Обряды перехода на Северном Кавказе: рождение, свадьба, смерть

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 20 20 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 17.12.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико - исторический аспект характеристики обрядов перехода на Северном Кавказе 5
2. Специфика обрядов перехода на Северном Кавказе: рождение, свадьба, смерть 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Фрагмент для ознакомления

Не зря, наиболее широко представлена в исследования похоронно-поминальная обрядность осетин, сохранившая в основном связь с языческими верованиями.Похороны, как правило, проводятся на следующий день после смерти, однако, если не все родственники проживают в одной местности, то необходимо дождаться всех родственников, и на основании согласия старшин, похоронную процессию делают через два-три дня. Подготавливают усопшего к захоронению те, кто умеет читать молитвы. Саван для мужчин и женщин делается одинаковым. Могилу подготавливают соседи или родственники; для женщины — немного глубже, чем для мужчины.Информируют всех о наступившей смерти кто – то из числа соседей или родственников. Рядом с покойным на обязательной основе читают Коран, и чем больше человек этим занимается, тем лучше для души умершего. На похоронах обязательно присутствует эфенди. Он дает указание близким прощаться с усопшим и выносить его. Похоронная процессия обычно начинается в середине дня (14 час.). За один-два часа до этого осуществляют обряд искупления грехов (деур), для которого выделяют 250–400 руб. (нередко данная сумма прописывается в завещании, как и то, в каком размере будет потрачено на похоронную процессию истратить). Часть из этой суммы (по 10 руб.) причитается тем, кто обмывал покойного, и по 5 руб. предоставляется бедным. На похороны приходят эфенди из разных аулов и как правило через них передают деньги для бедных. В каждом ауле существуют перечни беднейших жителей.Женщины, в рамках похоронного обряда, провожают усопшего до ворот, при этом не идя на кладбище. Присутствие женщин на кладбище приемлемо только на основание разрешения эфенди, когда они убирают и приводят в порядок могилы близких. Носилки с усопшим, запрещается ставить на землю, до кладбища их несут на плечах, при этом, меняясь друг с другом. На кладбище два близких родственника спускаются в могилу и принимают усопшего, которого подают им вниз на брезенте. Помещая усопшего в нишу, они развязывают узлы на саване и бросают в саван по горсти земли. Затем ниша накрывается досками.Когда заканчивается похоронная процессия, затем организовывается поминальный обед, состоящий из угощений, для прибывших издалека, однако не в доме умершего (там не готовят пищу в течение трех дней), а в доме родственников (если он находится не в этом же дворе) или соседей. Похоронную процессию посещают только женатые мужчины. В целом, же, к посещению кладбища допускаются мальчики12–13 лет.Памятник воздвигается на могиле усопшего в голове, нередко это осуществляется сразу же, в день похорон (зачастую он представляет собой асбестовую трубу с надписью).Символизируя траур, мужчины не бреются (как правило в течение недели, самые близкие — до 40-го дня), женщины облачаютсячерную одежду, черные платки. Телевизор в доме, где соблюдается траур, запрещено включать до месяца и дольше.Сорок дней по усопшемуобязательно читается Коран. В течение месяца после смерти необходимо каждый четверг жарить в масле лепешки (локумы) и раздавать их детям. При возможности это можно делать целый год или несколько лет.В 40-й день проводятся поминки с присутствием большого числа людей, (в частности и из соседних сел), как в день похорон. Немалое содействие семье в этот день оказывают родственники. Часть баранины раздают бедным людям в некоторыеблизлежащие села в качестве милостыни (садака). Женщины приносят кур, сладости, мужчины могут принести деньги.На поминальный стол подается:- мясо с бульоном (ляпе), заправленное зеленью, чесноком, луком; - паста; - плов — рис с изюмом (его жарят с сахаром) и сливочным маслом; - курятина с подливой (джедлибже); - домашняя лапша (хингал), подаваемая с вареными яйцами, чесноком и сметаной или кислым молоком; - халва и различные сладости, пирожки, жареные лепешки (локумы). В этот день обязательно кормят детей и угощают их сладостями.На годовых поминках, присутствует гораздо меньше народа, чем на 40-й день. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в результате проведенного исследования, по теме«Обряды перехода на Северном Кавказе: рождение, свадьба, смерть», необходимо сделать следующие выводы. В качестве одной из фундаментальных традиций являются обряды, носящие также название ритуалов. Обряды не следует путать с традициями, поскольку обряды выступают лишьформой представления традиций, которая необходима для передачи новым поколениям социального и культурного опыта. Помимо вышепредставленных понятий, особое значение имеетисследование сущности термина «адaт». Адат, характеризуется как право или традиционные нормы Северо - кавказских горцев, которые передаются из поколения в поколение. В рамках адатов кавказских народов, в первую очередь, традиции и общественная жизнь горцев. Aдаты характеризовались как правила жизни общества. Человек, который отклонялся от соблюдения таких правил, подвергался осуждению и призрению, а также был неким изгоем такого общества.В соответствие с традиций Северного Кавказа, у женщины, родившей сына, возникало право общения с влиятельными членами семьи, которыми нередко являлись родители мужа, а также иные привилегированные люди. До возникновения такого случая, у женщины имелось лишь право взаимодействие с ними только через мужа, с отсутствием права личного обращения по какому-либо поводу. В давние времена, свадебная церемония на Северном Кавказе выступала в качестве одного из основополагающих событий в жизни молодоженов и их семей. На сегодняшний день, невзирая на перемены в обществе, свадебные традиции сохраняют свою актуальность и значимость.Образцовой невестой, считалась та девушка, которая скромна и тиха, а также немного кушает и практически не пьет. Иными словами, невеста Северного Кавказа должна быть образцом целомудрия и покорности.Один из наименее этнографически изученных — раздел похоронно-поминальной обрядности народов Северного Кавказа. Похоронные обряды черкесов, карачаевцев и кабардинцев.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАпажева С.С. Трансформация традиций народов Северного Кавказа: от прошлого к современности // Вестник калмыцкого университета, 2023. С. 86-92.Апажева С.С., Мамсиров А.Х., Цолоев Т.С. Северный Кавказ: современная этнополитическая ситуация и возможности ее стабилизации. История: факты и символы. 2020, Елец, №4 (13). – С.101-111Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. — М.: Изд. Надыршин А. Г., 2019. — 451 с.Гончаров, А. С. Межкультурная коммуникация в северокавказском историческом регионе в первой половине XIX века / А. С. Гончаров, И. А. Ануприенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 328-331.Дубровин Н. Ф. Кавказ и народы, его населяющие. Книга II. Законы и обычаи на Кавказе. — М.: Кучково поле, 2019. — 542 с.Исмаилова, А. М. Свадебные обряды народов Дагестана / А. М. Исмаилова. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2020. — С. 80-83.Каитова А.Н. Обычаи и традиции народов Северного Кавказа сохранились ли они в наше время? // История и археология, 2023. С. 94-198.Калашников Н.С., Богданова М.В. Обрядовые традиции Северо-Кавказских народов: от предков к потомкам // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:https://scienceforum.ru/2022 (дата обращения: 17.11.2023 ).Козлов В.А., Козлова М.Е., Бенвенути Ф. Парадоксы этнического выживания: сталинская ссылка и репатриация чеченцев и ингушей после Второй мировой войны (1944 — начало 1960-х гг.). — СПб. : Нестор-История, 2016. — 128 с.Куначева Ф.Г. Воспитательный потенциал традиций свадебного цикла горцев северного кавказа // Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2020. С. 139-148.Шагинян, И. Х. Население Северного Кавказа / И. Х. Шагинян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 316-318.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апажева С.С. Трансформация традиций народов Северного Кавказа: от прошлого к современности // Вестник калмыцкого университета, 2023. С. 86-92.
2. Апажева С.С., Мамсиров А.Х., Цолоев Т.С. Северный Кавказ: современная этнополитическая ситуация и возможности ее стабилизации. История: факты и символы. 2020, Елец, №4 (13). – С.101-111
3. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. — М.: Изд. Надыршин А. Г., 2019. — 451 с.
4. Гончаров, А. С. Межкультурная коммуникация в северокавказском историческом регионе в первой половине XIX века / А. С. Гончаров, И. А. Ануприенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 328-331.
5. Дубровин Н. Ф. Кавказ и народы, его населяющие. Книга II. Законы и обычаи на Кавказе. — М.: Кучково поле, 2019. — 542 с.
6. Исмаилова, А. М. Свадебные обряды народов Дагестана / А. М. Исмаилова. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2020. — С. 80-83.
7. Каитова А.Н. Обычаи и традиции народов Северного Кавказа сохранились ли они в наше время? // История и археология, 2023. С. 94-198.
8. Калашников Н.С., Богданова М.В. Обрядовые традиции Северо-Кавказских народов: от предков к потомкам // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:https://scienceforum.ru/2022 (дата обращения: 17.11.2023 ).
9. Козлов В.А., Козлова М.Е., Бенвенути Ф. Парадоксы этнического выживания: сталинская ссылка и репатриация чеченцев и ингушей после Второй мировой войны (1944 — начало 1960-х гг.). — СПб. : Нестор-История, 2016. — 128 с.
10. Куначева Ф.Г. Воспитательный потенциал традиций свадебного цикла горцев северного кавказа // Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2020. С. 139-148.
11. Шагинян, И. Х. Население Северного Кавказа / И. Х. Шагинян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 316-318.