16
2.3. Методы и методика исследования 16
2.4. Описание результатов исследования 17
2.5. Выводы 24
2.6. Рекомендации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Приложение А. Анкета 31
Приложение Б. Результаты исследования 31
Приложение В. Памятка для родителей недоношенных детей 36
Фрагмент для ознакомления

Были также медико-биологические факторы риска. Это предшествующие аборты у 9 женщин (36,0%), спонтанные аборты и малый период времени, прошедший от предыдущих родов – у 8 женщин (по 32,0%) (рисунок Б3 приложение Б). Хронические заболевания, которые, как известно, также могут быть предиктором рождения недоношенных детей, встречаются у 22 женщин из 25 (88,0%) (рисунок Б4, приложение Б).Беременность с осложнениями протекала у 17 женщин из 25 (68,0%), не было осложнений только у 8 женщин из 25 (32,0%) (рисунок Б5, приложение Б).Иными словами, женщины, чьи дети родились недоношенными, имеют большой объем факторов риска недоношенности, что делает важным проведение мероприятий по их коррекции с целью недопущения рождения таких детей в последующем. В том числе это необходимо делать в рамках работы медицинских сестер, в частности, посредством бесед.О состоянии новорожденного информировались все женщины (25 человек, 100%) (рисунок Б5, Приложение Б).Кормление ребенка грудным молоком проводилось у 21 женщины (84,0%). При этом женщины сцеживали молоко и приносили его в отделение. Не могли кормить грудным молоком 4 женщины из 25 (16,0%). Все эти женщины, либо их дети имели временные или абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию (рисунок Б7, Приложение Б).Посещать своего ребенка в отделении имели возможность все женщины (25 человек, 100,0%). Посещение осуществлялось по графику с 16:00 до 17:00 с учетом состояния матери и ребенка (рисунок Б8, Приложение Б).О последующей реабилитации ребенка, патологиях, которые могут встречаться у недоношенных детей была проведена беседа с 24 женщинами из 25 (96,0%) (рисунок Б9, Приложение Б). О важности грудного вскармливания беседовали с 20 женщинами из 25 (80,0%) (рисунок Б10, Приложение Б).Таким образом, можно говорить о том, что медицинские сестры оказывают помощь не только детям, но и их родителям. 2.5. ВыводыНами было проведено анкетирование женщин, чьи дети родились недоношенными, было проведено наблюдение за работой медицинской сестры, проанализирован клинический случай недоношенности и особенности работы медицинской сестры по данному случаю. Можно заключить, что медицинские сестры отделения выполняют широкий круг обязанностей, качественно и эффективно осуществляя уход и оказывая медицинскую помощь пациентам. Медицинская сестра также проводит обучение женщин правилам организации грудного вскармливания в отделении, принимает меры по сохранения грудного молока. 2.6. РекомендацииНа основе полученных теоретических и практических сведений можно дать ряд рекомендаций по организации ухода за недоношенными новорожденными детьми. Это такие рекомендации как:Усилить санитарно-просветительскую работу по информированию населения о причинах недоношенности, осложнениях, которые связаны с недоношенностью, мерах по ее предупреждению. Система санитарно-просветительской работы должна быть комплексной, включать в себя мероприятия в учебных заведениях, женских консультациях, поликлиниках по месту жительства. Особенно интенсивно меры информирования должны работать в отношении женщин, имеющих высокий риск рождения недоношенных детей.Беременные женщины, у которых высок риск рождения недоношенных детей, должны быть под более тщательным наблюдением не только акушеров-гинекологов женской консультации, но и терапевтов, педиатров, психологов, врачей узких специальностей.Обеспечить разработку, создание и внедрение компьютеризированной информационной системы для медицинского персонала, в которой должны содержаться сведения о последних достижениях в области причин, методов предупреждения недоношенности, ухода за недоношенными детьми.Разработать и выпустить серию информационных материалов по проблемам недоношенности, ухода за недоношенными детьми.На сайте клиники разработать информационный раздел, посвященный проблемам недоношенности и ухода за недоношенными детьми.Обеспечить преемственность наблюдения за недоношенными детьми, которые из отделения выписываются под наблюдение по месту жительства.Указанные предложения позволят повысить эффективность мероприятий по профилактике недоношенности, снизить число недоношенных детей, риск развития осложнений, связанных с неправильным уходом за недоношенными детьми. ЗАКЛЮЧЕНИЕБеременность несет за собой не только радостные переживания, но и всевозможные риски. Бывает, что малыш рождается не в положенный срок, а гораздо раньше, когда системы органов еще не в полной мере сформированы. Такие дети больше подвержены риску возникновения осложнений после родов и требуют специального ухода.Недоношенными являются дети, родившиеся на сроке менее 37 недель или до 260-го дня беременности, т.е. критерием недоношенности является гестационный возраст. Большая часть недоношенных детей рождается с массой тела менее 2500 г.Недоношенность – это достаточно широко распространенное явление как в мире в целом, так и на территории Российской Федерации в частности.Преждевременные роды являются не только медицинской, но и социально значимой проблемой. Недоношенность вносит существенный вклад в показатели, отражающие степень общего благосостояния общества, такие как младенческая и детская смертность, мертворождаемость, заболеваемость, материнская смертность, средняя продолжительность жизни.Именно поэтому вопросы выхаживания недоношенных детей и роли в этом процессе медицинской сестры так актуален.Исходя из сказанного выше, мы может сделать следующие выводы:Недоношенность – это одна из наиболее серьезных проблем современной неонатологии. Недоношенность носит полиэтиологический характер, связана как с эндогенными, так и с экзогенными причинами. Недоношенные дети имеют ряд физиологических особенностей, выражающихся в неготовности большинства органов и их систем к функционированию вне материнской утробы. Физиологические и анатомические особенности недоношенных детей обуславливают необходимость сознания особых условий выхаживания, заключающихся в поддержании температуры, влажности, звукового и светового режима, режима тактильных ощущений. Крайне важно и питание. В частности, рекомендуется применять питание грудным молоком. Однако, в процессе организации такого питания могут возникать многочисленные сложности.Опрос родителей недоношенных детей показал, что медицинские сестры оказывают помощь не только детям, но и их родителям. При этом часто у родителей детей недостаточно знаний в области ухода за недоношенными. Так, например, кормление ребенка грудным молоком проводилось у 84,0% женщин, о последующей реабилитации ребенка, патологиях, которые могут встречаться у недоношенных детей была проведена беседа с 96,0% женщин, о важности грудного вскармливания беседовали с 80,0% женщин.Анализ клинического случая показал, что медицинская сестра имеет массы обязанностей по уходу за недоношенными за детьми. Одним из компонентов такого ухода является организация грудного вскармливания. При организации грудного вскармливания недоношенных детей медицинская сестра принимает молоко у родителей ребенка, принимает меры по его хранению, стерилизации, выполняет назначения врача по объему, методы введения грудного молока. Медицинская сестра должна выполнять и ряд других обязанностей, в частности обучать женщин методам организации грудного вскармливания, однако в изученном отделении эта работа не выполняется, хотя она напрямую влияет на состояние здоровья пациента и входит в комплекс проблем, которые у него возникают в связи с недоношенностью.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Практическая значимость проделанной нами работы состоит в возможности использования полученных сведений медицинской сестрой в своей работе.Социальная значимость проделанной нами работы заключается в том, что разработанная нами памятка может быть полезна женщинами, которые родили недоношенного ребенка.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАтласов В.О. Преждевременные роды и недоношенный ребенок в 22-27 недель гестации: Практическое руководство для врачей / В.О. Атласов, Д.О. Иванов, И.Б. Года. – СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2021. – 256 с.Беляева И.А. Рациональное вскармливание недоношенных детей / И.А. Беляева, Г.В. Яцык, Т.Э. Боровик, В.А. Скворцова, А.В. Суржик // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского, 2010. – Т. 89. – № 3. – С. 92-98.Горчакова Н.Ю. Ретинопатиянедоношенных / Н.Ю. Горчакова // Практическая медицина, 2012. – № 7-1 (63). – С. 31.Демидова Т.В. Сестринский уход за недоношенным новорожденным: учебное пособие / Т.В. Демидова. – Иркутск: ГБОКВПОИГМУ Минздрава России Институт сестринского образования, 2013. – 52 с.Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.Клинические рекомендации. Неонатология / под ред. Н.Н. Володина, Д.Н. Дегтярева, Д.С. Крючко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с.КоголеваЛ.В. Результаты длительного наблюдения глубоко недоношенных детей с ретинопатией / Л.В. Коголева, Л.А. Катаргина, Т.В. Судовская, Т.Б. Круглова, Ю.А. Бобровская // Вестник офтальмологии, 2020. – Т. 136. – № 5. – С. 39-45.КоловаО.Е. Медсестра отделения неонатологии / О.Е. Колова, С.И. Демкина // Медицинская сестра, 2018. – Т. 20. – С. 18-21.ЛищинскаяВ.Н. Некоторые аспекты выхаживания новорожденных в отделении реанимации и интенсивной терапии / В.Н. Лещинская, Н.В. Туркина // Медицинская сестра, 2014. – № 7. – С. 47-52.Недоношенный ребенок. Справочник / сост. Л.Н. Софронова, Л.А. Федорова. – М.: Редакция журнала StatusPraesens, 2020. – 312 с.Неонатология: национальное руководство: краткое издание / А.Г. Антонов, Н.Н. Арестова, Е.Н. БАйбарина и др.; под ред. акад. РАН Н.Н. Володина. – ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 896 с.Пальчик А.Б. Неврология недоношенных детей / А.Б. Пальчик, А.Н. Понятишин, Л.А. Федорова. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: МЕДперсс-информ, 2021. – 408 с.ПяхкельО.Ю. Медико-социальные аспекты выхаживания недоношенных детей с экстремально-низкой массой тела / О.Ю. Пяхкель, И.П. Королева, Н.В. Туркина // Медицинская сестра, 2011. – № 8. – С. 25-31.Синица Л.Н. «Метод кенгуру» как способ повышения эффективности выхаживания недоношенных детей / Л.Н. Синица, А.И. Пальцева, А.А. Козич, Ю.В. Мякиш // Врач-пациент: сотрудничество в решении проблем здоровья, 2017. – С. 200-203.Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии / И.К. Славянова. – М.: КНОРУС, 2016. – 312 с.ТабышеваА.К. Социальные факторы риска рождения глубоконедоношенных детей / А.К. Табышева, Г.Ш. Маймерова, И.Г. Шайдерова // Бюллетень науки и практики, 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 177-182.ТабышекваА.К. Медико-биологические факторы риска рождения глебоконедоношенных детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела / А.К. ТАбышева, Г.Ш. Маймерова, И.Г. Шайдерова // Бюллетень науки и практики, 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 168-176.ТульчинкаяВ.Д. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова.; под ред. Р.Ф. Морозовой. – 20-е изд., испр. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 383 с.Федорова Л.А. Катамнез недоношенных детей / Л.А. Федорова, К.Е. Моисеева // Детская медицина северо-запада, 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 354-355.ШабаловН.П. Неонатология: учеб.пособие. В 2 т. Т. 1 / Н.П. Шабалов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 704 с.ШайторВ.М. Неотложная неонатология: краткое руководство для врачей / В.М. Шайтор, Л.Д. Панова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 320 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение А. АнкетаВаш возраст: ____________________________________________________Состоите ли Вы в браке?ДаНетУкажите, если для Вас характерен один из представленных ниже факторов (можно несколько факторов):Позднее вставание на учет по беременностиОтсутствие наблюдения во время беременностиНизкое качество наблюдения во время беременностиНеудовлетворительные жилищно-бытовые условияПрофессиональные вредностиВредные привычки (курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания)Укажите, если для Вас характерен один из представленных ниже факторов (можно несколько факторов):Предшествующие медицинские абортыСпонтанные аборты (выкидыши)От предыдущих родов прошло менее 1 годаЕсть ли у Вас хронические заболевания?ДаНетБыли ли у Вас осложнения беременности?ДаНетПолучаете ли Вы достаточно информации о состоянии своего ребенка?ДаНетПриложение Б. Результаты исследованияРисунокБ1 – Возрастной состав опрашиваемыхРисунокБ2 – Социальные факторы риска невынашивания беременностиРисунокБ3 – Медико-биологические факторы риска невынашивания беременностиРисунок 4 – Наличие хронических заболеванийРисунокБ5 – Наличие осложнений беременностиРисунокБ6 – Получение женщинами информации о состоянии новорожденногоРисунокБ7 – Проведение беседы о последующей реабилитации ребенка, РисунокБ8 – Проведение беседы о важности грудного вскармливания недоношенных детейРисунокБ9 – Возможность кормления ребенка грудным молоком материРисунокБ10 – Возможность посещения ребенка в отделенииПриложение В. Памятка для родителей недоношенных детей

1.Атласов В.О. Преждевременные роды и недоношенный ребенок в 22-27 недель гестации: Практическое руководство для врачей / В.О. Атласов, Д.О. Иванов, И.Б. Года. – СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2021. – 256 с.
2.Беляева И.А. Рациональное вскармливание недоношенных детей / И.А. Беляева, Г.В. Яцык, Т.Э. Боровик, В.А. Скворцова, А.В. Суржик // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского, 2010. – Т. 89. – № 3. – С. 92-98.
3.Горчакова Н.Ю. Ретинопатия недоношенных / Н.Ю. Горчакова // Практическая медицина, 2012. – № 7-1 (63). – С. 31.
4.Демидова Т.В. Сестринский уход за недоношенным новорожденным: учебное пособие / Т.В. Демидова. – Иркутск: ГБОК ВПО ИГМУ Минздрава России Институт сестринского образования, 2013. – 52 с.
5.Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.
6.Клинические рекомендации. Неонатология / под ред. Н.Н. Володина, Д.Н. Дегтярева, Д.С. Крючко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с.
7.Коголева Л.В. Результаты длительного наблюдения глубоко недоношенных детей с ретинопатией / Л.В. Коголева, Л.А. Катаргина, Т.В. Судовская, Т.Б. Круглова, Ю.А. Бобровская // Вестник офтальмологии, 2020. – Т. 136. – № 5. – С. 39-45.
8.Колова О.Е. Медсестра отделения неонатологии / О.Е. Колова, С.И. Демкина // Медицинская сестра, 2018. – Т. 20. – С. 18-21.
9.Лищинская В.Н. Некоторые аспекты выхаживания новорожденных в отделении реанимации и интенсивной терапии / В.Н. Лещинская, Н.В. Туркина // Медицинская сестра, 2014. – № 7. – С. 47-52.
10.Недоношенный ребенок. Справочник / сост. Л.Н. Софронова, Л.А. Федорова. – М.: Редакция журнала StatusPraesens, 2020. – 312 с.
11.Неонатология: национальное руководство: краткое издание / А.Г. Антонов, Н.Н. Арестова, Е.Н. БАйбарина и др.; под ред. акад. РАН Н.Н. Володина. – ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 896 с.
12.Пальчик А.Б. Неврология недоношенных детей / А.Б. Пальчик, А.Н. Понятишин, Л.А. Федорова. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: МЕДперсс-информ, 2021. – 408 с.
13.Пяхкель О.Ю. Медико-социальные аспекты выхаживания недоношенных детей с экстремально-низкой массой тела / О.Ю. Пяхкель, И.П. Королева, Н.В. Туркина // Медицинская сестра, 2011. – № 8. – С. 25-31.
14.Синица Л.Н. «Метод кенгуру» как способ повышения эффективности выхаживания недоношенных детей / Л.Н. Синица, А.И. Пальцева, А.А. Козич, Ю.В. Мякиш // Врач-пациент: сотрудничество в решении проблем здоровья, 2017. – С. 200-203.
15.Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии / И.К. Славянова. – М.: КНОРУС, 2016. – 312 с.
16.Табышева А.К. Социальные факторы риска рождения глубоконедоношенных детей / А.К. Табышева, Г.Ш. Маймерова, И.Г. Шайдерова // Бюллетень науки и практики, 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 177-182.
17.Табышеква А.К. Медико-биологические факторы риска рождения глебоконедоношенных детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела / А.К. ТАбышева, Г.Ш. Маймерова, И.Г. Шайдерова // Бюллетень науки и практики, 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 168-176.
18.Тульчинкая В.Д. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова.; под ред. Р.Ф. Морозовой. – 20-е изд., испр. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 383 с.
19.Федорова Л.А. Катамнез недоношенных детей / Л.А. Федорова, К.Е. Моисеева // Детская медицина северо-запада, 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 354-355.
20.Шабалов Н.П. Неонатология: учеб. пособие. В 2 т. Т. 1 / Н.П. Шабалов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 704 с.
21.Шайтор В.М. Неотложная неонатология: краткое руководство для врачей / В.М. Шайтор, Л.Д. Панова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 320 с.