Философия в русской литературе 19 века.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 18 18 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 13.12.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1.Философия человека Ф.М. Достоевского 4
2.Философия Л.Н. Толстого 9
3.Преломление философии ницшеанства и идеи сверхчеловека в раннем творчестве М. Горького 14
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Итак, Толстой доказывает, что все ученые, мыслители, которые ставили вопрос о жизни, либо давали неопределенные ответы, либо же признавали, что конечное существование человека перед лицом бесконечного мира является бессмысленным. Тем не менее, суть вопроса Толстой видит в том, «каков смысл именно конечного в бесконечном: «Цель жизни только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос». И как раз средство для реализации данной цели состоит в том, чтобы придерживаться тактики «непротивления злу насилием», о чем уже говорилось ранее.Что касается веры, то Толстой считал, что вера едина у всех людей. Как базис всех религий, она способна объединять в истинных положениях. Соответственно, как полагал Толстой, различие религий является только внешним выражением разной приближенности к единой истине. Существующие религии многообразны, тем не менее, есть три типа сознания смысла человеческого бытия: первобытное (личное), языческое-общественное (семейно-государственное), христианское (божеское).Общий вывод из такого понимания Л. Н. Толстым сущности религии заключается в следующем: религия в качестве выражения вовне своей веры –отличает каждого человека. Различие религий есть выражение различия степени приближенности к истине. Основная истина для человека – это истина смысла бытия. Она заложена в каждом, тем не менее, ее раскрытие зависит от самого человека [3].В целом, если давать оценку взглядам Толстого, то можно выделить многие противоречивые аспекты. В первую очередь, абсолютизация принципа непротивления злу насилием приводит писателя к идеализации, нивелированию самой проблемы существования зла в этом мире. Эта идея Толстого кажется в высшей мере утопичной, поскольку общественные законы таковы, что зло осуждается, более того, принимаются те или иные нормы, законы, чтобы этой злу противостоять. Возможно ли считать такое, по сути, насильственное сопротивление злу неверным? Конечно же, нет, поскольку иначе общество погрузится в хаос. Толстой опускает и такой важный момент, как дуальность природы человека и общественной жизни. Зло существовало во все времена, соответственно, цель общественного порядка как раз и состоит в том, чтобы это зло ограничивать. 3.Преломление философии ницшеанства и идеи сверхчеловека в раннем творчестве М. ГорькогоГлавная проблема раннего творчества Горького, чрезвычайно увлеченного философскими идеями Ницше, заключалась в том, чтобы найти новый человеческий идеал, гармонию в мире. В начале 1890-х годов он избирает для себя в качестве основного романтический метод. То есть, проблема личности рассматривается им с романтической позиции. Необходимо заметить, что этому способствовало и время – переход от одной эпохи к другой, обострение духовного кризиса, возникает особый интерес к человеку как духовной субстанции. Особенно актуальными стали проблемы, связанные с нравственным выбором, поиском свободы, границами внутренней и внешней свободы личности. Вместе с тем, для Горького в этот период значим масштабный идеал личности, он считает, что человек должен совершать великие поступки, участвовать в историческом процессе, ведь личность – это неотъемлемая часть потока времени. По сути, как считал Горький, человек может выбрать для себя либо активное действие, либо подчиняться обстоятельствам. Для Горького идеал личности – это человек, который утверждает себя. По Горькому, реальный человек объединяет в себе эти два начала: его душа заключает в себе звучание как мертвых, так и живых струн. В своем письме Чехову Горький замечал, что нужно быть «извергом добродетели», чтобы любить и жалеть «дрянных мошек с кишками, каковы мы», но в то же время писатель утверждал, что не знает «ничего лучше, интереснее человека. Он — все. Он создал даже Бога». То есть, понимание писателем личности отличалось неоднозначностью и противоречивостью. Это понимание во многом определило направления его поисков в ранней прозе. Изначально в его творчестве наблюдается преобладание романтических тенденций, которые предполагали наличие поиска идеальных, сильных и незаурядных характеров.Здесь следует рассмотреть знаменитый рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Рассказ «Старуха Изергиль» является достаточно необычным в аспекте композиции, с одной стороны, здесь есть реалистическое обрамление, то есть, речь идет о беседе автора-повествователя с Изергиль, но также мы сталкиваемся и с романтическим сюжетом, который способствует раскрытию проблемы личности с иной позиции. Горький доказывает, что именно легенды производят наиболее сильное впечатление, поскольку в них раскрываются сильные чувства, страсти, героями их являются очень сильные люди. Эти легенды основаны на библейских сюжетах. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречен на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, смог спасти людей. В качестве своего рода сверхлюдей выступают Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех», являющиеся поистине гордыми, сильными и красивыми людьми. И все же, их гордости присущ разный характер. Ларра, «первый на земле», одержим гордыней, он презирает людей, считая их рабами. Данко же гордится именно званием человека, он испытывает подлинную веру в людей. Гордыня приводит Ларру к преступлению нравственного закона, тогда как Данко совершает подвиг, отдав свое сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой и страхом, собираются убить его. Несмотря на гибель, Данко остается в памяти людей настоящим героем, а его сердце становится голубыми искрами, «языками огня» в темной степной дали. Ларра становится вечной неприкаянной тенью — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Именно так – на символическом уровне – Горький показывает, что личность нуждается не в гордыне, а в высокой идее, в служении высшим идеалам, без этого идеала начинается духовное вырождение человека.Заключение«Философия человека» Ф. Достоевского (1821 – 1881) многими мыслителями (и в прошлом, и сейчас) трактуется как величайшее достижение русской философской мысли. Идеи Ф.М. Достоевского считаются пророческими, они определяют мироощущение людей XX столетия, предсказывают великую революцию и многочисленные войны. В XXI веке произведения писателя не теряют своей актуальности, ведь если мир держится непосредственно на человеческой личности, на ее внутреннем сознании, то духоведение Достоевского приобретает свой смысл.Толстой придерживался философии ненасилия. Наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее ничтожности, и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни подводят Толстого к одному и тому же выводу о том, что вопрос о смысле жизни является именно вопросом веры, но не знания. В философии Толстого понятие веры наделено особым содержанием, не совпадающим с традиционным. Кроме того, очень ярко философское начало проявилось в раннем творчестве М. Горького. Философия сверхчеловека, личности, которая стремится стать легендой, совершить нечто великое в своей жизни – вот основа философского фундамента романтических рассказов Горького. Список литературыДостоевский Ф.М. Бесы. http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0080.shtmlЗапека О.А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-svobody-v-eticheskih-postroeniyah-f-m-dostoevskogЗорина А.Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни: автореф. дисс. канд. философских наук. – М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 3-15.Мочульский К.В. Достоевский : Жизнь и творчество / К. Мочульский. Париж : YMCA-Press, 1947. 561, [2] с.Мясников , А. С. Ранние рассказы М. Горького и их художественные особенности / А. С. Мясников . - С. 245-289Хунарикова, П.Х. Место творчества М. Горького в русской реалистической литературе конца 19-начала 20 вв.//Символ науки. – 2016. - № 11. – С. 47

1. Достоевский Ф.М. Бесы. http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0080.shtml
2. Запека О.А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-svobody-v-eticheskih-postroeniyah-f-m-dostoevskog
3. Зорина А.Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни: автореф. дисс. канд. философских наук. – М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 3-15.
4. Мочульский К.В. Достоевский : Жизнь и творчество / К. Мочульский. Париж : YMCA-Press, 1947. 561, [2] с.
5. Мясников , А. С. Ранние рассказы М. Горького и их художественные особенности / А. С. Мясников . - С. 245-289
6. Хунарикова, П.Х. Место творчества М. Горького в русской реалистической литературе конца 19-начала 20 вв.//Символ науки. – 2016. - № 11. – С. 47