Мифы как источники сюжетов античной литературы и литература как источник сюжетов мифов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 16 16 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 16.12.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ МИФА 5
2.МИФ И ЛИТЕРАТУРА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Фрагмент для ознакомления

Основной смысл диалога заключается в следующем: Посейдон вынужден проститься со стенами Трои, его возмущают действия греков, которые все разрушают и убивают на своем пути, а ведь он сам строил стены Трои. Посейдон предсказывает, что на греков падет кара. Афина оказывала помощь грекам, однако и у нее поведение греков в отношении троянцев вызывает осуждение.Мифологические основы были репрезентованы и в литературе Древнего Рима. Период правления Августа снова ознаменовался подражательной тенденцией, но все же, Гораций, Вергилий, Овидий – это самобытные творцы, которые не только прекрасно владели греческой традицией, но и привнесли в литературу нечто свое. «Энеида» Вергилия является настоящим национальным римским эпосом. Безусловно, факт подражательности Гомеру и другим образцам здесь присутствует, его невозможно отрицать, тем не менее, эта подражательность не является существенной. В литературе Древнего Рима древнегреческий образ героя постепенно стал отходить на второй план, тем не менее, он приобретает новые черты. Особенно знаменита эпическая поэма Вергилия «Энеида», где в увязанности с запросами времени подается сказание о троянском герое Энее, предыстории не только Рима, но и предков Августа. Автор сознательно использует опыт Гомера. Как и у Гомера, в поэме действуют боги и герои, противники и союзники троянцев, через сложные коллизии, боевые столкновения в конечном итоге пришедшие к примирению, к предопределенному роком единодушному возвеличению Рима. Сам Эней – истинный образец будущего римлянина, благочестивый и мужественный, вместе с тем обаятельный, утонченный, чувственный. Во всех своих действиях он следует роковому предначертанию и воле богов, смиряя свои желания и умело преодолевая сложнейшие препятствия. Таким образом, миф стал той основой, на которой выросла античная литература. Мифы не только используются в литературе как сюжеты для произведений, они также обладают глубоким символическим значением. Мифические персонажи и сюжеты служат аллегориями, которые помогают авторам выразить свои мысли и чувства.Однако в более позднее время и литература стала источником мифов.В частности, самые талантливые из писателей создают собственные мифы, похожие на подлинные, но в то же время отличные от них по своему нравственно-психологическому содержанию. Генрих Гейне изобрёл Лорелею как вариацию древней сирены, Герман Мелвил — Белого Кита. В связи с этим рождается и такое понятие, как авторский миф, в особенности это актуально для литературы постмодерна.Авторский миф, так же, как и миф архаический, создает определённую картину мира. Современная литература часто обращается к реальным историческим событиям, а авторский миф вплетает отрывки реальности в контекст своего повествования. В рамках авторского мифа фикция соединяется с историей (Б. Грабал «Я обслуживал английского короля», В. Пелевин «Чапаев и Пустота», М. Турнье «Лесной царь»). ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Древнегреческая литература берет свое начало в мифе. Особое внимание мы уделили гомеровскому эпосу, из которого собственно и рождается вся литература Древней Греции. Вне всякого сомнения, гомеровский эпос является монументальным, но Гомер неизменно воспевает жажду жизни, вместе с тем, напоминая нам о неизбежности смерти. Последняя строка «Илиады»: «Так погребали они конеборного Гектора тело», звучит как строка-реквием по всем погибшим. Поэма Гомера имеет не только художественный смысл, но является важнейшим историческим и этнографическим источником, рассказывающим о жизни древних греков. Споры о возможном историзме содержания поэмы, видимо, никогда не умолкнут. Как и всякая великая книга, «Илиада» – это зеркало, в котором каждая эпоха видит себя. Гомеровский эпос также развивался. Герои «Одиссеи» являются уже более сложными, их характеры носят утонченный характер, отношения являются более запутанными, если сравнивать с «Илиадой». Следует сказать об огромном влиянии этих поэм Гомера на культуру античного мира, на развитие европейской культуры в последующие эпохи. До сих пор эти произведения привлекают внимание своей эпохальностью и величием героев, описываемых событий. Поэма Гомера «Одиссея» – это также и подлинная сокровищница мудрости греческого народа – «книга откровения». Они не представляли собой только лишь принадлежность ионийского племени, среди которого создавались, а выступали в качестве общего достояния всего народа Греции. Популярность Гомера была столь высокой, что, согласно преданию, Пикург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон – в Афинах.Впоследствии в литературе Древней Греции появляются различные формы поэтического творчества, а искусство стихосложения достигает подлинного величия и расцвета. Тем не менее, мифологическая основа продолжает доминировать и здесь. Особо нужно сказать о высоком развитии драматургии Древней Греции. Трагедии и комедии Древней Греции заложили основу для развития всей мировой драматургии в целом. Трагедии и комедии Древней Греции представляют собой уникальные художественные творения, которые также отражают тесную связь мифологии и литературы. Древнеримская литература, безусловно, изначально начинает свое развитие в подражание литературе Древней Греции. НО, как уже отмечалось ранее, никак нельзя рассматривать ее как несамостоятельное явление. Несмотря на тесную связь и заимствования, литература Древнего Рима постепенно начала развиваться по собственному пути. В литературе Древнего Рима появились многие новые жанры, отразившие специфику художественного мировоззрения римлян. Заимствования преимущественно относятся к сфере системы жанров, тем, проблематики, поэтического языка, обращения к мифологии.Сама литература также может становиться источником мифа. В частности, это демонстрирует такое явление, как авторский миф. Многие писатели-романтики и писатели постмодерна создавали своих собственных мифологических героев, те сюжеты, которые впоследствии и получали статус «авторского» мифа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВейль С. «Илиада» или Поэма о силе. – Режим доступа: www.lib100.com (Дата обращения 16.11.2023)Гиленсон, Б.А. История античной литературы. [Электронный ресурс] URL: http://oldevrasia.ru/library/Boris-Aleksandrovich-Gilenson_Istoriya-antichnoy-literatury--Kniga-2--Drevniy-Rim/2 (дата обращения 16.11.2023)Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с. (Серия «Психология без границ»). С. 213-242. URL: http://media.ls.urfu.ru/420/1103/2273/2217/1026/ (дата обращения 16.11.2023)Назиров Р. Г. Генезис и пути развития мифологических сюжетов // Фольклор народов России. Русский фольклор Башкортостана в его межэтнических отношениях: Межвузовский научный сборник. Уфа: Башкирский университет, 1995. С. 138 — 166.Радциг С. И. История древнегреческой литературы. [Электронный ресурс] URL: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/radcig-istoriya-drevnegrecheskoj-literatury/vvedenie.htm (дата обращения 16.11.2023)Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

1. Вейль С. «Илиада» или Поэма о силе. – Режим доступа: www.lib100.com (Дата обращения 16.11.2023)
2. Гиленсон, Б.А. История античной литературы. [Электронный ресурс] URL: http://oldevrasia.ru/library/Boris-Aleksandrovich-Gilenson_Istoriya-antichnoy-literatury--Kniga-2--Drevniy-Rim/2 (дата обращения 16.11.2023)
3. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с. (Серия «Психология без границ»). С. 213-242. URL: http://media.ls.urfu.ru/420/1103/2273/2217/1026/ (дата обращения 16.11.2023)
4. Назиров Р. Г. Генезис и пути развития мифологических сюжетов // Фольклор народов России. Русский фольклор Башкортостана в его межэтнических отношениях: Межвузовский научный сборник. Уфа: Башкирский университет, 1995. С. 138 — 166.
5. Радциг С. И. История древнегреческой литературы. [Электронный ресурс] URL: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/radcig-istoriya-drevnegrecheskoj-literatury/vvedenie.htm (дата обращения 16.11.2023)
6. Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.