Психоделический аспект в романе В. О. Пилевина
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 14.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1. Особенности творчества В. О. Пелевина 8
1.2. Анализ романа В. О. Пелевина «Священная книга оборотня» с точки зрения психоделического аспекта 16
Заключение 25
Список использованных источников 27
Эти действия помогают достичь определенных целей - заработать на жизнь, получить информацию или просто приятно провести время. По большому счету, лиса – это самая точная метафора писателя.При этом создаваемый писателем симулякр всегда лучше оригинала, то есть объективной реальности. «Стараешься изо всеx сил объяснить другому истину, и вдруг понимаешь ее сам. Это для лис скорее правило, чем исключение. Чтобы понять что-то,мы, лисы, должны кому-то это объяснить. Это связано с особенностями нашего разума, который по своему назначению есть симулятор человеческиx личностей, способный к мимикрии в любой культуре. Hаша сущность в том, чтобы постоянно притворяться… A если моя сущность в том, чтобы притворяться, значит, единственный путь к подлинной искренности для меня лежит через притворство».Автор переосмысляет систему превращений оборотня через образ демона-лисы в мире китайской мифологии. Превращение лисы в романе обусловлено связью с другим, чужим существом, но при этом фокусируется на внутреннем изменении оборотня под воздействием чувства любви, свойственного человеческому миру.В литературной модели важно различать эзотерическое превращение, вызванное измененным состоянием сознания, или физическое перевоплощение. В художественной модели оборотничества клиническая ликантропия, как форма психического состояния зооантропии, при котором меняется самовосприятие – человек мыслит себя животным, интегрируется с мифологическим оборотничеством и формируется сложная система типов. Процесс телесного перевоплощения физических оборотней (тело-в-тело) и ментальных оборотней (сознание-в-сознание) основан на бинарности «своё – чужое» и становится основой сюжетографии или принципом оборотнического миромоделирования, составляет основу объективной субъективности (индивидуальной телесности), но в обоих случаях идентификационным локусом является измененное состояние сознания, то есть «внутренняя субъективность».В романе «Священная книга оборотня» В.Пелевин ставит под вопрос ценностную составляющую процесса оборотничества. Он рассматривает телесную дихотомию как антитезу «созерцание ума – созерцание сердца»: «На самом деле, «созерцание сердца» неотделимо от «созерцания ума», так как для правильного осуществления этой техники нужно разделить сознание на три отдельных потока: 1) первое – ум, вспоминающий обо всех своих темных делах с незапамятных времен; 2) второе – ум, спонтанно и внезапно заставляющий лису дергаться за хвост; 3) третье – ум, отстраненно наблюдающий за этими двумя потоками, а также за самим собой. Если говорить очень грубо, третий поток сознания – это и есть суть техники «созерцание ума».В «Священной книге оборотня» Пелевин также концентрируется на временной и иллюзорной природе человеческого самосознания, и даже в эпизодах, описывающих современную действительность, авторское восприятие реальности определяется его личным пониманием философии буддизма. По своей экзистенциальной сути этот роман, на наш взгляд, близок к дзен-буддийской притче.Когда Желтый Господин поведал А Хули о тайном учении для бессмертных лис, он сказал: «Заблуждающийся ум может попасть в мир богов, мир демонов, мир людей, мир животных, мир голодных духов и ад» (С. 348). Перед нами «шесть сансар» буддизма. В первоначальном буддизме было только пять сансар (мир богов, мир людей, мир животных, мир голодных духов и ад), китайские же буддисты добавили к этому числу «мир демонов».Радужный Поток, указывает учитель, — это «конечная цель сверхоборотня». На вопрос лисы, кто такой сверхоборотень, Желтый Господин отвечает уклончиво: «Внешне он такой же, как другие оборотни, а внутренне отличается. Но остальные никак не могут об этом догадаться по его внешнему виду» (348). А на вопрос, что такое Радужный Поток, следует ответ: «Природа Радужного Потока такова, что любые описания только помешают, создав о нем ложное представление. О нем нельзя сказать ничего достоверного, там можно только быть» (С. 349).Выслушав рассказ А Хули об ее встрече с Желтым Господином, другой герой пелевинского романа — Саша Серый — спрашивает, о каком ключе шла речь, когда Желтый Господин сказал, что, если сверхоборотень желает войти в Радужный Поток, то ему нужно найти ключ. А Хули отвечает:«Правильное понимание собственной природы» (С. 355). Тогда А Хули напоминает ему классическую притчу о собаке и льве.Практикующий медитацию «как собака» постоянно будет следить за каждой мыслью и, подобно медитирующему «как лев», обнаружит источник этих мыслей – пустоту. Мысли о волнах на ней подобны ряби на поверхности озера, но глубина – это глубинное, чистое состояние. Искать ум снаружи бесполезно, потому что ум находится внутри. Когда мы говорим об «уме», мы должны понимать разнообразие умов обычных людей, омраченное состояние ума, которое порождает и поддерживает цепочку бесчисленных мыслей.Предположительно, А Хули погрузилась в другую реальность через медитацию, и для нее реальный мир исчез. Ей противостоит другой персонаж – Саша Серый, который не понимает, как избавиться от проблемы своего существования. Он не смог стать сверхчеловеком и войти в Радужный Поток, но и окончательно не стал обычным человеком. В результате он лишился своей идентичности и потерялся в этом мире.Философия Пелевина, основанная на буддийских принципах, можно свести к выражению: «Мир – это только моё впечатление». Когда главная героиня А Хули погружается в Радужный Поток, она приходит к выводу: «Я перестану создавать этот мир» (С. 382). Дзен-буддизм подчеркивает иррациональную и подсознательную природу духовной деятельности человека, утверждая, что реальный мир является иллюзорным.Многие критики отмечают, что творчество В. Пелевина имеет психоделический характер. В его произведениях герои часто находятся в измененном состоянии сознания, где транс, иллюзии, галлюцинации, фантазии и сновидения становятся неотъемлемой частью мира. Н.Г. Бабенко подчеркивает, что «главной темой писателя является манипуляция человеческим сознанием, что приводит к зомбированию современного человека и его превращению из Homo sapiens в Homo zapiens». По мнению Пелевина, «заппинг»– это переключение каналов с одной программы на другую, что отражает современные тенденции, когда люди начинают думать о том, о чем думают по ТВ.ЗаключениеРаспад Советского Союза привел к радикальным изменениям в литературной ситуации страны, и одним из ярких проявлений этих изменений стало появление на литературной сцене такого уникального и отличного от других писателя, как Виктор Пелевин. Его смешанный стиль, использование различных повествовательных стратегий – притчи, сатиры, фантастики, анекдота, философских, историософских и социологических трактатов, глубина интертекстуального слоя, интерес к отдаленным, часто непонятным читателю культурам, определяют творческий облик этого писателя.Пелевин увлекается интеллектуальными играми и часто пытается вовлечь в них и читателя. В отличие от интеллектуальных игр Т. Манна и Г. Гессе, постмодернист Пелевин использует различные приемы, такие как парадоксы, ирония, бурлеск, для создания психоделического текста-лабиринта со множеством кодов и загадок. Эти приемы способствуют созданию «короткого замыкания», пространства и времени, внезапному превращению и перевоплощению героя.В романе «Священная книга оборотня» Пелевин использует психоделический аспект для создания атмосферы загадочности и таинственности. Он описывает мир главного героя в терминах, которые вызывают ассоциации с психоделическими переживаниями, такими как галлюцинации и измененное состояние сознания.Психоделический аспект романа проявляется в использовании ярких и необычных образов, которые создают ощущение нереальности и сюрреализма. Главный герой оказывается в мире, где реальность смешивается с фантазией, и он не может отличить одно от другого. Пелевин также использует психоделический аспект для исследования темы личностной трансформации и самопознания. Главный герой переживает серию странных и непонятных событий, которые заставляют его задуматься о своем месте в мире и своей собственной природе. Также в романе отражается тему духовной пробужденности и поиска смысла жизни. Главный герой сталкивается с необычными явлениями и символами.В целом, психоделический аспект романа «Священная книга оборотня» играет важную роль в создании уникальной атмосферы и передаче сложных философских и духовных идей. Он помогает читателям погрузиться в мир автора и пережить неповторимый опыт чтения.Список использованных источниковDalton-Brown S. Ludic Nonchalance or Ludicrous Despair? Viktor Pelevin and Russian Postmodernist Prose // The Slavonic and East European Review. 1997. P. 216-233.Архангельский А. До шестнадцати и старше // Известия. – 1999. – 24 марта. Архангельский А. Обстоятельства места и времени //Дружба народов. – 1997. №5. – С. 190-199.Бабенко Н. Г. Очерки лингвопоэтики двух романов «плохого хорошего» Пелевина. – URL: www.intellika.info/publications/ (Дата обращения 12.11.2023).Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 304 с/Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. – 1997. – № 12. – С. 230-233.Гланц Т. Психоделический реализм. – Новое литературное обозрение, 2001. – № 51. – С. 263-279.Двинина С. Ю. Категории времени и пространства в художественном дискурсе постмо-дернизма (на материале романов «Хоксмур» П. Акройда, «Алвертон» А. Торпа, «Чапаев и Пустота» В. Пелевина, «Алтынтолобас» Б. Акунина): дисс. ... к. филол. н.: 10.02.19. Челябинск, 2014. 209 с.Дворак М.А. Специфика художественного мира, конфликта и жанра в современной российской фантастике: на примере произведений Г.Л. Олди: автореф. дис. ... к. фи-лол. н.: 10.01.01. М., 2015. – 18 с.Долин А. Виктор Пелевин: Новый роман / А. Долин // Виктор Пелевин: сайт творчества. – URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-dolin/1.html (дата обращения 13.11.2023).Закуренко А. Искомая пустота / А. Закуренко // Лит. обозрение. – 1998. – №3. – С. 93-96.Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм / Н. Иванова // Знамя, 1998. – №4. – С. 193-204. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. – 1997. №28. – С. 244-259.Короткова А. Классический треугольник [Электронный ресурс] / А.Короткова // Сайт творчества Виктора Пелевина. – URL: http://pelevin.nov.ru/stati/ (дата обращения 13.11.2023).Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство-СПб», 1998. С. 13-285.Мельникова А. Ю. Художественный мир В. Пелевина: пространственно-временной аспект: дисс. ... к. филол. н.: 10.01.01. Иваново, 2012. 222 с.Мэйпин Я. Восточные мотивы в произведениях Виктора Пелевина: дисс. ... к. филол. н.: 10.01.01. СПб., 2019. 162 с.Наринская А. Миром правит явная лажа // Эксперт. – 1999. – №11. – С. 58-59. Пелевин B. Cвященная книга оборотня. – M.: Эксмо, 2004. – 384 с.Пелевин B. Cвященная книга оборотня. – M.: Эксмо, 2004. – 384 с.Пелевин В. S.N.U.F.F. / В. Пелевин. М.: Эксмо, 2012. – 480 с.Пелевин В. О. Жизнь насекомых: Избранные произведения / В. О. Пелевин. – М.: Вагриус, 2004. – 288 с.Пелевин В. О. Омон Ра: Роман: Рассказы / В. О. Пелевин. – М.: Вагриус, 2000.- 272 с.Пелевин, В. Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре. – М.: Открытый мир, 2005. – 172 с.Пигарева, В. Э. Специфика и авторский стиль Виктора Пелевина в романе «Омон Ра» / В. Э. Пигарева. — Текст: непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Бу-ки-Веди, 2016. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10192/ (дата обращения: 13.11.2023).Сейдашова А. Б. Структура художественного пространства и времени в произве-дениях В. Пелевина 90-х годов ХХ века: дисс. … к. филол. н.: 10.01.01. М., 2019. 167 с.Солдаткина Я.В. Современная словесность: актуальные тенденции в русской литературе и журналистике М.: МПГУ, 2015. 160 с. Тимакова А.А. Жанрообразующие признаки произведений большой эпической формы в творчестве А.И. Куприна // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 2. – С. 140-147.Топоров В.Н. Пространство и текст // Топоров В.Н. Текст: семантика и структура. 1983. – C. 227–284.Чупринин С.И. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм [Электронный ресурс] / Жизнь по понятиям. - URL: https://lit.wikireading.ru/11683 (дата обращения 12.11.2023).Юнг К. Г. О современных мифах: сборник трудов / К. Г. Юнг; пер. с нем., предисл. и примеч. Л. О. Акопяна; под ред. М. О. Оганесяна, Д. Г. Лахути. – Москва: Практика, 1994. – 251 с.
2. Архангельский А. До шестнадцати и старше // Известия. – 1999. – 24 марта. Архангельский А. Обстоятельства места и времени //Дружба народов. – 1997. №5. – С. 190-199.
3. Бабенко Н. Г. Очерки лингвопоэтики двух романов «плохого хорошего» Пелевина. – URL: www.intellika.info/publications/ (Дата обращения 12.11.2023).
4. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 304 с/
5. Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. – 1997. – № 12. – С. 230-233.
6. Гланц Т. Психоделический реализм. – Новое литературное обозрение, 2001. – № 51. – С. 263-279.
7. Двинина С. Ю. Категории времени и пространства в художественном дискурсе постмо-дернизма (на материале романов «Хоксмур» П. Акройда, «Алвертон» А. Торпа, «Чапаев и Пустота» В. Пелевина, «Алтынтолобас» Б. Акунина): дисс. ... к. филол. н.: 10.02.19. Челябинск, 2014. 209 с.
8. Дворак М.А. Специфика художественного мира, конфликта и жанра в современной российской фантастике: на примере произведений Г.Л. Олди: автореф. дис. ... к. фи-лол. н.: 10.01.01. М., 2015. – 18 с.
9. Долин А. Виктор Пелевин: Новый роман / А. Долин // Виктор Пелевин: сайт творчества. – URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-dolin/1.html (дата обращения 13.11.2023).
10. Закуренко А. Искомая пустота / А. Закуренко // Лит. обозрение. – 1998. – №3. – С. 93-96.
11. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм / Н. Иванова // Знамя, 1998. – №4. – С. 193-204.
12. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. – 1997. №28. – С. 244-259.
13. Короткова А. Классический треугольник [Электронный ресурс] / А.Короткова // Сайт творчества Виктора Пелевина. – URL: http://pelevin.nov.ru/stati/ (дата обращения 13.11.2023).
14. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство-СПб», 1998. С. 13-285.
15. Мельникова А. Ю. Художественный мир В. Пелевина: пространственно-временной аспект: дисс. ... к. филол. н.: 10.01.01. Иваново, 2012. 222 с.
16. Мэйпин Я. Восточные мотивы в произведениях Виктора Пелевина: дисс. ... к. филол. н.: 10.01.01. СПб., 2019. 162 с.
17. Наринская А. Миром правит явная лажа // Эксперт. – 1999. – №11. – С. 58-59.
18. Пелевин B. Cвященная книга оборотня. – M.: Эксмо, 2004. – 384 с.
19. Пелевин B. Cвященная книга оборотня. – M.: Эксмо, 2004. – 384 с.
20. Пелевин В. S.N.U.F.F. / В. Пелевин. М.: Эксмо, 2012. – 480 с.
21. Пелевин В. О. Жизнь насекомых: Избранные произведения / В. О. Пелевин. – М.: Вагриус, 2004. – 288 с.
22. Пелевин В. О. Омон Ра: Роман: Рассказы / В. О. Пелевин. – М.: Вагриус, 2000.- 272 с.
23. Пелевин, В. Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре. – М.: Открытый мир, 2005. – 172 с.
24. Пигарева, В. Э. Специфика и авторский стиль Виктора Пелевина в романе «Омон Ра» / В. Э. Пигарева. — Текст: непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Бу-ки-Веди, 2016. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10192/ (дата обращения: 13.11.2023).
25. Сейдашова А. Б. Структура художественного пространства и времени в произве-дениях В. Пелевина 90-х годов ХХ века: дисс. … к. филол. н.: 10.01.01. М., 2019. 167 с.
26. Солдаткина Я. В. Современная словесность: актуальные тенденции в русской литературе и журналистике М.: МПГУ, 2015. 160 с.
27. Тимакова А. А. Жанрообразующие признаки произведений большой эпической формы в творчестве А.И. Куприна // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 2. – С. 140-147.
28. Топоров В. Н. Пространство и текст // Топоров В.Н. Текст: семантика и структура. 1983. – C. 227–284.
29. Чупринин С.И. Психоделическая литература, галлюцинозный или галлюцинаторный реализм [Электронный ресурс] / Жизнь по понятиям. - URL: https://lit.wikireading.ru/11683 (дата обращения 12.11.2023).
30. Юнг К. Г. О современных мифах: сборник трудов / К. Г. Юнг; пер. с нем., предисл. и примеч. Л. О. Акопяна; под ред. М. О. Оганесяна, Д. Г. Лахути. – Москва: Практика, 1994. – 251 с.